Несмотря на небольшие размеры, внутри храм кажется довольно просторным. Он имеет несколько вытянутый план за счет увеличения нартекса (притвора). Внутренне пространство собора легко охватывается взором от любого из входов. Оно расчленено стройными крестчатыми столбами, на которые опираются пологие крестовые своды и разделяющие их подпружные арки. Карнизы столбов и кронштейнов тонко профилированы. Рисунок их профиля почти полностью совпадает с аналогичным на наружных стенах храма. Столбы довольно широко расставлены и образуют большой подкупольный квадрат. Так как апсиды собора значительно ниже восточной стены четверика, то на ее внутренней стороне образуется значительная плоскость, позволяющая разместить на ней композиции, которым в росписях храма обычно отводится другое место. Северная, западная и южная стены собора расчленены на три части плоскими пилястрами, которые соответствуют наружным лопаткам. В XVI столетии Данилов монастырь был почитаемой обителью. Здесь жил ученик преподобного Даниила – будущий митрополит Всея Руси Афанасий, написавший после смерти своего наставника его Житие. Отсюда происходит другой известный русский святой – друг и постриженик Даниила Герасим Болдинский. Но приобрести значительные богатства в этот период монастырской брани не удалось. Все строения обители, кроме Троицкого собора и Похвальской церкви, возведенной еще при жизни Даниила на средства великокняжеской семьи, так и оставались деревянными. А в начале XVII века во время Смуты монастырь был разграблен и почти полностью сожжен. Смута сыграла роковую роль не только в истории Данилова монастыря, но и всего города в целом. Переславцы долго не могли выбрать, кого поддержать в этой войне, и присягали все подряд – от королевича Владислава до Тушинского вора. В результате это при восшествии на престол новой династии Романовых Переславль на некоторое время утратил свое привилегированное положение подмосковной царской вотчины и не пользовался благосклонностью молодого царя Михаила Федоровича и его отца патриарха Филарета.

http://sobory.ru/article/?object=00434

Место обители отличается красотой, и писатели житий обычно отмечают это. С высокой горы увидел преподобный Кирилл Белозерский необъятное пространство, покрытое озерами и лугами, орошенное с одной стороны Шексною и признал тут место, указанное ему Богом. Герасим Болдинский избрал себе место над потоком, где стоял огромный дуб. Кирилл Новоезерский поселился под елью на крутом берегу Нового озера. Преподобные, поселяясь у рек, выбирали место у самого устья (пре­подобные Пафнутий Боровский, Кассиан Углический, Пахомий Нерехтский, Арсений Комельский и др.), если селились в озерной местности, то на берегу большого озера (преподобный Нифонт Кожеезерский), в средоточении малых, часто на острове (преподобные Нил Столобенский, Антоний Сийский). Удивительно, что эту дивную красоту реальным образом указал им Господь. Вначале новые монастыри живут по особножительному уставу. Каждый брат строит себе собственную келью, обрабатывает свой огород, заботится о своей одежде и пропитании, занимается рукоделием, а потом выменивает за свои изделия хлеб у крестьян. По своему разумению он молится, а все вместе собираются только на богослужение. Жизнь напоминает палестинскую лавру преподобного Саввы. Но постепенно многие монастыри переходят на киновии. При общежительном уставе ни у кого из братии нет личного имущества, работают они на монастырь, а он обеспечивает их пищей и одеждой. Все, что приносит огород или крохотное поле, идет в монастырский погреб. Монахам запрещено питаться у себя в кельях или хранить в них съестные припасы. Братия получает одинаковую пищу. Все послушания в монастыре распределяются настоятелем, без его разрешения и благословения ни один инок ничего не начинает. Новоначальные иноки отдаются в послушание пожилым монахам и во всем исполняют их волю. Часто такие взаимоотношения носят характер старческого руководства. Большую роль в древнерусском монастыре играла личная духовная одаренность основателя; особое значение имели те обители, где основателями были лучшие представители древнерусского подвижничества, чьи заветы соблюдались долго после кончины основателя.

http://pravmir.ru/traditsionnoe-prirodop...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Игуменов своих почитайте о Господе во всем; аще же игумен начнет не по Бозе жити и не по чину монастырскому, и вам из братии послать к нему в келью и беседовать с ним со смирением духовным; а в духовных делах и во всяких монастырских потребах, без совета соборных старцев, не творите ни что же, а соборным без игумена, но всем сошедшимся соборовати, разве который старец соборный в отъезде будет. Игумен своих постриженников во иные монастыри не отпускал бы, понеже на постризе всяк обещается от обители, в ней же пострижен, не исходит до кончины жизни своея. Сице во всех монастырех моего строения приказываю, а кто по кончине моей в пустыне сей Святыя Живоначальныя Троицы завещания моя поперет, игумен или братия, которыя по мне будут, судятся со мною пред Богом. Аще же братия моя, сохраните заповеданная мною, сохранит вы Господь от всяких находящих на вы бед и обитель сия святая ни чем не оскудеет, но во всем изобиловати будет и незабвени пред Богом будете. Помните обещание свое, еже отрекохомся мира и иже в мире вся красная, за малое терпение вечную жизнь получим; наше бо обещание Ангели Божии написавше имеют на небеси. Се же конец моего жития приближися, вас же братию и чада своя вручаю в Троице славимому Богу и предстательству и Споручнице нашего спасения Пречистой Богородице, и проповеднику покаяния Иоанну Предтече, и Преподобному Сергию Чудотворцу, и в руце Благовернаго Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича Самодержавца всея России, и Преосвященному Макарию Митрополиту Московскому и всея России. Да будет вам известно, отцы и братия, яко бил есмь челом Государю Царю и Преосвященному Митрополиту Макарию, о брежении монастырском и обидах посторонних, да по преставлении моем не дадут в обиду; и буде, братия моя, постигнут вас каковыя скорби, и вы бы уповали есте на Господа Бога и Пречистую Богородицу, и призывали в помощь Сергия Чудотворца и били бы челом обо всем Государю, кого в то время Господь на царство подаст, и Преосвященному Митрополиту, в то время престол правящю; да будет известна сия обитель им, и в деле неповинном защитят вас, и помощию Божию не вредимы пребудете.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Раз разбойники, пытавшиеся напасть на преподобного, были ослеплены чудесным светом от иконы Пресвятой Богородицы; преподобный простил и исцелил их, но запретил об этом рассказывать при своей жизни. Многие приходили к нему за наставлениями; он прозревал их тайные согрешения и приводил к покаянию. Часто спасал он своей молитвой плававших по озеру во время бури.  В келье своей преподобный ископал могилу и поставил гроб: память смертная никогда не оставляла его. Спал он стоя, опираясь на два костыля, вбитых в стену. Пищей ему служили овощи, которые он сам сажал.  Перед его кончиной духовник его, игумен соседнего монастыря Сергий, принес ему Святые Дары. Преподобный предсказал ему, что на этом месте будет монастырь, и просил его прийти на следующий день. Когда игумен пришел, преподобный уже скончался, стоя на коленях и опираясь на костыли. Лик его сиял несказуемым светом, казалось, что он тихо и мирно спит. Келья вся была наполнена дивным благоуханием. Погребли его тут же, в приготовленной им могиле.  По его кончине на месте его подвигов стали селиться другие пустынножители, и наконец чтивший его инок Герман основал здесь монастырь и записал то немногое, что известно о житии прп. Нила. Икона прп. Нила написана по указаниям лиц, знавших его лично.  Много чудес совершилось на его могиле. В ночь с 17 на 18 мая 1667 г. над могилой прп. Нила видели огненный столп, а 25 мая на ней горела огромная свеча. Наконец, 27 мая он явился игумену Герману и просил извлечь его из могилы. В тот же самый день — во время работ по сооружению каменного монастыря вместо прежнего деревянного — как ни старались не касаться могилы прп. Нила, но произошел обвал, и таким образом святые мощи его были открыты. Помещены они были в новый собор в открытой раке.  Монастырь прп. Нила Столбенского был одним из любимых мест паломничества русских людей. В день памяти его, 27 мая, крестный ход совершался на лодках вокруг всего острова. На некотором отдалении от монастыря на острове находился уединенный скит. •  На оз. Селигер около 10 островов, о. Столбенский находится в пределах Тверских, в 7 верстах от Осташкова. В XVI в. он состоял в вотчине боярина Бельского. Преподобный Герасим Болдинский (+ 1554)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Александра и еще живого М. (Видение Иродиона, како виде прп. Александра и митр. Макария, со церквы Николая/Публ. по ркп. СПбДА 276. Л. 156 об.- 158 об. подгот.: архим. Никодим (Кононов)//Олонецкие ЕВ. 1903. 19. Ч. неофиц. С. 664). В конце своего Новгородского архиерейства святитель рукоположил также прп. Макария Римлянина , ученика прп. Александра Свирского. В Москве на митрополичьих богослужениях молился блж. Василий († 1557). За благословением к М. обращались преподобные Адриан Ондрусовский († 1550), Адриан Пошехонский († 1550), Феодосий Тотемский († 1568). Прп. Герасим Болдинский († 1554) перед кончиной обращался к царю Иоанну Грозному и к М. и просил их покровительствовать своему мон-рю. Прп. Елена (Девочкина ; † 1547), 1-я настоятельница Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери женского монастыря , составила свою духовную «по благословению государя преосвященного Макария, митрополита всеа Росии», заповедав инокиням молиться «о святейшем митрополите Макарии» (АРГ: АММС. С. 298, 302). Махрищский игум. свт. Варлаам (впосл. епископ Суздальский; † 1585) в 1560 г. по благословению М. возрождал Троице-Авнежский монастырь, связанный с памятью преподобных Григория и Кассиана Авнежских († кон. XIV в.), учеников прп. Стефана Махрищского († 1406). Непростые отношения связывали М. с прп. Максимом Греком († 1556), осужденным Московскими Соборами 1525 и 1531 гг. После 1532 г. прп. Максим если не отказался от нестяжательских взглядов, но и не пропагандировал их; его полемические сочинения, направленные против инославных и еретиков, а также его критика апокрифов отвечали интересам Церкви. Вместе с тем он настойчиво добивался реабилитации, снятия с него обвинений в богословских заблуждениях. М. не возражал против создания для прп. Максима в тверском Отроче мон-ре благоприятных условий для работы, оказывал ему материальную помощь, получал от него сочинения и высказывал о них благоприятное мнение, но не мог пойти на его церковное оправдание и тем самым на пересмотр соборных решений.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Града Вологды святыя 241. Святый Антоний епископ Вологодский чудотворец преставися в лето 7000 Местно-чтимый святитель, ученик преп. Герасима Болдинского, посвящен в 1586 году из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря и архипастырствовал только два года. Житие его неизвестно, но в рукописной полууставной книге: «Жития Вологодских чудотворцев», хранящейся в соборе, сказано, что «от честнаго его гроба верные исцеление приемлют и доныне всяким недугом одержимые, молитвами святителя». И теперь еще часто приходят служить панихиды над гробницею блаж. Антония, на которой лежит дека с его изображением. Не канонизирован, но от прежнего аремени сохранились тропарь и кондак святителю. Ум. 26 октября 1588 года. Погребен в Вологодском Софийском соборе. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием надсед, брада аки Василия Великаго , поуже на конец, на главе шапка святительская, ризы святительския, и во омофоре, в руках Евангелие», а на гробовой иконе изображен с лицом продолговатым, с черными и длинными волосами и бородою» (Филимонов, стр. 67. Верюжский, Сказания о св. Вологодской епархии, стр. 502). 242. Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий преставися в лето 6900 месяца февраля в 11 день Урожденец Переславля-Залесского, сын богатого купца, родился в начале XIV века, обучен в юности чтению книг. Приняв пострижение в Нагорном Борисоглебском монастыре, он снискал себе чистою, равноангельскою жизнию любовь и уважение братии. Спустя несколько лет, Димитрий основал, на берегу Переславского озера, Николаевский монастырь, что на болоте, с правилами строгого общежития для братии. С 1354 года был другом и собеседником преп. Сергия; оба они принимали от купели одного из сыновей великого князя Димитрия Донского. Но, бегая славы человеческой, он решился удалиться в глухое место, и отправился с любимым учеником своим Пахомием на север, тогда еще малолюдный, в непроходимые дубравы Вологодские. При слиянии рек Лежи и Великой, недалеко от Авнежской волости, он поставил храм Воскресения Христова, существующий доныне; окрестные жители, боясь потерять часть земли своей, не дозволили ему устроить монастырь. Смиренный отшельник ушел в Вологду, где еще не было до него обителей иноческих. За 3 версты от города полюбилось ему уединенное место «при луке» (излучине) р. Вологды. Здесь преп. Димитрий в 1371 году основал монастырь. Ум. 11 февраля 1392 года. Мощи почивают под спудом в соборной Спасской церкви основанного им Спасоприлуцкого монастыря, построенной над гробницею его в 1537 году. Память празднуется в день преставления. Житие преп. Димитрия описано Прилуцким игуменом Макарием со слов Пахомия, ученика и преемника в игуменстве преп. Димитрия. Оно помещено в Минее митрополита Макария под 11 февраля вместе с похвалою и словом о чудесах. (Обзор Русск. Дух. Литерат. § 91). 243. Преподобный князь Игнатий Андреевичь Углицкий, иже бысть на Прилуце, преставися в лето 7030 месяца маиа в 19 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Некоторые имена Собора Ростово-Ярославских святых: Святыни [ править править код ] Переславль-Залесский [ править править код ] Переславская земля — родина святого благоверного князя Александра Невского. В настоящее время в городе сохранилась Соборная площадь, где в княжеских палатах родился святой благоверный князь. Одно из памятных мест, которое связано с именем святого, — Спасо-Преображенский собор. Построенный в XII веке, — это уникальный памятник владимиро-суздальской школы зодчества. В этом соборе крестили князя Александра. В городе сохранились: Александрова гора у северо-восточного побережья Плещеева озера, на которой в XIII веке князь Александр основал Александров Борисоглебский монастырь; церкви Александра Невского и Сретенская XVIII века, построенные в честь Святого благоверного князя. С Никитским монастырем связано и имя первого из переславских святых — Никиты Столпника. Он служил сборщиком княжеских податей. Исцелял многих людей и недалеко от обители «ископал студенец», вода из этого источника и сегодня считается святой. Погребен Никита Столпник был на территории Никитского монастыря, официально канонизирован в XVI веке. В 2000 году произвели вскрытие его мощей, и сегодня они покоятся в Благовещенском храме. Он был основан предположительно в 1348 году. Основателем его стал Дмитрий Прилуцкий, ученик преподобного Сергия Радонежского, не раз посещавшего Никольскую обитель. В храмах обители покоятся мощи двух переславских святых — благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Основатель монастыря — инок Переславского Никитского монастыря Даниил († 7 апреля 1540), духовник великого князя Василия III. Среди его учеников, живших в обители, был святой Герасим Болдинский — впоследствии основатель Троицкого Болдина монастыря. Умер Даниил в глубокой старости, в 1540 году, незадолго до этого передав настоятельский пост своему постриженику Илариону. По приказу Ивана Грозного один из послушников монастыря составил житие преподобного. В 1653 году были обретены мощи Даниила, и он был канонизирован. Мощи святого Даниила покоятся в Троицком соборе, где есть придел его имени. Ростов [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010