«Изустная память» Г. была известна Московскому митр. свт. Макарию и царю Иоанну IV. В 1576 г. она была переписана в Болдинском мон-ре по приказу соборных старцев и игум. Антония (впосл. епископ Вологодский и Великопермский) «с подлинного слово в слово», единственный ее список сохранился в рукописи 1663 г., происходящей из переславского Троице-Данилова мон-ря (РГБ. Унд. 301. Л. 126-128а). В рукописях встречается также лит. обработка «Изустной памяти» 2-й пол. XVII в., насыщенная риторическими вставками. Именно этот текст хранился в Болдинском мон-ре в более позднее время в качестве завещания-устава Г. Г. был погребен в Болдинском мон-ре у юж. стены Троицкого собора, рядом с приделом прп. Сергия Радонежского. По-видимому, в игуменство Иосифа Краснописца (1554 - не позднее 1567) мощи преподобного были перенесены в соборный храм и помещены в деревянную раку (в самых ранних посмертных чудесах Г., относящихся к времени игуменства Иосифа, упом. его «целбоносный гроб» с деревянной ракой). Крышкой раки, согласно рассказу о 9-м чуде («о Федоре Круговитине»), служила икона святого. В кон. XVI в. мощи Г. были перенесены в новопостроенный каменный Троицкий собор, в придел ап. Иоанна Богослова, помещены в деревянную резную позолоченную раку, над к-рой была устроена такая же сень. Почитание Житие Г. представлено единичными списками, вероятно, это объясняется теми обстоятельствами, что смоленские земли неоднократно становились ареной военных действий в Смутное время , в 1611-1655 гг. Болдинский мон-рь занимали иезуиты, в 1812 г. он был разорен наполеоновскими войсками. 1-я редакция Жития, написанная до 1586 г. игум. Болдинского мон-ря Антонием, известна в 2 списках: РГБ. Унд. 600. Л. 142-210 об., 1685/86 г., и РГБ. Попов. 94. Л. 165-220. В богатом фактическим материалом Житии, написанном игум. Антонием, использовано завещание Г., а также агиографические сочинения, в частности Житие прп. Герасима Иорданского. 1-я редакция помимо сведений о жизни преподобного содержит описание прижизненных чудес (2 чудес о возвращении украденных лошадей - монастырских и крестьянских, чудес о наказании обидевших святого крестьян, о наказании и об исцелении святым великокняжеского посланника, захватившего монастырских крестьян, о сыне дорогобужского приказчика Лаврека Соколова, об изгнании бесов из Абрамовского оз.) и 17 посмертных чудес (о наказании болезнью, часто беснованием, за воровство, за нарушение обетов, за нанесение обид монахам и о последующем исцелении по молитвам к святому, об умножении еды на трапезе, об избавлении от разбойников, неск. чудес, связанных с переходом монахов по заступничеству Г. из особножительных мон-рей, где они жили по-мирски, в общежительный Болдинский мон-рь). 3 последних чуда, относящиеся к времени после 1590 г., записаны др. агиографом, поскольку еп. Антоний скончался в 1588 г. (в 17-м чуде сам Антоний вместе с Г. является в видении своему ученику иноку Дионисию).

http://pravenc.ru/text/164547.html

Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы , Митрофана Воронежского Год постройки:приблизительно 1580 - 1970. Адрес: Смоленская обл.,Дорогобужский район, п/о Полибино, с. Болдино Координаты: 54.926316, 33.521041 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен в 1590-е гг. В 1843 г. при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским храмом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского. Храм взорван в 1943 г. Первый этаж восстановлен в 1960-e гг. Реставрационные работы проведены в 1995-1997 гг. Возрожденный из руин Введенский храм освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом 4 декабря 1997 г. По материалам сайта http://www.patriarchia.ru/db/text/1175496.html Здесь на берегу р. Болды в мае 1530 года преподобный Герасим основал мужскую обитель, получившую известность далеко за пределами Смоленщины " - гласит надпись на столбе, указывающим поворот со старой Смоленской дороги к монастырю. Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор, колокольня, монастырские стены и трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы. Согласно гипотезе Петра Барановского, в строительстве этих храмов принял участие государев зодчий, выдающийся строитель крепостных сооружений и храмов Фёдор Савельич Иванов (Конь). Каменный двухэтажный трапезный Введенский храм с келарской палатой построен до 1590 года. Это кирпичная трапезная церковь, стоящая на высоком подклете. Четверик одноапсидной церкви был увенчан восьмериком под высоким каменным шатром, с запада к церкви примыкала обширная трапезная палата, с юга - келарская. В 1843 году при настоятеле игумене Никодиме на втором этаже трапезной, рядом с Введенским приделом устроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского. В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством Петра Дмитриевича Барановского. Вот как писал о Введенском храме Барановский в то время: " Каменный монастырский храм во имя Введения, с примыкающей к нему с запада трапезной, принадлежит к типу шатровых храмов русского зодчества. Эта исконная и любимая, глубоко народная форма русских деревянных сооружений выразилась в каменных храмах того же шатрового типа с середины XVI до середины XVII в. и подверглась затем гонению со стороны духовенства, желавшего возвратиться к сооружениям византийского типа.

http://sobory.ru/article/?object=11063

Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Церковь Тихона Задонского. Церковь. Действует.   Престолы: Тихона Задонского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1890. Адрес: Смоленская обл.,Дорогобужский район, п/о Полибино, с. Болдино Координаты: 54.927156, 33.52227 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь на месте кельи преподобного Герасима - возведенная в русском стиле, расположена в восточной части комплекса. Кубический объем с полукруглой апсидой завершен главкой над восьмигранным шатром, восстановленным в 1990 г. По осям северного и южного фасадов помещены арочные окна, а западного - портал. Два окна апсиды обрамлены наличниками. Каждый фасад увенчан группой из пяти кокошников. Средний килевидный кокошник выше остальных, полукруглых. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. - Москва, «Наука», 2001 г. Церковь святителя Тихона Задонского На месте первой келии преподобного Герасима, у древнего дуба, в 1890-х г. братией обители поставлен небольшой каменный храм в честь преподобного Тихона Калужского. В 1990 г. восстановлен. В мае 1991 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил храм. По материалам сайта http://www.patriarchia.ru/db/text/1175496.html В 1890-х годах, при архимандрите Андрее (Васильеве), на том месте, где преподобный Герасим, пришедший на берега Болдинки, устроил себе первую келью под дубом, была построена кирпичная часовня с двумя полуциркульными окнами, с шатровым завершением и рядами кокошников по фасадам. Позже к ней добавили апсиду. При страшном взрыве 1943 года кирпичный объём уцелел, и в советское время в этом здании располагался Музей партизанской славы. В 1990 году помещение отремонтировали, и осенью в крохотном храме, освящённом во имя святителя Тихона Задонского, состоялось первое богослужение. В 1991 году для увеличения внутреннего пространства к храму пристроили деревянный притвор. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2011 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11064

Справка: В 1996 году архимандрит Тихон (Бондаренко) был направлен в длительную командировку в Чехию в распоряжение Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Дорофея для прохождения пастырского служения в Праге. В связи с окончанием срока командировки Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 июля 1999 года архимандрит Тихон был отозван на родину и направлен в распоряжение Святейшего Патриарха. Впоследствии по согласованию с Преосвященным Христофором, Архиепископом Пражским и Чешских Земель, срок пребывания архимандрита Тихона в Праге был продлен и ему было поручено при определенных условиях совершение богослужений в храме святого великомученика Георгия при Посольстве Российской Федерации в Чехии. В настоящее время Священноначалие Православной Церкви Чешских земель и Словакии выразило пожелание о незамедлительном отзыве архимандрита Тихона. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Архимандрита Тихона (Бондаренко) отозвать в распоряжение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. 2. Настоятелем церкви святого великомученика Георгия при Посольстве Российской Федерации в Праге назначить клирика города Москвы священника Николая Лищенюка. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла об обретении мощей преподобного Герасима Болдинского и о внесении дня памяти обретения мощей в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Рапорт: Настоящим почтительно сообщаю, что 20 июля 2001 года в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре произошло историческое событие — были обретены мощи основателя монастыря и замечательного подвижника XVI века преподобного Герасима Болдинского. Преподобный Герасим скончался 1 мая 1554 года и был погребен у Сергиевского придела Свято-Троицкого монастырского собора с южной стороны. Из справочных изданий по монастырям России конца XIX — начала XX века известно, что святые мощи основателя обители почивали под спудом. Над ними находилась деревянная рака. В мае 1921 года, по свидетельству очевидцев, комиссией по ликвидации мощей было проведено вскрытие раки святого, и с глубины около одного метра был извлечен саркофаг преподобного Герасима, увезенный комиссией в Смоленск.

http://patriarchia.ru/db/text/4896287.ht...

Преподобный Пафнутий родился в городе Боровске Калужской губернии и был игуменом основанного им близ сего города монастыря. Происходил из татар, дед его был баскаком, т. е. татарским правителем в Боровске и принял крещение. На 20-м году, по влечению к иночеству, Пафнутий поступил в монастырь и отличался строгостью жизни; в понедельник и пятницу совсем не вкушал пищи, в среду ел сухоядение, в прочие дни вкушал пищу с братией. Любил трудиться и читать божественные книги. Св. Пафнутий так строго хранил целомудрие, что совсем не смотрел на женщин и даже не дозволял говорить о них при себе. За свою святую жизнь он удостоился дара прозорливости и чудотворения. По взору узнавал, добрыми или худыми мыслями занят человек. Строгий к самому себе, он был снисходителен к другим и рассудителен, так что не только иноки, но многие и из мирян имели его своим духовником. 63 года он провел в иночестве и в 1478 году скончался 83 лет отроду. За несколько дней предсказал свою кончину. Мощи его почивают открыто в приделе главного храма его обители. Мученик Вата, монах жил в 4 веке, происходил из Персии, подвизался там в одном из монастырей и во время воздвигнутого персидским царем гонения на христиан был убит мечом за веру Христову в городе Низивии. Священномученик Макарий был митрополитом Киевским и всей России. До посвящения своего в митрополиты был настоятелем в Виленском Троицком монастыре. Св. Макарий, сделавшись митрополитом, недолго святительствовал. В 1497 году он отправился в Киев, чтобы осмотреть древнее место митрополичьей кафедры и привести в порядок Софийский собор, ограбленный перед тем татарами. На пути убили его татары. Св. мощи его прославились нетлением и покоятся в Киево-Софийском соборе. Преподобный Герасим родился в Переяславле-Залесском. 13-летним отроком был пострижен в монашество. 26 лет подвизался он под руководством св. Даниила, память коего 7 апреля. Когда же начала распространяться о нем слава, то, любя смирение и уединение, удалился в дремучий Дорогобужский лес. Затем, по особенному откровению Божию, перешел на Болдину гору в 15 верстах от Дорогобужа, и здесь основал монастырь в 1530 г. Св. Герасим был в высшей степени трудолюбив: сам носил камни и глину для храма и келий, молол жерновом рожь, часто за других пек хлебы, рубил и носил дрова, мыл для братии одежду, прислуживал больным. Он основал еще два монастыря – в Вязьме и в Брынском лесу. Скончался св. Герасим в 1554 г. Мощи его почивают под спудом в Болдинской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Смоленская епархия была небогата новыми обителями. В самом Смоленске и близ него с начала XVI столетия упоминаются три монастыря: Спасский, Троицкий (1506) и Святодуховский, которого игумен Афанасий присутствовал на Виленском Соборе 1509 г. Еще четыре монастыря в 1-й половине того же века основаны были в разных местах епархии преподобным Герасимом Болдинским. Этот Герасим, в мире Григорий, родился в Переяславле Залесском и с раннего возраста принял пострижение в обители преподобного Даниила Переяславского, под руководством которого и провел более двадцати лет. Утвердившись в духовной жизни, он отправился искать себе уединения и сначала поселился в Дорогобужском уезде, в самой глухой и лесистой пустыне, где скрывались по временам разбойники, от которых много терпел и которых напрасно старался вразумить. Здесь на берегу реки Болдины в 15 верстах от Дорогобужа старец поставил 25 марта 1528 г. церковь Пресвятой Троицы с несколькими кельями и потом мало-помалу устроил свою первую Свято-Троицкую Болдину обитель, в которой под конец его жизни считалось до 140 братий. Чрез несколько времени он пошел искать себе нового уединения и поселился близ Вязьмы в глухом лесу, где также было приволье ворам и разбойникам. Чтобы и здесь рассеять недобрых людей и освятить место, преподобный построил в 1535 г. церковь во имя святого Предтечи и затем Предтечев монастырь, в который собралось братии до 40 человек. Поставив над ними игуменом ученика своего Симеона, Герасим удалился за триста верст от своего Болдина монастыря, в Брянский уезд и здесь на берегу реки Жиздры, в Брынском лесу, расчистив место, основал третий свой монастырь — Введенский и собрал также до 40 человек братии. Поручив управление этою обителию ученику своему Петру Коростелеву, преподобный возвратился в Болдин монастырь и неподалеку от него и от Дорогобужа, при местечке Свирковых Луках основал около 1545 г. четвертый монастырь — Рождество-Богородицкий Свирколуцкий. Во все эти четыре монастыря Герасим ввел один и тот же общежительный устав. Почувствовав приближение смерти, старец созвал к себе из всех своих монастырей до 127 иноков, преподал всем наставления и скончался 1 мая 1554 г. на 65-м году своей жизни .

http://sedmitza.ru/lib/text/435987/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ ВОЛОГОДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Антоний Вологодский. Икона из Вологодского Никольского храма у золотых крестов, кон. XVII в.-нач. XVIII в., ВГИАХМЗ, фрагмент Свт. Антоний, еп. Вологодский. Икона из Вологодского Никольского храма у золотых крестов, кон. XVII в.-нач. XVIII в., ВГИАХМЗ Мощи и почитание Более трёх недель тело епископа Антония не было предано земле - ждали, когда из Ростова по благословению Московского митрополита святителя Иова прибудет архиепископ Варлаам (Рогов) для погребения святителя - но не подверглось тлению. 18 ноября 1588 года почивший архипастырь был погребён в Вологодском Софийском соборе у северной стены. Со временем у гроба святителя стали совершаться чудеса. В его Житии описаны два чуда, случившиеся в 1598 году: исцеление бесноватой Дарьи Степановой и девочки Матроны, ослепшей после болезни. О посмертном чуде святителя рассказывается также в первой редакции жития преподобного Герасима Болдинского . Инок Дионисий из Болдинского монастыря , бывший учеником святого Антония, после многих лет благочестивой жизни впал в хулу и ропот, укорял монастырский устав и предание преподобного Герасима, перестал ходить в церковь и на братскую трапезу, крал еду из трапезной, ел тайно в своей келье, за что был наказан помрачением ума. Братия, связав Дионисия железными путами, привели его ко гробу святого Герасима и отслужили молебен. После молебна, придя в себя, Дионисий рассказал о своем чудесном избавлении: " Пришед ко мне преподобный Герасим со епископом Антонием с Вологодцким... И со многим трудом... едва отъяша мя от темнообразных онех " . Наконец, в рукописной книге " Житие вологодских чудотворцев " , хранившейся в Вологодском Софийском соборе, сказано, что " от честного его гроба верные исцеления приемлют и доныне, всяким недугом одержимые, молитвами святителя " . Сохранилось краткое Житие святителя Антония, составленное в Вологде в начале XVII века . Время канонизации и составления тропаря и кондака неизвестно. Святитель упоминается в " Описании о российских святых " конца XVII - XVIII века. В 1841 году его имя было включено в Собор Вологодских святых .

http://drevo-info.ru/articles/11572.html

Память его совершается особо 26 октября/8 ноября, а также с Собором Дальних пещер 28 августа/10 сентября и во 2–ю Неделю Великого поста, с общим Собором Киево–Печерских отцов. Антоний, епископ Новгородский, святитель Когда преподобный Герасим основал (в 1528 г.) Свято–Троицкий Болдинский монастырь в 15 верстах от Дорогобужа, то слава о его подвигах и духовной опытности вскоре привлекла к нему множество учеников, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь. При отеческой заботливости преподобного о спасении собранного им братства казалось, что все оно имеет одну душу, одно желание, так что и после блаженной кончины преподобного Герасима основанный им Болдинский монастырь долго еще славился строгостью жизни своих иноков, между которыми не мало было подвижников добродетели, истинных рабов Божиих. Ближе всех по духу к прп. Герасиму был инок Антоний. Откуда он был родом и какого происхождения — неизвестно, так как в древности в иноческих обителях мало обращалось внимания на происхождение и мирское звание. Известно только то, что Антоний был постриженник и любимейший ученик прп. Герасима, он написал житие своего наставника, удостоен был сана священства еще при его жизни и впоследствии достойно заменил его для братии в сане игумена. Ученик во всем старался подражать своему учителю и по смерти Иосафата, преемника св. Герасима, всей братией единогласно избран был игуменом на его место. Своей отеческой заботливостью о благоустроении вверенного ему стада, кротостью и любовью ко всем, незлобием и детской простотой сердца он не только привлек к себе сердца братии к служил для нее примером, но и вне монастыря широко распространилась слава о его подвигах и достигла царствующего града. Поэтому, когда Вологодская архиерейская кафедра, после епископа Варлаама I, сделалась свободной, Антоний собором иерархов признан был достойным занять ее «многаго ради добродетельного жития своего». И 11 октября 1586 года был рукоположен во епископа в Москве митрополитом Дионисием. С апостольской ревностью принялся он за управление обширнейшей епархией, не жалея ни трудов своих, ни здоровья, стараясь всем быть вся (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Христофор должен был лично доставить се ко двору. Велика была радость царя, когда царица получила облегчение от своей болезни, испив целебной воды, и по царски наградил он старца, давши достаточную сумму денег на устройство обители. Но чрез это его обитель еще более сделалась известною и теряла характер пустыни, а блаженный Христофор только и думал о безмолвии и уединении. Поэтому возвратившись в монастырь, чтобы не показаться ослушником воли царской, преподобный вскоре приступил к устройству обители и храма Пречистой Богородицы, по окончании же постройки, скрылся из обители. Тому, кто всецело предан был Богу и горел к Нему пламенною любовью, кто постоянно в сердце своем носил Христа, тяжело было оставаться в обители, заниматься и думать о чем-либо кроме Его одного ( Mamф. XII, 30 ). Пр. Христофор вышел из обители в 7080 (1572) году, но куда скрылся, когда и как скончался, осталось никому неизвестным. В 1764 году пустыня его была закрыта и церковь обращена в приходскую. Истор. иерарх.: 4. VI, стр. 606. Словарь историч. о святых стр. 240. Полный месяцеслов арх. Сергея, июля 25 дня. Святой Антоний епископ Вологодский и Великопермский Когда пр. Герасим основал (в 1528 г.) Свято-троицкий Болдинский монастырь в 15 верстах от Дорогобужа, то слава о его подвигах и духовной опытности вскоре привлекла к нему множество учеников, желавших под его руководством проводить иноческую жизнь и достигать спасения своей души. Под конец жизни пр. Герасима у него было до 140 человк братии, не смотри на бедность монастыря и строгость его устава. Приходили к преподобному и миряне, желавшие иночества, и иноки других монастырей, искавшие более строгой жизни и желавшие пользоваться его наставлениями и примером. При отеческой заботливости преподобного о спасении собранного им братства казалось, что все оно имеет одну душу, одно желание, так что и после блаженной кончины пр.Герасима основанный им Болдинский монастырь долго еще славился строгостью жизни своих иноков, между которыми не мало было подвижников добродетели, истинных рабов Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великий князь Василий Иванович обещал сам заботиться об удовлетворении нужд монастыря и сдержал свое обещание: у монастыря появилась вотчина – сельцо Будовское. Даже после смерти преподобного Даниила царь Иван не оставлял монастырь своею милостью и очень внимательно относился к нуждам обители своего крестного отца, преподобного Даниила. Монастырю были пожалованы несколько сел в Переяславском уезде, население которых было освобождено от всякой дани, кроме трудов в пользу обители. Царем Федором Ивановичем было закреплено и подтверждено за обителью все ранее приобретенное. Много сделали для монастыря князья Барятинские, принадлежавшие по своему происхождению к царскому роду Рюриковичей. На средства князя Ивана Петровича Барятинского были построены каменные храмы, колокольня, братский корпус с кельями, различные пристройки. А сам князь позже, в 1696 году, принял постриг в монастыре с именем Ефрем, там и почил в 1701 году. В 1709–1726 годы архимандритом Данилова монастыря был Варлаам (Высоцкий; † 1737) – духовник царственных особ, среди которых царица Наталья Кирилловна, Екатерина Алексеевна I и царевны Наталья Алексеевна, Екатерина Алексеевна и другие, которые одаривали монастырь своей милостью. Государи Иван и Петр Алексеевичи пожаловали монастырю золоченые ризы, покровы и воздухи, а также золоченую сень и бархатные ризы на гроб преподобному. Кроме преподобного Даниила, в монастыре подвизались преподобный Герасим Болдинский (память 1 мая). Пройдя духовную школу при старце Данииле в монастыре в течение 26 лет, Герасим удалился для отшельнического подвига, а позже создал монастырь в Болдино. Первое житие преподобного Даниила Переяславского было составлено митрополитом Московским и всея Руси Афанасием, особо почитавшим старца. Родом из Переславля-Залесского, Андрей (имя владыки в миру) был учеником преподобного, который предсказал ему, тогда еще протопопу, о его высоком будущем служении. Храмы монастыря в разное время расписывались известными мастерами: знаменитыми костромскими живописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным, переяславскими иконописцами Казариными (иконостас и иконы).

http://pravoslavie.ru/4372.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010