Града Дорогобужа святыя 213. Преподобный отец Аркадий Затворник Дорогобужский чудотворец Ученик преп. Герасима Болдинского, после кончины наставника своего, ум. в затворе, в конце XVI века. Погребен в Болдинском монастыре, где память его уважается доныне. Не канонизирован. (Филарет, Рус. Св., май, стр. 29. Ратшин, стр. 494). Называется также Вязниковским или Вяземским (Ср. 395). 214. Преподобный Герасим начальник Болдинского монастыря чудотворец преставися в лето 7062 месяца маия в 1 день Урожденец Переславля Залесского, поступил на 13 году в Горицкий монастырь к преп. Даниилу, еще прежде начала Троицкой обители. Герасим был «кожешвец» (сапожник), и по воле старца усердно служил ремеслом своим бедной братии божедомья; на время оставлял он старца, чтобы слушать наставления других подвижников и по их совету, возвратясь к Даниилу, принял пострижение от рук его. Прожив 26 лет, он поселился в уединении, но скоро собрались к нему братия («Рссказы из Ист. Р. Церкви», стр. 420). «В пустыни сей, зовомой Болдино», говорит он в завещании братии, «в ней же разбойницы живяху, в Дорогобужском уезде, от Р.Х. 1528 г. 25 марта, Божиим изволением и помощию, создах обитель сию, общежительный монастырь». Кроме этой обители, преп. Герасим основал еще в Вязьме в 1553 годк монастырь во имя Иоанна Предтечи, и поставил в ней игуменом одного из учеников своих Симеона, потом в Брынском лесу на реке Жиздре основал обитель Введения во храм Богоматери. В Болдиной обители под конец жизни преподобного было до 140 братий. Ученики его основали еще несколько монастырей в той же стране. Ум. 1 мая 1554 года. Мощи почивают под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в 15 верстах от г. Дорогобужа. Память празднуется 1 мая. По «Иконописному Подлиннику»: «преп. Гарасим подобием сед, в схиме, брада аки Иоанна Богослова, ризы преподобническия, – инде пишут надсед, брада космачками» (Филимонов, стр. 53). Житие написано игуменом Болдина монастыря Антонием, не позже 1586 года, когда автор стал Вологодским епископом. Завещание преп. Герасима хранится в Болдине монастыре. Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Прп. Герасим Болдинский и свт. Питирим Тамбовский. Икона. 2004 г. (вяземский мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи) Прп. Герасим Болдинский и свт. Питирим Тамбовский. Икона. 2004 г. (вяземский мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи) На иконе кон. XVIII - 1-й трети XIX в. из собрания П. Д. Барановского (ГНИМА), исполненной в технике масляной живописи, фигура Г. в монашеском одеянии и в куколе помещена слева, на фоне Герасимова Болдинского мон-ря с зап. стороны, в поднятой к груди правой руке - четки, в левой - развернутый свиток с текстом: «Внемлите себе братие...» К этому же изводу принадлежит образ кон. XVIII - нач. XIX в. на холсте (известен по фотографии из собр. Барановского - ГНИМА), находившийся в нач. XX в. в юж. приделе Троицкого собора мон-ря,- Г. был написан с разведенными в молении руками перед главным храмовым ансамблем обители. Широко тиражировались литографии, на к-рых преподобный изображен справа, с видом Болдинского мон-ря с юж. стороны из-за верхнего пруда (как на эстампе 1864 Р. А. Скино (РГБ, ГНИМА, ГИМ - раскрашенный вариант)),- руки святого сложены на груди в молитвенном жесте, в правой - четки. Др. иконографический извод встречается, напр., на иконе 2-й пол. XIX в., происходящей из Болдинского мон-ря (в наст. время в монастырской ц. Введения Богородицы во храм),- святой в мантии и епитрахили, с непокрытой головой поддерживает вместе со свт. Николаем Чудотворцем Казанскую икону Божией Матери. На раскрашенной литографии 2-й пол. XIX в. (частное собрание) Г. изображен в центре, с четками в левой руке, в молении пред висящей на дубе Казанской иконой Божией Матери. В числе рус. преподобных, подвизавшихся в разных землях, образ Г. (назван Дорогобужским) был включен в роспись 70-х гг. XIX в. на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). В группе святых XVI в. почти профильное изображение. Г. присутствует в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.), работы иеродиаконов Паисия и Анатолия. В росписи посл. четв. XIX в. (поновлена в XX в.) Успенского собора Смоленска образ святого помещен в составе Собора Смоленских святых.

http://pravenc.ru/text/164547.html

свт. Иова прибудет архиеп. Варлаам для погребения святителя), но не подверглось тлению. 18 нояб. А. был погребен в Софийском соборе у сев. стены. Со временем у гроба святителя стали совершаться чудеса; в житии описаны 2 чуда, случившиеся в 1598 г.: исцеление бесноватой Дарьи Степановой и девочки Матроны, ослепшей после болезни. О посмертном чуде святителя рассказывается также в 1-й редакции жития прп. Герасима Болдинского. Инок Дионисий из Болдинского мон-ря, бывший учеником А., после многих лет благочестивой жизни впал в хулу и ропот, укорял монастырский устав и предание прп. Герасима, перестал ходить в церковь и на братскую трапезу, крал еду из трапезной, ел тайно в своей келье, за что был наказан помрачением ума. Братия, связав Дионисия железными путами, привели его ко гробу прп. Герасима и отслужили молебен. После молебна, придя в себя, Дионисий рассказал о своем чудесном избавлении: «Пришед ко мне преподобный Герасим со епископом Антонием с Вологодцким... И со многим трудом... едва отъяша мя от темнообразных онех» ( Крушельницкая. С. 265). Время канонизации и составления тропаря и кондака А. неизвестно. А. упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1841 г. имя А. было включено в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова) . В службе Собору А. упоминается в славнике стиховных стихир вечерни, в 1-м тропаре 1-й песни и 2-м тропаре 9-й песни канона утрени (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 459, 460, 464). 9 сент. 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены мощи А. и 26 сент. перенесены из Софийского собора в храм свт. Николая во Владычной слободе Вологды. Ист.: Житие А. [в выдержках]//Вологодские ГВ. 1853. 11 апр. 15. Ч. неофиц. С. 119-120; Описание о российских святых. С. 112; ПСРЛ. Т. 37: Устюжские и Вологодские летописи. С. 195-197; Минея. Май. Ч. 3. Соч.: Житие Герасима Болдинского// Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. литературе.

http://pravenc.ru/text/115856.html

Святитель Питирим Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. Юношей он ушел в монастырь, а в 40 лет был вызван в Москву для рукоположения во епископа. Его поставили на Тамбовскую кафедру. Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников. Всем им святитель Питирим стремился быть отцом, всех старался привести ко Христу. 8. Преподобный Герасим Болдинский В 13 лет он пришел к преподобному Даниилу Переяславскому и стал его учеником. 26 лет спустя поселился под Дорогобужем, что на Смоленщине, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. По особому видению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, испугавшись, передали Дорогобужскому наместнику, который приказал посадить его в тюрьму, как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. В то время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился ему и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у святого и обещал ограждать его от нападений. С этих пор святой Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига и, испросив в Москве позволение на устройство обители, в 1530 году воздвиг храм во Имя Святой Троицы и построил келлии для собиравшейся братии. Кроме Болдина монастыря, преподобный Герасим основал еще монастыри в честь Иоанна Предтечи в городе Вязьме, а затем в Брянском лесу, на реке Жиздре, обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 9. Преподобный Прохор Киево-Печерский

http://pravmir.ru/sobor-smolenskix-svyat...

После революции Болдин монастырь продолжал действовать - в нём оставалось 13 монахов. В 1921 г. П.Д. Барановский начал здесь реставрацию. К несчастью, не один Барановский интересовался монастырем. В 1922 г. власти конфисковали монастырское имущество, кощунственно вскрыли мощи св. Герасима. В 1928 г. прекратилась реставрация, а еще через год репрессировали всех монахов и директора музея. В обитель вселялись «трудовые коммуны», сельхозартели. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Но жив был П.Д. Барановский. Обмерив руины, он заметил, что древние здания обрушились не по кирпичику, а большими фрагментами - их можно было вновь «собрать». В 1964 г. началось восстановление. Барановский умер в 1984 г., успев увидеть возрожденной одну лишь Трапезную палату. Но дело его продолжалось. В 1987 г. уже поднялась колокольня. Много сил в деле воссоздания монастыря отдает архитектор-реставратор ученик П.Д. Барановского - А.М. Пономарев. 14 мая 1990 г. в Болдине состоялась первая церковная служба - вечерня в храме XIX в. на месте пещерки св. Герасима. А еще через год, в день памяти св. Герасима, возродился сам монастырь. Наместником его назначен был игум. Антоний. Сегодня в монастыре 20 насельников. Сохранились и возрождены: трапезная и колокольня (1585-1592 гг.); ограда и башня (XVIII в.); дом казначея (XIX в.); дом игумена (XIX в.); просворня (XIX в.); стены монастыря с башенками по углам (XVIII в.). Построен новый братский корпус в 1994 г. По материалам сайта В далёком 1528 году в окрестности города Дорогобужа пришёл преподобный Герасим Болдинский, ученик другого великого русского святого - преподобного Даниила Переславского. Было тогда подвижнику 39 лет. Места для пустынножительства он выбрал " непростые " . Около ста лет здесь хозяйничали литовцы, и лишь незадолго до появления на этой земле преподобного Герасима, в 1500 году, Дорогобуж вошёл в состав Московского государства. Таким образом, это было пограничье, причём пограничье с католическим миром. Литовцы вели себя неспокойно, то и дело совершая попытки вернуть эту территорию под свою власть; население за столетие католического владычества заметно " пошатнулось " в православной вере; тут хватало лихих людей, чему способствовало то, что сторона эта была лесная, глухая. Приведём любопытное свидетельство, относящееся к более позднему времени, - один из иностранных послов, проезжая по старому Смоленскому тракту (а преподобный Герасим обосновался неподалёку от него) в 1676 году, так характеризовал его: " Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идёт по полосе вырубленного леса, шириною около 30 футов (около 9 метров) с бревенчатою по болотам настилкою... "

http://sobory.ru/article/?object=10903

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Герасим Болдинский. Икона. Кон. XVIII - 1-я треть XIX в. (ГНИМА) (Григорий Михайлович; 1488/89, Переславль-Залесский - 1.05.1554, Герасимов Болдинский мон-рь), прп. (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), основатель 4 общежительных мон-рей. Главными источниками сведений о Г. являются 2 редакции его Жития и завещание («Изустная память», «Закон», устав Г.). В юности святой избрал духовным отцом прп. Даниила Переславского . В 1501/02 г., в возрасте 13 лет, Григорий поступил послушником в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь , где настоятельствовал его духовник. Позднее юноша перешел в основанный прп. Даниилом в 1508 г. переславль-залесский Данилов во имя Св. Троицы муж. мон-рь , где был пострижен в монашество своим духовным отцом, о чем сообщается в Житии прп. Даниила (написано в 1553-1562), к-рое также рассказывает о том, что Г. был «кожествец» (кожевник). Г. был любимым учеником прп. Даниила, неоднократно сопровождал его в поездках в Москву; переславских подвижников хорошо знали при дворе вел. кн. Василия III Иоанновича . В 1526 г. (согласно Житию, за 2 года до основания Герасимова Болдинского во имя Святой Троицы мужского монастыря , что, по свидетельству Г., произошло в 1528) Г., получив благословение прп. Даниила на пустынножительство, покинул Данилов Троицкий мон-рь (сообщение Жития Г. о том, что святой прожил в Троицком мон-ре 26 лет, следов., покинул его в 1527/28, отражает позднейшие подсчеты агиографов и не подтверждается «Изустной памятью»). Г. поселился в смоленских землях, к-рые незадолго до этого (1514) вошли в состав Российского гос-ва, после того как в течение более 100 лет являлись частью Литовского великого княжества . Преподобный поставил небольшую хижину в Дорогобужском у., недалеко от Ст. Смоленской дороги («многошественной стези»), повесил при дороге на дереве «кузовец» для сбора милостыни, питался тем, что клали в него проходившие по дороге люди, к-рые «веляху ему молити Бога о них», делился полученным хлебом и деньгами с путниками и нищими. Когда святой покидал хижину, ее и «кузовец», согласно Житию, от зверей, птиц и людей охранял ворон. На подвижника неоднократно нападали местные жители (согласно 2-й редакции Жития, за то, что занял их «вотчину»), «злии убийцы разбойницы», проходившие по дороге путники.

http://pravenc.ru/text/164547.html

Сделаю выводы: житие Герасима Болдинского выдвигает в личности святого его организационные способности и стремления, направленные на внешнюю сторону жизни, на установление внешнего ее порядка; сообразно тому заметен интерес к внешним проявлениям подвижничества и карательный характер чудес, как описываемых в житии, так и посмертных; в некоторой степени выступает в рассказах о чудесах и элемент демонологический. С другой стороны и в этом житии отражается черта близости к государю и особенное преклонение перед идеей царской власти, делающее царя распорядителем и в духовных делах. Мне остается сказать несколько слов о сохранившемся до нас и упомянутом выше „Законе преподобного Герасима Болдинского» 380 . Эту редкую статью В. О. Ключевский имел основание назвать автобиографией Герасима; действительно, кроме наставлений братии перед вечной разлукой Герасим рассказывает здесь и основные факты своей жизни, главным образом останавливаясь на сооружении четырех своих обителей, перечисляет церкви в них, указывает число братии; указывает число лет, проведенных им в разных местах его подвига. Наставления Герасима касаются почти исключительно внешнего чина и организации монастырской жизни: 1) игуменов избирать из числа своих иноков и бить челом государю, чтобы чужого не наслал; 2) соблюдать чин общежития, общность во всемъ имении и пище, „в любви и без вражды и без ропоту»; если священнослужитель не захочет одежды, давать ему два рубля в год; 3) избегать хмельного пития; 4) не жить мирянам в кельях; женщинам не входить в обитель, кроме трех дней года: св. Троицы, Сергия Радонежского, Петра митрополита (21 декабря); 5) прегрешающих наказывать монастырским смирением, а в случае ослушания изгонять; по совету старцев лишать и игумена его звания, если он „станет жити не по монастырскому чину»; 6) даются указания о правах и обязанностях 12-ти соборных старцев. Из этого изложения видно, что „закон» Герасима верно передан в его житии, в приписанном святому предсмертном поучении; он рисует перед нами Герасима именно со стороны его организаторской деятельности, направленной главным образом на внешние определения и установление внешнего строя и чина монастырской жизни. С этой стороны Герасим может быть сопоставлен с Пафнутием Боровским и Иосифом Волоцким , а закон его с знаменитой, гораздо более обстоятельно проводящей свои основные принципы, Духовной Грамотой Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В конце 1535 года преподобный Герасим вместе со своим учеником Симеоном поселяется в полутора верстах (1,6 км.) от города Вязьмы, на правом берегу речки Бебри, в густом ольховом лесу. Место это имело недобрую славу у вязьмичей, так как оно долгие годы было прибежищем для людей разбойных, блудных и праздных. Преподобный устроил здесь келию и несколько лет прожил с учениками в окружении убийц и любителей игр бесовских. " Внегда же благоволи Бог создатися обители и престати тому сатанинскому умышлению, множицею вопль слышан бысть бесовский: " О горе нам! Отъята бысть корысть наша! Преподобный обиде нас, несть к тому наше жилище, но место преподобное " . Молва о богоугодной, благочестивой и подвижнической жизни преподобного Герасима быстро распространилась в окрестностях Вязьмы. Вскоре многие начали приходить к нему за благословением и для спасительного для души собеседования. Некоторые, желая остаться при преподобном Герасиме ради любви Божией, поста и молитв, строили по его благословению новые келии. К 1542 году количество собравшейся братии умножилось до достаточного количества для устройства обители. Преподобный " ...богатый только нищетою Евангельскою, не имел ни малейших средств, ни какой возможности к тому; но утвержденный и укрепленный в этой мысли явлением ему в сонном видении, как говорит предание, Крестителя Господня Иоанна, благословлявшего его на сей подвиг и возвещавшаго ему будущую славу избраннаго им уединения, воодушевился в своем намерении и твердо положил в душе своей стараться всевозможно о приведении онаго с помощию Божиею, во исполнение " . Преподобный Герасим отправился в Москву испросить благословения и разрешения на устройство монастыря, которые и получил от митрополита Макария (1482-1563) и царя Иоанна IV Васильевича. На пожертвования боголюбивых поселян, трудами братии был устроен деревянный храм в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По имени главного храма монастырь получил название Иоанно-Предтечева. Устроив новую обитель, преподобный Герасим поставил над ней настоятелем своего ученика Симеона и возвратился в Болдин монастырь. Игумен Симеон, следуя примеру преподобного, управлял Предтечевым монастырем тридцать четыре года, построил второй деревянный храм в честь Вознесения Господня, снискал доверие и уважение не только братии, но и окрестных жителей. (8)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

В 1545 году в 36 верстах (38,4 км.) от Дорогобужа преподобный восстановил небольшой монастырь, существовавший с конца XV века, в волостном селе Свирковы (Сверковы) Луки на левом берегу реки Днепр. Преподобный Герасим, получив в столице благословение на устройство обители, защитил собравшуюся братию от притеснений боярина Иакова Андреевича Салтыкова, владевшего землями в окрестностях монастыря. Построив храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (по другим данным Введенский и Никольский храмы), келии для братии, преподобный оставил настоятелем строителя Сергия. (9) В 1547 году в Брянских лесах преподобный основал четвертый монастырь - Троице-Введенский. Он поселился на правом берегу реки Жиздры при впадении в нее речки Бродны. На возвышенном полуострове, образованном этими реками, преподобный срубил первую келью и начал строительство деревянного храма в честь Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. За короткий срок в обители собралось сорок два человека братии, и преподобный поставив настоятелем строителя Петра (Коростелева) вернулся в Болдино. (10) Преставился преподобный Герасим 1 (14) мая 1554 года, на 66 году жизни. Перед кончиной призвал он к себе настоятелей и насельников, основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние наставления. По преданию, он так говорил им: " Се аз раб Божий Герасим...вскоре чаю свое отхождение к Богу,- сохраните моя глаголы, да в мире и любви духовной по отшествии моем поживете; помните свое обещание, еже прияхом ангельский образ и еже отрекохомся мира и всех сует мирских, обещахомся последовати преподобных житию, егда бо сожительствовах с вами, по Бозе правлях обитель сию Живоначальныя Троицы, и вам чадом моим во всем образ бых; ныне же Богу изволившу отшествие мое от здешних, приближися, вас же предаю в руце Божии, той да сохранит вас, и аще угоден буду Господу Богу нудитель буду о вас, братии своей, да и вас сохранит Господь от наветов вражиих; сего ради созвах вы, братию, со всех монастырей своих, да не безизвестно будет вам мое отхождение, да не будет в вас распря многая по моем исшествии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

По просьбе окрестных жителей в 300 верстах от Болдинской обители преподобный основал  Жиздринскую пустынь на реке Жиздре. И последний, четвертый по счету, монастырь, основанный преподобным, был  Рождество-Богородицкийблиз города Дорогобужа.  Устав он им дал особый: монастыри эти были строго замкнутые, и никто из братии никогда из них не должен был выходить, даже согрешивших нельзя было изгонять. Настоятель должен был обязательно выбираться из среды братии и управлять с помощью собора 12 старцев. Прп. Герасим служил всем примером своей жизни: он спал сидя, питался хлебом и водой и исполнял сам самые трудные работы. Перед кончиной своей прп. Герасим собрал братию, рассказал им свою жизнь и кратко напомнил устав. Скончался он 1 мая 1554 г. Святые мощи его покоились в Болдинском монастыре. •  Прп. Герасим, в миру Григорий, родился в Переславле-Залесском (ныне Ярославская епархия).  •  Свято-Троицкий Болдинский монастырь, первый из основанных преподобным, был создан в 1522 г. в Смоленской земле, недалеко от г. Дорогобужа (ныне районный центр в Смоленской обл.), на берегу р. Болдинки, в 15 верстах от города. В этой обители под руководством преподобного воспитались многие подвижники благочестия, например игумен Аркадий, ставший позже святителем Вологодским.  •  В 1534 г. основан монастырь во имя Иоанна Предтечи близ древнего г. Вязьмы, с ростом которого монастырь вошел в его черту.  •  Жиздринская пустынь, обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, устроена была на р. Жиздре, в Брянском лесу (по совр. административному делению река протекает в Калужской обл.).  •  За 9 лет до кончины преподобным основан монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель Иоасаф, митрополит Московский (+ 1555) Память его празднуется 27 июля в день преставления и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Святитель Иоасаф принял иночество в обители прп. Сергия и с 1529 г. был игуменом ее. В 1539 г. был избран в митрополита Московского. За свою честность и прямоту ему пришлось много  претерпеть от бояр и бунтовавшей черни. Некоторые бояре не любили святителя за его неподкупность и старались всячески настроить народ против него. Однажды неистовствовавшая толпа едва не убила святителя: в келью его бросали камни; в покоях самого вел. князя не нашел он защиты; на Троицком подворье готовы были убить его, и только именем прп. Сергия игумен Алексий умолил пощадить жизнь святителя. Вследствие боярских интриг он был свергнут и заточен в  Белозерский монастырь.Скончался он в Троице-Сергиевой лавре 27 июля 1555 г. Святитель усердно занимался исправлением книг. Мощи его почивают под спудом в южном притворе Троицкого собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010