Преподобный Геннадий, по благословению Корнилия, усердно подвизался в молитвах и трудах, особенно же в хозяйственных монастырских службах в поварне, пекарне и прочих. Многие из братии негодовали на Геннадия за такие его подвиги и роптали. Слыша этот ропот, преподобный Корнилий укреплял святого, говоря: – Чадо Геннадий, не скорби о сем на братию, ибо они так говорят по внушению бесовскому. Потом ненавистник добра диавол возбудил возмущение среди братии и на самого Корнилия. Видя это, преподобный дал место гневу и, взяв с собою ученика своего Геннадия, оставил свой новосозданный монастырь и ушел в костромские пределы, в дикий лес, на Сурское озеро, за шестьдесят верст от своего первого монастыря. Немного далее версты отсюда жили царские крестьяне, оброчные бортники. Эти крестьяне очень обрадовались приходу Корнилия и Геннадия, построили им келию, приносили хлеб, мед и прочее необходимое, так как поблизости находилось бортное угодье, пчельник. Преподобный Корнилий и Геннадий подвизались в молитве и посте, прилагая труды к трудам: рубили лес, пахали землю и выкопали четыре пруда. Однажды православному великому князю Василию Иоанновичу угодно было предпринять труд путешествия на Бело озеро, помолиться по обещанию своему о благочадии. Когда великий князь достиг пустыни преподобного Корнилия и увидел, что тот удалился оттуда в иное место, весьма огорчился на братию и говорил ей: – Ради вашего ропота и непослушания не живет отец Корнилий в своей пустыни. И тотчас же послал слуг своих просить преподобного возвратиться на первое свое начинание. Преподобный Корнилий пришел пред великого князя Василия 933 , припал к ногам его и просил прощения за отход свой от пустыни. Благоверный князь поднял его и сказал: – Любимиче мой, отец Корнилий, моли за нас милостивого Бога, дабы Господь Бог даровал нам плод благочадия в наследие роду нашему и в устроение честным обителям, в державу российскому царству и в утверждение веры христианской. Затем великий князь говорил преподобному Корнилию:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Радуйся, духа пророчества богомудренным житием стяжавый. Радуйся, благодатию душу свою ожививый и чистотою возвысивый ю. Радуйся, сбытием пророчества обрадовавший царство православное. Радуйся, яко рукою благочестивой Анастасии утрошася слезы многих. Радуйся, яко царица суще, державцу Русския земли славу во благочестном жителстве приумножи. Радуйся, яко отложив во успении венец тленный, сподобился еси прияти венец славы нескончаемыя. Радуйся, яко и мнозем женам, сущым в болезни и скорбех, помощь и утешение подавал еси. Радуйся, яко и немощнии младенцы не отщетишася от твоея помощи, на цельбу и возраста преспеяние от святыя раки твоея получиша. Радуйся, яко и всем притекающым ко гробу твоему скорый являешися помощник. Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче. Кондак 5 Боготечной уподобився звезде, притекл еси от юга во страны севера; и лучами добродетелей твоих озарив пустыню любимоградскую, научал еси, отче, исповедатися Богу Небесному и пети имени Его, зовуще: Аллилуиа. Икос 5 Видя благодать яже в тебе и дар Святаго Духа, царь Иоанн изволи, да и чада его твоею рукою, преподобне, обновляются в пакибытие. Мы же славяще Бога, возносящаго смиренных сердцем, и венчающаго их милостию и щедротами, взываем: Радуйся, Геннадие, яко старцы и послуша тя и мудрии в совет твой внидоша. Радуйся, яко и пред цари глаголал еси о судьбах и оправданиих Господних. Радуйся, яко слово твое бысть выну во благодати, солию растворенно. Радуйся, яко николиже слово праздно и гнило изыде из уст твоих, паче же вся бяху к назиданию верных. Радуйся, яко был еси сосуд в честь, освящен, благопотребен Владыце. Радуйся, яко соблюл еси таинство веры в чистой совести. Радуйся, яко пребыл еси во истине благовествования. Радуйся, яко ангелу благовестнику уподобился еси, предрек славу Анастасии, о нейже возвеселишася богатии и убозии. Радуйся, Геннадие, теплый наш к Богу молитвенниче и чудотворче. Кондак 6 Пустынножительствовавый на Свире реце преподобный Александр, радостно прият тя с содругом твоим Феодором, и прозорливец сый, предпоказа в тебе благаго и мудраго иночествующым вождя и наставника. Слышавшии таковая проречения, прославиша Господа, глаголюще: Аллилуиа. Икос 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Днесь град Кострома вельми вами хвалится:/в пределех бо земли Костромския,/яко звезды светозарныя, возсиявше,/чудесы своими вся озарили есте/и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие,/Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями/за град Кострому и всяк град, и страну, и люди,/верою и любовию вас почитающия,//и о спасении душ наших. Кондак Собору Костромских святых, глас 8 Костромскаго края благочестия подвижники и за грады и веси страны Российския теплыя предстатели явистеся,/отцы преблаженнии, Христа Бога молите о нас,/священный ваш собор почитающих/и с любовию вопиющих://радуйтеся, отцы предивнии, Костромскаго края и всея России похвало и утверждение. святителю Феоктисту, архиепископу Новгородскому Тропарь святителю Феоктисту, архиепископу Новгородскому, глас 3 Божия Слова Премудрости изрядный служитель,/Ангельскаго жительства истинный подражатель,/Божественныя чистоты рачитель,/архиереом сопрестольниче, преподобным сожительниче,/пастырская красота,/Великому Новуграду похвала,/святителю пречестный Феоктисте, отче наш,/Емуже, Слову Божию, в житии сем послужил еси,//моли спастися душам нашим. Кондак святителю Феоктисту, архиепископу Новгородскому, глас 8 Архиерейское украшение, Великому Новуграду Богодухновенное удобрение,/сущия бо в нем люди на пажитех живоноснаго закона Господня упасл еси,/и сего ради в лице святых водворятися сподобися,/и святую твою память многими леты сотвори неоскверненну,/в нейже, тя почитающе, - радуйся, - от души вопием ти,/святителю отче Феоктисте,//Великому Новуграду похвала и утверждение. святителю Павлину Милостивому Тропарь святителю Павлину Милостивому, глас 4 Угодниче Божий милостивый,/святителю отче наш Павлине,/воистину добровольно зрак раба приим/и тем Самому Христу последуя,/положил еси душу твою за люди своя, и от злаго пленения тех избавил еси./Свободи и нас молитвами твоими/от пленения страстей наших/научи нас милостивны к ближним своим быти,/да пребудет чрез то милостив и к нам Господь,//спасаяй души наша, яко благ и человеколюбец.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

Много согрешал ты пред Богом по немощи человеческой, и Господь, вразумляя тебя, наказывал; но ты не изменял вере Православной, и потому Господь, наказуя тебя отечески, миловал, и в тяжкие годины испытаний, когда, казалось, ты стоял уже на краю гибели, Он посылал тебе, кающемуся, избавление. Древние родословцы повествуют, что шесть веков тому назад, в мрачные годы монгольского ига, татарский мурза Чет, на возвратном пути из русских городов в Орду, на Волге, при впадении в нее реки Костромы, тяжко заболел и во сне имел видение: ему явилась Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем и с предстоящими пред Нею в молении св. Апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием. Потрясенный этим видением, Чет дал обет креститься, если выздоровеет, и, поправившись от болезни, приял св. крещение под именем Захария, а на месте бывшего ему видения построил монастырь, ныне именуемый Ипатьевским. От этого Захария пошел род Годуновых, которые считали Ипатьевский монастырь как бы родной себе обителью, делали в него вклады и способствовали его укреплению и возвышению. Шли годы; многие знатные роды, роднясь между собою, вступали в родственные связи с Царями всея Руси. Но ни один из боярских родов не был так близок к потомству Святого Владимира, как род Романовых-Юрьевых-Захарьиных. Исследования родословия показывают, что в течение XIV, XV и XVI веков между представителями этого именитого рода и потомками князя Владимира было заключено 12, а по некоторым сведениям – 16 брачных союзов и, наконец, сам Царь Иоанн IV Васильевич женился на боярышне Анастасии Романовне Юрьевой-Захарьиной. Браку этому предшествовало следующее обстоятельство, в коем, несомненно, проявлен был Промысл Божий. В 1530 году преподобный Геннадий Костромской прибыл в Москву и посетил, по приглашению, дом боярыни Иулиании Феодоровны, супруги окольничьего Романа Юрьевича Захарьина, прабабушки Михаила Феодоровича, и, благословляя детей ее: Даниила, Никиту и Анастасию, сказал последней: “ Ты ветвь прекрасная, плодовитая, будешь нам Царицею”. Его предсказание сбылось в точности: Анастасия была первою супругою Иоанна Грозного, любимицей Царя и народа; благоговейное воспоминание об ее добродетелях много содействовало призванию на Царство сына ее племянника – Михаила. Преподобный Геннадий в 1549 г. сам присутствовал при крещении дочери Царицы Анастасии Романовны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Наконец, из Кириллова монастыря вышел и Корнилий Комельский († 1537), ученики которого в конце XV и начале XVI в. основали много обителей на севере Руси — в основном это были расположенные недалеко друг от друга скиты, названные современниками «лаврой святого Корнилия». Св. Корнилий, как и св. Кирилл, происходил из боярской служилой семьи, 20-ти лет, около середины XV в., он поступил в Кирилло-Белозерский монастырь и выполнял здесь самую тяжелую работу, находясь на послушании у старца по имени Геннадий. Такая жизнь продолжалась 10–15 лет. Потом Корнилий несколько лет провел в странствиях, переходя из монастыря в монастырь. Недовольный жизнью в городских монастырях, в поисках совершенного уединения Корнилий пришел в Вологодскую землю, в так называемые комельские леса, дремучие, непроходимые и болотистые, куда еще не ступала нога колониста. Здесь в тиши лесов провел он несколько лет. Но его жизнь, как повествует житие, была полна лишений и искушений, которые выпадают на долю всякого Божьего ратника и приносят суровому пустынножителю земную славу. Так случилось и с преподобным Корнилием, ибо, предаваясь строгой аскезе в чаще елового леса, он не остался сокрытым от мира, и постепенно вокруг него собрались новые подвижники, искавшие спасения. После 20 лет жизни в лесу Корнилий, которому было уже за 50, решил организовать из монашеской общины правильный монастырь. Но из-за суровости его требований возникали некоторые сложности, так что на короткое время он даже вынужден был покинуть свою обитель. Св. Корнилий особенно известен тем, что собственноручно написал для братии устав. Устав Корнилия не самостоятельный труд. В нем заметно влияние, с одной стороны, Поучения о скитском житии св. Нила Сорского, с другой — «Духовной» св. Иосифа Волоцкого, которые описывают две разные системы монастырского воспитания. Столь странное сочетание объясняется тем, что Корнилий должен был управлять общежительным монастырем, не желая при этом забывать духовный опыт, вынесенный им из своего отшельнического жития. К тому же не исключено, что Корнилий лично знал старца Нила, который, возможно, жил вместе с ним в Кирилловом монастыре. Из Поучения Нила Корнилий заимствовал то, что важно было в деле духовного окормления отдельного инока («умную молитву»). «Духовную» Иосифа он использовал для введения основ общежития и как руководство для богослужений. Устав Корнилия направлен против монастырских земельных владений, что опять-таки говорит о влиянии Нила. Корнилий Комельский скончался 19 мая 1537 г. Его житие — жемчужина древнерусской агиографии — написано монахом Нафанаилом; в 1600 г. Корнилий, после освидетельствования его посмертных чудес, был причтен к лику святых . Из монастыря Корнилия Комельского вышел ряд основателей новых обителей, рассеянных по огромной территории от Вологды до Белого моря. Самые знаменитые из них — Кирилл Новоезерский (или Белый, † 1532), основатель монастыря на Красном острове на Новом озере, Геннадий Костромской († 1565) и Филипп Ирапский († 1527) .

http://sedmitza.ru/lib/text/436456/

Также не пристойно вам между собой враждовать: враждотворцы и неподобословцы Царствия Небесного не наследят, также и те лукавые, которые братию свою туда и сюда посылают, а сами трудов ни пальцем касаются. О горе! Пучина горького ада исполнится нерадивыми монахами. Праведники же, мало потерпевшие и Божии заповеди сохранившие, во веки возрадуются. Христос вселяет единомышленников в дом свой. Также и вы, чада мои, старайтесь пройти сквозь тесные врата и прискорбный путь, и обретете жизнь вечную. Слугам же и прочим рабочим, также повелеваю не гневаться, ни враждовать друг с другом. Настоятелю во всем повинуйтесь и слушайтесь, братию же не оскорбляйте: ни словом, ни делом дерзость учините им неподобную, во всем благоугодны будьте всем людям. Орудия монастырские и домашние вещи берегите, да не погибнет от вас ничто. Чужого имения и неправедного восхищения не прикасайтесь: собрание своего имения пакость большую монахом сотворяет, а душу предает огню негасимому и мукам вечным. И вы, чада мои, от этого злого начинания и безумия блюдитесь и прочим людям эти слова напоминайте. Также достойно монастырские дела исправлять неропотливо, нелениво и безмятежно, не будьте лицемерами и человекоугодниками, перед глазами только работая, но желайте быть богоугодными, за глаза работая верой и правдой. Крестьян насилием не обижайте и перед гостями не превозноситесь: принимайте последние места, ни с кем не враждуйте, и ложных слов о братии игумену не говорите. Вы же, братья мои, будьте спешны на благое и поучайтесь Божию слову в Святом Евангелии в Апостольских посланиях. И имейте в обители нашей стяжания от части книг: подобает вам, чада мои, в них вникать и ум прилагать к сведению разума. В этом есть труд святых отцов. Если кто соблюдает заповеди Божии и веру Иисус Христову, такие возрадуются во веки. Потом начал преподобный изнемогать и поболев, в мире предал дух свой в руки Божии. Преподобный отец наш авва Геннадий преставился в лето 1565-е, месяца Ианнуария в 23 день. Богу нашему слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Наставление святого старца Геннадия, предложенное новоначальному иноку

http://azbyka.ru/otechnik/6/pouchenija-p...

“Канон” Мелетия Сирига “Похвальное слово” инока Сергия “Канон” инока Сергия Стихиры и канон молебный к преподобным отцем Киево-Печерским и всем святым, в Малой Рос­­сии просиявшим Сергия похвальное преподобным отцем, иже в Росии в постъ просиявшим Канон всим святым, иже в Великии России в пости просиявшим Как видим из сопоставления заглавий, инок Сергий исключил из заглавия своего “Канона” упоминание о преподобных отцах (которое сохранилось, например, в его “Похвальном слове”) и посвятил его “всем святым, иже в Велицъи Росии в посте просиявшим”. Это изменение замысла совершилось у него под влиянием “Канона” иеромонаха Мелетия Сирига, который также посвятил свое сочинение не только киево-печерским преподобным, но и “всем святым, в Малой России просиявшим”. Другим аргументом в пользу более поздней датировки “Канона всем русским святым” по сравнению с датой филиграней его единственного списка является то, что “Канон” был составлен соловецким писателем уже после создания им первой редакции “Похвального слова русским преподобным” (написанные в 1645–1647 гг.) 7 . Основным доказательством вторичности “Канона” (по сравнению с первой редакцией “Похвального слова”) является добавление в нем 80 новых имен святых (в том числе — 22 преподобных) и нескольких новых “чинов” святости (включая юродивых и благоверных князей). Наконец, еще одним подтверждением того, что “Канон” не мог быть создан ранее середины 1640-х гг., является упоминание в нем имен некоторых русских святых, чье прославление относится к кон. 1630-х — сер. 1640-х гг., в частности, Иоанна и Лонгина Яренгских (перенесение мощей в 1638 гг.) 8 , Геннадия Костромского (обретение мощей в 1644 г.) 9 , Герасима Вологодского (прославлен чудотворениями в 1645–1649 ãã.) 10 . “Канон русским святым”, вероятнее всего, был составлен вскоре после создания иноком Сергием первой редакции “По­хваль­ного слова русским преподобным”, в период между 1647 и 1650 гг. 11 . Расхождение этой датировки с датой филиграней единственного списка “Канона” (1624–1631 гг.) мы объясняем “залежалостью” бумаги, использованной его писцом 12 .

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Когда великий князь послал просить молитвы отшельника о больной, старец отвечал: «молись Богу и пречистой Матери Его; о княгине не скорби: будет здорова и в нынешний же вечер родит сына, наследника тебе». София Витовтовна благополучно родила сына Василия, а благодарный супруг ее дал щедрое пособие на устройство Железноборской обители. Преп. Иаков преставился в глубокой старости 11 апреля 1442 года. Мощи почивают под спудом в Предтечевской церкви Железноборского монастыря, в 15 верстах от г. Буя. Паямть в день преставления. Житие списано того же монастыря смиренным игуменом Иосифом (Опис. слав. рук. библ. Троице-Серг. лавры, II, N 625). Иосиф настоятельствовал в 1598 и 99 годах (Строев, «Списк. Иерарх.», стр. 871). В «Иконописном Подлиннике»: «преп. отец наш Иаков, иже на Железном Борку, Костромский чудотворец; подобием сед, брада аки Власиева, в схиме; из-под схимы кудерцы знать» (Филимонов, стр. 53–54). 370. Преподобный Геннадий Авва начальник монастыря иже на Сурском озере Костромский и Любимоградский чудотворец, преставися в лето 7073 месяца генваря в 23 день Сын богатых родителей юго-западной Руси, житель Могилева, по имени Григорий, отправился к Москве. Там обошел он святые места поклонился угодникам Божиим и искал, но не нашел обители по духу своему. Встретив здесь богобоязненного молодого человека, вместе с ним отправился на поклонение Новгородским угодникам и потом на р. Свирь к преп. Александру. Оба юноши просили св. старца принять их в обитель, но он отослал их в Комельский лес к преп. Корнилию. Великий старец принял Григория, нарек его при пострижении Геннадием, а спутника его отослал обратно в мир. По случаю неприятностей, Геннадий, вместе с старцем, перешел в Костромские леса на Сурское озеро, и здесь, построив себе келлию, жили оба отшельнически; выпросив себе земли у соседних жителей, сами пахали землю и рубили лес. В 1529 году преподобный Корнилий возвратился в Комельскую обитель; Геннадий с шестью подвижниками остался на Сурском озере. Болотистая местность заставляла много трудиться для нее; пустынники копали пруды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

При сем монастыре бывает 2 мая ярмарка… В 1503 году Тихон, Епископ Ростовский, отошел на покой в эту обитель, и по кончине здесь погребен. АЛЕКСЕЕВСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Угличе; находится под управлением архимандрита. Основан в XV веке каким-то князем Фомою, который первоначально построил тут, в 1492 году, церковь св. Алексия, митрополита Московского. Ныне здесь три каменные церкви: 1) Соб., Усекновения главы Иоанна Предтечи, с приделом Феодора Стратилата; 2) Алексия Митрополита; и 3) Успения Богородицы. ПОКРОВСКИЙ, муж. 3 класса, в трех верстах от уездного города Углича, на левом берегу Волги; состоит под управлением архимандрита. Основан Преподобным Паисием около 1492 года. – В смутное время, при самозванцах, в 1609 году, обитель эта разорена литовцами и братия умерщвлены; но потом, иждивением усердствующих Угличских жителей, возобновлена. Здесь ныне три каменные церкви: 1) Соб. Покрова Богородицы, с приделами Священномученика Антипы и Димитрия, митрополита Ростовского; в этом храме почивают под спудом мощи основателя, Преподобного игумена Паисия. 2) Богоявления Господня с приделом Сергия Радонежского. 3) Николая Чудотворца, над св. вратами. УСПЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 5 верстах от уездного города Пошехони, на берегу реки Ветки; состоит под управлением игумена. Основан по благословению митрополита Макария, в 1543 году, Преподобным Адрианом, который и был здесь первым игуменом. В этой обители две каменные церкви: 1) Соб. Успения Пресвятой Богородицы, построенная, вместо прежней, в 1659 году, с приделами Николая Чудотворца и Преподоб. Адриана Пошехонского, в котором и св. мощи его почивают открыто; 2) Богоявления Господня, с приделом Рождества Богородицы. В этой обители также погребен и сотрудник Преподобного Адриана Леонид, инок благочестивый. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, или СПАСО-ГЕННАДИЕВ, муж. 3 класса, в Любимском уезде, близ Сурского, или Вурмского озера; находится под управлением игумена. Основан с дозволения в. к. Василия Иоанновича, в 1529 году, Преподобными Корнилием Комельским и учеником его Геннадием Костромским и Любимоградским. Здесь три каменные церкви: 1) Соб. Преображения Господня, в которой, в приделе, почивают под спудом мощи одного из основателей, Преподобного Геннадия; 2) Алексия Человека Божия, и 3) Сергия Радонежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Прп. Геннадий Костромской. Икона 1893 г. (ЯИАМЗ) Г. был погребен в Спасо-Преображенском соборе обители. Вскоре после кончины началось его почитание. В 1584-1586 гг. игум. Преображенского мон-ря Алексий, ученик и преемник Г., написал житие преподобного, содержащее описание 19 прижизненных и посмертных чудес. Предположительно в 80-х гг. XVI в. была составлена служба преподобному. Летом 1644 г. в мон-ре был разобран деревянный Преображенский собор и на его месте начата постройка каменной церкви. 19 авг. в ходе работ произошло обретение мощей Г., о чем была составлена Повесть с описанием 2 чудес. В том же году по благословению патриарха Иосифа состоялось прославление Г. к общецерковному почитанию. В 1647 г., после освящения Преображенского собора, гроб с мощами преподобного внесли в храм и установили в Благовещенском приделе; скорее всего, в XVIII в. мощи на том же месте были погребены под спуд. По-видимому, в сер. 40-х гг. XVII в. в Костромском кремле был возведен каменный храм во имя преподобного (сильно пострадавший во время пожара в 1773, храм впосл. не был восстановлен). К кон. XVII в. основанный прп. Корнилием Комельским и Г. мон-рь назывался Спасо-Геннадиевым. Житие Г. вошло в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (1627-1632) и Иоанна Милютина (1646-1654), составленная на основе жития проложная память включена в печатный Пролог (начиная с издания 1661). В XVII-XVIII вв. Житие Г. активно переписывалось (большинство сохранившихся списков датируется XVIII в.), к этому периоду относится неск. редакций и переработок текста. Г. вместе с прп. Корнилием Комельским упоминается в «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого мон. Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII в.; см.: Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - сочинение Сергия Шелонина (вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций)//ТОДРЛ. Т. 53. С. 584). Имя Г. включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201. Л. 310-310 об., 50-е гг. XVII в.).

http://pravenc.ru/text/162062.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010