архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о мытарствах и посмертном суде Монах Герман из Кавсокаливии был послушником известного резчика и добродетельного старца Арсения, подвизавшегося на Святой Горе с 1910 года. Когда отец Герман занемог и слег в постель, он сказал своему брату по постригу отцу Епифанию: – Брат, я думаю, что скоро я покину этот мир. Прошу тебя, попроси отцов и братий скита помолиться обо мне, чтобы я обрел милость у Господа. Накануне смерти у отца Германа началась поразительная борьба. Лукавые духи, как это бывает во время разлучения души с телом, отстаивали свои права, угрожали, производили смятение, смешивая истину с ложью. Отец Герман, как бы разговаривая с кем-то, отвечал часто «да» или «нет». Иногда он говорил: «Нет, этого я не делал, вы лжете. За то-то я совершил такое-то добро, так-то показал свое покаяние». Еще он говорил: «Да, я это сделал, но дал милостыню». Прошло достаточно времени, прежде чем диавол отступил от него, и он предал свой дух. Присутствовавшие при этом вспомнили подобный случай в «Лествице» преподобного Иоанна Синайского. Я был знаком с приснопамятным духовником папа-Гавриилом Левтериотисом, который обладал многими добродетелями, и в том числе даром рассуждения. Жил он в Новом Скиту. Достоин упоминания и полезен связанный с ним случай, раскрывающий пастырское искусство этого замечательного духовника и подтверждающий факт существования мытарств. Один монах по имени Кирилл находился в состоянии агонии на последних минутах своей земной жизни. Он видел на своем левом плече некую хартию, на которой было что-то написано. Справа от него предстояли два светлых Ангела, а слева – лукавые демоны. Духовник отец Гавриил велел отцу Кириллу спросить Ангелов, что написано на бумаге. Он послушался, и те назвали ему два греха, о которых он уже не помнил. Духовник прочитал над ним разрешительную молитву, и монах с миром предал свою душу. Читать далее Источник: Афонский отечник/Архим. Иоанникий (Коцонис) ; [пер. с греч. Леонтия (Козлова)]. - Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. - 511 с.: ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Высказывания Иоакима Специериса: Ты монах, как ты можешь держать деньги в банке? О жизни афонского старца Иоакима Специериса из Нового Скита: Ты монах, как ты можешь держать деньги в банке?     Старец Гавриил упомянул в одном из наших видео-поучений об о. Иоакиме Специерисе . Многие впервые слышат имя этого известного афонского старца. Немного расскажем о нем. В Новом Скиту есть калива, посвященная памяти двадцати святых Бессребреников. В этой каливе на протяжении многих лет подвизался иеромонах Иоаким (Специерис), автор известной книги «Пустынница Фотиния». С этим великим старцем жил один благочестивый монах, по имени Феофилакт. После преподобнической кончины своего старца монах Феофилакт, снедаемый духовной жаждой, лишь заслышав о славе святых старцев Иосифа и Арсения с их благочестивым братством, тотчас поспешил познакомиться с ними поближе и получить пользу. В результате он, подобно рыбе, попал в сеть, очарованный медоточивыми словами старца Иосифа. Старец, видя искреннее стремление и благоговение отца Феофилакта, принял его в свое братство и постриг в великую схиму. С тех пор и отец Феофилакт стал следовать в своей каливе в Новом Скиту такому же порядку во бдении.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2585

Никополь (нын. Сен-Кархессер) в так наз. первой Армении (область Рим. империи) был местом мученической кончины Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра и других с ними, за исповедание веры, в царствование Ликиния, в 319 году. После истязаний им отрубили руки и ноги, бросили в огонь, и кости, оставшиеся от огня, бросили в реку Ликос. Но быстриной реки кости были собраны в одно место на берегу, а благочестивые люди взяли и похоронили их; впоследствии же устроили на том месте церковь в честь мучеников. Память преп. Антония Печерского О нём см. 7 мая. Вместо седьмого мая теперь (с ΧVΙΙ в.) в Лавре празднуют Антонию 10 июля, и в этот же день, по указу Св. Синода, от 31 дек. 1874 г., в местечке Любече, родине святого, вследствие ходатайства жителей, совершается крестный ход к пещере, выкопанной преподобным; в пещере небольшая церковь во имя пр. Антония. Празднование Коневской иконе Богоматери Коневская икона, письма Греческого, изображает Богоматерь с предвечным Младенцем Христом, держащим в шуйце два птенца голубиных. Этой иконой напутствовал преподобного Арсения, возвращавшегося в Россию после благочестивых его подвигов в Афонских горах, преподобный Иоанн – игумен одной из обителей Афонских. Знамение своего напутствия Арсений в 1393 году принёс с Афона в своё отечество – в Новгород, при архиепископе Новгородском Иоанне. Прияв от сего святителя благословение, Арсений удалился с св. иконой на остров Коневец и освятил его в жилище благочестивых иноков. Здесь св. икона прославилась многими благодатными знамениями. При нашествии Шведов на Новгородские пределы Коневская икона, по благословению Исидора, архиепископа Новгородского, в 1610 году перенесена была в Новгородский Деревяницкий монастырь, в котором ежегодно совершалось 10 июля празднование её явлению. По изгнании Шведов из Карелии, Коневский монастырь обновлён был в 1718 г. повелением Петра I. Впрочем, икона всё ещё оставалась в Деревяницком монастыре, под ведением которого до 1760 года состояла Коневская обитель. В царствование уже Павла Петровича в 1799 году митрополит С.-Петербургский и Новгородский Гавриил благословил препроводить икону из Деревяницкого монастыря в Коневский. Но прежде возвращения в свою обитель икона в 3 день июля 1799 г. отправлена была в С.-Петербург для возложения на неё серебро-позолоченной ризы. Здесь от иконы были новые благодатные знамения. Обогащённая усердными приношениями благочестивых жителей столицы, чудотворная Коневская икона возвратилась 3 сентября того же года в Коневскую обитель, по прошествии 189 лет своего отсутствия из монастыря. С крестным ходом и великим торжеством и радостью Коневская обитель встретила и приняла к себе свою чудотворную икону Владычицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– В притворе апокалипсис, лествица духовная, лоно Авраамово и ряд ктиторов монастыря: проигумены Порфирий и Евфимий, Лев Мудрый, Андроник Палеолог, болгарский царь Асень, воевода молдавский Стефан и др. Вся вообще живопись посредственного достоинства, с ясными и многочисленными следами западного влияния. Стенописи афонских храмов должны стоять в тесном родстве с современными им стенописями всей Греции. Широкое значение афонской школы, на которое мы указали выше, необходимо должно было вести к большему или меньшему однообразию в характере художественной производительности. К сожалению, до настоящего времени собрано еще слишком мало материала для полной и всесторонней характеристики греческих стенописей рассматриваемого периода. У нас под руками находится впрочем один пример, который представляет блестящее подтверждение сходства афонских росписей с другими,– разумеем знаменитый храм «Παναγα Φανερομνη» на Саламине. Уже давно роспись его обратила на себя внимание западных ученых, признавших ее редким памятником, и если замечание Пуквиля, будто в этом храме находится на лицо до 150,000 фигур, давно признано слишком преувеличенным, все-таки памятник, даже и при более умеренном счете фигур (от 3530 до 3724), остается замечательным, особенно для специалистов западных, не знакомых с росписями наших ярославских храмов. Саламинский храм расписан в 1735 году аргосским живописцем Георгием Марком при помощи трех учеников: Николая Венигелоса, Георгакиса и Антомиса (надпись на западной стене храма) 294 . В конхе алтаря Богоматерь «ширшая небес» с Божеств. Младенцем и по сторонам ее архангелы Михаил (с надписью «δ προσκυνομεν Δεσπινα») и Гавриил (κα τν κ σο τεχθντα); здесь же восемь песнопевцев церковных и вне конхи 13 пророков со свитками пророчеств, относящихся к воплощению Спасителя. Ниже Богоматери литургия или херувимская песнь и евхаристия; внизу святители: Дионисий Ареопагит , Петр архиеп. аргоский, Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Василий Великий , Афанасий Великий ; Герман патр. константинопольский и Иаков брат Божий. В жертвеннике Иисус Христос – Ангел великого совета; в диаконнике Мелхиседек. В куполе Пантократор с благословляющею десницею и Евангелием в шуйце; ниже ангелы и среди них Богоматерь и Иоанн Предтеча, еще ниже двенадцать членов символа веры 295 и 16 пророков, в числе которых Моисей. В сводах храма страсти Христовы, воскресение и следующие за ним события, некоторые праздники господств и двадцать четыре изображения на темы акафиста в честь Богоматери. На стенах храма притчи евангельские, а на западной стене кроме них страшный суд 296 и распятие Спасителя; ниже сцены из истории мученичества; еще ниже медальонные изображения 70 апостолов и преподобных жен, наконец в нижнем ряду мученики, преподобные и святители.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Средник иконы Божией Матери “Млекопитательница”. Кон. XIX в. Средник иконы Божией Матери “Млекопитательница”. Кон. XIX в. У сев. стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и митр. св. Петра. С 1731 г. в храме пребывает особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». В 1894 г. в течение 2 месяцев в Елоховской ц. находилась привезенная из афонского Ильинского скита его настоятелем архим. Гавриилом икона Божией Матери «Млекопитательница». «В дар и благословение» Богоявленскому храму архим. Гавриил оставил список с иконы афонской работы кон. XIX в., к-рый хранится в соборе. Многие из почитаемых храмовых икон издавна принадлежат Богоявленской ц.: свт. Николая Чудотворца с житием 1-й трети XIX в. (средник - список с иконы XI в.), Благовещения Пресв. Богородице нач. XIX в. в серебряном киоте 1813 г. и др. На рубеже 1945-1946 гг. в местный ряд иконостаса главного алтаря, слева от царских врат, была помещена икона XVII в.- список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной пл. После закрытия Казанского собора в 1930 г. община перешла в ц. свт. Николая в Хлыновском туп., перенеся туда и чудотворный образ; после разрушения в 1936 г. Николо-Хлыновской ц. икона оказалась в Богоявленском Дорогомиловском соборе, затем попала в Елоховский храм. Рамой для чудотворного образа служит икона «Похвала Богородицы» с фрагментами старого серебряного оклада. Среди икон, к-рые поступили в храм из московских церквей, закрытых в 20-30-х гг. XX в., Богоматерь «Избавительница» и вмч. Пантелеимон афонского письма (1893), происходящие из ц. Покрова в Филях, а также житийный образ вмц. Ирины (XIX в.) из Троице-Ирининского храма в с. Покровском. В соборе особо почитаются иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Тихвинская (обе - XIX в.), образ прп. Серафима Саровского с частицами камня, на к-ром молился преподобный, и частицей его одежд (XX в.). На 5-й неделе Великого поста, в пятницу вечером, на акафист в честь Похвалы Пресв. Богородицы, в собор по благословению Святейшего Патриарха Алексия II приносят икону Божией Матери «Умиление» - келейный образ прп. Серафима Саровского.

http://pravenc.ru/text/БОГОЯВЛЕНИЯ ...

С каждой иконой связана своя история Встречи со святыми – как с хорошими людьми: порой происходят самым неожиданным образом. Например, мой земляк из Тбилиси – преподобный Гавриил (Ургебадзе) – приехал своей иконой в Пафнутьев-Боровский монастырь с девушками-певчими из храма Святой великомученицы Варвары в Тбилиси, которые, узнав, что у меня нет иконы одного из самых почитаемых грузинских святых, немедленно подарили мне его икону – и еще банку аджики с тбилисского рынка. Аджику мы с друзьями-монахами быстро съели, а икону я привез домой. Красного угла с лампадой у меня дома нет, иконы просто стоят на полке в книжном шкафу. И она вся давно уже занята. Вот преподобный Пафнутий, Боровский чудотворец – подарок братии, вот святой праведный Симеон, Верхотурский чудотворец, в чьем монастыре мы с женой жили и молились, прося святого благословения на наш брак. Вот старинная икона Богородицы «Казанская», доставшаяся мне в наследство от моих прадедов. Икона преподобного Серафима из Дивеево, преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой лавры, икона преподобного Далмата Исетского, к которому я езжу на престольный праздник в свой день рождения. А еще образ святителя Игнатия (Брянчанинова) – благословение духовного отца на литературные труды, икона Богородицы со Святой Горы Афон и много других. С каждой иконой связана своя история, воспоминания о святых местах, в которых довелось побывать, и о людях – искренних, верующих добрых людях, которых я встретил возле этих святынь. Все родные и все любимые. Смотришь на Валаамскую – и молишься за друга детства, афонского монаха Андрея, который когда-то был на Валааме послушником. Вздыхаешь перед Абалакской – и поминаешь батюшку Зосиму, теперешнего духовника Тобольской семинарии, с которым ходил крестными ходами вокруг монастыря… Когда места для иконы преподобного Гавриила не нашлось, я в простоте решил отнести ее в храм, потому что духовными сокровищами надо делиться. Это ведь не пачка денег, чтобы ее под подушкой прятать и трястись над ней, как бы не украли: святыня – она для всех. Тем более такая – из самого сердца моей родной Грузии.

http://pravoslavie.ru/116943.html

   Спустя несколько времени после крещения Константин стал проситься у старца сходить в Иверский монастырь, поклониться иконе Богоматери Вратарнице и поставить, по обещанию, свечу пред святой Ее иконой. Получив благословение, он отправился туда с одним иноком из скитской братии. Поклонившись святой иконе, они на обратном пути зашли в Предтеченский скит, так как еще до этого Константин слышал, что там безмолвствует великий старец-духовник, который недавно предпослал ко Господу трех своих учеников, пострадавших за исповедание имени Иисуса Христа, и что части святых мощей их находятся в этом скиту. Увидя святые мощи, он с благоговением поклонился и облобызал их, и в этот момент у него радостно забилось сердце и родилось желание идти путем сих святых преподобномучеников, ревновать их житию и потом пострадать за любовь Иисуса Христа, изведшего его из мрака к свету истинного познания.    Духовник, беседуя с Константином о пользе душевной, между прочим рассказал ему и о страданиях святых преподобномучеников своих учеников, отчего у Константина еще более согрелось сердце и утвердилась мысль пострадать за Христа.    Возвратившись в скит к своему старцу, он был смущен от повлиявшего рассказа, так что его смущение не могло утаиться от опытного старца, который сразу подметил, что у Константина на сердце неладно и что-нибудь сильно его смущает, а потому ласково спросил, почему он так смущен и что за причина его смущения.    - О, отче! - со вздохом отвечал Константин, - как же мне не печалиться и могу ли я быть покойным, тогда как истинные рабы Христовы кровью засвидетельствовали свою веру, я же что принесу в дар Господу моему Иисусу Христу? Какие плоды моей веры, моей любви к Нему? Признаюсь тебе, отче, что с тех пор, как я был в Предтеченском скиту и лобызал святые мощи преподобномучеников, положил намерение последовать их стопам; с тех пор мысль об этом не дает мне покоя и постоянно преследует меня. Итак, благослови, отче, меня пострадать за Христа!    - Благословен Бог, чадо, - отвечал старец Гавриил, - если это угодно Богу, то Он Сам, имиже весть судьбами, исполнит твое желание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

о дворе монастыря находится огромная водосвятная чаша из единого камня. Она с одного бока расколота, части соединены стальной полосой. Чаша была расколота самими монахами для того, чтобы ее не забрал турецкий султан и не сделал из нее свою купальню. За это от турок пострадали пять монахов Лавры, они были повешены на кипарисе преподобного Афанасия. ереночевав в Лавре преподобного Афанасия, мы двинулись вдоль восточного побережья Афона к монастырю Иверон. Большую часть пути мы проехали на джипе. Он поджидал нас рано утром, уже полный паломников, которым тоже надо было ехать в сторону Иверона. Как-то втиснулись и мы, и джип поскакал как горный козел по каменистой дороге, и мы в нем тоже... скакали. С трудом доехали мы до монастыря и с огромным облегчением выпали из джипа. онастырь Иверон, основанный в конце Х века учениками преподобного Афанасия (когда-то он был грузинским, но, когда грузин там не осталось, стал греческим), очень известен, потому что построен близ места, где пристал корабль с Пресвятой Девой к Афону. Именно здесь Богородица ступила на берег. Тут даже галька особенная: вся в блестках. А в том месте, где пристал корабль, с тех пор бьет источник, около которого сооружена часовенка. Конечно же, мы все напились этой воды.  еще надо сказать, что это место отмечено событием обретения Иверской иконы Божией Матери, списки с которой у нас на Руси очень почитаются. Прямо по водам она приплыла к берегу Афона. Место обретения иконы Богородицы - бухта Климента (древнее, еще дохристианское название, здесь располагался один из семи древних афонских городов). На берегу расположена церковь, на месте, где подвизался преподобный Гавриил-Пещерник («Спелеотис»). По особому откровению, он был призван принять икону Богородицы. Когда он увидел в море икону, от которой поднимался в небо столб света, то, по преданию, бросил на воду залива свою рясу и на ней поплыл по морю, взял икону и возвратился к берегу. На берегу же несколько отцов с большим трудом подняли икону и перенесли ее в монастырь Иверон. Икона пожелала находиться над воротами монастыря, поэтому она так и называется - «Портаитисса» («Вратарница»). Сейчас она помещена в специальный киот, который находится немного сбоку от врат в особой часовне или, скорее, храме.

http://isihazm.ru/?id=537

В XVIII веке духовная жизнь на Афоне оживилась благодаря основанию духовных школ и усилению культурных контактов со славянскими странами. С середины XVIII века была основана Афонская академия – Афониада. В середине XVIII столетия монахом Космой Лавриотом в Лавре святого Афанасия была основана знаменитая типография, имевшая огромное значение в просвещении греческого народа. Патриарх Гавриил IV издал в 1783 году новый типикон Святой Горы. Его главной целью было восстановление древних обычаев сурового иноческого жития. Было запрещено есть мясо, без разрешения покидать Святую Гору и уходить из монастыря в скит, ограничивалось число мирян, проживавших в Карее. Восстанавливалась упраздненная с 1585 года должность прота, к которому были присоединены 4 соуправителя, избиравшиеся из числа монахов 20 монастырей. Образованная, таким образом, Священная Эпистасия (попечительство) принимала на себя заботу по надзору за жизнью и поведением монахов. Прот избирался пожизненно и получал рукоположение от Патриарха. Он хранил ключи от зала собраний, каждый из эпистатов получал 1/4 часть печати Святой Горы. Одним из важнейших результатов преобразований Гавриила IV стало постепенное возвращение к общежительству. На киновийный устав перешли монастыри Ксенофонт (1784), Эсфигмен (1796), Симонопетра (1801), Свято-Пантелеимонов (1803), преподобного Дионисия (1803), Каракал (1813), Кастамонит (1818), Св. Павла (1839), за ними вскоре последовали монастыри преподобного Григория, Зограф и Кутлумуш. Одним из самых ярких представителей афонской духовной жизни этого периода был преподобный Никодим Святогорец. В 1775 году, в возрасте 26 лет, он пришел на Святую Гору и поселился в монастыре Дионисия, где через два года был пострижен в монахи. Изучив рукописные сокровища монастыря, он подготовил к изданию «Добротолюбие», выверив и дополнив текст по различным рукописям (1782). Преподобный Никодим издал также «Собрание богопрореченных слов и поучений богоносных святых отцов» и сочинение Неофита Кавсокаливита «О частом Божественном Причащении». Ему принадлежит сборник канонов, посвященных Божией Матери, он перевел и издал трактат «Невидимая брань», где подробно описана практика духовной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В том и заключается труд монашеский – молиться за людей и за весь мир, самоотверженно заботиться о больных, всем оказывать гостеприимство, научать истине собственным примером. Труд, о котором не трубят по всему миру, но ценность которого неоценима. Небесные мгновения Устройство святого монастыря Дионисиат компактно и строго и вместе с тем оно вызывает у паломников чувство раскаяния и побуждает к самоуглублению. Исполненная благородной сдержанности, византийская иконопись покрывает стены собора. Очень выразительны сцены из Апокалипсиса на стенах коридоров братского корпуса, в часовне. Повсюду византийские фрески. Особенно хороши они в часовнях свв. Неусыпающих и св. Иоанна Богослова. В трапезной, где монахи вкушают пищу в молчании, слушая чтение, есть великолепные фрески Лествицы, возводящей на Небо, Собора Архангелов, Собора преподобных Отцов Афонских. Все это и другое образует для отцов этой святой обители, с их добродетельными традициями и строгим монашеским уставом, чудное, идеальное обрамление для их ангельского жития. Старец Исаак много лет прожил в сем святом месте, столь проникнутом христианским духом. В пожилом возрасте он любил стоять на одном из мест старцев около древней иконы святого Предтечи. Неподвижный, словно столп, внимательно слушал он службы – церковное поклонение, возвышающее землю и Небо приближающее к земле. Во время всенощных бдений и утренних служб старшая братия сюит на своих местах под фресками святых. Церковь освещается лишь тусклым светом лампад, и старцы стоят в абсолютной тишине – иногда кажется, что их фигуры сливаются с фигурами на фресках. И пребывают они в радости вместе с «собором преподобных Отцов в раю» которые, как и они, подвизались некогда в земном Уделе Богородицы. «Незабываемы всенощные бдения по великим праздникам на Святой Горе, долгожданные воскресные службы Великим Постом, чтение Евангелий Последования Святых Страстей Господних. Невозможно забыть этих старцев, полных любви и веры в Бога, прямых столпов, твердых мучеников, молчаливых и трезвенных святых отшельников, терпеливо ожидающих своей очереди приложиться к Священному Писанию , святым мощам и приобщения Святого Причастия! Это неописуемо: торжественное служение, священники и диаконы в золотых облачениях и честные отцы в черных мантиях и простых рясах – все в богоподобии и страхе Божием» (Архимандрит Гавриил «Святой монастырь Дионисиат на ГореАфон стр. 22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010