Святые отцы, основатели Иверской обители, часто посещали преподобного Леона, будучи в великой духовной дружбе с ним. Кроме этого святого мужа, духовным другом блаженного отца нашего Евфимия был преподобный Гавриил, удостоившийся явления Пресвятой Владычицы Богородицы, Которая повелела ему взять из моря икону Свою. Иеромонах Гавриил жил в келье, высеченной в скале, недалеко от обители. Святой Евфимий часто приходил к нему для духовных бесед, особенно вечером, и оставался до утра. Прийдя. он останавливался у входа в келью, творил молитву, святой Гавриил отвечал и выходил ему навстречу. Но преподобный Евфимий не входил никогда в саму келью: оба подвижника садились у входа и начинали духовную беседу. Она продолжалась до утреннего клепания в било, когда святой Евфимий уходил в обитель на утреннее стояние. Георгий Святогорец говорит, что так блаженный Евфимий посещал преподобного Гавриила всю свою жизнь. Подобным образом святой Евфимий посещал и блаженного Леона, основателя обители Римской, чему, как говорит Святогорец, были свидетелями все братия обители и многие святые отцы Афонской горы. В те дни Фессалоникийскую кафедру занимал епископ (имя его не названо жизнеописателем), муж святой жизни, исполненный христианских добродетелей, который был в большой дружбе со всеми святыми отцами Иверсвой обители и часто обменивался с ними посланиями. В то время в Солуни жил один еврей, знавший основательно Ветхий Завет. Епископ всеми силами старался обратить его в христианство, и однажды между ними начался спор о вере, при котором присутствовал и блаженный Евфимий. Благодаря основательному знанию Писания еврей стал брать верх над епископом. Тот, видя это, просил блаженного продолжить спор; еврей не смог отвечать на вопросы святого и должен был уступить. Наконец, выйдя из терпения, он стал поносить веру христианскую и Самого Христа Спасителя. Святой, услышав это богохульство, возмутился духом и чрезвычайно оскорбился, и сказал: " Да будут уста твои нечестивые замкнуты " , - и в то же мгновение еврей онемел, упал на землю, и богохульные уста и глаза его извратились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, Иверская была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее, а с начала XI в. неотлучно пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон (в честь которого и получила свое название). Невдалеке от Иверской обители на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что один только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери. Во времена второго периода иконоборчества (813-843) вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалеку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам 1 . Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. Монахи Иверской обители вместе с другими афонскими иноками, поспешившими на место чудесного явления, пытались приблизиться к иконе на лодках, но она удалялась от них. Тогда они собрались в главном соборе Иверского монастыря и стали просить Богородицу позволить забрать Ее чудотворную икону. В описываемое время рядом с Иверской обителью подвизался благодатный старец Гавриил, родом из Иверии. Он вел подвижническую отшельническую жизнь и непрестанно творил Иисусову молитву. Днем и ночью он изучал Священное Писание и творения Святых отцов. Единственной пищей преподобного были горные травы и ключевая вода. Вот этому богоносному старцу и было видение Божией Матери, повелевавшей ему взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Братия Ивирона отправилась к морю крестным ходом, по пути церковными песнопениями воспевая Пресвятую Богородицу. Преподобный Гавриил вошел в морские воды, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел к ней по волнам, как по суше, а икона приплыла к нему прямо в руки. На месте, где старец Гавриил вышел с иконой из воды, была воздвигнута часовня (ныне парклис Пресвятой Богородицы Портаитиссы (Вратарницы, Иверской)). Это чудесное событие произошло во вторник Светлой седмицы.

http://pravoslavie.ru/59753.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

— Существуют разные формы монашеской жизни. Какая из них пред­став­ляется вам наиболее приемлемой для нашего времени? — Киновиальный (общежительный) образ монашеской жизни, во многом помо­гает монашествующим в борьбе с главной страстью — гордостью. Люди, соб­рав­шиеся в одном монастыре или в небольшом братстве, через духовный труд должны жить так, как если бы одна душа пребывала во многих телах. Так создаётся истинная монашеская семья, которой соответствуют слова псалма: «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе...». Каждый из нас должен выбрать тот путь, который помогает смирять свой дух. — В чем, по-вашему, заключается суть монашеской жизни? — «Непрестанное дело монаха — беседа с Богом». Эти слова принадлежат свя­тому Симеону Фессалоникийскому. А преп. Силуан Афонский говорил, что монах делает все, как обыкновенный человек: строит, копает картошку... и никто ни знает, что в душе он носит Бога. Монахи есть и всегда останутся «радистами» Церкви, которые передают Богу боль человечества. — Когда лично вы всерьез задумались о монашестве? — Как только в сознание пришло, что «мы вечны, даже если этого не хотим» (так — очень хорошо — названа книга протоиерея Андрея Ткачева) и как только воцерковилась. преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе) — Знали ли вы преподобного Гавриила (Ургебадзе) , чьи мощи были обретены 22 февраля этого года? Каково его значение для Грузинской Православной Церкви? — Многие из живущих ныне людей тесно общались с отцом Гавриилом. Я благодар­на Господу, что и в моей жизни было соприкосновение с ним. В 1991 году, только что воцерковившись, я на две недели поехала погостить в монастырь св. Нины в Самтавро, где жил отец Гавриил. После повечерия он оставался в храме и беседовал с монахинями. Я не помню содержание этих бесед, помню лишь, как они влияли на меня. Старец очень хорошо знал Священное Писа­ние (Евангелие он хорошо знал с 12 лет) и часто его цитировал. Когда он произносил слова Писания, ты понимал, что перед тобой стоит человек, живущий в Истине, носящий Бога в себе. Отец Гавриил показывал, что и в наше время возможно возлюбить Бога всем сердцем своим, всею душою и всем разу­мением.

http://pravoslavie.ru/69522.html

– «Вси, иже в пустынях иночествующе, говорит Василий Великий (у Никона Чёрной горы в слове 53), идеже несть священника, причащение своё о себе держаще причащаются». В глубокой старости, накануне своей кончины преподобный Стефан оделся в приготовленное погребальное одеяние и приведённый в церковь приобщился Св. Таин от руки литургисавшего пресвитера, потом возвратился на одр свой и тихо скончался. По подлиннику, «Стефан святой, иже на озере строитель Николы чудотворца, надсед, брада с малою сединою» 125 . Он блаженно почил 12 июня 1542 г. 126 «Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную», учит Апостол ( Гал.6:8 ). – Жизнь духовная, сильно развившаяся в душе, не боится смерти, – она даёт о себе знать делами чудными и за гробом. Вологодский купец Гавриил, знавший преп. Стефана при его жизни и благотворивший обители его, плыл водой по торговым делам своим; поднялась страшная буря и волны грозили поглотить лодку. Гавриил стал призывать помощь угодников Божиих и между ними блаженного Стефана. И внезапно увидел у себя в лодке святолепного старца, который говорил ему: «не бойся, сын смирения, – Господь послал меня избавить тебя от потопления». «Кто ты?» спросил Гавриил, бывший в ужасе и от видения, и от явной смерти. – «Ты много милостыни подавал в обитель св. Николая, что на озере Комедьском, и мне смиренному строителю её Стефану», отвечал явившийся и исчез, а вслед затем утихла буря. В тот же 1542 г., как скончался блаженный Стефан, обитель его разорена была Татарами и при возобновлении её построили над гробом основателя обители деревянный храм, заменённый потом каменным. Тогда же, при построении деревянного храма, написана была икона преп. Стефана и поставлена над гробом его, – а другая поставлена в храме. Обитель закрыта в 1764 г. На память преп. Стефана, 12 июня, ежегодно бывает здесь большое стечение народа 127 . Недавно храм приписан к Вологодскому девичьему монастырю, который тем поставлен в состояние открыть общую трапезу для всех сестёр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Старец Герман воскликнул: – Сколько разваленных калибок находим здесь, сколько пещер, в которых, видно, жили и спасались преподобные отцы! Вот дня два назад один брат нашел пониже моей калибы к морю, маленькую калибочку, разваленную уже, но на таком месте, что не знаю как там жил кто, а жил; ведь сколько лет существует моя калибка и жили в ней, а никто не нашел этой калибочки. Поэтому пустыни эти наполнены святыми мощами, но они остаются не явленными. Духовник о. Неофит Караманлис сколько искал их тут, и не находил, потому что почившие святые не хотят быть обнаруженными! Коснувшись прежних подвижников, старец говорил от себя и слышанное от своего старца о. Даниила: – Прежде в скиту Кавсокаливе были достопочтенные старцы, подобно древним великим отцам, пред которыми мы, вся братия скитская, проходили с большим благоговением. Старцы как столпы неподвижно стояли на бдениях с вечера до утра не оглядываясь в стороны. Все они были молчаливы, праздное слово у них не существовало, даже и о нужном говорили мало, и то, только когда нужно было. Жизнь духовную хранили опасно. Среди них сиял особенною святостью старец о. Авксентий; между старцами он был как светило. Жил он на кельи св. Георгия; был у него один глиняный горшок, в котором варил для себя травы, собирая их по пустыне, и только одно это он кушал; иной раз употреблял еще хлеб, но ничего более. Около 60 лет жил он в скиту; по смерти его остался ученик Неофит Караманлис духовник, который скончался в 1860 году более 100 лет от роду! Вспомнив еще об одном подвижнике, старец Герман рассказал следующее: – Ученик старца Киприана, Гавриил, был большой умелец; мог всякое дело делать, почему скитская братия обращались к нему во всем; сломается ли что, испортятся ли хотя бы часы, о. Гавриил никогда не отказывался послужить по любви к ближнему. Так как питался он от рукоделия, то нельзя было не награждать трудов его, почему братия просили его брать что следует. Тогда о. Гавриил, рассчитав день, во сколько времени он сделал вещь, и сколько причиталось за это время получаемого им с своего рукоделия (делал он ложки и четки), столько и брал от тех, кто просил его взять, и больше ни парички. Так он хранил свою совесть. Случившиеся при кончине его увидали, что старец улыбается и лицо его просветлело, но не догадались спросить его, что он видит. Они побежали к старцу о. Никифору, который обрел мощи преп. Нила в 1815 году, и сказали ему об этом. Никифор же им сказал: – Бегите скорее и расспросите, что он видит? – но душа старца уже отлетела ко Господу. Там был и старец Даниил, который рассказал все это. После старца о. Гавриила в кельи св. Иоанна Богослова остался ученик его о. Герасим, скончавшийся около 1865 года, имея более 100 лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Да подражаем и мы преподобному в нестяжательности, кротости, смирении, чистоте, безмолвии и любви к Богу и ближнему, дабы и нам наследовать с ним Царствие Небесное во Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь. 9 Прп. Гавриил Афонский, архим. († 1901, память 9 июля) Сколько у Бога верных последователей, усердных тружеников в великом деле домостроительства спасения рода человеческого, сколько уже прославленных на небесах и еще безвестных миру! Угодно было дивному во святых Своих Богу прославить одного из таких тружеников на ниве Христовой, преподобного Гавриила Афонского, явлением нетленных мощей его в Свято-Ильинском соборе града Одессы 9 (22) июля 1994 года. Преподобный и богоносный отец наш Гавриил родился 8 января 1849 года в Киевской губернии, в семье небогатых родителей. День его рождения совпал с днем церковной памяти преподобного Георгия Хозевита, и в крещении младенец был наречен Георгием. По всей видимости, первоначальное христианское воспитание Георгий получил от своих родителей. На двенадцатом году жизни отрок осиротел. При помощи воспитательниц он получил образование в сельской школе, особенно показав свое прилежание в изучении Слова Божия. Он быстро постигал церковную грамоту, любил читать Священное Писание, духовно-назидательные книги, обнаруживая при этом светлый ум и ясную память, украшая себя добродетелями. Юношей, во время тяжелой болезни, он дал обет посетить по выздоровлении святые места Киевской земли, что и исполнил в скором времени. Посещение лаврских святынь и других монастырей произвело на него глубокое впечатление. Георгий своими глазами увидел места подвигов преподобных отцов, о которых много слышал и читал, и с благоговением лобызал нетленные мощи подвижников святой Руси, прося их молитв. В душе благочестивого юноши зародилось желание следовать по стопам преподобных, подражать их подвигам, подобно им отречься от мира и посвятить жизнь иноческому деланию. Пробыв некоторое время на родине, он вторично отправляется в Киев и просит братию Феофановской пустыни принять его в число насельников обители.

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

4 . Православного вероисповедания, не имею никакого отношения к богоборцам. 5 . Судим не был, препятствий для поставления в духовный сан не имею. Испрашиваю благословения стать дьяконом, чтобы трудиться для прославления Бога и спасения души. Готов служить Святой Церкви от всего сердца, в соответствии с церковным уставом и учением Святых Отцов. Обязуюсь: Совершать всякое богослужение по Канонам Церкви. По воскресеньям и праздничным дням не отсутствовать. Участвовать в служении Божественной литургии, будучи подготовленным. Укреплять прихожан в православной вере, добрым служением способствовать изучению ими слова Божия и заповедей Господних. Стараться жить так, как подобает служителю алтаря, не соблазнять других своим поведением, быть помощником прихожанам, вдовам и сиротам. В алтаре и храме держать себя подобающим образом; подавая пример другим, внушать уважение к святыне. Служить с честью, подобающей этому высокому чину, не унижать Церковь своим недостойным поведением, не соблазнять верующих. Записал протоиерей Николоз Берекашвили. Раб Божий Ургебадзе Годердзи Васильевич исповедовался у меня. Препятствий для рукоположения в дьяконы не имеет. Кутаиси, 30 января 1955 года». В тот же день раба Божия Годердзи рукоположили в дьяконы, и он дал клятву. Вскоре дьякон Годердзи обращается с ещё одной «Нижайшей просьбой» к епископу Кутаисско-Гаенатскому Гавриилу: «С детства имею тягу к монашеству, поэтому смиренно прошу Вас постричь меня в малую схиму и наречь именем святого Гавриила Афонского 5 . Послушник Вашего Преосвященства». В ответ на его просьбу епископ Гавриил обратился к архимандриту Георгию: «Благословите схиму, исповедуйте дьякона и дайте ему, по его же просьбе, имя преподобного Гавриила Афонского». 27 февраля 1955 года в Моцаметском монастыре 6 епископом Кутаисско-Гаенатским был пострижен в монахи Годердзи Ургебадзе и, по его просьбе, наречён именем Гавриил. Постриг был совершён при участии архимандрита Георгия (Дадиани). (В 1964 году он был убит в Шио-Мгвимском монастыре 7 и похоронен в Самтаврийском монастыре.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

События праздника Успения таковы. После Вознесения Христа Его Пречистая Матерь осталась на земле одна – без возлюбленного Своего Сына. Эта разлука причиняла великие страдания Ее душе. Она безмерно скучала по Христу, Своему Сыну и Богу. Мы не можем себе представить Ее страданий, потому что мало любим Бога и никогда не видели Христа. Преподобный Силуан Афонский говорит, что человек, хотя бы однажды видевший Христа, но после с Ним разлучившийся, бывает объят великой скорбью и желанием вновь обрести Его, вновь увидеть пречистый Его Лик. Так, например, преподобный Серафим после явления ему Спасителя, подъял на себя великий подвиг – тысячу дней простоял на камне, чтобы снова увидеть Господа. Но Матерь Божия любила Христа больше чем преподобный Серафим, больше чем все святые, больше чем пламенеющие любовью к Богу Ангельские силы. Поэтому и страдания Ее и скучания о Христе были велики и непостижимы для нас. «Божия Матерь, – говорит преподобный Силуан, – не предала Писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов и Ей удивляются все небесные силы Ангелов и Архангелов». В Священном Писании действительно совсем немного говорится о Божией Матери, и это потому, что Сама Пречистая Дева, будучи выше всех не только в любви, но и в смирении, не пожелала прославлять Себя и предавать Писанию Свою жизнь. Скучая и скорбя о разлуке со Христом, Матерь Божия часто ходила в Иерусалиме на то место, где Она видела Его последний раз – на Елеонскую гору, откуда много лет назад Он вознесся на небо. Здесь Она проводила время в уединении и молитве. Церковное предание говорит, что часто на этом месте Она молилась о том, чтобы Ей скорее выйти из мира, соединиться со Христом и пребывать с Ним неразлучно. И вот во время одной из таких молитв Ей предстал Архангел Гавриил и сказал, что исполняется Ее желание и что через три дня Она перейдет с земли в вечность. Нужно сказать, что Архангел Гавриил являлся Пресвятой Деве не один раз. Много лет назад в Назарете он принес Ей благую весть, что Она родит Христа, Сына Божия. На этот раз он тоже принес Ей благую весть – что через три дня Она перейдет на небо и будет пребывать со Христом, Своим Сыном и Богом, вечно.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010