Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Тернистым путем к небу Епископ Варнава (Беляев) Житие старца Гавриила (Зырянова)     Тернистым путем к небу   Епископ Варнава (Беляев)   Житие старца Гавриила (Зырянова)        «Долго я ломал себя, все не удавалось. Ну, наконец сломил...»   Увидев его, невольно поражались: огромный, и ростом и какой-то внутренней статью, седовласый старец, в котором сразу угадывался нравственный богатырь; добряк, шутник, негодующий при столкновении с малодушием и цинизмом и плачущий в умилении пред очередным   свидетельством   сострадания   Божьего.   Преподобный Гавриил (1844 — 1915) прославлен в 1997 г. в лике местночтимых святых Казанской епархии. Он положил начало монашеским подвигам в Оптиной пустыни под руководством преподобного Амвросия. Затем он подвизался в Седмиезерной пустыни вблизи Казани, а также в Спасо-Елеазаровой пустыни Псковской епархии. Преподобный Гавриил воплотил в себе дух древних восточных аскетов. Основным и главным в его духовном делании было стяжание любви Божией.     Первые главы нашей публикации " Тернистым путем к небу " - это вводная статья П. Проценко. Сам Проценко прожил нелегкую жизнь, многие годы сидел в лагерях, это наложило тяжелый отпечаток на его видение. Или можно так сказать: своего рода максимализм его требований к Церкви носит отпечаток надрыва. Мы не разделяем такого взгляда, впрочем, вполне разделяем его искренность.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=676

Честные останки старца были перенесены в Одессу и 2 ноября погребены в склепе храма Ильинского подворья. После революции подворье Ильинского скита сразу же было ликвидировано. 23 октября 1994 года, в неделю 18-ю по Пятидесятнице, в Свято-Ильинском соборе прошли торжества, посвященные прославлению преподобного Гавриила Афонского» 476 . Архимандрит Максим Архимандрит Максим 477 был игуменом Ильинского скита с 1901 года. Еще за год до своей кончины прежний настоятель отец Гавриил предложил братии выбрать ему преемника, который бы после его смерти мог занять его место. И сам отец Гавриил на вопрос братии, кого бы он назначил, указал на отца Максима, с чем все были согласны и благодарили отца Гавриила за его попечение об обители. Видя, что это внушено ему свыше, братия, как только получила известие о смерти отца Гавриила, стала просить отца Максима принять настоятельство над Ильинским скитом, и отец Максим уступил их усердной просьбе. Весной 1902 года по благословению Константинопольского Патриарха Иоакима отец Максим был поставлен в архимандрита. До принятия настоятельства иеромонах Максим нес нелегкий подвиг служения молебнов пред святынями. В 1893–1896 годах он находился для сбора пожертвований в России, а после возвращения на Афон занимал должность казначея. Вступив в управление обителью с 400 братиями, архимандрит Максим сразу принялся за окончание достройки соборного храма. Между тем скит нуждался и в больнице. Благодаря его мудрому руководству уже через три года больница была построена. А в 1907 году в скиту решительно приступили к окончательной достройке храма. До этого времени был воздвигнут только фундамент храма, а отцу Максиму удалось собрать необходимые финансовые средства для окончания его строительства. Об этом мечтал еще отец Товия, но не успел завершить начатое. Собор этот, как мы уже говорили, является украшением Афона. Он был освящен 20 июня 1914 года, в день начала Первой мировой войны, как бы в ознаменование того, что Божьи планы независимы от людских деяний и однозначно благи. То, что начали люди в тот день, принесло огромные страдания всему человечеству, а то, что Бог освятил в тот день, и доныне утешает тысячи верующих сердец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ч. женщины и дети, а также строители, восстанавливающие разрушенные мон-ри, пришла в упадок. Патриарх К-польский Константин I был вынужден призвать афонские монастыри к установлению традиц. порядка (обращение от 30 сент. 1830). В 1884-1885 гг. были обновлены обветшавшие постройки Д. м., начало застраиваться пространство ближе к руслу потока Аэропотамос. По всему периметру был воздвигнут дополнительный этаж. Общая сумма расходов на строительство составила свыше 1,1 тыс. золотых тур. лир. Пожары 1908, 1918, 1924 и 1945 гг. практически уничтожили лесные угодья рядом с монастырем, а от наводнения 1911 г. в числе др. обителей сильно пострадало подворье Д. м. Моноксилит. Д. м. был задуман своим основателем прп. Дионисием как общежительный мон-рь и утвержден в этом качестве патриаршим указом 1389 г. В сер. XVI в. обитель перешла на особножительный, или идиоритмический, устав, но в 1616 г. возвратилась к первоначальному устроению. Однако с сер. XVII в. мон-рь снова вынужден был, в первую очередь по экономическим причинам, жить по смешанному, общежительно-особножительному уставу. Строго общежительный устав официально возобновился в Д. м. указом К-польского патриарха Каллиника V в 1805 г. Благодаря традициям строгого устава и особенностям местоположения Д. м. называют также Аскитомонастирион (подвижнический мон-рь). Позднее обители Дохиар (1834) и св. Павла (1839) при переходе на общежительный устав попросили назначить им игуменов из братии Д. м. В нач. XX в. в Д. м. было много различных мастерских. Число братии составляло 108 монахов, среди к-рых были греки, киприоты, русские, сербы, румыны, болгары и албанцы. Игум. Гавриил и старец Кириак. Фотография. Кон. XIX в. Игум. Гавриил и старец Кириак. Фотография. Кон. XIX в. В кон. XIX-XX в. Д. м., как и на протяжении всей истории, был знаменит почитаемыми старцами и подвижниками. Из них наиболее известны старцы Виталий († 1895), Симеон Типикарь († 1897), Дорофей († 1898), Папа-Лаврентий († 1899), Никифор Серб и иером. Аверкий († 1900), Дамиан и Феодорит († 1902), Дионисий и Каллиник († 1903), Иларион Архондарь († 1905), Венедикт († 1914), Константин († 1915), Агапий Мельник († 1919), иером.

http://pravenc.ru/text/178494.html

   Тронутый старческим выговором, Марк пал к стопам его и плакал слезами раскаяния. С того времени он исправился и оказывал полное послушание святому до самой своей смерти, которая не замедлила посетить его. По смерти Марка в услужении святому остался племянник его Гавриил.    Еще за шесть месяцев преподобный Нифонт предвидел, что святой Максим Кавсокаливит уже близок к исходу в вечность, и сказал ученикам своим:    – Пойдем к святому Максиму для принятия от него последнего благословения, потому что более не увидимся с ним в настоящей жизни.    И вот они пришли. По взаимном приветствии друг друга святой Максим сказал:    – Радуйтесь, возлюбленные братия! Это приветствие уже прощальное, с этой поры мы более не увидимся.    Как предвидел преподобный Нифонт кончину преподобного Максима, так она и последовала.    По прошествии многих лет после того на Святой Горе опять открылось моровое поветрие, и послушник Нифонта, Гавриил, был поражен смертельно. Тогда у Гавриила жив был еще отец его, Досифей, который плакал по нем неутешно. Святой Нифонт утешал его и говорил:    – Не плачь, брат, - сын твой, ради послушания моему недостоинству, ныне не умрет.    Потом, обратившись к востоку, помолился ко всещедрому Богу втайне - и больной встал со смертного одра, славя Бога. Потом святой, беседуя с бывшими при нем, сказал:    – Вот брат наш, помощью Божией, выздоровел, а я во время Петрова поста должен умереть.    Наконец настал пост святых Апостолов. В субботу первой недели, встав утром, преподобный помолился, потом причастился Божественных Таин и наконец сказал своим ученикам:    – Чада возлюбленные о Господе! Настало время моего отшествия ко Господу, Которого с юности моей любил я от всей души моей.    Ученики смутились от старческих слов.    – Не смущаться и плакать надобно вам, - сказал он, заметив их смущение, - а радоваться, потому что во мне вы будете иметь молитвенника пред Богом о спасении вашем, только бы и с вашей стороны исполняемы были заповеди Его.    На другой день, т.е. в воскресенье, преподобный приказал им прежде укрепиться пищей, а потом выкопать ему могилу и приготовить все нужное для погребения:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

По уходе воинов вдова с сыном долго с коленопреклонением и слезами молилась пред святой иконой. Чтобы сохранить ее от нового поругания, она в ту же ночь отнесла святыню на морской берег и там горячо просила Царицу Небесную избавить ее от гнева царского, а образ Свой от потопления. После молитвы, облобызав святую икону, вдова опустила ее в море и, к величайшей радости своей, увидела, что икона не упала ниц в воду, но стала прямо и в таком положении понеслась по волнам по направлению к западу. Утешенная этим видением, возблагодарив Господа и Пречистую Матерь Его, благочестивая мать стала уговаривать сына бежать от преследований иконоборцев в Грецию. Юноша послушался убеждений матери и, простившись с ней, отправился в г. Солунь, а оттуда – на Афонскую Гору, где принял иночество. Переселение юноши устроилось по особенному Божиему Промыслу; именно от него и узнали Афонские пустынножители об иконе, пущенной на воду его матерью. Один только Бог ведает, где сокрывался долгое время чудотворный образ Приснодевы! Прошло почти два века после кончины никейского пришельца, как в один вечер иноки Афонской Иверской обители увидели на море огненный столб, касавшийся своей вершиной неба. Явление это повторялось несколько дней и ночей подряд. На это чудное видение собрались посмотреть пустынножители из всех окрестных монастырей. Приближаясь к берегу, они, к общей радости, увидели, что огненный столб возвышался над иконою Божией Матери, которая стояла на воде, а по мере приближения иноков удалялась от них. Тогда иноки Иверского монастыря собрались в церковь и со слезами молили Господа, чтобы Он даровал им чудесно явившуюся на море святую икону Пресвятой Богоматери. Господь услышал их усердную молитву. В то время в Иверской обители подвизался старец преподобный Гавриил (X; память 12 июля), родом из Грузии. Он отличался строгостью жизни и простотою нрава, жил, как земной Ангел и Небесный человек. Этому благочестивому старцу явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая Небесным светом, и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь; и потом войди в море, ступай с верою по волнам; и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец Гавриил объявил настоятелю о видении, и на утро все монахи Иверской обители с молебным пением отправились на берег. Старец безбоязненно пошел по воде, как по суше, и сподобился принять в свои объятия святую икону. Иноки с благоговейною радостью встретили ее на берегу, устроили там небольшую часовню и в ней три дня и три ночи совершали молебствие пред иконой. После того икону внесли в соборную церковь и поставили в алтаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Старец Арсений Игумен Гавриил, первым открывший эстафету, за два года до своей преподобнической кончины прикованный к постели, госпитализируется в маленькую больницу монастыря. На следующий год за ним следует и другой подвижник пустыни – старец Арсений. Его помещают в ту же палату. Благодаря ясности ума, которая отличала обоих старцев, больница нашего монастыря стала настоящим духовным центром, куда зачастили все, от игумена до последнего монаха, и даже многие из паломников. Два медбрата нашего монастыря – отец Иаков и отец Каллиник – без устали по очереди несли свое послушание, хотя у них было благословение ухаживать и за другими престарелыми и святыми монахами. Но в данном случае Божия Матерь и святой Иоанн Предтеча оставили их на этом послушании, чтобы они обогатились последними благословениями двух современных нам великих людей Афонского монашеского государства. Безусловно, было бы несправедливо умолчать и о добровольной помощи других братьев, таких, как монахи Агапий, Нифонт, Серафим и прочие, старавшиеся облегчить ежедневные труды наших медбратьев. Плоды многолетних трудов В своем Послании к Галатам апостол Павел, подводя итоги всех духовных подвигов, говорит о духовном плоде следующим образом: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание 104 . Старец Арсений в больнице монастыря Дионисиат Эти прекрасные плоды были явлены в обоих старцах, с тою лишь разницей, что первый прошел большую часть своего духовного пути как руководитель, а второй – как руководимый. Каждый из них благоугодил Богу в том звании, в котором был призван. Трудно изменить образ жизни и нрав, приобретенный в течение всех прошедших лет. Первый – все еще властный, а второй – утешающий или молчаливый. Один из медбратьев монастыря часто говорил нам: – Я сподобился ухаживать за многими святыми старцами. Но такого кроткого ягненка, как старец Арсений, я не видал. Приснопамятный старец Гавриил говорил: – Поверь мне, обязанности по управлению монастырем не оставляли мне времени следить за собой. Только теперь я почувствовал сладость непрестанной молитвы и безмолвия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Изображается великий и красивый город. У стен его раскинуты шатры и видны полки пешие и конные. Некоторые воины приставляют лестницы к стенам сего города, а многие из них убивают друг друга. Над ними на облаках виден Михаил в ярком свете, с огненным мечом. 12. Михаил избавляет храм свой от потопления В храме преподобный Архипп, старец с остроконечною бородою молится; а архангел Михаил, стоя, ударяет копьем в основание храма и производит расселину в скале, к которой пристроен храм; со скалы текут два ручья и, соединившись у храма, вливаются в каменную расселину. Выше на горе люди цапами и мотыгами расчищают русла ручьев [Такую икону я видел в иерусалимском монастыре св. архангелов]. 13. Михаил и Гавриил спасают отрока, потопленного в море Среди моря плывет ладья. В ней сидят три монаха [Из афонского монастыря, называемого Дохиар]; один из них держит руль, а два, привязав к шее отрока большой камень, бросают его в море, вниз головою, но прилетают два архангела и спасают его. На берегу моря стоит монастырь, и в нем среди церкви спит отрок с камнем на шее; подле него стоит игумен монастыря и пробуждает его жезлом. Позади игумена стоят монахи, недоумевают и удивляются. Чудеса Предтечи 1. Пророк Захария получает от ангела благовестие о зачатии Предтечи В храме пред жертвенником стоит Захария и держит в правой руке кадильницу, а левую поднял кверху и смотрит на небо. Выше жертвенника парит архангел Гавриил, держа хартию со словами: не бойся, Захарие, зане услышана бысть молитва твоя. Вне храма молятся многие евреи – мужи и жены. 2. Рождество Предтечи В горнице Елисавета лежит на постели, полуприкрытая одеялом. Пред нею стоит девица и обвевает ее круглым опахалом из павлиньих перьев. Другие девицы выходят из боковой комнаты со снедями и подносят их Елисавете. А у постели иные служанки обмывают младенца в большом сосуде. Захария же сидит и пишет на хартии: Иоанн будет имя ему. 3. Елисавета, взяв Иоанна, бежит в пустыню Рисуются горы. Тут Елисавета, держа на руках младенца Иоанна и озираясь назад, вбегает в расселину скалы и скрывается в ней от преследующего ее воина. 4. В окрестностях Иордана Иоанн проповедует крещение покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Афонские монастыри Великая Лавра, Ватопед, Филофей, скит Ксенофонта, а также многочисленные кельи посвящены Благовещению Пресвятой Богородицы. Рождеству Богородицы посвящен кириакон Нового Скита, в том числе и различные кельи, в частности, блаженного старца Паисия, отличавшегося особенной любовью к Богоматери. Успение Богородицы чтится Иверским монастырем, где в этот день совершается пышное празднование (панигири), святым храмом монастыря Протату и многими кельями. Введению во храм посвящен кафоликон Хиландарийского монастыря. На Святой Горе находится около шестидесяти известных чудотворных икон Богородицы, как византийских, так и более позднего времени, в драгоценных окладах, со множеством приношений, с серебряными и золотыми лампадами, принимающие поклонения преданных монахов и благочестивых паломников. Перед этими иконами читаются восхищенные акафисты, молебные каноны, каноны богородичника. Горят восковые свечи и благоуханный ладан. Иконы принимают молитвы, поклонения, земные поклоны. Каждая из них обладает удивительной историей, чудесами, традициями, свидетельствами. Их прославляют псалмами, гимнами, радостными духовными песнопениями. Вот некоторые из этих икон: «Лавриотисса» – Экономисса преподобного Афанасия Афонского, «Кукузелисса», икона преподобного Иоанн Кукузеля, великого псалта, которого сама Богородица наградила за его чудесное искусство. Ватопедская «Виматарисса» (Алтарница), иверская «Портаисисса» (Вратарница), хиландарийская «Трихеруса» (Троеручица), икона Дионисиата «Акафистная», «Всемилостивая Заступница» монастыря Кутлумуш, «Геронтисса» Пантократора, дохиарская «Скоропослушница», филофейская «Гликофилуса», «Мировлитисса» (Мироточивая) монастыря св. Павла, ксенофонтская «Одигитрия», «Антифонитрия» монастыря Констамонит, «Достойно есть» монастыря Протат. В благочестивых житиях афонских преподобных, собранных в один том, мы видим их живую связь с Богоматерью: Гавриил Кареот, впервые услышавший ангельских гимн «Достойно есть», Гавриил Иверский, нашедший в море чудесную икону «Вратарница».

http://pravoslavie.ru/97205.html

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 29 Фев 2024 В Издательстве Московской Патриархии вышло отдельное издание службы преподобному Гавриилу Самтаврийскому В Избранное Фото: rop.ru В Издательстве Московской Патриархии выпущено издание службы преподобному Гавриилу Самтаврийскому. Книга представляет собой отдельное издание службы преподобному Гавриилу Самтаврийскому. Текст службы преподобному Гавриилу утвержден к общецерковному богослужебному употреблению на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 декабря 2022 года (журнал 130). Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Содержание Служба преподобному Гавриилу Самтаврийскому Гавриил (Ургебадзе) Самтаврийский (груз. (); 1929 — 1995), архимандрит, преподобноисповедник, Христа ради юродивый Память 20 октября, 9 февраля — обретение мощей в 2014 году. Мирское имя отца Гавриила — Годердзи Ургебадзе. Родился он 26 августа 1929 года в Тбилиси, в семье убежденного коммуниста. Отец рано скончался, и родные называли мальчика отцовским именем — Васико. Уверовал в Бога в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Мальчику стало интересно, что это значит — «распять» и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть. Желание монашества возникло в нем еще в юные годы. Позже старец говорил: «Большего героизма, чем монашество, нет». Мать его долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а затем и сама приняла постриг и была похоронена в монастыре Самтавро. Монашеский постриг он принял в 26 лет, получив имя преподобного Гавриила Афонского — старца, который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список Иверской, хранящийся в монастыре Самтавро.

http://azbyka.ru/news/v-izdatelstve-mosk...

Рубрики Коллекции История Иверской иконы Пресвятой Богородицы 2 мин., 24.10.2015 Поделиться В IX веке икона, которая известна ныне как Иверская и хранится на Афоне, находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки. Когда один из воинов копьем ударил по образу Богородицы, из пораженного места тотчас потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) для сохранения святой иконы опустила ее в море. Через два века икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Монахи грузинского Иверского монастыря на Святой Горе, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу. Они нашли святой образ, который стоял на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Святая Гора Афон. Фото Horia Varlan Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла во сне святому Гавриилу Свою волю: Она не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Иверский монастырь в XVIII веке. Зарисовка грузинского путешественника и писателя Тимоти Габашвили Поэтому святая икона называется Портаитиссою, то есть Вратарницей. А от имени обители – Иверский монастырь – она получила наименование Иверская. Монастырь Ивирон на Афонском полустрове. Фото Michalis Famelis Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня. По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы. Каждый год братия крестным ходом идет на берег моря, где принял икону инок Гавриил. Смотрите также: Иверская часовня в Москве Иверская икона Божией Матери. Иконография Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/istoriya-iverskoy-ikonyi-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010