Она по морю пришла сама собою во время икоборства. Это сказание не стоит внимания, потому что оно весьма кратко и мало содержательно, и потому что, как сейчас увидим, противоречит подлинному Грузинскому сказанию о явлении Иверской иконы у Афона не в годы иконоборства, а спустя много времени после него, в дни Иоанна Ивира и сына его Евфимия, и друга их монаха Гавриила, в конце десятого века. 4) Краткая история Грузинской церкви, составленная Платоном Иосселианом. С. Петербург. Издание 2. 1843 г. – Тут помещено прекоротенькое известие об иконе, о которой идёт речь. Вот оно. «В бедственные времена церкви от иконоборцов в Константинополе, Гавриил монах из Грузин, живший на Афонской горе в уединении от братьев, удостоился принять св. икону Божией Матери с моря, явившуюся пред Афонскою горою. Чествуемая здесь в монастыре Грузинском, скоро Грузинскими же монахами основанном, икона сделалась известною под именем Иверской». И это известие без указания, откуда оно занято, не может быть принято во внимание по его малосодержательности и разногласию с подлинным преданием Грузинским. 5) А Предание это помещено в Грузинском Житии основателя Иверской лавры Иоанна Ивира и сына его Евфимия. Житие же это содержится во второй части «Полного Жизнеописания Святых Грузинской Церкви» составленного с Грузинских подлинников Иверцом Михаилом Сабининым. СПб. Стран. 127–160. Тут об уясняемом мною предмете говорится вот что: 1) Преподобный Гавриил грузинец, принявший Богоматернюю икону с моря, жил вместе с основателем Иверской лавры Иоанном Ивиром, который, зная военную привычку собрата своего Торникия разговаривать с монахами о том и сем, запретил ему это и велел беседовать только с оным Гавриилом. 2) Сын и преемник Иоанна Ивира Евфимий повелел этому Гавриилу взять с моря икону Владычицы Богородицы, и часто беседовал с ним по вечерам в его пещере, иссечённой им в горе недалеко от Иверской лавры. Только! Но и этих новых подробностей достаточно для нас. Они, по крайней мере, определяют время явления на море иконы Иверской Богоматери. Это было уже по смерти Иоанна Ивира, последовавшей или в 998 году, или в 1005-м, и во время настоятельства сына его Евфимия, передавшего игуменский жезл свой Георгию или Григорию ранее 1028 года. Настоятельствовал же этот Евфимий в новосозданной лавре Иверской, а в старогрузинском соседнем монастыре Афо в то же время настоятелем был Павел, упомянутый в вышеприведённом мною Повествовании об Иверской иконе. Так устраняется кажущееся противоречие между этим Повествованием и Житием Евфимия касательно двух Грузинских настоятелей, в одно и то же время сподобившихся явления Богоматерней иконы в виду их обителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

По смерти сего угодника Божия, которого имя осталось неизвестным, прошли 108 лет. Наступил 999 год от Рождества Христова. Тогда Богоматерняя икона Никейской вдовицы явилась на Афонском море в виду новосозданной лавры Иверской и старого грузинского монастыря Афо. Её увидели и поместили сперва в церкви, потом в келье святого отшельника Гавриила, и наконец, у ворот названной лавры. Но как она уцелела на море в течение 170 лет? И как Иверцы узнали, что она та самая, о которой в старости припоминал сын Никейской вдовицы назад тому 108 лет. Местное предание не решает этих двух вопросов. Посему остаётся предполагать, что икона, о которой идёт речь, весьма долго держалась у какого-то никем не посещаемого и тихого берега морского на ближнем к Афону острове Лимносе, куда от Никеи быстро занесли её волны, и отсюда морским течением принесена была к Афону, где и увидели её монахи и приняли. Живописный лик на ней во время её покоя и передвижения по морскому течению мог хорошо сохраниться, как хорошо сохранился мозаический лик св. Николая чудотворца на иконе, весьма долго лежавшей даже в море у берега Афоноставроникитской обители, откуда вытащили её рыбаки в присутствии вселенского патриарха Иеремии I, строившего эту обитель в 1546 году. К этой иконе вверху приросла большая перламутровая раковина. Рыбаки осторожно оторвали её. А патриарх из одной половины её сделал блюдце, на котором поныне совершается Чин Панагии, а из другой – архиерейскую панагию, которою вселенский патриарх Иеремия II благословил нашего первосвятителя Иова: она поныне хранится в московской патриаршей ризнице. На Афоне никто не знает: когда и кем эта икона св. Николая была брошена в море. Ежели это случилось во время иконоборства, положим, при царе Феофиле в 829 году, то она пролежала в море 717 лет без повреждения. А ежели туда ринули её пираты, арабские в 1044 году, или турецкие в 1098, или Каталанские в 1306 году, то и с тех пор она долго, долго, 500, 400, 240 лет лежала на дне морском и осталась невредимою. Таковою явилась на море и Иверская икона после стосемидесятилетнего пребывания своего у какого-то берега морского. Грузинское предание гласит, что преподобный Гавриил с горы видел её в воздухе. Вероятно, и это. Как я с заоблачной высоты Ливана, близ Бейрута, видел ясно отразившийся в белом облаке целый корабль, который стоял на море, поодаль от пристани сего города, отразившийся стоймя во всём естественном виде его: так и оный Гавриил с выси Афо узрел в облачном воздухе отразившуюся икону Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

По отъезде из Константинополя юноши Гавриила вышеупомянутый его дядя, при содействии своего племянника возвратившийся тайно в христианство , через год скрылся из дворца и Константинополя. Переодевшись в бедную христианскую греческую одежду, он прибыл в Смирну и стал служить там при церкви, исполняя должности церковного пономаря и сторожа. Через восемь лет покаянной жизни он мирно скончался в Светлое Христово Воскресенье. Недолго, кажется, всего месяца два, прожил юноша Гавриил в монастыре Григориат. Надо полагать, что молодость и великие искушения за принятие безбородых вынудили его удалиться оттуда. Он услышал, что в Кавсокаливском скиту есть опытный старец-духовник, иеросхимонах Неофит, по прозванию Караманлы, соотечественник его, и подвизается там на келлии св. великомученика Георгия Победоносца. Вот он и задумал отправиться к нему и просить его принять к себе для спасения души. Старец Неофит принял своего земляка – соотечественника Гавриила. Желая не нарушать патриарших и отеческих запрещений относительно приема на Афон юных и безбородых и вместе с тем сохранить его от варварства турок, Неофит поселил Гавриила при пещере преподобного Нифонта. Здесь Гавриил подвизался никем не видимый года три-четыре. По окончании же греческого восстания старец-духовник продал кому-то или подарил свою келлию в Кавсокаливском скиту, а себе купил у лавры другую опустевшую келлию на во имя святых Апостолов. Тут они подвизались года три-четыре. Здесь старцу Неофиту было какое-то видение, после которого он решил принять и установить для своих учеников «Устав совершенного постничества». Этот устав предписывал никогда, и ни по каким причинам, и ни по каким благовидным предлогам не употреблять ни сыра, ни яиц, ни молока и ничего подобного, а также ни рыбы, ни масла, ни вина и ничего подобного. Всю же непостную провизию отправили на мулах в лавру. Потом старец купил другую запустевшую келлию во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Здесь на Керашях, а может быть, еще в скиту Кавсокаливском старец Неофит постриг Гавриила во святую и великую схиму с именем Георгия, в честь святого великомученика Георгия, бывшего родом из Каппадокийской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За пределами монастыря, в различных его кафизмах и пустынях, находятся часовни святого Онуфрия, Богородицы, святого Иакова, брата Божьего, святого Димитрия, двенадцати апостолов и всех святых с фресками 1610 года, выполненными упомянутыми выше живописцами Даниилом и Меркурием. Дионисиевому монастырю принадлежат также семь келий в Карее, из которых келья святого Стефана является его представительством. Почти несуществующий монастырский двор составляют только три небольших прохода. К юго-западу от собора находится встроенная в одно из крыльев общая трапеза, создание которой принадлежит также воеводе Петру. Близ трапезной возвышается трехэтажная звонница, на которой находятся старинные монастырские часы. «Положи благость на сердца правителей земли…» Схимонах Константин (Каварнос) из Аризонского монастыря преподобного Антония Великого , известный исследователь византийского искусства, в одной из бесед с архимандритом Гавриилом выразил интерес к афонской иконописи. Тогда богомудрый настоятель обратил его внимание на знаменитые апокалиптические фрески Дионисиата – уникальные росписи пророческого характера на наружных стенах трапезной обители. Созданные в XVII веке, фрески изображают картины современной нам войны, в том числе атомные бомбы, бомбоубежища, самолеты-истребители и огнеметы. Там есть изображения некоего «космического луча», с которым человечество, слава Богу, пока не знакомо. Впервые на эти фрески обратили внимание солдаты и офицеры немецких войск во время оккупации 1941 года. Их поразила точность этих изображений. В своей книге «Блаженный старец Гавриил Дионисиатский» Константин (Каварнос) передает сказанные ему слова старца: « Глядя на эти иконы, созданные более четырехсот лет назад, наблюдатель может подумать, что он смотрит на фотографии современного разрушения городов. Здания, опрокинутые и лежащие в руинах, испуганные мужчины, женщины и дети, ютящиеся в подземных убежищах вместе с правителями и солдатами и в состоянии агонии глядящие на пылающие снаряды, падающие с неба, чтобы принести разрушение, – вещи, о которых ученик Христа евангелист Иоанн написал в главе 6 Апокалипсиса, стихи 13–17».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Со скорбью переживая происходящее, Батюшка, тем не менее, призывал «удерживать нить послушания церковной иерархии», неоднократно повторял: «Если с амвона открыто не проповедуется ересь, надо хранить послушание». Слыша недоумение людей, неравнодушных к судьбам Отечества и не находящих в официальной позиции церкви надлежащих ответов на многочисленные острые вопросы современности, о. Гавриил исследовал их с величайшей осторожностью и страхом Божиим. Он глубоко печалился о разделении мнений, начавшемся не только в церковной иерархии, но и среди почитаемых всеми старцев. Будучи ревнителем чистоты Православия, противником личных номеров и электронных удостоверений личности, о. Гавриил никогда не поддавался соблазну уклониться в некий «православный экстремизм», связанный с духом вражды, нетерпимости и навязывания своего мнения ближнему. Предостерегал: ни в коем случае нельзя осуждать тех, кто принял ИНН, личные коды, новые паспорта, так как каждый человек даст свой ответ Богу. Сам Господь дал человеку свободу, предлагая ему путь спасения, но не навязывая его. «Архиереи, хотя и имеют дар Святого Духа, но не все разумеют как должно, и поэтому в час нужды должны искать просвещения от Господа. Они же делают по своему разуму, и тем оскорбляют милосердие Божие и посевают смущение». Преподобный Силуан Афонский Считая, что каждый должен делать свое дело и на своем месте, в соответствии с тем чином, в котором призван, Батюшка признавал для мирян вполне допустимым, а в каких-то случаях даже необходимым, заниматься общественной деятельностью в этом направлении, участвовать в патриотических православных общественных организациях и братствах. «Монаху же это не подобает, – строго предупреждал он. – Монах должен заниматься прежде всего своим делом – молитвой и послушанием». Сетовал, что некоторые монахи чрезмерно увлекаются тем, что не входит непосредственно в их духовные обязанности: чтением газет и журналов, обсуждением новостей, чуть ли не составлением политических партий. Батюшка всеми силами старался поправить тех, в ком замечал подобное уклонение от святоотеческого пути. А некоторым прямо запрещал чтение книг и журналов общественно-политического направления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не всегда верь своим глазам и своим ушам – и то, и другое может обмануть. Во чреве матери ребёнок всё слышит. Говорите ему слово Божие, и так воспитаете. Некоторые утверждают, что не испытывают блудной брани, но это глупость: пока существует разница между полами – будет и брань. Главное, ради любви ко Христу, не подойти к женщине, когда обуревает плотская страсть. Это и есть подвиг. Духовника надо выбирать по своему желанию, а выбрав, уже подчиняться. Но, если духовник учит ереси, – беги от него, как от огня. К старцу надо приходить во время духовной нужды и духовного испытания, чтобы спросить совета и поучиться мудрости. Кто в дни Светлой седмицы, вместо того чтобы радоваться, плачет о своих грехах – поступает как Иуда. Господь показывает чужую беду, чтобы умягчить наши сердца. 2 Самтаврийский женский монастырь находится в городе Мцхета (древней столице Грузии). Самтавро (груз. – Княжеский) – действующий женский монастырь, воздвигнутый в честь праздника Преображения Господня (первая половина XI в.). Построен он на месте небольшой деревянной церкви IV в. В этом храме похоронены святой равноапостольный царь Мириан и святая равноапостольная царица Нана. Во время их царствования (IV в.) Православие было провозглашено в Грузии государственной религией. Старец Гавриил последние годы жил в башне этого монастыря. Здесь же, на территории монастыря, он похоронен. – Прим. перев. 4 Сионский кафедральный Собор во имя Успения Божией Матери (V-VII в.) находится в г. Тбилиси на берегу реки Куры. В этом храме находятся такие святыни, как: гвоздь, которым распинали Господа нашего Иисуса Христа, честная глава апостола Фомы, чудотворный Крест из лозы святой равноапостольной Нины, благодатный камень преподобного Давида Гареджийского, мощи святого великомученика Георгия Победоносца и другие святыни. В этом соборе служит Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. – Прим. перев. 5 Преподобный Гавриил был родом из Грузии (Иверии), отшельнически подвизался в Иверской обители. За высоту своей жизни удостоился слышать Божий Глас, повелевший принять чудотворную икону Божией Матери Портаитиссы. – См. Афонский патерик. М., 1897. Ч. 1. С. 452. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19 Архимандрит Гавриил Дионисиатский (ум. 25.10.1983) – один из авторитетнейших старцев-игуменов Святой Горы. На Афон пришел в 1910 г. К его мнению прислушивалась не только вся Святая Гора, но и вся Греция. Помимо благодатных даров духовного руководства, незаурядного ума и рассуждения, обладал даром слова в летописании Святой Горы (на греческом языке издано более 5 его книг). Был глубоким «исследователем времен», разрешителем серьезных проблем в отношениях государства и Святой Горы. Как духовник, имел непререкаемый авторитет. 20 Песнописец – сочинитель церковных кондаков, икосов, тропарей, стихир, канонов. Монах Герасим Микроагианнит (1905–1991) – гимнограф Великой Церкви Вселенского Патриархата. Подвизался в Малом скиту святой Анны. Будучи почти самоучкой, оставил после себя сорок семь объемных томов (35442 страницы) сочиненных им церковных последований служб различным святым, праздникам. Уже при жизни, помимо большой славы великого песнотворца, был весьма почитаем и как духоносный старец. 21 Достойно замечания, что отец Ефрем не сам принимает это решение, а посоветовавшись с духоносными старцами, то есть, опять-таки, избирая путь послушания. И старец Гавриил, и старец Герасим не были зилотами и находились в каноническом единстве со Вселенским Патриархатом, и именно поэтому их совет был расценен боговдохновенным. 25 В Страстную пятницу в храмах совершается чин погребения Св. Плащаницы с изображением Иисуса Христа, после распятия лежащего во гробе, с крестным ходом вокруг храма. 26 Из этого следует, что магия есть грех смертный, грех хулы на Духа Святаго и является отречением от Христа и Крещения. 27 Кириакон – главный храм монашеского скита, в котором по воскресным дням и большим праздникам собираются монахи из окрестных калив. В скиту святой Анны кириакон находится высоко и далеко от моря. 28 Ока – мера веса, равная 1280 граммам. В Святой Анне некоторые прибрежные жители калив занимаются ловлей рыбы. 29 Предание рассказывает, что когда Божия Матерь определила Своим уделом Святую Афонскую Гору, то Она пообещала монахам, призывающим Ее в молитвах, быть им Питательницей, Врачевательницей и Утешительницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

Тронутый старческим выговором, Марк пал к стопам его и плакал слезами раскаяния. С того времени он исправился и оказывал полное послушание святому до самой своей смерти, которая не замедлила посетить его. По смерти Марка в услужении святому остался племянник его Гавриил. Еще за шесть месяцев преподобный Нифонт предвидел, что святой Максим Кавсокаливит уже близок к исходу в вечность, и сказал ученикам своим: – Пойдем к святому Максиму для принятия от него последнего благословения, потому что более не увидимся с ним в настоящей жизни. И вот они пришли. По взаимном приветствии друг друга святой Максим сказал: – Радуйтесь, возлюбленные братия! Это приветствие уже прощальное, с этой поры мы более не увидимся. Как предвидел преподобный Нифонт кончину преподобного Максима, так она и последовала. По прошествии многих лет после того на Святой Горе опять открылось моровое поветрие, и послушник Нифонта, Гавриил, был поражен смертельно. Тогда у Гавриила жив был еще отец его, Досифей, который плакал по нем неутешно. Святой Нифонт утешал его и говорил: – Не плачь, брат, – сын твой, ради послушания моему недостоинству, ныне не умрет. Потом, обратившись к востоку, помолился ко всещедрому Богу втайне – и больной встал со смертного одра, славя Бога. Потом святой, беседуя с бывшими при нем, сказал: – Вот брат наш, помощью Божией, выздоровел, а я во время Петрова поста должен умереть. Наконец настал пост святых Апостолов. В субботу первой недели, встав утром, преподобный помолился, потом причастился Божественных Таин и наконец сказал своим ученикам: – Чада возлюбленные о Господе! Настало время моего отшествия ко Господу, Которого с юности моей любил я от всей души моей. Ученики смутились от старческих слов. – Не смущаться и плакать надобно вам, – сказал он, заметив их смущение, – а радоваться, потому что во мне вы будете иметь молитвенника пред Богом о спасении вашем, только бы и с вашей стороны исполняемы были заповеди Его. На другой день, т.е. в воскресенье, преподобный приказал им прежде укрепиться пищей, а потом выкопать ему могилу и приготовить все нужное для погребения:

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

Много потрудился архимандрит Гавриил для благоустройства и процветания обители, как внутреннего, так и внешнего Со времени закладки в скиту нового храма великой княгиней Александрой Петровной, в монашестве схимонахиней Анастасией, которая прислала первый камень с надписью в основание собора, произошло сильное противостояние греков против русских монахов на Афоне вообще, и против Ильинского скита в частности. Преподобному Гавриилу, как истинном миротворцу, стяжавшему благодатный мир Божий, удалось миром окончить конфликт в пользу Ильинского скита. Впереди предстояла постройка нового собора, но средств не хватало. По ходатайству настоятеля скита архимандрита Гавриила, по высочайшему соизволению и с благословения Святейшего Синода русскому скиту святого пророка Илии был разрешен сбор подаяний по всей Российской Империи. В конце 1893 года архимандрит Гавриил в сопровождении братии прибыл в Россию со святынями Ильинского скита: чудотворной иконой Божией Матери «Млекопитательницы», частью древа Животворящего Креста Господня и левой стопой от мощей апостола Андрея Первозванного. По благословен митрополитов Палладия Санкт-Петербургского и Сергия Московского, архиепископов и епископов разных губерний России эти святыни были поставлены в храмах столиц и других городов для поклонения благочестивых христиан и сбора посильных пожертвований. Поспешением Божиим добрые люди откликнулись на святое дело и своими приношениями дали возможность начать в скиту новые постройки. Святость жизни отца Гавриила, его духовная сила привлекали к нему иноков и мирян. Появились материальные средства, необходимые для скита. Имея попечение о братии, заботясь о благолепии Афонского Ильинского скита, преподобный не забывал проявлять заботу о российских паломниках, отправлявшихся из отечества в святую Землю и на Афон. Для этого он в 1894-1896 гг. в городе Одессе построил великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле на Ильинском подворье. 22 декабря 1896 года архиепископом Херсонским и Одесским Иустином был освящен главный придел во имя Божией Матери «Млекопитательницы». 23 декабря был освящен правый придел во имя святого пророка Божия Илии, а 28 декабря левый, во имя Архистратига Гавриила. Были также построены помещения со всеми удобствами для паломников.

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

2. Флорищева пустынь, Украина (Чернигов). 3. Житие преподобного Илариона Суздальского; «Ди–ариуш» преподобного Афанасия Брестского, житие и описание его кончины; житие преподобного Макария Овручского. 3–е поколение 1. Святитель Димитрий Ростовский, святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоанн Тобольский, До–сифей Иерусалимский, блаженный Иларион Суздальский. 2. Украина (Киев, Чернигов). 3. Житие и творения святителя Димитрия Ростовского и других указанных святых и писателей.   XVIII век 1–е поколение 1. Старец Иоанн Саровский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, старец Иов Соловецкий (Анзер–ский), преподобный Акакий Афонский, святитель Димитрий Ростовский. 2. Средняя Россия, Афон, Сибирь. 3. Автобиография Иоанна Саровского, его «Устав Саровской пустыни» и другие творения; творения святителя Иоанна Тобольского, святителя Димитрия Ростовского (поздние), жизнеописания Иова Соловецкого и преподобного Акакия Афонского (Афонский Патерик и у Григоровича–Барского). 2–е поколение 1. Молдавские старцы — Михаил, Василий Мерлопо–лянский, старец Паисий Величковский; святитель Иоасаф Белгородский, старец Ефрем Саровский, старец Досифей Киевский. 2. Молдавия, Афон, Саров, Украина. 3. Жизнеописание Паисия Величковского с приложениями (творения Василия Мерлополянского); житие и другие сведения о святителе Иоасафе Белгородском (собранные кн. Жеваховым); Описание Саровской Пустыни (о старце Ефреме и других Саровских старцах); Жизнь Досифея Киевского (в рукописи Синодальной библиотеки). 3–е поколение 1. Саровские старцы — Пахомий, Назарий Валаамский, Феодор Санаксарский; святитель Тихон Воронежский, митрополит Гавриил Новгородский, старец Паисий Величковский, подвижники Брянских лесов — старцы Адриан, Василиск, Никодим Святогорец. 2. Саров, Воронеж, северная Россия, Афон, Молдавия. 3. Описание Саровской Пустыни и житие преподобного Серафима; жизнеописание Феодора Санаксарского и воспоминания архимандрита Феофана Новоезерского; воспоминания келейника святителя Тихона Воронежского, его житие и творения; жизнеописание и письма митрополита Гавриила; жизнеописание и творения Паисия Величковского; жизнеописание Зосимы Верховского и написанное им житие старца Василиска.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010