Вблизи столицы Афона Кареи есть келья святого Христодула, где уже на протяжении многих лет подвизается геронда Гавриил, известный афонский старец, за советом к которому съезжаются паломники со всего мира. Его келья — ближайшая к келье «Панагуда», где многие годы жил и молился преподобный Паисий. По привычке нашего собеседника называют Гавриилом карейским или Гавриилом лежачим, так как часто свои беседы с паломниками старец проводит, лежа на кушетке. Несмотря на видимую немощь старца, его слово исполнено глубокой силой. Схимонах Гавриил: Аборт — это величайшее преступление. Те детки, которые были убиты при абортах, не могут попасть в рай и в вечные времена, безграничные безграничности. Они останутся вне рая. Почему? Потому что детки эти отягощены первородным грехом, они не омыты крещением, они не подвергаются мучениям, поскольку не имеют личных грехов, но и в рай попасть не могут. Предпочтительнее убить тысячи крещеных людей, чем одного некрещеного эмбриона. Подобные преступления не совершал ни Нерон, ни Калигула, ни Деций, ни Диоклетиан — даже Ирод мал по сравнению с тем, что ныне происходит с абортами. Один из известнейших старцев Святой Горы Афон не благословил называть свое имя. Тем не менее, именно он в свое время принимал исповедь старца Паисия Святогорца . Именно к нему направлены стопы многих паломников, прибывающих на Святую Гору. Старец Святой Горы Афон: Ирод убил 14 тысяч младенцев и был вживую изъеден червями, если кто-то думает сделать аборт, то пусть сначала убьет своих рождённых детей, а уж потом тех, что в утробе. Рождение детей — дело Божие. Бог рождает человека, и так делается человек. Это не дело человеческое. Ни одна из женщин, которая совершает аборт, не увидит лица Божиего. Все они будут наказаны, и дети их тоже. Одинаковая ответственность в этом как женщин, так и мужчин, оба одинаково виноваты. Если муж скажет «нет», то и женщина не будет это делать, если только тайно она сможет сделать это. О монастыре Святого Павла Агиа Павлу на Святой Горе и игумене этой обители архимандрите Парфении многие узнали благодаря принесению в города России Белоруссии и Украины великой святыни — Даров Волхвов: золота, ливана и смирны, некогда доставленных в дар Богомладенцу Иисусу Христу. В монастыре традиционно подвизается много выходов с острова Кефалония, оттуда родом и нынешний игумен отец Парфений. Старец пользуется в православном мире заслуженным авторитетом.

http://azbyka.ru/video/afon-za-zhizn-zav...

На второй иконе пред­ стоящие: святитель Николай Чудотворец Мирликийский, Михаил, митрополит Киевский; Алексий, митрополит Киевский, Митрофан, епископ Воронежский, Тихон, епископ Задонский, и преподобный Ефрем Сирин . На 3-й иконе предстоящие: преподобные Антоний и Феодосии Печерские , Петр и Афанасий Афонские , Моисей Угрин и Сергий Радонежский. На 4-й иконе предстоящие: св. благоверный князь Александр Невский, прпп. Зосима и Савватий Соловецкие и Антоний Римлянин. Эти четыре видения, вероятно, были старцу Ионе в Белобережской пустыни. Иконы все 10-вершковые. На фоне «яко курение дыма» (иконки писаны масляною краскою на дереве 12 вершков). 1-я икона – изображение на высоком берегу обители, и над нею в облаках парит Дух Святый в виде голубя. Под иконой подпись: «Святый Дух осеняет обитель и живущих в ней». 2-я икона – красивая возвышенная местность, разделяемая рекою, текущей в глубоких берегах; один берег высокий, другой низкий. Над высоким берегом (слева) на облаках – Божия Матерь, сидящая в обычном одеянии. Ей, Пречистой, предстоят: Апостолы Петр и Иоанн Богослов, Архангелы Михаил и Гавриил, свт. Николай Чудотворец, великомученик Георгий Победоносец и шесть мучениц дев. Подписано: «Посещение Божией Матерью св. обители и живущих в ней». 3-я икона: на ней надпись: «Посещение Господом Иисусом Христом и Божией Матерью с лики дев и девственников св. обители и живущих в ней». Изображен внизу город с церквами и обитель иноческая. Вверху, на облаках, Иисус Христос и Божия Матерь, с одной стороны, и рядом с Ними, направо, святые мужи и девы. 4-я икона: на облаках восседает Божия Матерь и Апостолы: Петр, Павел, Иаков, брат Господень, и Иоанн Богослов. Сие изображение – посещение Божией Матерью со Апостолы св. обители. 5-я икона: на земле, еле заметно, изображен монастырь. Вверху, на облаках, Божия Матерь с собором святых: Предтеча Иоанн Креститель, Архангелы Михаил и Гавриил и Апостолы: Петр, Иоанн Богослов и Иаков, брат Господень. Посещение Божией Матерью св. обители со свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А предыстория этой поездки очень интересная. Сначала владыка Симон ходатайствовал о моем паломничестве, а потом не благословил. Мне же очень хотелось поехать, да еще чтобы со служением. И был у меня москвич знакомый. А в Москве как раз проходил Синод, кажется. Вот мой знакомец и подошел к владыке: «Владыко, вы уж благословите его на поездку, а то, может быть, больше не придется». После этого владыка Кирилл договорился с Вселенским патриархом по факсу, и меня и еще одного человека отправили на Афон с разрешением служения литургии во всех монастырях. Вот так это было. Посетил я тогда несколько монастырей афонских, и везде молился Богу и Пресвятой Богородице, чтобы на Святой горе пострига монашеского удостоиться. Подошел к иконе Божией Матери «Достойно есть», молился: «Матерь Божия, прости меня, что я, недостойный, прошу святогорского пострига. Недостойный я, недостойный, я смирюсь, я больше не буду». Но этого хватало на полдня, потом опять просил: «Дай мне постриг здесь, на Афоне!». Так несколько дней терзался. И вот уже нам уезжать скоро, осталось всего два дня до отъезда, наступило 18 октября, праздник святителей Московских Петра и прочих. И в тот день я удостоился монашеского пострига. Священство мое митрополит Петр освятил и монашество – митрополит Петр. Постригали меня в келье преподобного Силуана Афонского, где он молился. На полу кельи пшеница разбросана. Полы худые, запыленные иконки – келья была в первозданном виде. Сейчас там устроили церковь, все убрали, там службы бывают. Начался постриг. Постригал меня отец Гавриил, молдаванин. Восприемником, духовным отцом моим стал схимонах Савва. Лег я – там негде ползать, келья-то небольшая – и лежу… Слушаю и думаю: «Что со мной творится? Кто я есть, чтобы на Афоне постриг принимать?..» Кстати, когда постриг совершается по афонскому чину, имя выбираешь сам. Это у нас, в России, имя дает тот, кто постригает. Отец Гавриил подошел: «Брат, имя?» Я встрепенулся, думаю: сейчас назовет не пойми каким именем. «У нас на Афоне обычай – самому имя себе избирать». А у меня уже было имя надумано, жило оно во мне – Афанасий, в честь Афанасия Афонского. Я говорю: «Афанасий». «В честь какого?». Я говорю: «В честь преподобного Афанасия Афонского». Ну, вы, конечно, помните, что преподобный Афанасий Афонский отличался большим ростом. Начали крест благословлять, а у меня только крест с Афона. Я спрашиваю: «Батюшка, а вот этот крест подойдет?» Он говорит: «Пойдет». И с этим крестом афонским он меня постригал. Закончили постриг.

http://pravoslavie.ru/4742.html

После этого преподобный Неофит громко возблагодарил Господа и решил посвятить храм Архангелам: он понял, что два златокрылых орла не кто иные, как Архангелы Михаил и Гавриил, которые явно показали свое попечение и заботу о монастыре. Неусыпные стражи обители архангелы Михаил и Гавриил предстоят, принимают и провожают Что касается монахов, пожелавших присвоить золото, то их заточили в пещере для совершения покаянного правила. Василий же после удивительного чуда, которое с ним произошло, принял постриг, стал добродетельным иноком и через некоторое время под именем Варнавы сменил на игуменском посту преподобного Неофита. На сем поприще он много потрудился ради блага обители и впоследствии наряду с Евфимием и Неофитом был причислен к лику святых. На деньги, вырученные от продажи сокровища, преподобный Неофит закончил возведение великолепного и величественного собора, торжественное освящение которого было совершено в 1118 году. Кроме того, неподалеку от Салоник в районе Каламарья был куплен большой участок земли, получивший название Исонос. Наконец, чтобы не была забыта память о первом названии монастыря, к собору был пристроен придел в честь святого Николая. За свое великое благочестие и добродетельность преподобный был избран первым среди игуменов Святой Горы. Он даже получил пастырский посох из рук самого императора. Он почил во Бозе уже в глубокой старости. В завещании, которое оставил игумен, он просит всегда с должным великолепием праздновать память святых Архангелов, и не забывать его самого, посильно трудившегося на благо обители да и всех нас. Смерть преподобного Неофита ознаменовала собой завершение самой славной страницы в истории монастыря. Прочные основы, которые заложил преподобный, непрестанные молитвы, возносимые им и после кончины, постоянное заступничество Архангелов помогли монастырю выжить в последовавшие тяжелые времена. Многолетние, беспрерывные истощительные войны, которые велись императором Алексием Комнином во всех направлениях, обеспечили мир в Средиземноморье, но он вскоре был нарушен с запада Крестовыми походами, истиной целью которых было вовсе не противодействие мусульманам, а разрушение Византийской империи.

http://pravoslavie.ru/40851.html

Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых 30 ноября 2017 г. 18:44 На заседании 30 ноября 2017 года участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заслушали доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия . Как было отмечено в докладе, Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента , установила, что ряд подвижников благочестия, ранее причисленных к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви , широко почитается за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви. В их числе — мученик Даниил Черкасский (Кушнир); святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готский и Кафский; святитель Афанасий Полтавский (Вольховский); преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев); святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский; святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский; преподобный Иоанн Святогорский (Крюков); преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский; преподобный Паисий Киевский (Яроцкий); преподобный Гавриил Афонский; преподобный Иона Киевский (Мирошниченко); преподобный Алексий Голосеевский, Киевский (Шепелев); а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: преподобный Василий (Кишкин); преподобный Филарет (Данилевский); преподобный Феодот (Левченко); преподобный Макарий (Шаров); преподобный Мартирий (Кириченко); преподобный Евфимий (Любимченко); преподобный Досифей (Колченков); преподобный Илиодор (Голованицкий); преподобный Иннокентий (Степанов); преподобный Лука (Швец); преподобный Архипп (Шестаков); преподобный Иоанникий (Гомолко); преподобный Серафим (Амелин); преподобный Андроник (Лукаш); преподобный Серафим (Романцов); преподобный Зиновий (Мажуга). При этом Грузинская Православная Церковь , в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых.

http://patriarchia.ru/db/text/5074538.ht...

Рубрики Коллекции Зачем монахи уходят в монастырь? Легче ли спастись монаху? Кто первым придумал уходить из мира? И почему монахи живут в монастырях, а не поодиночке? Разбираемся в слайдах «Фомы». 11.02.2023 Зачем становятся монахами в XXI веке? Зачем люди в XXI веке оставляют все и уходят в монастырь? Что они находят в монашестве? Какие существуют иллюзии о монашестве? Чем монашеская жизнь принципиально отличается от мирской? Остались ли сегодня настоящие монахи? Разбираемся в новом выпуске подкаста «Райсовет». 14.07.2022 Современные старцы: кто они и чему учат «Новый афонский патерик» — так называется книга о современных православных старцах, в подготовке которой участвовал иеромонах Пантелеимон (Королев). Мы говорим с ним о том, почему старец не фокусник, чудеса не всегда полезны, а приход в монастырь — это путь «не к стенам, а к духовнику». 17.06.2018 6 советов паломнику на Афон Многие думают, что попасть на Афон тяжело. На самом деле это не совсем так. Паломничество на святой полуостров вполне осуществимо, если учитывать определенные правила 28.05.2016 Афон В 2016 году отмечается тысячелетие русского присутствия на святой горе Афон. По одной из версий жития преподобного Антония Печерского, Афон можно считать и колыбелью русского монашества, поскольку оттуда старший основатель Киево-Печерской лавры принес на Русь монастырский устав. О том, что представляет собой Афон смотрите в инфографике «Фомы». 22.05.2016 Схима. Инфографика Что такое схима, чем великая схима отличается от малой, чем монах похож на младенца, смотрите в инфографике «Фомы». 12.04.2016 Преподобный Гавриил Самтаврийский (1929–1995) Архимандрит Грузинской Церкви, несший в советское время подвиг исповедничества и Христа ради юродства. Уже в двенадцать лет он хорошо знал Евангелие, а во дворе дома устроил себе крохотную келью. Вернувшись из армии, построил небольшую церковь, все стены которой украсил сотнями икон: вырезал их из журналов, собирал на свалках и реставрировал. В 1955 году был рукоположен во священника и пострижен в монашество с именем Гавриил….

http://foma.ru/stati/vera/tainstva-i-obr...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о слезах и умилении Приснопамятный игумен монастыря Святого Дионисия архимандрит Гавриил рассказывал об имевшем великий дар умиления монахе Геронтии, который подвизался в монастыре Святого Пантелеймона. Будучи уставщиком и проводя день и ночь в храме, он имел неразлучным спутником своей жизни умиление. В свободные от послушания часы он сидел в притворе храма и молился. Левой рукой перебирая четки, правой он утирал текшие у него рекой слезы, используя для этого кусок материи, который он полоскал время от времени в море. Отец Геронтий происходил из Кидонии (Малая Азия). Однажды, защищая молодую христианку от нападавшего на нее с постыдными намерениями турка, он вступил с ним в драку и убил его, намеренно или нет, неизвестно. Пятьдесят лет он тихо и мирно прожил в русском монастыре, как беззлобнейший агнец. В 1911 году, в пятницу 5-й седмицы Великого поста, отец Гавриил – в то время послушник, а впоследствии игумен Дионисиата – оказался в Русском монастыре на последовании Великого канона, которое там совершается в виде бдения. Эта таинственная служба осталась в его сердце незабываемой. Он рассказывал, что видел «как будто в видении» почтенного отца Геронтия, отиравшего слезы во время пения «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний?». Когда же он дошел до последнего богородичного тропаря первой песни, его сердце с такой силой предавалось умилению, что он пел, воздвигнув руки к иконе «Всецарица» и глядя с крайним благоговением на Ее ангельский лик, со многими слезами, но в то же время и с сыновней близостью: «Богородице, Надеждо и Предстательство Тебе поющих, возьми бремя от мене тяжкое греховное». И когда приснопамятный старец начал читать житие преподобной матери нашей Марии Египетской, «это было исключительное и незабываемое зрелище. Более пятидесяти старых монахов, в большинстве своем иноязычные русские, сгрудились вокруг аналоя для слушания жития. Одни из них стояли коленопреклоненно, другие, старше первых, сидели на корточках и, не моргая, смотрели на губы почтенного уставщика. Многого они, я думаю, не понимали, но его умилительный тон и все его превосходное чтение приковывали их внимание. И чем более длилось это непревзойденное по выразительности и силе чувства чтение, тем более теплым становился голос старца и его внутреннее сокрушение духа становилось все более явственным... Но когда он дошел до раздирающего душу диалога между аввой Зосимой и преподобной Марией, когда авва вопрошает: «Скажи мне, преподобная Божия...», а та ему отвечает: «Авва Зосима...», сладчайший старец не смог сдержать в себе волнения. Его сердце не выдержало и разрешилось рыданием и неудержимыми слезами, что сразу передалось всему благоговейному собранию...».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Паисия, бывшего насельника Афонского Ильинского скита, а на тот момент уже драгомирнского монаха Гавриила (Петки) от 17 февраля 1769 г. сообщается, что в 1764 г., собрав на Запорожской Сечи пожертвования для Ильинского скита на Афоне, он, после переселения о. Паисия с братством в Драгомирну, передал ему 400 рублей 57 . Через два года прп. Паисием он вновь вместе с монахом Спиридоном и послушником Михаилом «с двома треконними возами посланы с оной обители Драгомирни в Малороссию для исправления нужд, о чем той обители от строителя Паисия свидетельство дано, по которому свидетельству за приездом в Сечь Запорожскую по дозволению кошового он, Гавриил, с оним монахом Спиридоном в Сечи запорожской милостиню спрашивали». Во время этой поездки, по паспорту, выданному кошевым П. Калнышевским, монах Гавриил в 1767 г. ездил в г. Ромны, где на собранные пожертвования купил для Драгомирнского монастыря за 630 рублей большой колокол 58 . Также и в свидетельстве Коша монаху Драгомирнского монастыря о. Пахомию от 20 апреля 1771 г. 856) сообщается: Сего объявителю молдовлахийской области Драгомырского монастиря Сошествия Святаго Духа монаху Пахомию дано сые в том, что имеющоеся у него на четырех возах, яко то железо, канат, полотно, вуны, церковные утварь и посуда, Евангелия два и что ны ест – то все испрошеное Войска Запорожского Нызового в Сечи от доброхотных дателей сего войска 59 . В отличие от «просвещённой» элиты Российской империи Екатерининской эпохи, постепенно отходившей от православия под влиянием новомодных гуманистических и антихристианских идей, запорожское казачество продолжало сохранять в своей среде консервативно-патриархальный строй и традиционные религиозные идеалы 60 . Ил. 10. Запорожская Сечь. Реконструкция Среди устоявшихся традиций запорожского казачества как раз было оказание щедрых пожертвований на православные монастыри и церкви, которые они регулярно совершали во время паломничеств или посещения Сечи православными странствующими монахами и священниками. Практически каждый из казаков, избежав смерти на войне или оправившись от ранений и болезни, делал посильный вклад на православные храмы и монастыри 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Обе грамоты Патриаршие заключали в себе прошение о милостыне Селунскому Митрополиту, которого митрополия от непостоянства и колебания времен впала в тяжкий долг, больше пяти тысяч рублей, и заложила в нечестивые жидовские руки все священные сосуды, так что от таких долгов осталась без пастыря. Извещая Государя об Афанасии, который принял на себя сан Митрополита в столь тяжкое время, Патриарх просил Государя не оставить своею щедрою милостию нового пастыря и содействовать к освобождению от долгов сей митрополии. Грамота была писана Июня 14-го 1631 года, и такого же содержания была другая Патриарху Филарету. С своей стороны Митрополит Афанасий усердно молил Государей Русских помочь ему в бедственном положении и освободить от тяжкого долга. Царского жалованья при представлении дано было Епископу Косме, почти столько же сколько и Митрополиту Кириллу и столько же от Патриарха, с прибавлением окладного образа, но денег весьма не много: тридцать руб. от Царя и пятнадцать от Патриарха. Таким образом, и это посольство Селунское и вместе Афонское было мало успешно. (Связка 9-я, 11) В Сентябре того же года явились в Путивль: новый посланец с Афонской горы из лавры Св. Афанасия архимандрит Гавриил и еще из города Трикалы, Хрисогонского монастыря архимандрит Порфирий, и города Янины Никольского монастыря архимандрит Феофан, все трое за милостынею, как показали Воеводы. Архимандрит Гавриил объявил у себя шесть листов или грамот, три Государю от Патриархов Константинопольского и Иерусалимского и один от братии своей обители, и три к Патриарху от тех же лиц. Патриарх Кирилл писал к Государю о лавре Св. Афанасия: «буди ведомо самодержавному твоему Царствию о сей священной, царственной и патриаршей обители великой Лавры, которая составлена во святой горе Афонской бывшими самодержавными, блаженными Царями, со многими издержками как свидетельствуют жалованныя грамоты, и облечена и украшена ими как никакой обители нет против нея во всей горе Афонской, ибо многую веру держали Цари к преподобному Афанасию Афонскому , который там в пустыне пребывая, великие труды и воздержание совершал, как сами можете видеть из его жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  В монастырской больнице Старец Арсений   Игумен Гавриил, первым открывший эстафету, за два года до своей преподобнической кончины прикованный к постели, госпитализируется в маленькую больницу монастыря. На следующий год за ним следует и другой подвижник пустыни – старец Арсений. Его помещают в ту же палату. Благодаря ясности ума, которая отличала обоих старцев, больница нашего монастыря стала настоящим духовным центром, куда зачастили все, от игумена до последнего монаха, и даже многие из паломников. Два медбрата нашего монастыря – отец Иаков и отец Каллиник – без устали по очереди несли свое послушание, хотя у них было благословение ухаживать и за другими престарелыми и святыми монахами. Но в данном случае Божия Матерь и святой Иоанн Предтеча оставили их на этом послушании, чтобы они обогатились последними благословениями двух современных нам великих людей Афонского монашеского государства. Безусловно, было бы несправедливо умолчать и о добровольной помощи других братьев, таких, как монахи Агапий, Нифонт, Серафим и прочие, старавшиеся облегчить ежедневные труды наших медбратьев.   Плоды многолетних трудов В своем Послании к Галатам апостол Павел, подводя итоги всех духовных подвигов, говорит о духовном плоде следующим образом: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, Старец Арсений в больнице монастыря Дионисиат Эти прекрасные плоды были явлены в обоих старцах, с тою лишь разницей, что первый прошел большую часть своего духовного пути как руководитель, а второй – как руководимый. Каждый из них благоугодил Богу в том звании, в котором был призван. Трудно изменить образ жизни и нрав, приобретенный в течение всех прошедших лет. Первый – все еще властный, а второй – утешающий или молчаливый. Один из медбратьев монастыря часто говорил нам: – Я сподобился ухаживать за многими святыми старцами. Но такого кроткого ягненка, как старец Арсений, я не видал. Приснопамятный старец Гавриил говорил: – Поверь мне, обязанности по управлению монастырем не оставляли мне времени следить за собой. Только теперь я почувствовал сладость непрестанной молитвы и безмолвия.

http://isihazm.ru/?id=1606

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010