Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ефрем Московский, прп. Описания иконы Ефрем Московский, прп. - житие В миру Ермола, происходил из старинного купеческого рода. Вероятно до 1425 года постригся в Троице-Сергиевом монастыре под именем Ефрем, «преобиде толикое богатство и таковый лик сынов, паче же благородием сущим и богатеем», но, не прижившись у Троицы, перешел в московский Андроников монастырь, где на собственные средства вместе с Андреем Рублевым выстроил в 1425-1427 гг. каменный Спасский собор. Позднее, после 1427 года, был настоятелем Спасо-Андроникова монастыря. Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря, преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем, а также святые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Все они своими мощами почивают на территории монастыря. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Иконописец Андрей Рублев и игумен Ефрем на строительстве нового Спасского собора. Ок. 1592 г. Российская государственная библиотека, Москва, Россия. Лицевое Житие преподобного Сергия [ф. 304, III, 21/М.8663 (Троицк. III-21)], л. 229 об. (л. 226 об. по изд. 1853 г.) Файл 17180.jpg:   Размер: 541x621, 0.34 MPix, 203 Kb. Дата: 2012-05-25, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (97) , (3) . Описание: Роспись иконописцем Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря. Ок. 1592 г. Российская государственная библиотека, Москва, Россия Лицевое Житие преподобного Сергия [ф. 304, III, 21/М.8663 (Троицк. III-21)], л. 230 (л. 227 по изд. 1853 г.) Файл 17181.jpg:   Размер: 530x573, 0.3 MPix, 207 Kb. Дата: 2012-05-25, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (90) , (2) . Описание: Преставление иконописца Андрея Рублева в Андрониковом монастыре.Ок. 1592 г. Российская государственная библиотека, Москва, Россия. Лицевое Житие преподобного Сергия [ф. 304, III, 21/М.8663 (Троицк. III-21)], л. 230 об. (л. 227 об. по изд. 1853 г.). Миниатюра представляет на фоне Спасского собора сцену оплакивания монастырской братией Андрея иконописца и игумена Ефрема, преставившегося вслед за ним, судя по локализации его смертного одра в правой части миниатюры. Файл 17182.jpg:   Размер: 541x673, 0.36 MPix, 239 Kb. Дата: 2012-05-25, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (89) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3249

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Время и вечность: Репортаж Елены Смирновой с выставки «Размышления о Рублеве: две иконы художника-реставратора В.О. Кирикова в Музее имени Андрея Рублева 20.09.2022 22:24 Елена Александровна Смирнова Репортаж включает в себя рассказ о выставке ее куратора — старшего научного сотрудника Центрального Музея древнерусской культуры и искусства Г. Назаровой, интервью с племянником выдающегося русского художника, иконописца, реставратора Василия Осиповича Кирикова — с Михаилом Михайловичем Кириковым и интервью с заместителем директора Музея, профессором, доктором искусствоведения, заслуженным работником культуры Г. Поповым. На выставке представлены знаменитая копия иконы Святая Троица преподобного Андрея Рублева, выполненная В.О. Кириковым, и его икона «Преподобный Андрей Рублев с житием», а также предварительные эскизы к ней и видео о знаменитом реставраторе. Выставка продлится до 11 декабря 2022 г. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2022/09/20/22-2...

Табл.5. Табл.6. Рис. 10. В житии преп. Никона говорится: «Добродетельнии старцы и живописцы Даниил и Андрей предпомянутый присно духовно братство и любовь к себе велику стяжавше... и тако к Богу отъидоша во зрении друг с другом (т. е. на глазах один у другого?), в духовном союзе, якоже и зде пожиста» 71 . Архим. Леонид в «Св. Руси» (СПб. 1891 г. 522) говорит, что Андрей Рублев умер не позже 1424 г.; в «Книге глагол. Описание о Российск. святых» (по рукоп. XVI–XVII в.), с дополн. гр. М. Толстого , М. 1887 г., 185, сказано, что Рублев погребен 1427 г., а у Н. Барсукова в «Источниках русск. агиографии» (СПб. 1882 г., стр. 38) и у арх. Сергия в «Св. Востоке», (М. 1876 г. II; III, 59), преставление Андрея отнесено к 1430 г. В рук. Имп. Публ. Библ. Q. 1, 409, л. 43 и Q. 1, 482, л. 24 читаем: «Града Москвы святые преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный, спостник его, иконописцы славнии быша, представишася в лето 6938 (т. е. 1430 года), положени быша в монастыре Андрониковом, ту писаша церковь » ... Если верить этому известию, то Андрей и Даниил умерли в одном и том же году, и Даниил весьма немного пережил своего друга. «Долго искал я, – рассказывает Иванчин-Писарев в описании Спасо-Андроникова монастыря 72 , – двух знаменитых гробов, но все мои старания были тщетны: здесь, в 1430 г., похоронены славные иконописцы Андрей Рублев и подруг его Даниил». «В Истории Российской Иерархии, – замечает Калайдович, – они названы священниками, то их могилы должны были находиться где-нибудь за алтарем соборнаго храма» 73 . «Как полагают (?), – говорит Собко, – Андрей и Даниил погребены под алтарем соборного храма» 74 ). В памятниках древней письменности они называются святыми преподобными, но о канонизации их церковною властию неизвестно. Кисти Андрея Рублева, по мнению некоторых, принадлежат фрески Успенского собора во Владимире, открытые в 1859 и 1880 году. Большинство их, располагаясь по западной стене, аркам, сводам и столбам главного и правого нефа, – являются отдельными частями одной и той же картины Страшного суда, разбросанной по разным местам.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Росписи Успенского собора – наиболее значительный живописный ансамбль, характеризующий преподобного Андрея Рублёва как художника-монументалиста. Светоносный колорит владимирских фресок, плавные контуры фигур, лики, исполненные задушевности, предвосхищают образы знаменитой иконы Рублёва «Святая Живоначальная Троица». Фрески Успенского собора во Владимире (1408), где он работал со своим другом и неизменным соавтором Даниилом Черным, являются светлым воплощением идей исихазма. Сохранившиеся росписи представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Многие исследователи считают, что преподобный Андрей Рублев создал также икону «Владимирской Богоматери» для Успенского собора города Владимира . Владимирская Богоматерь. Андрей Рублев.1409 г. Владимир. Музей. Кроме преподобного Никона, Рублев, вероятно, знал преподобного Савву Сторожевского, поскольку на рубеже XIV–XV вв. работал в Звенигороде и, несколько позже, – в самом Саввино-Сторожевском монастыре. Должен был знать преподобный Андрей Рублев и племянника преподобного Сергия – Феодора, архиепископа Ростовского, который некоторое время игуменствовал в Симонове монастыре, по соседству с Андрониковым монастырем. Другой игумен этого монастыря и собеседник преподобного Сергия – святой Кирилл – ушел в 1392-м г. на Белоозеро, но и он, несомненно, был лично известен иноку Андрею. Разумеется, знал Рублев и прямого ученика преподобного Сергия Радонежского – преподобного Андроника, так как из Троице-Сергиева монастыря в Спасо-Андроникову обитель переходили некоторые монахи. Среди них был Ермола-Ефрем, донатор, финансировавший возведение каменного храма, и будущий игумен, с которым инок Андрей также находился в тесных отношениях . Преподобный Андрей Рублев, безусловно, контактировал и с преподобным Епифанием Премудрым, который, в частности, записывал первоначальные сведения об Андрониковой обители и о деятельности Феофана Грека. Наряду с преподобным Епифанием Премудрым, инок Андрей хорошо знал и других высокообразованных людей своего времени и тесно общался с ними.

http://pravoslavie.ru/154839.html

Исследователи отмечают несомненное знакомство Феофана Грека с учением византийских исихастов. Это знакомство выражается, в частности, в его трактовке света: «Композиции и отдельные фигуры во фресках церкви Спаса на Ильине, как ни в какой другой росписи, наполнены светом. Феофан понимает и трактует свет не только как среду, но прежде всего как силу, изнутри воздействующую на человека, оформляющую, просвещающую, преображающую весь его облик». Свет «может изливаться потоками или превращаться в тончайшие струйки, ложиться в виде идеально прямых линий, треугольников, острых штрихов и маленьких мазочков, нанесенных точными ударами кисти». Пробела накладываются в строгой последовательности, усиливая именно те черты лика, элементы фигуры, которые нуждаются в акцентировании. Феофану Греку приписывается икона «Преображение Господне», написанная около 1403 года и хранящаяся в Третьяковской галерее. Создатель иконы виртуозно пользуется белым и золотым цветами для передачи света. Фигура Христа является безусловной световой доминантой иконы: Христос изображен в белом хитоне, отделанном ассистом; четыре мощных бело-золотых луча, образующие четырехконечную звезду, исходят из тела Спасителя; фигура Христа вписана в голубой круг, поверх которого в виде радиусов изображены золотые лучи и звезды. Лик Христа покрыт пробелами таким образом, что создается ощущение внутреннего свечения. Белым цветом отделаны элементы одежды Илии и Моисея, а также трех апостолов, падающих в трепете перед явлением Божественной славы. Элементы ландшафта тоже покрыты тонко нанесенными пробелами. Все это создает ощущение пространства, озаренного светом, исходящим от преобразившегося Спасителя. Преподобный Андрей Рублев и развитие иконостаса. Иконография Троицы В истории русского иконописного искусства центральное место занимает преподобный Андрей Рублев (ок. 1360–1427), чье творчество стало синонимом высочайшего иконописного мастерства, эталоном совершенства и образцом для всех последующих мастеров. Впервые имя Андрея Рублева упоминается в летописи в связи с росписью Благовещенского собора Московского Кремля: «В лето 6913 (1405)... тое же весны начаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, что ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гръчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». В 1408 году летописец отмечает: «Того же лета мая в 25 начаша подписывати церковь каменую великую съборную святая Богородица иже в Владимире повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Из этих скупых указаний летописца следует, во-первых, что Андрей Рублев, в отличие от Феофана Грека и других упомянутых иконописцев, был монахом; во-вторых, что он некоторое время работал вместе с Феофаном Греком; и в-третьих, что к первой декаде XV века он стал одним из ведущих русских иконописцев, которому великие князья поручали ответственные задания по росписи храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Насколько известны образы Андрея Рублева — «Троица», «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», настолько мало известно о нем самом. Ведь он, как истинный монах жил очень сокровенно, избегая и славы мира, и его почестей. Неизвестна даже точная дата его рождения. Исследователи предполагают, что он родился около 1360 года. Родовое прозвище — фамилия, сохранившаяся за ним в монашестве, свидетельствует о том, что он мог происходить из образованных кругов, поскольку в его время фамилии носили только представители высших слоев общества. Есть основание предполагать, что Андрей Рублев мог учиться иконописи в Византии или в Болгарии. В его наследии есть изображение греческого морского судна, написанного с такой точностью, таким знанием конструкции, что можно судить о том, что он либо сам видел такого рода корабли, либо перенял эти сведения от своего наставника – художника греко-византийского происхождения. Согласно одной из гипотез, Андрей Рублев был учеником знаменитого мастера-иконописца Феофана Грека. Вся жизнь иконописца была тесно связана с двумя монастырями — Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. По духу святой Андрей, несомненно, являлся учеником преподобного Сергия Радонежского. Поскольку Андрей Рублев работал в разных обителях, можно установить и его духовные связи. Он должен был знать многих великих подвижников своего времени: Никона Радонежского, Савву Сторожевского, святителя Киприана Московского. Но самым близким ему был его сподвижник, иконописец Даниил Черный. Они вместе расписывали Успенский собор во Владимире — главный собор Руси той поры. Летописная запись 1408 года сообщает: «маиа в 25 начата бысть подписывати великая и соборная церкви Пречистыя Володимирская повелением Великого Князя, а мастеры Данило – иконник да Андрей Рублев». Но иконописцев связывала не только совместная работа. Отношение к ней было особое, как к служению Богу. К ней они готовились продолжительным постом и молитвой. Предание о духовных узах Андрея Рублева и Даниила Черного бережно сохранялось в церкви напротяжении XV века и было записано святым Иосифом Волоцким: «…чуднии они иконописци Даниил и ученик его Андрей…толику добродетель имущее, и толико потщение о постничестве и иноческом жительстве, оноже им божественныя благодати сподобитися и толико в божественную любовь преуспети, яко никогдаже о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносить к невещественному и божественному свету».

http://pravmir.ru/i-pri-ige-vozmozhna-ve...

Св. Иосиф Волоколамский, перечисляя святых, живших до него в русских монастырях, рассказывает: «Блаженный Андроник бяше великими добродетельми сияя, и с ними бяху ученицы его Савва и Александр и чудни они пресловущии иконописцы, Даниил и ученик его Андрей, и инии мнози таковы же и толику добродетель имуще и толико тщание о постничестве и иноческом жительстве, яко им божественныя благодати сподобитися и толико в божественную любовь предуспевати, яко никогда же в земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и божественному свету, чувственное же око всегда возводити ко еже от вещних вапов написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Матери и всех святых, яко и на самый праздник Светлаго Воскресения на седалищах сидяща и пред собою имуща божественныя и всечестныя иконы и на тех неуклонно зряще, божественныя радости и светлости исполняхуся, и не точию на той день, но и в прочие, дни, егда живописательству не прилежаху» 68 . Смиренным (в летописи, Минеях) Рублев называется, вероятно, потому, что смирение было отличительною чертою его характера. Как натура нежная, Рублев всецело отдавался лучшим человеческим чувствам и был искренним другом Даниила, неразлучавшимся от него до своей смерти. Трогательно повествование подлинников и летописей о взаимной привязанности и смерти Андрея и Даниила. «Преподобный отец Даниил, спостник его (Андрея), иконописец славный, зовомый Черный, с ним св. иконы чудныя написаша, везде неразлучно с ним, и зде при смерти приидоша к Москве и в обитель Спасскую и преподобных отец Андроника и Саввы и написаша церковь стенным письмом и иконы, призванием игумена Александра, ученика Андроника святаго, и сами сподобишася ту почити о Господе» 69 . Умер Андрей, но симпатичный образ этой светлой личности не покидал Даниила. «Егда хотяше Даниил телеснаго соуза разрешитися, абие видит возлюбленнаго ему (прежде отшедшаго) Андрея, в радости призывающа его. Даниил же, яко виде Андрея, егоже желаше, велми радости исполнився и братии предстоящим ему исповедаше пришествие спостника его и тако в радости дух свой Господеви предасть» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Преподобный Андрей Рублев Преподобный Андрей Рублев: История в картинках Андрей Рублев. Звенигородская история Созерцая «Троицу» Благоверного князя Андрея Боголюбского Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству Святителя Андрея Критского, архиепископа Почему святителю Андрею Критскому молятся как преподобному? Великий канон Преподобной Марфы Антиохийской, матери Симеона Дивногорца   Обретение мощей преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца   Православные праздники 18 июля Преподобного Афанасия, игумена Афонского Афон Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца Преподобный Сергий Радонежский в миру имел имя Варфоломей. С детских лет он веровал в Бога. После смерти своих благочестивых родителей жил в глухом лесу, где основал вместе с 12 иноками Троице-Сергиеву лавру. В то время святой предсказал победу русским войскам в борьбе с татарским игом. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, который одержал победу в Куликовской битве. Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобной мученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой) Княгиня Елисавета была женой великого князя Сергея Александровича Романова. После его убийства она первая поехала собирать останки мужа, просила у царя о помиловании преступника, увившем его. Елисавета открыла Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. Всю свою жизнь она посвятила благотворительности и помощи больным и обездоленным. Елизавета Федоровна Романова Дармштадтские принцессы при русском дворе Православные праздники 19 июля Собор Радонежских святых Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобных Сисоя Великого и Сисоя, схимника Печерского   Православные праздники 20 июля Преподобной Евфросинии (в инокинях Евдокии), великой княгини Московской Святая Евдокия была женой Дмитрия Донского и имела 12 детей. После смерти мужа она надела вериги, наложила на себя пост и стала каждый день ходить в церковь. Она построила женский монастырь в Кремле, несколько храмов в Переяславле-Залесском, занималась благотворительной деятельностью. Евфросиния способствовала перенесению чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в Москву, тем самым отвратив нашествие Тамерлана на Москву.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Но есть и иная версия, предложенная рублевоведом В. А. Плугиным. Согласно ей, Андрей Рублев писал Звенигородский чин… все-таки для Успенского собора на Городке, где он и был найден. Круг поисков замкнулся. Князь Юрий пожелал, чтобы в его домовом храме стоял иконостас прославленного изографа, большого мастера «богословствовать в красках». Для этого князь не пожалел и целостности фресковой росписи. Ведь новый широкий деисус встал от стены до стены, закрыв те самые столпы с Флором и Лавром (отчего и были у ученых сомнения в принадлежности чина этому храму). И состоял он не из семи икон, а минимум из девяти. Троица. Икона Андрея Рублева. 1425 Как бы то ни было, оба исследователя сходятся в одном. Звенигородский чин составлял один иконостасный ансамбль с вершинным произведением преподобного Андрея — иконой «Троицы Живоначальной». Их роднят многие стилистические черты, особенности колорита, композиционно-графические характеристики, наконец, совершенство исполнения. Время разлучило их, но до того они являли собой нерасторжимое единство. Кроткий, совершенный в своем человечестве Спас, исполненный тонкого лиризма архангел Михаил, углубленный в себя апостол Павел — и неотмирная гармония трех ангелов, образ неизобразимого триединства Божества. Иконописный гимн Божественной любви… Это означает, что «Троица», если и появилась на свет не в Звенигороде, во всяком случае написана по заказу звенигородского князя. И создана она была «в похвалу» Сергию Радонежскому, с которого на Руси началось особенное почитание Святой Троицы. Можно сказать, Сергий спас Русь, направив ее взор к Троице, научив любви и преодолению «ненавистной розни мира сего», духовному и национальному единению по образу Триединства. «Умолены были» Инок Андрей был одним из множества «птенцов гнезда» Сергиева, прямым продолжателем его молитвенных подвигов и служения ближнему, под которым понимался весь православный народ Руси. Неудивительно, что в 1420-х годах уже маститого старца Андрея зовут из Москвы в Троицкую обитель, где совершается великое событие.

http://foma.ru/andrej-rublev-zvenigorods...

Но есть и иная версия, предложенная рублевоведом В. А. Плугиным. Согласно ей, Андрей Рублев писал Звенигородский чин… все-таки для Успенского собора на Городке, где он и был найден. Круг поисков замкнулся. Князь Юрий пожелал, чтобы в его домовом храме стоял иконостас прославленного изографа, большого мастера «богословствовать в красках». Для этого князь не пожалел и целостности фресковой росписи. Ведь новый широкий деисус встал от стены до стены, закрыв те самые столпы с Флором и Лавром (отчего и были у ученых сомнения в принадлежности чина этому храму). И состоял он не из семи икон, а минимум из девяти. Троица. Икона Андрея Рублева. 1425      Как бы то ни было, оба исследователя сходятся в одном. Звенигородский чин составлял один иконостасный ансамбль с вершинным произведением преподобного Андрея — иконой «Троицы Живоначальной». Их роднят многие стилистические черты, особенности колорита, композиционно-графические характеристики, наконец, совершенство исполнения. Время разлучило их, но до того они являли собой нерасторжимое единство. Кроткий, совершенный в своем человечестве Спас, исполненный тонкого лиризма архангел Михаил, углубленный в себя апостол Павел — и неотмирная гармония трех ангелов, образ неизобразимого триединства Божества. Иконописный гимн Божественной любви… Это означает, что «Троица», если и появилась на свет не в Звенигороде, во всяком случае написана по заказу звенигородского князя. И создана она была «в похвалу» Сергию Радонежскому, с которого на Руси началось особенное почитание Святой Троицы. Можно сказать, Сергий спас Русь, направив ее взор к Троице, научив любви и преодолению «ненавистной розни мира сего», духовному и национальному единению по образу Триединства. «Умолены были» Инок Андрей был одним из множества «птенцов гнезда» Сергиева, прямым продолжателем его молитвенных подвигов и служения ближнему, под которым понимался весь православный народ Руси. Неудивительно, что в 1420-х годах уже маститого старца Андрея зовут из Москвы в Троицкую обитель, где совершается великое событие.

http://pravoslavie.ru/80747.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010