Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника. Св. Андрей родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника. Уже после смерти прп. Андрея Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по его отшествии, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном. Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире (1408 г.). Прп. Андрей Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV — начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-andrej-rub...

Прогулка с преподобным Андреем Рублевым Сегодня Церковь вспоминает святого иконописца, и многие москвичи, наверное, захотят посетить место погребения преподобного Андрея — Спасо-Андроников. Но вспомнить человека, создавшего образ, который стал узнаваемым во всем мире символом России — икону Святой Троицы — можно не только там. 17 июля, 2012 Сегодня Церковь вспоминает святого иконописца, и многие москвичи, наверное, захотят посетить место погребения преподобного Андрея — Спасо-Андроников. Но вспомнить человека, создавшего образ, который стал узнаваемым во всем мире символом России — икону Святой Троицы — можно не только там. Иконы преподобного Андрея Рублева — свидетельство того, что искусство может и в конечном итоге — должно служить Господу. Общепризнанное мнение, что его творчество — это прямое продолжение опыта исихазма — умной молитвы, которую инок-иконописец практиковал, как и все монахи. Преподобный Андрей Рублев Сегодня Церковь вспоминает святого иконописца, и многие москвичи, наверное, захотят посетить место погребения преподобного Андрея — Спасо-Андроников монастырь (Андроньевская площадь, дом 10) — мощи, правда, до сих пор не обретены. Но вспомнить человека, создавшего образ, который стал узнаваемым во всем мире символом России — икону Святой Троицы — можно не только там. Самая знаменитая русская икона находится в зале древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. Немногим уступает ей в известности образ Спаса из Звенигородского деисусного чина — его также писал преподобный Андрей Рублев. Спас В той же Третьяковской галерее находятся и другие работы великого иконописца, из которых стоит отметить знаменитого «Архангела Михаила», также из Звенигородского деисусного чина, и икону Вознесения Господня, написанную для иконостаса Успенского собора во Владимире. Архангел Михаил Если же у нашего читателя есть свободное время и возможность прогуляться до Сергиева Посада (в будний день электрички с Ярославского вокзала и автобусы от Всероссийского Выставочного центра идут туда почти пустые) — в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры можно поклониться другой праздничной иконе — Богоявления, находящейся в праздничном ряду иконостаса. Деисусный чин собор также содержит рублевские иконы: апостолы Петр и Павел, архангел Гавриил, святой Димитрий Солунский.

http://pravmir.ru/progulka-s-prepodobnym...

Проповедь в день памяти преподобного Андрея Рублева, иконописца, 17 июля 1994 г. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 3, 1994 2 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 3, 1994   Преподобный Андрей Рублев, память которого чтит сегодня Церковь, был пре-подобным по преимуществу. Его преподобие было в его сотворчестве Богу, в продолжении видимого раскрытия тайн Божьего домостроительства, Божьего замысла о мире. Сама канонизация Андрея — явление некоего поворота в жизни Церкви. Это совсем не значит, что до него не было святых иконописцев: свидетельство тому — пришедший первым на ум Алипий Печерский († 1114). Суть не в этом. Канонизация Рублева спустя пятьсот с лишним лет — признание богословия иконописца, его дара выражать церковный догмат средствами живописи. Преп. Андрей на рубеже XIV—XV вв. не только достойно принял пальмовую ветвь — плод расцвета византийской иконы времен Палеологов — через своего друга и учителя Феофана Грека, не только развил задатки домонгольской русской, по преимуществу «романской» иконы, но сделал решительный шаг и открыл новый путь, превышающий даже задачи, выраженные в оросе Седьмого Вселенского Собора (в том, что икона должна «соответствовать евангельской проповеди» и служить к «уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова»). Через икону Рублев стал богословствовать. Никто ни до него, ни после не говорил таким чистым языком веры. Трудно говорить об иконе Святой Троицы преподобного Андрея, ибо о ней сказано так много, что порой думается, что добавить уже нечего. Но это неверно. Россия, как всем хорошо известно, приняла христианство позднее большинства европейских стран. Тринитарные споры давно отшумели, соборные дискуссии Византийской империи, в которые вовлекались толпы народа, даже воспоминанием своим не достигали ушей народна северной Московии. Православные догматы были даны, но их нужно было усвоить, принять, сделать своими. Вопреки некоторым «розовым» представлениям о прошлом, с грустью нужно признать, что лесные просторы не оглашались словом, а деревянные амвоны знали только единичных проповедников, таких как митрополит Иларион да Кирилл Туровский. Еще менее развито было письменное слово. Греческая каллиграфия, превращенная Кириллом, Учителем славян, в славянский шрифт, еще далеко не была усвоена. Было мало писателей, еще меньше читателей. Наверное, потому исихазм стал родным для России, что и говорить-то толком еще не научились. Все известное наследие Древней Руси до XIV в. умещается в небольшой книжице, которую даже томом назвать затруднительно.

http://pravmir.ru/propoved-v-den-pamyati...

Джотто первым стал писать картины на библейские темы с натуры. Что он хотел донести до современников? Джотто. Вознесение      Икономия Джотто Джотто (около 1267 – 1337) был предтечей эпохи Возрождения. Он первым стал постепенно отходить от византийской традиции, находясь еще как бы на территории Византии. Недалеко от Падуи, где он расписывал знаменитую капеллу Скровеньи, были Венеция, Равенна – духовно связанные земли; культурное влияние Византии было основным в этих краях, а Венеция тогда и политически была подчинена Византии. Это византийское влияние до сих пор не совсем изжито: так, Венецианский епископ носит титул патриарха; главой Венецианской Республики был долгое время дож – то есть герцог, «дука»; дожи были независимыми, но осознавали себя все-таки наместниками Византийского императора. В своем творчестве Джотто уходит от канонов Византии В своем творчестве Джотто уходит от канонов Византии, совершает разворот в сторону иной эстетики – той, на основе которой потом в течение столетий будет, вплоть до наших дней, развиваться искусство. Замечательный искусствовед сестра Венди Беккет однажды сказала об этом очень образно: если всё, что было до Джотто, можно назвать радио, то Джотто изобрел телевидение. Что же нового дал Джотто искусству? Он стал первым писать святые образы с натуры. До этого художники извлекали их из глубин своей души – вот как Андрей Рублев создавал «Троицу» и другие иконы. Собственно, это же уникальный случай: преподобного Андрея Церковь прославила как художника, иконописца, но о его житии известно мало. Мудрая же Церковь увидела, что только святой человек мог из глубины своего сердца извлечь такой образ, как «Троица», только духовными очами можно так увидеть Бога, а для этого надо быть святым. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция      Джотто был человеком совсем не аскетичным. Уже в ХХ веке были обнаружены его останки – мастер был похоронен во Флоренции, в главном соборе, знаменитом Санта-Мария-дель-Фьоре. Исследователи изучили его кости, антропологи смогли воссоздать его портрет – и физический, и психологический. И отметили, что человек этот очень любил поесть мяса, любил орехи, которые дороги были в то время, любил вино – любил жизнь со всеми ее радостями и утехами. Такой почти исихазм, в который погружался преподобный Андрей, Джотто был недоступен и непонятен. Он не мог созерцать божественные тайны, как Рублев. Как не могли быть столь же духовными и те, кто созерцал его фрески и живопись. Ведь чтобы прочувствовать святые образы, получить максимум духовной пользы от их созерцания, войти в духовное общение с Богом, с Божией Матерью, со святыми через иконы кисти преподобного Андрея, надо тоже вести духовную жизнь, спасаться с таким же рвением.

http://pravoslavie.ru/87823.html

Архив Пн В Москве пройдет выставка «Трубящий ангел», посвященная 600-летию росписи Успенского собора во Владимире Андреем Рублевым 6 июня 2008 г. 14:10 10 июня во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, д. 3) состоится презентация выставки «Трубящий ангел» к 600-летию росписи Успенского собора во Владимире Андреем Рублевым (из фондов Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева). Открытие выставки копий с фресок Андрея Рублева приурочено к 600-летию начала росписи в Успенском соборе города Владимира 25 мая (7 июня) 1408 года. Исполнитель представленных на выставке копий, художник Николай Гусев (1926-1997) один из лучших копиистов древнерусской фресковой живописи. Экспонируемые копии созданы художником в 1956-1965 гг. Из-за последующих утрат росписей 1408 года они приобрели особую документальную и художественную ценность. Летописи сообщают, что обновление древнего храма осуществлялось «повелением» Московского великого князя Василия Дмитриевича. Наряду с Рублевым работами руководил его «сопостник» Даниил. Во втором сообщении 1408 года говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублев отправлены расписывать Успенский собор во Владимире: «Того же лета мая в 25 начата подписывати церковь каменую великую съборную святая Богородица иже в Владимире повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Огромный владимирский собор неоднократно разорялся при ордынских набегах. Основная часть его росписей XII века погибла. Перед исполнителями стояла задача воссоздать грандиозный по масштабу ансамбль. Фрески 1408 года также сильно утрачены. Относительно полно сохранились лишь сцены «Страшного Суда» и несколько изображений святых на столбах, а также часть евангельских сцен в верхних зонах храма и сцены Жития Иоанна Предтечи в алтаре. Их исполнение говорит о высочайшем уровне мастерства и таланта художников. Росписи 1408 года единственное сохранившееся и документировано засвидетельствованное творение преподобных Андрея Рублева и Даниила в области монументального искусства.

http://patriarchia.ru/db/text/417309.htm...

С 21 декабря 2010 по 27 февраля 2011 года в Государственной Третьяковской галерее открыта выставка «Андрей Рублёв. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника». В экспозиции впервые собраны вместе сравнительно немногочисленные, но исключительные по художественному качеству произведения, которые традиционно связываются с именем преподобного Андрея Рублёва или могли быть созданы в его ближайшем окружении. Свой посильный вклад в изучение творчества самого прославленного из средневековых русских художников вносит и член Союза художников России, искусствовед, кандидат философских наук Виктор Семенович Кутковой. Ил. 1. Преподобный Андрей Рублев. Святая Троица. Первая четверть XV в. Общеизвестный факт: в православной иконописи любой цвет имеет символическое значение. Многие ученые пытались дать этому обоснование с тех или иных позиций, это и понятно, ибо последние исследования в области генетики «показывают, что за цвет отвечает у человека десять пигментных генов, составляющих определенный набор – у каждого свой, поэтому два человека могут смотреть на один и тот же предмет, но воспринимать его цвет по-разному» . Но в Православии не может быть большого разброса мнений в толковании культового искусства, поэтому нам хотелось бы предложить взглянуть на всемирно известную икону преподобного Андрея Рублева примерно так, как мог посмотреть на нее человек средневековья. Известный исследователь из Санкт-Петербурга Владимир Колесов, анализируя цветопись «Слова о полку Игореве», обратил внимание на то, что русичи синим называли все сияющее темным наблеском: вино, например, будучи красным, получало эпитет «синее». В древнерусском языке «один и тот же цвет спокойно именуется по-разному, потому что не цвет был важен, а другие особенности реального мира: синяк попросту багров, а синец, как звали тогда негров, совсем не синий», поэтому «естественно было использовать это определение только в тех случаях, когда было необходимо подчеркнуть внутренний блеск, свечение темного предмета или вещества». Слово зеленый же «в древнерусском языке могло обозначать и желтый, и зеленый, и голубой цвет, вообще всякий светлый , яркий оттенок этих цветов: сочетания типа “чаша зелена вина” – одновременно и зелье, и зелень, и яркий наблеск светлого цвета, в отличие от синего вина – белое вино». В средневековой речи не существовало «слов, связанных только с цветом, – не было и самостоятельно важных признаков цвета. Важнее было обозначить не цвет самой вещи, а ее существенные характеристики: светимость и яркость (зеленый и синий) или отсутствие этого качества. Признак цвета слит еще со всеми другими признаками предмета или существа, но уж если он извлечен и показан в поэтическом тексте как важное свойство их, тогда такой признак – не просто цвет, как сегодня у нас, он – символ» . Для нашей темы это важно.

http://pravoslavie.ru/43579.html

Радонежское подворье Троице-Сергиевой лавры Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… На территории Радонежского подворья Троице-Сергиевой лавры находится Преображенский храм. Напротив входа в храм установлен необычный крест. Когда-то он стоял на могиле святой блаженной Матроны Московской. Внизу, под горой, на источнике преподобного Сергия устроены две купели. Содержание История [ править править код ] Село Радонеж на левом берегу речки Пажи – одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. Основано оно славянами примерно в XI веке. Это подтверждает и название Радонеж - личное славянское имя Радонеж притяжательной форме. В середине XII века Радонеж вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, а в начале XIII века – в состав великого княжества Владимирского. После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 годов здесь жили ханские баскаки, которые следили за вверенной им территорией и собирали дань. Память об этом хранят названия пустошей – Ханская и Баскакова. Ближе к середине XIV века Радонеж стал частью Московского княжества. А в селе выросла большая усадьба с церковью Рождества Христова. В 1328 году в Радонеж вместе с семьей переселился ростовский боярин Кирилл – отец преподобного Сергия Радонежского . Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре . С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Из этих мест родом первый казанский архиепископ Гурий (+ 4 декабря 1563) и, как полагают историки, - гениальный иконописец Андрей Рублев . Радонеж вдохновляло писателя Сергея Аксакова и знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова. В 1410 году Радонеж превратился в городок с крепостью, земляными валами и тремя храмами стал столицей удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Соборный храм крепости носил название Преображенского. Царь Иван III перевел в Радонеж ярмарку, которая проходила в Троицком монастыре, а в 1505 году завещал город своему сыну Василию. Во время польско-литовского нашествия Радонежский городок, или просто Городок был полностью уничтожен. В 1616 году царь Михаил Федорович передал его Троице-Сергиевому монастырю. Монахи переделали башню крепости в шатровый храм и освятили его в честь Преображения Господня. Через полтора века эти земли вновь отошли государству.

http://azbyka.ru/palomnik/Радонежское_по...

В день памяти преподобного Андрея Рублева и святых Царственных страстотерпцев архиепископ Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры 17 июля 2009 г. 13:30 17 июля 2009 года, в день памяти преподобного Андрея Рублева и святых Царственных страстотерпцев, в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион в сослужении братии монастыря совершил Божественную литургию. За богослужением пел хор Московских духовных академии и семинарии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). По завершении Божественной литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом, поздравив всех с днем памяти преподобного Андрея Рублева и святых Царственных страстотерпцев. «В лице преподобного Андрея Церковь Христова прославляет человека, который своим иконописным искусством открывал для тысяч и миллионов людей тайны Царствия Божия, — сказал архиепископ Волоколамский Иларион. — Иконы, написанные преподобным Андреем Рублевым, стали не только классическими образцами русской иконописи, но и каноническими образцами для последующих иконописцев. Духовная реальность, которая раскрывается через эти образы, являет нам красоту горнего мира, где царствует любовь Божия, где пребывают мир и благодать и где люди, прешедшие порог смерти, перешедшие в иную жизнь, созерцают Бога лицом к лицу». Владыка Иларион подчеркнул, что преподобный Андрей Рублев был не просто художником, не просто мастером своего дела — он был великим подвижником и созерцателем Божественный красоты. «В будние дни он занимался писанием образов, а в дни святых праздников, когда трудиться не положено, после Божественной литургии приходил в свою мастерскую, садился напротив икон и пребывал в безмолвном созерцании, созерцая не то, что он написал, а ту реальность, которая стоит за этими видимыми образами, созерцая не доску, раскрашенную красками, но Господа Иисуса Христа, Пречистую Его Матерь и тех святых, которых изображал на иконах».

http://patriarchia.ru/db/text/696937.htm...

К уточнению иконографической интерпретации «Святой Троицы» преподобного Андрея Рублева Источник: Богослов.Ru Апофатически признавая условность любого изображения Пресвятой Троицы, душа человеческая на катафатическом уровне все же стремится хотя бы прикоснуться к Божественно-Личностной тайне Триипостасного Бога через откровение «художественного Боговидения». И потому многие историки искусства и богословы пытались конкретно определить Лица в рублевской «Троице». Варианты этих попыток предлагаются диаконом Георгием Малковым в публикуемой статье. Преподобный Андрей Рублев. Святая Троица. Первая четверть XV в. Известный систематизатор богословских основ иконы Л.А. Успенский в одной из своих последних работ заметил: «Как откровение неизобразимого Божества, явление Аврааму может быть передано только символически, в виде трех безличных Ангелов. Поэтому всякое наименование Божественных Ипостасей в этом образе может быть только произвольным противоречием Шестому и Седьмому Вселенским Соборам» . И действительно, долгое время был известен только один памятник (причем непосредственно рублевской эпохи), где точно обозначено Имя каждой Ипостаси, — так называемая «Зырянская Троица» второй половины — конца XIV в., связываемая с просветительской деятельностью преподобного Стефана Пермского среди пермяков-«зырян». На иконе около каждого Ангела имеются надписи на зырянском языке: у левого (от зрителя) — Py (Сын), у среднего — Aï (Отец), у правого — Puiltos (Святой Дух) . Оставляя в стороне известную догматическую проблематичность столь конкретного именования Лиц на иконе (в «акривийном» смысле это нежелательно, а с апофатической точки зрения и вовсе недопустимо) и объясняя этот факт главным образом миссионерско-пропедевтическими задачами преподобного Стефана, способными иметь и некоторый «икономийный» характер, — пожалуй, все-таки представляется позволительным усмотреть здесь отражение достаточно традиционного (хотя, как правило, обычно и «неписанного») понимания самого порядка размещения на подобных иконах Ангелов, конкретно символизирующих столь же конкретные Лица Троицы (причем этому отнюдь не мешает наличие зачастую равно у каждого Ангела крещатого, иначе говоря, христологически акцентированного нимба).

http://pravoslavie.ru/49214.html

Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего 19.05.2023 16:32:57 Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2023/05/17/19-00 Смотреть:  http://youtube.com/live/GL-XpJzY-ss Возвращение иконы Троицы, которая запечатлела духовное откровение о Пресвятой Троице преподобного Сергия Радонежского, подводит некую черту под трагическими событиями XX столетия. Вспомним, когда русская икона во всей своей красоте была явлена русскому обществу. Это начало XX века. Скоро, по историческим меркам, на Россию обрушились страшные события, наши святыни оказались в лучшем случае в музеях, что произошло и с иконой Пресвятой Троицы. Отец Леонид Калинин от нас всех выразил благодарность тем, кто сохранил икону. Мы помним, как некоторые святыни оказались в музеях, а некоторые и покинули Отечество. Тихвинская икона Матери Божией вернулась на нашу землю с грандиозным торжеством, помним, как она находилась по прибытии в Россию в Храме Христа Спасителя и очередь – живой поток, стояла, чтоб помолиться Царице Небесной, приложиться к чудотворной иконе. Икона – окно в горний мир. Она открывает Божественную истину сердцу человека. Это проповедь не менее сильная, чем сказанное слово. Это молитва, воплощенная в красках. Преподобный Андрей Рублев сумел в красках воплотить великое откровение, которого удостоился преподобный Сергий Радонежский. Летопись и житие преподобного донесли до нас главный завет игумена земли Русской: " Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего " . Икона Троицы была создана в годы татаро-монгольского ига, когда эта ненавистная рознь царила между людьми. Русские князья убивали друг друга, соперничали за ярлыки, которые им выдавали в Орде. Каждый из них понимал добро, как благополучие своего княжества, своего рода, семьи. А хан Золотой Орды умело сеял рознь между князей, подогревая распри. В эти страшные дни преподобный Сергий призвал русских взирать на Святую Троицу как образ любви. И только любовью можно победить вражду мира. Время было тяжелое, понять, как можно добиться любви, можно было только сердцем, духом любви, который изливался через Лавру преподобного Сергия. Монастырь был тогда деревянный, небольшой, стоял в сосновых лесах на горе Маковец. Это чудо русской истории. Уходит молодой инок, монах на гору, в уединении рубит келью и оттуда на Русь начинает изливаться любовь, которая позволила победить Орду, соединить русскую землю.

http://radonezh.ru/2023/05/19/vozzreniem...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010