Добрые вести Православия: Конец октября 2007 г. Хорошие новости второй половины октября, пришедшие из Болгарии, Италии, Франции, а также Ивановской, Иркутской, Орловской и Оренбургской областей России, касаются археологических открытий, духовного окормления, православного кинематографа и жизни русских православных общин за рубежом.   Археологи нашли погребения первых православных христиан Сибири Спасская деревянная церковь в центре Иркутского острога. С. Ремезов, «Чертежная книги Сибири», 1701 г. Иркутские археологи при раскопках возле старейшего храма в городе – Спаса Нерукотворного – обнаружили остатки приходского кладбища. Найдены 37 погребений в домовинах из лиственницы конца XVII века. Также обнаружены остатки деревянного сооружения. Скорее всего, погребенные – это второе-третье поколение первопроходцев-казаков, которые основали Иркутск. Ученые намерены продолжать раскопки, а также укрепить фундамент древней церкви .   Российская Академия наук передала Иваново-Вознесенской епархии храмовый комплекс Переданы два храма и здание бывшей приходской школы в селе Красноармейское Шуйского района Ивановской области. Село первоначально называлось Архангельское. Впервые храм во имя архангела Михаила этого села упоминается в документах под 1629 годом. В конце XVIII столетия в селе строится величественный храмовый комплекс, после революции отнятый у Церкви безбожными властями. С 1983 по 2007 годы храмы и школа принадлежали загородной базе отдыха Института химии растворов Российской Академии наук. Во время торжественной церемонии епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф передал в дар институту икону святителя Николая Чудотворца, а руководитель отдела управления Росимущества по РАН Э.С. Суров подчеркнул, что РАН стремится к возвращению Русской Православной Церкви всех имеющихся в ее управлении храмов .   Снят фильм, посвященный преподобному Андрею Рублеву Преподобный Андрей Рублев Новый фильм режиссера Татьяны Новиковой посвящен преподобному Андрею Рублеву. 52-минутная картина создана на основе свидетельств древних летописей и последних изысканий искусствоведов. Современные исследования о жизни преподобного Андрея Рублева подтвердили указания монастырских летописей и житий. Сегодня уже не вызывает сомнений, что знаменитый иконописец родился не позднее 1360 года, а скончался в 1430 году.

http://pravoslavie.ru/5048.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Чтобы восстановить Россию, нужен дух, нужна крепкая вера Слово к участникам научной конференции «Исторические основы возрождения Российской Империи» 02.06.2023 5081 Фото: vladivostok-eparhia.ru Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Приветствую Вас с берегов Тихого океана и поздравляю с Праздником Святой Троицы и началом Вашей замечательной конференции! Вы любите Россию и не напрасно собрались в этот Троицын день, чтобы обсудить исторические основы возрождения нашей Православной Российской Державы. Святая Троица – есть основа жизни России. Русь с Купели Днепра восприняла великую Тайну Святой Троицы. По образцу Святой Троицы наши великие цари и князья строили Русь, собирали ее из разрозненных земель и княжеств, преодолевая христианской любовью всяческие междоусобицы. Глубину сегодняшнего Праздника выразил знаменитый русский иконописец Андрей Рублев. Посмотрите на Икону Троицы Рублева! Скорбно смотрят своим взором Три Божественных Лика с Небесной высоты на мир, утопающий в грехах, на это звероподобное человечество и на нашу Россию. С Любовью Крестной Они взывают к нам. Преподобный Сергий Радонежский, Игумен и Собиратель Русской земли, прозревая духовные основы строительства России, Святой Руси, не напрасно назвал построенный своими руками храм в честь Святой Троицы. Он желал, чтобы по образцу Святой Троицы мы собирались, мирились, любили братской любовью друг друга и созидали свою Отчизну. Как Любовь Бога-Отца и Сына и Духа Святаго, должна быть любовь среди нашего народа и его правителей. По образцу Святой Троицы должны быть в любви и единстве Россия, Белоруссия, Украина и все народы, живущие на исторической территории Руси Великой. В тысячелетней истории Руси мы видим много основ, на которых зиждилось наше великое государство. Но о снова всех основ – это вера в Святую Троицу. Этим Россия жила, живет и будет жить. Все основы должны стоять на фундаменте Православной веры. Без Православия любые основы будут непрочными, рассыплются. Чтобы восстановить Россию, нужен дух, нужна крепкая вера. Отцы наши всегда шли на бой, на защиту Родины, жертвуя собой за Святую Русь и веру Православную, за Дом Пресвятой Богородицы. Этим духом Христовым была сильна Россия.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/02/ch...

– На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году были прославлены благоверный князь Димитрий Донской, преподобные Андрей Рублев и Максим Грек, митрополит Московский и всея Руси Макарий, схиархимандрит Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, епископ Игнатий (Брянчанинов), иеросхимонах Амвросий Оптинский и епископ Феофан Затворник. В 1989 году постановлением Священного Синода была создана Комиссия по канонизации святых. В 1989 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил святителей Иова и Тихона; Поместный Собор 1990 года прославил праведного Иоанна Кронштадтского; в 1992 году Архиерейский Собор прославил уже некоторое число новомучеников и исповедников – митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и вместе с ним пострадавших, великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару; Архиерейский Собор 1994 года прославил митрополита Московского Филарета (Дроздова), новомучеников протоиерея Иоанна (Кочурова) и протопресвитера Александра (Хотовицкого); Архиерейский Собор 1997 года прославил новомучеников и исповедников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Тверского Фаддея (Успенского). Из всего этого списка имен новопрославленных святых становится ясно, что Русская Православная Церковь перед переходом к существованию в новых государственных условиях в 1988 году прославила избранно – благоверного князя, преподобных древности, праведного святителя, сделавшего очень много для нее, и в частности в деле прославления святых, великого деятеля на поприще духовного просвещения и продолжателя традиции старчества и также двух самых известных святителей XIX столетия. Только когда уже начались новые взаимоотношения между Церковью и государством, Русская Православная Церковь смогла приступить к прославлению новомучеников. Сначала самых известных. Наконец, на Архиерейском Соборе 2000 года был прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских как поименованных, так и безымянных, имена которых по мере изучения их исповеднического подвига включаются в Собор и в православный календарь. Подход Комиссии по канонизации – это, прежде всего, полнота материалов и детальное их изучение вне зависимости от того, идет ли речь о подвижнике благочестия, или о мученике. Но если в случае с подвижником благочестия изучается его жизнь, а также прижизненные и посмертные чудеса, то в случае с мучеником предпочтение отдается изучению исповеднического подвига, верности Христу в условиях гонений, заключения и мученических страданий. Это, конечно, не означает пренебрежения к изучению вопроса о том, насколько христианской была жизнь человека до того, как он пострадал. В связи с увеличением числа канонизаций растет и количество изучаемых материалов. Соответственно многократно увеличился объем материалов, которые требуется изучить прежде, чем принимается какое-либо решение.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

«…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах О передаче троичного догмата в иконах 7 июня, 2003 О передаче троичного догмата в иконах Догматы о Троице входят в число основополагающих, и неудивительно поэтому, что иконы Троицы встречаются весьма часто. Достаточно вспомнить, например, классический русский пятиярусный иконостас, в котором икона Троицы помещается в центре праотеческого ряда, затем в ряду праздников и, кроме того, в местном ряду. Вполне естественно, что иконы Троицы давно привлекают пристальное внимание исследователей, особенно иконы Ветхозаветной Троицы, имеющие более древние корни, чем Новозаветная Троица. Безусловно, это связано с тем, что преподобный Андрей Рублев написал свою «Троицу», следуя именно древней иконографии. Если проанализировать весьма обширную литературу, посвященную «Троице» Рублева, то становится очевидным, что основное внимание авторы уделяли художественным особенностям выдающегося творения человеческого гения. Не была оставлена в стороне и связь иконы с тяжелыми обстоятельствами исторического характера, свойственными времени ее написания. Однако недостаточно полно, как представляется, дана в этих работах богословская интерпретация показанного на иконе. В последние годы многие исследователи обращаются к вопросу о том, какой из изображенных на ней ангелов какому Лицу соответствует. Мнения высказываются самые разные. Чаще всего средний ангел отождествляется либо с Отцом, либо с Сыном, и в зависимости от сделанного выбора определяется соответствие боковых ангелов двум другим Лицам. Число возможных комбинаций здесь достаточно велико, и надо сказать, что авторы приводят для подтверждения своих точек зрения много интересных доводов. Но до однозначного ответа на этот вопрос еще далеко. Возможно, он никогда не будет найден. Наиболее полное и критическое рассмотрение этой проблемы можно найти в книге Л.Мюллера. В.Р. Раушенбах Несомненно, однако, что проблема отождествления ангелов и Лиц имеет второстепенный характер. Ведь как бы ни решался вопрос о соответствии между ангелами и Лицами, Троица продолжает оставаться лишь Троицей.

http://pravmir.ru/predstoya-svyatey-troi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Андрей Рублев, иконописец (XV в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 июля в день тезоименитства со свт. Андреем, архиепископом Критским (+ 712) и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Год рождения прп. Андрея Рублева не известен, не известно и его происхождение, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев. Принято считать, что он родился около 1360 г. Вся жизнь его связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к XVI в., видит в нем духовного сына прп. Никона Радонежского (память его 17 нояб.), по духу св. Андрей является, несомненно, учеником прп. Сергия (память его 25 сент.). Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства. Летопись сообщает, что в 1408 г. прп. Андрей, вместе со своим старшим сопостником и соработником Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/437432/

Православная стенгазета 29 (343) В номере: Преподобный Сергий Радонежский, Проповедь на Евангельское чтение, Бьете ребенка, чтобы сделать хорошим? Не получится, Преподобный Андрей Рублев, Вопросы священнику. 14 июля, 2016 В номере: Преподобный Сергий Радонежский, Проповедь на Евангельское чтение, Бьете ребенка, чтобы сделать хорошим? Не получится, Преподобный Андрей Рублев, Вопросы священнику. В номере: — Преподобный Сергий Радонежский — Проповедь на Евангельское чтение — Бьете ребенка, чтобы сделать хорошим? Не получится — Преподобный Андрей Рублев — Вопросы священнику Выпуск от 15 июля 2016 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Архив всех номеров стенгазеты Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 16 февраля, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные Андроник и Савва Московские (+ 1395 и 1410) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 13 июня в день преставления прп. Андроника и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых В 1356 г. митрополит Московский Алексий был чудесно спасен от потопления на Черном море во время обратного плавания из Константинополя. Тогда же он дал обет в благодарность Богу основать монастырь. Создателем и настоятелем этого монастыря был избран инок монастыря прп. Сергия Радонежского — Андроник. Прп. Андроник происходил из боярской семьи города Ростова. В обитель прп. Сергияон вступил в ранней молодости и особенно отличался послушанием, за которое его любил его великий наставник. Место для новой обители было избрано на живописном берегу реки Яузы, притока реки Москвы. Посвящена она была Нерукотворенному Образу Спасителя. Эта святая икона сопровождала святителя Алексия во время его опасного плавания, и он пожертвовал ее юной обители. Прп. Сергий дал ученику своему заповедь никогда не оставаться праздным, и прп. Андроник свято соблюдал ее. Монастырский пруд выкопан был его руками. Монастырь процветал под его управлением. Братию он привлекал к себе своей добротой и кротостью. Современник пишет о нем, что он блистал добродетелями своими. Он предсказал день своей кончины (14 июня 1395). Последние дни своей жизни прп. Андроник провел в затворе. Его преемник, прп. Савва, был неустанным сподвижником его в ночных молитвах и дневных трудах. Он не скрывал от своего наставника ни одной мысли, ни движения сердечного и тем стяжал полное бесстрастие и мир душевный. Погребли их в одной могиле, и до нашего времени они почивали в одной раке. Много епископов и настоятелей вышли из Спасо-Андроникова монастыря: так, святитель Варсонофий Тверской, один из просветителей Казани, полагал там начало (память его 4 окт.). Там же подвизались знаменитые русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Инок Андрей Рублев полагал начало в монастыре прп. Сергия во время игуменства прп. Никона (память его 17 нояб.), его преемника. В память прп. Сергия и по благословению прп. Никона он и написал свою знаменитую «Святую Троицу». Он расписал Свято-Троицкий собор и собор Спасо-Андроникова монастыря. Творения Андрея Рублева и его сподвижника и духовного друга Даниила Черного всегда высоко ценились на Руси, и Московский Собор 1551 г. постановил им быть образцом для всех русских иконописцев. Они были ревностными подвижниками, созерцателями и делателями внутренной молитвы. Память их чтится в Москве местно. Инок Андрей умер первым. Он явился по смерти своему другу и сподвижнику Даниилу и звал его к себе в рай.

http://sedmitza.ru/lib/text/437336/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Преподобный Андрей Рублев, знаменитый иконописец, трудился в XIV веке. Теперь он канонизирован. Что совершил он достойного святости? Он был иконописцем, художником священного искусства, изобразителем в красках Евангелия. Но в России было сотни других иконописцев в это время. Он был монахом, вел строгую аскетическую жизнь. Но тогда было множество монахов, подобных ему. Что было в нем особенного, что могло бы служить нам примером сегодня? Мы знаем, что труды преподобного Андрея Рублева и его благочестие выходят из обыкновенного ряда. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника. Его кисти принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы. Он расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор во Владимире, написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора во Владимире. Его творение — иконостас и стены Успенского собора в Звенигороде, деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря, стены и иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Но особая значимость преподобного Андрея Рублева — может быть, ни в его искусстве и ни в его жизни, а в исключительном проникновении одного другим. Оно свидетельствует о глубине его соединения со Христом в образах, которые становятся зримыми в свете его созерцания. Преподобный Андрей Рублев являет редкий дар, даже среди иконописцев, — не удерживать свой взор на внешнем изображении, но дать нам увидеть через него свет Бога Живого, привести нас от видимого к невидимому. Мы знаем, что многие великие художники искали созерцания, чтобы выразить невыразимое. При этом они не обязательно были христианами. Есть некое созерцание без Бога. Но только христианское созерцание открывается в соединении с Богом, зовущим к личной любви. Это общение человеческой души с Богом неизреченно. Отсюда идут все великие духовные постижения преподобного Андрея Рублева, более того, здесь место его святости.

http://moral.ru/преподобный-андрей-рубле...

Плодотворное взаимодействие между церковью и музейным сообществом в вопросе о передаче религиозных ценностей возможно, если главной темой становится общая забота о сохранности и доступности культурного наследия. Подобные слова не раз звучали на встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководителями крупнейших российских музеев. Она состоялась в Свято-Андрониковом монастыре. Предстоятель Русской православной церкви прибыл в обитель, чтобы совершить патриаршее богослужение в честь праздника перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь. Этот день еще называют Хлебным спасом – в храмах освящают хлеб, испечённый из муки нового урожая. Теперь на новый уровень вышел и процесс переговоров о дальнейшей судьбе произведений искусства. Рассказывают «Новости культуры». Патриаршее служение проходило под открытым небом. Храм Спасо-Андроникова монастыря просто не смог бы вместить всех желающих. Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он напомнил собравшимся о знаменательной дате – согласно некоторым летописям монастырю, в котором погребен знаменитый русский иконописец Преподобный Андрей Рублев, исполнилось 650 лет. «Он здесь творил, особенно в последние годы жизни, - сказал патриарх. - С этим местом связан рассадник духовного, культурного, эстетического творчества великих подвижников духа нашей церкви и народа». Около храма - памятный знак, посвященный Андрею Рублеву. Один из самых почитаемых мастеров московской школы иконописи был канонизирован в 1988 году. Как и многие подвижники, Андрей Рублев в своем творчестве сумел соединить высочайшее мастерство и глубокую веру, черпая силы для работы в молитве. «В этом соединении человеческого и божественного может быть подлинное процветание и подлинный прогресс. Да поможет Бог в этот святой день проникнуться примером святого Преподобного Андрея Рублева и жить, как он жил, утверждая своим великим искусством божью правду, свидетельствуя о силе Божьей и человеческого духа», - отметил предстоятель Русской православной церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Живя в духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей видел как исторические примеры, так и живой образец окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника. 17 июля. ПРАВМИР. Православная Церковь празднует память преподобного Андрея Рублева. Св. Андрей родился около 1360 года. Он происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству святой учился в Византии и Болгарии. Он некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем, в котором он принял иноческий постриг. Живя в духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей видел как исторические примеры, так и живой образец окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника. Уже после смерти прпеподобного Андрея Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по его отшествии, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном. Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и Успенский собор в г. Владимире (1408 г.). Преподобный Андрей Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV — начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. По материалам Православие.ru. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010