30 августа исполняется 85 лет со дня рождения замечательного актера театра и кино Анатолия Солоницына. Он вошел в историю мирового кино ролью преподобного Андрея Рублева в великом фильме Андрея Тарковского. Этот фильм, по опросам многих киноакадемий стран Европы, Азии и Америки, входит в число ста лучших фильмов всех времен и народов. О пути Анатолия к вере, о том, как он понимал назначение искусства в нашей жизни, вспоминает родной брат артиста, писатель Алексей Солоницын . Спасти и сохранить Мне приходится выступать в вузах, школах, куда меня время от времени приглашают, как писателя и киносценариста, и когда я спрашиваю, видели ли они фильм «Андрей Рублев», знают ли, кто такой Андрей Тарковский, – даже студенты творческих вузов редко поднимают руки. Что уж говорить о школьниках. На некоторых посещаемых и даже популярных сайтах написано, что Анатолий Солоницын «из поволжских немцев, настоящее его имя Отто». Я не один раз писал и в статьях для Интернета, и для центральных газет и журналов, и в «Повести о старшем брате», которая выдержала уже пять изданий, что да, имя Отто родители дали брату при рождении. Отец наш, в ту пору корреспондент «Известий», был романтик, эпопея челюскинцев его волновала так, что имя своему первенцу он дал в честь Отто Юльевича Шмидта, научного руководителя по спасению полярников. Да, детство наше действительно прошло в Саратове, на родине мамы, но к «поволжским немцам», как пишут некоторые «знатоки», наша семья не имеет никакого отношения. Более того, и в повести, и в фильме «Захарова тропа» о династии Солоницыных, и в ряде эссе я говорил, что наш пращур, Захар Солоницын, – летописец и иконописец второй половины XVIII века, который упоминается в «Истории» Карамзина как «ветлужский летописец». Об этом отцу написали нижегородские краеведы, с которыми я встречался, когда делал фильм и когда устанавливалась мемориальная доска памяти брата в городе Богородске Горьковской (Нижегородской) области, где мы родились. Имя Анатолий брат взял еще в юности, когда пошел работать на вагонзавод в Саратове. И к этому имени мы быстро привыкли.

http://pravoslavie.ru/jurnal/123417.htm

Рубрики Андрей Рублев: что в нем особенного? 5 мин., 17.07.2020 Поделиться «Писать как Андрей Рублев» — такую инструкцию для русских иконописцев утвердил в 1551 году московский Стоглавый собор. Но как именно писал Андрей Рублев? Что такого уникального было в его стиле? И почему его работы до сих пор считаются непревзойденными шедеврами иконописного искусства? Разобраться в этом нам помогает заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола Андрея и преподаватель Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова. Как ни парадоксально, но известно о преподобном Андрее Рублеве очень мало. Он считался автором так называемого «Звенигородского чина» — трех образов деисисного ряда Деисис (от греч. δησις — прошение, моление) — один из рядов иконостаса, как правило, первый или второй снизу, в центре которого находится образ Спасителя, а по бокам — обращенные к Нему в молитве святые, чаще всего — Богородица и Иоанн Предтеча. — Прим. ред. в иконостасе звенигородского Успенского собора на Городке, но недавно факт принадлежности этих работ ему был поставлен под сомнение. Известно, что Рублев участвовал в росписи иконостаса Благовещенского собора в Кремле, но после грандиозного пожара большинство икон было утрачено, и принадлежит ли что-либо из сохранившегося Рублеву — вопрос, на который нет ответа… Единственное, что Рублев написал несомненно, — это знаменитая «Троица». Как тогда можно говорить об особом «стиле Андрея Рублева»? Говорить о стиле Рублева действительно очень трудно. Но тут нужно иметь в виду один нюанс. Иконописное искусство — принципиально анонимное, авторы почти никогда не ставят на иконах свои имена. И, тем не менее, имя Андрея Рублева — запомнилось. Оно фигурирует в летописях, его работы ценил и собирал основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий. Значит, слава Рублева была велика, современники отмечали его, видели, что он не копиист, не подражатель византийских мастеров. Андрей Рублев был не только художником, он был богословом, и современники это ценили.

http://foma.ru/andrej-rublev-chto-v-nem-...

Сортировать по Исключить новости Два Андрея один итальянец, влюбленный в Россию, заметил: «Я не знаю, чему мы – запад – можем вас учить: у вас есть Андрей Рублев и Андрей Тарковский. Что после этого еще можно делать в искусстве?» 17 июля, 2013 один итальянец, влюбленный в Россию, заметил: «Я не знаю, чему мы – запад – можем вас учить: у вас есть Андрей Рублев и Андрей Тарковский. Что после этого еще можно делать в искусстве?» Помню, как несколько лет назад один итальянец, влюбленный в Россию, заметил: «Я не знаю, чему мы – запад – можем вас учить: у вас есть Андрей Рублев и Андрей Тарковский . Что после этого еще можно делать в искусстве?» Великий русский иконописец Андрей Рублев жил в тяжелое для Руси время иноземного ига. Набеги ордынцев, княжеские усобицы, голод, эпидемии уносили тысячи жизней, и вдруг среди мрака и горя вспыхнули пронзительной чистотой золота и лазури иконы Рублева. Мир, тепло, радость о Духе Святом изливались от них в души людей, изнемогающих от пережитых потерь. Это было утешение, надежда, воплощенная в красках. У Господа не забыта ни одна душа, все взвесится, все оценится, и временное страдание сотрет одна минута пребывания в царстве Незаходимого Света. Преподобный Андрей Рублев. Троица Андрей, «открывший» Андрея Еще каких-нибудь тридцать лет назад об иконе в России можно было говорить только как о «предмете искусства». Но, что происходило в душах людей, когда оказавшись перед древними образами, люди вдруг ощущали, что являются зрителями чего-то неизмеримо большего, чем просто художественное произведение. В строгих ликах, тонких кистях рук святых, складках струящихся тканей была такая чистота, которую невозможно передать словами. Она проникала внутрь, промывала глаза, и люди, недоумевая, порой часами стояли перед творениями древних иконописцев. В них было то, чему название — благодать — великая сила, часть естества Самого Бога – любовь, покой, правда, прощение, мудрость, жизнь… Одним из таких восхищенных зрителей оказался и молодой тогда еще человек – москвич, сын поэта Арсения Тарковского, Андрей.

http://pravmir.ru/i-pri-ige-vozmozhna-ve...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение. Память преподобного Андрея Рублева     Завтра Святая Церковь чтит память новопрославленного святого преподобного Андрея Рублева, который жил в пятнадцатом веке, следовательно, свыше пятисот лет тому назад, и при жизни почитался как выдающийся иконописец. О нем есть упоминания и в летописях, правда очень скупые и краткие. Неизвестно, откуда он родом, как он жил, как подвизался, как молился, – почти ничего неизвестно кроме того, что он был учеником преподобного Сергия и по его благословению написал «Троицу». Можно спросить: а на каком основании он канонизирован как святой? Дело в том, что примерно через восемьдесят-сто лет после покрытия олифой икона чернеет и изображение на ней перестает быть видно. Поэтому когда иконы, которые написал Андрей Рублев, потемнели, эти доски стали использовать для написания других икон, и память о его живописи исчезла из Церкви. Андрей Рублев был вновь открыт в двадцатом веке, когда его иконы расчистили. Расчистили – и ахнули: кто же мог создать такую красоту? Бросились к летописям и увидели, что в эти времена творил такой иконописец, ученик преподобного Сергия. И стало совершенно очевидно, что эти иконы могли быть созданы только им. Поэтому Андрей Рублев явился в двадцатом веке как бы заново. На каком же основании Церковь заключает о его святости? Это зиждется на одном-единственном аргументе, но это аргумент такой силы, против которого сказать уже ничего нельзя: за него говорят его иконы. Такую красоту мог создать только святой человек. И после того, как он написал свои иконы, было даже специальное Соборное постановление, чтобы писать только как Андрей Рублев. Хотя сам он отступал от канонов, существовавших в то время, но то, что он написал, стало каноном, то есть в переводе с греческого – правилом. Преподобный Андрей расписал много храмов в Москве, Звенигороде и других местах, но от его фресок сохранились только фрагменты. Он написал очень много иконостасов, но полностью ни один иконостас тоже не сохранился. Из Звенигородского иконостаса до нас дошло только несколько икон. Самая знаменитая – «Спас», которую отняли у Церкви, и она сейчас в Третьяковской галерее, и «Апостол Павел» и «Архангел Михаил» – тоже в Третьяковской галерее. Эти иконы каждый из нас должен обязательно увидеть, и не только увидеть, надо их знать, надо на них долго и долго смотреть, надо их очень хорошенько запомнить, особенно «Троицу», написанную по благословению преподобного Сергия и ставшую художественным изображением высокого богословия этого святого, который в честь Пресвятой Троицы основал свой монастырь – Троице-Сергиеву Лавру. Ее так и называли – дом Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Творчество преподобного Андрея Рублева в контексте русского Православного Возрождения XIV – первой половины XV вв. Наталья Александровна Ложкина Преподобный Андрей Рублев. Иконописец И.В. Ватагина Исихастские споры, по мнению Г.М. Прохорова, стали точкой и встречи, и расхождения двух европейских Возрождений. По мнению ученого, русские исихасты – преподобные Сергий Радонежский, Стефан Пермский и другие – определяли судьбы Московского государства и создали идеологию Русского Православного Возрождения . Данная концепция нашла свое продолжение и развитие в нашем исследовании . Преподобный Андрей Рублев вошел в историю древнерусской культуры как великий мастер иконографии, гениально синтезировавший в своем творчестве художественно-эстетические достижения палеологовского Возрождения и духовно-нравственные смыслы просветительской деятельности преподобного Сергия Радонежского. Несомненно, что преподобный Андрей Рублев был одним из самых культурных, высокообразованных людей своего времени. Но едва ли заслуга в культурном развитии русского живописца принадлежала Феофану Греку. Подвижный образ жизни Феофана и свойственная его личности склонность к непрерывному расширению круга общения едва ли располагали к занятиям систематическим учительством. Наставничество, открывавшее ученику путь к проникновению в духовную суть византийской художественной традиции, процветало в стационарно стабильной и относительно замкнутой социокультурной среде художественных мастерских Византии. Таким образом, нам представляется более оправданным предположение, что художественное образование было получено Андреем Рублевым как на Руси от Феофана, так и непосредственно на родине византийской иконописи. Место пострижения преподобного Андрея Рублева достоверно неизвестно. Но вся его жизнь была связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и его дочерней ветвью – Спасо-Андрониковым в Москве. Покров с мощей преподобного Сергия. XV век. Музей «Ризница». Троице-Сергиева лавра Предание, восходящее к концу XVI в., утверждает, что преподобный Андрей Рублев был духовным чадом преподобного Никона Радонежского и, возможно, принял постриг в Троицком монастыре.

http://pravoslavie.ru/154839.html

Сортировать по Исключить новости «Страшный Суд» Андрея Рублева: призыв к Встрече Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. 17 октября, 2010 Сегодня мир будто поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих, ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству. Только дважды имя преподобного Андрея Рублева упоминается в летописях. И оба раза оно, среди прочих имен, — стоит последним. Простой монах, черноризец, отказавшийся от славы и признания мира, Андрей Рублев снискал известность, которой не ведали иные князья и правители. Однако мы не знаем практически ничего о человеке, оставившем после себя шедевры мирового значения. Легенды, версии, гипотезы, предположения – ими полна его биография. И даже житие не дает нам практически никаких конкретных сведений. Но одна дата, в числе всех других, вызывает меньше всего сомнений: в 1408 году Андрей Рублев, в возрасте около 50 лет, пришел во Владимир, чтобы расписать уже тогда знаменитый собор Успения Богородицы. 17 июля знаменитый иконописец принял монашеский постриг с именем Андрей – в честь преподобного Андрея Критского. И не случайно было выбрано именно такое имя. Андрей Критский – глубочайший поэт раннего Средневековья, написавший «Покаянный канон», который назвали впоследствии великим каноном. И если Андрей Критский – непревзойденный певец покаяния, то Андрей Рублев – любви к человеку. Потрясает душу умиротворенность и человечность творений Андрея Рублева. Мастер коснулся своей кистью вопросов глубочайшей нравственности. Фреска «Страшный Суд» преподобного Андрея Рублева, написанная во владимирском Успенском соборе – национальное достояние России, уникальное произведение, причисленной к всемирному наследию ЮНЕСКО. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал. Тема Страшного Суда – одна из главных в средневековом искусстве, корнями уходящая в западную живопись, но волновавшая и художников Древней Руси. И хотя многие русские иконописцы к ней обращались, все же характер таких изображений оставался, по примеру европейских мастеров, — антиномичным: праведники – с одной стороны, и грешники, палимые геенским огнем и языками адского пламени, — с другой.

http://pravmir.ru/strashnyj-sud-andreya-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Память святых Царственных мучеников для нас особенно драгоценна, потому что они — венец всей русской святости. Святейший Патриарх Алексий II в самом начале так называемой «перестройки» благословил строительство храма в честь Всех русских святых на месте взорванного Ипатьевского дома, как бы свидетельствуя о том, что святые Царственные мученики есть увенчание подвигов всех наших святых. И действительно, они завершают крестный путь Русской Православной Церкви — от святых страстотерпцев Бориса и Глеба, первых прославленных русских святых, до последнего нашего русского царя. В этом ряду стоят многие святые, такие как Михаил Черниговский, святой благоверный князь Андрей Боголюбский, память которого Церковь также совершает сегодня. У Господа все промыслительно. Как день рождения Государя пришелся на память святого праведного Иова, и он таинственно определил весь путь Царя-мученика, так и святые, память которых совпадает с днем мученической кончины нашего Государя, так же пророчески указывают на его подвиг. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский был первым собирателем русских земель, можно сказать, — первым русским самодержцем, который утверждал идею государственной власти на христианских основах. И он принял такую же мученическую кончину от врагов Церкви и государства Российского. Преподобный Андрей Рублев — дивный иконописец, открывающий нам красоту образа Божия. Известный русский богослов сказал, что, глядя на его иконы, можно видеть, что Бог есть. То же самое можно сказать, глядя на Царскую семью, на всю их жизнь, на весь их крестный путь до мученической смерти. Преподобный Андрей Рублев показывает нам в своих иконах духовную красоту Господа, Божией Матери и святых. И в лицах Царя Николая, Царицы Александры и их детей — в их ликах, уже как бы написанных Самим Господом, — мы видим эту нетленную красоту. Мы знаем, что многие до прославления святых Царственных мучеников молились перед их фотографиями как перед иконами. Они иконописны — в них чистота, беспредельная доверчивость Богу, высшая духовная красота. Промыслом Божиим преподобный Андрей Рублев возвещает нам в этот день, что мы должны так изменить свою жизнь покаянием, чтобы и в нас запечатлелась красота Христова.

http://moral.ru/uvenchanie/

Преподобный Андрей Рублев и музей древнерусского искусства его имени Памятник прп. Андрею Рублеву у стен Андроникова монастыря. Скульптор О. Комов. 1985 г. 17 июля Русская Православная церковь празднует память преподобного Андрея Рублева – величайшего русского иконописца, имя которого получило всемирную известность. Не смотря на то, что творчеству Андрея Рублева посвящены десятки книг и сотни различный публикаций, достоверные сведения о его жизни и работе чрезвычайно скудны – мы не знаем места и даты его рождения, имени, которое он получил в крещении (Андрей – монашеское имя), не известно, когда он принял постриг, когда и у кого обучался искусству иконописания, в котором достиг высочайшего мастерства. До сих пор в науке не прекращаются дискуссии о принадлежности кисти Рублева тех или иных произведений, поскольку большинство из них приписываются ему по преданию или на основе стилистического анализа – это знаменитый Звенигородский чин, ныне хранящийся в Третьяковской галерее, иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, иконы так называемого Васильевского чина, а так же фрески и книжные миниатюры. Не смотря на это, историческое значение Рублева несомненно. Его творчество знаменует одну из вершин развития русского искусства. По косвенным историческим свидетельствам мы можем судить о том, что местом пострижения святого был Спасо-Андроников монастырь в Москве, основанный на берегу реки Яузы в 1358 году митрополитом Алексием. Житие Сергия Радонежского называет второго игумена этой обители Савву как учителя Андрея в монашестве. Именно с Андрониковым монастырем связаны и последние дни жизни преподобного. По всей видимости, при участии А.Рублева был построен главный храм обители – знаменитый Спасский собор, замечательный памятник раннемосковского зодчества. В житии преп. Сергия Радонежского сообщается, что старец Андрей вместе с игуменом Александром создали в обители каменную церковь. Это позволяет сделать вывод, что Рублев к этому времени был соборным старцем, управлявшим вместе с другими старцами под началом игумена монастырем.

http://pravoslavie.ru/jurnal/555.htm

Преподобный Андрей Рублев   Андрей Рублев. Худ. - А. Смолин Фрагмент статьи из 2-го т. «Православной энциклопедии», с. 380-387 Письменные свидетельства об Андрее Рублеве Наиболее ранними свидетельствами об Андрее Рублеве являются сообщения Троицкой летописи о росписи Андреем Рублевым вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца в 1405 г. Благовещенского собора Московского Кремля (Троицкая летопись. С. 459; по мнению В. А. Кучкина, летопись составлена не ранее 1416) и о росписи Андреем Рублевым и иконописцем Даниилом Успенского собора во Владимире в 1408 г. (Там же. С. 466). Пахомий Серб упомянул Андрея Рублева в 3-й редакции жития прп. Сергия Радонежского (ок. 1442), в рассказе об основании Андроникова монастыря, здесь говорится о росписи Андреем Рублевым Спасского собора монастыря и о кончине преподобного в Андрониковом монастыре (Клосс. С. 401–402). Другое известие об Андрее Рублеве Пахомий включил в краткую редакцию жития прп. Никона Радонежского (ок. сер. 40-х гг. XV в.), где сообщается о росписи Андреем Рублевым и Даниилом каменного Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (ок. 1425–1427) и говорится о том, что это была последняя работа иконописцев, немного позднее скончавшихся (Там же. С. 88). Важные сведения об Андрее Рублеве, неизвестные по более ранним источникам, записал в кон. XV в. прп. Иосиф Волоцкий со слов «старца Спиридона», игумена Троице-Сергиева монастыря (10-я гл. «Духовного завещания» — «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже в Рустей земле сущих»). Рассказ об Андрее Рублеве помещен в «Сказании о святых иконописцах» (кон. XVII — нач. XVIII в.), однако позднее время составления «Сказания» и компилятивный характер текста делают его ненадежным источником. Существует также ряд упоминаний имени преподобного и икон его письма, разной степени достоверности, в записях XVI–XIX вв. Острая полемика и большой разброс мнений в лит-ре, посвященной Андрею Рублеву, вызваны не только недостатком сведений, но и их противоречивостью.

http://sedmitza.ru/text/1166881.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Андрей Рублев и Николай Второй Размышления о сверхзадаче Русской культуры 20.07.2020 879 Время на чтение 4 минуты Не все совпадения в жизни значимы, но некоторые действительно дают повод увидеть в них потаенный смысл. В церковном календаре совпадает день памяти преподобного Андрея Рублева и царя страстотерпца Николая Второго. Есть ли в этом совпадении особая «связь времен»? Есть ли особый дух русской культуры, позволяющий связывать столь отдалённые по времени явления и личности? Можно ли вообще говорить об особом духе русской культуры в эпоху, когда она блуждает среди нулей, почти утратив всякую связь со своей судьбой? Что нам известно про Андрея Рублева? Несколько строк в летописях. Хотя для иконописца той эпохи – это чрезвычайно много. От времени Николая Второго остались тысячи документов, написаны сотни книг. Но тексты не всегда дают главное – понять человека, а лучший способ понять его – просто взглянуть ему в глаза. Однако увидеть другого человека – порой самое трудное в жизни. Обычно мы видим не человека, а его форму, мундир, звание, чаще же всего мы видим не другого, а свои предрассудки. Эпоху Преподобного Андрея Рублева, как и эпоху Николая Второго иногда называют русским Возрождением. Возможно ли такое сравнение? Безусловно в России не было движения подобного Итальянскому Возрождению, хотя был действительно великий духовный и художественный подъем, как и в начале XV, так и в начале ХХ века. Но Возрождение – это не только новое обращение к античности, но и особое отношение к человеку. Гуманизм – вот главное содержание великой эпохи европейской истории. Русская культура также дала нам свой пример своего особого отношения к человеку. Не как норму, а как возвышенный идеал, в основе которого преодоление отчуждения, той ненавистной розни, которая преодолевается воззрением на Пресвятую Троицу, как учил преподобный Сергий Радонежский. Молитва преподобного Сергия Радонежского созидала Дом Пресвятой Троицы, дом, в котором творилось пространство русской культуры – Святую Русь, где главной ценностью было Имя Бога. Спор о природе имени Бога стал главным богословским и философским спором начала ХХ века. Этот последний крупный философский спор русской культуры так и остался до конца неразрешенным.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/20/an...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010