В день памяти преподобного Андрея Рублева архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря 19 июля 2012 г. 11:38 17 июля 2012 года, в день памяти прп. Андрея Рублева, иконописца, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами г. Москвы, совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря. Владыке Арсению сослужили: благочинный Покровского округа г. Москвы, настоятель храма святителя Мартина Исповедника, папы Римского (Вознесения Господня), в Алексеевской Новой Слободе протоиерей Александр Абрамов, настоятель Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря протоиерей Вячеслав Савиных, настоятель храма Троицы Живоначальной в Серебряниках протоиерей Геннадий Андриянов, настоятель храма Василия Исповедника у Рогожской заставы протоиерей Олег Егоров, клирики храма священномученика Климента, папы Римского, отец-настоятель протоиерей Леонид Калинин и протоиерей Андрей Пахтунов, клирик храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе священник Владимир Духович, клирик храма святителя Мартина Исповедника диакон Димитрий Лактюхин, клирик Спасского собора диакон Александр Самсонов. За богослужением пел малый состав хора Сретенского ставропигиального мужского монастыря (регент — Н.С. Жила). По окончании Божественной литургии архиепископ Арсений передал собравшимся Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Кирилла, а затем обратился к верующим с архипастырским словом. Преподобный Андрей Рублев родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Свято-Троицкой Сергиевой лаврой и московским Спасо-Андрониковым монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высокодуховной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

(† после 1427), прп. (пам. 13 июня вместе с преподобными Андроником и Саввой, 6 июля в Соборе Радонежских святых), 3-й игум. Андроникова мон-ря после прп. Андроника (ок. 1365 - 1373) и Саввы (1373 - после 1410). Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцах, бывших в монастырях Русской земли» (1507) называет А. С. учеником прп. Андроника и «чудным». В житии прп. Сергия Радонежского (3-й редакции иером. Пахомия, 1442) А. С. назван учеником прп. Саввы. Согласно этой редакции жития прп. Сергия, А. С., его ученики и прп. Андрей Рублев построили и расписали каменный Спасский собор в Андрониковом мон-ре (Клосс. С. 401-402). Однако исследования 60-80-х гг. XX в. относят время постройки этого собора к 90-м гг. XIV в. (Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. С. 12), т. е. ко времени игуменства прп. Саввы. В краткой редакции жития прп. Никона, также составленной иером. Пахомием (сохранилась в списках сер. XV в.), ничего не сказано о том, что прп. Андрей расписывал Спасский собор Андроникова мон-ря, напротив, говорится, что прп. Никон, провидя скорое преставление к Богу знаменитых живописцев Даниила и Андрея и свою собственную кончину, спешно собрал их для росписи каменного Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, ставшей последним творением прп. Андрея Рублева и Даниила (РГБ. Унд. 370. Л. 226; XV в.). Созданная позднее пространная редакция жития прп. Никона (известна в списках с сер. XVI в.) согласуется с 3-й редакцией жития прп. Сергия. В ней сказано, что после росписи Троицкого собора преподобные Андрей и Даниил пришли в Андроников мон-рь и расписали там Спасский собор, к-рый и стал их «последним рукописанием» (Яблонский. Прил. С. LXXVI). Эту же т. зр. излагает и келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) в составленном им Месяцеслове (сер. 50-х гг. XVII в.): «Преподобнии иконописцы, иж церковь Святыя Троицы подписаша, а потом в Андрониеве монастыре церковь подписаша, и провидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им - инок Данило инок Андрей» (РГБ. МДА. 201. Л. 322об.- 333). В лицевом списке жития прп. Сергия XVII в. (БАН. 34. 3. 4) А. С. неск. раз изображается беседующим с прп. Андреем при строительстве и росписи Спасского храма. Оба они изображены в нимбах (хотя в более раннем лицевом списке жития прп. Сергия (РГБ. Муз. 8663; XVI в.) подпись «Александр» на миниатюре заменена на «Ефрем» (имя др. настоятеля Андроникова мон-ря)).

http://pravicon.com/info-1690

Икона: Православные иконы Два Андрея один итальянец, влюбленный в Россию, заметил: «Я не знаю, чему мы – запад – можем вас учить: у вас есть Андрей Рублев и Андрей Тарковский. Что после этого еще можно делать в искусстве?» Владимирская икона Богоматери: Из Иерусалима — в Москву Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: " Матерь Божия, спаси землю Русскую! " , Тамерлану было видение... В Киеве наблюдаются исцеления от иконы «Николай Утешитель» «В Александровской больнице, в реанимации, лежит сестра милосердия Татьяна. Когда привезли образ, мы взяли маленькую иконку, приложили к первообразу, приложили к больной, положили под подушку, и она вышла из комы», - рассказал благочинный больничных храмов Киева. В Киев впервые прибыла икона «Николай Утешитель», принадлежавшая преподобномученице Елизавете После встречи в Киево-Печерской Лавре образ святителя Николая был перенесен крестным ходом в резиденцию Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, где архипастырь отслужил перед иконой благодарственный молебен. Воскрешение Лазаря: иконы, мозаики, фрески Воскрешение Лазаря — один из самых ранних изобразительных сюжетов, возникших в христианском искусстве. Обычно формирование той или иной иконографии связано с появлением празднования в церковном календаре. Однако, образ воскрешения Лазаря является исключением: он возникает, вероятно, ранее появления празднования. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до нас христианских памятниках. В музее Архангельска представили старинную икону великомученика Феодора Стратилата Образ написан во времена правления царя Иоанна IV. Долгие годы старинная икона была скрыта под слоями поздних росписей. Благодаря трудам реставратора Тамары Миловой удалось обрести первоначальный облик святого великомученика Феодора Стратилата и уникальную историческую надпись. Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики

http://pravmir.ru/tag/ikona/page/11/

Прошел " круглый стол " о наследии преподобного Андрея Рублева ноября 2018 В рамках VII Санкт-Петербургского культурного форума в Доме архитекторов 15 ноября состоялся " круглый стол " на тему " Наследие преподобного Андрея Рублева в деле охраны памятников в России " . Его организовали Всемирный клуб петербуржцев (ВКП) и Союз архитекторов Санкт-Петербурга. Приветственное слово произнес председатель секции реставраторов Союза архитекторов Рафаэль Даянов. Член ВКП Владимир Дервенев отметил, что место проведения конференции символично: Санкт-Петербург находится на древней Новгородской земле, которая, в свою очередь, относится к русскому Северу, связанному с явлением Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому. До 1917 года день рождения города отмечался в праздник Троицы, а " Троица " - самая известная икона кисти преподобного Андрея Рублева. С основным сообщением выступил заведующий сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева академик Олег Ульянов. Он напомнил, что в нынешнем году исполнилось 590 лет блаженной кончины великого иконописца Древней Руси: " Дни рождения святых в нашей Церкви никогда не отмечались. День рождения святого - это его кончина, в этот день он родился для Царствия Небесного " . Официальных торжеств по этому поводу не было, тем не менее, дате был посвящен ряд культурных событий в некоторых городах России. Академик рассказал об истории Спасо-Андроникова монастыря, где подвизался преподобный Андрей Рублев, в ХХ веке. Вскоре после войны, 10 декабря 1947 года, в праздник иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " , Сталин подписал постановление о создании в бывшем монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублева. Но он так и не был создан - помешали хрущевские гонения. Правда, музей Андрея Рублева во времена Хрущева все же был открыт - помогли многочисленные ходатайства деятелей культуры, в том числе академика Михаила Алпатова, автора первой монографии о творчестве великого иконописца.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Божественная литургия прошла в обновленном Серафимовском храме Петергофа августа 2021 В день памяти обретения мощей и прославления преподобного Серафима Саровского, 1 августа, в храме преподобного Серафима Саровского Старого Петергофа после почти 10-летней реставрации прошла первая Божественная литургия. Ее совершил настоятель протоиерей Антоний Логинов в сослужении иерея Сергия Агреста и клира. С хоров звучали голоса певчих, наполняя пространство красивыми проникновенными молитвенными песнопениями. Многие в былое время отмечали умилительное пение сестер Серафимо-Дивеевского подворья, и любительский хор прихода поддерживает монастырские традиции. Пока не начались реставрационные работы внутри здания, приход своими силами подготовил храм к временным богослужениям в обновленном пространстве. Был убран строительный мусор, демонтирован старый линолеум, побелены стены, в алтаре покрашен пол, изготовлены амвон, престол и жертвенник. Из временного церковного помещения были принесены иконы и развешены на чистые стены. Прихожан ждала " нечаянная " радость - к богослужению в храм доставили почитаемую в Сербии икону святого царя Николая II. Написанный яркими красками светлый образ государя в высокой алмазной короне со скипетром и державой в руках промыслительно посетил храм батюшки Серафима. Говоря об этом, настоятель отметил, что икона, написанная в Сербии в 2018 году, прославилась как мироточивая. " Иконописец пожелал остаться неизвестным, это хорошо и правильно. Потому что главный автор всех икон - Господь. Если икона пишется в Духе Святом, то иконописец является Его соавтором, соработником. И так каждый человек, не только такие, как Андрей Рублев, Дионисий и другие, является сотворцом, соработником Богу. Царь Николай глубоко почитал преподобного Серафима Саровского, который пророчествовал: Тот, кто меня прославит, того и я прославлю. Так и случилось. В Сербии почитают святого царя Николая Второго, верят в его молитвенное заступничество. Одно из проявлений их почитания - написание этой иконы. Помоги нам, Боже, молитвами батюшки Серафима, святой царственной семьи совершать спасение на каждом месте, куда бы Господь нас ни поставил " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Паломники впервые в новейшей истории России пройдут пешком от Москвы до Троице-Сергиевой Лавры 19 июня, 2013. Новостная служба Глава миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, зампредседателя Братства православных следопытов иеромонах Димитрий (Першин) рассказал, что различные ракурсы путешествия позволяют проследить, как в истории России пересекались и сочетались самые разные культурные традиции. 19 июня. ПРАВМИР. От храма Василия Блаженного на Красной площади начинается первое в новейшей истории России пешее паломничество из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Его участники по дороге вспомнят важнейшие события отечественной истории и проинспектируют состояние окружающей среды, сообщает РИА Новости . Паломничество «по следам преподобного Сергия Радонежского» начнется от храма в среду и завершится в Сергиевом Посаде в праздник Троицы (23 июня). Глава миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, зампредседателя Братства православных следопытов иеромонах Димитрий (Першин) рассказал, что различные ракурсы путешествия позволяют проследить, как в истории России пересекались и сочетались самые разные культурные традиции. Среди участников паломничества — общественные деятели, спортсмены, учителя, врачи, в частности, вице-президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» Николай Кононов, гендиректор московской федерации русского рукопашного боя Дмитрий Саголаков. «Лето Господне» Ивана Шмелева станет для участников акции книгой-путеводителем, так как одна из ее глав повествует об увиденном глазами ребенка пешем паломничестве из Москвы в Троице-Сергиеву лавру начала ХХ века. С известными книгами и фильмами будет соотнесен и каждый этап пути. С фильмом «Я иду шагаю по Москве» — первый этап, от Красной площади до села Тайнинское Пушкинского района. С «Войной и миром» — второй, до села Братовщина. Там в память о схватке казаков с французами была воздвигнута часовня, в которой путешественники совершат заупокойное богослужение. Третий этап — до Покровского Хотькова монастыря в городе Хотьково, где покоятся родители преподобного Сергия Радонежского и находится мемориальная тропа известнейшего священнослужителя XX века Александра Меня — проиллюстрирует фильм об отце Александре «Сельский священник». Заключительный этап — от Хотьково до лавры — будет посвящен истории и культуре Древней Руси и фильму «Андрей Рублев».

http://pravmir.ru/palomniki-vpervye-v-no...

Председатель Экспертного Совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви поблагодарил реставраторов и музейщиков за сохранение иконы Святой Троицы 18.05.2023 18:46:46 МОСКВА В эфире радиостанции «Радонеж» протоиерей Леонид Калинин, председатель экспертного Совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви  прокомментировал  произошедшее историческое событие - передачу Русской Церкви иконы Святой Троицы письма великого преподобного Андрея Рублева. «Эта икона была написана в похвалу преподобному Сергию по заказу его ближайшего ученика преподобного Никона Радонежского. Великий русский художник, преподобный Андрей Рублев, не просто изобразил трех Ангелов, явившихся Аврааму под дубом Мамврийским, но он изобразил Святую Троицу как некий предвечный совет, Троицу, благословляющую будущую Жертву Агнца непорочного за искупление человеческих грехов. Этот образ многократно описан в литературе. Нет, пожалуй, ни одного католического храма, где не было бы репродукции иконы Троицы. Икона - один из величайших мировых шедевров, поэтому и отношение к нему не просто бережное, а сверхаккуратное, ответственное. В течение многих лет сотрудники Третьяковской галереи, к которым попала эта святая икона из Троицкого Собора Лавры в 20-х годах прошлого века, сохранялась. Сотрудники Государственной Третьяковской галереи сделали очень много для ее реставрации и сохранения. В процессе реставрации иконы ей были нанесены некоторые повреждения, потому что тогда еще не владели всеми технологиями. В чаше, которую благословляет Ангел, осталась только графья, то есть графически продавленные черточки, которые говорят о наличии там главы тельца, как образа Жертвы непорочной, которую Господь наш Иисус Христос впоследствии принес за все человечество. К сожалению, в результате более ранних реставрационных работ, которые проводились, такой важнейший элемент был утрачен. Тем не менее, образ Святой Троицы навсегда останется величайшей святыней русского народа.

http://radonezh.ru/2023/05/18/predsedate...

В основе сюжета оратории лежит предание о явлении преподобного Андрея Рублева его ученику иконописцу Даниилу Черному. Андрей Рублев живет в непростое время, время нашествия татар, и встает перед искушением описать суровую действительность такой, какая она есть в реальной жизни. Но его останавливает глубокое внутреннее понимание настоящей красоты, понимание того, что настоящая реальность — это любовь Создателя к Своему творению, которую никакая жестокость греховного мира не сможет поколебать. «Российской стороне показалась важной идея исполнения современной итальянской музыки, посвященной великому русскому иконописцу Андрею Рублеву, — отметил художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист России Алексей Пузаков. — В творчестве Андрея Рублева мы видим ориентиры традиционных христианских ценностей любви и взаимопонимания». Первое исполнение оратории состоялось 20 января 2019 года в кафедральном соборе Рима базилике святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме с участием Московского Синодального хора, хора Римской епархии и итальянского симфонического оркестра «Fideles et Amati». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru , за темою У VII хоровий фестиваль Зведений хор взяв участь у присвяченому повного блокади У Морському Кронштадта Хоровий собор, присвячений повного блокади Голова ради з розвитку руського церковного очолив роботу VI та церковних ПКФО У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Про православне ставлення до практики благословення «пар, що перебувають у та одностатевих пар» у [Документи] документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] пленарне Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией [Ihmepb " ю] закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] з ключовими словами духовна музика – – Римсько-Католицька Церква –   новини Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в У пройде виставка-форум Слова» П " ятигорський в м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5537747...

Н.А. Ложкина Преподобный Сергий Радонежский и эпоха Православного Возрождения XIV – первой половины XV века Источник Содержание Рецензия Введение Степень научной разработанности проблемы Глава 1. Культурно-историческая роль Троице-Сергиева монастыря в русско-византийском взаимодействии XIV – первой половины XV вв. 1.1. Типологические особенности развития культурных связей Руси и Византии в XIV –первой половине XV вв. 1.2. Традиции Руси и Византии в просветительской деятельности основателя Троице-Сергиева монастыря и в житийной повести о нем Глава 2. Синтез русско-византийских традиций в художественной культуре Древней Руси в XIV – первой половине XV вв. 2.1. Динамика развития русско-византийских связей XIV – первой половины XV вв. в области художественной культуры 2.2. Андрей Рублев как художник Русского Православного Возрождения 2.3. Культурная семантика и символика «Святой Троицы» 2.4. «Святая Троица» как увековечивание памяти основателя Троице-Сергиева монастыря Библиографический список     Посвящается моей маме, ветерану Великой Отечественной войны Евгении Андреевне Ложкиной Книга посвящена периоду Православного Возрождения на Руси в XIV – первой половине XV века. Основываясь на богатом фактологическом и документальном материале, автор прослеживает пути и импульсы влияний, шедших из Византии, переживавшей тогда последний в ее истории духовный и творческий подъем. В центре внимания автора – русские православные монастыри как очаги просвещения, художественной культуры на Руси и духовной опоры Москвы в ее стремлении к объединению русских земель. Среди них наиболее значимая роль принадлежит Троицкому монастырю и его основателю Сергию Радонежскому. Несомненным достоинством книги является культурологический анализ иконы Андрея Рублева «Святая Троица», созданной в память преподобного Сергия. Книга будет интересна ученым-культурологам, религиоведам, историкам искусства и всем, кто интересуется историей древнерусской культуры. Рецензия Книга кандидата культурологии Н. А. Ложкиной посвящена рассмотрению периода Православного Возрождения XIV–nepboй половины XV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Живопись – 1) один из основных видов изобразительного искусства, представляющий собой художественные изображения предметов мира в линиях и красках; 2) произведения этого вида искусства. Наталья Климова. «Преподобный Андрей Рублев» Чем религиозно-православная живопись отличается от живописи вообще? Религиозно-православная живопись представляет собой вид искусства, неразрывно связанный с верой в Бога, Священным Писанием и Преданием Церкви, православно-религиозной жизнью, Таинствами, обрядами, православным символизмом и т.д. Существовала ли живопись у древних евреев? В иудейской традиции существовал запрет на изображения Бога. Однако, по воле Божьей, Скиния, а затем и храм Соломонов были украшены рядом священных изображений. Так, на покровах и завесе Скинии специально избранными на то мастерами были изображены херувимы искусной работы ( Исх.26:1-31 ). Говорится в Ветхом Завете и об украшении живописными изображениями стен ( Иез.23:14-15 ), которым симпатизировали некоторые представители Израиля, домов ( 2Мак.2:30 ), языческих идолов ( Прем.15:4 ), при этом последние названы «лукавым человеческим изобретением», «бесплодным трудом художников». Каковы истоки христианской живописи? Истоки христианской живописи следует искать не в иудейской, а в греко-римской и египетской традициях, где изобразительное и пластическое искусство было широко развито. В какой-то мере христианская икона является преемницей античного погребального изображения, что подтверждает сравнительный анализ раннехристианских икон и т. н. фаюмских портретов – египетских погребальных изображений, найденных археологами в Фаюме и других городах Египта. Можно ли назвать иконами настенные изображения в римских катакомбах? Данные изображения, датируемые периодом со II по VI век, можно назвать предтечами икон, но не иконами в современном смысле этого слова. Между тем, поскольку икона, в буквальном значении слова, осмысливается как образ, а эти изображения являют либо образы святых лиц, либо образы значимых для Церкви событий, иконами их назвать можно, условно. Все катакомбные изображения можно разделить на несколько категорий:

http://azbyka.ru/zhivopis-v-hristianstve

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010