Выставка, посвященная прп. Сергию Радонежскому, открылась в Москве Москва, 14 декабря 2013 г. Череду торжеств к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского открывает Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, сообщает телеканал " Культура " . Одному из самых чтимых на Руси святых посвящена выставка «Преподобный Сергий и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве». Авторы экспозиции напоминают о том, что в истории русской религиозной мысли Сергий Радонежский первым трактовал догмат о Святой Троице как живой и понятный символ единства, к которому должны стремиться и люди на земле. В череде запланированных торжеств эта выставка – первое приближение к личности человека, значение которого для всей русской истории невозможно переоценить. Авторы экспозиции не стали пытаться объять необъятное, и рассказать сразу все о Сергии Радонежском, а выбрали одну, но ключевую тему – образ Троицы. Именно Сергий Радонежский построил в ее честь первую церковь, которая потом и стала Троице-Сергиевой Лаврой. И, наконец, именно идея Сергия Радонежского о Троице легла в основу знаменитой иконы Андрея Рублева. Сергий Радонежский первым трактовал догмат о Святой Троице как живой и понятный символ единства, к которому должны стремиться и люди на земле. «Когда писалась икона Троицы, Сергия Радонежского уже не было в живых. Андрей Рублев писал эту икону в похвалу Сергию, – рассказывает куратор выставки Наталья Комашко. – Этот извод называется иначе символическим. Он нам показывает не столько событие, сколько идею, которая в этом событии заложена». Авраам и Сарра гостеприимно встречают в тени дерева трех Ангелов, явившихся под видом юношей. Это историческое событие, описанное в книге Бытия, произошло в Хевроне, куда и сегодня паломники приезжают посмотреть на тот самый каменный палестинский дуб. Этот сюжет был известен в Иконописи и до Андрея Рублева, но именно он при помощи красок передал то, что увидел в этом историческом факте преподобный Сергий – за внешней стороной святому открылась истина о предвечном Совете Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого о мире.

http://pravoslavie.ru/66681.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Созерцая «Троицу». Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи 16 мин., 14.06.2019 Образ «Троица» Андрея Рублева — самое известное и таинственное изображение Бога в истории православной иконографии. Кто, кроме преподобного Андрея, имел отношение к созданию иконы? Что означают символы за спинами ангелов и окошечко в престоле? Для кого оставлено четвертое место за престолом, и как можно «общаться» с этой иконой? О тайнах «Троицы» читателям «Фомы» рассказывает заведующая кафедры христианской культуры Библейско-богословского института св. Апостола Андрея (ББИ) и преподаватель Коломенской духовной семинарии, Ирина Константиновна Языкова. Как Вы впервые познакомились с «Троицей» Рублева? Может быть, у Вас остались в памяти впечатления, чувства от этой встречи? ­­С «Троицей» я познакомилась, когда была студенткой. Я закончила МГУ, где изучала историю искусства. С самого начала я понимала, что хочу специализироваться на иконописи. Моя бабушка была верующей, поэтому вообще иконы с детства привлекали меня как окно в таинственный мир. Я чувствовала за ними некую тайну. Конечно, университет дал мне возможность разобраться в этом профессионально, но сам феномен иконы как окна в божественный мир так и остался для меня закрытым, несмотря на весь комплекс моих научных знаний. Источник: wikimedia.org Икона «Троица» — одна из самых таинственных. Мне сложно зафиксировать какой-то конкретный момент «встречи». Однако, когда я стала заниматься именно богословием иконы, а меня всегда интересовала не только художественная сторона, но и богословский смысл, сокрытый в образе, то «Троица» была, конечно, в центре моего внимания. Я открыла в этом образе целый богословский кладезь, увидела в нем молитву, воплощённую в красках, целый трактат о Святой Троице. Никто, может быть, глубже не сказал о тайне Божественного Триединства так, как «сказал» Андрей Рублев. Известно, что иконопись — это искусство соборное. Мы любим повторять эту красивую фразу, но что она означает? «Троица» Рублева лучше всего раскрывает ее смысл. Летопись говорит, что в «память и похвалу преподобного Сергия» — я почти буквально цитирую текст — «... игумен Никон Радонежский повелел написать образ „Троицы“ Андрею Рублеву». Так что в создании этой иконы участвовало непосредственно три человека.

http://foma.ru/sozertsaya-troitsu.html

Созерцая «Троицу» Икона Андрея Рублева. Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи Источник: Фома.Ru      Образ «Троица» Андрея Рублева – самое известное и таинственное изображение Бога в истории православной иконографии. Кто, кроме преподобного Андрея, имел отношение к созданию иконы? Что означают символы за спинами ангелов и окошечко в престоле? Для кого оставлено четвертое место за престолом, и как можно «общаться» с этой иконой? О тайнах «Троицы» читателям «Фомы» рассказывает заведующая кафедры христианской культуры Библейско-богословского института св. Апостола Андрея (ББИ) и преподаватель Коломенской духовной семинарии, Ирина Константиновна Языкова.                                          – Как Вы впервые познакомились с «Троицей» Рублева? Может быть у Вас осталось в памяти впечатления, чувства от этой встречи? – С «Троицей» я познакомилась, когда была студенткой. Я закончила МГУ, где изучала историю искусства. С самого начала я понимала, что хочу специализироваться на иконописи. Моя бабушка была верующей, поэтому вообще иконы с детства привлекали меня, как окно в таинственный мир. Я чувствовала за ними некую тайну. Конечно университет дал мне возможность разобраться в этом профессионально, но сам феномен иконы, как окна в божественный мир, так и остался для меня закрытым, несмотря на весь комплекс моих научных знаний. Источник: commons.wikimedia.org      Икона «Троица» — одна из самых таинственных. Мне сложно зафиксировать какой-то конкретный момент «встречи». Однако, когда я стала заниматься именно богословием иконы, а меня всегда интересовала не только художественная сторона, но и богословский смысл сокрытый в образе, то «Троица» была, конечно, в центре моего внимания. Я открыла в этом образе целый богословский кладезь, увидела в нем молитву воплощённую в красках, целый богословский трактат о Святой Троице. Никто, может быть, глубже не сказал о тайне Божественного Триединства так, как «сказал» Андрей Рублев. Известно, что иконопись – это искусство соборное. Мы любим повторять эту красивую фразу, но что она означает? «Троица» Рублева лучше всего раскрывает ее смысл. Летопись говорит, что в «память и похвалу преподобного Сергия» – я почти буквально цитирую текст – «… игумен Никон Радонежский повелел написать образ «Троицы» Андрею Рублеву». Так что в создании этой иконы участвовало непосредственно три человека.

http://pravoslavie.ru/94430.html

     Кому довелось зафиксировать в памяти и на фотопленке дивный суздальский вид на древний Покровский монастырь, открывающийся с высокого берега речки Каменки, притоки знаменитой реки Нерль, — тот стремится сюда снова и снова. В том числе, вспоминая эту волнующую панораму в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев». И если сойти с этого места, то следует пойти в сам Покровский монастырь, прекрасный в любое время года, увидеть множество рябиновых кустов-дерев, поклониться в Анно-Зачатьевской трапезной церкви (1551) честным мощам преподобной Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой, жене Василия III). Покровский монастырь — один из сущностных центров и жемчужин древнего Суздаля, ради красоты и содержательности помещаемый в кадры исторических кинолент, основан в 1364 г. при князе Дмитрии Константиновиче, а нынешний вид ансамбля сложился в XVI в., когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. В XVI—XVII вв. был одним из крупнейших на Руси. Под Покровским собором находится усыпальница, где погребены ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Древней Руси: Александра (дочь Ивана III), Анна Васильчикова (жена Ивана IV Грозного), Евдокия Нагая (первая жена удельного князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного), Евпраксия Пожарская, Евдокия Лопухина (первая жена Петра I)... Славившиеся своим рукоделием инокини этой обители оставили свой след и в истории русского церковного искусства. Сохранились покровцы, иначе называемые «сударь». Покровский монастырь в Суздале. Фото автора      Мне привелось побывать тут трижды: юношей в августе 1977-го как туристу, в 2003-м на Пасху как паломнику, в декабре 2013-го как члену жюри литературного форума «Золотой витязь». Та же Пасха 2003-го привела меня к самому памятному Покровскому храму Руси, изначальному — Покрова на Нерли (XII в.), к нему мы плыли с окраины Боголюбова на надувной лодке с мотором, сквозь ледяной дождь. Храм Покрова на Нерли      Дважды посчастливилось побывать в московском Покровском монастыре у блаженной Матронушки Московской, а в покровские дни 2014-го — в Мармыжах на Курщине, на родине скульптора Вячеслава Клыкова, который воздвиг в своей деревне Покровский храм, вдохновленный творениями владимиро-суздальских зодчих, имея в уме и сердце ту самую церковку, что на Нерли.

http://pravoslavie.ru/86752.html

День, который мы празднуем, и его смысл трудно объяснить. Дело даже не в словах. Когда мы говорим, что наш Бог – Троица , то и чувства приходят в смятение. Как это понимать? Или даже важнее – как к этому относиться? Святая Троица. Иконописец: преподобный Андрей Рублев. Первая четверть XV в. Да, мы можем ограничить разум, можем справиться с пытливостью ума, признав тайну Святой Троицы непостижимой. И для человека этого будет вполне достаточно, если он искренне ищет Бога. От веры не ждут разрешений логических затруднений, это было бы слишком просто. Ведь важнее всего для человека не то, каков мир и почему он устроен именно так, но что я делаю в этом мире, зачем пришел сюда и как я своей жизнью могу ответить на тайну мироздания… Здесь мы начинаем приближаться к постижению смысла нашей веры в Бога Троицу. Присматриваясь к окружающему нас миру, людям, к самим себе, мы приходим к осознанию того, что совсем мало знаем о Вселенной. И эта таинственность, недосказанность в главном, оказывается, и есть тот мостик, который соединяет нашего Бога и созданный Им мир. И чем больше честности мы здесь проявим, тем больше сможем приблизиться к истине. Мы смотрим вокруг, замечаем удивительную гармонию и мудрость в природе, людях, обществе; мы вглядываемся в себя, в свои чувства, переживания и понимаем, что все это слишком таинственно, премудро и прекрасно, чтобы быть порождением слепого случая. Эта тайна могла произойти лишь от другой Тайны… Но это только начало, первые шаги. Когда же человек становится перед Богом, явленном в образе Святой Троицы, то он вправе спросить: «Хорошо, это Творец, Он для меня таинственен и непостижим. С этим я могу согласиться. Но тогда какое я имею отношение к своему Создателю?» Это вопрос очень важный. Его нельзя пропускать. Он должен непременно родиться в сердце каждого искренне ищущего живой веры. И здесь верующему сердцу есть что сказать. Очень редко мы задумываемся над тем, что мир может обойтись без нас Во-первых, Святая Троица – это полнота. А значит, мы действительно Богу не нужны. И эта честность не должна нас пугать. Мы привыкли строить наши отношения с Богом как минимум на равных, а чаще всего – как самодовольные кредиторы, которые могут сделать одолжение в виде доброго дела, молитвы или хорошего отношения к ближним. Но очень редко мы задумываемся над тем, что мир может обойтись без нас, что Бог совсем не нуждается ни в наших добрых делах, ни тем более в молитвах к Нему. Поэтому если все это нас утруждает, если у нас нет на это времени – то вполне можно обойтись без спектаклей, мир от этого не рухнет. Другое дело – сколько времени без Бога мы сможем сохранять свой человеческий облик. Творец же не желает нарушать нашу свободу, если мы сами отказываемся от своей человечности.

http://pravoslavie.ru/71350.html

Может ли христианин быть националистом? Существует ли здоровое национальное чувство? Как не перейти черту между любовью к родине и ненавистью к соседям? 23 мая, 2014 Существует ли здоровое национальное чувство? Как не перейти черту между любовью к родине и ненавистью к соседям? Людей трудно мобилизовать на что-то доброе; если бы люди бросались на помощь ближнему, или хотя бы на благоустройство территории, с таким же энтузиазмом, как на борьбу с врагами, мы жили бы почти в раю. Но это, увы, не так. Может ли национальная принадлежность человека быть чем-то ценным в очах христианина? Да. Не существует сферических людей в вакууме; у любого человека есть отец и мать, родной язык, культура, в которой он вырос, и это важная часть его личности. Сергей Худиев Для вечности воскреснут реальные, а не абстрактные люди, а у реальных людей есть национальность. В раю преподобный Андрей Рублев остается русским, а Джотто – итальянцем. Между святыми в раю нет разделений; они пребывают в совершенном единстве. Но это органическое, а не механическое единство, в которое люди входят как органы в тело, а не как песчинки в кучу песка. Поэтому мы можем говорить о соборе Русских Святых, которые пребывают с нами, русскими христианами, в особых отношениях. Не потому, что святые других народов нам менее родные – но потому, что русские святые имеют, по воле Божией, особое попечение о России. Здесь, на земле, где нам заповедано любить ближнего, который тоже не является сферическим ближним в вакууме – он является членом нашего народа, жителем нашей страны, находится под властью нашего государства, и забота о его благе предполагает заботу о состоянии этих больших общностей. Процветание, благоустройство и безопасность отдельных людей зависит от благоустройства страны в целом. Поэтому, разумеется, у христианина есть обязательства по отношению к своей стране и своему народу. Раз промысел Божий соделал нас гражданами России, значит Богу угодно, чтобы именно здесь мы и служили Ему и ближнему. Национальная идентичность, таким образом, является частью Божьего творения, а любовь и забота по отношению к своим согражданам – благим и прямо заповеданным делом.

http://pravmir.ru/mozhet-li-hristianin-b...

Новости В «Библио-Глобусе» представили «историческое расследование» о св. Савве Сторожевском 22.09.2007 13:18 Москва, 22 сентября, Благовест-инфо. Презентация книги историка Константина Ковалева «Савва Сторожевский. Жизнеописание: факты и мифы, предания и гипотезы» прошла 20 сентября в Торговом доме «Библио-Глобус» в Москве. Книга выпущена в августе в серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей) и приурочена к 600-летию преставления преподобного Саввы (+1407), игумена Звенигородского и всея России чудотворца, основателя Богородице-Рождественского Саввино-Сторожевского монастыря. По определению К. Ковалева, он для своего произведения избрал жанр исторического расследования: «Мне хотелось написать книгу современную, необычную. Жанр необычный даже для ЖЗЛ. Как соединить биографию и житие? Один светский человек, занимающийся историей при монастыре, сказал мне: невозможно написать биографию такой личности как Савва Сторожевский, можно только житие. А мне нужно было каким-то образом все это совместить. Вот я и пытался это сделать». В процессе исследования автору открылись «уникальные вещи». О некоторых из них он рассказал на презентации. Мудрый старец Савва Сторожевский и молодой князь Юрий Звенигородский, сын Дмитрия Донского «вдвоем решили построить княжество по новым законам, основы которых были изложены в учении, называемом исихазм, – утверждает К. Ковалев, – поскольку исихасты придавали большое значение нравственному руководству. Преп. Савва ввел термин: «благочестивое княжение». Речь идет о том, что большинство вопросов между князьями, даже братьями, решалось «по понятиям», то есть кто сильнее. Они постоянно друг с другом воевали и все время что-то делили. Преп. Сергий, а за ним уже и Савва пытались внушить князьям, что если ты не просвещен духовно, не подготовлен нравственно, то не можешь быть настоящим управителем. «Если ты будешь милостивым к нищим и убогим, то достигнешь высших благ», – вот как преп. Савва говорил князю Юрию, формулируя принцип его правления». Также, считает исследователь, именно благодаря преп. Савве «Андрей Рублев стал Андреем Рублевым. Именно после Звенигорода, для которого он создал «Звенигородский чин», иконописец расписал Благовещенский собор Московского Кремля и собор во Владимире. При Савве Сторожевском и Юрии Звенигородском были построены каменные соборы – т.н. раннемосковские, с которых началось новое направление в архитектуре.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Прочтение «Троицы» Андрея Рублева 25.02.2016 09:33:24 Наталья Иртенина Шесть столетий назад русские люди впервые узрели написанную монахом Андреем Рублевым икону «Святая Троица». Ничего подобного до тех пор на Руси, да, пожалуй, и на всем православном Востоке не видели. И даже не чаяли, что такое возможно – изобразить неизобразимое… «Троица» Андрея Рублева полна тайн. Может быть, это потому, что мы утратили ключ к расшифровке древнего «богословия в красках». А может, она казалась загадочной уже современникам иконописца. Разгадывая ее секреты, еще долго будут ломать копья искусствоведы. Рублев как никто иной умел создавать в своих произведениях не один и не два, а много смысловых пластов, гармонично соподчиненных друг другу. Чтобы вскрыть их все, полностью прочесть все смысловые уровни «Троицы», нужно быть столь же тонким мыслителем, знающим все грани православного богословия, богослужения и аскетического молитвенного делания, каким был сам инок Андрей — «всех превосходящий в мудрости великой». Быть может, икона, вышедшая из-под его кисти, поразила и самого иконописца. Он вложил в нее все силы души и духа. Его молитва во время работы была ясной и мирной, а напряжение, владевшее им, выливалось в глубочайший покой гармонии на иконе. Царящие вокруг, на Руси, разлад, насилие, вражда, жестокость переплавлялись в чистом сердце иконописца в созерцание небесной красоты и совершенной любви. Как будто сам Дух Святой водил рукой инока Андрея, открывая его взгляду надмирные сферы. Или преподобный Сергий неслышно и незримо беседовал со своим учеником, склонившимся над доской. Появление на свет рублевской «Троицы» было связано с начальным этапом канонизации Сергия Радонежского, растянувшегося на тридцать с лишком лет, до середины 1440-х Началось все после татарского нашествия 1408 г., когда стоявшая над местом погребения Сергия деревянная церковь со всем Троицким монастырем была сожжена дотла. Вместе с решимостью восстановить обитель лучше прежнего у игумена Никона зрел замысел прославления его учителя в лике святых. Уже тогда преемник Сергия задумался об обретении мощей старца и возведении каменного Троицкого храма — достойного памятника радонежскому начальнику.

http://radonezh.ru/analytics/prochtenie-...

М.И. Успенский Андрей Рублев Сведения о жизни Андрея Рублева весьма скудны. «Звание и родина его неизвестны; но можно предполагать, – говорит И. М. Снегирев , – что он пскович; а как это храмовое художество (иконопись) считалось почетным, и художники наравне с царским синклитом и прочими благородными пользовались уважением (Акты Археогр. эксп. IV, 174), то, может статься, и Рублев был боярским сыном; ибо в числе послов из Пскова к Иоанну III 1486 года был боярин Андрей Семенович Рублев (Псковская летоп. 168). Кроме того Москва заимствовала из Пскова зодчих, строивших соборы: Благовещенский в Москве и Троицкий в Сергиевской обители» 57 . Рублев был учеником своего «спостника» Даниила Черного. В одном из подлинников о Рублеве говорится: «А преже живяше в послушании у преподобнаго Никона Радонежскаго. Он повеле при себе 58 образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, св. Сергию Чудотворцу» 59 . Приглашенный вместе с Даниилом в Московский Андроников монастырь игуменом его Александром для исполнения иконописных работ, Андрей был иноком этого монастыря. Иеромонах Арсений в «Исторических сведениях об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре» пишет: «Некоторые ученые, занимавшиеся изследованием о русском иконописании, именно: гг. Ровинский (Зап. Арх. Общ. 7, VIII, стр. 177) и Буслаев (Сбор. Общ. древне-русск. искусс, на 1866 г., стр. 8), а также К. Тихонравов (Владимир. Сбор. прим. на стр. 28) и другие, на основании подлинников, считают вышедшим из школы преп. Сергия знаменитаго иконописца инока Андрея Рублева; но из житий преп. Сергия и Никона, Софийскаго временника и свидетельства преп. Иосифа Волоколамскаго видно, что он был монахом Спасо-Андроникова монастыря, в котором и скончался около 1427 года» 60 . Рис.6 С другой стороны он мог быть иноком Сергиево-Троицкого монастыря до поступления в монастырь Спасо-Андроников. В Москве Андрею пришлось работать вместе с прибывшим сюда из Новгорода греком Феофаном, которого современники прозвали философом, и, конечно, не без основания. Это был опытный мастер своего дела. В 1378 г. Феофан росписывал Спасскую церковь на Ильинской улице в Новгороде 61 ; в Москве в 1395 г. 62 с Симеоном Черным церковь Рождества Богородицы, в 1399 г. Архангельский собор 63 (см. таблицу III, снимок с миниатюры Остермановского летописца XVII в., рки. Академии Наук 31. 7. 30, стр. 1212), в 1405 г. Благовещенский собор. «Тое же весны, – читаем в летописи, – начаша подписывати церковь каменную св. Благовещения на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит; а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев» 64 . В 1408 г. вместе с Даниилом Андрей работал во Владимире: «Мая начата бысть подписывати великая и соборная церкви Пречистаа Володимерьская, повелением великаго князя Василия Дмитриевича; а мастеры Данило иконник, да Ондрей Рублев» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Священная тишина Троицы Что написал преподобный Андрей Рублев на своей самой известной иконе 27 мая, 2018 Что написал преподобный Андрей Рублев на своей самой известной иконе Трое за столом. В центре Некто в одеждах Христа – красная рубашка и лазурный плащ. Если это Христос, почему Его иконный лик так необычен? Образ Отца, лик Духа Святого. Чаша. Что внутри? Что происходит в этот момент? Архимандрит Савва (Мажуко) Дом. Дерево. Скала. И Три Чаши в окладе неба. Икона жертвенной немоты. Образ удивленного молчания. Икона Троицы не в числе чтимых икон. Кто слышал об исцелениях у Троицы? О толпах паломников к творению Рублева? Это шедевр не для всех. Он открывается только тем, кто научился смотреть и слышать. Не святым и не праведникам, а искалеченным душам, уязвленным красотой. Немощным грешникам, «книжным детям», которые видят иначе и мучаются смыслами, мудрецам, всегда чреватым истиной и никогда не могущим ее родить, детям Валаама, у которых только и есть, что открытое око . Начало двадцатого века озарилось откровением о Троице: рублевская икона начала говорить, вернее, нашлись люди, способные ее услышать. Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его (Числ. 24:15-16). У каждой иконы есть своя музыка. Она идет откуда-то из глубины. Достаточно затаиться, разрешить образу говорить и быть готовым слушать. И будет чудо: обнажится сокровенная жизнь образа, икона зазвучит и даже запоет. Только один образ всегда молчит, потому что художник удалил из него все, что может проговориться. Творение болтливо, и если ты дерзаешь написать портрет Того, Кто Не Создан, будь готов принять Его оглушительную немоту. Преподобный Андрей Рублев, скромный инок Сергиева монастыря, писал икону в похвалу своему наставнику, который с детства посвятил себя служению Святой Троице. – Как написать образ Троицы? – Есть канон: явление ангелов у дуба Мамврийского старцу Аврааму. Это традиционное изображение, богатое своим библейским символизмом, многофигурное и избыточное. Вот ангелы с посохами, вот дуб, и шатер, и старушка Сарра, и упирающийся теленок, которого вяжут отроки патриарха. Известный сюжет! Икона гостеприимства!

http://pravmir.ru/svyashhennaya-tishina-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010