14 мая 1860 года записано следующее чудо от святых останков преподобного. Местный протоиерей Василий Соловьевич страдал грыжей, так что у него стали выходить наружу внутренности; доктора советовали больному сделать довольно тяжелую операцию, но он не согласился и стал готовиться к смерти; исповедавшись, он пожелал перед приобщением святых Таин отслужить молебен святому Афанасию, которого он весьма почитал; во время молебна внутренности его вошли на свое место; больной, к полному удивлению врачей, совершенно оправился и не испытывал больше приступов боли. Так прославил Господь угодника Своего, преподобномученика Афанасия Брестского. Память преподобномученика Афанасия Церковь празднуется 20 июля и 5 сентября. Август Воспоминание III Вселенского собора (совершается Православной Церковью 9 сентября) Арианские волнения 212 привели Церковь к волнениям несторианским – к спорам о лице Богочеловека, разрешенным Церковью на III Вселенском соборе. Ариане в подтверждение своих еретических воззрений ссылались на те изречения Священного Писания Нового Завета, которые указывают на уничижительное состояние Господа нашего Иисуса Христа во дни Его спасительного мессианского служения роду человеческому: в этих изречениях ариане видели доказательство справедливости своего богохульного утверждения, что Сын Божий ниже Отца, подчинен Ему. Защитники православного учения указывали еретикам, что изречения Священного Писания об уничижительном состоянии Господа Иисуса нужно относить не к Божественной, а исключительно к человеческой природе Христа Спасителя. Однако этот, справедливый по существу, ответ не исключал возможности такого недоуменного вопроса: «Если Христос одно говорил и совершал как Бог, а другое как человек, то не должно ли отсюда заключать, что естества во Христе были разделены, – что в едином Лице Его действовали две сущности и две раздельные воли?» Разъяснение, что Божеская и человеческая природы во Христе Спасителе не разъединены, но находятся в соединении, вызывало новое недоумение: если Христос есть Богочеловек, то есть полный Бог и полный человек, то как же понимать те места святого Евангелия, в которых Сам Господь говорил о Себе уничижительно? Блаженный Феодорит , приводя изречение Спасителя, что Он не знает о дне и часе Своего второго пришествия: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один ( Мф.24:36 ), сопровождает это изречение следующим вопросом, показывающим необходимость полного выяснения учения об отношениях двух естеств во Христе, которое бы устраняло всякие возражения и недоумения: «Почему Слово носит имя премудрости, как скоро подвержено немощи неведения?» – спрашивает блаженный отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

384 Объявление игум. Афанасия: «Сапегою отослан (Луба) в Брест-Литовский Симеоновский монастырь к нему, Афанасию, учиться русской грамоте, по польски и по латыни, где находился семь лет» (Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 3). Поскольку после того до сентября 1644 г. Луба жил в Бресте «в езуитском монастыре больше 15 лет» (Соловьев С. История России с древнейших времен: В 29 т. М., 1851–1879. Т. 9 (далее – Соловьев С. История России. -Ред.), то оказывается, что Филипповичу Луба отдан был в 1622 г. См. переписку между Россией и Польшей в 1613–1644 гг. (Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1862. Кн. 4 (далее – Чт. ОИДР. -Ред.)). 387 Краткое описание жития св. Афанасия Филиповича, игумена Брестского, преподобномученика нового (Виленские епархиальные ведомости. 1864. 1). В конце жития сказано: «сочинено 1648 г.». В Синод. ркп. «о смерти славной памяти небожчика о. Афанасия Филиповича, игумена Берестейскаго православнаго, – повесть чрез послушников его списана, року 1648, сталой» (Указатель Синодальной Ризницы). 388 «Каждый может понять, писал преподобный, что если бы Луба был сын Мниш- ковой, то Мнишковы дали бы знать о своем участии. Прежде того из уст покойного Сапеги слышал я, будучи учителем, следующее: я просил ковра обить над кроватию его (Лубы); он с гневом громко сказал: это на что? Кто его знает, кто он таков? И едва приказал купить коврик и одеяло» (Соловьев С. История России. Т. 9). 389 Житие: «св. Афанасий потерпел на теле раны, укоризны, верыги в темницах, из коих первая была в Варшаве, вторую определили в Кракове». 391 Прошение к царю 1659 г. (Чт. ОИДР. 1848. 8). Первый универсал Хмельницкого, вызвавший к войне с ляхами, написан 28 мая 1648 г. (Акты Западной России. Т. V. 23). 392 Житие св. Афанасия (Литовские епархиальные ведомости. 1864). Славянский список жития, доставленный сочинителю, несколько разнится в словах от напечатанного текста. 395 Описание жития св. преподобномученика Макария Овручского. В нем много сведений о Каневской жизни прп. Макария, но показания хронологические неверны. Ошибки повторены даже во 2 изд. Словаря святых (Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, мест- но чтимых/Изд. 2, исправленное и дополненное. СПб., 1862).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В ночь на 5 сентября в камеру Афанасия был послан студент-иезуит, чтобы сделать последнюю попытку склонить к измене Православию непоколебимого игумена. Попытка эта не имела успеха, и тогда с мученика сняли колодки и повели к брестскому воеводе Масальскому, который в раздражении бросил: «Имеете уже его в своих руках, делайте же с ним, что хотите!» Из обоза воеводы гайдуки привели мученика в соседний бор у села Гершановичи, начали пытать его огнем принуждая отречься от Православия, а после приказали одному из них застрелить преподобного. Этот гайдук, который рассказал позже о гибели мученика людям, и среди них — автору повести об убиении преподобномученика, «видя, что это духовник и добрый его знакомый, сначала попросил у него прощения и благословения, а потом в лоб ему выстрелил и убил... покойный же, уже простреленный двумя пулями в лоб навылет, еще, опершись на сосну, стоял некоторое время в своей силе, так что приказали столкнуть его в ту яму. Но и там он сам повернулся лицом вверх, руки на груди накрест сложил и ноги вытянул...» Лишь 1 мая, через восемь месяцу после этого злодейства какой-то мальчик семи или восьми лет показал симеоновской братии место, где лежало тело игумена. Земля в том месте не была освящена и принадлежала иезуитам. Монахи выкопали тело и, испросив позволения у полковника Фелициана Тышкевича, перенесли останки преподобномученика в монастырь, где погребли в храме Симеона Столпника «на правом клиросе в склепике». Нетленные мощи игумена Афанасия, положенные в медной раке, привлекали множество богомольцев, так что и само существование монастыря, весьма бедного со дня его основания, поддерживалось преимущественно доходами от молебных песнопений у мощей, прославленных чудотворениями. Уже спустя десять лет после мученической кончины Брестского игумена 5 января 1658 года Киево-Печерский архимандрит Иннокентий Гизель и Лещинский игумен Иосиф Нелюбович-Тукальский доложили царю Алексею Михайловичу, что над мощами преподобного мученика Афанасия неоднократно сиял чудесный свет.

http://pravicon.com/info-1841

Радуйся, от враг видимых и невидимых крепкий наш заступниче. Радуйся, дарованной от Господа милости неоскудный источниче. Радуйся, душевных и телесных недугов наш целебниче. Радуйся, всеусердный ко спасению наш наставниче. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 13 О, всехвальный угодниче Христов, Преподобномучениче Афанасие, прими сие, малое моление наше, в похвалу тебе приносимое. Буди неослабный молитвенник нам пред престолом Всевышняго и теплым предстательством твоим избави нас от зол земных и грядущего мучения, да с тобою воспеваем Богу: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангельский чин восприявши, ангельское житие явил еси, душу твою чистотою добродетелей украсил, непорочно Богу служил еси, словом и житием верные своя наставляя, сего ради приими от нас, преподобномучениче, сия усердныя похвалы; Радуйся, из млада Бога возлюбивый. Радуйся, заповеди Его верно сохранивый. Радуйся, соблюдший душу твою страстьми непорабощенну; Радуйся, благодатию Божию просвещенный. Радуйся, веры Христовыя истинный поборниче. Радуйся, отеческих преданий неложный защитниче. Радуйся, мученическими добротами украшенный; Радуйся, в светлый чертог Господень приятый. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 1 Избранного Богом от юности поборника Православныя Святыя Веры и приявшаго мученический венец за исповедание ея, Святаго Преподобномученика Афанасия похвальными песньми почтим, ты же, яко предстоя пред престолом Царя Славы, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Рекомендуем молитвы Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815). прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). мч. Бояна (Енравота), кн. Болгарского (ок. 830).

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

•  В 1707 г. мощи прав. Симеона были перенесены в г. Верхотурье Пермской губ. (ныне в Свердловской обл., Екатеринбургская епархия). Преподобномученик Афанасий Брестский (+ 1648) Память его празднуется 5 сент. в день мученической кончины, 20 июля в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых Время прп. Афанасия было временем насильственного введения на  Брестском Соборе унии (соединения) Православной Церкви с Римско-католической в подвластной Польше Западной Руси. Те, которые оставались верными Православию, подвергались преследованиям. От этих преследований православные или уходили в степи, за Днепровские пороги, или объединялись под защитой немногих оставшихся верными Православию вельмож. Большинство же дворянства поддалось соблазну ополячения и окатоличения, главным образом под влиянием придворной жизни и иезуитских школ. Но городские жители — мещане — стали образовывать церковные братства в защиту Православия; этим братствам Патриарх Константинопольский (которому подчинена была Западнорусская Церковь) даровал право самоуправления, то есть независимости от местных епископов. Он сделал это потому, что не мог доверять высшему западнорусскому духовенству, так как оно назначалось королем из лиц нестойких, безвольных, ведущих светский образ жизни и не только не способных оказать сопротивление воле правительства, но даже охотно содействовавших проведению унии. Эти-то иерархи и подписали в 1596 г. незаконную Брестскую унию.  Прп. Афанасий (Филиппович) родился в это темное время, в 1597 г., в Бресте. Семья его сыздавна принадлежала к Брестскому Православному братству. Он получил прекрасное образование, знал языки — русский, польский, греческий и латинский — и будучи 30 лет поступил в  Виленский Свято-Духов монастырь, откуда его скоро перевели в Купятицкий монастырь в Минской области. По дороге он встретил калеку, нес его на своих плечах, и этот человек научил его непрестанной молитве.  Купятицкий монастырь основан был на месте явления 15 ноября 1182 г. чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери. Там была в древности воздвигнута церковь, но в 1240 г. она была сожжена татарами, и чудотворная икона 250 лет пролежала в пепле. В XV в. она была вновь обретена, и на этом месте был создан монастырь, а в 1655 г., после захвата его униатами, святая икона была перенесена в киевский Софийский собор, где и находилась до последнего времени. Помещается она на скрепе медного равнобедренного креста. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Память о святом мученике с тех пор сохраняется в народной памяти. Вскоре после кончины было написано сказание о гибели его и сложено церковное песнопение в его честь; существует также тропарь и кондак, написанные архимандритом Маркианом 30 августа 1819 года. Когда было установлено официальное празднованне — неизвестно, однако Афанасий Брестский именуется преподобным мучеником, причисленным к лику киевских святых, еще в «Истории об унии» святителя Георгия Конисского. 8 ноября 1815 года при пожаре в Симеоновской церкви расплавилась медная рака с мощами святого Афанасия, и уже на следующий день священник Самуил Лисовский нашел частицы мощей мученика и положил их на оловянном блюде под алтарем монастырской трапезной церкви. В 1823 году при принятии церковного имущества новым настоятелем Автономом подлинность их была засвидетельствована присяжными показаниями семи брестских жителей, присутствовавших при собирании частиц мощей после пожара. Вскоре Минский архиепископ Антоний по просьбе Автонома распорядился «положить мощи в ковчег и хранить оные в церкви с благоприличием». 20 сентября 1893 года был возведен храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского в Гродненском Борисоглебском монастыре, а осенью следующего года частица его святых мощей была перенесена в Леснинский женский монастырь. Господь прославил многочисленными чудотворениями останки Своего угодника. В ноябре 1856 года помещик Поливанов, возвращавшийся из-за границы, был вынужден остановиться в Бресте по причине неожиданной болезни своего десятилетнего сына. Когда мальчик был уже при смерти, отец просил священника принести ковчежец с мощами преподобного Афанасия. Когда умирающий ребенок прикоснулся к святым мощам — он полностью исцелился. Тогда же святыня была положена в позолоченную раку, а в 1894 году над ней была изготовлена сень с изображением святого Афанасия. Еще одно чудо — исцеление смертельно больного протоиерея Василия Соловьевича — произошло 14 мая 1860 года. Духовный подвиг угодника Божия засвидетельствован в надписи над его гробом:

http://pravicon.com/info-1841

12 Мельников А. А. Путь непечален. – Мн.: изд. Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата. 13 Памяти преподобномученика Афанасия, игумена Брестского/Материалы научно-богословской конференции. – Брест, 16–19 сентября 1996 г. – Мн.: изд. Православное братство во имя Архистратига Михаила, 1997. 14 Церкви и приходы Минска. История и современность. – Мн.: изд. Свято-Петро-Павловского собора, 2001. 15 Приходы и монастыри Белорусской Православной Церкви. – Мн.: изд. Свято-Петро-Павловского собора, 2001. 17 Записки Иосифа, митрополита Литовского, изданные императорскою Академиею наук по завещанию автора. – СПб., 1883. – Т. I. – С. 572. 18 Антоний (Зубко), архиеп. О греко-унитской церкви в Западном крае России. – СПб., 1889. – С. 60. 19 Цит. по: Цьbikebiч А. «Западно-руссизм». Нарысы з ricmopыi грамадзкай мыcьлi на Бeлapyci XIX i пачатку XX в. – Мн., 1993. – С. 145. 20 Барановский Стефан, свящ. Минско-Волынский архиепископ Виктор Садковский//Литовские Епархиальные Ведомости. – 1878. – 22. – С. 176–179. 21 Страдомский Андрей, прот. Материалы для жизнеописания преосвященного Виктора Садковского, архиепископа Черниговского и Малороссийского//Черниговские Епархиальные Известия. – 1867. – С. 529–539. 22 Орловский Петр, прот. Преосвященный Виктор Садковский, архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский, коадъютор Киевской митрополии управляющий с 1785 по 1796 год всеми православными церквами и монастырями в пределах бывшего ц. Польского//Киевская Старина. – 1892. – 7. – С. 20–54. 23 Л-в П., свящ. Виктор, епископ Переяславский//Киевские Епархиальные Ведомости. – 1861. – 1. – С. 79–89; 2. – С. 135–152; 3. – С. 216–223. 24 История воссоединения западнорусских униатов старых времен. – СПб.: тип. 2-го отд-ния собств.е.и.в. канцелярии. 1873. Изд. 2-е – Мн.: «Лучи Софии». 1999. 26 Киприанович Г. Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. – Вильна: тип. И. Блюмовича, 1895. 29 Письма к разным лицам Преосвященного Виктора Садковского, первого Минского архиепископа (I–CL). Материалы для истории Минской епархии/ С. Г. Рункевич //Минские Епархиальные Ведомости. – 1891. – 24; 1892. – 1–24. К истории воссоединения униатов в Минской архиепископии 1794–1795 гг. (Три письма Преосвященного Виктора Садковского к Могилевскому архиепископу Георгию Конисскому) /Горючко П.//Минские Епархиальные Ведомости. – 1902. – 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Казань, Волоколамский монастырь, Вологодский край. 3. Творения Преподобного Максима Грека, Жития Казанских Святителей, Житие Преподобного Геннадия Костромского и др. учеников Преподобного Корнилия Комельского, Житие Святителя Филиппа Московского (сочинения князя Курбского, там же о Святом Гурии Казанском и Максиме Греке). 3 поколение: 1. Святой священномученик Дорофей, Святой Иринарх Ростовский, Блаженные Ростовские и Московские, Преподобный Трифон Вятский, Святитель Гермоген Московский, Патриарх Иеремия II Kohcmahmuhonoльckuй, Святая Иулиания Лазаревская. 2. Северная Россия (Вятка), Ростов, Москва. 3. Житие Преподобного Трифона Вятского; «Цветник» священномученика Дорофея, Жития Иулиании Лазаревской, Иринарха Ростовского и др. Творения Патриарха Иеремии Константинопольского (переписка с лютеранами).   XVII ВЕК 1 поколение: 1. Преподобный Дионисий Радонежский, Святитель Гермоген Московский, Преподобный Иринарх Ростовский, Преподобный Иов Почаевский, Никодим Хозьюгорский. 2. Московский край, Ростов, Северная Россия. 3. Житие Преподобного Дионисия Радонежского (написано Симоном Азарьиным); Творения Святителя Гермогена, Житие Преподобного Иринарха Ростовского, «Алфавит Духовный»; Житие Преподобного Иова Почаевского и Никодима Хозьюгорского. 2 поколение: 1. Блаженный Иларион Суздальский; Преподобномученик Афанасий Брестский; Преподобный Макарий Овручский (Лазарь Баранович и его сподвижники). 2. Флорищева Пустынь, Украина (Чернигов). 3. Житие Преподобного Илариона Суздальского. «Диаруш» Преподобного Афанасия Брестского — Житие и описание его кончины. Житие Преподобного Макария Овручского. 3 поколение: 1. Святитель Димитрий Ростовский, Святитель Феодосий Черниговский, Святитель Иоанн Тобольский, Досифей Иерусалимский, Блаженный Иларион Суздальский. 2. Украина (Киев, Чернигов). 3. Житие и творения Святителя Димитрия Ростовского и других указанных Святых и писателей.   XVIII ВЕК 1 поколение: 1. Старец Иоанн Саровский, Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский, Старец Иов Соловецкий, Преподобный Акакий Афонский, Святитель Димитрий Ростовский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

2 . Казань, Волоколамский монастырь, Вологодский край. 3 . Творения преподобного Максима Грека , жития казанских святителей, житие преподобного Геннадия Костромского и других учеников преподобного Корнилия Комельского, житие святителя Филиппа Московского (сочинения князя Курбского, там же о святом Гурии Казанском и Максиме Греке ). 3-е поколение 1 . Святой священномученик Дорофей, святой Ири-нарх Ростовский, блаженные ростовские и московские, преподобный Трифон Вятский, святитель Гермоген Московский , патриарх Иеремия II Константинопольский, святая Иулиания Лазаревская. 2 . Северная Россия (Вятка), Ростов, Москва. 3 . Житие преподобного Трифона Вятского; «Цветник» , священномученика Дорофея; жития Иулиании Лазаревской, Иринарха Ростовского и др.; творения патриарха Иеремии Константинопольского (переписка с лютеранами). XVII век 1-е поколение 1 . Преподобный Дионисий Радонежский, святитель Гермоген Московский , преподобный Иринарх Ростовский, преподобный Иов Почаевский , Никодим Хозьюрский (Кожеезерский). 2 . Московский край, Ростов, северная Россия. 3 . Житие преподобного Дионисия Радонежского (написано Симоном Азарьиным); творения святителя Гермогена, житие преподобного Иринарха Ростовского, «Алфавит Духовный»; жития преподобного Иова Почаевского и Никодима Кожеезерского. 2-е поколение 1 . Блаженный Иларион Суздальский; преподобномученик Афанасий Брестский; преподобный Макарий Ов-ручский. (Лазарь Баранович и его сподвижники.) 2 . Флорищева пустынь, Украина (Чернигов). 3 . Житие преподобного Илариона Суздальского; «Ди-ариуш» преподобного Афанасия Брестского, житие и описание его кончины; житие преподобного Макария Овручского. 3-е поколение 1 . Святитель Димитрий Ростовский , святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоанн Тобольский , Досифей Иерусалимский, блаженный Иларион Суздальский. 2 . Украина (Киев, Чернигов). 3 . Житие и творения святителя Димитрия Ростовского и других указанных святых и писателей. XVIII век 1-е поколение 1 . Старец Иоанн Саровский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, старец Иов Соловецкий (Анзер-ский), преподобный Акакий Афонский, святитель Димитрий Ростовский .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

321 Χριστδουλος Κ. Παρασκουαδης, μιτροπολτης. στορικ κα κανονικ... Σ. 355; Lardas D. George. Op. Cit. P. 46–47. 322 μφιλχιος (Ταμπορας), ερομναχος. «Γνσεσθε τν λθειαν»... Σ. 40; Χριστδουλος Κ. Παρασκουαδης, μιτροπολτης. στορικ κα κανονικ... Σ. 356; Καμαμτσος-Γαμβρουλας Σταρος. γωνα ν τ κπω Γεθσημαν... Σ. 318. 324 Родился в 1904 года в Киеве. Отдалённый родственник преподобномученика Афанасия (Филипповича) Брестского (XVII). Обучался в Духовных Училищах Екатеринослава и Киева. В 1923 году поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру. В 1927–1930 годы обучался на Высших Православных Богословских Курсах в Ленинграде. В 1927 году пострижен в монашество, в 1928 году рукоположен во иеродиакона, а в 1930 году – во иеромонаха. В сан игумена посвящён в 1932 году, в сан архимандрита – в 1935 году. Подвергался неоднократным арестам. В 1937–1941 годы находился на нелегальном положении. К движению «непоминающих» не присоединялся. Присоединившись к Украинской Православной Автономной Церкви, 7 ноября 1941 года был посвящён во епископа Бердичевского. В мае 1944 года принят в юрисдикцию РПЦЗ и назначен викарием Германской епархии. В сентябре 1945 года назначен епископом Парагвайским, викарием Бразильской епархии. В сентябре 1948 года вошёл в юрисдикцию Автономной Северо-Американской митрополии, за что Синодом РПЦЗ был запрещён в священнослужении, В РПЦЗ вернулся в сентябре 1949 года, В 1950–1953 годы епископ Эдмонтонский и Западно-Канадский. В 1953–1971 годы, возглавлял Чилийско-Перуанскую епархию. В 1957 году возведён в достоинство архиепископа. Умер в 1971 году. (Псарев А.В. Архиепископ Леонтий Чилийский (1904–1971 гг.). Материалы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской//Православная жизнь (Приложение к «Православной Руси»). Джорданвилль, 1996. 3(555). С. 1–25; 4(556). С. 1–24; 5(557). С. 1–26. 325 Псарев А.В. Архиепископ Леонтий Чилийский (1904–1971 гг.). Материалы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской//Православная жизнь (Приложение к «Православной Руси»). Джорданвилль. 1996, 5 (557). С. 11–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010