Сих святых всех и святаго пророка Захарию и праведную Елисавету воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь. преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому Тропарь преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому, глас 2 Блажен еси, отче наш Афанасие,/яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/со умилением присно поя неседальное Пречистей,/заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/пострадав за свидетельство истины даже до смерти./Мы же чтуще святыню твою,/со дерзновением взываем ти:/отче наш, преподобномучениче Афанасие,//похвало и украшение наше. Кондак преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому, глас 4 Монашеского жития украшение и мучеников красоту/явил себе житием твоим, Афанасие,/и яко солнце пресветлое,/людям православным возсиял еси./Темже и Христос даром чудес обогати тя,/да чтуще пресветлую память твою, зовем ти://поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне. Ин кондак преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому, глас 2 Яко постника благочестна и искусна,/и страдальца произволением честна,/и пустыни жителя сообразна,/в песнех достойно хвалим Афанасия приснохвальнаго//той бо змия попрал есть. Молитва 2-я преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому О, угодниче Христов, отче наш Афанасие! Принеси молитву нашу к милостивому и всесильному Богу и испроси нам, рабам Божиим (имена), у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим, веру праву, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениях мужество, в злостраданиях терпение, во благочестии преспеяние, да не во зло обратим дары Всеблагаго Бога.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

Что было тогда, в XVI-XVII веках, может в каких-то чертах повториться в XXI веке. Сборище взятых под крыло Фанара раскольников станет очередной прослойкой так называемого «Народа Божия» вслед за украинскими униатами той, первой, формации. И вождями этого сборища станут самые негодные из архиереев и священников, на ком, как говорится, клейма ставить негде, под стать лжепатриарху Филарету Денисенко. Большого мужества требовало недавнее (13 ноября) решение Собора епископов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата прервать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Оно крайне важно и своевременно. Не по команде из Москвы (как могли бы говорить некоторые), а собственным соборным решением украинские иерархи встали за истину. Что их ждет в дальнейшем? Разумеется, гонения. Однако любые, сколь бы лютые, гонения, никогда не ослабляли, а лишь укрепляли истинно верующих. Ослабляли же всегда лишь лукавство и всякого рода компромиссы с совестью. Вспомним о гонениях со стороны униатов и стоявших за ними папистов против преподобномученика Афанасия Брестского (+ 1 июля 1648 г.). Он ездил на поклон к московскому Царю Михаилу Феодоровичу, что вменили ему в преступление; он ходатайствовал, по повелению Царицы Небесной, с необыкновенной настойчивостью перед королем и сеймом о свободе для Православия и об упразднении унии, за что был объявлен помешанным умом и водим был с позором от одного продажного архиерея к другому, по слову свт. Петра (Могилы), как от Анны к Каиафе. Наконец, за Афанасия взялись сами иезуиты. После продолжительных пыток, целью которых было склонить его к унии, они, убедившись в тщетности своих усилий, расстреляли его и зарыли в могилу еще живым. Нынешней Украинской Церкви Московского Патриархата тоже ставится в вину подобное «преступление», суть которого – в симпатии к суверенному Русскому государству и его главе. Будут требовать, в нарушение церковных канонов, перехода в раскол, представляющий собой скрытую унию с папизмом. Возможно, будут объявлять священнослужителей повредившимися умом. Возможно, будут пытать, добиваясь перехода в указанную скрытую унию. Но не победят, как не победили преподобномученика Афанасия Брестского, чьи мощи впоследствии были обретены нетленными.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/20/po...

В храме содержится немало святынь: икона с частицей Древа Животворящего Креста Господня, a также с частицей мощей св. великомученика и целителя Пантелеимона; икона с частицей мощей святителя Феодосия Черниговского, под которой находится киот, в котором хранится святое облачение (сакос) с его мощей; частицы мощей св. великомученицы Варвары; св. преподобномученика Афанасия Брестского и святителя Иннокентия Иркутского; святое Распятие с частицей камня с Голгофы из Иерусалима. 28 мая 2005 года у ворот церкви был открыт памятный знак в честь моряков. Открытие было приурочено к столетию Цусимского сражения. И теперь каждый прохожий может прочитать на памятном камне слова благодарности " морякам – участникам русско-японской войны 1904-1905, их семьям с благодарностью за строительство храма и в память 100-летия Цусимского сражения " . Источник: сайт " probelarus.by " История Свято-Николаевской церкви начинается в 1885 году, когда на месте будущего каменного здания собора был построен Николаевский деревянный храм. Однако прихожане недолго ходили в новый храм. Во время крупного пожара, прокатившегося по центру города 4-5 мая 1895 года, деревянное здание церкви сгорело. Строительство нового каменного храма, возведению которого способствовал бывший гродненский губернатор П.А. Столыпин, по проекту гродненского архитектора И.К. Плотникова было начато в 1903 году. Проект был выполнен в русско-византийском архитектурном стиле с элементами московского церковного зодчества XVII века. Общая смета строительных работ составила 72 тысячи рублей, из которых 25 тысяч выделил Священный Синод РПЦ. Остальную сумму собирали всем миром через пожертвования, в том числе за счет жителей Сербии и Болгарии. Значительную помощь в постройке храма оказали ветераны русско-японской войны, проживавшие в городе и уезде. 6 (19) декабря 1906 года новый собор был торжественно освящен. 14 ноября 1961 года постановлением Брестского областного совета депутатов Свято-Николаевский собор был снят с учета и закрыт. Весной 1962 года были сняты кресты над куполами и фасадом церкви. Здание храма было передано под архивохранилище областному архиву Брестской области. Лишь в 1990 году собор после реставрации получил свою вторую жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=07839

На богослужении присутствовали: губернатор Тверской области И.М. Руденя; председатель Законодательного собрания Тверской области С.А. Голубев; и.о. главы администрации города Торжка Р.С. Чеканов; глава Торжокского района Н.А. Лашина.  Среди молившихся были игумении женских монастырей Тверской митрополии. Богослужебные песнопения исполнил сводный смешанный хор Тверской митрополии под управлением игумена Иова (Тараканова). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Литургии. Многочисленные верующие, прибывшие на Патриаршее богослужение, могли наблюдать за трансляцией на большом экране, установленном на территории монастыря. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Вадим Желябовский, настоятель церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи п. Козлово Конаковского района Тверской области. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление Пресвятой Богородице. Митрополит Тверской и Кашинский Савва приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству Тверскую икону Божией Матери «Тучная Гора». Затем выступил губернатор Тверской области И.М. Руденя. Глава региона передал Его Святейшеству ковчег с частицей мощей преподобного Аркадия Новоторжского. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону трех святых — преподобномученика Макария Каменецкого, преподобномученика Афанасия Брестского и святителя Никифора Экзарха. «Их молитвами да хранит Господь сию святую обитель и славный город Торжок», — сказал Предстоятель. «Город, действительно, очень красивый. Я мимолетно посмотрел на него, но даже этот быстрый взгляд согрел душу, — продолжил Святейший Владыка. — Самое замечательное это то, что этот город не подвергся никаким революционным преобразованиям и уничтожению исторической застройки. Такие города как Торжок нужно бережно сохранять. Через этот город мы как через маленькое окошечко подсматриваем в нашу историю, в прошлое. Мы можем понять, как жили наши люди, как хорошо они жили, как мирно была устроена их жизнь. Я желаю всем, кто имеет власть и возможности, заботиться об этом городе, не нарушая эту культурную, духовную экологию сего места. Мы очень нуждаемся в таких памятниках прошлого, которые способны помогать нам лучше понимать историю и чувствовать себя сопричастными тому великому героизму, тому великому духовному опыту и тем великим духовным деяниям, которые в прошлом совершал наш народ. И верю, что не иссякли силы к тому, чтобы совершать все это и сегодня во благо Церкви и Отечества нашего. Аминь».

http://patriarchia.ru/db/text/5475240.ht...

Я. Лавровского, был мон. Феодор, подвизавшийся в переяславской Вознесенской обители и указавший свое имя в конце текста: «Молю, в молбах Феодора своих не забуди» (Там же. С. 416). Из текста следует, что автор использовал уже имевшееся в мон-ре Житие святого. На отдельном листе, следовавшем за послесловием, автор выписал сведения из монастырских источников о разорении Георгиевского мон-ря в Каневе и о гибели М.: «Подлинное свидетельство о разорении города Канева и страдании преподобномученика Макария, Переяславского чудотворца». Житие написано силлабическими стихами и содержит акростих: «Зде, в богоспасаемом граде Переяслове, в монастире Михайловском, опочивают мощи святаго преподобномученика Makapiя Токаревского, архимандрита каневскаго и овруцкаго, игумена пинского и намесника смоленского. За труды его и подвиги bcerдaшhie почти его Бог даром hemлehiя». В стихотворном Житии подробно рассказывается о чудесах, совершавшихся в 1742-1750 гг. у мощей М. в переяславском Михайловском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий во имя архангела Михаила мужской монастырь ), в повествовании использованы хранившиеся в обители записи о чудесах святого. Биография Мирское имя М. неизвестно. Он род. на Волыни в правосл. семье. Фамилия Токаревский, по свидетельству мон. Афанасия Кальнофойского , была распространена в Брестском воеводстве. Нередко Токаревских упоминали в связи с Купятицким Введенским мон-рем: напр., некая Марина Токаревская-Пиотровская получила исцеление у чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери ( Лавровский. 1904. С. 419). Ок. 1614-1620 гг. отрок обучался при Успенском Заручайском мон-ре в Овруче. Рано потеряв родителей, юноша ок. 1620-1625 гг. принял постриг в этой обители, затем по благословению Пинского еп. Авраамия перешел в Купятицкий монастырь. Здесь ок. 1630 г. он был рукоположен во диакона, в 1632 (1633?) г. Могилёвским еп. Иосифом (Бобриковичем) - во иерея. (Согласно «Ведомости о епархии Переяславской», М. был монахом «в граде Владимире Полской области» (видимо, во Владимире-Волынском) и рукоположен в иерея Киевским митр.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

С момента возведения до 1991 г. принадлежал военным. После развала Советского Союза воинские части были выведены с этой территории. Здание оказалось заброшенным, подверглось разграблению. В ужасающем полуразрушенном состоянии оно было передано Церкви. Но какой из двух монастырей возрождать? Решено, что женскую обитель логичнее было бы отдать под водительство Богоматери. На тот момент считалось, что Рождество-Богородицкий монастырь более древний. К тому же известно, что свою последнюю литургию преподобный Афанасий Брестский отслужил в храме Рождества Пречистой Девы Богородицы одноименного монастыря. Только в 2009 г. были впервые вычислены координаты Свято-Симеоновского монастыря. По милости Божией оказалось, что современная обитель расположена на части его территории. Фактически сразу же обнаружено и сообщение в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «основание Брест-Литовска положили православные монахи, поселившиеся в этой местности в первые времена введения христианства в России и основавшие общежительный монастырь во имя преподобного Симеона Столпника; этот монастырь дал начало городу, в котором процветало православие до соединения Литвы с Польшею». Брест, а точнее Берестье, впервые упоминается в Новгородской первой (синодальной) летописи под 1017 г., а в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях под 1019 г. В «Истории Минской архиепископии (1793—1832)» подтверждается: «Брестский Симеоновский монастырь основан не позже XIII столетия». Таким образом оказалось, что судьбы обоих обителей вплетены в историю современной и тесно переплетены в древности. Из «Диаруша» известно, что игуменом обоих с 1640 по 1648 гг. был преподобномученик Афанасий Брестский. Их объединяло не только местоположение, но и общее братство, общая борьба с Брестской церковной унией 1596 г. До самого своего закрытия они сохраняли православие. В период с 1699 по 1735 гг. прекратил свое существование Богородице-Рождественский монастырь, а в 1824 г. уже российскими властями был упразднен Симеоновский.

http://sobory.ru/article/?object=13540

http://www.guidebook.by/architecture/ Со дня освящения и по сегодняшний день Симеоновский кафедральный собор г. Бреста не прекращал нести свой молитвенный подвиг. На его долю выпали нелёгкие испытания: войны, нашествия иноверцев, уничтожение святынь. Но при помощи всеукрепляющей Силы Христовой Храм выстоял, о чем ярко свидетельствует тот факт, что храм при всякой власти никогда не закрывался и богослужения в нем не прекращались, храня и поддерживая Православие на Берестейских землях во все переломные моменты истории. Никто не отважился разместить здесь музей или отдать помещение под склад. Невольно вспоминаются в связи с этим слова преподобномученика Афанасия Брестского, произнесенные им перед праведной кончиной и начертанные на гробнице, где покоятся его мощи: " Где мое тело сие израненное и острупленное за Имя Божие положено будет, там никогда же собрание злоумышленник и супостат вредить не может, даже до последнего изречения Праведнаго Судии Христа " . Симеоновский кафедральный собор имеет долгую и сложную историю. Название собора восходит к древнему одноименному монастырю, который размещался на территории современной Брестской крепости. Все строения монастыря были деревянными, потому неоднократно страдали от пожаров. Пожар 1819 г. окончательно разрушил последнюю Симеоновскую церковь. По распоряжению Святейшего Синода в 1823 г. монастырь св. Симеона Столпника был упразднен, а Симеоновская церковь была обращена в приходскую. В 1824 г. монастырь закрыли по причине малочисленности насельников и бедности. После этих трагических событий на протяжении двух десятков лет богослужения совершались в домовой трапезной Свято-Благовещенской церкви. В 1834 г., в связи со строительством крепости, распоряжением правительства монастырская Благовещенская церковь и все строения монастыря были разрушены, а их территория отдана под укрепление строящейся крепости; сам же город был перемещен на три километра в восточном направлении. Православная церковь долгое время странствовала по различным зданиям, пока дворяне Куровский, Бунинский и Молевский не обратились к российскому правительству с просьбой выстроить новую церковь на Кобринском форштадте. Переписка между различными ведомствами длилась более 30 лет. И, наконец, указом Императора Николая I было разрешено строительство, но приступить к нему смогли только во время царствования Александра II. Храм решили строить за средства, полученные в виде компенсации за церковное имущество, земли и здания, отчуждённые при строительстве крепости.

http://sobory.ru/article/?object=11051

Благодаря Крещению наши народы обрели духовное единство во Христе. Опираясь на общность веры и невзирая на государственные и политические разделения, они в продолжение десяти веков созидали единую в ее цветущем многообразии культуру и свято хранили основанные на Евангельских заповедях традиции благочестия. Живыми носителями этих традиций всегда выступали святые угодники Божии. Жертвенное самоотречение и духовное самоуглубление, с какими они совершали свое служение, и сегодня продолжают быть примерами подлинной любви к Богу и ближнему, высоких нравственных качеств и истинной заботы о благе родной земли. Олицетворением этого духовно-назидательного воздействия на умы и сердца людей являются жизнь и благодатные труды преподобного Феодосия Печерского; преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой; святителя Кирилла, епископа Туровского; преподобного Сергия Радонежского; святителя Алексия, митрополита Московского; священномученика Патриарха Ермогена; преподобномученика Афанасия, игумена Брестского; святителей Петра Могилы, Георгия Конисского и Феодосия Черниговского; новомучеников и исповедников и целого сонма иных подвижников веры и благочестия. Единство веры Христовой, обретенное нашими предками 1025 лет тому назад, побуждает нас хранить и преумножать то бесценное духовное наследие, которое мы от них получили. Весьма важно, чтобы народы Беларуси, России и Украины, будучи наследниками идеалов Святой Руси, помнили День своего Крещения, чтобы они явственно ощущали причастность к этому великому факту своей истории и задумывались о своих общих духовных корнях. Полагаю, что значимую лепту в достижение такой простой, но высокой цели внесут труды нашей конференции. В заключение хотел бы выразить сугубую признательность Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко за теплые и содержательные слова приветствия, обращенные к участникам конференции. От лица нашей Церкви сердечно благодарю Александра Григорьевича и руководство Республики Беларусь за те усилия, которые они прилагают для поддержания добрых отношений и соработничества между государством и Церковью, а также в деле сохранения у нас в стране межконфессионального мира и согласия.

http://pravmir.ru/mitropolit-minskij-fil...

В 1762 г. Георгий Конисский попадает на коронацию императрицы Екатерины II, к которой обращается с докладом о состоянии православия на территории Польши, а затем, получив царскую грамоту, отправляется в Варшаву, чтобы отдать поклон новому польскому королю – Станиславу Понятовскому и также доложить о текущее состоянии православной церкви. В 1783 г., когда часть территории Беларуси в результате первого раздела Речи Посполитой оказалась в составе Российской империи, и Георгий Конисский был возведен в сан архиепископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского, а затем стал членом Священного Синода. Скончался 5 апреля 1793 г. Значение и вклад Георгия Конисского в развитие и защиту православия на Белой Руси Политическая подоплека и опасность церковной унии заключалась в том, что за ней сохранялся богослужебный обряд по православному чину. Однако все последователи унии в обязательном порядке должны были признать главенство римского папы, что Георгий Конисский считал крайне недопустимым. «Главою Церкви именуется один Спаситель, Который возлюбил Церковь как невесту Свою, и Себя вручил ей, Кровью омыл ее, душу положив за нее», – писал святитель Георгий. Единому же епископу присягать как самому Апостолу, который по сути собой заменяет Христа, святитель считал грехом. Об этом святитель говорил как-то сказал на проповеди, которую он произносит во время совершения чина возврата одного приходского храма из унии в лоно православной церкви. Кроме того, период унии на Белой Руси ознаменован гонениями на православие, которые сопровождались не только угрозами, но и реальными фактами насилия, физической расправы и издевательств со стороны униатов как над церковным клиром, так и мирянами. Доказательством проявления жестокости униатов служит пример Афанасия Брестского, которого униаты живым закопали в землю, за что Афанасий был канонизирован в чине преподобномученика. Вот так по словам святителя происходило введение унии на территории Беларуси: «Во все правительственные и судебные уряды малороссийские посланы поляки с многочисленными штатами; города заняты польскими гарнизонами, а другие селения их же войсками; им дана власть всё то делать народу русскому, что сами захотят и придумают, а они исполняли сей наказ с лихвою, и что только замыслить может своевольное, надменное и пьяное человечество, делали то над несчастным народом русским без угрызения совести; грабительства, насилие женщин и самых детей, побои, мучительства и убийства превзошли меру самых непросвещенных варваров.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/06/...

На территории последнего возведена часть укреплений Брестской крепости. Фактически накануне празднования тысячелетия города возродилась монашеская жизнь на Брестчине. Первый молебен на территории современного монастыря был отслужен 4 декабря 2001 г. на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Однако по-настоящему годом рождения обители стал 2002 г. С одной стороны, в соответствии с определением Священного Синода Белорусского Экзархата 20 февраля 2002 г. Рождество-Богородицкое сестричество было преобразовано в монастырь официально. С другой — ровно через год после первого молебна — 4 декабря 2002 г. состоялось освящение престола домовой одноименной церкви монастыря. Если в момент открытия в 2002 г. в монастыре было 11 насельниц, то в 2009 г. их насчитывается уже 26, а в 2013 г. — более 30. Заметно увеличилось количество прихожан, которых домовая церковь просто не способна вместить. В 2011 г. появился летний храм. Несмотря на то, что в 2005 г. городские власти выделили Свято-Рождество-Богородичному женскому монастырю в постоянное пользование бывший «казематированный редут» Брестской крепости (двухэтажное здание) и 88 соток земли, однако для постоянно растущей обители этого не достаточно. В одном тесном корпусе находятся церковь, жилые помещения и все службы монастыря. В 2006 г. по благословению епископа Брестского и Кобринского Иоанна при церкви Святителя Николая в селении Вежное Пружанского района началось строительство скита. Богомольцев сюда привлекает древний Никольский храм (1771 г.) и источник, освященный в честь Святителя. Покровителем Свято-Рождество-Богородицкого монастыря, как и всей Брестской земли, является преподобномученик Афанасий (Филиппович). Именно в его честь она и возрождалась. Кроме того, накануне принятия решения о воссоздании монастыря 31 января 2002 г. в Белорусской Православной Церкви был прославлен священномученик архидьякон Никифор (Кантакузен), Экзарх патриарха Константинопольского, который в 1596 г. возглавил Брестский антиуниатский собор. Он стал вторым покровителем обители. Судьбы этих святых переплелись, как и судьбы двух монастырей в одно единое целое. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13540

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010