Настоящим событием в осмыслении церковной истории явилась историко-богословская конференция, посвященная 1000-летию образования Полоцкой епархии, состоявшаяся в 1992 году. Впервые в научной жизни Беларуси на совместном заседании встретились светские исследователи и богословы, открыто и непредвзято поставившие вопрос о роли Православной Церкви в истории Беларуси. Материалы, опубликованные по итогам этой конференции, по сей день привлекают яркостью мысли, новизной в понимании прошлого и настоящего Беларуси. Традиция проведения юбилейных конференций получила развитие. В 1996 году в рамках научно-богословской конференции, посвященной памяти преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, были обсуждены проблемы, связанные с 400-летнем Брестской церковной унии13. В 2005 году XI-e Минские епархиальные Чтения, посвященные 1000-летию Туровской епархии, дали возможность проверить научную достоверность имеющихся исторических суждений о ее возникновении и дополнить их новыми малоизвестными страницами. Каждое заседание этих конференций стало ответом на злободневные вопросы, выдвинутые временем и проверенные в богомудром наследии отцов и учителей Церкви. Наряду с крупными юбилеями, которые являются катализаторами в развитии научных знаний, началась кропотливая работа по созиданию исторических очерков православных епархий. Продолжая традиции, заложенные церковными историками XIX века, современные исследователи выпустили исторические очерки Минской епархии, историко-статистические обозрения Полоцкой и Минской епархий, историко-справочные пособия «Церкви и приходы Минска " 14, «Приходы и монастыри Белорусской Православной Церкви " 15. Исключительно важным явлением среди историко-церковных изданий стала серия «Наши духовные ценности» (главный редактор издания Л. Ф. Анцух). Пять книг этой серии, созданные объединенными усилиями многих исследователей, стали для читателя, по словам митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Филарета «добрым посохом в тяжком жизненном странствовании».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тропарь преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому, глас 4 От мирскаго мятежа изшед,/в тихое пристанище, преподобнаго Сергия обитель, притекл еси,/и тамо равноангельное житие пожив,/во страну Галичскую пришел еси,/идеже, веру Христову насаждая/и новокрещенныя люди от суеверий поганских очищая,/многи и велики подвиги подъял еси,/и, обители четыре создав,/иноков лики добре упасл еси/и ко Христу Спасу привел еси,//Егоже моли, преподобне отче Авраамие, спасти души наша. Кондак преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому, глас 8 Во обители Сергия преподобнаго житию иноческому добре навык/вящшаго ради безмолвия и подвига/в пустыню удалитися возжелел еси,/и, Духом Божиим водимь,/в пределы земли Галичския пришел еси,/и тамо в пустыни икону Матере Господни чудесно обрел еси,/с Неюже великия и славная совершив,/даже до предел Чухломских достигл еси/и отсюду в райския обители вселился еси,//Авраамие Богоносне, отче наш. Молитва преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому О, пречестная и священная главо, отче преблаженне авво Авраамие! Не забуди нищих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати нас, чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны, вопия ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя, но поминай недостойных у престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, яко дана тебе бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща: аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив сый, пребываеши неотступно от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики и с Небесными силами у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Нам бо тя ведущим воистинну и по смерти яко живу ти сущу, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас всесильному Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние и невозбранно преити от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и с пресвятым и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-08-...

4 декабря 2002 года в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы правящий архиерей Брестской епархии епископ Иоанн (Хома) в сослужении с духовенством епархии освятил домовый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (на втором этаже сестринского корпуса). Постепенно обитель приобретает благолепный вид: реконструировано крыльцо, выведен купол над храмом, построена небольшая колокольня. 21 сентября 2006 года (престольный праздник обители) за Божественной Литургией настоятельница монастыря монахиня Александра (Жарин) была возведена в сан игумении. Современное состояние [ править править код ] По состоянию на январь 2011 года обитель насчитывает 32 насельницы. Монастырь живет по общежительному уставу, который предусматривает общее Богослужение, трапезу. Есть свой огород и молодой сад, пчелиная пасека, птичник, библиотека, пошивочные и золотошвейная мастерские. С особой торжественностью празднуется ежегодно престольный праздник обители – Рождество Пресвятой Богородицы. В день памяти всех святых земли Белорусской (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) совершается традиционный крестный ход в Свято-Афанасьевский мужской монастырь. Многочисленные паломники проходят по крестному пути покровителя Брестской земли преподобномученика Афанасия. Праздник завершается молебном на месте убиения святого. Особое внимание уделяется в монастыре и поминовению павших в боях воинов. Скит [ править править код ] Никольский скит монастыря В 2006 году по благословению епископа Брестского и Кобринского Иоанна при церкви святителя Николая в селении Вежное Пружанского района началось строительство скита. Храм является памятником архитектуры, был построен в 1771 году. Одной из чтимых святынь является обновившаяся чудесным образом икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Смоленская. По сложившейся традиции 10 августа почтить празднование иконы приезжает правящий архиерей. В 2011 году в благословение от Святой Горы Афон для Свято-Никольского скита была написана икона святителя Николая в келье святителя Николая Буразери (от Ватопедского монастыря).

http://azbyka.ru/palomnik/Брестский_женс...

Деревянный Брест Славянское поселение Берестье появилось на острове у слияния рек Западный Буг и Мухавец около 1000 лет назад. Его название связано с одной из пород вяза — «береста», из качественной древесины которого делали сани, дуги для саней и т. д. По другой версии, речь идет о березовой коре. Находясь на перепутье дорог с востока на запад, Берестье неоднократно переживало нашествия крымских татар, шведов, тевтонских рыцарей, литовцев и поляков. В конце XIII века для усиления обороны в городе построили пятиугольный замок с башней (разобран в 1831 году). Город побывал в составе и Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (в составе России с 1795 года). Во время строительства Брестской крепости в древнем Бресте (где в XIX веке жило почти 10 тыс. человек) снесли или перестроили под оборонные нужды все имеющиеся городские здания. Сам город возвели заново на 3 км восточнее. Варенье в казематах Свято-Рождество Богородицкий монастырь появился здесь гораздо раньше крепости — впервые как мужская обитель он упоминается в летописях в 1480 году. Но в 1836 году, при начале строительства крепости, монастырь был закрыт. На его месте построили двухэтажный Волынский форт. После войны там до 1994 года квартировали пограничники. А шесть лет назад здесь вновь открылся монастырь: сейчас в нем и монастырском скиту живут две схимонахини, шесть монахинь, четыре инокини, десять послушниц и четыре трудницы. Начиналась монастырская жизнь в суровых «военно-полевых» условиях: с уходом военных местные жители растащили все, кроме стен и бетонного пола. «Не было ни денег, ни запасов продуктов, ни стройматериалов. Не было и своего храма, поэтому на службы мы ходили в Никольский собор Цитадели, — вспоминает мать Александра. — Но с первого же дня мы чувствовали заступничество преподобномученика Афанасия Брестского (в XVII веке настоятель монастыря, борец с Брест-Литовской унией, принявший от рук униатов мученическую кончину. — А. Р. ). Отовсюду нам жертвовали продукты, теплые вещи, дрова, мебель или стройматериалы». Были и просто чудесные случаи. «Например, за обедом матушка Александра объявляет: сестры, сметаны на ужин не будет, купили цемент. Вечером приходит бабушка, приносит трехлитровую банку сметаны, — рассказывает матушка Арсения. — Или делает сестра Валентина закрутки на зиму, кончилось постное масло. “ Терпи, мать, купили плитку, масла не будет ” , — отвечает игуменья. Да я потерплю, а вот продукты? Вечером приезжает предприниматель, что возит продукты из Польши, и жертвует банку постного масла».

http://pravmir.ru/monastyrskaya-zastava/

Радуйся, обители твоея честныя от вражеских козней охранителю; Радуйся, и насельников земли Берестейския в охранении веры святыя твердый руководителю. Радуйся, в поте лица твоего Бога ради потрудивыйся; Радуйся, верный рабе, добрым делателем винограда Христова явивыйся. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 5 Боготечней звезде подобен был еси Преподобномучениче Афанасие, в житии твоем деяньмии ученьми добре паству твою назидая и путь истинный к горнему Иерусалиму ей указуя, тем же и ныне на небесех сияеши славою вечною и купно со лики праведных воспеваеши хвалебную песнь Богови: Аллилуиа. Икос 5 Видев, яко защищение верных чад твоих не довлеет надеятися на силы человеческие все упование твое возложил еси на помощь Заступницы рода христианского, моляся пред образом Ея святым, именуемым Матери Божия Купятицкия и в час теплыя молитвы твоея услышал еси глас Ея, повелевающий ти бодрственно за Веру святую стояти и паству твою пред сильными мира сего защищати. Сего ради вернии научишася воспевати тебе таковая: Радуйся, в житии земнем слышати глас Пречистыя Владычицы сподобивыйся; Радуйся, гласом Ея служити Богу призванный. Радуйся, в защищении обидимых крепкое забрало; Радуйся, сильным мира сего небоязненный суда Божия провозвестителю. Радуйся, вожделений иноверия разрушителю; Радуйся, правды Божия в сердцах возстающих на Святую Веру утвердителю. Радуйся, пастырю добрый, душу свою положити за овцы своя изволивый; Радуйся, за правду гонения и скорби претерпевый. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 6 Проповедник учения Христова воистину явился еси, Преподобномучениче Афанасие, словом твоим в вере наставляя, житием во благочестии верным утверждая и всех поучая с любовию пети Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси, Преподобномучениче, яко светильник, светяй на свещнице Истиныя Веры Христовы, высотою ума твоего озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия и неверия, сего ради избраша тя людие, яко поборника веры сия, предстати пред лицем сильных мира сего и оградити ю от злокозненных наветов возстающих на ню. Тем же и мы достойно ублажаем тя похвалами сими:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Что было тогда, в XVI-XVII веках, может в каких-то чертах повториться в XXI веке. Сборище взятых под крыло Фанара раскольников станет очередной прослойкой так называемого «Народа Божия» вслед за украинскими униатами той, первой, формации. И вождями этого сборища станут самые негодные из архиереев и священников, на ком, как говорится, клейма ставить негде, под стать лжепатриарху Филарету Денисенко. Большого мужества требовало недавнее (13 ноября) решение Собора епископов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата прервать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Оно крайне важно и своевременно. Не по команде из Москвы (как могли бы говорить некоторые), а собственным соборным решением украинские иерархи встали за истину. Что их ждет в дальнейшем? Разумеется, гонения. Однако любые, сколь бы лютые, гонения, никогда не ослабляли, а лишь укрепляли истинно верующих. Ослабляли же всегда лишь лукавство и всякого рода компромиссы с совестью. Вспомним о гонениях со стороны униатов и стоявших за ними папистов против преподобномученика Афанасия Брестского (+ 1 июля 1648 г.). Он ездил на поклон к московскому Царю Михаилу Феодоровичу, что вменили ему в преступление; он ходатайствовал, по повелению Царицы Небесной, с необыкновенной настойчивостью перед королем и сеймом о свободе для Православия и об упразднении унии, за что был объявлен помешанным умом и водим был с позором от одного продажного архиерея к другому, по слову свт. Петра (Могилы), как от Анны к Каиафе. Наконец, за Афанасия взялись сами иезуиты. После продолжительных пыток, целью которых было склонить его к унии, они, убедившись в тщетности своих усилий, расстреляли его и зарыли в могилу еще живым. Нынешней Украинской Церкви Московского Патриархата тоже ставится в вину подобное «преступление», суть которого – в симпатии к суверенному Русскому государству и его главе. Будут требовать, в нарушение церковных канонов, перехода в раскол, представляющий собой скрытую унию с папизмом. Возможно, будут объявлять священнослужителей повредившимися умом. Возможно, будут пытать, добиваясь перехода в указанную скрытую унию. Но не победят, как не победили преподобномученика Афанасия Брестского, чьи мощи впоследствии были обретены нетленными.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/20/po...

Купятицкий монастырь основан был на месте явления 15 ноября 1182 г. чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери. Там была в древности воздвигнута церковь, но в 1240 г. она была сожжена татарами, и чудотворная икона 250 лет пролежала в пепле. В XV в. она была вновь обретена, и на этом месте был создан монастырь, а в 1655 г., после захвата его униатами, святая икона была перенесена в киевский Софийский собор, где и находилась до последнего времени. Помещается она на скрепе медного равнобедренного креста. Эта икона тесно связана с судьбой прп. Афанасия. Когда по прибытии своем он был назначен монастырским сборщиком, он впервые услышал от святой иконы голос, повелевавший ему идти к московскому царю, обещая ему заступничество. В то же время ему явился недавно скончавшийся иеродиакон Неемия и сказал: «Иду и я с Госпожою моею!» Путь в Москву был очень трудный и опасный, потому что была война, граница была закрыта и везде были заставы. Но по дороге было с ним много чудесного: Божия Матерь являлась одному крестьянину и сам преподобный видел раз иеродиакона Неемию. Прп. Афанасий был принят царем Михаилом Феодоровичем и вернулся обратно с богатой милостыней. По прибытии он был назначен, по просьбе братии, игуменом брестского Симеоновского монастыря. В следующем же году, будучи в Варшаве, прп. Афанасий выхлопотал от короля Владислава грамоту, подтверждавшую все привилегии Брестского братства и обеспечивающую полную свободу Православной Церкви. Но в утверждении ее ему отказали. «Будьте все униатами, — сказали ему, — так мы и даром запечатаем!..» Высшее же православное духовенство в Варшаве, занятое исключительно своими частными делами, отнеслось к делу прп. Афанасия с полным равнодушием. Об общецерковных нуждах оно совершенно не радело. «О Боже правый! — пишет в своем дневнике пораженный скорбью прп. Афанасий. — Весы беззакония упали до самого края, уже не пекутся о православной вере, об утверждении славы Божией, все как будто стыдятся...» Раз в эти скорбные дни, когда преподобный читал пред Купятицкой иконой Божией Матери акафист, он ясно услышал от Нее голос: «Афанасий! Жалуйся теперь на сейме при помощи иконы Моей Купятицкой, в кресте изображенной, перед польским королем и государством, грозя праведным гневом Божиим, который вот-вот наступит, если не образумятся! Пусть прежде всего навеки осудят унию — в этом самая насущная нужда, — и им еще может быть хорошо!»

http://sedmitza.ru/lib/text/437612/

В храме содержится немало святынь: икона с частицей Древа Животворящего Креста Господня, a также с частицей мощей св. великомученика и целителя Пантелеимона; икона с частицей мощей святителя Феодосия Черниговского, под которой находится киот, в котором хранится святое облачение (сакос) с его мощей; частицы мощей св. великомученицы Варвары; св. преподобномученика Афанасия Брестского и святителя Иннокентия Иркутского; святое Распятие с частицей камня с Голгофы из Иерусалима. 28 мая 2005 года у ворот церкви был открыт памятный знак в честь моряков. Открытие было приурочено к столетию Цусимского сражения. И теперь каждый прохожий может прочитать на памятном камне слова благодарности " морякам – участникам русско-японской войны 1904-1905, их семьям с благодарностью за строительство храма и в память 100-летия Цусимского сражения " . Источник: сайт " probelarus.by " История Свято-Николаевской церкви начинается в 1885 году, когда на месте будущего каменного здания собора был построен Николаевский деревянный храм. Однако прихожане недолго ходили в новый храм. Во время крупного пожара, прокатившегося по центру города 4-5 мая 1895 года, деревянное здание церкви сгорело. Строительство нового каменного храма, возведению которого способствовал бывший гродненский губернатор П.А. Столыпин, по проекту гродненского архитектора И.К. Плотникова было начато в 1903 году. Проект был выполнен в русско-византийском архитектурном стиле с элементами московского церковного зодчества XVII века. Общая смета строительных работ составила 72 тысячи рублей, из которых 25 тысяч выделил Священный Синод РПЦ. Остальную сумму собирали всем миром через пожертвования, в том числе за счет жителей Сербии и Болгарии. Значительную помощь в постройке храма оказали ветераны русско-японской войны, проживавшие в городе и уезде. 6 (19) декабря 1906 года новый собор был торжественно освящен. 14 ноября 1961 года постановлением Брестского областного совета депутатов Свято-Николаевский собор был снят с учета и закрыт. Весной 1962 года были сняты кресты над куполами и фасадом церкви. Здание храма было передано под архивохранилище областному архиву Брестской области. Лишь в 1990 году собор после реставрации получил свою вторую жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=07839

На богослужении присутствовали: губернатор Тверской области И.М. Руденя; председатель Законодательного собрания Тверской области С.А. Голубев; и.о. главы администрации города Торжка Р.С. Чеканов; глава Торжокского района Н.А. Лашина.  Среди молившихся были игумении женских монастырей Тверской митрополии. Богослужебные песнопения исполнил сводный смешанный хор Тверской митрополии под управлением игумена Иова (Тараканова). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Литургии. Многочисленные верующие, прибывшие на Патриаршее богослужение, могли наблюдать за трансляцией на большом экране, установленном на территории монастыря. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Вадим Желябовский, настоятель церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи п. Козлово Конаковского района Тверской области. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление Пресвятой Богородице. Митрополит Тверской и Кашинский Савва приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству Тверскую икону Божией Матери «Тучная Гора». Затем выступил губернатор Тверской области И.М. Руденя. Глава региона передал Его Святейшеству ковчег с частицей мощей преподобного Аркадия Новоторжского. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону трех святых — преподобномученика Макария Каменецкого, преподобномученика Афанасия Брестского и святителя Никифора Экзарха. «Их молитвами да хранит Господь сию святую обитель и славный город Торжок», — сказал Предстоятель. «Город, действительно, очень красивый. Я мимолетно посмотрел на него, но даже этот быстрый взгляд согрел душу, — продолжил Святейший Владыка. — Самое замечательное это то, что этот город не подвергся никаким революционным преобразованиям и уничтожению исторической застройки. Такие города как Торжок нужно бережно сохранять. Через этот город мы как через маленькое окошечко подсматриваем в нашу историю, в прошлое. Мы можем понять, как жили наши люди, как хорошо они жили, как мирно была устроена их жизнь. Я желаю всем, кто имеет власть и возможности, заботиться об этом городе, не нарушая эту культурную, духовную экологию сего места. Мы очень нуждаемся в таких памятниках прошлого, которые способны помогать нам лучше понимать историю и чувствовать себя сопричастными тому великому героизму, тому великому духовному опыту и тем великим духовным деяниям, которые в прошлом совершал наш народ. И верю, что не иссякли силы к тому, чтобы совершать все это и сегодня во благо Церкви и Отечества нашего. Аминь».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5475463...

Я. Лавровского, был мон. Феодор, подвизавшийся в переяславской Вознесенской обители и указавший свое имя в конце текста: «Молю, в молбах Феодора своих не забуди» (Там же. С. 416). Из текста следует, что автор использовал уже имевшееся в мон-ре Житие святого. На отдельном листе, следовавшем за послесловием, автор выписал сведения из монастырских источников о разорении Георгиевского мон-ря в Каневе и о гибели М.: «Подлинное свидетельство о разорении города Канева и страдании преподобномученика Макария, Переяславского чудотворца». Житие написано силлабическими стихами и содержит акростих: «Зде, в богоспасаемом граде Переяслове, в монастире Михайловском, опочивают мощи святаго преподобномученика Makapiя Токаревского, архимандрита каневскаго и овруцкаго, игумена пинского и намесника смоленского. За труды его и подвиги bcerдaшhie почти его Бог даром hemлehiя». В стихотворном Житии подробно рассказывается о чудесах, совершавшихся в 1742-1750 гг. у мощей М. в переяславском Михайловском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий во имя архангела Михаила мужской монастырь ), в повествовании использованы хранившиеся в обители записи о чудесах святого. Биография Мирское имя М. неизвестно. Он род. на Волыни в правосл. семье. Фамилия Токаревский, по свидетельству мон. Афанасия Кальнофойского , была распространена в Брестском воеводстве. Нередко Токаревских упоминали в связи с Купятицким Введенским мон-рем: напр., некая Марина Токаревская-Пиотровская получила исцеление у чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери ( Лавровский. 1904. С. 419). Ок. 1614-1620 гг. отрок обучался при Успенском Заручайском мон-ре в Овруче. Рано потеряв родителей, юноша ок. 1620-1625 гг. принял постриг в этой обители, затем по благословению Пинского еп. Авраамия перешел в Купятицкий монастырь. Здесь ок. 1630 г. он был рукоположен во диакона, в 1632 (1633?) г. Могилёвским еп. Иосифом (Бобриковичем) - во иерея. (Согласно «Ведомости о епархии Переяславской», М. был монахом «в граде Владимире Полской области» (видимо, во Владимире-Волынском) и рукоположен в иерея Киевским митр.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010