Автобиаграфический дневник преподобномученика Афанасия Брестского " Диариуш "      В «Диариуше» преподобного встречаем и другие важные для нас свидетельства. В 1637 году святого Афанасия решено было отправить собирать милостыню для обновления известного храма в честь Пресвятой Богородицы в Купятичах. Как свидетельствует сам преподобный: «Тотчас же там, в трапезной, страх великий пал на меня, и я, как одеревенелый, сидел у стола. А в келью свою вошед, закрылся и начал Богу Всемогущему печалиться о том послушании…». Однако через некоторое время, святой услышал ободряющий голос: «Царь Московский созиждет Мне церковь! Иди к нему». С этого момента начинается удивительная история многотрудного путешествия преподобного Афанасия в Москву. В его описании, которое сам святой составил для царя «на укрепление, защиту и умножение веры святой православной», поражает не только особое заступничество Божией Матери, непрестанно оказываемое путникам, но и очень важная для нас встреча реальности политической и духовной. О политических реалиях наместник одного из монастырей прямо сказал святому: «Господине отче Афанасий! Трудно без паспорта Короля, Пана нашего, идти вам на Смоленск и Дорогобуж за границу в Москву. Виленские чернецы имели и паспорт королевский также для сбора жертвы, а много себе бед сотворили». «Не дойдёшь, господин отче, в час этот тревожный погрома казацкого…», – предупреждал старец из другого монастыря. Не разделил воодушевления преподобного и стражник московской границы князь Петр Трубецкой и «под страхом великого наказания запретил идти за границу к Брянску, говоря: «По чём я знаю, что в это время погрома казацкого вы замышляете?» И даже в Севске, уже на царской земле, голова Микита Феодорович с другими разрядниками, узнав, что листов к Царскому Величеству ни от кого не имеют путники, поведал: «Невозможное это дело, чтобы дошли вы до столицы». «Зачем помощи людской просишь ты? Иди в Москву – и Я с тобою!» Но в тот момент, когда реалии и границы политические окончательно воспрепятствовали святому, открылась правда мира духовного, и преподобный услышал ясный голос: «Зачем помощи людской просишь ты? Иди в Москву – и Я с тобою!» И ответом на все скептические советы разбирающихся в политических обстоятельствах и мирских законах стали слова самого преподобного Афанасия: «Волею Божиею, водительством Пречистой Богородицы и Ангела доброго… как тому простым сердцем верую, к Вашему Царскому Величеству прибыли».

http://pravoslavie.ru/73694.html

К сожалению, 14 июня 1891 года в здание Свято-Богоявленского собора ударила молния, и очень быстро деревянный храм сгорел дотла. До наших дней сохранился лишь каменный монастырский храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Одновременно с храмами на территории монастыря возводились жилые и хозяйственные постройки. На речке Кутеинке была мельница с каменной плотиной, ведь монастырь имел во владении леса и пашни. Монахи содержали больницу, школу для детей прихожан и гостиницу для паломников. В первой половине XVII века (согласно свидетельству митрополита Петра (Могилы)) в монастыре проживало не менее 200 монахов. Тайны и легенды Кутейны Богоявленский собор Как рассказывают знатоки истории монастыря, в 1910-м году братия обители под пепелищем Богоявленского собора обнаружила подземный храм. Церковь эта, освященная в честь Воскрешения праведного Лазаря, представляла собой небольшое пещерное помещение площадью приблизительно 11 квадратных метров, со сводчатыми арочными потолками. Рядом с храмом находились две комнаты. Предположительно в них хранилась монастырская казна и архив. Имеются также сведения, что от этого храма идет подземный ход, ведущий на север и ныне до конца не исследованный. Икона Божией Матери Оршанская Есть в Кутеинском монастыре святыня, неразрывно связанная с историей этой обители. О ней также совсем немного сведений дошло до нас сквозь пелену веков. Оршанская икона Богородицы в 1631-м году чудесным образом явилась в городе Орша, возле Богоявленского монастыря Оршанская икона Богородицы в 1631-м году чудесным образом явилась в городе Орша, на берегу реки Кутеинки, возле Богоявленского монастыря, и с тех пор считается его покровительницей. Как это было — неизвестно. Однако есть два более конкретных исторических свидетельства о ее благодатной помощи тем, кто ее почитал. Так, по преданию, Божия Матерь явилась во сне преподобномученику Афанасию Брестскому, который с 1627 года был насельником Кутеинского монастыря. Царица Небесная указала подвижнику, что он должен отправиться в Пинский Купятицкий монастырь, и предсказала его мученическую кончину. Вот и празднование в честь этой иконы совершается в день памяти святого Афанасия — 2 августа и 18 сентября.

http://pravoslavie.ru/156138.html

Пение всеумиленное принесоша Богови ученицы твои, Преподобномучениче, егда обретоша сокрыто от людей чтущих память твою место твоего упокоения и мощи твои нетленно пребывающия, обаче и мы, взирающи на таковую милость Божию нам явленную, благодарственно вопием прославившему тя Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светильник жития благочестнаго верному стаду твоему был еси, Преподобномучениче Афанасие, души твоей божественная богатства Духа Святаго собрав, за Христа мученичество исповедания приял еси, тем же и мы, молитвами твоими, просвещшеся вопием ти: Радуйся, светильниче благодатный жития благочестнаго. Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый. Радуйся, со Христом, Его же от юности возлюбил еси, на веки соединивыйся. Радуйся, мзду великую за житие твое славное от Него восприявый. Радуйся, звездо лучезарная над землею нашею возсиявшая. Радуйся, царствия небесного и славы вечныя наследниче. Радуйся, нетлением мощей твоих образ воскресения нашего явивый. Радуйся, яко имя твое по всей стране нашей от конца в конец прославляется. Радуйся, страны нашея крепкое ограждение. Радуйся, присное пред Богом наше защищение. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 12 Благодать цельбоносна дана от Бога нетленному твоему телеси, егда бо отрок, на смертном одре лежащ, прикоснулся раце твоей, абие исцеле: благодати сия, Преподобномучениче Афанасие, и нам немощным испроси, да и мы здравы суще телом и духом, в сей и будущей жизни о тебе поем Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще твое славное и непреоборимое стояние за веру Истинную, ублажаем, Преподобномучениче, и святую твою кончину, ею же на земли и на небеси прославился еси и приносим ти похвалы сия: Радуйся, непоколебимый столпе Веры Христовой и отеческих преданий. Радуйся, яко тобою церковь верных просвещается. Радуйся, верный рабе Христов, любовь ко Христу свою кровию запечатленный. Радуйся, за веру и страдание в радость Господа приятый. Радуйся, верным чадом твоим, истинный путь во обители показавый. Радуйся, во обителех Христовых на скорби наши призирающий.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, яко тернием прорастшим на гробе твоем: место упокоения твоего показавый и тем радость велию верным твоим явивый. Радуйся, хранителю обычаев церковных, со свещею возженною смерть восприявый. Радуйся, в знамении свещи зажженныя образно тайну сияния славы твоея предобразивый. Радуйся, яко храмом, созданным в память твою на гробе твоем, славно имя твое от людей прославися. Радуйся, яко на гробе твоем, яко же и древле на гробах мученических, жертва Христова за грехи людския приносится. Радуйся, неизсякаемый источниче блаженныя памяти о тебе на земли. Радуйся, цветом нетления украшенный на небеси. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 10 Спасти хотяй душу твою, о житии сем превременнем нерадел еси, Преподобномучениче, егда бо на тя осуждение смерти изыде, с радостию великою предал еси душу в руце Богови, воспевая Ему, в мученическом подвизе тебе укрепляющему, хвалебную песнь: Аллилуиа. Икос 10 Стеною ограждения церкви православней обещался еси быти, пророчески на сие указуя в предсмертном завете учеником твоим: тамо, идеже тело мое изъязвленное и острупленное за имя Божие положено будет, Вера Православная процветет, яко крин посреде терния и яко искра в тепле сокрытая явится, возсияет и повсюду осветит. Сего ради и мы, славяще Бога дивнаго во святых своих и тя ублажаем: Радуйся, яко за истину скорби многия и язвы претерпел еси. Радуйся, яко за исповедание и защищение Веры Православныя нетление мощей твоих во блаженном упокоении приял еси. Радуйся, духовно слепотствующих и в Законе Господнем заблуждающих пречудный руководителю. Радуйся, всех напастей и бед, обуревающих верное стадо Христово, отразителю. Радуйся, прославлением мощей твоих превеликия радости нам исполнивый. Радуйся, и неверныя нетлением телесе твоего к познанию истины православия преведый. Радуйся, твоим проречением в надежди торжества Веры Истинныя нас укрепивый. Радуйся, и по успении твоем превеликим сия веры защитником себе явивый. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 11

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

48 копеек. Несмотря на то, что Симеоновский собор посетил Гродненский губернатор и лично убедился в его плачевном состоянии, необходимой помощи на ремонт не последовало. Тем временем к 1885 г. положение храма ухудшилось: по всей крыше образовались трещины, во время дождя пропускающие воду, что грозило разрушением сводов. Штукатурка местами на стенах осыпалась. Рамы и окна сгнили и при сильном ветре выпадали. Из-за сильных сквозняков в соборе некоторые прихожане перестали посещать богослужения. Только благодаря неоднократным требованиям и энергичной деятельности настоятеля собора протоиерея Иоанна Григоровича было получено разрешение и финансовая помощь на ремонт собора. По новым расчетам на реставрацию здания выделили 5 363 руб. 64 коп. Под председательством церковного старосты генерал-майора в отставке Н. Д. Ширмо-Щербинского была создана строительная комиссия. Подряд на ремонт получил московский купец И. И. Горбунов, который в декабре 1886 г. добросовестно завершил ремонтные работы под надсмотром академика архитектуры В. И. Чагина. По данным 1925-28 г.г. состояние собора было удовлетворительным. Собор не перестраивался, с 1865 г. ремонта не было. При соборе имелось около 25,5 га земли: усадебной - около 1 га, пахотной - около 7 га: сенокосной - около 3,5 га, неудобной - около 14 га. Каменный дом для священно-церковнослужителей принадлежал церкви. В годы советской власти собор не закрывался. Он был поставлен на учёт уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР как действующий. 28 марта 1945 г. максимальное количество верующих, посещавших храм, достигло 1000 человек. Имелась опись имущества храма. На учёте исторических, архитектурных или культурных памятников не находился. Из сообщения в Журнале Московской Патриархии за 1948 г., которое написал настоятель собора протоиерей Илия Реент, стало известно, что в соборе проходили Афанасиевские торжества по случаю 300-летия со дня мученической кончины святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского.

http://sobory.ru/article/?object=11051

Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег, и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления. Всецелое утверждение Православия и полная отмена унии – вот в чем видел святой Афанасий свою цель, осуществлению которой посвятил всю жизнь. «Я не пророк, а только слуга Бога Творца моего, посланный согласно с временем, чтобы говорить каждому правду... Он для того послал меня, чтобы я наперед возвестил об истреблении проклятой унии». Такими были слова твердого, непреклонного и вдохновенного борца за Православие, глубоко веровавшего в победную силу истинного исповедания. Не страшила его и мученическая кончина, ибо он провидел исполнение своего пророческого предсказания: «Уния исчезнет, а Православие процветет». Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5 сентября и в день Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице). Литература: 1 . Дневник Брестского игумена Афанасия (подлинник). ГИМ, Синодальное собрание, 856. 2 . Иосиф, епископ. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский. Воронеж, 1899. 3 . Корчинский И. В. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский. Гродно, 1915. 4 . Служба с акафистом святому преподобномученику Афанасию, игу мену Брестскому. Варшава, 1929. 5 . Коршунов А. Афанасий Филиппович. Минск, 1965. 6 . Дневник (Диариуш) Брестского игумена Афанасия Филипповича. – Русская историческая библиотека, т. 4. СПб., 1878, стлб. 49–155. 7 . Паевский Л., священник. Город Брест-Литовск и его древние храмы. Исторический очерк. Гродно, 1894. Святаго праведнаго Аарона первосвященника Тропарь, глас 3: Стеблю Левиина корене,/приимый чин древняго Мафусаила,/он бо отча ради к Богу вознесения,/ты же братня ради с Богом беседования,/первосвященный во Израили молебниче о всех,/умоли Бога купно с братом своим боговидцем,/да избавимся от всякия скорби. Кондак, глас тойже: Преиспещрено имый одеяние от честных камений,/процветенный священством, Аароне,/твой сухий жезл процветущий/прообразоваше от Нескверныя Пречистыя Девы Сына Божия рождество,/истиннаго Священнопастыря старейшаго,/Егоже моли со всеми освященными лики,/да спасет ны по велицей Его милости. Сведения о святом Аароне смотри в Книге Исход. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея июль. - 2002./Ч. 1. – 632 с.; Ч. 2. – 516 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эти заветы, которые от лица Церкви возложили на ее верных чад представители Восточного Православия на Брестском Соборе, стали призванием святого Афанасия, и их осуществлению была отдана вся его жизнь. Мученическая кончина святого страстотерпца Афанасия, игумена Брестского, последовала 5 сентября 1648 года (сведения о жизни и подвиге помещены 5/18 сентября). В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие лежало в земле без церковного отпевания. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения игумена. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Ночью иноки выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром — в свой монастырь, где спустя несколько дней, 3 мая, с честью погребли у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника. Земная жизнь преподобномученика Афанасия прекратилась, но память о нем всегда оставалась живой и священной среди православного населения западно-русского края. Глубоко чтилось здесь верующими его святое имя, а нетленные мощи святого преподобномученика, положенные в медную раку, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали громадное количество верующих. 8 ноября 1815 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, сгорела деревянная монастырская церковь, а медная рака, в которой хранились мощи преподобномученика, расплавилась в пламени пожара. На следующий день после пожара уцелевшие частицы мощей были найдены священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста и положены под алтарем монастырской трапезной церкви. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Получив то и другое, он выстрелил, но не убил святого. Раненый двумя мушкетными пулями преподобный Афанасий с окровавленной головой продолжал стоять, прислонясь к сосне. Страшное кровавое зрелище при внезапно разразившейся сильной грозе до такой степени испугало гайдуков, что они поспешили втолкнуть его еще живым в яму, в которой воин за веру Христову повернулся лицом кверху, сложил руки крестообразно и предал душу Господу. В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие, засыпанное землей, лежало в неизвестности без церковного чина погребения. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения их игумена. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Иноки ночью выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром – в свой монастырь. Через несколько дней, 8 мая 1649 года преподобный Афанасий был с честью погребен у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника. Преподобный Афанасий был признан чтимым святым вскоре после своей мученической кончины. 5 января 1658 года архимандрит Киево-Печерской Лавры Иннокентий Гизель вместе с Иосифом Нелюбович-Тукальским (с 1664 года митрополит Киевский) писали царю Алексею Михайловичу, что тело святого Афанасия, «откровенно бывши, и доселе, дивно Богу во святых Своих, в Бресте пребывает нетленно». В 1666 году в Бресте было составлено житие на польском языке, в котором игумен Афанасий называется «святым и преподобномучеником». Глубоко чтилось верующими западнорусского края святое имя преподобномученика, а нетленные мощи его, положенные в медную гробницу, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали множество верующих. 8 ноября 1816 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, деревянный монастырский храм сгорел, а медная гробница, в которой хранились мощи святого, расплавилась. Обожженные частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За неповиновение их зверски истязали, а затем бросили на съедение псам. Мощи их христиане тайно перенесли в Чернигов. Аука По древнерусским поверьям, дух леса, который в отличие от лешего не спит ни зимой, ни летом. Любит морочить голову человеку, заведет в глушь и так водит его, пока человек не погибнет. Афанасий Брестский Игумен, преподобномученик († 5.09.1648), умучен врагами Православия – католиками и униатами. Мещанин Афанасий Филиппович в молодости служил при дворе польского сановника Сапеги, но вскоре решил порвать с миром и принял монашество в православном монастыре в г. Вильно. Здесь же св. Афанасий был рукоположен во священника. Он был назначен настоятелем Дубойского монастыря под г. Пинском, но спустя 3 года захватившие обитель иезуиты изгнали его. Для поддержки православных монастырей святой предпринимает путешествие в Москву, где получает щедрую милостыню от русского царя Михаила Федоровича. По возвращении св. Афанасий был назначен настоятелем Брестского Симеонова монастыря. Стремясь облегчить положение православных, преподобный приезжает в Варшаву, чтобы обратиться к высшим польским властям – сейму и королю. После выступления в сейме св. Афанасий был заключен в тюрьму. Ненавистники Православия, дождавшись освобождения святого, схватили его и после жестокой пытки расстреляли в лесу. Память прмч. Афанасию отмечается 5/18 сент., 20 июля/2 авг. (обретение мощей в 1666) и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. Афанасий Ломонос (Афанасий и Кирило) Народное название дня свт. Афанасия Великого Александрийского патриарха, св. Кирилла, архиеп. Александрийского, а также свв. Кирилла и Марии, родителей св. Сергия Радонежского, 18/31 янв. Афанасий Великий в русском народе известен под именем Ломоноса, т. к. обыкновенно около дня его памяти бывают сильные морозы, во время которых многие отмораживали себе лица. Потому крестьяне справедливо замечали: «На Афанасия береги нос». От имени этого святого лютые морозы эти назывались Афанасьевскими. На основании подобного же наблюдения русские люди по созвучию имени др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любил и люблю я Брест-Литовск, основание которому, по некоторым древним источникам, положили монахи, поселившиеся в этой местности в первые времена введения христианства на Руси и основавшие монастырь во имя преп. Симеона Столпника. Этот монастырь дал начало городу, в котором процветало Православие до соединения Литвы с Польшей. С введением унии, вопреки воле верующего народа, несмотря на протесты большинства представителей Православной Церкви и Земских Соборов, некоторые православные храмы были обращены в униатские, другие, в том числе Рождественский монастырь, разрушены и сожжены, упразднен Симеоновский монастырь. Многострадальный Брест, город великого борца за Православие преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, встречал в знаменательный в истории Церкви Христовой день Святой Троицы 1941 года своего правящего епископа Венедикта, архипастыря восстановленной Брестской епархии. В 1938 году, будучи еще в сане архимандрита, он посетил нас с чудотворным образом Жировицкой Божией Матери. Свыше 6 месяцев хлопотали мы о получении от гражданских властей разрешения на посещение Владыкой его стольного города – Бреста. Встреча архипастыря была сердечной и торжественной. У входа в церковную ограду его встретили многочисленные дети в летних белых платьицах, посыпая цветами путь шествия Владыки к храму. Староста храма – с хлебом и солью, дивный мощный хор... Отбыл Владыка из Бреста к месту своего жительства в Жировицкий монастырь, поручив мне организацию Епархиального Управления, назначив меня Указом от 11 декабря 1941 года благочинным Брестского Округа и председателем Епархиального Управления Брестской епархии. Этому назначению предшествовала резолюция митрополита Пантелеймона от 23 июня 1941 года за 273 о возведении меня в сан протоиерея «за стойкость в Православии в дни гонений на веру и за ревностные труды в Церкви Христовой». Резолюция писана в Жировицком монастыре, до него еще не докатились немецкие танки и грохот орудий с 21 на 22 июня начавшейся немецко-русской войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010