Архив Пн Патриарший экзарх всея Беларуси совершил чин на основание старообрядческого храма в честь пророка Илии в Минске 3 августа 2021 г. 12:36 2 августа 2021 года, в день памяти пророка Божия Илии и празднования обретения мощей преподобномученика Афанасия Брестского, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил чин на основание старообрядческого храма общины в честь пророка Илии в Минске. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный 2-го Минского городского округа, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Минска, председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Игорь Коростелев; настоятель единоверческого храма святителя Николы в Студенцах г. Москвы игумен Петр (Васильев); клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска иерей Дионисий Ковалев. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента храма святителя Николы в Студенцах г. Москвы Василия Сорокина. По окончании богослужения владыка Вениамин обратился к присутствующим со словом назидания. Затем Патриарший экзарх ознакомился с планом строительства храма и пообщался с прихожанами. С 1998 года община в честь пророка Илии в городе Минске входила в состав Древлеправославной поморской церкви, в 2005 году собрание общины приняло решение о восстановлении священства и вхождении в Белорусскую Православную Церковь Московского Патриархата. В 2006 году постановлением Синода БПЦ община была принята в юрисдикцию Белорусской Православной Церкви как «Старообрядческий приход в честь святого пророка Илии в городе Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата)». Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5833788.ht...

В августе 1946 года церковь открыла всё таки свои двери для прихожан. В ней стали проводить богослужения, хотя священник туда назначен не был, а временное обслуживание этой церкви епархия поручила священнику второй витебской, Казанской церкви. Покровская церковь расположена в центре города, а Казанская в 4 км от неё, в рабочем посёлке. Когда же выяснилось, что здание Покровского храма нуждается в довольно крупном ремонте, несмотря на своё обязательство ещё до открытия церкви произвести этот ремонт, учредители общины через некоторое время заявили о своём отказе от церковного здания - и церковь была закрыта. В 1947 году здание было обследовано комиссией, которая установила, что церковь может быть восстановлена. Трещины за полгода наблюдений не увеличились, но без крыши здание начнёт разрушаться, что и происходило в течении сорока последующих лет. В 1980-х гг. заброшенное здание собирались уничтожить. Но этому помешала начавшаяся в СССР Перестройка. Витебская интеллигенция, объединившись в клуб " Узгорье " провела 40 субботников по расчистке здания. В 1986 году было принято решение восстановить здание храма. В 1987 году начата реставрация по проекту витебских архитекторов И. Ратько и Б. Ляденко. 20 ноября 1989 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР постановил зарегистрировать в Витебске " Второе религиозное общество " Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в храме состоялось первое богослужение. Реставрация Свято-Покровского собора была завершена в 1992 году, когда на Витебщине проходили празднования в честь 1000-летия Православия на Беларусии. 25 сентября 1998 года собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Об этом напоминает памятная доска, размещённая на западном фасаде здания. 27 сентября 2009 года Покровский собор посетил следующий Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл. В бывшем монастырском корпусе разместился приписной храм во имя святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Покровский собор расписан московским иконописцем Владимиром Александровичем Сидельниковым, членом Российского Союза художников. С сайта: www.evitebsk.com/wiki/Храмы Витебска и окрестностей/Покровский собор Комментарии и обсуждение К собору приписан крестильный храм в честь прмч. Афанасия Брестского (210015, г. Витебск, ул.Шубина, 2.). sppsobor.by --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03721

Церковь и монастырь неоднократно разорялись и восстанавливались. Настоящим бедствием для Коложи стал Неман, чьи воды постоянно подмывали песчаную гору, на которой стояла церковь. С 1738 года сохранилась подробная опись базилианского монастыря на Коложе, составленная Игнатием Кульчинским, в котором имеются данные о том, что берег Немана подошел вплотную к храму и нуждается в укреплении. Принимаемые меры не давали результатов. Когда у противоположного берега лесопромышленник для нужд своего предприятия устроил плотину, русло Немана изменилось, и его воды устремились в сторону Коложи. В 1839 году Коложский монастырь был вновь преобразован в православный, а в 1842 году возведен в степень 2-го класса. 20 сентября 1893 года был возведен храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского. В советское время монастырь был закрыт. Борисоглебский храм был возвращен Церкви в 1991 году и в настоящее время является приходским. Храмы: Афанасия Брестского, Бориса и Глеба. http://drevo-info.ru/articles/18052.html В исторической части Гродно, на высоком правом берегу Немана, неподалёку от старинного замка, стоит небольшая церквушка во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, известная также как Коложская - по названию урочища, которое когда-то находилось на этом месте. Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодовичей и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. В честь первых русских святых Всеволод Давыдович Гродненский назвал своих старших сыновей, которые после смерти отца зимой 1141 года возглавили Гродненское княжество. Наличие храма с Борисоглебским посвящением в древнем Гродно и соответствующей практики имянаречения местных князей со всей очевидностью доказывает, что культ первых русских святых являлся частью церковной жизни Гродно XII века. По другой версии - храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Возведение церкви осуществлялось на месте урочища Коложань (слово " коложень " обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками.

http://sobory.ru/article/?object=03898

В городе никто в эту ночь не спал. «В ночь, когда замучили покойного, великий трепет напал на нас и на всех мещан от этих дел, — пишут составители этой скорбной повести, послушники Брестского монастыря, ученики прп. Афанасия, следившие, скрываясь в кустах, за последними минутами своего наставника. — Ночь была ясная, не виделось облака, а молния была ужасная и разливалась по всему небу...» 1 мая, по указанию одного мальчика, было найдено тело покойного. Откопали его ночью и на другой день похоронили в монастыре в Симеоновском храме. Тление не коснулось его, но оно носило следы пыток и ружейных пуль. Лицо покойного почернело от пороха. Язык усох между зубами. «Думаем, что его похоронили еще живого, и это сделалось с ним от великой тяготы смертной. Бог благодатию Своею да утвердит нас в благочестии и да пошлет терпение имени Его ради святого», — так заканчивают повествование о злострадании св. преподобномученика Афанасия Брестского его верные ученики. Святые мощи его сгорели в 1816 г., но останки их почивают в раке в городском Симеоновском соборе. Сильна и живуча в Западной Руси память прп. Афанасия. Но до XIX в. чудеса его не записывались. В 1856 г. от святых мощей его получил исцеление десятилетний мальчик Александр Поливанов, уроженец Владимирской губернии, и отец его соорудил для них драгоценную раку. В I860 г. протоиерей Василий Соловьев получил исцеление от грыжи, угрожавшей ему смертью. Житие св. преподобномученика Афанасия было впервые написано в XVII в. по-польски студентами Киево-Братской школы по дневникам его и запискам его послушников. • На Брестском соборе было объявлено единение (уния) Православной Церкви Юго-Западной России с Церковью Римско-католической. Внешне это событие отвечало духу Евангелия, но на деле способствовало попранию православной веры и русской народности в Юго-Западной России, которая в XVI в. входила в состав Польско-Литовского государства. Уния была объявлена действительной даже без выслушивания православной стороны, и все несогласные с решением собора были преданы анафеме.

http://sedmitza.ru/lib/text/437612/

1.1.7. Таким образом, можно констатировать, что во многих акафистах произошел переход 1) от воспроизведения конкретной лексемы «звезда» (как правило, в составе словосочетания «боготечная звезда») к употреблению синонимов и квазисинонимов и далее — 2) к более абстрактному уровню: к раскрытию темы света при помощи различных лексических и грамматических средств. 1.2. И6. 1.2.1. В абсолютном начале этой строфы у подавляющего большинства акафистов из анализируемого сборника обнаруживаем различные формы глагола «возсияти»: « Возсияли есте нам святии, украшеннии обильно многоразличными дары» (акафист всем русским святым [АРС 1: 26]), « Возсия и прославися обитель твоя» (акафист преподобному Александру Ошевенскому [АРС 1: 150]), « Возсияв от Римския страны ... просветил еси чудным твоим житием землю Новоградскую» (акафист преподобному Антонию Римлянину [АРС 1: 273]) т. п. 1.2.2. Вполне естественно, что субъектом «воссияния» (или объектом уподобления святому и его житию) часто являются всё те же «звезда», «свет», «светило», «свеща», «светильник» и др.: «Возсия свет радости в богоугодней души твоей» (акафист преподобному Авраамию Городецкому [АРС 1: 77]), «Возсиял еси ... яко солнце пресветлое , лучами добродетелей сияющее, души и сердца верных духовно просвещающее» (акафист преподобномученику Адриану Пошехонскому [АРС 1: 106]), «Возсия в богохранимей души твоей истинный боговедения свет » (акафист преподобному Александру Куштскому [АРС 1: 137]), «Возсиял еси в пустыни Свирстей богосветлое светило » (акафист преподобному Александру Свирскому [АРС 1: 164]), «Возсиял еси яко свеща многосветлая в земли Российстей, просвещая всякаго человека ... светом истины» (акафист преподобному Амвросию Оптинскому [АРС 1: 195]), «Возсия богоугодное житие твое яко красная заря » (акафист преподобной Анне Кашинской [АРС 1: 224]), «Возсиял еси на горах киевских ... яко денница светлая » (акафист преподобному Антонию Печерскому [АРС 1: 240]), «Возсиял еси яко звезда светлая , лучами святыни озаряя Россию» (акафист преподобному Антонию Сийскому [АРС 1: 310]), «Возсиял еси ... яко светильник , светяй на свещнице истинныя веры Христовы ... озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия» (акафист преподобномученику Афанасию Брестскому [АРС 1: 395]), «Возсиял яко лучезарное солнце ... Новград блистанием премудрых учений твоих чудно озарил еси» (акафист святителю Евфимию Новгородскому [АРС 2: 177]), «Возсиял еси житием твоим ... лучезарнее сияния севернаго, светом Евангелия Христова отечество наше просвещая» (2-й акафист праведному Иоанну Кроштадтскому [АРС 2: 323]) и др.

http://bogoslov.ru/article/486196

На основе жития в 1819 г. (по др. данным, в 1825) архим. Маркиан написал стихотворный «Памятник о новом преподобномученике Афанасии Филиповиче». В нач. XIX в. в мон-ре сгорел храм Симеона Столпника и пропал ряд бумаг, относящихся к А. Медная рака с мощами мученика расплавилась, но свящ. С. Литовский с прихожанами отыскал частицы мощей, и они были помещены на оловянном блюде в алтаре трапезной церкви. В 1823 г. мощи были переложены в деревянный ковчег и поставлены в церкви, в 1857 г.- помещены в серебряный позолоченный ковчег, пожертвованный Н. А. Поливановым в благодарность за чудесное исцеление своего сына по молитве к А. (В 1935 ковчег (52,4 ´ 26 ´ 3 ´ 27 см) был передан в ГИМ из Антирелигиозного музея искусств в Донском мон-ре.) В 1894 г. над ковчегом была изготовлена сень с изображением преподобномученика. В 1893 г. в гродненском Коложанском мон-ре построили храм во имя А. Осенью 1894 г. частица его мощей была пожертвована в Леснинский жен. мон-рь . Тропарь и кондак А. написаны архим. Маркианом 30 авг. 1819 г. Канонизация А. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рого установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 апр. 1984 г. В Минее (МП) под 5 сент. помещена бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова ) А., под 20 июля - тропарь и кондак святому. В тексте службы Собору Белорусских святых А. упомянут во 2-м тропаре 3-й песни канона утрени. Соч.: Диариуш//РИБ. Т. 4. Кн. 1. Стб. 49-156; то же// Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович: Жизнь и творчество. Минск, 1965. С. 97-179. Ист.: Житие прмч. Афанасия (Филипповича)//Волынские ЕВ. 1868. 32. С. 1086-1088; Минея (МП). Сент. С. 146-157; Июль. Ч. 2. С. 456; Май. Ч. 3. С. 471. Лит.: Соловьевич А., прот. Сказание об игумене (бывшего) православного Берестейского Симеоновского мон-ря Афанасии Филиповиче... собранное из док-тов, хранящихся при брестской Симеоновской церкви//Литовские ЕВ. 1863. 23. С. 900-909; 24. С. 927-940; то же//Волынские ЕВ. 1868.

http://pravenc.ru/text/76850.html

Не забуди, чудотворче святый, и святый храм (дом) сей и приход наш: сохрани и соблюди их молитвами твоими от всякаго зла. Ей, святче Божий, сподоби нас кончину благую улучити и Царствие Небесное унаследити, да прославим дивнаго во святых Своих Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь. Молитва преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому О, великий угодниче Христов, святый преподобномучениче Афанасие! К тебе мы грешнии и смирении, яко теплому нашему заступнику и скоропослушнику, молитвенно прибегаем и из глубины сердца взываем. Призри на ны скоро и умоли человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по великой Своей милости. Охрани нас заступлением от облежащего нас суемудрия и неправоверия, и яко пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова и во дворы Господни сия всели. Огради нас от соблазна, ересей и расколов и настави твердо в вере Православней подвизатися. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным ходатайством умолити Господа, да ниспослет нам тихое и богоугодное житие, уврачует Своею благодатию наша болезни душевныя и телесныя, согреет наша сердца любовию друг ко другу и сотворит нас братолюбны и единомысленны. Испроси такожде у Господа и всего потребнаго для жития нашего телеснаго: земли плодородия, благорастворения воздухов и мирнаго устроения. Страну нашу и веси и грады охрани молитвами твоими от огня, потопа, труса, вражескаго нашествия и внутренних нестроений. Егда же приспеет час кончины нашея, утверди в нас память смертную, да и мы, в истинном покаянии и чистым сведением совести нашея представшие ко Господу, сподобимся деснаго стояния и со всеми святыми воспоем славу Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь. благоверному князю Глебу, во святом Крещении Давиду Тропарь благоверному князю Глебу, во святом Крещении Давиду, глас 4 Мучениче Господень,/прославляемь веры твоея ради,/княже Глебе,/труждающимся быстрый помощник/и немощным надежда еси,/ты бо недуги врачуеши притекающим к тебе с верою./Темже и мы верою молимся:/от бед избави нас,//чтущих любовию память твою.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

Однако церковное догматическое учение дано всем народам на все времена и сосредоточено, прежде всего, на высшем смысле человеческой жизни – личном спасении души и богообщении и обожении, соединении с Богом человечества (впрочем, происходящее в народах и государствах). Поэтому для использования догматического учения в качестве идеологической силы, воплощающейся в определенном общественном строе и, в частности,устрояющей жизнь данного народа во всех ее частях с учетом конкретно-исторических условий, необходимы творческие усилия верующих мыслителей и, соответственно, в частности, в самом данном народе. Творческие усилия, которые, в конце концов, должны сложиться в определенное теоретическое учение и общественное течение. Но именно таким учением и течением для народа Белой Руси является западноруссизм и иное найти невозможно! По своей сути, западнорусское течение является частью учения православной Церкви, продолжением догматического в приложении к истории русского народа в целом и его западных самобытных ветвей. Если мы обратимся к такому важнейшему критерию идеологии как личность представляющих ее лиц, ее ключевых авторитетов, то среди представителей западноруссизма мы обнаружим исключительно более ли менее воцерковленных православных верующих и, наоборот, православные верующие белорусы, имевшие обобщенные общественные убеждения, практически без исключения являлись западноруссистами – как в XIX веке, когда возникло само данное понятие, так и в период с XV до XIX вв., когда для него имелось в наличии действительное историческое содержание. Заметим, что среди таковых мы находим всех без исключения белорусских святых и выдающихся церковных деятелей, включая преподобномученика Афанасия Брестского, святителя Георгия Конисского, святителя Иосифа Семашко. Напротив, если возьмем любого из авторитетных представителей других конкурирующих идеологий (из числа указанных 3 осевых антропоцентрических), то там мы не найдем ни одного не то что святого, но просто твердо верующего православного человека.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/04/zapadn...

Радуйся, сущим в напастех скорый помощниче; Радуйся, обидимым крепкий заступниче. Радуйся, паствы твоея во благоустроении жития церковнаго мудрый руководителю; Радуйся, малодушием колеблемых верный укрепителю. Радуйся, враждебных наветов достохвальный отразителю; Радуйся, беспомощных присный защитителю. Радуйся, оградою крепкою обидимых явивыйся; Радуйся, пред лицем сильных мира сего изрещи правду не убоявыйся. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 7 Хотяй непрестанно житием своим Богу благоугождати, подвигоположник был еси, Преподобномучениче Афанасие, неослабный образ братии твоей подая в трудах, бдениих и пощениих, с любовию поучал еси их, призывая служити Богу и пети Тому: Аллилуиа. Икос 7 Новаго подвига иноческаго жития вожделев, не отринул еси прошения иноков обители Дубойския возложити на тя бремя во благоугождении ея и, шед во обитель сию, узрел на пути мужа убога, еле жива суща, и самарянину милосердному подобищася, подъял еси его на рамена твоя и несл еси, внимая неизреченным его глаголам: сей же муж, внезапну скрывыйся от тебе, назвался сладчайшим именем Иисус. Сего ради и мы, тайне твоего боговидения дивящеся, со умилением тебе вопием: Радуйся, ко милосердию душу твою предуготовавый; Радуйся, образ сострадания людям собою явивый. Радуйся, глаголы Господни слышати сподобивыйся; Радуйся, откровение дивных тайн от Бога восприявый. Радуйся, боговидче Христов. Радуйся, боговидцу Моисеови уподобивыйся. Радуйся, таиниче Божий, еще на земли небесных благ вкусивый; Радуйся, яко Сам Пастыреначальник Иисус призвати тя на подвиг благоволивый. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 8 Странен и безумен показался еси людем, Преподобномучениче, егда Христа ради юродство восприяв на стогнах царствующего града истину Святыя Православныя Веры защищая и гневом Божиим отшедших от сея истины устрашая, восклицал еси: горе отступником и неверным, вера бо Православная яко солнце возсияет. Мы же словеса сия, яко пророчествие приемлюще молитвенно к тебе взываем: обьюродевший ум наш на стезю истины направи, да с тобою взываем Богу: Аллилуиа. Икос 8

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Весь еси желание мое и радость моя, сладчайший Иисусе, взывал еси ко Господу, Преподобномучениче, егда веден был на место мучения твоего, душу бо твою предав в руце Божии, тело твое сладце предал еси в руце мучителей твоих. Таковая любовь твоя ко Господу и кротость твоя мучителей смути, и сего ради один от воин, от его же руки повинен был еси прияти смерть, дивяся мужеству твоему, благословения отеческаго и прощения за сие безумное дело у тебя испроси. Мы же, благоговейно воспоминающе сие, похвалами ублажаем тя сими: Радуйся, любовию ко Христу, аки многоценным бисером, душу твою украсивый. Радуйся, действенным проповеданием сия любве верный путь во святыя нам указавый. Радуйся, мужественным смирением врагов твоих удививый. Радуйся, кротостию твоею ослепленным враждою к тебе мучителей умное прозрение даровавый. Радуйся, мужественно смерть претерпевый. Радуйся, небесную Иисусову сладость вкусивый. Радуйся, немолчныя исповедников слава. Радуйся, предивная мучеников похвало. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 9 Вси видящи тя в темничнем заточении, Преподобномучениче, зело дивляхуся твоему непоколебимому стоянию за веру истинную святую, заветы бо отеческия соблюдая, не токмо не устрашился еси уз, оплеваний и поруганий, но мужественно вся сия терпя за Христа, слезнаго исполнивыйся умиления, благодарственно воспевал еси Богу Аллилуиа. Икос 9 Витии многовещании не возмогут изрещи радости тоя великия, ею же исполнены быша сердца достигших верно чтити святую память твою: сии, веселием одержимы помыслиша воздвигнути храм на месте мученическия кончины твоея, место же сие и по триех ста летех по кончине твоей сохрано было в памяти верных. Терн бо, прорастший на крови твоей, яко свидетель неложный соблюдаше место сие от людскаго забвения, и свеща во гробе твоем, юже имел еси в руцех твоих в час кончины твоея, истиствова место твоего упокоения. О сем убо радующеся, вернии восклицаху ти: Радуйся, путем тернистым жития твоего греховная тернии души твоея умертвивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010