Вскоре после кончины его начали истекать благодатные исцеления от его гроба. Ростовский митрополит Кирилл, будучи в преклонных летах, долго оставался без употребления ног и рук; услышав о чудесах блаженного, он велел нести себя к его могиле и здесь после молитвы получил исцеление. Это было за полтора года до его смерти и след. в 1618 г. Память блажен. Иоанна местно чтится в день кончины его и 12 ноября. 1 Страдание преп. Афанасия брестского Уже Медведев в свое время писал: «имать церковь Христова малороссийская в Бресте, литовском граде, прежде 40 лет веры ради страдавшего иеромонаха Афанасия, которого и доселе нетленны мощи пребывают». 2 Георгий Конисский в свое время радостно говорил вслух православных и неправославных: «к числу нетленно почивающих святых надобно отнести преподобномученика нашей церкви Афанасия Филиповича, убиенного римскими католиками за веру в нашем православном загородном брестском монастыре, уже более полтораста лет Божиею силою цело и невредимо почивающего». 3 Блаженный Афанасий, сын благородных и благочестивых родителей, получил в молодых годах своих высокое образование, так что мог учить других языкам латинскому, польскому и русскому. – В 1622 г. гетман Сапега, по воле короля, отдал ему на воспитание мнимого сына Марины Мнишек, шляхтича Лубу; по распоряжению Сигизмунда отпускали на содержание дорогого человека до 6000 злотых в год: блаженный наставник жил с питомцем своим в брестском монастыре. – Владислав, не желавший быть орудием иезуитов, как был его отец, уменьшил выдачу жалованья до 100 золотых. 4 – В 1627 г. блаженный принял монашество в Вильне; потом жил в обителях Кутеинской и Межигорской. Искренний подвижник благочестия и образованный защитник св. веры поставлен был в наместника обители Дубовской, что под Пинском. В 1636 г. по распоряжению канцлера Радзивилла Дубовский монастырь отдан был иезуитам, и православные иноки выгнаны были из своей обители. Блаж. Афанасий перешел в купятицкий монастырь: но и здесь не было покоя от папизма. В 1637 году Афанасий отправился для сбора милостыни в Белоруссию и отселе в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С момента возведения до 1991 г. принадлежал военным. После развала Советского Союза воинские части были выведены с этой территории. Здание оказалось заброшенным, подверглось разграблению. В ужасающем полуразрушенном состоянии оно было передано Церкви. Но какой из двух монастырей возрождать? Решено, что женскую обитель логичнее было бы отдать под водительство Богоматери. На тот момент считалось, что Рождество-Богородицкий монастырь более древний. К тому же известно, что свою последнюю литургию преподобный Афанасий Брестский отслужил в храме Рождества Пречистой Девы Богородицы одноименного монастыря. Только в 2009 г. были впервые вычислены координаты Свято-Симеоновского монастыря. По милости Божией оказалось, что современная обитель расположена на части его территории. Фактически сразу же обнаружено и сообщение в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «основание Брест-Литовска положили православные монахи, поселившиеся в этой местности в первые времена введения христианства в России и основавшие общежительный монастырь во имя преподобного Симеона Столпника; этот монастырь дал начало городу, в котором процветало православие до соединения Литвы с Польшею». Брест, а точнее Берестье, впервые упоминается в Новгородской первой (синодальной) летописи под 1017 г., а в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях под 1019 г. В «Истории Минской архиепископии (1793—1832)» подтверждается: «Брестский Симеоновский монастырь основан не позже XIII столетия». Таким образом оказалось, что судьбы обоих обителей вплетены в историю современной и тесно переплетены в древности. Из «Диаруша» известно, что игуменом обоих с 1640 по 1648 гг. был преподобномученик Афанасий Брестский. Их объединяло не только местоположение, но и общее братство, общая борьба с Брестской церковной унией 1596 г. До самого своего закрытия они сохраняли православие. В период с 1699 по 1735 гг. прекратил свое существование Богородице-Рождественский монастырь, а в 1824 г. уже российскими властями был упразднен Симеоновский.

http://sobory.ru/article/?object=13540

http://www.guidebook.by/architecture/ Со дня освящения и по сегодняшний день Симеоновский кафедральный собор г. Бреста не прекращал нести свой молитвенный подвиг. На его долю выпали нелёгкие испытания: войны, нашествия иноверцев, уничтожение святынь. Но при помощи всеукрепляющей Силы Христовой Храм выстоял, о чем ярко свидетельствует тот факт, что храм при всякой власти никогда не закрывался и богослужения в нем не прекращались, храня и поддерживая Православие на Берестейских землях во все переломные моменты истории. Никто не отважился разместить здесь музей или отдать помещение под склад. Невольно вспоминаются в связи с этим слова преподобномученика Афанасия Брестского, произнесенные им перед праведной кончиной и начертанные на гробнице, где покоятся его мощи: " Где мое тело сие израненное и острупленное за Имя Божие положено будет, там никогда же собрание злоумышленник и супостат вредить не может, даже до последнего изречения Праведнаго Судии Христа " . Симеоновский кафедральный собор имеет долгую и сложную историю. Название собора восходит к древнему одноименному монастырю, который размещался на территории современной Брестской крепости. Все строения монастыря были деревянными, потому неоднократно страдали от пожаров. Пожар 1819 г. окончательно разрушил последнюю Симеоновскую церковь. По распоряжению Святейшего Синода в 1823 г. монастырь св. Симеона Столпника был упразднен, а Симеоновская церковь была обращена в приходскую. В 1824 г. монастырь закрыли по причине малочисленности насельников и бедности. После этих трагических событий на протяжении двух десятков лет богослужения совершались в домовой трапезной Свято-Благовещенской церкви. В 1834 г., в связи со строительством крепости, распоряжением правительства монастырская Благовещенская церковь и все строения монастыря были разрушены, а их территория отдана под укрепление строящейся крепости; сам же город был перемещен на три километра в восточном направлении. Православная церковь долгое время странствовала по различным зданиям, пока дворяне Куровский, Бунинский и Молевский не обратились к российскому правительству с просьбой выстроить новую церковь на Кобринском форштадте. Переписка между различными ведомствами длилась более 30 лет. И, наконец, указом Императора Николая I было разрешено строительство, но приступить к нему смогли только во время царствования Александра II. Храм решили строить за средства, полученные в виде компенсации за церковное имущество, земли и здания, отчуждённые при строительстве крепости.

http://sobory.ru/article/?object=11051

В 1762 г. Георгий Конисский попадает на коронацию императрицы Екатерины II, к которой обращается с докладом о состоянии православия на территории Польши, а затем, получив царскую грамоту, отправляется в Варшаву, чтобы отдать поклон новому польскому королю – Станиславу Понятовскому и также доложить о текущее состоянии православной церкви. В 1783 г., когда часть территории Беларуси в результате первого раздела Речи Посполитой оказалась в составе Российской империи, и Георгий Конисский был возведен в сан архиепископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского, а затем стал членом Священного Синода. Скончался 5 апреля 1793 г. Значение и вклад Георгия Конисского в развитие и защиту православия на Белой Руси Политическая подоплека и опасность церковной унии заключалась в том, что за ней сохранялся богослужебный обряд по православному чину. Однако все последователи унии в обязательном порядке должны были признать главенство римского папы, что Георгий Конисский считал крайне недопустимым. «Главою Церкви именуется один Спаситель, Который возлюбил Церковь как невесту Свою, и Себя вручил ей, Кровью омыл ее, душу положив за нее», – писал святитель Георгий. Единому же епископу присягать как самому Апостолу, который по сути собой заменяет Христа, святитель считал грехом. Об этом святитель говорил как-то сказал на проповеди, которую он произносит во время совершения чина возврата одного приходского храма из унии в лоно православной церкви. Кроме того, период унии на Белой Руси ознаменован гонениями на православие, которые сопровождались не только угрозами, но и реальными фактами насилия, физической расправы и издевательств со стороны униатов как над церковным клиром, так и мирянами. Доказательством проявления жестокости униатов служит пример Афанасия Брестского, которого униаты живым закопали в землю, за что Афанасий был канонизирован в чине преподобномученика. Вот так по словам святителя происходило введение унии на территории Беларуси: «Во все правительственные и судебные уряды малороссийские посланы поляки с многочисленными штатами; города заняты польскими гарнизонами, а другие селения их же войсками; им дана власть всё то делать народу русскому, что сами захотят и придумают, а они исполняли сей наказ с лихвою, и что только замыслить может своевольное, надменное и пьяное человечество, делали то над несчастным народом русским без угрызения совести; грабительства, насилие женщин и самых детей, побои, мучительства и убийства превзошли меру самых непросвещенных варваров.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/06/...

На территории последнего возведена часть укреплений Брестской крепости. Фактически накануне празднования тысячелетия города возродилась монашеская жизнь на Брестчине. Первый молебен на территории современного монастыря был отслужен 4 декабря 2001 г. на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Однако по-настоящему годом рождения обители стал 2002 г. С одной стороны, в соответствии с определением Священного Синода Белорусского Экзархата 20 февраля 2002 г. Рождество-Богородицкое сестричество было преобразовано в монастырь официально. С другой — ровно через год после первого молебна — 4 декабря 2002 г. состоялось освящение престола домовой одноименной церкви монастыря. Если в момент открытия в 2002 г. в монастыре было 11 насельниц, то в 2009 г. их насчитывается уже 26, а в 2013 г. — более 30. Заметно увеличилось количество прихожан, которых домовая церковь просто не способна вместить. В 2011 г. появился летний храм. Несмотря на то, что в 2005 г. городские власти выделили Свято-Рождество-Богородичному женскому монастырю в постоянное пользование бывший «казематированный редут» Брестской крепости (двухэтажное здание) и 88 соток земли, однако для постоянно растущей обители этого не достаточно. В одном тесном корпусе находятся церковь, жилые помещения и все службы монастыря. В 2006 г. по благословению епископа Брестского и Кобринского Иоанна при церкви Святителя Николая в селении Вежное Пружанского района началось строительство скита. Богомольцев сюда привлекает древний Никольский храм (1771 г.) и источник, освященный в честь Святителя. Покровителем Свято-Рождество-Богородицкого монастыря, как и всей Брестской земли, является преподобномученик Афанасий (Филиппович). Именно в его честь она и возрождалась. Кроме того, накануне принятия решения о воссоздании монастыря 31 января 2002 г. в Белорусской Православной Церкви был прославлен священномученик архидьякон Никифор (Кантакузен), Экзарх патриарха Константинопольского, который в 1596 г. возглавил Брестский антиуниатский собор. Он стал вторым покровителем обители. Судьбы этих святых переплелись, как и судьбы двух монастырей в одно единое целое. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13540

Несколько раз посетил он наш дом, решил и в хозяйственных нуждах принять участие. Он предложил папе по дешевке целый бочонок керосина. И отцу это было выгодно, и бедному офицеру-скитальцу поддержкой. Бочонок оказался наполненным водой, покрытой толикой керосина. Возможно, не при чем тут офицер, не исключена вина лавочника, во всяком случае, отец никого не бранил. На помощь с одеждой и продуктами откликнулись сектанты, о которых до войны 1914 года не ведал город Брест – их не было в городе, и евреи. Предложение первых папа отклонил, принял помощь от еврейской общины, которая оказала нам в своем госпитале и нужную медицинскую помощь. Они уже знали, как папа спас в Ельце жизнь молодого еврея, оказавшегося сыном раввина. ...После кончины нашей праведницы мамы папа ежедневно, до своей краткой болезни, унесшей его в 1943 году в могилу, совершал Литургию. До эвакуации в город Елец, во время войны 1914 года, папа был уездным надзирателем церковных школ и председателем епархиального училищного совета. Любил он книгу, интересовался новинками в литературе, читал и перечитывал классиков, болея душой за не понятого критиками Гоголя. Дважды Варшавский Митрополит Дионисий предлагал ему архиерейскую кафедру, но по скромности папа отклонял – как сам он выразился – незаслуженное внимание, предпочитая вести пастырскую миссионерскую работу в сане приходского священника. Из-под пера папы вышли два акафиста: Жировицкой Б.М. и преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому, неустрашимому защитнику жестоко папством гонимого Православия, а также капитальные работы, как «История унии» в двух частях, «Римская неправда», «Латинизация Православного Богослужения в униатской церкви», ряд житий святых. Последние годы своей жизни папа работал над критическим разбором переводов богослужебных книг на польский и украинский языки с точки зрения несоответствия их с догматическим и нравственным учением Христовой Церкви Православной. Этот капитальный труд остался в рукописи и, по всей вероятности, печальная участь постигла его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 3 Сила Всевышняго охраняющи тя непрестанно в житие твоем, яве показа тя, яко сосуд избранный во еже служити Богови и наставляти люди ко спасению, тем же и мы таковое Божественное смотрение о тебе зряше, воспеваем купно с тобою хвалебную песнь в Троице славимому Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имущи присно пред очима своима жертву Христову, за грехи людския принесенную, жертвенно предал еси житие твое в руце Божии и, взем крест долготерпения и злострадания, Христу последовал еси: тем же и мы, ублажающе христоподражательное житие твое, воспеваем ти сице: Радуйся, в сердце твоем образ Христа непрерывно носивый; Радуйся, Христу работати и искренно Ему служити люди научивый. Радуйся, яко очесами мысленными к свету невечернему устремлялся еси; Радуйся, яко к небеси путем прискорбным возшел еси; Радуйся, заповедей Христовых и заветов апостольских усерднейший хранителю. Радуйся, спасение душ паствы твоя изрядный рачителю; Радуйся, житием твоим праведным Богу угодивый; Радуйся, наследие царствия небеснаго богоугождением себе улучивый. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 4 Бурю гонений воздвигоша врази противо обители Дубойския, юже устроял, соделал еси, Преподобномучениче, оплотом Веры Православныя, ты же ведением небесным озаренный, вверив судьбы братии твоея Божию Промышлению усердно моляся с нею Богови, взывал ему: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше насельницы града Береста о богоугодном житии иноков Купятницкия обители, просиша игумена сия обители, да изберет единаго из братии поставити во игумена обители Берестейския. Егда же братия недоумеваша, кому же дати жезл игуменства, Промысл Божий жребием каза на тя, яко достойный сосуд божественныя благодати. Тем же и мы, дивяся чудному промышлению Божию о тебе, достохвально взываем ти: Радуйся, пастырю, от самого Бога предуказанный; Радуйся, начальниче обители, свыше избранный. Радуйся, во православии братию обители твоея укрепивый; Радуйся, молитве и терпению житием твоим вся научивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

1.1.2. Напротив, в рассматриваемых акафистах русским святым звезда — это, как правило, метафорическое обозначение самого святого: «Боготечней звезде подобен был еси ... в житии твоем деяньми и ученьми добре паству твою назидая» (акафист преподобномученику Афанасию Брестскому [АРС 1: 394]), «Боготечную звезду показа тя на небесех ... Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светлая, осиявающая царя и царство светом православия и путеводствующая ко угождению единому Богу» (акафист священномученику Ермогену Московскому [АРС 2: 90-91]), «Боготечная звезда явился еси ... и из глубины пустыни твоея духовно светил еси ... Москве» (акафист преподобному Стефану Махрищскому [АРС 3: 501]). Как видим, звезда (или ее гипероним «светило») по-прежнему светит, сияет, а подчас и сохраняет свои путеводные функции. Однако есть и иные случаи: «Боготечней звезде подобяся, якоже елень на источники водныя, сице ты ... потекл еси в пределы вологодския» (акафист преподобному Сергию Нуромскому [АРС 3: 385]) — здесь, как видим, сравнение святого со звездой не получает развития, резко сменяясь другим сравнением (уже не евангельского, а псаломского происхождения); «Богот о чною звездою был еси в мире ... блистая ангельскою чистотою» (мученик Гавриил Заблудовский [АРС 1: 520]) — налицо контаминация выражений «богот е чная звезда» и «богот о чная кровь» , свидетельствующая о непонимании автором смысла употребляемого по традиции словосочетания. 1.1.3. «Звезда» может сочетаться и с другими эпитетами (помимо «боготечная»), например: « Богоявленныя звезды, ихже на тверди российстей яви Солнце премирное, лучами высокия вашея святыни многих просвещающия» (акафист преподобным Антонию и Феодосию Печерским); см. также примеры в 1.1.5. 1.1.4. Тема света реализуется в данной строфе и посредством иных лексем из того же лексико-семантического поля, что и «звезда», а именно: «свет», «светило», «светильник», «лампада», «солнце», «заря», «луч» , например: «Боготечному солнцу уподоби тя ... Господь Бог, в дивном твоем избрании на святительский престол» (акафист святителю Гурию Казанскому [АРС 1: 611]), «Боготечный свет явился еси, бури всех лютых разгоняяй» (акафист святителю Иоанну Шанхайскому [АРС 2: 333]), «Боготечное светило быв, всех к Солнцу правды Христу путеводил еси» (акафист преподобному Мефодию Пешношскому [АРС 2: 599]) и др.

http://bogoslov.ru/article/486196

На богослужении присутствовали председатель Брестского городского исполнительного комитета Сергей Лободинский, заместитель председателя Брестского областного исполнительного комитета Вадим Кравчук и другие официальные лица. Проповедь перед причастием произнес благочинный Березовского церковного округа протоиерей Георгий Шевцов. По заамвонной молитве архипастыри вознесли молитву и совершили славление преподобномученику Афанасия у его иконы с частицей мощей. Архиепископ Брестский Иоанн приветствовал собравшихся и поблагодарил Патриаршего экзарха за архипастырский визит на Брестскую землю и молитву на месте мученической кончины святого Афанасия Брестского. Управляющий Брестской кафедрой поздравил владыку Вениамина с 55-летием со дня рождения и подарил святую просфору и цветы. Председатель Брестского городского исполнительного комитета Сергей Лободинский также приветствовал собравшихся и от имени жителей города подарил митрополиту Вениамину икону Афанасия Брестского. Затем присутствовавших поздравил заместитель председателя Брестского областного исполнительного комитета Вадим Кравчук. С архипастырским словом к верующим обратился Предстоятель Белорусской Православной Церкви: «Прославляя сегодня жизнь и труды игумена земли нашей, святого преподобномученика Афанасия, сохраним в сердцах пример той любви к Богу и ближним, которая воздвигла простого смиренного инока, такого же человека, как и каждый из нас, на несравненную высоту святости. Именно добродетель христианской любви укрепила дух святого подвижника, даровав ему силы и мужество достойно понести крест подвигов просвещения и мученичества, стяжав славу великого сына Белорусской земли. Будем же и мы, воодушевляясь образом жизни преподобномученика Афанасия, испрашивать у Господа ниспослания нам дара любви — любви к Богу, ближним, своему Отечеству! Стяжав этот дар, который дается через глубокую веру в Бога и стремление исполнять Его заповеди, последуем вслед за великим подвижником по спасительному пути служения Христовой Церкви и мужественного свидетельства о Евангельской истине».

http://patriarchia.ru/db/text/6060521.ht...

На богослужении присутствовали уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л.П. Гуляко, председатель Брестского областного исполнительного комитета А.В. Лис, председатель Брестского городского исполнительного комитета А.С. Рогачук, генеральный консул Российской Федерации в Бресте Н.И. Матковский. Богослужебные песнопения исполнил большой хор Воскресенского собора (регент — Лия Кранц). После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Богослужение транслировалось на больших экранах, установленных перед собором, а также на телеканале «Союз». Проповедь перед причастием произнес благочинный церквей Жабинковского округа, настоятель Покровского храма г. Жабинка Брестской области священник Сергий Петрусевич. По окончании Литургии было совершено славление святому равноапостольному князю Владимиру и всем святым, в земле Белорусской просиявшим. От лица епископата, духовенства и верующих Белоруссии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали митрополит Минский и Заславский Павел и епископ Кобринский Иоанн. Правящий архиерей Брестской епархии преподнес в дар Его Святейшеству икону преподобномученика Афанасия, преподобномученика Макария и архидиакона Никифора. Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с  Первосвятительским словом . Митрополиту Павлу и епископу Иоанну Святейший Патриарх Кирилл вручил панагию и крест, изготовленные в честь 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В дар собору Святейший Владыка передал старинную икону двунадесятых праздников. Верующим были розданы иконки св. равноап. кн. Владимира с Патриаршим благословением. Затем был оглашен указ, согласно которому ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов) в связи с успешной защитой докторской диссертации и присвоением ученой степени доктора богословия удостоился права ношения докторского креста. В завершение Святейший Патриарх Кирилл выпустил со ступеней собора голубей и благословил верующих. Воскресенский собор, построенный в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, — самый величественный храм Брестской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4131874.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010