После вознесения Господа Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа, св. апостол Иаков на 34-м году своей жизни был поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви, по свидетельству предания избранный к этому и посвященный Самим Христом во время Его земной жизни 29 . По словам древних христианских писателей, ближайших ко времени апостольскому ( Климент Александрийский ), по вознесении Спасителя, Петр, Иаков Заведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали Иакова, брата Господня, прозванного за его добродетельную жизнь праведным, епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви 30 . В этом случае они действовали, конечно, не без воли Господа. Отсюда можно видеть, как Христос любил праведного Иакова и как его уважали св. апостолы. И в последующей истории апостольской Церкви мы видим св. Иакова, брата Господня, во главе апостолов, несмотря на то, что он не принадлежал к числу двенадцати учеников Христовых. Каким глубоким уважением пользовался в первенствующей Церкви св. Иаков, брат Господень, – можно видеть из свидетельств Нового завета. Ап. Павел называет его вместе с апостолами Петром и Иоанном «столпами Церкви» и между ними первым поставляет Иакова ( Гал.2:9 ). Именем Иакова отличен брат его, апостол Иуда, называвшийся «Иаковлевым» ( Лк.6:16 ; Деян.1:13 ), который соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова ( Иуд.1:1 ), и тем показывает особенную важность апостола Иакова в Церкви апостольской. На соборе апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Рождестве Христовом для решения вопроса: должно ли обращающихся принуждать к обрезанию и соблюдениям ветхозаветного закона обрядового, председательствовал Иаков, епископ Иерусалимский. После долгих споров и рассуждений, после речи ап. Петра и рассказа Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников, св. Иаков заключил соборные рассуждения своей речью, в которой в определенных чертах предложил свое суждение по поднятому вопросу: «Мужи братия! Послушайте меня, – сказал он собранию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот Исаак благословляет Иакова, он говорит ему, куда надо идти и что от него, Иакова, произойдет «множество народов» ( Быт. 28:3 ). Не один еврейский народ – чада Авраама по плоти, но именно «множество народов» ( Быт. 28:3 ), то есть в формате христианства чад Авраама по духу! Почему дважды говорится об одном и том же: «да расплодит тебя» и «да размножит тебя» ( Быт. 28:3 )? Такая, казалось бы, тавтология. Но в действительности, когда говорится: «да расплодит тебя» ( Быт. 28:3 ) – имеются в виду, именно его потомки по плоти, а когда говорится: «да размножит тебя» ( Быт. 28:3 ) – имеются в виду его потомки по духу. И с этим трудно поспорить! «Возлюбленные, когда благословенный Исаак отправлял своего сына в Месопотамию, он являл собой образ Бога Отца, а Иаков – Господа Христа. Отвергнув женщин тех мест, где он жил, благословенный Исаак послал сына за женой в отдаленную страну, потому что Бог Отец отвернет синагогу евреев и пошлет Сына Своего единородного создать Церковь из язычников. Это истинно исполнилось, когда апостолы говорили евреям: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» ( Деян. 13:46 )» 314 . И далее мы читаем: « И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава » ( Быт. 28:5 ). Вот здесь о Ревекке говориться, как о «матери Иакова и Исава» ( Быт. 28:5 ). Она не перестает быть матерью Исава, хотя Исав – злодей. Она продолжает оставаться матерью обоих братьев, и святые Отцы говорят, что она искала спасения и для Исава, и благословений Божьих искала для Иакова, об этом мы уже беседовали выше. Помните этот диалог, когда она говорит: «Для чего мне в один день лишиться обоих вас?» ( Быт. 27:45 ). Имеется в виду, что если Исав убьет Иакова, то Иаков умирает физически, а Исав, который станет убийцей, умирает духовно. Эта женщина до конца боролась за своих двух сыновей. Но то, что она проявила инициативу в деле перехвата благословения от слепого патриарха Исаака, было связано с тем, что она знала внутренние качества Исава, она понимала, что Исав не сможет стать духовным лидером, настоящим патриархом народа Божьего. И если бы это произошло, то это была бы не только трагедия народа Божия, но и личная трагедия Исава.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иакова: они будто бы были представителями воззрений св. Иакова на значение Моисеева закона в христианстве. Так думает Usteri 2406 , Wieseler 2407 , и особенно Lange 2408 . – Но достаточно самого поверхностного сравнения повествования Ап. Павла об этих пришельцах от Иакова с теми местами книги Деяний, где говорится об учении Ап. Иакова касательно значения Моисеева закона в христианстве, чтобы видеть, что воззрения первых и второго – различны между собой до противоположности, не допускающей никакой взаимной связи между ними. Известно, что когда пришли в Антиохию некоторые от Иакова, то св. Пётр, ранее свободно обращавшийся с тамошними христианами из язычников, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных 2409 , так что св. Павел обличал его за то, что он христиан из язычников принуждал жить по-иудейски 2410 . Очевидно, прибывшие были против того, чтобы признавать истинными христианами антиохийских братьев, вступившими в церковь помимо иудейства: они были против общения с ними; очевидно также, что прибывшие от Иакова исполне- —227— ние Моисеева закона считали необходимым для всех христиан из язычников. Но также взгляды могут ли принадлежать тем, кого хотят назвать единомышленниками Ап. Иакова? Так ли учил и так ли поступал сам св. Иаков? Хотя, он, живя в центре иудейства – Иерусалиме, и в христианстве являлся ревностнейшим исполнителем всех-требований ветхозаветного закона, так что от самих иудеев получил за сие имя праведного, однако это исполнение им закона отнюдь не основывалось на убеждении в необходимости закона и в христианстве. Это делалось единственно ради воспитательного влияния на окружающих и было временной мерой апостольского благоразумия для привлечения и удержания в христианстве иудеев, не могших возвыситься до мысли, что в христианстве закон уже не нужен. А сам св. Иаков закон отнюдь не считал обязательным в христианстве: на апостольском соборе в Иерусалиме он решительно высказался против обязательности закона для язычников, принимающих христианство 2411 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таких древнейших Апостольских символов веры дошло до наших времен несколько. Все они немного разнятся между собою, только в букве, только в некоторых речениях; в мыслях же, даже в их расстановке и порядке изложения, не разнятся нисколько. Этот Апостольский Символ употреблялся во всех церквях древнего христианского мира до начала 4 века. В начале же этого века оказалось нужным распространить и разъяснить некоторые речения Апостольского Символа относительно лица Богочеловека – Иисуса Христа, в отражение нечестивой ереси Ария, и относительно третьего лица Св. Троицы – Бога Духа Святого, в отражение ереси Македония, – что и исполнено на 1 и 2 вселенских Соборах. На этих Соборах наш символ получил окончательное изложение на все века, почему и называется Никео-цареградским. Третий вселенский Собор, утвердив Никео-цареградское изложение Символа веры , заповедал употреблять его по всем церквям неизменно не только в мысли, но и в букве, и изрек анафему на всех, кто дерзнул бы изменить его не только в мысли, но и в речении. Так этот св. Символ и хранится доселе во всей Православной церкви греко-восточной и нашей всероссийской. Подобным же образом и совершаемая в нашей православной Церкви Литургия ведет свое начало несомненно от св. Апостолов. Несомненно, что св. Апостолы, в свое время, сами совершали Литургию с таинством Евхаристии, как совершали и прочие таинства – крещение, миропомазание, священство, покаяние, елеосвящение. Апостольский век свидетельствует, что тогда Литургия совершалась по чину Иерусалимской Церкви, по Литургии св. Ап. Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского Епископа, поставленного в этот чин самим Иисусом Христом. При этом нужно заметить, что Литургия, носящая имя Ап. Иакова, была литургиею не его одного, но и всех св. Апостолов, начавших совершать таинство Евхаристии сряду же по сошествии на них Св. Духа. Сперва все Апостолы жили в Иерусалиме, и ломили по домам Божественный Хлеб – Тела Христова, да и по рассеянии из Иерусалима, часто посещали его, вступали в общение веры и молитвы с Ап. Иаковом, и молились, без сомнения, по Литургии Иакова же. Литургия же Иакова, по отношению к другим Литургиям, есть не что иное, как первоначальный образец их. Была еще Литургия Ап. Марка, употреблявшаяся в церкви Александрийской. Но и эта Литургия и все последующие Литургии сходны с Литургиею Иерусалимской церкви Ап. Иакова не только в распорядке церквей, но и в составе их и даже в изложении. Затем известно, что св. Василий Великий сократил Литургию Ап. Иакова для церкви кесарийской; a св. Иоанн Златоуст еще больше сократил ту же Литургию для церкви константинопольской. Но обе эти Литургии совершенно сходны с Литургиею Ап. Иакова, за исключением не многих прибавок, впрочем, не существенных. Таким образом, в Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о мы слышим первоначальную Литургию Апостольскую, только несколько сокращенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

2) Число 12 — священное в Библии. Оно означает полноту избранных. В древности 12 колен связывались с 12 знаками Зодиака, которым соответствовали различные эмблемы, в том числе драгоценные камни (ср. Откр 21,19–20). Эта связь указывает на вселенские замыслы Божии относительно Церкви. Вопросы для повторения 1. Какими событиями мировой истории отмечена эпоха Иакова? 2. Каким рисует Библия образ Иакова? 3. Как именует Иаков Бога? 4. В чем заключалось богопочитание в эпоху Иакова? 5. Как связана история Иакова с древними городами Ханаана? 6. Что означал сон Иакова? 7. В чем смысл его избрания? 8. Укажите две причины, побудившие Иакова идти в Месопотамию. 9. На чем основывалась продажа первородства? 10. Что побудило Иакова вернуться в Ханаан? 11. Что означала «борьба с Богом»? 12. Где Иаков впервые обрел собственную землю? 13. С какими фактами египетской истории связан рассказ об Иосифе? 14. Чем объясняется возвышение Иосифа при дворе? 15. Каковы литературные особенности сказания об Иосифе? 16. В чем его основной смысл? Приложение к §22 1. Рассказ египетского жреца Манефона о нашествии гиксосов Сочинение Манефона (III b. до Р.Х.) «Эгиптика» не сохранилось. Отрывки из него приводятся в книге Иосифа Флавия «Против Апиона». «Бог, неизвестно почему, прогневался, и из восточных стран внезапно напали на нашу страну люди бесславного происхождения, полные отваги, и завладели ею легко, без боя и насильно. Они покорили всех бывших в ней князей, затем беспощадно сожгли города и разрушили храмы богов. С жителями они поступили самым жестоким образом, убивая одних, а других вместе с женами и детьми обращая в рабство. После всего этого они избрали царя из своей среды, имя которого было Салитис. Последний основал свою резиденцию в Мемфисе, обложил данью верхнюю и нижнюю земли (т. е. Верхний Египет и Дельту) и поставил гарнизоны в более подходящих пунктах. Но в особенности он укрепил восточные окраины в ожидании, что ассирийцы когда-либо, собравшись с силами, сделают нападение на его царство, желая завладеть им. Найдя в Сетроитском номе (области), на востоке от Бубастийского рукава Нила, весьма удобно расположенный город, который, согласно древнему религиозному сказанию, назывался Аварис, он обстроил его, укрепил весьма сильными стенами и поместил в нем многочисленный гарнизон» (1,14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

утра), Устав для некоторых особенных дней, в том числе и Великих четвертка и субботы, делает исключение, определяя время совершения литургии в эти дни со строгой точностью, именно, в Великий четверток – в 8-й час дня (по нашему – 2-й пополудни), а в Великую субботу – в 10-й час дня (по нашему – 4-й пополудни) (сн. Ц.В. 1904, 6). 89 В Иерусалимской Церкви, а также на Кипре, в Закинфе и некоторых других местах, и ныне совершается литургия св. ап. Иакова в день его памяти, 23 окт. (Правосл. Собесед. 1892, 3–4). 90 Св. апостолы, как говорит преосвящ. Никанор, архиеп. Херсонский, совершали Божественную литургию по чину Иерусалимской Церкви, по так называемой литургии св. ап. Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского епископа, поставленного в этом чине Самим Господом Иисусом Христом. Нужно объяснить, что литургия, носящая имя ап. Иакова, была литургией не его одного, но и всех свв. апостолов. Известно из книги Деяний, что свв. апостолы начали совершать таинство Евхаристии сразу же по сошествии на них Святого Духа. Сперва, до рассеяния от скорби, бывшей при Стефане, все вместе апостолы проживали, проповедывали и ломили по домам Божественный хлеб Тела Христова в Иерусалиме. Да и по рассеянии свв. апостолы многократно посещали Иерусалим и вступали в общение веры и молитвы с ап. Иаковом. Нет никакого сомнения, что они молились по литургии ап. Иакова же. А что такое литургия ап. Иакова в отношении к другим литургиям? Не иное что, как первоначальный образец их. Были и до нашего времени сохранились и другие литургии апостольские, напр., литургия св. апостола и евангелиста Марка, употреблявшаяся в Церкви Александрийской. Все эти литургии сходны с литургией Иерусалимской Церкви ап. Иакова не только в распорядке частей, но и в составе их и даже в изложении. Затем известно, что св. Василий Великий сократил литургию ап. Иакова для Церкви Кесарийской, а св. Иоанн Златоуст ещё больше сократил ту же литургию для Церкви Константинопольской. Но обе эти литургии, за исключением немногих известных последующих прибавок, совершенно сходны с литургией ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

иером. Филипп (Гарднер) Божественная литургия святого славного апостола Иакова, брата Божия и первого иерарха Иерусалимского От переводчика Предлагаемый текст литургии Святого Апостола Иакова брата Божия и первого Иерарха Иерусалимского переведен с греческого служебника означенной литургии, изданного в 1931 году Александрийской Православной Патриархией. По этому служебнику в Иерусалиме однажды в год, 23 октября, в день памяти святого Апостола Иакова брата Господня, совершается Божественная литургия святого Апостола Иакова. Поэтому настоящее издание не представляет собою издания научно-археологического, а является изданием литургически-живого чина, ибо издаваемая литургия служится в наши в Православной Церкви Иерусалимской, на Кипре и в Александрии. В виду этого, перевод сделан не на русский язык, а на церковно-славянский, т.е. на богослужебный язык славянских Православных Церквей, чтобы сохранить богослужебный характер перевода. Эти же причины заставили нас особенно внимательно отнестись к уставным указаниям, которыми мы и постарались снабдить издание, желая передать не только литургический текст, но и предание внешней обстановки богослужения и богослужебных действий. Примечания эти сделаны нами на основании личного наблюдения во время совершения литургии св. Апостола Иакова Блаженнейшим Тимофеем Патриархом Иерусалимским 23 октября 1935 года в Св. граде Иерусалиме, и дополнены по изданию этой литургии (на греческом языке), сделанному Архиепископом Закифским Дионисием Лата – в тех случаях, когда это требовалось (при служении этой литургии одним иереем с диаконом). Краткие общие сведения относительно истории этой литургии, ее судьбы в восточных церквях, а также более подробные сведения относительно перевод даны нами в вводной статье к изданию настоящей литургии на страницах журнала “Святая Земля” за 1937 года, в каковом журнале и напечатан нижеследующий текст в разных номерах в течение 1937 года. К упомянутой статье мы и отсылаем интересующихся. Долгом своим считаем выразить искреннюю благодарность высокоученому архимандриту Иерусалимской Патриархии о. Каллисту, доставившему нам греческий служебник литургии Св. Апостола Иакова и много помогшему своими учеными советами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Домашнее задание 1. Найти две основные версии, почему послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды называются Соборными (см. Приложение 3). 2. Сопоставить высказывания Иак. и Евр. о вере и делах. Дать объяснение имеющимся параллелям (см.: Кассин (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 355 – 356). 3. возможные решения вопроса авторства Послания Иакова (см. Приложения 3, 4), разобрать аргументацию каждой версии. 4. При помощи святоотеческих толкований (например, у блж. Феофилакта – см. Приложение 1) выяснить, какие диаметрально противоположные понятия вкладывает ап. Иаков в понятие «искушение» ( Иак. 1:2; 1:12 – 13 ). 5. Найти в тексте Иак. все места, говорящие о богатстве и богатых. При помощи святоотеческих и иных комментариев выяснить, какое место занимали состоятельные люди в первенствующей Церкви (бл. Феофилакт, Лопухин и др.). 6. Найти объяснение, к кому обращает ап. Иаков слово об опасности учить других ( Иак. 3 ) (см. Приложение 5). План семинара I. Общие сведения о Соборных посланиях 1. Какие послания называются Соборными и почему? (см. Домашнее задание) 2. Место Соборных посланий в каноне Нового Завета Две древние традиции: 1) Соборные послания после книги Деяний и 2) Соборные послания после Павловых посланий (см. Приложение 3) 44 II. Авторство, адресаты Послания Иакова, время, место и повод написания 1. Личность апостола Иакова брата Господня (см. Приложение 2) 2. Священное Писание о личности ап. Иакова (см. Послание к галатам и др.) 3. Предание Церкви об авторстве Иак. (см. основную литературу) 4. Современные предположения об авторстве Иак. (см. Приложения 3, 4) а) псевдоэпиграф конца I века б) самый ранний законченный христианский текст (47 – 48 гг.) в) устные проповеди ап. Иакова, записанные неким христианином, хорошо знавшим греческий язык 5. Повод написания Иак. а) утешение гонимым иудеохристианам б) опровержение неправильных взглядов на скорби, значение добрых дел и др. в) Иак. как ответ на Послание к евреям (en. Кассиан. С. 356 – 360)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

БЕСЕДА 55. Благочестие и вера Иакова в божественные обетования. Все благоуспешно бывает у того, кому помогает вышняя десница. Убеждение слушателей любить Господа: достоподражаемый пример любви апост. Павла ко Христу. Любовь к ближнему и милостыня; великая сила последней для настоящей и будущей жизни. БЕСЕДА 56. Простота заключения брака в древности и обличение бывших при этом во время Златоуста сатанинских забав. Христианину нужно оставить худые обычаи и обратиться к добрым. Древний обычай многоженства и его искоренение Христом. Любовь Иакова к Рахили и чадородие Лии по божественному изволению. Ревность Рахили и разсудительность Иакова; умножение его семейства. Увещание подражать древним в добродетелях и не прибегать к человеческому могуществу. БЕСЕДА 57. Добродетели праведников изложены в Писании для нашего подражания им. Кротость Иакова в отношении к Лавану и ее сила. Предложенная Иаковом себе награда и необычайный успех ее. Зависть Лавана и обетование божественной помощи побуждают Иакова удалиться из Месопотамии. Вышняя помощь Иакову, преследуемому Лаваном; свидание с ним Иакова и его напоминание о неусыпных трудах при пасении стад; укор пастырям духовного стада. Договор Лавана с Иаковом, запечатленный именем Божиим. БЕСЕДА 58. Ободрение Иакова чрез явление полка Ангелов и продолжающийся страх его пред Исавом; молитва к Богу отцев о помощи, а вместе с тем отправление даров Исаву; новое ободрение чрез Боровшагося с Иаковом и перемену имени его на «Исраиль». Почему Бог и Ангелы являлись праведникам в образе людей? Проявления смирения и угождения со стороны Иакова пред Исавом. Увещание кротости и смирению в отношении к враждующим. БЕСЕДА 59. Умеренность Иакова в приобретении участка земли и обличение современников святителя в любостяжании; вред богатства для детей. Безчестие Дины и гибельность юношеских страстей, требующих обуздания чрез законный брак. Страх Иакова и переселение в Вефиль для совершения жертвоприношения. Увещание заботиться о чистоте юношей. БЕСЕДА 60. Безопасность Иакова, как стяжавшего вышнюю помощь, и новое Богоявление ему в Лузе. Человекообразные выражения о Боге не нужно понимать буквально. Путешествие Иакова от Вефиля в Хеврон и события этого времени. Увещание слушателей — быть неусыпными, сохранять чистоту совести и умерщвлять плоть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2. Боровшийся спрашивал Иакова об имени, Бог же никогда не спрашивал, как имя Моисею или Аврааму. Бог всеведущ. 3. Если бы с Иаковом боролся Бог, тогда не имело бы смысла повторное переименование Иакова Израилем (Быт. 35:10). Слова Иакова «я видел Бога лицем к лицу» трактуются следующим образом: я (Иаков) постоянно предстоял в моей прежней жизни лицу Божию, т.е. ходил пред Ним непорочно, и поэтому Бог помог мне совершить сверхъестественное — одолеть ангела. Сам ангел Исава признает эту победу: «ты с духами боролся, и человека одолевать будешь», но Иаков требует сверх того признать его права на первородство, на благословение отца и на Святую землю. Именно так понимаются слова Иакова: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Любопытно, что о повреждении бедра Иакова в приведенной аргументации не говорится ни слова. Таким образом комментатор снимает с себя неприятную необходимость обсуждать противоречивый характер борьбы. Победа Иакова считается полной и неоспоримой. При этом само единоборство понимается в чисто духовном смысле, а значение имени Израиль толкуется как «воин Божий». Сильной стороной приведенной версии является ее хорошая вписанность в контекст, а также ясная и убедительная позиция по вопросу о смысле борьбы. Борьба происходит на границе, разделяющей Халдейскую и Ханаанскую земли. Иаков готовится перейти реку и вступить во владение землей своего рождения на правах первородства. Исав, уже обещавший ранее убить брата (Быт. 27:41), направляется к нему навстречу с войском в четыреста человек. В этой сгущающейся атмосфере вражды ночную борьбу Иакова естественно рассматривать как некий прообраз или прелюдию, или, наконец, переживание Иаковом предстоящей схватки со своим братом. Дополнительным подтверждением версии может служить эпизод начала главы, повествующий о появлении на пути Иакова Ангелов, при виде которых Иаков произносит слово «Маханаим», что означает сугубое ополчение, или два полка. Раввин Ярхи высказывал предположение, что один сонм — это Ангелы-хранители земли Халдейской, сопровождавшие Иакова до пределов Ханаана, а другой сонм — Ангелы-хранители земли Ханаанской, принимавшие Иакова от первых на «хранение» (17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2799...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010