Необходимо также сделать одно замечание по поводу учения относительно веры и дел в Послании Иакова 2, 14–26 . Некоторые сочли это место полемикой против учения апостола Павла, что человек оправдывается «не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (см. Гал. 2, 16; 3, 2 ; Рим. 3, 20, 27; 11, 6 ; Еф. 2, 9 ). Но когда апостол Иаков настаивает, что «человек оправдывается делами, а не верою только», он полемизирует не с известным учением апостола Павла, а с его превратным пониманием среди некоторых христиан. И хотя акцент в посланиях ставится различно – апостол Павел выделяет особенно веру, а апостол Иаков дела, – но у обоих подразумевается одно и то же учение о вере, которая проявляется через дела. Как для апостола Павла невозможна вера, которая бы не «действовала любовью» ( Гал. 5:6 ), так и для Иакова брата Господня дела не могут существовать без веры: «вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» ( Иак. 2:22 ). И если вера «без дел мертва есть» ( Иак. 2:26 ), то и дела, особенно дела закона, не спасают человека, который не имеет веры в Господа Иисуса Христа. 25.3. Каноничность Соборного послания Иакова   Каноничность послания для многих была сомнительной до IV века, когда послание окончательно было включено в новозаветный канон. В каноне Муратори Соборного послания Иакова нет. Ориген первым начинает использовать его и часто цитирует в своих толкованиях. Также епископ Евсевий считает его «Писанием», хотя при перечислении книг Нового Завета Послание Иакова причисляет к «сомнительным». Епископ Феодор Мопсуестийский отвергает его. С конца IV века Послание Иакова упоминается уже во всех списках канонических книг Нового Завета. Сомнения Лютера, который охарактеризовал Соборное Иакова как «соломенное послание», в настоящее время не разделяются и самими протестантами. В Православной Церкви Послание Иакова почитается особенно за его нравственное учение, а также за упоминание молитвы и помазания немощных елеем (5, 13–15), которое служит основанием от Священного Писания для таинства елеосвящения. 26. Первое и Второе Соборные Послания Петра

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Так же как возникновение пресвитерия, возвышение св. Иакова совпадает с торжеством легалистического христианства, старавшегося соединить воедино закон Моисеев и евангелие Христа. Выступление Иакова в качестве главного руководителя иерусалимской общины связывается с новым преследованием христиан, и именно с казнью Иакова Зеведеева ( Деян.12:1–3 ), когда наиболее нежелательные для иудеев члены иерусалимской общины и прежде всего ап. Петр, а может быть все апостолы 113 , должны были уйти из Иерусалима ( Деян.12:17 ). Как говорит впоследствии сам Иаков, большинство иерусалимской общины состояло из „ревнителей закона“ ( Деян.21:20 ). На основании уже этих фактов можно догадываться, что и сам Иаков с великим почтением относился к закону Моисееву, благодаря чему избежал преследования иудеев и приобрел особенное уважение среди иерусалимских христиан. Так действительно и было. Все, что мы узнаем о нем из Деяний и послания к Галатам, рисует его как человека, чтущего закон и следящего за тем, чтобы он выполнялся и другими христианами из иудеев. Он беспокоится, слыша, что Павел учит иудеев отступлению от Моисея, от отеческих преданий и обрезания ( Деян.21:21 ), и уверен, что вся община будет недовольна действиями Павла ( Деян.21:22 ). Иаков вместе с пресвитерами предлагает ему принести очистительную жертву по закону, чтобы показать всем, что он продолжает соблюдать закон ( Деян.21:24 ) 114 . Люди, окружающие Иакова и приверженные к нему, такие же чтители закона. Сам ап. Петр, принимавший участие в трапезе с антиохийцами, когда пришли они, стал таиться и устраняться, опасаясь их. Вместе с ним „лицемерили“ и другие христиане иудеи и между ними даже Варнава ( Гал.2:12–13 ). В таких же чертах рисуется образ Иакова, брата Господня, и в древнем предании, сохранившемся у Егезиппа в его πομνματα. Егезипп говорит об Иакове: „управление церковью вместе с апостолами принял брат Господень Иаков, от времен Господа и доселе всеми называемый праведным, так как имя Иакова носили многие. Он был свят от чрева своей матери 115 , не пил вина и сикера, не употреблял в пищу никакого животнаго, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Соборное Послание апостола Иакова Сведения о писателе. Писатель первого Соборного Послания называет себя ( Иак.1:1 ) Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа. По верованию Церкви, это был Иаков, брат Господень, один из 70-ти апостолов, которого нужно отличать от Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова, и от Иакова Алфеева, бывших в числе 12-ти апостолов (Послание апостольское 2:55; 6:14). Предание Древней Церкви, сохранённое нам Оригеном , Евсевием, Епифанием, Златоустым, Амвросием и даже апокрифами, каково, например, Протоевангелие Иакова, уверяет, что святой Иаков был сыном Иосифа обручника от первой его жены, почему как отец его назывался отцом Иисуса Христа, так и он назывался братом Господним по плоти ( Гал.1:19 ). В этом же смысле и Мария, Пресвятая Дева, как жена Иосифа, могла называться матерью Иакова ( Мф.13:55 ; Мк.6:3 ). Название же малого или младшего ( Мк.15:40 ), если только оно относится к этому Иакову, могло придаваться ему для отличия от других лиц, носивших это имя, и для указания его семейного положения, возраста, роста и подобного (Сравните Лк.19:3 ). Будучи сыном Иосифа, мужа Пресвятой Девы, называемого в Евангелии праведным ( Мф.1:19 ), Иаков был воспитан в благочестии и строгом исполнении Закона и отеческих преданий. Так, живя в доме родителей, в Назарете, и помогая с Иисусом и братьями своему отцу Иосифу в его трудах древоделания, Иаков каждую Субботу посещал синагогу и слушал чтение Закона и проповедников, объясняющих его народу ( Деян.15:21 ), и разделял вместе с другими евреями их верования и чаяния. Вместе же с отцом своим Иосифом и братьями и с Пресвятой Девой и Иисусом, Иаков каждый год ходил в Иерусалим на праздник Пасхи ( Лк.2:41 ). Таким образом, Иаков возрастал и укреплялся в преданности Закону Божию и отеческим преданиям в том самом семействе, в котором и Богочеловек Иисус преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков ( Лк.2:52 ). После смерти отца он продолжал вести такую же благочестивую жизнь, подвизаясь в молитве, воздержании и целомудрии, тем более, что, как свидетельствует Егизипп, писатель II века (у Евсевия, Церк. Ист. 2:23), он был Назорей от рождения, и ему, как Назорею, а, может быть, ещё и как потомку Давидову, находившемуся в родстве с священническим племенем, дозволялось даже входить в святилище, то есть в ту часть храма, куда допускались только священники. Но сама преданность Иакова отеческим верованиям, по всей вероятности, была причиной того, что, когда Иисус Христос, воспитавшийся вместе с ним, выступил на общественное служение со Своей проповедью и стал в разлад с привычными воззрениями и симпатиями синагоги и учителей народа: тогда Иаков не пошел за своим Божественным Братом, не признал Его Мессией ( Ин.7:5 ) и не сделался Его учеником, а напротив, несколько раз пытался воротить Его Самого на знакомый Ему путь законности ( Мф.12:46 ; Мк.3:31 ; Лк.8:19 ; Ин.7:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Объяснение семи соборных посланий святых Апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды Объяснение соборного послания святого Апостола Иакова О соборном послании святого Апостола Иакова и жизни его Название сего послания соборным, как и других подобных, получилось от того, что оно написано ко множеству христиан, живших в рассеянии, и предназначалось служить правилом веры и жизни для христиан всей соборной (вселенской) Церкви, каковым оно и было со времени своего появления. Посланию Апостола Иакова всегда отводилось первое место среди прочих соборных послании (например, 60 православного Лаодикийского собора и вообще у восточных отцов Церкви). И оно занимает сие место справедливо, как по великому значению в первенствующей Церкви его писателя, так и по глубине и важности содержания самого послания. Писатель этого послания сам называет себя Иаковом ( Иак.1:1 ). Из характера же и духа послания открывается, что сей Иаков был Апостол, высокоблагочестивый муж, опытный учитель ( Иак.3:2 ) и влиятельный пастырь Церкви, полный духа Христова и благодати Божией, особенно преизобильно обитавшей в святых Апостолах. А единогласное свидетельство древней Церкви говорит, что писатель сего послания был Иаков, брат Господень ( Гал.1:19 ), т. е. сын Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, которая посему называлась матерью его родных братьев (Иосии, Симона и Иуды – ( Мф.13:55 )). В отличие от других Иаковов (Иакова, брата Иоанна, и Иакова Алфеева), а также, быть может, для указания на то, что он был из числа 70 Апостолов, а не 12, он называется Иаковом малым ( Мк.15:40 ). По воскресении Господа, он удостоился особенного явления Его ( 1Кор.15:7 ). И по особенному указанию Господа, был поставлен Апостолами епископом в Иерусалиме. Как отличавшийся всегда глубоким благочестием и строгим исполнением всех заповедей закона ветхозаветного, он пользовался великим уважением как от Апостолов ( Деян.12:17 ), так и от всех верующих, почитавших его столпом Церкви, равным Апостолам Петру и Иоанну ( Гал.2:2 ). Даже Евреи видели в нем человека праведного. Примером своей святой жизни и словом убеждения, святой Иаков благотворно действовал на веру и благочестие христиан, возбуждая их молитвенный дух устроением богослужения и особенно литургии, доныне совершаемой в Иерусалимской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Нельзя не согласиться, что, по сличению списков апостольских, Леввей или Фаддей и Иуда Иаковлев – одно и тоже лицо. Еще менее может быть сомнения в том, что Иуда Иаковлев – брат Иакова, как он сам себя называет. Но, что Иуда Иаковлев состоит в некотором родстве именно с Иаковом Алфеевым, и прямо, что он ему брат, – это еще вопрос, требующий решения. Точно третий Иуда (кроме Иаковлева и Искариотского) не известен между Апостолами, ни в лике 12-ти, ни в числе 70-ти. Но нельзя того же сказать об Иакове: всем известно древнее священное предание, что кроме Иакова Зеведеева и Иакова Алфеева – Апостолов из 12-ти, был еще Иаков, причисляемый к лику 70-ти Апостолов и особенно знаменитый в первенствующей Церкви. После этого весьма важно то, что ни в списке Апостолов, какой находим у святого Луки в Евангелии и Деяниях апостольских, ни в послании Иудином, где апостол Иуда называется Иаковлевым и братом Иакова, не выражается, чтобы он был сродником именно Иакова Алфеева. Напротив, принимая за достоверное, что во времена Апостолов, когда писаны были вышеупомянутые священные книги, особенным уважением и известностью у первенствующих христиан пользовался другой Иаков, брат Господень, предстоятель Иерусалимской Церкви, хотя и не принадлежавший к лику 12-ти Апостолов, – мы естественно можем придти к убеждению, что эта самая известность его и была причиной, почему один из самих 12-ти отличен его именем. Чтобы заставить нас принять другое убеждение, нужно представить на то ясные и положительные доказательства. А одно произвольное прибавление к имени Иаковлеву Алфеева, конечно, никого не убедит. Тем менее убедительным представляется нам умозаключение, что – так как Иаков Алфеев и Иуда Иаковлев, или Фаддей, между собой братья (что не доказано), то ясно, почему два первые евангелиста поставили имя Иакова Алфеева вместе с Фаддеем, – именно по их родству между собой, подобно как поставлены вместе братья Иаков и Иоанн, Петр и Андрей. Заметим, что один из двух первых евангелистов вовсе не держится предполагаемых автором «объяенения“ родственных соображений: после апостола Петра, в списке Апостолов евангелист Марк ставит Иакова и Иоанна, брата Иаковлева, а потом уже Андрея, который, как известно, был брат Петра ( Мк. 3:17,18 ). Выходит, что сопоставлением имен Апостолов трудно доказать сродство их. Посмотрим далее: ннт ли других, более убедительных доказательств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Особое внимание уделялось подготовке выпускников к проповеднической деятельности. 2235 Как и прежние учебные заведения Иакова в Сирии, школа в Иерусалиме привлекала учеников со всего Восточного Средиземноморья. Наряду с Иаковом, преподавание вели несколько его помощников, главным образом греков. Имеющиеся источники не позволяют нам объективно оценить качество преподавания в школах Иакова. А.П. Лебедев в свое время анализировал уровень Патмосской академии, 2236 которую стремился копировать Иаков, и оценки этого историка были весьма скептическими. Он приводит фразу из письма Макария Калогеры патриарху Сильвестру: «Да будет известно, что бесплодный этот остров не произрастил и не произрастит дидаскалов (то есть людей, вполне сведущих в науках) по немощи учащего (так здесь Макарий аттестует себя), а только едва лишь переписчиков наук». 2237 Естественно, не следует сравнивать учебные заведения Макария и Иакова с римскими коллегиями; однако по меркам Ближнего Востока уровень греческих школ, вполне возможно, был достаточно высоким и сопоставимым с миссионерскими школами. Заметим, кстати, что В. Григорович-Барский много лет с пользой для себя обучался у обоих дидаскалов, Иакова и Макария. А за плечами у Барского уже была учеба в коллегиях Киева и Львова, и он мог на равных полемизировать с униатским патриархом Кириллом, которого встретил в одном из ливанских монастырей. 2238 Дидаскал скончался в 1765 г. Сколь долго продолжала действовать школа Иакова после его смерти? Среди преемников Иакова на посту руководителей школы называют Софрония и Ефрема, будущих иерусалимских патриархов. 2239 В случае с первым это явная ошибка: Софроний после своего возведения в митрополиты в 1740 г. вряд ли появлялся в Иерусалиме. Ефрем если и помогал престарелому Иакову в преподавании, то делал это самое непродолжительное время ввиду своей стремительной церковной карьеры: уже осенью 1765 г. Ефрем стал митрополитом, а на следующий год был возведен в патриархи. Более убедительно выглядит сообщение о том, что после смерти Иакова во главе училища был поставлен один из лучших его выпускников Анфим, тоже будущий патриарх. 2240 Так как арабский язык был для Анфима родным, школа должна была сохранять некую связь с ближневосточной почвой и, возможно, среди учеников продвинутой ступени было и какое-то число арабов. Вступив в 1788 году на патриаршую кафедру, Анфим передал руководство школой своему бывшему ученику архимандриту Максиму Симскому, 2241 о котором также говорилось в начале этой главы. Максим дожил до 1810 г. Трудно сказать, просуществовала ли школа до этого времени, на фоне таких потрясений, как Сирийский поход Бонапарта и пожар храма Гроба Господня со всеми их катастрофическими для Иерусалимской церкви последствиями. В любом случае всякая просветительская деятельность, если она и продолжалась после Максима, должна была заглохнуть в эпоху гонений 1820-х гг., когда под вопросом оказалось само существование Святогробского братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Узнав о добродетельной жизни Иакова, царь Стефан Душан решил побеседовать с ним. Пораженный образованностью и духовной мудростью Иакова, царь начал советоваться с ним в государственных делах. Есть предположение, что именно по совету Иакова Стефан Душан начал близ города Призрен строительство “великой задужбины” — каменного монастыря святых архангелов Михаила и Гавриила, в котором завещал похоронить себя с. 104]. Об огромном авторитете Иакова при царском дворе свидетельствует и тот факт, что он был первым игуменом царской “задужбины”, принимал самое активное участие в ее строительстве. Он произвел разбивку и закладку монастыря, и все строительство велось под его непосредственным наблюдением с. 127]. “Кроме того, он же стал устроителем и первым организатором жизни монастырской братии”, положившим начало синаитским духовным традициям с. 223].Строительство монастыря было завершено в 1352 году с. 33]. Главная церковь его, о которой царь Стефан писал, что она “добротою и искусством превосходила дечанскую церковь” с. 127], была очень величественна и красива.После взятия 25 сентября 1345 года Стефаном Душаном греческого города Сер в Македонии, царь не дождавшись завершения строительства “задужбины”, возвел Иакова на Серскую митрополичью кафедру. Возведение Иакова объясняется, с одной стороны, тем, что, как считает Г. Острогорский, “задание Душана в его задужбине Иаков, видимо, выполнил” с. 222], а с другой стороны, тем, что царь Стефан в политическом отношении стал ориентироваться на юг и, поселившись в городе Сер, начал собирать вокруг себя друзей и единомышленников и потому вызвал из Призрена Иакова, как своего советника и надежную опору с. 15].Положение Серского митрополита было почетным и очень важным. Перед Иаковом открылось широкое поле деятельности как в церковной, так и в политической области.Свою деятельность на новом поприще Иаков начал с превращения серской митрополичьей резиденции с храмом-базиликой святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата в монастырь с. 295]. В нем он ввел устав Синайской горы с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

Согласно предположениям исследователей, ко Христу апостола Иакова Алфеева привел его брат Матфей – бывший мытарь. Вместе с другими апостолами Иаков Алфеев еще во время земной жизни Господа Иисуса Христа вышел на проповедь – это единственное, что известно об апостоле Иакове в первый период его деятельности. Затем, уже по Вознесении Господнем, апостол Иаков Алфеев вместе со своими собратьями по апостольству находился в Иерусалиме. И во время празднования Пятидесятницы принял с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках. Сведения о дальнейшей судьбе апостола Иакова Алфеева в церковной письменности крайне скудны. Согласно Преданию, поначалу он, как и другие апостолы, проповедовал в Иудее. Затем вместе с апостолом Андреем Первозванным проповедовал Евангелие в Эдессе на Евфрате. Оттуда он отправился в Газу, Тир и Элевтерополь – города, расположенные на побережье Средиземного моря в Палестине, где также проповедовал. Из приморских городов Палестины апостол Иаков Алфеев отправился в Египет. Там в городе Острацине он за проповедь христианства был распят на кресте. Точная дата мученической кончины апостола Иакова Алфеева неизвестна. Мощи Глава апостола Иакова Алфеева хранится в соборе апостола Марка в Венеции, частица мощей – в базилике святителя Николая Чудотворца в Бари. В России также есть частица мощей апостола Иакова Алфеева. Она находится в церкви Ризоположения на Донской улице в Москве. Лобовая кость апостола Иакова Алфеева вставлена в икону апостола Иакова. Эта икона поступила в храм в 1857 году от нежинского грека К. А. Буба по благословению святителя Филарета, митрополита Московского. Иконография Сраннехристианского времени апостол Иаков Алфеев изображается в кругу 12 апостолов. Его облачение составляют хитон и гиматий. Возрастные характеристики апостола могли меняться. Это мог быть человек средних лет с короткой темной бородой или безбородый юноша. В западной иконографии апостол Иаков Алфеев всегда изображается как апостол в античном хитоне и гиматии с Евангелием, позднее – с атрибутами мученичества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Собрание древних литургий Евхаристия, установленная Иисусом Христом на Тайной Вечери везде и во все времена — одна и та же. Однако последования литургии меняются от народа к народу, от эпохи к эпохе. История Церкви знает великое множество литургий. В наше время Церковь использует только литургии Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова (и все чаще — литургию ап. Иакова, представленную в нашем сборнике). В наше собрание древних литургий вошли: Литургия ап. Иакова (сирийский извод) Литургия апостола Иакова (церковнославянский извод) Галликанская литургия Литургия св. апостола и евангелиста Марка Медиоланская литургия Мозарабская литургия Тексты даны в редакции игумена Силуана (Туманова), кроме Литургии ап. Иакова в церковнославянском изводе. Сирийское последование  Божественной литургии Святаго Апостола Иакова, Брата Божия и Первоиерарха Иерусалимскаго В редакции иг. Силуана (Туманова) Предисловие Литургия ап. Иакова существует в двух видах: греческий текст очень поздний (VIII-IX веков), а Сирийский извод гораздо более ранний. Он удержался в Сиро-Яковитской Церкви и как бы законсервировался в ней. Хотя Сиро-Яковитская Церковь и монофизитская по своей христологии, но ничего монофизитского мы в этом изводе не находим. Следовательно, в основном,  чин сирийской литургии ап. Иакова сложился до отделения монофизитов, то есть до Халкидонского Собора 451 г. и относится к первой половине V века . Конечно, это не первоначальный вариант, ибо и здесь немало позднейших наслоений. Достаточно сказать, что он начинается с Проскомидии, которая сформировалась только на рубеже VII-VIII веков. Еще Ренодот показал, что в этих анафоральных молитвах имеются многочисленные заимствования из " Огласительных слов " (350 г.) свт. Кирилла Иерусалимского, который, например, писал: " После этого мы вспоминаем небо и землю, солнце и луну, звезды, всякую тварь словесную и бессловесную, ангелов, архангелов, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, многоочитых Херувимов и шестокрылатых Серафимов... " (Совпадение с молитвой Префации буквальное !). Совпадают и многие выражения Анамнесиса и Эпиклесиса и т. д. Таким образом, почти несомненно, что первоначальный греческий чин сложился под редакцией свт. Кирилла Иерусалимского в период с 350 по 387 г. А учитывая столь развитое учение о Св. Духе (в Эпиклесисе), которое могло быть только следствием II Вселенского Собора (381 г. - в котором участвовал свт. Кирилл!), греческий протограф можно датировать последним периодом его жизни: 381-387 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=896...

Авраам получает свое священное имя после рождения Измаила, сына закона, и сопровождается это наречение установлением главного знамения Завета — обряда обрезания. Израиль получает свое священное имя в поединке с Богом. По выражению Вяч. Иванова, «есть полузабытая в христианском мире добродетель: добродетель внутреннего дерзновения» (5, с. 87). Наиболее ярким выражением этой добродетели в Ветхом Завете может служить жизнь Иакова, а ее символом — его поединок с Богом. Богоборчеством Иакова открывается целая галерея библейских образов, олицетворяющих добродетель священного дерзновения и самостояния личности, и для того, чтобы раскрыть положительное нравственное содержание поединка Иакова, достаточно рассмотреть его смысловую взаимосвязь с этими образами. Общее для всех сравниваемых образов то, что праведность в них в той или иной мере облекается в беззаконие, а глубокая и искренняя преданность Богу — в недопустимую вольность по отношению к Нему или прямое противоборство. Таковы были поступки самого Иакова. Давая им нравственную оценку, мы недаром назвали их выше неблаговидными, ибо они, на самом деле, были плохи только по наружности, но благонамеренны и добродетельны по существу. Его претензии на первородство вполне оправданны, если учесть, что он действовал, чувствуя собственную ответственность за судьбу рода, поставленную в большую опасность нравственным недостоинством Исава. В обмане отца виноват прежде всего Исав, который должен был открыто признаться отцу в продаже своих прав Иакову. Тогда Иаков не вынужден был бы обманом (вину за который, кстати, взяла на себя Ревекка) добывать то, что уже принадлежало ему. Сходная ситуация и с Лаваном. Хитрость Иакова — ответ на обман Лавана, самозащита праведника перед лицом прожженного хитреца. О безусловной правоте Иакова во всех поступках много и проникновенно говорит Златоуст. В его толкованиях Иаков упоминается не иначе как праведник, главные качества которого — простодушие и кротость. В покупке у Исава первородства святитель видит справедливый переход достоинства первородства «к тому, который сиял добродетелью душевной» (9, с.546).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2799...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010