Соборное послание Иакова замечательно не одними лишь риторическими фигурами, богатством греческой лексики и выражений, но имеет и следующие особенности: живой пророческий тон, напоминающий великих пророков Ветхого Завета, афористичный нравоучительный стиль, который восходит к ветхозаветным книгам Премудрости, значительное сходство с Нагорной проповедью Спасителя ( Мф. 5–7 -я гл.), так что некоторые даже называют послание Иакова «нагорной проповедью среди прочих апостольских посланий». Сходство с евангелистом Матфеем и ветхозаветные корни послания побуждают нас относить время его окончательной записи на греческом языке к годам после кончины Иакова (62 г.) и даже после 70 г. В пользу этого предположения свидетельствует и упоминание «учителей» (διδσκαλοι – Иак 3. 1 ) и «пресвитеров Церкви» (5. 14), которые призываются молиться за болящих и помазывать их елеем. Но совершенно очевидно, что изначальное ядро послания восходит к Иакову, брату Господню». Приложение 4. Новая Женевская учебная Библия. Священное Писание, Синодальный перевод. Hanssler – Verlag, 1998. С. 1505 Авторство Послания Иакова «Автор послания именует себя Иаковом. Хотя в новозаветной церкви известно несколько человек с таким именем, нет практически никаких сомнений в том, что автором этого произведения был Иаков, брат Иисуса. Самый тон и манера обращения к читателям говорят о том, что автор занимал весьма авторитетное место в церкви, а это недвусмысленно указывает на Иакова, брата Господня. Иаков, бывший руководителем Иерусалимской общины и председательствовавший на апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл. 15), в Гал 1. 19 именуется «братом Господним». Он считался одним из столпов церкви вместе с Петром и Иоанном ( Гал 2. 9 ). В Евангелиях Иаков упоминается среди братьев Иисуса ( Мф. 13. 55 ; Мк 6. 3 ). Как и другие братья, он не веровал в Него в начале Его земного служения ( Ин 7. 5 ). Обращение Иакова совершилось после того, как он стал очевидцем воскресения ( 1Кор 15. 7 ). Один из древних историков церкви, Егезипп, называет его «Иаковом Праведным», говоря о его высочайшем благочестии, ревности к исполнению Закона Божия и прилежании в молитве. Рассказывали, что колени Иакова из-за его усердия к коленопреклоненным молитвам своими мозолями стали напоминать колени верблюда. Согласно Иосифу Флавию, мученическая кончина Иакова произошла в 62 г. от Р. X. Церковный историк Евсевий Кесарийский пишет, что он был сброшен с парапета храма и забит до смерти. Егезипп также сообщает, что он был низвержен с крыши храма». Приложение 5. Толковая Библия. Изд. преемников А. П. Лопухина. Т.Х. СПб. 1912. С. 213–214

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Но, спросим мы, какова цена простого вывода, лишенного каких-либо доказательств? Два факта несомненны: во-первых, те, которые звались братьями Иисуса, были его двоюродными братьями; во-вторых, нельзя ничего найти в доказательство того, что у Марии были другие дети, кроме ее первенца. Но Ренан хотел затемнить эти факты. Для этого он создал воображаемую трудность и предлагает гипотезу, лишенную почвы (стр. 24, выноска 4). Созданная им трудность заключается в следующем: очень-де странно, что две сестры, называвшиеся Мариями, имели детей в одинаковом количестве, и одноименных. Затруднение это воображаемое, так как Евангелие говорит лишь о Марии, жене Клеопы, имевшей четырех сыновей и дочерей. Оно говорит о Марии, сестре ее, лишь как о Матери Иисуса. Предлагаемая Ренаном гипотеза для того, чтоб разрешить воображаемую трудность, состоит в том, что женщина, на которую указали первые евангелисты, как на бывшую на Голгофе вместе с Марией Магдалиной, была Мария, мать Иисуса, у которой было двое других сыновей: Иаков и Симон. Но ведь женщина эта не была матерью Иакова и Симона, но Иакова и Иосии. И зачем между детьми Марии Клеоповой выбирать двоих, чтоб приписать их Марии, Матери Иисуса? Зачем приписывать ей, наконец, Симона, а не Иосию, единственного упомянутого, вместе с Иаковом, в указанных текстах. Гипотеза не более обоснована, чем затруднение. Святые Матфей и Марк указали в числе женщин, провожавших Иисуса на Голгофу, Марию Магдалину и Марию, мать Иакова и Иосии. Эта вторая Мария, по Ренану, была Святой Девой, Матерью Иисуса. Но если б он обратился к Евангелию от Иоанна ( Ин.19:25 ), он бы прочел, что Мария Клеопова была на Голгофе вместе Марией Магдалиной и Марией, Матерью Иисуса. Следовательно, мать Иакова и Иосии была на Голгофе, как это передают два первых евангелиста, и из того, что они так ее называют, ясно, что они не смешивают ее с Марией, Матерью Иисуса, как желал бы уверить Ренан. Что касается других приводимых Ренаном текстов, они ничего не доказывают. В Послании к Галатам ( Гал.1:19 ) св. Павел говорит, что он, путешествуя в Иерусалим, видел только Иакова, брата Господня; это был Иаков Меньший, сын Марии Клеоновой, как соглашаются с этим все историки. Наш противник отсылает еще к тексту послания св. Иакова ( Иак.1:1 ), где апостол называет себя рабом Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Это говорит против слов Ренана, ибо, если бы Иаков Иерусалимский действительно был братом Иисуса, он не называл бы себя просто рабом. Иуда называет себя в послании своем ( Иуд.1:1 ) «рабом Иисуса Христа и братом Иакова». Что может из этого вывести Ренан? Не знаем. По-нашему, единственно что отсюда вытекает – это то, что Иуда, сын Марии Клеоповой и брат Иакова, не считал себя за родного брата Иисуса, хотя, вместе с другими детьми Марии Клеоповой, и назывался Его братом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Его видим на соборе иерусалимском. К нему являлся Павел в последнее прибытие в Иерусалим. Кто же был этот второй Иаков? В книгах Нового Завета, кроме Иакова Зеведеева, упоминается еще Иаков Алфеев. У Матфея и Марка упоминается еще Иаков, брат Господень. Но это одно лицо с Иаковом Алфеевым, а не другое. Представим доказательства. В истории страданий Иисуса Христа встречаются следующие жены, о которых говорится, что они стояли при кресте Иисуса и находились при Его погребении ( Матф. 27:56 ): стояла Мария Магдалина и Мария Иакова и Иосии мати, и мати сыну Заведеову; при положении во гроб (ст. 61): Мария Магдалина и другая Мария. Марк пишет (15:40): Мария Магдалина и Мария Иакова малого и Иосии мати и Саломия. Иоанн говорит (14:25), что стояли при кресте Иисуса мати Его и сестра матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Из этого исчисления открывается, что сестра матери Божией Мария Клеопова была одно лицо с материю Иакова и Иосии. Исчисляются одни и те же лица, только с некоторыми разнообразиями. Если теперь эта Мария – сестра матери Божией, то ее сыны двоюродные братья Господа. Если она называется еще Клеоповою, то или по отцу или по мужу. Мы увидим далее, что Клеопа был отец Иакова и Иосии, следовательно муж Марии. В исчислении апостолов ( Матф. 10:2–4 ; Мар. 3:16–19 ; Лук. 6:14–16 и Деян. 1:13 ) встречается Иаков Алфеев κωβος το λφαου и κωβος λφαου. Алфей и Клеопа два произношения одного и того же имени как Хаггай еврейское и Аггей греческое. Следовательно, когда Марк называет его малым, младшим, то называет его только в отличие от старшего – Иакова Заведеева. Употребление сего прозвания: «малый», а другого «Заведеев» (хотя и Иоанн был также Заведеев, но нигде он так не называется) показывает, что было два имени Иакова в одном и том же обществе. Что брат Господень Иаков действительно был апостолом, это видно из слов апостола Павла. Иного же от апостол не видех, токмо Иакова, брата Господня ( Гал. 1:19 ). Что хочет доказать Павел в рассматриваемом месте? Что ни от кого из апостолов он не заимствовал своего учения, но прямо от Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Комментарии Женевской Библии на послание Иакова Введение Автор Автор послания именует себя Иаковом. Хотя в новозаветной церкви известно несколько человек с таким именем, нет практически никаких сомнений в том, что автором этого произведения был Иаков, брат Иисуса. Самый тон и манера обращения к читателям говорят о том, что автор занимал весьма авторитетное место в церкви, а это недвусмысленно указывает на Иакова, брата Господня. Иаков, бывший руководителем Иерусалимской общины и председательствовавший на апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл. 15), в Гал. 1,19 именуется «братом Господним». Он считался одним из столпов церкви вместе с Петром и Иоанном ( Гал. 2,9 ). В Евангелиях Иаков упоминается среди братьев Иисуса ( Мф. 13,55 ; Мк. 6,3 ). Как и другие братья, он не веровал в Него в начале Его земного служения ( Ин. 7,5 ). Обращение Иакова совершилось после того, как он стал очевидцем воскресения ( 1Кор. 15,7 ). Один из древних историков церкви, Егезипп, называет его «Иаковом Праведным», говоря о его высочайшем благочестии, ревности к исполнению Закона Божия и прилежании в молитве. Рассказывали, что колени Иакова из-за его усердия к коленопреклоненным молитвам своими мозолями стали напоминать колени верблюда. Согласно Иосифу Флавию, мученическая кончина Иакова произошла в 62 г. по Р.Х. Церковный историк Евсевий Кесарийский пишет, что он был сброшен с парапета храма и забит до смерти. Егезипп также сообщает, что он был низвержен с крыши храма. Время и обстоятельства написания Послание написано между 44 г. по Р.Х., когда началось гонение от иудеев сначала в Иерусалиме, затем и в диаспоре (Деян., гл. 12), и 62 г. по Р.Х. Поскольку нет никаких упоминаний о спорах, ставших причиной созыва апостольского собора в Иерусалиме, вероятнее всего предположить, что послание Иакова было написано до 49 г. Возможно, что оно самая ранняя из новозаветных книг. Характерные особенности и темы Послание Иакова относили к различным литературным жанрам. Некоторые исследователи считали его посланием, другие поучением, которое надлежит прочитывать в церкви. Эти определения не являются взаимоисключающими, и элементы каждого из этих жанров, несомненно, присутствуют в Послании Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Но в послании Иуды сам Иуда называет себя братом Иаковлевым (Иуд. ст. 1). Между тем третий Иуда между апостолами не известен. След. Иаков Алфеев и Иуда Иаковлев, или Фаддей, между собою братья; отсюда становится вместе ясным и то, что два первые евангелиста поставили имя Иакова Алфеева вместе с Фаддеем, именно по их родству между собою, подобно как поставлены вместе братья Иаков и Иоанн, – Петр и Андрей. Далее Мария, которую три евангелиста Мк. 15:40. 47:16, 1 . Лк. 24:10 . Мф. 27:56 . называют матерью Иакова малого и Иосии, у Иоанна в том же случае, 19, 25 называется сестрою матери Спасителя – Мариею Клеоповою. Посему Мария Клеопова и Мария матерь Иакова малого и Иосии – одно и тоже лицо: – Иаков младший и Иосия были те самые лица, которые вместе с двумя другими – Симоном и Иудою называются братьями Господними. Мф. 13:55, 56 . Мк. 6:3 . Посему Мария матерь братьев Господних и сестра Богоматери, Мария матерь Иакова и Иосии, – Мария Клеопова есть одно и тоже лицо, только с разными именованиями. Кто же Клеопа, по коему Мария матерь братьев Господних называется Мариею Клеоповою? Хлофай или Клопас Κλωπας и Αλφαιος – есть одно и тоже имя, только первое по еврейскому выговору, второе по галилейскому, третье по греческому; в этом нет никакого сомниния, так же как в том, что Хаггей по гречески называется Αγγαιος. Посему Мария Клеопова, Мария матерь братьев, или матерь Иакова Алфеева – одна и та же супруга Клеопы – Алфея. Таким образом открывается, что Мария и Клеопа – Алфей были родителями тех лиц, которые именуются братьями Господними, и из которых Иаков, Иуда Фаддей и Симон были в числе 12 апостолов. Наконец, что Иаков брат Божий был апостол и следов. тот же, что иначе называется Иаковом Алфеевым или младшим, – это показывает ап. Павел в словах к галатам I, 19. Иного от апостол не видех токмо Иакова брата Господня. Он прямо поставляет Иакова брата Господня в числе апостолов: главная мысль его была показать, что он не учился у апостолов, и он говорит, что за исключением Иакова, он не видался с апостолами, великими наставниками в вере: о других лицах еще и не нужно было и упоминать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  В переводе сирийского языка слово (мар) означает «мой господин», «владыка». В сирийской традиции это общепринятое обращение к епископу или святому. Урбина И. О. де. Сирийская патрология. Пер. с латыни М. В. Грацианского. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. С. 113. В частности, православным Иакова Саругского называет пресвитер Тимофей Константинопольский (IX век): «Несториане. Последователи Евтихия и находящийся с ними в общении Диоскор, а также Севир и Иаков (но не [епископ] Батнана, — он православный)» (κα κωβος, οχ Βτνων ρθδοξος) (PG 86. Col. 41). В новейшее время наиболее аргументированно в пользу православия Иакова Саругского выступил бельгийский священник и богослов, болландист П. Петерс (1949 г.). Известный сиролог и профессор Лейденского университета Тэке Янсма называет предполагаемую позицию мар Иакова «диакриномейством», т. е. позицией сомневающихся (от греч. διακρινμενος). Диакриномеи, по-видимому, были теми, кто непосредственно принял или как минимум был лоялен к Энотикону византийского императора Зенона Исавра. Муравьеёв А. В. Мемра Иакова Саругского о Симеоне Столпнике в контексте истории конфессиональной борьбы на сирийском Востоке V–VI bb.//Символ. Духовная культура сирийцев. 2009. С. 316. Brock, Sebastian P. «Ya " qub of Serug» in GEDSH, ed. Sebastian P. Brock et al. (Piscataway, NJ: Gorgias Press, 2011), P. 434. Муравьёв А. В. Мемра Иакова Саругского о Симеоне Столпнике… С. 318. Там же. С. 314. Урбина И. О. де. Сирийская патрология… С. 111. Муравьёв А. В. Мемра Иакова Саругского о Симеоне Столпнике… С. 314. Martin, J. P. P. Évêque-poète au V-e et au VI-e siècles: Jacques de Saroug, sa vie, son temps, ses œuvres, ses croyances. Paris. 1876. P. 315. Ibidem. Муравьёв А. В. Мемра Иакова Саругского о Симеоне Столпнике… С. 315. Об особом авторитете, который ещё при жизни приобрёл мар Иаков, прекрасно говорят прозвища, данные автору как его современниками, так и последующими поколениями. Исследователь Жан Мартен называет в их числе «Источник Святого Духа», «Кифара веры Святой Церкви», «Духовная колонна» и «Учитель истины». Примечательно, что именование «учитель», согласно тому же Мартену, используется сирийцами преимущественно в отношении Иакова Саругского (Martin, J. P. P. Ibid. P. 316).

http://bogoslov.ru/article/6172491

Авторство Послания Иакова Автор послания именует себя Иаковом. Хотя в новозаветной церкви известно несколько человек с таким именем, нет практически никаких сомнений в том, что автором этого произведения был Иаков, брат Иисуса. Самый тон и манера обращения к читателям говорят о том, что автор занимал весьма авторитетное место в церкви, а это недвусмысленно указывает на Иакова, брата Господня. Иаков, бывший руководителем Иерусалимской общины и председательствовавший на апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. Гл. 15), в Гал. 1:19 именуется «братом Господним». Он считался одним из столпов церкви вместе с Петром и Иоанном ( Гал. 2:9 ). В Евангелиях Иаков упоминается среди братьев Иисуса ( Мф. 13:55 ; Мк. 6:3 ). Как и другие братья, он не веровал в Него в начале Его земного служения ( Ин. 7:5 ). Обращение Иакова совершилось после того, как он стал очевидцем воскресения ( 1Кор. 15:7 ). Один из древних историков церкви, Егезипп, называет его «Иаковом Праведным», говоря о его высочайшем благочестии, ревности к исполнению Закона Божия и прилежании в молитве. Рассказывали, что колени Иакова из-за его усердия к коленопреклоненным молитвам своими мозолями стали напоминать колени верблюда. Согласно Иосифу Флавию, мученическая кончина Иакова произошла в 62 г. от Р. Х. Церковный историк Евсевий Кесарийский пишет, что он был сброшен с парапета храма и забит до смерти. Егезип также сообщает, что он был низвержен с крыши храма». Приложение 5. Толковая Библия. Изд. преемников А. П. Лопухина. Т. Х. СПб, 1912. С. 213 – 214 Адресаты и повод написания Послания Иакова «Послание св. Апостола Иакова было первоначально назначено и отправлено, как говорится в надписании ( Иак. 1:1 ), «Двенадцати коленам, находящимся в рассеянии». Вопреки мнению некоторых исследователей (Гофмана, Яна, Гольцмана, Олихера), придававших этому выражению иносказательный смысл и видевших в нем обозначение «нового или духовного Израиля», не имеющего в мире сем пребывающего града, но грядущего взыскующего, выражение «двенадцать колен» есть древнее теократическое обозначение всего народа еврейского как одного народа Божия, в отличие от прочих народов язычников ( Деян. 26:6 ); прибавка же «в рассеянии» (εν τ διαοπορ) прежде всего указывает, что читатели послания находились вне Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Епископское служение Апостола Иакова церкви Иерусалимской заставляло его бдительным оком смотреть за чадами церкви, за чистотою их нравственности и охранять их от пришлых еретических элементов, не отлучаясь никуда для проповеди в то время, как другие апостолы проносили проповедь о Христе по всей вселенной. Действительно о путешествии Св. Апостола Иакова для проповеди мы не находим свидетельства как в книге Деяний апостолов, так и в сочинениях, близких ко временам апостолов, писателей церковных. Напротив в книге Деяний апостолов мы находим Иакова, постоянно пребывающим в Иерусалиме, где он приобрел особенное уважение и известность даже и от неверующих иудеев. Это самое подтверждают предание церкви, писатели церковные и Иосиф Флавий Иудеянин. Отсюда можно заключить, что деятельность Апостола ограничивалась Иерусалимом и ни как не далее пределов Иудеи. Почему и местом написания можно назначить, если не самый Иерусалим, то Иудею. Язык и слог послания Известно, что все книги Нового Завета, исключая Евангелие Матфея, написаны на языке греческом, который был в то время языком образованным, языком литературы. Почему и послание Ап. Иакова первоначально написано им на языке греческом, хотя не чуждом оборотов еврейской речи, прямо указывающих в человеке происхождение от иудейскаго народа 70 . Послание Ап. Иакова можно назвать посредствующим звеном между писанием Ветхаго и Новаго Завета, подобно тому как было сяужение Иоанна Крестителя – между Иудейством и христианством. Отсюда и слог сего послания отличен от других посланий. Он необыкновенно прост, но вместе и изящен 71 ; отрывист, доходит нередко до поэзии и отличается чисто восточным характером 72 . Содержание и разделение Внутреннее содержание послания Ап. Иакова носит несомненную печать писателя Новаго Завета, старающагося доказать привязанным к мертвой букве писания и гордящимся верою предков, что неслышатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона нравственнаго получают оправдание от Бога, и что не мертвая вера служит оправданием человеку, но живая, или вера, выражаемая в добрых делах. Все послание Ап. Иакова состоит вообще из прерывистых наставлений, в пяти главах коего можно находить XIX отделений, в которых Апостол:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

30 апреля (13 мая) В лике св. апостолов Прав. Церковь прославляет трех ИакововИакова Зеведеева, Иакова Алфеева и Иакова Малого 924 . В отличие от Иакова Алфеева и Иакова Малого, Иаков Зеведеев, призванный в апостольство ранее их, бывший в числе трех избраннейших учеников Христовых, прежде всех их увенчанный венцом мученическим и, может быть, по старшинству своего возраста, называется также Большим. Он есть сын рыбаря Зеведея и Саломии, родной брат ап. Иоанна Богослова ( Мк.3:17 ). В звание апостольства он призван от ловитвы рыб, вместе с братом своим Иоанном ( Мф.4:21–22 ). Как Симону за твердое исповедание веры Господь Сердцеведец дал имя Петр ( Мф.16:13–19 ), так Иакову Зеведееву Господь преднарек имя Воанергес, т. е. сын громов ( Мк.3:17 ), в предзнаменование, как говорят св. Григорий Богослов 925 и Златоуст 926 , громогласной его проповеди Евангелия и, может быть, вообще великой ревности его, какою он имел отличаться в звании апостола Христова ( Лк.9:54 ). Вместе с Петром и Иоанном Иаков Зеведеев был свидетелем воскрешения дочери Иаировой, преображения Господня и таинственной молитвы Его в саду Гефсиманском. Ап. Иаков Зеведеев первый из 12 апостолов умер за своего Божественного Учителя. Ирод Агриппа I, царь Иудейский, воздвигший гонение на Церковь Христову, обезглавил его в Иерусаляме спустя около 42 лет по Р. Х. ( Деян.12:2 ). По сказанию Евсевия, некто Иосия, приведший невинного апостола в судилище, видя, как непоколебимо исповедует он веру, твердым его исповеданием был так тронут, что самого себя объявил христианином. Итак, подсудимый и доносчик оба ведены были на мучение. Дорогою последний просил прощения у апостола. Апостол ответствовал: «Мир тебе», и поцеловал его. Оба были обезглавлены 927 . Мощи св. ап. Иакова, если верить западным писателям, перенесены в Испанию и положены в городе Компостеле. При нашествиях сарацин ап. Иаков неоднократно являл испанским христианам свою помощь 928 . Посему они почитают Иакова Зеведеева преимущественно своим апостолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

3) Церковь Богородицы ν υρανος, о которой Аноним-Кодин говорить, что строителем ее был некто Родон, один из 12 сенаторов, переведенных из Рима в Константинополь Константином великим . О местоположении этой церкви в одной из церковных Миней, цитируемой Дюканжем, замечается, что она стояла, как и первые две, πλησον τς Μεγλης κκλησας. Таким образом, в перечне Дюканжа мы имеем три церкви Богородицы, местоположение которых обозначается одинаково – πλησον τς Μεγλης κκλησας. Разница между ними состоит в том, что основание каждой из них приписывается разным лицам. Но весьма возможно предположить, что эти разные лица, жившие в разные времена (Юстиниан, Феофан, Кодин), говоря об одной и той же церкви, могли иметь разные о ней сведения. Это можно положительно утверждать, по крайней мере, о первых двух из перечисленных Дюканжем церквях: Богородицы Халкопратийской и Богородицы с приделом ап. Иакова. Сам Дюканж, говоря о храме ап. Иакова, выражает предположение, что храм Богородицы, с которым находился в ближайшей связи храм ап. Иакова, есть не иной какой храм, как Богородицы Халкопратийской 43 . Византий утверждает тоже самое 44 . И вообще, по снесении между собою разных известий об упомянутых храмах, весьма не трудно в этом убедиться; так что мы могли бы и не останавливаться на этом вопросе, если бы в разбираемом нами памятнике не нашлось весьма ясного свидетельства, устраняющего всякие сомнения и недоумения. Указанное выше обозначение местоположения храма Иакова находится в нашем Уставе при описании богослужения в день его памяти 23 Октября. Но в другом месте того же Устава положено совершать память ап. Иакова еще в субботу на первой неделе после Пасхи – σαββτ μετ τν Διακαινσιμον. Здесь, при изложении устава службы на этот день, храм, в котором находился придел ап. Иакова, уже прямо называется Халкопратийским – ν δε τν Χαλκοπρατεων (sic.). В этот день утреня совершалась в храме Богородицы Халкопратийской, а для служения литургии переходили в придел ап. Иакова – ισερχμεθα ν τ υτο εκτηρ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010