u. Kirche Herzog’a Bd. VII, S. 127. Ср. Bd. VI, S. 409 (Ed. 1856). Ничто, поэтому, не препятствует в Иуде Иаковле, Апостоле, признать тоже лицо, которое в послании с именем Иуды названо Иудою, братом Иакова, и, если против такого заключения возражают ссылкою на стих 17-й послания Иуды, где читается: «но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа» (так на это место ссылается, напр., Н. Pater, признающий Иуду Иаковлева за брата Иакова Алфеева и вместе с тем за брата Господня, но отрицающий апостольское достоинство обоих их. См. Real-Encyklopädie Herzog’a Bd. VII, S. 127–128), – то возражение это нельзя признать сильным, ибо нельзя во всяком случае доказать, чтобы в этих словах автор послания Иуды выделял себя из ряда упоминаемых им Апостолов Господа и противопоставлял себя им. Весь вопрос теперь в том: братом-же какого Иакова именуется Апостол Иуда не Искариотский, автор соборного послания?.. Одни думают – Иакова Алфеева, другие – Иакова, брата Господня. (Кроме Pater а, за брата Иакова Алфеева Иуду считают – Winer, – упоминается им-же – Meyer: Handb. ub. d. Ev. S. 448; – за Иакова, брата Господня, – De-Wette, Credner и дрр. См. у Pater, Против первого мнения можно было бы сделать то возражение, что сколь много побуждений и оснований было для Ап. Иуды именоваться Иаковлевым по имени брата своего в случае, если братом этим был высокочтимый в Церкви Иаков, епископ церкви Иерусалимской и «брат Господа» (именование это составляло как-бы некоторое особое преимущество из братьев Господних именно для Иакова. Pater в Real-Encyklopädie Herzog’a Bd. VII, S. 127), – столь-же мало было их в другом случае, – если бы братом этим был Иаков Алфеев. Но нужда в этом возражении устраняется тем обстоятельством, что и Иаков Алфеев был лицом, тождественным с Иаковом, братом Господним. В числе жён, созерцавших положение Господа во гроб, у Марка названа Мария Иосиева ( Мк. 15:47 ) и Иаковлева ( Мк. 16:1 ), а Матфей эту Марию прямо называет Мариею, матерью Иакова и Иосии ( Мф. 27:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Эта теория впервые появляется в апокрифических писаниях Иакова (Протоевангелие Иакова, Вознесение Иакова и др.), а затем у наиболее известных греческих отцов ( Климента Александрийского , Оригена , Евсевия, Григория Нисского , Епифания, Кирилла Александрийского ); она оставила след в греческих, сирийских и коптских богослужебных традициях, согласно которым память Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, празднуется в разные дни, 9 и 23 октября. Таким образом, эту теорию можно назвать точкой зрения Восточной церкви. Ее придерживались и некоторые латинские отцы до Иеронима ( Иларий Пиктавийский и Амвросий), а недавно она приобрела талантливого сторонника в лице епископа Лайтфута (цит. соч.), примеру которого последовал и д–р Пламптре (в предисловии к своему «Толкованию Послания Иакова»). 3) «Теория двоюродных братьев» считает братьев дальними родственниками, а именно, детьми Марии, жены Алфея и сестры Девы Марии, и отождествляет Иакова, брата Господня, с Иаковом Алфеевым и Иаковом Маленьким, тем самым превращая его (а равно Симона и Иуду) в апостола. Исключающий оборот ε μ в Гал. 1:19 («я не видел никого, кроме Иакова») не доказывает правоту этой теории, а, скорее, исключает Иакова из числа двенадцати апостолов (ср. ε μ в Гал 2:16 ; Лк. 4:26–27 ). Эту теорию, не имея никакой поддержки со стороны отцов церкви, впервые предложил Иероним в своем раннем полемическом трактате против Гельвидия (383). 341 При этом он преследовал очевидную догматическую и аскетическую цель – отстоять девственность как Марии, так и Иосифа и низвести их супружеские отношения до номинальной и бесплодной связи. Однако в более поздних своих сочинениях, проведя некоторое время в Палестине, Иероним говорит об этом уже не столь уверенно (см. Лайтфут, с. 253). Благодаря влиянию Иеронима и еще более весомому авторитету св. Августина, который вначале (394) колебался между первой и второй теориями, но впоследствии принял эту третью точку зрения, «теория двоюродных братьев» стала официальным учением Римской церкви и частью западных богослужебных традиций, которые признают только двух святых по имени Иаков. Но эта теория – наименее убедительная из трех; ее следует отвергнуть по следующим основным причинам:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Учение Послания Иакова III. Смысл искушений по Посланию Иакова 1. Что понимает апостол Иаков под искушениями в Гл. 1? 2. Для чего нужны искушения и откуда происходят? (см. Приложение) 3. Какое неправильное понимание искушений обличает апостол Иаков (гл. 1)? IV. Вера и дела в Послании Иакова; сопоставить с Евр., Рим., Гал. 1. Обсуждение терминологии апостолов Павла и Иакова: вера, дела, закон, виновность, оправдание 2. Чем объясняется созвучие темы веры и дел у ап. Павла (напр., Рим. 3:28 ) и ап. Иакова ( Иак. 2:20 )? 3. Непротиворечивость учения апостолов Павла и Иакова о вере и делах V. Бедность и богатство, отношение к миру по Посланию Иакова 1. Положение бедных и богатых в Церкви (см. Домашнее задание) 2. Каким по Иак. должно быть правильное отношение к богатству? 3. В чем опасность богатства? 4. Понятие «мир» в Послании Иакова: хранить себя от мира (1:27); дружба с миром (4:4) VI. Проблема учителей в Послании Иакова; два вида мудрости (гл. 3) 1. К кому обращает ап. Иаков слово об опасности учить других? (см. Приложение) 2. В каких пороках обличает ап. Иаков самозваных учителей? 3. Критерии различения истинной мудрости ст ложной 4. Ветхозаветное учение о мудрости (Прем, Иов) VII. Послание Иакова о Таинстве Елеосвящення 1. Иак. 5:13 – 15 как указание на Таинство Елеосвящения 2. Свидетельство ( Иак. 5:13 – 15 ) о ранее существовавшей практике: Блж. Феофилакт. «Это апостолы совершали уже и в то время, когда Господь жил еще между людьми: они помазывали больных елеем ( Мк. 6:3 )» (С. 191) 3. Внешняя форма и плоды Таинства Елеосвящения (см. текст Иак.) Стихи для узнавания Иак. 2:14 – 20 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «Ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

То, что Иаков Зеведеев, упомянутый во 2-м стихе, не тождествен с Иаковом Алфеевым, об этом едва ли нужно говорить ввиду того, что сами евангелисты ясно различают этих лиц и, конечно, в целях этого именно различения прибавляют Зеведеев и Алфеев. Что же касается отношения Иакова Алфеева к Иакову, брату Господню, то предания и мнения об этом предмете так неопределенны и запутаны, что решительно нет возможности сказать или установить что-либо точное об этих апостолах. Некоторые средневековые писатели принимали, что этот Иаков (т.е. Алфеев) был брат Господень и он же упоминается в Посланиях ( 1Кор.9:5, 15:7 ; Гал.1:18–19, 2:9, 12 ), потому что Мария ( Мк.15:40 ), жена Алфея, была сестрой Марии, Матери Господа, а евангелист Иоанн ( Ин.19:25 ) назвал жену Алфея Марией Клеоповой; может быть, он одинаково назывался и Клеопой (Клофа) и Алфеем. Или та же Мария по смерти Алфея и после рождения Иакова вышла замуж за Клеопу. Но то, что Мария Клеопова была сестрой Богоматери, ничем не подтверждается. Обстоятельство, что две сестры (Богоматерь и Мария Клеопова) назывались одним именем, маловероятно. Мнение о тождестве Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, поэтому в настоящее время можно считать совершенно оставленным. Иоанн Златоуст и Феофилакт различают двух ИакововИакова Зеведеева и Иакова Алфеева, двух Иуд – Фаддея и Иуду предателя, трех Симонов – Петра, Кананита и предателя, который также, по словам Феофилакта, назывался Симоном. Но об Иакове, брате Господнем, в толкованиях рассматриваемого места Евангелия Матфея не упоминают. Этот Алфей, отец Иакова, не был тот же Алфей, который был отец Матфея ( Мк.2:14 ). У Алфея от Марии родились Иаков и Иуда. Иаков называется Малый, или Меньший ( μικρς – Мк.15:40 ), т.е. возрастом, как считают некоторые, или, может быть, по времени призвания он был моложе Иакова Большого, брата Иоанна. По словам Цана, о втором Иакове существует большое разнообразие текстуального предания, которое, по-видимому, возникло вследствие стремления изгладить разноречия между евангелистами. Рядом с очень натянутыми примирениями и комбинациями, которые уже вследствие одной своей недостаточности и невероятности оставляются без рассмотрения, подозрительны и гармонические тексты, где у Матфея и Марка имеются одинаковые имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

593 Именно Лютер, которым не замечено было здесь, при различии формы между учением Иакова и Павла, единство духа, в ранний период своей деятельности, когда он увлечен был мыслию об оправдании одною верою исключительно, довольно резко отзывался о послании Иакова. В предисловии к посланию Иакова в 1522 г. (Wekke. Walch. Th. XIV. s. 148 f.) он говорить: «это послание Св. Иакова, хотя оно отвергалось древними, я уважаю и почитаю, потому что оно содержит учение не человеческое и твердо держится закона Божия. Но если нужно мне изложить свое мнение, то – да не оскорбится кто-либо! – я не признаю его произведением кого-либо из Апостолов, и вот мои основания. Во-первых, он приписывает оправдание делам, прямо вопреки Св. Павлу и другим писаниям священного канона («посему, выразился Лютер в предисловии к изданию Н. 3. в 1524, послание Св. Иакова не есть подлинное в сравнении с другими, ибо не содержит евангельского духа»)... Во-вторых, имея в виду поучать христиан, оно ни разу в таком длинном поучении не упоминает о страдании, воскресении, о духе Христа... Чему не учил Христос, то не есть учение и апостольское, хотя бы учил сему Св. Петр или Св. Павел.... Этот Иаков учит не так, как Христос, возвращает к закону и делам его, и так смешивает одно с другим, что мне кажется – это был просто какой-либо благочестивый человек.... Посему я не помещаю оное послание в моей Библии в числе подлинных книг; но не хочу и запрещать ставить и помещать оное, где кому будет угодно; ибо в нем содержится много добрых изречений». 594 De Wette в первом издании возражает против подлинности послания, повторяя те же доказательства и позднее, только видоизменяя их, именно «что не видно, что побудило Иакова писать ко всем христианам из иудеев, особенно когда это назначение послания столь неопределенно, и когда в этом послании нет ничего личного и не видно никакой определенной дело, кроме противоречия Павлу; что, далее, неудачное противоречие Павлу кажется недостойным Иакова, и если гл. 2, 25 имеет отношение к Евр. 11, 31 .: то указывает позднейшего писателя, что наконец непонятно, как Апостол Иаков мог сделать опыт подобного упражнения в греческом языке. Подробный ответ на это см. в моих Beiträge s. 160 ff. Но на Шотта в Isagoge §90 эти возражения de Wette имели такое влияние, что он прибег к старым произвольным объяснениям, будто послание есть или произведение другого, совершенно неизвестного Иакова, или свободный перевод с арамейского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

§ 3. История жизни Иакова со времени удаления от Лавана и до поселения в земле ханаанской (Быт. 31:19 – 33:17) Рассерженный Лаван собрал своих родственников и отправился в погоню за Иаковом, конечно, с целью отомстить ему. Семь дней потребовалось Лавану, чтобы догнать Иакова, расположившегося станом на горе Галаад. «Заметь, пожалуй, и здесь великий промысл Божий, именно в том, что Бог не попустил Лавану узнать об отшествии Иакова до тех пор, когда праведник был уже далеко» 474 . Имея в виду страшное озлобление Лавана против Иакова, можно было ожидать неминуемой гибели Иакова при встрече с полчищем Лавана. Но и в этом случае Господь проявляет неизреченное попечение Свое о праведнике. «Видя, что Лаван с сильным негодованием преследует праведника и хочет взыскать с него удовлетворение за побег, Бог является Лавану ночью во сне и в попечении Своем о праведнике, снисходит до того, что беседует даже с Лаваном, дабы потрясти его душу и удержать его от нападения на Иакова. Велика благость Господа! Он видел, что Лаван спешит на битву, хочет восстать против праведника, поэтому Бог словом Своим останавливает его намерение и говорит: «блюди себе, да не когда возглаголеши ко Иакову зла» ( Быт. 31:24 ). И заметь, пожалуй, человеколюбие Господа: Он не повелел Лавану возвратиться в свой дом; а только запретил ему говорить с праведником как-нибудь грубо, или оскорбительно. Почему же это и для чего? Для того, чтобы праведник на самом деле из опыта видел, сколь великого попечения удостаивает его Бог. Ибо, если бы Лаван возвратился, то откуда узнал бы это Иаков, или его жены? И для того то Бог дозволяет Лавану идти и своими устами пересказать Иакову все, что было речено ему от Бога, дабы и сам праведник с большею поспешностью и смелостью продолжал путешествие, и его жены, узнав, какого попечения удостаивается Иаков от Бога, отвергли отеческое заблуждение, подражали праведнику и получили отсюда достаточное назидание к Богопочитанию. Для них, конечно, не столько достоверны были слова Иакова, сколько слова Лавана, еще преданного идолопоклонству, потому что свидетельства о вере неверующих, и врагов благочестия всегда имеют особенную важность; и это есть дело благопромыслительной премудрости Божией, которая и самых врагов истины делает свидетелями истины и заставляет их собственными устами подтверждать ее» 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. О подлинности соборных апостольских посланий Соборных апостольских посланий, как известно, семь: одно апостола Иакова, два Петровы, три Иоаннова послания, одно ап. Иуды. Значение их, как книг слова Божия, основывается на происхождении их подлинно от писателей боговдохновенных, именно от святых апостолов, с именами которых они у нас связуются. О большей части этих соборных апостольских посланий, относительно их подлинности, замечаются некоторые разногласия в свидетельствах и памятниках христианской древности. Так, в древнем сирском перевод четырех меньших из сих посланий не было. Ориген упоминает о пререканиях против посланий 2-го Петрова и 2-го и 3-го Иоаннова (см. у Евсев.6:25). Св. Амфилохий свидетельствует (в посл. к Селевку), что не всеми признавались послания Иакова и Иуды. Евсевий относит к общепризнаваемым в его время (μολομενα) также только два из соборных посланий: первое Петрово и первое же Иоанново 1 . В каталоге Каия, римского пресвитера 2-го века, не упоминается и первое Петрово послание 2 . Разногласие не коснулось только первого послания ап. Иоанна, но с этим посланием находятся в близком соотношении, по содержанию и характеру, два другие его послания, подвергавшиеся пререканиям. Между тем по поводу разногласий о соборных посланиях, бывших в древности, некоторые из новейших исследователей (Например Grotius, Eichhorn, Fritsehe) стали оспаривать подлинность того или другого из сих посланий. И так, есть нужда в исследовании подлинности всех соборных посланий. 1. О подлинности посланий ап. Иакова Свидетельства о подлинности Происхождение, в частности, первого из соборных посланий, действительно, от апостола Иакова (брата Господня) доказывается прежде всего свидетельством христианской древности, начиная с апостольского века. Так, можно примечать, что еще апостольские мужи пользовались руководством послания Иакова. Св. Климент римский пишет: «За что благословен был Авраам? Не за то ли, что он по вере сотворил правду и истину, принесши Исаака?» 7 . И в другом месте: «Авраам был почтен великим свидетельством и друг наречеся Божий» 8 . Оба эти места взяты, только не с строгой буквальной точностью, из послания Иакова ( Иак.2:21,23 ): Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвенник... И вменися ему в правду, и друг Божий наречеся. – Так же и в книге Ермы (Пастырь) есть места, заимствованные из послания Иакова: например: «если противишься диаволу он бежит от тебя» 9 . Это почти буквально – слова из послания ап. Иакова: противитеся диаволу, и бежит от вас ( Иак.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Тогда таинственный борец дает патриарху новое имя и объясняет значение этого имени (27–28 стихи). На вопрос же Иакова о его имени, он ответил, что его не нужно знать патриарху, и после сего благословил Иакова (29 стих). Знаменательное событие, совершившееся на берегу потока Иавока, патриарх увековечил именем, которое он дал месту таинственной борьбы (30 стих). Для самого Иакова памятником таинственной борьбы осталась его хромота, а для потомков патриарха событие это увековечилось обычаем не есть жилы животного при бедре (31–32 стихи). Стих 24 По ясному указанию Писания с Иаковом боролся Сам Бог . На это указывает – во-первых, имя, данное патриарху – Израиль , что означает «богоборец». Далее сам Иаков дает месту таинственной борьбы наименование « Пенуэл » (слав. «вид Божий»), что значит лицо Божие, указывая этим на то, что он находился в особенном близком общении с Богом и остался жив: «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (30). Значение же таинственной борьбы для самого Иакова выясняется словами: «ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Этими словами внушалось Иакову, что беспокойство его напрасно, что боязнь его пред братом не имеет оснований, что Иаков в силах одолеть врага. Таким образом, молитва Иакова, некогда хитростию предвосхитившего права первородства, принадлежавшие Исаву (25:29–34; 27:1–40), склонила божественное правосудие на милость. Иаков своею верою, молитвою и упованием на божественное милосердие как бы победил гнев Божий. Этим указывалось, что чистосердечное раскаяние и молитва всегда могут склонить гнев Божий на милость. В этом отношении борьба Иакова с Богом, по мнению святых отцов и учителей Церкви, имела таинственное значение, прообразуя великое таинство искупления человечества, предуказывая, что настанет некогда время, когда божественное правосудие преклонится на милость к падшему человеку и человечество примирится с Богом через Христа Спасителя. При таком общем значении борьба Иакова с Богом и частные обстоятельства, сопровождавшие ее, имели прообразовательное значение. Подобно Иакову, уединившемуся для молитвы, и Христос Спаситель пред Своими страданиями отделился от учеников для молитвы, в которой просил Отца Небесного, да мимо идет от Него чаша страданий. Подобно Иакову, боровшемуся ночью с Богом, Иисус Христос имел молитвенное борение с правосудным гневом Божиим за грехи человечества, которые он подъял на Себя и за которые Он должен был умереть. Но как Иаков мужественно выдерживал борьбу с Богом, так и Христос с мужеством совершил подвиг страдания: во время борьбы бедро Иакова было повреждено, так и Христос после перенесения искупительного подвига имел на теле Своем язвы страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Прибытие Иисуса с учениками в Капернаум После совершения чуда в Кане Иисус пришел в Капернаум. Евангелист говорит, что пришел Он Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его (Ин. 2, 12). Были ли братья Его на брачном пиршестве в Кане — неизвестно; надо полагать, что не были, так как Евангелист ничего об этом не говорит. Поэтому можно допустить предположение, что Иисус с Матерью и учениками пошел из Каны в Назарет, пробыл там некоторое время и оттуда уже с Матерью Своей, в сопровождении братьев Своих и учеников, пришел в Капернаум. Определение родства Иисуса с так называемыми Братьями его Но какие же это братья Иисуса, когда Он был единственным Сыном Девы Марии? О братьях Иисуса упоминают все четыре Евангелиста в дальнейших своих повествованиях, но по именам называют их только Матфей и Марк: Матфей: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? (13, 54-56). Марк: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? (6, 2—3). Итак, братьями Иисуса назывались Иаков, Иосия, Симон и Иуда. Но чьи они были сыновья? Для разрешения этого вопроса обратимся к Евангелиям. Называя женщин, стоявших на Голгофе во время распятия Иисуса Христа, Евангелисты говорят: Матфей: между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых (27, 56). Марк: Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего, и Иосии, и Саломия (15, 40). Иоанн: При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его Мария Клеопова. и Мария Магдалина (19, 25). Лука , повествуя о шествии ко гробу Иисуса, говорит: То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними (24, 10). Из этих свидетельств Евангелистов видно, что при кресте Иисуса стояли три Марии: Мария — Матерь Его, Мария Магдалина, и третья Мария, которую Иоанн называет Марией Клеоповой и вместе с тем сестрой Матери Иисуса. Эту же третью Марию Матфей называет матерью Иакова и Иосии, Марк — матерью Иакова меньшего и Иосии, а Лука — матерью Иакова. Поэтому Иаков (названный Евангелистом Марком меньшим в отличие от Апостола Иакова) и Иосия были сыновьями Марии Клеоповой, сестры Богоматери. Хотя Евангелисты ничего не говорят о том, чьи сыновья были Симон и Иуда, тоже именуемые братьями Иисуса, но так как они в других, выше приведенных местах Евангелий, называются братьями Иисуса вместе с Иаковом и Иосией, то следует признать, что Иаков, Иосия, Симон и Иуда были между собой родными братьями, а следовательно, сыновьями Марии Клеоповой, сестры Матери Иисуса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Как произошло его обращение? Ап. Павел говорит, что Сам Господь явился ему по воскресении ( 1Кор. 15:7 ). Затем, как ревностный служитель Господа и Его Церкви, состоявшей первое время главным образом из Иудео-христиан, он был избран епископом Иерусалимской церкви ( Деян. 12:17 ; Гал. 2:9 ), председательствовал на Апостольском соборе (51 г. Деян. 15:13 ) и пользовался высоко-авторитетным положением в древней Церкви не только как апостол Господа в более обширном смысле, но и как апостол наравне с ап. Павлом и в ряду с верховными апостолами из 12 Петром и Иоанном ( Гал. 1:9; 2:9 ) 3 . Он умер мученической смертью в Иерусалиме при первосвященнике Анане в 63–64 г., когда после смерти проконсула Феста новый – Альбин ещё не прибыл сюда (Иосиф Флавий. Древн. XX, 9, § 1; Евсевий. II. 23). По преданию он был апостолом из 70, и память его чтится православной церковью 23 октября. Примечание. От Иакова, брата Господня, должно отличать Иакова, брата Иоанна Богослова, сына Зеведеева, и Иакова Алфеева, апостолов из 12 ( Мф. 10:2–4 ). – Некоторые западные учёные и толкователи, а также и русские (Филарет, митрополит Московский, Филарет, епископ Черниговский, протоиерей Богословский, профессор Чельцов, священник Кибальчич) отождествляют Иакова, брата Господня, и Иакова Алфеева. Одни полагают, что Алфей имел другое имя греческое Клеопа (Κλωπ, греческое имя, сокращение от Κλεοπτρος). И таким образом отожествляют Алфея и Клеопу ( Ин. 19:25 ), которого Егезипп называет братом Иосифа обручника и отцом Иакова праведного (кн. 4, 32). Другие – просто отожествляют имена: Алфей или Халпай и Клеопа, как одно еврейское имя в различной только транскрипции и произношении (филологически не оправдываемое допущение) 4 . Затем, находя, что Иаков и Иосия в других местах Евангелия называются детьми Марии Клеоповой ( Мф. 27:56 ; Мк. 15:40, 47; 16:1 ), или, следовательно, всё равно Алфеевой, т. е. жены Клеопы, или Алфея, они утверждают, что Иаков, Иуда, Иосия и Симон были детьми Марии Клеоповой, почитаемой за сестру Богоматери, и, таким образом, двоюродными братьями Иисуса Христа, и детьми Клеопы или Алфея; а отсюда далее, – что Иаков, брат Господа, потом епископ Иерусалима и писатель послания, был одним и тем же лицом с Иаковом Алфеевым, апостолом из 12, тем более что о личности Иакова Алфеева совершенно ничего не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010