Согласно описаниям раки, «с трех сторон ея вычеканены события из земной и загробной жизни Преподобнаго, а с восточной - осмиконечный крест» (Там же. С. 82); «на верхней доске образ Преподобнаго длиною 2,5 аршина, а шириною 3 четверти, на образе венец серебряный, чеканный позолоченный. В венце, в шести местах стразы, оклад серебряный, риза также серебряная чеканная, весу во оной 7 фунтов 45 золотников: (рака.- Авт.) под балдахином, который раскрашен и местами вызолочен. Вокруг раки слова, с юга: «Первое пророчество Преподобнаго Иакова Князю Василию Дмитриевичу, что он скорбяше и посла к Преподобному Иакову да молит Бога о Княгине его и о разрешении и о рождении Василия, и да будет ей живот»; с запада: «как исцелил села Молвитина крестьянина Кондрата Иванова»; с севера: «Третье чудо, как исцелил Вологодской округи крестьянскую девку именем Ефросинью. Не видела света от рождения своего и привезена к Преподобному и абие прозре»» ( Жуков. 1842. С. 105). В 60-х гг. XIX в. рака И. и верхняя серебряная риза были «вызолочены червонным золотом через огонь, а вокруг нея, на все пространстве верхней доски, вновь сделаны оклады апплике; картины событий из жизни Преподобного прочищены и сделаны над ними соответствующие надписи» ( Румянцев. 1873. С. 32-33). В 1912 г., при игум. Мелхиседеке, рака была заново посеребрена и покрыта стеклянным футляром ( Воскресенский. 1913. С. 82). В наст. время новая деревянная резная рака святого установлена в ц. Рождества Богородицы Железноборовского мон-ря под деревянной резной сенью (воспроизводит формы старой), украшенной в 2008 г. 3 иконами с житийными сюжетами работы мон. Иакова (Русскова). На живописной крышке раки - ростовое изображение И. с развернутым свитком (текст: Гал 5. 22-23) в левой руке и с молитвенно приложенной к груди правой (работа и вклад худож. А. Константинова, 2002). Прп. Иаков Железноборовский. Роспись зап. галереи Троицкого собра Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1912 - 1913 гг. Артель Н. М. Сафонова Прп. Иаков Железноборовский.

http://pravenc.ru/text/200169.html

В XIV-XV веках ученики Преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один – по реке Шексне на Белоозеро, другой – по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Авраамий Чухломский (†1375, память 20 июля), основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (†1442, память 11 апреля), Макарий Писемский (XIV, память 10 января), Павел Обнорский (†1429, память 10 января). По благословению преподобных Кирилла Белозерского (†1427, память 9 июня), также ученика Аввы Сергия, и преемника Кирилла – Корнилия Комельского, на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский (†1562, память 23 января), Кирилл Новоезерский (†1532, память 4 февраля), Адриан Монзенский (†1610, память 5 мая), основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский(†1597,память 12 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский (иначе Брылеевский, XV в., память 11 апреля) – ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского. В монастыре преподобного Паисия Галичского (†1460, память 23 мая), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV – начале XVI в., память 7 апреля). В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта) основал Преображенский монастырь на реке Воче. Святитель Дионисий Суздальский (†1884, память 15 октября), спостник и собеседник Преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал 12 человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословят, для духовного просвещения народа и основания обителей». В числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (†1444, память 25 июля) – основатель трех обителей. Макариево-Унженский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексия Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Обезглавленный труженик сопричислен к лику святых. Христиане купили мученические останки его и с честью погребли в храме святого Георгия. На другой день после погребения, в праздник Троицы, пропо­ведник Дорофей почтил память страдальца назидательным словом» 560 . Дим пострадал в 1763 году 10-го апреля. Господь почтил нетлением верного раба Своего. Мощи его были перенесены в алтарь храма святого Георгия, и много было случаев ис­целения приближавшихся ко гробу его с теплою верою в помощь при­нявшего мученический венец. День одиннадцатый. Память преподобного Иакова Железноборовского В тридцати верстах от Галича, в глухом лесу, у железных рудников, жил (с 1352 г.) в уединенной хижине пустынник, и этот пустынник мо­литвами возвратил к жизни супругу могущественного властителя Рос­сии. Это был преподобный Иаков, ученик великого Серия Радонежского. Супруга великого князя Василия Дмитриевича, София Витовтовна, страдала родами и была при смерти. Преподобному Иакову случилось тогда быть в Москве; он пребывал в монастыре Иоанна Предтечи под бором, за рекою Москвою. Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный от­вечал: «Молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здорова и в этот же вечер родит сына, наследника тебе». София благополучно родила сына Василия. Это было в 1415 году. Признатель­ный великий князь дал блаженному Иакову средства построить на ме­сте уединенных подвигов его, на железном борку, монастырь с храмом в честь святого Предтечи и определил землю на содержание обители 561 . Преподобный родом из Галичских дворян Амосовых 562 , был усерд­ным насадителем иноческой жизни в родной стороне своей. Скоро собрались к нему ревнители уединения. Он устроил строгое общежи­тие, – в обители никто ничего не называл своим; его пример одушевлял учеников к строгой жизни; по примеру наставника ученики благодушно терпели нужду и скорби; блаженный Иаков учил их чистоте душевной и телесной, посту, взаимной любви, смирению и терпению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

прп. Иакова Брылеевского - Там же. С. 82). Вторая икона находилась в ц. св. Иоанна Предтечи «в киоте, за левым клиросом; также древней греческой иконописи, в ризе медно-посеребренной, с таковым же медно-позлащенным венцом», на окладе имелась надпись вкладчика: «Лета 7140 году (1632.- Авт.) украшен си чудотворный образ многогрешным Князем Ондреем, а прежнее мое имя Алексей Голицын». Обе иконы были поновлены в 1699 г. («этому событию иеромонах Зоровавель придавал такое великое значение, что в память его установлено было 1 декабря нарочитное празднование Преподобному» - Там же. С. 72). Третья икона - «большой образ Преподобного с чудесами», копия иконы 1700 г., написанной иером. Зоровавелем, о чем сообщает вкладная надпись: «По благословению Всечестнейшаго Господина отца Архимандрита Антония Одиновича (с 1698 настоятель московского Донского монастыря, с 1705 архиепископ Коломенский.- Авт.) в вотчинном Железноборовском монастыре наместник иеромонах Зоровавель от келейнаго своего имения построил сий образ…» (Там же. С. 83-84; ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 11. Д. 1969. Л. 20 об., 1904 г.). Сведения о местонахождении первоначального образа и его списка противоречивы. Очевидно, к 1913 г. подлинник хранился в одном из 2 храмов с. Контеева, а в деревянной часовне близ монастыря был поставлен список ( Воскресенский. 1913. С. 179-180; Румянцев. 1873. С. 20-21). На иконе вокруг средника с образом И., представленного «глубоким старцем в молитвенном положении», было изображено 15 чудес, «на образе видны три древних храма древнерусского зодчества» ( Воскресенский. 1913. С. 179-180). По краям иконы шла надпись: «Вся красная мира всего оставив в юности лет в пусто место вселися един, зной, вар и мраз понесе и вся претерпе, смирением и нищетою Христа приобрете: тем же противу трудов благодатию Божиею источник от гроба искиме дарованием чудес: слепым прозрение, хромым хождение, бесным освобождение, глухим слышание и от всех скорбей немедленное бысть исцеление - во дни скиптродержавных Российского царства благочестивых царей Иоанна Васильевича, Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича и Алексия Михайловича всеи Руси и многих царств и православных государств восточных и западных повелителей и обладателей» ( Румянцев.

http://pravenc.ru/text/200169.html

КМЗ КОК, КГОХМ – аббревиатура Костромского объединенного историко-архитектурного и художественного музея – заповедника. Подлинник иконописный. Месяц май, 5 день. Издание С.Т. Большакова под редакцией А.И. Успенского. М., 1998. с. 95. Румянцев П . Указ. соч. С. 32-33. Вероятно, речь идет о тех самых 3 клеймах жития, описываемых у Жукова. МДА. XIX выпуск 1963-1967 гг. иеромонах Давид (Кузьмич). Курсовое сочинение по кфедре церковной археологии на тему: учники преподобного Сергия создатели русских обителей. Троице-Сергиева Лавра 1966-67 гг. г.Загорск. С. 89. Здесь автор ссылается на Троицкий патерик. ГАКО Р – 6. Оп. 1. Д. 1230. ФП. Акты и переписка с Буйским уисполкомом о ходе работы по отобранию ценного церковного имущества в Буйском уезде. С. 47. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/1559953

После многих лет совместных подвигов иноки просили преподобного Иакова быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и поехал в Москву, где был облечен священным саном. Железноборовскому монастырю покровительствовали московские князья. В 1415 году, когда супруга князя Василия I Дмитриевича София Витовтовна тяжело страдала в родах, преподобный Иаков предсказал ей благополучное разрешение от бремени и рождение наследника. Вскоре наследник, будущий великий князь Василий Васильевич, появился на свет, и Василий I b благодарность пожертвовал Железноборовской обители земли и средства на строительные работы в монастыре. В 1420 году в Галичской земле случился голод. Множество голодных и бедных людей, разоренных татарами, кормилось при обители. Во время набега татар на Костромскую землю в 1429 году Железноборовский монастырь был сожжен дотла, иноки укрылись в окружавшем монастырь бору. Позже они вернулись на то же место и построили новую обитель. Железноборовский монастырь не раз был сожжен во время татаро-монгольских и польско-литовских нашествий, но неизменно восстанавливался и отстраивался заново. Первоначальные деревянные постройки обители уничтожены пожаром в Смутное время, позже здесь были возведены два каменных храма — Иоанна Предтечи и Рождества Пресвятой Богородицы. После революции Железноборовский монастырь был закрыт. Мощи преподобного Иакова исчезли из монастыря в 1919 году, в ходе кампании по «вскрытию святых мощей» (считается, что они были спрятаны монахами и находятся под спудом в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы). В 1995 году полуразрушенный комплекс возвращен Церкви, на его территории вначале разместилось подворье Ипатиевского Троицкого монастыря, а в 2004 году оно преобразовано в самостоятельный Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь.  Восстановительные работы в монастыре еще ведутся. Дальше других на северо-восток, в окрестности Чухломы, ушел из Радонежской обители преподобный Авраамий Галичский (также его называют Авраамием Городецким и Чухломским). В XVI-XIX веках Авраамий был одним из самых почитаемых святых на Северо-Востоке России, в его честь были освящены десятки храмов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Пр. о. н. Иоанна , ученика Григория декаполита. 1429. мГр. 1820. Пролог. Мес. вс. св. (См. 18 апр.). III. Преставление пр. Иакова железноборовского, основателя пустыни в 30 верстах от Галича, † 1442. К. Соф. † (Белоз. 516 мар. 21. Белоз. 493 мая 5. 201 мая 6 и апр. 10. 1621 февр. 21 и 23 мар. есть канон и стихиры). Мощи под спудом в его обители. Препп. Евфимия и Харитона сянжемских, основателей вознесенской обители на р. Сянжеме в 20 верстах от Вологды (ныне приходский храм). Первый † непозднее 1465 г., второй † 11 апр. 1509 года. 201. 51. КСоф. (Белоз. 516 Евфимия 20 янв., а Харитона 26 сент. 201 сент. 28 и янв. 19. Филим. обоих 4 авг.). Мощи обоих под спудом в вознесенском храме. IV. Муч. Тихона . Ев. 1. Пюплие . Миросл. (или Помпий 10 апр. или Поплион 27 апр.). V. Трифены кизической. 1370. МГр. Шиф. и др. (31 янв.). Св. Василия еп. 2. (12 апр.). Саввы готфского. ДоМак. Мак. (15 апр.). Муч. Зосимы килик. ДоМакМак. (4 янв.). Пр. Афанасии . ДоМак. Мак. (12 апр.). Пренесение пояса Богородицы из Зилы. 1621 (12 апр.). Преставление Варсанофия тверского. Часослов 1652. 51 и др. (4 окт.). 12 I. Пр. Василия , еп. парийского 8. в. Иер. Кал. 43. Мст. Рум. и др. Соф. М. 12 в. М. Феоктистова. Канон Феофана по Греч. М. 1870 года, что и у нас. Служба. 2. Муз. 13. апр. 11. Вас. апр. 13). Пр. Анфусы , дочери царя Константина копронима, † 811. Пролог. 1370. МГр. (Вас. 240. 17 апр. Клар. 18 апр. Дом. Маз. 21 апр.). Пр. Афанасии эгинской игумении, † 860 г. ДоМак. Мак. (Мак. втор. 11 апр. Сирл. Мил. МГр. 18 апр. М. Р. 14 авг. †). Свв. преподобномуч. Мины, Давида и Иоанна , убитых стрелами. 1370. Мак. Шиф. и др. По Мюллеру убиты сарацынами в Палестине, след. после взятия Иерусалима арабами, после 630 г. Пр. Исаака сирина в Сполете италийском, † ок. 550. Ч. М. (М. Р. 11 апр.). Священномуч. Зинона , еп. веронийского, † ок. 260 г. Ч. М. М. Р. Р. Н. Память пренесения честного пояса Богоматери из Зилы в Царьград в 942 г. Пролог. 240. (Сн. 31 авг.). II. Мучч. Димы и Протиона мечем. Петр. Клар. 1370 и др. М. 11 и 12 в. МКр. Канон Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Около 860 года кафедра Ирии Флавии в связи с набегами пиратов была перенесена в Компостелу (ныне Сантьяго-де-Компостела). Затем туда же были перенесены и мощи апостола. И едва ли не с первых дней, прошедших после обретения, способность апостольских мощей творить чудеса начала обрастать ореолом легенд. Одна из них, ставшая в истории Испании ярким эпизодом, гласит о высшем покровительстве, оказанном святым Иаковом королю Астурии Рамиро I в состоявшейся в 884 году битве с арабами при Клавихо. Впоследствии в честь апостола Иакова в Испании был основан военно-религиозный Орден святого Иакова Компостельского. Одной из главных задач этого ордена была охрана паломников, приходивших поклониться святому Иакову, поскольку в средние века апостол Иаков считался покровителем паломников. Также часть мощей апостола Иакова Заведеева хранилась в церкви святого Сатурнина в Тулузе (Франция). С XI века наличие частиц мощей святого Иакова отмечается в разных церквях Франции, связанных с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела. Кроме того, частицы мощей апостола Иакова Заведеева хранятся в кафедральном соборе монастыря святых апостолов Иаковов Армянского Иерусалимского Патриархата, в базилике апостола Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), на Остийской дороге в Риме. В настоящее время единственным в России храмом, освященным во имя этого святого, является церковь апостола Иакова Заведеева в Казенной слободе (Яковоапостольский переулок) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с 1620 года. В 1676 году было построено здание, которое существует и в настоящее время. В храме имеется частица мощей апостола Иакова Заведеева, переданная из Испании. Иконография Сначала VI века изображения апостола Иакова Заведеева отмечены устойчивыми портретными чертами: это человек средних лет с черной бородой и усами. В иконописи единоличные изображения апостола Иакова Заведеева чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из монастыря апостола Иоанна Богослова на Патмосе (XIII век), на которой представлена полуфигура апостола Иакова Заведеева – человека средних лет с темными короткими волосами и недлинной раздваивающейся бородой; он облачен в синий хитон и гиматий ярко-розового цвета с искусно прорисованными складками. Ладонью правой руки он касается свернутого свитка, который держит покровенной левой рукой. Взгляд апостола устремлен на молящегося. В левом верхнем углу в небесном сегменте помещена полуфигура Христа, благословляющего апостола. Появление иконы связано, вероятно, не только с интересом к апостольской теме, но и с почитанием апостола Иакова как брата святого, которому посвящен монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Статистика Иаков (брат Господень), ап. Сего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом ап. Симона, Иуды и Иосии, и также Малым или Меньшим (Марк. XV, 40), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова, брата Господня, одним лицом с ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от ап. Иакова Зеведеева, призванного в апостольство и умершего прежде Икова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книги апостол, в прологе под 23 числом октября, и 4 января в Минее-четьей, и в священных песнопениях под теми же числами, согласно с Писанием и Преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Иаков, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды (Матф. ХШ, 55. Марк. VI, 3), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» (Иак. 1,17); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного. Основание, по которому Православная Церковь отличает Иакова брата Господня от Иакова Алфеева, частию указано в Писании, в коем братья Иисуса Христа по плоти этим самым названием отличаются от двенадцати Его учеников (напр. Иоан. II, 12. VII, 3—5. Марк. III, 31. Лук. VIII, 19), а равно отличаются и писателями Церкви. Так, Евсевий Кесарийский, св. Кирилл Иерусалимский (365—385), св. Епифаний Кипрский (404), блаженный Иероним (420) и другие ясно отличают Иакова брата Господня от Иакова Алфеева.

http://lib.cerkov.ru/authors/91

По вознесении Господа и сошествии Св. Духа они проповедовали Евангелие в разных странах. Некоторые из них были сотрудниками апостолов из лика дванадесяти, многие епископами, иные писателями. Так, Лука (18 окт.) и Варнава (11 июня) были сотрудниками ап. Павла, Марк (25 апр.) – ап. Петра; Марк и Лука были вместе и евангелистами; Иаков Меньший (23 окт.) и Симеон – сродник Господень (апр. 27) – епископами в Иерусалиме; Тимофей (янв. 22) – в Ефесе и проч. Но 70 апостолов, по словам Златоустого 1071 , «занимали вторую степень апостольского служения. Они не столько были приближены ко Христу и не столько участвовали в тайнах, как 12 славных и всехвальных апостолов. Сии особенно отличены были Иисусом Христом. Это был лик, окружающий Царя, было общество вссгдашних спутников и собеседников Его»; и потому 70 апостолов, в отличие от 12, называются меньшими апостолами или просто апостолами. Сего ап. Иакова, согласно с Божественным Евангелием ( Мф.13:55 ) и словами ап. Павла ( Гал.1:19 ), Прав. Церковь называет сыном Обручника от первой его жены 1073 и родным братом ап. Симона, Иуды и Иосии, а также Малым, или Меньшим ( Мк.15:40 ), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30-й день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова, брата Господня, одним лицем с апостолом Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от апостола Иакова Зеведеева, призванного в апостольство и умерщего прежде Иакова Алфеева. Но Церковь в предисловии к богослужебной книге Апостол, в Прологе под 23 числом октября, и 4 января в Минеи-Четьи, в священных песнопениях под теми же числами, согласно с Писанием и Преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Празднуя последнему в 9-й день октября, Церковь причисляет его к лику дванадесяти апостол, а Иакова Малого, брата Господня, – к собору семидесяти, в коем числится он первым. Различие Иакова Алфеева от Иакова Малого – брата Господня Православная Церковь ясно выразила особенно в своих священных песнопениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010