Сего Ап. Иакова, согласно с Божественным Евангелием ( Мф.13:55 ) и словами Ап. Павла ( Гал.1:19 ), прав. Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом Ап. Симона, Иуды и Иосии, а также Малым или Меньшим ( Мк.15:40 ), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова брата Господня одним лицом с Ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от Ап. Иакова Зеведеева, призванного в Апостольство и умершего прежде Иакова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книге Апостол, в Прологе под 28 числом октября, и 4-го января в Минеи-Четьи, и священных песнопениях под теми же числами, согласно с писанием и преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Празднуя последнему в 9-й день октября, Церковь причисляет его к лику дванадесяти Апостол, а Иакова Малого, брата Господня, к собору семидесяти, в коем числится он первым. Различие Иакова Алфеева от Иакова Малого, брата Господня, прав. Церковь ясно выразила особенно в своих священных песнопениях. Иаков, празднуемый в 9-й день октября, нигде не называется и не прославляется братом Господним, епископом Иерусалима, писателем соборного послания и священномучеником, что без сомнения даёт высокие преимущества; но называется Иаковом Алфеевым, прославляется Божественным светильником язычников, который, исполняя число дванадесяти, объюродил Еллинскую мудрость и прошёл всю вселенную, проповедуя всегласно слово веры Христовой. Иаков же, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды ( Мф.13:55 . Мк.6:3 ), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с Младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» ( Иак.1:17 ); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец, священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Надо пожелать, чтобы полезная работа Smith " a была скорее доведена до конца. Комментарий Chainera на послание Иакова принадлежит к серии Etudes bibliques. Как и все книги этой серии, он стоит на уровне богословской науки, и считается с результатами новейших исследований. Как известно, место послания Иакова в новозаветном каноне многими оспаривалось еще в древности. Лютер назвал послание «eine stroherne Epistel», и в новое время большинство либеральных экзегетов отрицают его подлинность. Понимание послания, его места в истории и в литературе первохристианства, действительно, представляет значительные трудности, и потому работа Chainea, отправляющаяся от предания Церкви, имеет несомненное положительное значение. Его предшественниками в защите подлинности послания являются такие исследователи, как Mayor 1 и Zahn 2 , с которыми Chaine расходится, однако, в понимании некоторых частных вопросов. I главу Введения Chaine посвящает разбору дошедших до нас свидетельств Предания. Он признает, что послание Иакова только постепенно приобрело известность. Раньше всего – к концу II века – оно было принято в Александрии, на Западе его узнали в половине IV века, когда усилилось общение Запада с Востоком. Автора послания, Иакова, брата Господня, Chaine, в согласии с традициями католического богословия, отожествляет с Иаковом Алфеевым, апостолом из числа двенадцати. Он дает его биографию, стараясь выделить ее исторически бесспорные части из окружающих их легендарных наслоений. Значительную ценность имеет анализ самого послания (гл. II). Chaine сопоставляет его с ветхозаветными писаниями. Он отмечает глубокое влияние на послание Иакова книги Премудрости Иисуса Сына Сирахова; он чувствует дух ветхозаветных пророков. В Новом Завете для Chainea несомненны точки соприкосновения послания Иакова с Евангелием (в особенности, с Нагорною проповедью в редакции Матфея) и прямая связь между посланием Иакова и посланиями Апостола Павла к Римлянам и к Галатам. В отличие от Мауога и Zahna, Chaine полагает, что написание послания Иакова вызвано было тем смущением, которое в известных иудеохристианских кругах произвели послания Апостола Павла. Павел, по его мнению, писал раньше Иакова. Анализ послания убеждает Chainéa в достоверности свидетельства Предания о его подлинности в смысле послания Апостола Иакова, брата Господня, епископа Иерусалимского. Вопрос об адресатах послания Chaine решает в пользу иудейских членов христианских церквей, преимущественно вне Палестины, но также и в ее пределах. Он считает послание написанным между 57 и 62 гг. для назидания и ободрения. Глава III Введения посвящена исследованию языка и стиля послания. Chaine признает, что послание было написано по-гречески и полагает, что этот вывод отнюдь не исключает его подлинности. Глава IV касается критики текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

13) Св. Кирилл Иерусалимский в числе новозаветных книг, им исчисленных и одобренных для чтения его слушателям, поставляет и послание Апостола Иакова 26 . 14) Св. Амфилохий, перечислив все книги Новаго Завета, в числе которых поставляет и послание Ап. Иакова ( τλ Ιαχβε μαν, т. е. πισολν), пишет: «сей да будет не ложнейший канон богодухновенных писаний ( ετοζ ψεζατος χανν ν ιη τν θεοπνεστων γραψν) 27 . 15) Св. Григорий Богослов , пиша о том, какия должно читать книги В. и Н. Завета, поставляет и послание Ап. Иакова (’I αχβθ μαν), заключая: если же какия будут сверх сих, то не принадлежат к признанным ( τι σ ττων λτς, λ ν γνγσιοις) 28 . Свидетельствуют также: Дпдим Александрийский 29 , Леонтий Византийский 30 , св. Иоанн Дамаскин 31 , блаженный Августин 32 , Иероним 33 , Риффйн; папы: Иннокентий, Геласий и Кассиодор 34 . Очень важное свидетельство о подлинности послания Апост. Иакова находится в древнем сирийском Пешито. Это свидетельство древней сирийской церкви II века тем важнее и тем более имеет значения, что страна, где получил начало перевод сирийский Пешито, граничит с тою, откуда вышло послание Ап. Иакова, и что этот перевод употреблялся сирийскою церковью во все последующее время. Им-то должно быть и пользовался Ефрем Сирин . Апостольское 85 правило в число книг чтимых, святых и достойных изучения для всех, поставляет и послание Ап. Иакова 35 . Отцы собора Карфагенского, бывшаго в 318 г., в 33 правиле, перечисляют все книги Н. Завета, где поставляют и соборное послание ап. Иакова 36 . Отцы собора Лаодикийскаго, бывшаго около 364 года, в 60 правиле, в числе книг полезных для чтения или канонических поставляют и соборное послание Ап. Иакова 37 . Для нас православных христиан в отношении подлинности послания Ап. Иакова особенно важно и свидетельство нашей церкви 38 . При этом заметим еще, что самое содержание послания, согласное с духом всего священнаго писания, ручается за его подлинность. В нем есть многия места, которые наглядным образом убеждают нас, что писатель послания, глубоко понимающий Евангельское учение, есть ученик Спасителя, есть Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

С намерением продолжили мы выписку из Евсевия, потому что в ней можно видеть и свидетельство Климента Александрийского (III века), которым тоже думают подтвердить, что апостол Иаков Праведный, брат Господень, епископ Иерусалимский, и апостол Иаков Алфеев (будто бы сын Алфея или Клеопы) – одно и то же лицо, – ссылаясь и на то, что сам Евсевий тут же говорит о двух Иаковах. 411 Это-то и замечательно, что в той же самой главе своей церковной истории (кн. 2. гл. 1), в которой назвал Иакова, брата Господня, сыном Иосифа Обручника, Евсевий напоминает, что Иаковов было два. Такое напоминание, по нашему убеждению, имело в виду единственно то, чтобы Иакова Праведного не смешивали с другим апостолом Иаковом, о котором перед тем лишь было сказано. Рядом с верховными апостолами Петром и Иоанном сперва поставлен Иаков Зеведеев, брат Иоанна, как участвовавший вместе с ними в избрании Иакова Праведного епископом Иерусалимским. Потом, рядом с теми же апостолами Петром и Иоанном, как получивший вместе с ними от Господа особенный дар ведения, поставляется уже Иаков Праведный, которого Евсевий выше назвал сыном Иосифа. Это и послужило для Евсевия поводом присовокупить, что было два Иакова, – особенно известные в первенствующей Церкви по самой своей мученической кончине, которая последовала в одном и том же городе Иерусалиме, но весьма различным образом. Во всяком случае, никак нельзя предполагать, чтобы церковный историк Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, мог утверждать, что кроме Иакова Зеведеева и Иакова Праведного, названного им сыном Иосифа, не было еще Иакова Алфеева, который значится во всех евангельских списках 12-ти Апостолов. Такое странное предположение, если бы оно действительно могло быть у кого-нибудь, совершенно устраняется тем, что в другом месте Евсевий приводит свидетельство Егезиппа, где говорится, что Иаков брат Господень всеми называется Праведным, «так как имя Иакова носили многие“. Вот это место: «смерть его (Иакова) с особенной подробностью описывает Егезипп, один из ближайших преемников Апостольских. В шестой книге своих записок он повествует так: «управление Церковью вместе с Апостолами принял брат Господень, Иаков, от времен Господа и доселе всеми называемый Праведным, так как имя Иакова носили многие“. 412

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

В числе так называемых братьев Господних, которые могли быть не ближе, как только троюродными братьями Иисуса Христа, были Иаков и Иуда, а в числе двенадцати Апостолов были два Иакова и два Иуды. Это совпадение имен дает повод к вопросу: не были ли братья Господни, Иаков и Иуда, в числе двенадцати Апостолов? Вопрос этот представляется многим вполне уместным потому, что Иаков, брат Господень, после Воскресения Христова занимал выдающееся положение в Иерусалимской Церкви как епископ, и перу его принадлежит Соборное послание Апостола Иакова. Словом, на этот вопрос надо дать ответ. Из двух Апостолов, носивших имя Иакова, первый был сыном Зеведея и Саломии (Мф. 4, 21; 27, 56). Само собой разумеется, что Иаков, сын Соломин, не мог быть братом Господним, потому что Иаков, брат Господень, был сыном Марии Клеоповой (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40; 16, 1; Лк. 24, 10; Ин. 19, 26). Не мог быть Иаков Зеведеев братом Господним еще и потому, что умер раньше Иакова, брата Господня: Иаков Зеведеев был убит мечем по приказанию Ирода в царствование императора Клавдия, которое продолжалось с 39 по 42 г. по Р. X. (Деян. 12, 2); — Евсевий. Кн. 2. Гл. 11); а Иаков, брат Господень, был сброшен первосвященниками с кровли Иерусалимского храма и побит камнями незадолго до осады Иерусалима, в царствование Нерона, которое продолжалось с 54 до 67 г. по Р. X. (Евсевий. Кн. 2. Гл. 23; Иосиф Флавий. Иудейские Древности. Кн. 20. Гл. 9). Что же касается Апостолов Иакова Алфеева и брата его Иуды (не Искариота), то, в доказательство того, что и они не были братьями Господними, сошлемся на свидетельство Евангелиста Марка. Св. Марк называет Иакова, брата Господня, Иаковом меньшим или, по-другому, более правильному переводу, малым (Мк. 15, 40), вероятно, по причине его малого роста; тогда как Апостола Иакова второго тот же Евангелист (а равно и другие) называет Иаковом Алфеевым (Мк. 3, 18; Мф. 10, 3; Лк. 6, 15). Наименование Иакова, брата Господня, малым сделано, конечно, не без умысла: здесь видно желание Евангелиста отличить Иакова, брата Господня, от двух Апостолов, носивших то же имя. Кроме того, мы знаем, что братья Господни Иаков, Иосия, Иуда и Симон были сыновьями Марии, мужа которой звали Клеопой, а не Алфеем; Апостолы же Иаков Алфеев и брат его Иуда (не Искариот) были сыновьями Алфея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Митрополит Филарет уделяет изъяснению богоборчества по объему не меньше места, чем богоявлению в Вефиле, однако, если в нисхождении и восхождении ангелов по лествице он усматривает и раскрывает троякий символический смысл, то о духовном смысле богоборчества говорит неохотно и как-то туманно: «Бороться с Богом есть то же, что, по выражению Апостола, подвизаться с Богом в молитвах, Рим.15:30, объимать Его верою и любовию и, соединением своей воли с Его волей, привлекать к себе Его благодатную силу и благословение... Итак, таинственная борьба Иакова в отношении к нему в особенности есть утешительное предвестие безопасности со стороны Исава; вообще же есть изображение молитвы в ее силе» (27.с.68). Самое замечательное то, что у Филарета есть специальный раздел, который он посвящает исключительно символическому толкованию странствий Иакова (с.73—77). В этом разделе обретают иносказательный смысл и камень, положенный Иаковом в возглавье, и, конечно же, его сон, и супружества Иакова, и слепота и многочадие Лии, и бегство от Лавана, и желание Иакова уклониться от встречи с братом. В нем есть только одно существенное упущение, а именно то, что о богоборчестве Иакова — хотя в это и трудно поверить — не сказано ни одного слова. Мы еще будем говорить о том, как в современном православном богословии понимается духовный смысл единоборства Иакова с Богом, но забегая вперед, можно сказать, что в лучшем случае оно толкуется применительно к судьбам Израильского народа. Церковь так и не признала до сих пор в этом образе собственно христианское откровение, не восприняла его как евангельский прообраз и символ. И это не просто частное упущение. Отказ признавать в одном из важнейших и чудеснейших событий жизни Иакова символический смысл влечет за собой потерю целостного восприятия жизни Иакова в ее духовном плане. А поскольку жизнь эта прообразует собой не только жизнь народа Израильского, но и жизнь Церкви, а потому и жизнь каждого отдельно взятого человека и человечества в целом, наконец — жизнь Христа, то мы рискуем потерять нечто очень важное в самой сердцевине христианского понимания мира, человека и Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2799...

Быт. 35:21 И отправился [оттуда] Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Башня стада, с высоты которой наблюдали за безопасностию стад от разбойников и диких зверей (так объясняет м. Филарет и Англ. Библия). М. Филарет прибавляет, что место этого имени находилось близ Иерусалима. «Столпе пастве мгляный», говорит пророк Михей ( Мих. 4:8 ). Но по псевдо-Иоанафану, место того же имени находилось близ Вифлеема. Быт. 35:22 Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего [Иакова]. Любопытно сказание, сохранённое в книге Яшар, в халдейских (сирских) таргумах Ионафана и в Талмуде (Шаббат, folio 55; ссылка Migne les apocryphes. T. II, colonne 1172, note 1301). Сказание этот говорит, что после смерти Рахили Иаков поселился в шатре Валлы, и что Рувим, оскорблённый пренебрежением, оказанным матери его Лии, вошёл в шатёр Валлы и выкинул из него постель отца своего. По другому апокрифу (завещание XII патриархов), сохранён библейский рассказ с добавлением, что Рувим увидел Валлу обнажённую, лежавшую в беспамятстве от вина. И услышал Израиль Слов «и принял то с огорчением» нет в еврейском тексте. По этому случаю Англ. Библия замечает, что само молчание еврейского текста о чувствах Иакова сильнее, чем добавление LXX, выражает скорбь патриарха, которая, долго сдержанная, высказана в словах умирающего Иакова ( Быт. 49:3–4 ). [и принял то с огорчением]. Сынов же у Иакова было двенадцать. Быт. 35:23 Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. Быт. 35:24 Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. Быт. 35:25 Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. Быт. 35:26 Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. Этою родословною и смертию Исаака (ниже, Быт. 35:28–29 ) заканчивается повествование о жизни патриархов в земле Ханаанской. По расчислению м. Филарета (см. также расчёт Кенникотта), Исаак жил ещё лет 13 или 12 в Ханаане после возвращения Иакова из Падан-Арама, и, стало быть, продажа Иосифа в Египет совершилась во время жития Исаака. Но священный повествователь соединяет здесь и в следующей главе все события, имевшие место в земле Ханаанской, перечисляет сынов Иакова и даёт родословные списки Исава с тем, чтобы сосредоточить затем всё внимание на Иосифе и истории его, которая составляет важнейшую эпоху в жизни потомства Израиля, ибо она была одною из причин переселения в Египет Иакова и сыновей его и ею заканчивается первая книга Моисея, книга, рисующая семейный быт патриархов, связуя эту книгу с книгою Исход, в которой потомство Израиля является уже целым народом, которому вручаются для хранения обетования и закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иакова вождем партии, рассылающим своих агентов для противодейстия Ап. Павлу, на основании упоминания в рассматриваемом месте имени Иакова, утверждают, что эти τινς π ακβου, несомненно, будто бы были во всяком случае единомышленниками и сообщниками св. Иакова: они будто бы были представителями воззрений св. Иакова на значение Моисеева закона в христианстве. Так думает Usteri 1072 , Wieseler 1073 , и особенно Lange 1074 . Но достаточно самого поверхностного сравнения повествования Ап. Павла об этих пришельцах от Иакова с теми местами книги Деяний, где говорится об учении Ап. Иакова касательно значения Моисеева закона в христианстве, чтобы видеть, что воззрения первых и второго различны между собой до противоположности, не допускающей никакой взаимной связи между ними. Известно, что когда пришли в Антиохию некоторые от Иакова, то св. Петр, ранее свободно обращавшийся с тамошними христианами из язычников, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных 1075 , так что св. Павел обличал его за то, что он христиан из язычников принуждал жить по-иудейски 1076 . Очевидно, прибывшие были против того, чтобы признавать истинными христианами антиохийских братьев, вступившими в церковь помимо иудейства: они были против общения с ними; очевидно также, что прибывшие от Иакова исполнение Моисеева закона считали необходимым для всех христиан из язычников. Но такие взгляды могут ли принадлежать тем, кого хотят назвать единомышленниками Ап. Иакова? Так ли учил и так ли поступал сам св. Иаков? Хотя он, живя в центре иудейства – Иерусалиме, и в христианстве являлся ревностнейшим исполнителем всех требований ветхозаветного закона, так что от самих иудеев получил за сие имя праведного, однако это исполнение им закона отнюдь не основывалось на убеждении в необходимости закона и в христианстве. Это делалось единственно ради воспитательного влияния на окружающих и было временной мерой апостольского благоразумия для привлечения и удержания в христианстве иудеев, не могших возвыситься до мысли, что в христианстве закон уже не нужен.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

С другой стороны, это «отерпение жил» было и наказанием патриарху: «Иаков, давший обет Богу, при исшествии своем, ту десятину, которую обещал Богу, в страхе собрал и послал Исаву. Потому и изменилось стегно его, как сам он изменил слову своему» 487 . После этого события, когда Иаков был переименован в Израиля, и все потомки получили наименование Израильтян 488 . Библейское повествование о борьбе Иакова некоторые принимают за простое видение, выходя из той мысли, что признание действительной борьбы Иакова с Богом ли то, или с одним из ангелов, противоречит понятию о Боге и Его ангелах, как существах добрых и хранителях человека. Так еще Иосиф Флавий говорил, что Иаков боролся «с некоторым привидением» (φντασμα), хотя и говорит, что привидение называло себя «ангелом Божиим», почему и наименование – Израиль значит «сопротивлявшийся ангелу Божию» 489 . Из святых отцов не решались признать борьбы Иакова действительной св. Григорий Богослов , св. Кирилл Александрийский и св. Амвросий Медиоланский . Св. Григорий Богослов говорит в одном месте: «хвалю лествицу Иакова и столп, который помазал он Богу, и борьбу его с Богом, если это была борьба, а не приравнение, как думаю, человеческой меры к Божией высоте» 490 . В этом же духе рассуждает и св. Амвросий: «что значить бороться с Богом, если не предпринять подвиг добродетели, и приближаться к Высочайшему, если не быть лучшим подражателем Богу во всем?» 491 А св. Кирилл Александрийский решительно утверждает, что между ангелом, который был образом Христа, и Иаковом «произошла кажущаяся борьба» 492 . Но нравственно религиозное значение этой борьбы достаточно объясняет ее действительность и возможность не только для ангела, но даже для Самого Бога. И Бытописатель, очевидно, говорит о борьбе Иакова, как о действительном событии, что особенно ясно из последствий борьбы, так как Боровшийся «повредил» состав бедра у Иакова, и Иаков после того был хром. Поэтому большинство св. отцов считают борьбу Иакова действительной, при чем бл. Феодорит указывает на хромоту Иакова, именно, как на не опровержимое доказательство этой действительности 493 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По этой внутренней стороне своей, борьба Иакова с Ангелом Иеговы есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким испытаниям и трудностям жизни; вместе же с тем она есть и предызображение всей будущности потомства Иакова, отселе получающего (ст. 28) имя Израиля, – всей ветхозаветной теократической истории. Вообще, по характеру и значению своему богоборство Иакова напоминает ночное видение Авраама ( Быт. 15 ), в котором также (но более конкретно) предызображалась будущая история избранного народа, складывавшаяся также из противодействия народа божественному призванию, обладания им непреходящими духовными благами и временных испытаний и потерь материальных. Что борьба Иакова не была сновидением или вообще явлением визионерным, видно уже из употребленного в еврейском тексте глагола abaq (ст. 24–25; евр. 25–26) – сражаться подобно атлету (покрываясь пылью), а еще более из повреждения состава бедра его (nervus ischiadicus) и хромоты его вследствие того (ст. 25, 31). Так, «и по пробуждении Иакова стегно его оставалось поврежденным, и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения» (блаженный Феодорит). Вместе с тем это должно было научить Иакова, что победа дарована ему только по снисхождению таинственного Борца. И Иаков, как бы уразумев смысл борьбы, не хочет расстаться с борьбой и Борцом без благословения с Его стороны (ст. 26). Но Ангел Иеговы – применительно к воззрениям древних, что богоявления посещают человека только ночью, говорит Иакову о необходимости удаления Его с восходом зари (по раввинскому объяснению, Ангел спешит, чтобы с ангельскими сонмами принести Богу утреннюю хвалу, Beresch. r. Par. 78, s. 378). Просимое Иаковом благословение дается ему в перемене его имени, сообразно обстоятельствам дела и внутренней настроенности Иакова. Отселе прекращается его борьба хитростью – «запинание» в отношении к людям и обстоятельствам (в получении благословения, в отношениях к Лавану и проч.), и начинается священное борение его духом за высшее богодарованное призвание; посему вместо прежнего природного имени «Иакова» ему и потомству его даруется священное, теократическое имя «Израиль» – по объяснению самого текста «богоборец» (святой Иоанн Златоуст толкует: «видящий Бога», – по значению подходило бы и это объяснение, но этимологически оно едва ли возможно), – путем постоянства подвига молитвы (ср. Евр. 5:7 ) принимающий духовные блага от Бога, что вместе с тем будет залогом победы Иакова-Израиля и над врагами. Получив новое имя от Ангела Иеговы, Иаков вопрошает и Его об имени, но Он не называет Себя, давая понять, что из самого дела Иаков мог узнать это.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010