в) Послание к тому же князю о том, как поступать в отношении к латинянам, известно пока только по рукописям. «Понеже, чадо блаженне и сыну света, понеже земля Лядска в суде у тебе есть, живущеи, иже есть на ней, суть оплатки служащеи, Латинское есть прияли учение.» г) Четвертое Послание Никифора, к князю Ярославу Муромскому, против латинян, помещено в Четь Мин. м. Макария под 31 августа. 27. Преподобный Антоний Римлянин, основатель монастыря его имени и с 1131 г. игумен († 1147 г.). В Московском Успенском соборе хранятся сосуды его. Один яшмовый; на клеммах его изображены Святая Троица и четвероконечный крест; на ободке надпись: πινετε εξ αυτο παντες. Другой сосуд ониксовый; на ободке надпись: Пиите от нея вси. Се есть кровь моя нового завета, изливаема за вы и за многы. В Синодальной библиотеке хранится Служебник преподобного Антония 605) с одною литургиею Златоустого. Вот чтение одной молитвы: «Иже весь мир свой тако возлюби, яко иночадый сын свой дати, да всяк веруяй в нь не погибнет, не имать живот вечный, иже пришед и все, еже о нас, смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся за мирскый живот, приим хльб святыма своима и пречистыма рукама.» (Образцы древлепис. 5. М. 1840). В описи 1636 г. показаны: «три служебника харатейных чудотворца Антония Римлянина». (Опис. книг стат. Мои. 1927–929. М. 1848 г.). В обители его хранится каменный крест его; на верхней перекладине сего шестиконечного креста наведены мозаикою слова: ІС. ХС. Замечательны и шесть мусийных икон преподобного на медных досках: на трех изображен Господь Вседержитель, а на других трех распятый Спаситель. В духовной грамоте своей преподобный описывает труды и скорби, какие понес он при основании монастыря, и поручает обитель Богу и Пресвятой Богородице. В другой грамоте пишет, что он купил землю для обители у сыновей посадника и описывает границы земли. Не удивительно, что до нас дошли только списки грамот, а не подлинники. Довольно, что одна из них утверждена царем Иоанном. Они изданы у Карамзина, II, пр. 210, а списки их у Толстого, II, 220. Образцы подобных современных грамот, важных для истории: Около 1130 года князем Мстиславом дана была грамота на земли и судные пошлины Юрьеву монастырю (Вестн. Европы 1818 г. 15, 16, 20. Дополн. к Акт. ист. I, 2 ). В 1131 г. дана уставная грамота Новгородской Предтечевой церкви князем Всеволодом (Дополн. к ист. акт. I, 3). В 1137 г. Софийскому собору дана грамота князем Святославом (Дост. I. М. 1815). В 1150 г. Ростислав князь Смоленский дал грамоту Смоленской епископии (Дополн. к ист. акт. I, 4). Грамота князя Всеволода Предтечинской церкви дошла до нас в двух видах, как и устав Владимира; но не трудно угадать, что в позднейшем списке ее изменено против подлинника, по обстоятельствам времени. В летописи упоминаются еще: под 1144 г. договорная грамота Владимира Галицкого с князем Всеволодом, а под 1147 г. такая же грамота с князем Изяславом; но они не дошли до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Антоний соорудил в оном первоначально малую близ того самого места, где остановился по прибытию своему, деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в память дня прибытия своего в Новгород, а монастырь оградил деревянной же квадратом на 50 сажен стеной. Во второе лето по прибытию купил он землю, около того места лежащую, за сто рублей Новгородских 11 у Посадничьих детей Новгородских; потом заложил церковь каменную во имя Рождества же Богородицы, и вскоре после того и другую во имя Сретения Господня с трапезой, при освящении которой и в Игумена он был поставлен; при том воздвиг ещё и колокольню каменную же, и под ней церковь во имя Пр. Антония Великого , сотезоименита своего. Наконец, в 1130 году построил ещё церковь над западными святыми вратами, каменную же во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами св. Николая Чудотворца и Иоанна, Списателя Лествицы. По преставлению Преподобного этот монастырь от разорений неприятельских и моровых поветрий долгое время находился в запустении. Уже в XVII веке начал он паки возникать и приходить в благосостояние: почему и поставлен был в число степенных монастырей; но и тогда ещё кроме церквей, все строения в оном были деревянные как видно из рисунка сего монастыря в описании путешествия Олеария по России, предпринятого около 1633 года, а изданного в лист на Немецком языке в Шлесвиге в 1647, 1656 и 1663, и в Гамбурге в 1696 годах. Каменное же строение началось в монастыре сем в 1698 году, как можно видеть из нижеследующего описания оного монастыря, в 1730 году деланного, в котором значится: 1 . Посредине монастыря СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ с двумя приделами, о пяти с придельными главах и папертью. О ней см. ниже. 2 . В трёх саженях от соборной церкви к югу КОЛОКОЛЬНЯ с боевыми часами, а под ней ЦЕРКОВЬ во имя преподобного Антония Великого , строенная самим преподобным Антонием Римлянином. В 1654 году, накладено было над колокольней сей 12 аршин; в 1788 году, Июля 7, от молнии кровля и часы повредились, но в том же году и возобновлены; а в 1804 году, Июня 13, колокольня сия и с церковью ночью нечаянно рассыпалась до основания, не произведя, однако, вреда в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

4) Есть основание думать, что Новгород в средние века вообще менее других русских городов был неприязнен по отношению к западной церкви. Отдалённость его от Греции, ранние его сношения с другими городами, особенно с ганзейскими, и торговля, какую он вёл с иноземцами, должны были приучить его к некоторым уступкам и большей терпимости относительно изображений религиозных предметов, в сравнении с другими, более отдаленными от Запада, единоверцами. С гражданскою свободой Новгород соединял особый отпечаток в делах церковных. Но для толпы эти врата с чуждыми изображениями едва ли могли быть понятны. В противном случае этот драгоценный памятник искусства, по замечанию профессора Буслаева, может быть, и не уцелел бы до наших дней 59 . С другой стороны, удовлетворительное объяснение в существовании корсунских врат в святой Софии простой народ мог видеть в том, что происхождение этих врат и явление их в Новгороде покрыто было неизвестностью 60 , загадочностью и таинственности, которую он принимает за чудесность, как нашёл он удовлетворительное объяснение (из жития преподобного Антония римлянина, «Православный Собеседник» 1858 год, июнь) в рассказ о том, что серебряная и золотая утварь церковная иностранной работы и с латинскими надписями приплыли из Рима в Новгород чудесным образом и что самим преподобным Антонием были эти сокровища положены в святительской ризнице на соблюдение. Доверие такому объяснению совпадает с ненавистью к латинянам, как это видно из жития Антония: «и повеле архиепископ Нифонт сие житие преподобного изложити и написати и в церкви Божией предати, на утверждение вере христианстей, и на спасение душам нашим, а римлянам, еже отступиша от православныя греческия веры, и приложишася в латинскую веру, на посрамление и на укоризну, и на проклятие». Недоразумение, могшее возникнуть при виде врат в новгородском святилище, ослаблялось тем, что вообще в храмах допускались изображения библейских животных, преступных грешников и даже демонов. Итак, в остатках влияния латинского искусства на русскую обрядовую внешность можно усматривать одну терпимость и то лишь к тому, что напоминало латинство, а не к самим латинянам, но никак не доказательство самостоятельная существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Храм четырехпрестольный: Главный престол в честь Собора Архистратига Михаила и всех небесных Сил, не освящен. Правый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери, освящен иерейским чином в 1992 году. Левый придел в честь Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, освящен иерейским чином в 1994 году. Криптовый храм-усыпальница во имя св. великомученика Пантелеимона, освящен архиерейским чинов в 1998 году. При храме действует Общество сестер милосердия блаженной Ксении Петербургской на основании Положения, благословленного Правящим Архиереем. Чтимые образы храма – список Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери «Панагия Сумела», образ преподобных отцев Симеона юродивого и Иоанна, спостника его. В мощевиках сохраняются частицы святых мощей угодников Божиих: святого апостола Андрея Первозванного, святых мучеников Пия и Плакиды, святого великомученика Феодора Тирона, святого великомученика Димитрия Солунского, святого мученика Вифлиемского младенца, святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, святителя Тарасия, патриарха Константинопольского, святителя Иоасафа, епископа Белгородского, священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении, священномученика Петра, архиепископа Воронежского, священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, священномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, преподобного Максима Грека, преподобного благоверного князя Олега Брянского, преподобного Никиты Столпника, преподобного Саввы Сторожевского, преподобного Саввы Вишерского, Новгородского, преподобного Ипатия Печерского, целебника, святителя Игнатия Мариупольского, преподобных отцев Киево-Печерских, святителя Димитрия, митрополита Ростовского, святого великомученика Пантелеимона, святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского, святого первомученика архидиакона Стефана, святой праведной княгини Анны Новгородской, святого благоверного князя Владимира Новгородского, преподобного Илии Муромца, священномученика Владимира, митрополита Киевского, священномученика Климента, папы Римского, преподобного Антония Римлянина, святителя Нектария Эгинского, святого Василия Блаженного. Сохраняются святыни: часть камня со Святой Голгофы, часть гроба Пресвятой Богородицы, часть гроба святого Тихона, патриарха Московского.

http://sobory.ru/article/?object=13159

1 августа 1897 г. исполнилось 300 лет со времени обретения мощей преподобного Антония Римлянина. Событие это было торжественно отпраздновано в Новгороде, в монастыре преподобного Антония, чудесно прибывшего в Новгородские пределы в 1106 году. Мощи преподобного открыты в 1597 году, в царствование Феодора Иоанновича. 8 сентября 1897 г. праздновалось 300-летие пребывания чудотворной иконы Пресвятой Богородицы на горе Почаевской, Волынской епархии. Ровно 300 лет тому назад православная владелица м. Почаева, Кременецкого уезда, жившая в своем поместье, близ Почаева, Анна Гойская, видя неоднократные явления чудодейственной силы названной иконы, подаренной ей, в благодарность за гостеприимство, в 1559 году, проезжавшим тогда чрез Волынь греческим митрополитом Неофитом и затем в течение 38 лет находившейся в ее домашней часовне, – и считая себя недостойною обладать такою святынею, пригласила епископа, священников и иноков, и торжественно при многочисленном стечении народа, перенесла ее на гору Почаевскую. С тех пор до настоящего времени, в течение трех веков, эта святая икона пребывает в Почаевской обители, являя благодатную силу на всех, с верою молящихся пред нею. Перенесши эту драгоценную святыню и установивши ее в существовавшей уже тогда каменной Успенской церкви, Анна Гойская, вместо бывшей до того времени на горах Почаевских простой пустынной обители в пещерах, положила основание при упомянутой церкви общежительного монастыря и выдала сему монастырю дарственную запись на разные угодья в принадлежавшем ей Почаевском имении. Монастырь этот, впоследствии, пережил много тяжелых испытаний; в 1675 г. он подвергался нападению татар, а в 1721 г. захвачен был униатами и обращен в монастырь базилианского ордена. Во время польского мятежа 1830 г. Почаевские монахи-базилиане принимали в этом мятеже самое деятельное участие, наделяя мятежников деньгами и печатая в своей типографии прокламации и разного рода воззвания. Ввиду такой противогосударственной агитации, монастырь этот, по Высочайшему поведению в 1831 г., был закрыт и возвращен в ведение православного духовенства. В 1833 г. он возведен на степень лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Русская Церковь чтит память новгородского преподобного Антония Римлянина Великий Новгород, 16 августа 2004 г. Сегодня Русская Церковь чтит память новгородского святого Антония Римлянина. Преподобный Антоний (1067 год - начало XII века) родился в Риме в семье довольно знатных горожан. В Великий Новгород Антоний Римлянин приплыл по Волхову в 1106 году. В этом же году он основал Антониев (Рождественский) монастырь, считающийся ныне одним из наиболее ценных памятников древнерусской архитектуры. На средства Антония Римлянина при его жизни в монастыре в 1117-1119 годах был возведен каменный собор Рождества Богородицы, в котором чуть позднее Антония захоронили, а также трапезная и прочие монастырские постройки. Как зафиксировали летописцы, перед своей смертью святой Антоний передал монастырю пашенные земли и луга, купленные им в окрестностях обители. В Великом Новгороде Антоний Римлянин был одним из самых почитаемых святых. Свидетельством тому служат многочисленные трактаты о святом, созданные в конце XV-cepeдuhe XVI веков. В 1597 году состоялась канонизация Антония Римлянина. 16 августа 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10748.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010