Это поддерживало высокий уровень гуманитарных знаний преподавателей и учащихся Новгородской семинарии. Об этом сохранилось свидетельство и самого иеромонаха Феофана, который в частной переписке замечал, что «здесь [в Киеве – прим. М.К.] мало ученых. Там, в Новгороде, может быть найдется что» 1], выражая намерение подыскать племяннику подходящую книгу по логике и психологии для учебы в семинарии. Цитируемые строки были написаны святителем 11 января 1843 года. Из содержания данного письма следует, что в это время он еще пребывал в Киеве, собираясь выехать к месту своего нового служения. Иеромонаха Феофана не пугала дальняя дорога на север страны: «далеко, да лучше, – писал он о предстоящем ему переезде. – …Повижу свет и буду бывалый» 1]. В Новгороде иеромонах Феофан был окружен близкой ему по духу монастырской обстановкой. Семинария располагалась на территории монастыря преподобного Антония Римлянина в пригороде Новгорода, и ее ректор одновременно был архимандритом этого монастыря. Как правило, он совершал постриги в монашество учащихся, выпускников и преподавателей семинарии, а также духовно окормлял семинарских пострижеников. Монастырские богослужения и святыни древней обители объединяли и освящали жизнь семинарии, ее воспитанников и наставников. Один из ее известных выпускников – архимандрит Фотий (Спасский) , настоятель Юрьева монастыря, вспоминал свои семинарские годы: «древний храм преподобного Антония имел на меня великое влияние в течение всего курса моего учения семинарского и жития в семинарии внутри монастыря. Когда я приходил по обычаю с прочими в притвор церковный на молитву, то всегда мне приходилось стоять противу того камню, на коем святой Антоний приплыл из Рима в два дня и две нощи по водам. На нем образ написан св. Антония, плывущего на камне по водам с травиною в руке, здесь же и прочие вещи, приплывшие за ним по Божию смотрению, были» 85–87]. Недостаток непосредственного общения со своими Киевскими духовниками будущий святитель восполнял чтением святоотеческих творений из библиотеки семинарии, а также из своей личной библиотеки, которую регулярно пополнял, к чему советовал приучать и своего племянника в письме к его отцу и своему зятю священнику Владимиру Макринову: «Братец! приучайте его к собственности книжной. Пусть он каждую треть приобретает себе хоть какую-нибудь книжонку; отсюда он перейдет к собственности выписной, а дальше – умовой, и дело его будет очень исправно» 1].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Преподобный Серапион Кожеезерский В Священном Писании есть такие слова: “Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: много славного Господь являл чрез них, величие Свое от века” ( Сир 44:1–2 ). “Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их” ( 1Пет 3:12 ; ср. Пс 33:16 ). Святые угодники – это “соль земли” ( Мф 5:13 ), которая своими трудами и молитвами осоляла и осоляет весь мир. Святая Русь прославилась множеством подвижников и явлением чудотворных икон. Интересно, что на ниве Русского Православия трудились также святые различных национальностей. Русь приняла свою веру из Византии, став ее достойной преемницей. И на Руси спасались подвижники нашей Матери-Церкви 1 . Это были преподобный Лазарь Мурманский (†1391; пам. 8 мар.), преподобный Кассиан Грек Угличский (†1504; пам. 2 окт.), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 янв.). Среди русских святых мы видим также выходцев из западных стран: дочь шведского короля Олафа благоверную Анну Новгородскую (†1056; пам. 10 февр.), супругу князя Ярослава Мудрого, а также преподобного Антония Римлянина (†1147; пам. 3 авг.), блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского (†1303; пам. 8 июля), блаженного Исидора Твердислова Ростовского (†1474; пам. 14 мая), блаженного Иоанна Власатого Ростовского (†1580; пам. 3 сент.) 2 , преподобного Макария Римлянина, Новгородского чудотворца (XVI в., пам. 19 янв.). На Руси подвизались также выходцы из славянских народов: из моравских пределов прибыл святой Меркурий Смоленский (†1238; пам. 24 ноябр.), а с Афона – сербский инок преподобный Савва Крыпецкий (†1495; пам. 28 авг.). Венграми были преподобный Моисей Угрин Киевопечерский († ок. 1043; пам. 26 июля) и преподобный Ефрем Новоторжский (†1053; пам. 28 янв.). Русская земля вынесла монголо-татарское иго, покорив затем татарские ханства. Московским князьям приходили служить татарские царевичи. Известны также русские святые татарской национальности: благоверный Петр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец (†1290; пам. 30 июня). Потомком татарского баскака был преподобный Пафнутий Боровский (†1477; пам. 1 мая) 3 . В 1552 г. в Казани пострадали два новокрещенных татарина Петр и Стефан (пам. 24 марта) 4 . Менее известно имя преподобного Серапиона Кожеезерского (†1611; пам. 27 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Утром преподобного Антония обнаружили жители села. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь. Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных кузнецов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится. С удивлением слушал он, что перед ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странствие на пучинах. Вместе они вошли в собор, где священнодействовал святитель Никита (†1108; память 31 января [ 1 ], 30 апреля и 14 мая), и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, исполнилась несказанной радостью, при виде благолепия службы православной, столь убогой на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень. Окрестные жители стали приходить к нему за благословением. У них преподобный научился русскому языку. Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород к святителю Новгородскому Никите, которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподобного при кафедре, но святой Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь. Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония, который продолжал жить на камне. Осмотрев место, святитель благословил преподобного основать здесь монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он получил у посадников место и освятил построенный вначале деревянный храм. На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный предложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке находятся преимущественно священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей). Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у новгородских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-ri...

В Клопском монастыре крест сребропозлащенный чеканный с указанием разных мощей и с надписью на исподней стороне в клеймах: «лта 7206 (1698) мсяца генваря въ день построилъ сій крестъ въ обитель Живоначальные Троицы и преподобнаго отца нашего Михаила Клопского чудотворца». В Климентовской церкви на Торговой стороне крест напрестольный с мощами св. Ипатия, обложен серебром; на исподней стороне надпись: «207 (1698) года декабря въ день отдала сей крестъ благословящей въ Новгородъ въ церковь къ Ипатію чудотворцу 367 , по общанію, гостя Владиміра Васильевича Воронина жена вдова едосья Васильевна по своихъ родителехъ въ вчное поминовеніе». В новг. Антониевом монастыре крест напрестольный сребропозлащенный чеканный, с изображением распятого Спасителя, со св. мощами и с драгоценными камнями. На передней стороне его внизу надпись: «1701 году ноемврія въ 19 день построенъ сей животворящій крестъ въ церковь Божію поминовенія ради, гд положенъ стольникъ Іоаннъ Самойловымъ Салътыковъ, а убитъ на бою на ево великого Государя служб подъ городомъ Ругодевымъ, а убитъ на память святаго Пророка Авъдя»; а в надписях на задней стороне в пяти местах значится: «мощи святаго Bacuлiя Великого, мощи преподобнаго Николы Святоши, земля Іорданова, мощи святыя великомученицы Варвары, камень преподобного Ahmohiя Римлянина» 368 . 2 . К числу древних крестов без надписей относится каменный, шестиконечный, чёрного цвета, крест преподобного Антония Римлянина, находящийся вместе с его мусийными иконами у раки в Антониевом монастыре. Длина креста 8½ дюймов или 4½, вершка, ширина верхней поперечины 2 дюйма и 8 линий, а нижней поперечины 4 дюйма. В верхней части его мозаичное изображение другого креста в малом виде, с словами: ІС. ХС.; в девяти других местах вставлены мозаичные же разные фигуры, из которых четырёх теперь нет. В монастырской описи за 1696 год значится: «крест животворящей, каменной, обложен медью, римской». В Хутынском монастыре восьмиконечный медный литой крест пр. Варлаама Хутынского. Судя по беловатому цвету, он должен был лит из меди, олова и серебра, – из чего лились древние колокола и пушки, – вверху креста лицо неизвестного святого с надписью под ним: «Михаи обрачь» 369 , потом Спас с предстоящими, пред коими написано: «Михаил, Гавриилъ»; далее следует распятие с предстоящими, над распятием: Царь слвы 370 , Ісь., Хс., Нка.; над предстоящими Мариа , Іоа. Бог.; под распятием Голгофа с надписью: – Лоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Понимаем мы или не понимаем, дано нам постичь тайны и глубины Божий, как святым отцам, или нам, как людям простым, доступны только какие-то элементарные вещи — главное, чтобы мы воспринимали все сердцем. Вспомним святого Православной Церкви — Павла Препростого, ученика Антония Великого. Он отличался чрезвычайной простотой и, видимо, вследствие этого — невежеством. Однажды пришли к Антонию монахи и он стал им говорить о значении закона и благодати, притом упомянул Моисея и Господа Иисуса Христа. Павел, будучи человеком очень мало образованным, вдруг спросил Антония Великого: «А кто был раньше: Моисей или Христос?» Услышав такую нелепость, Антоний сказал: «Замолчи!» — и тот замолчал. Прошло несколько месяцев, и Антоний спрашивает его: «Почему ты молчишь?» «Ты сказал мне молчать, вот я и молчу», — ответил Павел. С одной стороны, он проявил невежество, которое кажется диким даже нам, людям малосведущим в богословии, а с другой — необыкновенное послушание. И ради своей ревности к исполнению заповедей Божиих он достиг высокого духовного преуспеяния, так что даже Антоний Великий присылал к нему тех бесноватых, из которых он сам не мог изгнать бесов. За свою веру и послушание Павел Препростый мог изгонять не только простых демонов, но и князей бесовских, а также совершал другие чудеса. Вот пример того, что главным является именно сердечное исповедание, хотя бы оно и не было до конца осознано умом. Конечно, я рассказал этот случай не для того, чтобы поощрять невежество. Разве правильно, когда человек не знает, кто был раньше — Христос или Моисей? Я упомянул об этом для того, чтобы восхвалить добродетель, показать, насколько выше она отвлеченного знания. И мы должны со всей простотой сердца принять, подобно тому как принял Павел Препростый и многие тысячи простых верующих, прославленных Церковью или неизвестных, учение о спасительном страдании Господа Иисуса Христа, о благодати Божией, действующей от Его святых икон. Мы должны быть верными Ему так, как были верны мученики братья Маккавеи, решившие лучше потерять свою жизнь, чем отступить от отеческой веры. Аминь. 14 августа 2002 года День памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Истина — в Православии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Вы с сестрами чувствуете молитвенную помощь ее небесных покровителей?  — Чувствуем ее постоянно. И постоянно взываем в своих молитвах к защитнику и благодетелю Николаю Чудотворцу и святителю Евфимию, архиепископу Новгородскому. Святые мощи Новгородского чудотворца почивают под спудом в нижнем приделе Никольского собора, им же построенного и благоукрашенного. Богослужения здесь совершаются в зимний период. Каждую неделю служится молебен у мощей святителя Евфимия небесным покровителям монастыря. А с мая по октябрь службы проходят в верхнем приделе монастырского собора. Святитель Евфимий стал для нас таким же родным, как Николай Чудотворец. В его житии особо обращают на себя внимание два момента: великое смирение при несении многих скорбей и — неутомимость, большое усердие в деле обновления ветхих церквей и возведения новых домов Божиих на Новгородской земле. В 15-летнем возрасте вымоленный сын благочестивых родителей — священника одной из новгородских церквей, долго не имевшего с супругой детей, — отрок Иоанн решил отречься от мира и сделаться иноком. Иноческий постриг он принял в Николо-Вяжищском монастыре. И потом, возглавив Новгородскую кафедру, владыка имел обыкновение проводить в любимом Вяжищском монастыре — тихой обители — всю первую седмицу Великого поста, уединяясь здесь от житейской молвы. В 1458 году святитель отошел ко Господу. Отпевали любимого архипастыря в соборе святой Софии Премудрости Божией. Затем, согласно его завещанию, тело отнесли для погребения в Вяжищский монастырь. Вскоре после кончины стали истекать чудеса от его гроба и начала праздноваться память святителя Евфимия.  — Матушка Антония, в этом месяце, 16 августа, Церковь будет отмечать память преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, в честь которого Вас нарекли в монашестве. Некоторые факты из жития святого, которого часто называют «русским итальянцем», приплывшим на берег реки Волхов на камне, когда этот камень во время страшной бури откололся от скалы на его родине в Италии, люди неверующие сочтут чем-то из области фантастики.

http://patriarchia.ru/db/text/4982782.ht...

Блаженнаго Василия Спасо-Кубенскаго (XV). Священномученика Стефана, папы Римскаго, и иже с ним (257). 3. Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста (IV – V). Преподобнаго Антония Римлянина, Новгородскаго чудотворца (1147). Мученика Раждена перса (457) (груз.). Преподобнаго Космы отшельника (VI). 4. Святых седми отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250). Преподобномученицы Евдокии (362–364). Мученика Елевферия (IV). 5.Предпразднство Преображения Господня. Мученика Евсигния (362). Преподобнаго Иова Ущельскаго (1628). Священномучеников Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мученика Понтия Римлянина (ок. 257). Мучеников Кантидия, Кантидиана и Сивела в Египте. Праведныя Нонны, матери святаго Григория Богослова (374). 6. Святое Преображение Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа. Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное преображение. На утрени прокимен, гл. 4: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Стих: Твоя суть небеса, и Твоя есть земля. Припев на 9-й песни канона: Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа. Отпуст: Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе, пред святыми Своими ученики и апостолы Христос, истинный Бог наш... На литургии входное: Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою. Молитва в причащении гроздия Господу помолимся. Господи, помилуй. Благослови, Господи, плод сей лозный новый, иже благорастворением воздушным, и каплями дождевными, и тишиною временною, в сей зрелейший приити час благоволивый: да будет в нас от того рождения лознаго причащающихся в веселие, и приносити Тебе дар во очищение грехов, священным и святым Телом Христа Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Ведомо же буди, яко сия молитва глаголется над гроздием, идеже винограды, и приносятся на благословение во храм в сей шестый день августа. Зде же в велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей. И ино овощие да приносится коеждо во свое время ко храму на благословение, и молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними такожде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Белграде Артемий познакомился со старшим иподиаконом митрополита Антония Борисом Критским, будущим хранителем Курской-Коренной иконы Божией Матери. Борис прислуживал вместе с будущим архимандритом Спиридоном (Ефимовым; скончался в Калифорнии в 1984 году). Борис рассказал Артемию про Мильковскую обитель Введения во храм Пресвятой Богородицы, куда Артемий и поступил в возрасте 22 лет. Отец Артемия неодобрительно смотрел на путь, избранный сыном. Настоятель обители схиархимандрит Амвросий подарил Артемию книгу митрополита Антония «Догмат искупления». Артемий ее с умилением прочитал. Его особенно затронуло то, что митрополит Антоний делал такой упор на слова молитвы перед причащением: «Милостию сострастия тепле кающияся…» Протоиерей Всеволод Дробот вспоминает, как в 1945 году он в Берлине впервые встретился с иеромонахом Антонием. Через два года отец Всеволод познакомился с двумя пострижениками Мильковской обители, отцами Каллистом и Зосимой. Отец Зосима рассказал о том, как впервые будущий иеромонах Антоний приехал в Мильковскую обитель. Игумен обители поручил отцу Зосиме выяснить, будет ли из Артемия Медведева годный монах. И вот простой мужик отец Зосима отправил молодого интеллигента Артемия на послушание в огород. Через несколько часов игумен попросил отца Зосиму проверить, как там Артемий подвизается. Отец Зосима пошел на огород, и к нему под благословение подошел Артемий. Отец Зосима благословил Артемия, а у того руки все в крови. Отец Зосима возвратился к игумену и на его вопрос: «Как там брат Артемий?», – ответил: «Из него будет монах». В 1931 году будущий архиепископ Антоний был пострижен в рясофор с именем Алексий (в честь преподобного Алексия, человека Божия), а в 1932 году – в мантию с именем Антоний (в честь преподобного Антония Римлянина). В 1934 году он был рукоположен в иеродиакона, а в 1938 году – в иеромонаха. В Мильково отец Антоний нес послушание уставщика, но работал и на других послушаниях, в том числе и пас свиней вместе с отцом Саввой (Струве).

http://pravoslavie.ru/39291.html

После прославления святого стали известны чудеса от его мощей. Так, жена одного священника по имени Ирина, страдавшая тяжелой болезнью, от чего не могла владеть своим телом, увидела во сне седовласого старца, который сказал ей прийти в обитель и приложиться мощам преподобного Антония. Сделав так, Ирина выздоровела. Побывав в обители, прозрел ребенок, единственный сын пекаря из Великого Новгорода. Излечился человек по имени Авраамий, не способный ходить: как говорит автор жития, «в тот же час исцелел он от недуга своего, скача и ходя по церкви, будто никогда и не болел». На иконах святой Антоний Римлянин иногда изображается со стеблями осоки: по преданию это растение он держал в руках, когда плыл к Новгороду. Житие не говорит о том, желал ли преподобный возвратиться домой, скучал ли по родному языку, родной обители. Но житие говорит точно о другом: о решительном отказе этого человека от своей воли и готовности доверить Богу свою жизнь, зная, что это может означать самые непредсказуемые события. Его родиной было Царствие Небесное, которого преподобный и удостоился. Трагедии в судьбе монастыря Антониев монастырь в Новгороде История Антония Римлянина не оканчивается его смертью и даже его прославлением. Судьба его детища — Рождественского монастыря — оказалась трагична. В 1569 году Антониев монастырь стал жертвой похода царя Иоанна Грозного на Новгород. В ходе этой операции было замучено и убито множество народа, в их числе и игумен Геласий с монастырской братией. А богослужебные сосуды — наследие преподобного Антония, найденные рыбаками в бочке, — Иоанн Грозный увез в Москву, в ризницу московского Успенского собора. В связи с этими событиями общерусское почитание новгородского преподобного стало возможно лишь в 1597 году, и с этого времени известен крестный ход в честь святого: он шел от Софийского собора в Новгороде до Антониева монастыря. Обитель возродилась, и в начале XVIII столетия здесь была кафедра новгородских викарных епископов, в 1740 году открылась Новгородская духовная семинария, одним из первых выпускников которой стал Тихон, будущий Задонский святитель.

http://pravoslavie.ru/96217.html

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая. Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Преподобного Ефрема Перекомского. Преподобного Корнилия Комельского Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского. Равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Святителя Леонтия, епископа Ростовского. Преподобного Симеона столпника, преподобного Никиты, столпника Переяславского. 3-е Обретение честной главы Иоанна Предтечи. Великомученика Федора Стратилата. Преподобного Кирилла Белоезерского. Апостолов Варфоломея и Варнавы. Святителя Ионы, митрополита Московского. Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Собор Двенадцати Апостолов. Бессребреников Козмы и Дамиана. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Положение ризы Господней в Москве. Равноапостольного великого князя Владимира. Великомученицы Марины (Маргариты). Пророка Илии. Мироносицы Марии Магдалины. Благоверных князей Бориса и Глеба. Успение святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Преподобномученицы Параскевы. Великомученика Пантелеймона. Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. АВГУСТ 1 Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого. Преподобного Антония Римлянина Новгородского. Перенесение Нерукотворенного Образа Спасителя. Преподобного Аврамия Смоленского. Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. СЕНТЯБРЬ 1 Начало индикта (церковное новолетие), преподобного Симеона Столпника. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех. Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского. Праведных богоотец Иоакима и Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010