Закрыть «Его вид вызывал благоговение...» 19 февраля - день памяти митрополита Антония (Мельникова) 17.02.2012 1396 Время на чтение 9 минут Четверть века минула с кончины митрополита Ленинг радского и Новгородского Антония (Мельникова; 1924-1986). Сменилась эпоха. Мало кто из нынешних прихожан петербургских храмов помнит владыку. Но те, кто хотя бы немного знаком с церковной историей, знают, что речь идет об авторитетнейшем архиерее. Наиболее искушенным известно его открытое письмо священнику Александру Меню, имеющее широкое хождение в интернете. И хотя авторство митрополита документально не доказано, публикаторы трудов владыки сочли возможным включить его в сборник сочинений как подлинное. Во всяком случае, по стилю и воззрениям богословская работа митрополита Антония «Из истории новгородской иконописи», где подробно рассматривается учение о Софии, Премудрости Божией, в разработке которого в свое время деятельное участие принимали философ Владимир Соловьев, священник Павел Флоренский, протоиерей Сергий Булгаков, близка к вышеназванному письму. Впрочем, это дело специалистов, и, надеемся, время расставит все по своим местам. В любом случае это письмо не только демонстрирует блестящую образованность автора-богослова, его острый ум, глубину аргументации и, конечно, верность святоотеческим традициям, но и дает великолепный (и, увы, редкий), столь необходимый всем пишущим пример уважительного, действительно христианского отношения к оппоненту. Несомненно, автор письма - лицо духовное, ведшее строгую внутреннюю жизнь. Учтем это. Историческая справка. Митрополит Антоний (Мельников) родился 19 февраля 1924 года в Москве . Церковное служение начал в 1944 году иподиаконом у Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). В 1950 году окончил Московскую Духовную академию. В июле того же года в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в монашество с наречением имени Антоний - в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. В том же году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Работал инспектором в Одесской, затем в Саратовской Духовной семинарии. В 1956 году назначен ректором Минской Духовной семинарии и наместником Жировицкого Успенского монастыря с возведением в сан архимандрита. Был ректором Одесской Духовной семинарии и наместником Успенского мужского монастыря в Одессе. В мае 1965 года назначен епископом Минским и Белорусским. В сентябре 1975 года Высокопреосвященный Антоний удостоен сана митрополита. С октября 1978 года и до кончины, последовавшей в 1986 году, владыка Антоний был митрополитом Ленинградским и Новгородским и являлся постоянным членом Священного Синода. Более пятнадцати лет возглавлял редакционную коллегию сборника «Богословские труды». С 1981 года митрополит Антоний руководил Богословской группой Комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/18/...

Н. упоминается также в Житии прп. Антония Римлянина (кон. XVI в.). Если из раннего новгородского летописания известно, что Н. в 1131 г. поставил прп. Антония во игумены основанной им более 20 лет назад (еще при жизни Новгородского свт. Никиты ( 1109)) обители, то в Житии Н. показан как следующий Новгородский архиерей после св. еп. Никиты; он по просьбе братии мон-ря Рождества Пресв. Богородицы последовательно рукополагает прп. Антония во диакона и во иерея, после чего поставляет его во игумена, «бе бо любляше преподобнаго за премногую его добродетель». Далее сообщается о том, что Н. возглавил погребение прп. Антония 3 авг. 1147 г. и поставил во игумена ученика преподобного Андрея, к-рому повелел составить Житие почившего святого; о последнем повелении также ничего не говорится в более ранних источниках (Святые рус. римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подгот. текстов, исслед.: Н. В. Рамазанова. СПб., 2005. С. 265, 271; Житие Антония Римлянина/Подгот. текста, пер., коммент.: О. А. Белоброва//БЛДР. СПб., 2005. Т. 13. С. 30, 34). В ризнице псковского Спасо-Преображенского Мирожского мон-ря хранились реликвии, по преданию связанные с Н., среди них - упоминаемый в Житии Василия (Варлаама) «жезл», оставленный Н. в обители (посох «в длину мерою аршин и шесть вершков, золоченый по дереву и вверху обложенный серебром гладким, на нем камни - хрусталь белый и лазоревый» - Васильев И. И. Псковский Спасо-Мирожский муж. 3-кл. мон-рь: Ист.-стат. очерк. Псков, 1868. С. 21). На посохе имелась резная по серебряной пластине надпись: «Лета 6664 Сей посох Святителя Нифонта Епископа Новгородского чудотворца Создателя Мирожского монастыря построения Михайлы Сарпунова» ( Ильинский Н. Ист. описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания. СПб., 1790. С. 10; М. Б. Сарпунов - псковский мастер серебряных дел кон. XVII - нач. XVIII в.). Посох хранился в обители до 1805 г., был похищен во время чтения Евангелия над скончавшимся архим. Иаковом. Вторая реликвия, связываемая с Н.,- обложенная серебром чаша (ПГИАХМЗ. 99/404) с надписью 1707 г.: «...707 по благословению тое обители архим. Киприана и братии построен жезл тот и чаша сия и серебряным венцем обложена подаянием Михаила Сарпунова». По краям чаши помещался текст с цитатой из Жития о посещении Н. Пскова и основании им Мирожской обители. На круглой пластине на дне чаши также имелась надпись: «В лето 6664 апреля в 8 день в пречестную обитель Преображения Спасова Мирожского монастыря» (цит. по: Круглова. 2008. С. 26-27). По мнению Кругловой, «возможно, посох имел какое-то отношение к этому новгородскому архиепископу, но чаша только в начале XVIII в. была связана с именем Н., так как псковский агиограф Василий (Варлаам) не упоминает о ней в своем агиографическом произведении» (Там же. С. 27). В обители хранилась и частица мощей святителя, заключенная в его икону ( Васильев. 1868. С. 8).

http://pravenc.ru/text/2577705.html

А братия, живущие отдельно по своим кельям, держат во всю жизнь такое правило: всякий день прочитывают половину Псалтири и по 600 молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Если кто хочет прибавить — в его воле. Сверх того полагают от трех до пяти сот поклонов. Но и всякий час, сидя, ходя, лежа и делая рукоделие, беспрестанно говорят с воздыханием сердечным: «Господи Иисусе Христе!» Не умеющие грамоте совершают семь тысяч молитв Иисусовых, кроме поклонов и церковного правила. А немощным — легчайшее правило. Престарелым более предписывается совершение молитвы Иисусовой и внимание умное, а поклонов — по силе. Для Бога святогорцы весьма любят и держат молчание и бегают молвы, мятежа и бесед мирских. Святые отцы на Руси имеют обычай в Великий пост и в другие посты прочитывать всю Псалтирь, а кроме поста не читают ни псалма. Но святогорцы живут не так: они одно правило держат во всю жизнь. Всякому брату надобно в келье иметь иконостас или крест и пред ним совершать условленное правило. Не умеющий читать должен служить рукоделием, повиновением к службе с отсечением своей воли» . В историческом роде сочинений любили упражняться у нас многие. Доказательством служат летописи, какие велись тогда в Киеве, Новгороде, Суздале и других местах России преимущественно, как справедливо догадываются по самому характеру летописей, лицами духовного звания. Имена трех из них — Иоанна попа, пономаря Тимофея и игумена Нифонта, впоследствии архиепископа Новгородского, дошли до нас, хотя два первые могли быть только переписчиками новгородских летописей, а о Нифонте как волынском летописце существует одна произвольная догадка . Собственно по предмету церковной истории, кроме посланий Симона и Поликарпа, явилось тогда у нас два сочинения: житие преподобного Антония Римлянина, написанное учеником его Андреем, и житие преподобного Авраамия Смоленского, написанное учеником его Ефремом . Андрей был с 1147 г. преемником преподобного Антония Римлянина в основанном им монастыре и подробно описывает жизнь своего учителя, нам уже известную, именно повествует о его рождении в Италии от благочестивых родителей, о его пострижении в монашество в одной из тамошних пустынь, где скрывались православные иноки от притеснений латинян, о его чудесном прибытии морским путем в Новгород в 1106 г., об основании им здесь обители и построении церквей, о его сосудах и сокровищах, чудесно вынутых из воды, о поставлении его во игумена, его завещаниях пред кончиною и о кончине.

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

   Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд; на боковых трилистниках – по пять драгоценных камней-украшений, расположенных тоже по кругу, в центре которого изумруды такого же размера, что и в нижней части креста; верхняя часть креста украшена четырьмя вкрапленными в литье драгоценными камнями, в центре которых – тоже изумруд. Все изумруды примерно одинакового достоинства. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня…», а также кратко – имена сорока угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в Кресте-мощевике. Вот полные имена этих святых: «Честнаго и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; святого Андрея Первозванного; преподобного Саввы Сторожевского; святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; святителя Спиридона Тримифунтского; святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских; святителя Иоанна, архиепископа Новгородского; святителя Арсения, епископа Тверского; святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских; преподобных Антония, Пимена и Евфимия Великих; преподобного Алексия – человека Божия; преподобного Саввы Освященного; преподобных Иоанна Лествичника, Даниила Столпника и Григория Декаполита; священномученика Антипы; преподобного Иоанна, спостника Симеонова; великомученика Феодора Тирона и мученика Мины; святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского; преподобного Сергия, игумена Радонежского; преподобного Тихона чудотворца; преподобных Александра Свирского и Пафнутия Боровского; преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца; преподобного Макария, игумена Колязинского, чудотворца; блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого».

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/14/...

А.Г. Бобров считает эту точку зрения вполне правдоподобной, так как именно этим соображением может объясняться наличие «трапезницы» в Антониевом монастыре, что является характерной чертой общежительных монастырей и не типичной в то время для основной массы новгородских общежительных (келлиотских) монастырей. В качестве дополнительного аргумента исследователь называет поставление Антония в игумены лишь в 1131 г. владыкой Нифонтом, выходцем из Киево-Печерского монастыря (хотя основатель обители именуется игуменом уже в летописных известиях под 1117, 1125 гг., видимо, в этом, по мнению А.Г. Боброва, проявляется расхождение между именованием летописцем Антония «игуменом» и официальным статусом основателя монастыря). Таким образом, противопоставленность Антониева монастыря новгородским обителям до 1180 гг., кажется в данном контексте вполне закономерной (см. Бобров А.Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//Книжные центры Древней Руси: Северно-русские монастыри. СПб. 2001, с. 11−13. 29 Житие цит. по: Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский. С. 252−253. Здесь и далее в тексте работы курсив мой. 30 Антоний считается основателем одной из самых древних обителей не только Новгорода, но и Русского государства. Об Антониевом монастыре Рождества Богородицы впервые говорится в Новгородской I летописи старшего извода под 1117 г. и под 1119 г.: «В то же лето игумен Антон заложил церковь камяну святую Богородицы монастырь», а в 1119 г. «совершена бысть черкы Антонова святая Богородица» (цит. по: Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. Под ред. и с предисл. А.Н. Насонова. М.; Л., 1950. С. 20, 21. 34 Там же. С. 265−266. В позднем списке Жития середины XVIII в. (РНБ, собр. Лосева, 443) на л. 28 об. 29 об приведена «Краткая табель хронологическая о истории преподобного Антония Римлянина новгородского чудотворца», в которой находится перечень сооружённых в Новгороде при Антонии Римлянине церковных строений и примечания, разъясняющие историю римской («латинской») церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Витебск. Церковь Воскресения Христова (новая). Воскресенская (Рыночная) церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воскресения Христова , Антония Римлянина Год постройки:Между 2001 и 2009. Архитектор:И. Ротько Адрес: Белоруссия, Витебская область, г. Витебск, ул. Суворова, д. 2 Координаты: 55.194969, 30.205776 Проезд:От ж/д вокзала по ул.Кирова через Кировский мост на Замковую ул; на пл. Свободы налево через Октябрьский мост, с левой стороны, перед ратушей. Трол. 4; авт. 1, 2. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первые сведения об основании православной Воскресенской Рынковой церкви относятся к XVI веку. На вкладном листке на Четвероевангелии XVI века, которое хранится в Российской Национальной библиотеке в Москве, есть запись: «Василие и Симеоне Сисцче, мещане витебские на церковь Рынковую Воскресения Христова в Витебску стоячую, року тысяча пятьсот пятьдесят осмого (1558г.) на честь и хвалу Господу Богу вечными часы». Церковь также упоминается в инвентаре от 10 января 1618 года. На чертеже города Витебска 1664 года нарисован деревянный храм, который ориентирован по оси восток-запад. Упоминание о деревянной православной церкви, стоявшей именно на этом месте, есть и в «Памятной книге Витебской губернии 1865 года», в статье известного историка, краеведа и этнографа Витебской земли Александра Сементовского. После строительства на месте православного деревянного храма в 1772 году каменной церкви, она, до 1834 года, была униатской, а после присоединения белорусских униатов к православным храм торжественно освящен по чину Православной Церкви. Более 100 лет в нем совершалась Божественная Литургия. В 1936 году Воскресенская церковь была разрушена. В сентябре 2001 года начались строительные работы по возведению храма. В 2002 году в цокольном этаже устроен нижний храм святого преподобного Антония Римлянина, Новгородского Чудотворца. 5 июля 2006 года над Свято-Воскресенским храмом поднялись купола. К концу 2008 года закончены наружные отделочные работы, в наружных нишах фасада прорисованы образы Спасителя, Божией Матери и святых.

http://sobory.ru/article/?object=09276

Собор в честь Воздвижения Креста Господня — кладбищенский каменный храм, построенный на средства петрозаводского купца Евдокима Григорьевича Пименова. Был заложен 16 июля 1848 г. и освящен 29 декабря 1852 г. архиепископом Петрозаводским и Олонецким Аркадием. Имеет престолы в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, Вознесения Господня, прп. Антония Римлянина. Главные святыни храма: иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Тихвинская», «Казанская»; иконы прп. Антония Римлянина, вмц. Варвары, вмц. Екатерины, свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей; мощи прп. Елисея Сумского, Соловецкого чудотворца. Изъятые из Никольской церкви Сумпосада в июле 1929 г., мощи преподобного долгое время хранились в фондах Карельского государственного краеведческого музея. 26 июня 1990 г. святые мощи прп. Елисея Сумского были переданы Крестовоздвиженскому собору. Настоятель — архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил. Наместник — протоиерей Олег Скляров. Спасо-Кижское Патриаршее подворье было организовано в 2003 году указом приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ; настоятелем подворья назначен священник (ныне протоиерей) Николай Озолин. В настоящее время Спасо-Кижское Патриаршее подворье включает в себя храмы погоста на острове Кижи, а также одну церковь и 10 часовен на Кижском архипелаге, зимний храм в честь Святого Животворящего Духа, административное здание и прилегающую к нему территорию в Петрозаводске. Двухэтажное каменное здание, построенное в 1908 г. и находящееся в квартале исторической застройки Петрозаводска (корпус бывшего Глазного отделения больницы Олонецкого губернского земства), было передано Спасо-Кижскому Патриаршему подворью в 2003 г. К началу строительно-реставрационных работ здание, являющееся объектом исторического наследия, обветшало и несколько лет находилось в аварийном состоянии. Главной задачей реконструкции было сохранение исторического облика и вместе с тем создание приходской инфраструктуры, которая бы давала возможность осуществлять просветительскую деятельность среди самого широкого круга людей, связанных духовными узами с Русской Православной Церковью, а также интересующихся ее культурой, историей, богословием.

http://patriarchia.ru/db/text/424026.htm...

" Препод. отец Григорий Печерский, иконописец Киевский, много св. икон написал чудотворных, яже зде в Российской земли обретаются, спостник бе препод. Алимпию. В нетлении в пещерах опочивает " . " Препод. отец Дионисий, игумен Глушицкий, Вологодский чудотворец, писаше многия св. иконы; его чудотворныя обретаются зде в Российской земли; сам же многия чудеса от гроба своего источает в Покровском монастыре " . " Препод. отец Антоний, игумен Сийский и Колмогорский чудотворец, близ Окияна-Моря живый, писаше многия св. иконы, и образ Пресв. Троицы написа в своем монастыре. И некогда церковь загореся, образ же выде из огня цел сам на руце Препод. Антонию, аки голубь. Чти в житии его " . " Преподобномученик Андреян, игумен Пошехонский и Вологодский чудотворец, писаше многия св. иконы. Прежде живяще в Корнилиеве монастыре, и потом в своей пустыни, и тамо убиен бысть от разбойник. Ныне же монастырь его Успенский близ Белаго села обретается " . " Препод. отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия св. иконы написал, все чудотворныя, якоже пишет о нем в Стоглаве Св. чуднаго Макария Митрополита, что с его письма писати иконы, а не своим умыслом. А прежде живяше в послушании у Препод. Отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресв. Троицы, в похвалу отцу своему, Св. Сергию Чудотворцу " . " Препод. отец Даниил, спостник его, иконописец славный, зовомый Черный, с ним св. иконы чудныя написаша, везде неразлучно с ним; и зде при смерти приидоша к Москве во обитель Спасскую и Препод. Отец Андроника и Саввы и написаша церковь стенным письмом и иконы, призыванием игумена Александра, ученика Андроника Святаго, и сами сподобишася ту почити о Господе, якоже пишет о них в житии св. Никона " . " Препод. Отец Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, спостник Препод. Кирилла Белозерскаго, писаше многия Св. иконы чудныя. Чти в житии Св. Ионы Митрополита, собеседника его бывша " . " Препод. отец Антоний пресвитер, иже бывый иконописец дивный, во обители Препод. Антония Римлянина, Новгородскаго чудотворца, многая св. иконы написал чудотворныя. Чти в житии Препод. Антония Римлянина " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

Как отмечает Ю.М. Шеваренкова, «этиологические легенды о серафимовых камнях возникли на стыке житийных историй о столпничестве преподобного Серафима и его общении в лесу с медведем, а также фольклорных рассказов о растущих камнях и камнях „следовиках“, обладающих чудесными свойствами» 181 . В монастыре Никандра Псковского почитался камень, по преданию служивший «возглавием» святому. Об этом рассказывается в одном из чудес поздней, начала XVIII в., Риторической редакции Жития Никандра Псковского («Чюдо о возглавнице святаго») 182 . В монастыре установилась традиция крестного хода с камнем святого Никандра вокруг храма Благовещения, в котором покоились мощи преподобного («...обыкоша камень той около церкви носити христолюбивии людие, яко в честь и похвалу Никандру») 183 . Усомнившийся в благочестии такого действия монастырский «свещепродавец» («...безумнии людие сий камень бездушен на плешах своих носят, коея мзды от него требуют, яко беса тешат») был наказан болезнью, и получил исцеление у гроба святого Никандра 184 . Однако в XVIII в. Феофан Прокопович «воспротивился почитанию камня, а обычаи, связанные с ним, в 1735 г. были объявлены суеверием. Камень был доставлен в Петербург, в Синод, и следствие постановило бросить его в Неву (...). Однако камень – большой брус, разбитый на две части, связанные железом, остался храниться в одной из витрин Архива Синода» 185 . Камень Антония Римлянина, в течение долгого времени официально почитался в качестве церковной реликвии 190 . Ранние письменные известия о его почитании, относятся к середине XVI в. Об этом рассказывается ещё в одном из текстов, связанном со святым Антонием Римлянином: в Похвальном слове святому. В этом памятнике, составленном во второй половине XVI в. 191 , повествуется о переносе камня в Рождественский собор игуменом Вениамином, поскольку камень лежал на берегу Волхова под монастырём, «многа лта видим всми, но небрегом»: «И взят той же лежащий съ брега камень с великою честью, не бездушну каменю честь воздая, но стоявшему на нём преподобному Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я укажу на некоторых. Преподобный Антоний Римлянин родился и воспитался в Риме, в те времена, когда Западная Церковь уже отлучилась от Восточной Православной Церкви. Родители его тайно хранили благочестие и в нем воспитали своего сына. В 1106 году чудесным образом прп. Антоний Римлянин был принесен волнами в Новгород. Здесь преподобный и прожил всю свою остальную жизнь, много и плодотворно послужив делу монашества в древней Руси. Следует отметить, что святитель Новгородский Никита принял преподобного Антония с величайшим почтением и любовью, как посланника Божия. Формально мог быть поставлен вопрос: является ли прп. Антоний православным? – Рожден и крещен он был в Риме, в те времена, когда православного духовенства в Риме не было и в помине: в те времена Рим был цитаделью Папы, не только как епископа, но и как светского властелина, которому принадлежала эта область. Ни о какой, так сказать, «катакомбной православной церкви» в Риме история никогда не слышала. Папский Рим был всегда и во всем верным латинству. Крещение и церковные таинства прп. Антоний не мог иметь в другом месте, кроме латинских церквей Рима, что и понятно. На юге Италии еще были православные области, подчиненные Византии, но там проживали греки. Прп. Антоний не был греком, а итальянцем, и проживал он в областях, принадлежащих римскому престолу. Родным языком для него был латинский язык, что свидетельствует и принесенная им латинская Библия , с которой он и был похоронен впоследствии в Новгороде. Таким образом, Новгородский святитель Никита мог формально поставить вопрос об открытом присоединении к православной церкви монаха, прибывшего из латинских земель и рожденного и крещенного в Риме. Но, как мы видим из жития прп. Антония Римлянина, святитель Никита принял без малейшего колебания или сомнения прибывшего к нему по воле Божией римского монаха. На это решение Святителя могло повлиять также, кроме самой чудесности прибытия Преподобного, и то общее чувство благожелательности к инославным, которое так сильно проявлялось, как мы показали выше, в пределах Великого Новгорода, одного из самых значительных центров европейской торговли. Таким торговым центрам, независимо от господствующей в данном месте религии, свойственна веротерпимость, как мы это видим и на примере Венеции или Гамбурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010