– Ладно, ладно! Хорошо! Христос для всех воскресе! Входите. Открыл дверь и пустил в дом. Пошел он что-то взять, посудину какую или еще что, или прямо тут наклонился, не знаю я точно. А они-то ему топором – у-ух! Голову-то и отхватили. Украли митру, а на ней – ни золота, никакой другой ценности. Убитого его сюда, в Тутаев привезли. Освидетельствовал врач, Николай Павлович Головщиков, работал в санчасти. Ну чего? Ой-ой, да ведь он священник-то, как с ним быть? Родственников никого – монах. Царство небесное отцу Николаю Воропанову, одел, тело ему опрятал... А не знал того, что я знаком был с о. Серафимом, потому и не сообщил. Я уж потом узнал о кончине настоятеля. Отслужил о. Николай панихиду и похоронил архимандрита Серафима за алтарем Троицкого храма. У нашего архимандрита простота была душевная и телесная. У меня фотокарточка с него есть, – заметил батюшка. – А председателя с женой где-то там судили, судили, но ничего не присудили. Потом, говорят, в войну их убили с детьми. Так не стало отца Серафима. Голос, правда, был у него слабый, никуды не годен. У нас в монастыре кто хорошо пел? Это был отец Виталий, фамилия Летёнков, Иерофей, Нафанаил, Никодим... Да человек пятнадцать-то монахов. И всех их – оп-ля! Всех выгнали. Вот там, в Новгороде, на Хутынской горе, в обители преподобного Варлаама, были светлые минуты в моей жизни». Часто вспоминал батюшка и другого новгородского архимандрита – Сергия, что жил в монастыре Антония Римлянина. Память приплывшего «на камени» из Рима на берег Волхова преподобного Антония о. Павел очень чтил и однажды даже сделал приписку под акафистом Антонию Римлянину: «Память преподобному празднуется 3-го августа. День моего рождения 1911 года». (Это день рождения о. Павла по паспорту), «Преподобный Антоний родился в Риме в 1067 году, приплыл же в Великий Новгород 1106 года с 7 на 8 сентября, – пишет о. Павел в своих тетрадях. – Помер 3-го августа 1147 г. на 81 году жизни. Первый его преемник – игумен Андрей». С обителью Антония Римлянина были связаны у о. Павла очень важные в его жизни события. «Жил я в Новгороде и часто ходил на исповедь к архимандриту Сергию, – рассказал батюшка прихожанам в одной из своих проповедей незадолго до отъезда из Верхне-Никульского. – И вот однажды позвал он меня к себе и говорит: «Чадо мое сопливое! Хочу подарить тебе свою фотографию». А на оборотной стороне фотографии написано: «Юноша Павел! Бог был, есть и будет. Храни в себе веру православную! Архимандрит Сергий " "

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

20 . Внутри самого монастыря находились ещё пять деревянных житниц перед тогдашними кладовыми палатами, а нынешними братскими кельями, и к западу от них – конская деревянная мельница, да в северо-восточном углу деревянная же ветряная мельница, построенная в 1717 году. В настоящее время в Антоньевом монастыре строения находятся следующие: 1 . СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ , во имя Рождества Пресвятой Богородицы, каменная с двумя наугольными к западу башенками с крестами, строенная преподобным Антонием и, по свидетельству Софийского Летописца, в 6630/1122 году совершённая; длина оной внутри от горнего места до западных дверей 12, а ширина 5, вышина же 10 сажен. Прибавление из VI тома В 1125 году Соборная церковь была расписана; в 1611 году, по возобновлению после Шведского нашествия, освящена 3 Августа и крест водружён; в 1783 году алтарь раскрашен. В 1810 году окна разделаны симметрично. В 1811 году устроен придел в паперти в северной стороне во имя Божьей Матери Грузинская, иждивением Госпожи Чоглоковой, и 8 Июля освящён Иоасафом, Епископом Старорусским. В 1813 году поновлён и вызолочен в Соборной церкви иконостас. Придел Преп. Антония Римлянина освящён в 7179/1670 году, в месяце Ноябре в 17 год Настоятельства Архимандрита Макария; возобновлён, и устроен тёплым в 1810 году. Придел Иоанна Богослова освящён, и крест водружён в 7188/1680 году, Мая 14. Церковь сия до 1378 года крыта была свинцом, но в сем году во время бывшего в Новгороде пожара сгорела; а когда возобновлена, известий в монастыре и Летописцах не находится. В 1781 году глава большая, построенная в виде купола, покрыта листовым лужёным железом, а два купола угловых башенок чёрным железом. В 1808 году сии два купола выкрашены ярью зелёной; главы на соборной церкви и башенках, также и кресты все три вызолочены червонным золотом. При сей Соборной церкви ТРИ ПРИДЕЛА и ПАПЕРТЬ. Первый придел на южной стороне, во имя преподобного Антония Римлянина, построен в 1672 года и украшен стенным писанием вместе с соборной церковью в том же году. Длина придела сего внутри, от горнего места до западных дверей 12, ширина 3 сажени. Второй на северной стороне, во имя Иоанна Богослова, построен в 1630 году. Длина оного внутри, от горнего места до западной стены 3, а ширина 3 сажени. Третий придел, в верху северо-западной башенки, во имя преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, круглый, длина в диаметре 2 сажени; паперть же с западной стороны построена в 1699 году. Длина оной, от северной стороны до южной 13½, ширина 3 сажени. По правую сторону алтаря соборной церкви к востоку построена ризничная палата, длиной 3½, а шириной в 3 сажени; а в северо-западном углу паперти кладовая длиной в 2, шириной в сажень. Придел преподобного Антония, ризница, паперть и кладовая с наружной стороны вышиной в 2 сажени; а придел, во имя св. Иоанна Богослова, 4 аршина. Кровля на соборной церкви, приделах, ризнице и паперти крыша листовым железом и выкрашена мумией.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

А на следующий год случилось невероятное: рыбаки выловили в Волхове бочку... Дело жизни Кусок камня, на котором приплыл преподобный Антоний ...Ту самую, в которой молодой Антоний заключил остатки своего щедрого наследства. Он перечислил предметы, которые должны были находиться в бочке, и рыбаки, убедившись, что все с точностью совпадает, содержимое по праву отдали владельцу. Эти драгоценные предметы по благословению новгородского святителя Никиты были употреблены преподобным на приобретение земель и строительство монастыря во имя Рождества Богородицы — на том самом месте, куда пристал на своем камне-жилище Антоний. Так Господь указал преподобному, как распорядиться его богатствами. И начались уже иные его труды: днем он был занят устроением монастыря, ночами — молился на своем камне. В 1117 году под его руководством в обители возвели белокаменную церковь. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы строился 2 года известным новгородским зодчим Петром. Роспись собора была выполнена в 1125 году. И только в 1131 году итальянский монах был возведен в священный сан и вскоре избран игуменом. Его обитель стала известна делами милосердия, которым Антоний был научен с юности, сам он еще при жизни стал известен и почитаем как подвижник и человек большого смирения. Собор, который итальянский монах построил, сохранился до наших дней, как и камень (точнее, его небольшая часть), на котором Антоний прибыл в Волховское — его можно увидеть в притворе храма под изображением святителя Никиты Новгородского. А преподобный, совершив дело своей жизни, отошел ко Господу в 1147 году почти 80-летним старцем. Перед кончиной он призвал к себе своего ученика иеромонаха Андрея, автора первого жития, и исповедался ему. Андрей удивился смирению святого, который просил молитв братии: «Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться темные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного, управил». Чудеса Мощи преподобного Антония Римлянина были обретены нетленными, «яко жива лежаща», 1 июля 1597 года и положены в Рождественском соборе. Еще до этого события были известны случаи исцеления по молитвам святого: так, у гробницы Антония Римлянина исцелился игумен обители Кирилл, которому недоброжелатели подсыпали в еду отраву. Услышав об этом чуде, родные прислали в обитель некоего свечника Феодора, который пьянствовал и был одержим бесом. Бесноватый пришел сам и у камня преподобного Антония освободился от мучавших его темных сил.

http://pravoslavie.ru/96217.html

При Соборной церкви в приделе во имя Преподобного Антония Римлянина, почивают Св. его мощи, обретенные в 1597 г. июля 3 дня, в кипарисной раке: а в приделе во имя Св. Иоанна Богослова, почивают мощи под спудом Преподобных пяти братий Сокольницких Чудотворцев: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, преставившихся в 1115 году, а обретенные в 1162 году мая 4 дня, в которое число с 1806 году и память им совершается в сей обители. – Сии Святой мощи перенесены в оный монастырь в 1775 году из уничтоженного Сокольницкого девичьего монастыря. В монастырь сей бывает ежегодно крестный ход из Новгорода в первую пятницу после Петрова дня, учрежденный в 1597 году в память обретения в сем году мощей Преподобного Антония Римлянина. Здесь находится Семинария, учрежденная в 1720 г. и снабденная библиотекой Преосвящ. Феофаном Прокоповичем , Архиепископом Новгородским. Архимандрит монастыря сего носит мантию с багряновидными скрижалями, священнослужение отправляет на коврах, с рипидами и осеняльными свещами, притом с следующей отличностию: входит в церковь пред литургией с звоном, и когда прикладывается к Св. иконам, поют: достойно есть; в алтарь входит и исходит в царские врата без епитрахили; по первом выходе с Евангелием поют среди церкви: Приидите поклонимся; на великой выход не исходит, а принимает Святой дары в царских вратах. Антониев Сийский Троицкий мужеский 2-го класса степенью 34, Архангельской Епархии от города Холмогор в 92 верстах; основан Преподобным Антонием в 1520 году на небольшом острове озера, называемого Михайлово, из коего мимо монастыря протекает в Двину река Сия. В монастыре сем находятся ныне следующие здания: 1) Соборная церковь во имя Живоначальной Троицы; в ней на правой стороне стоит рака, над мощами Преподобного Антония, почивающими под спудом, на левой же стороне придел во имя сего Преподобного; 2) церковь теплая во имя Благовещения Пресв. Богородицы; 3) церковь над вратами во имя Препод. Сергия; 4) церковь деревянная во имя Св. Николая; 5) колокольня с боевыми часами; 6) кельи для приезда Архиерев и знатных посетителей, настоятельские и братские.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Собор прервал свои занятия с 9-го декабря по 20-е января, к какому времени уповаем собраться, если не воспоследует препятствий с какой-либо стороны. В последнем случае должен собраться новоизбранный Священный Синод и Высший Церковный Совет, как орган высшего церковного управления с Патриархом во главе. Весьма отрадно, что Собор почтил и Вас избранием в члены Совета. Мы уповаем, что к этому времени Господь изведет Вас из уз к нашей общей радости. Скажу словами апостола Павла: «воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерной вере, непрестанную имам о тебе память в молитвах моих день и нощь, желая видеть тя, поминая слезы твоя, да радости исполнюся (2Тит.1:3–15). Поздравляю Вас с праздником Рождества Христова и грядущим новолетием, с молитвенным пожеланием Вам и нашей страждущей родине всех милостей от Рождшагося Христа. Исстрадались мы и вопрошаем: «Страж, сколько ночи?» Но ночь еще длится. Призывая на Вас Божие благословение... 1917 г. Декабря 20-го 679 . ГА РФ. Ф. 9452. Оп. 1. Д. 119. Д. Л. 609. Копия. Машинопись. Представление митрополиту Новгородскому Арсению обители преподобного Антония Римлянина и Новгородской духовной семинарии о начале междоусобной брани в Новгороде 9 (22) января 1918 г. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Арсению Митрополиту Новгородскому и Старорусскому обители преп. Антония Римлянинаи Духовной Семинарии представление На улицах и площадях Великого Новгорода началась междоусобная брань. Гражданская война уже переходит на территорию обители преп. Антония Римлянина и Духовной Семинарии. Опасность угрожает имуществу монастыря и семинарии, здоровью и жизни насельников их и даже святыням обители, если только дойдет дело, действительно, до кровопролития. Припоминается, как в древние времена слово Владык Новгородских способно было успокоить или по крайней мере ослабить бурю людских страстей. Мы, насельники обители и семинарии, обращаемся к Архипастырю нашему с усердною просьбою употребить всю силу своего влияния на предотвращение братоубийственной бойни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Хутынь и Антониев монастыри Если оставить Торговую сторону, которая кипела всею гражданскою жизнию Новгорода, с ее летописными церквами, и следовать вниз по течению шумного Волхова, вдоль его правого берега, там откроется начало и развитие иноческой жизни нашего Севера в двух обителях – Антония и Варлаама, – подобно как лавра Печерская была колыбелью оной на юге России. Уже несколько иноков Печерских один за другим восседали на кафедре Софийской и с ними вместе пришли монашествующие в Великий Новгород. Но это не образовало там решительной эпохи иночества до явления преподобного Антония Римлянина, как равно и в Киеве, несмотря на существовавшие там обители, преподобный Антоний Печерский почитается отцом иночествующих. Таинственно было явление Римлянина в пределах Новгородских; оно облечено всею поэзиею юношеской поры Новгорода и может казаться странным, если верующее сердце не оградит себя мыслию о великих знамениях, которыми не раз прославлял Господь Своих угодников, чтобы посредством их утвердить веру в народах. Старый Рим был отечеством Преподобного, в бедственную годину для Церкви Православной, когда уже последовало отпадение Римского епископа по духу превозношений и возникли вместе с крестовыми походами гонения на державшихся правого исповедания отцов своих. Антоний, сын богатых родителей, с юного возраста пожелал жития иноческого и, раздав все родительское наследие нищим, заключил некоторые священные сосуды и драгоценности в бочку и бросил ее в море, по таинственному движению сердца, а сам бежал из Рима в пустыню, в обитель иноческую. Там провел он в строгом посте и молитве более двадцати лет, проходя самый тяжкий искус; когда же и оттоле изгнало его гонение латинян, разграбивших обитель, он скрывался некоторое время в горах; наконец, пришедши на берег моря, основался, как некий древний столпник, на камне, омываемом морскою водою, без всякого покрова от непогоды. Образ Божий всегда был начертан в его сердце и, как отражение сего дивного образа, ему непрестанно виделась на облаках икона Предвечного Младенца на лоне Своей Божественной Матери, осеняющая его от бурь житейских и стихий. Невидимо протекло годичное время в таком духовном созерцании, и вот однажды, нечувствительно для Святого, волна морская отторгла от берега камень, на котором он стоял, и понесла далеко в пучину без всякой для него туги или боязни, без расчета дней и ночей, ибо во свете небесного Лика, исполнявшего веселием его сердце, день единый казался ему как тысяча лет и тысяча лет как день единый; а восторженная молитва с воздеянием рук служила ему пищею во время сего чудного плавания без ладии и кормила, с единым надежным кормчим Господом Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Древнерусский текст «Заповеди юным инокам» был напечатан К.И.Невоструевым Архиепископ Филарет (Гумилевский) помещает его в переводе на русский язык в житии преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, по рукописям XIII и XIV веков, с некоторыми разночтениями август, 25–27]. В подстрочных выносках к «Житию преподобного Антония Римлянина» архиепископ Филарет (Гумилевский) отмечает: «В обиходе «Завету монаху» предшествует «молебный канон Кирилла грешнаго», святителя Кирилла Туровского . Это указывает на то, что завет принадлежит святителю Кириллу и может быть прислан был в Антониеву обитель самим Кириллом» август, 327]. Это замечание по справедливости было подвергнуто сомнению авторитетным исследователем истории Русской Церкви митрополитом Макарием (Булгаковым) , отметившим, что формальное расположение текстов не может служить достаточным основанием для подобного рода заключений 513]. Однако владыка Макарий признает возможность атрибуции святителю Кириллу некоторых безымянных памятников древнерусской книжности, например, поучения «О подвизе иночьского жития», напечатанного тем же К.И.Невоструевым 513]. Издатель не только высказал предположение, но и привел аргументы, основанные на сравнении выражений данного поучения с изданными К.Калайдовичем трудами святителя Кирилла Туровского . Архиепископ Филарет (Гумилевский) в «Обзоре русской духовной литературы» с некоторой горечью заметил, что в публикациях о святителе Кирилле Туровском нередко помещается материал «tritum pertritum» 37]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо внимательнее отнестись к научным изысканиям и предположениям, и, даже если они далеко не всегда находят научное подтверждение, указывать на их существование в истории. Поэтому гипотезы архиепископа Филарета (Гумилевского) и К.И.Невоструева ждут своего широкого научно-критического освещения, и обязательно в справочно-библиографических изданиях, посвященных творениям святителя Кирилла Туровского .     Библиография 1 . – Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Декабрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1910. Память архиепископа Филарета–1 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наверное, в дореволюционной России люди даже не подозревали, что такое может случиться; им и в голову подобное не могло прийти. Россия была могучей, благоденствующей державой, в которой православие было государственной религией, повсюду строились храмы и монастыри, богословие и прочие духовные дисциплины тогда процветали. Глава государства, император, был православным… Когда же произошла катастрофа, многие оказались к ней не готовы. Пусть это будет для нас уроком, а не просто историей. В XIX веке и начале XX тоже казалось, что гонения на христиан, бывшие в III столетии, – это далекое прошлое, которое никогда не вернется. Однако это время вернулось. Думаю, такого беспрецедентного гонения, как на Русскую Православную Церковь , не было ни в одной Поместной Церкви. Поэтому нам нельзя быть беспечными, а нужно бодрствовать над собой и подражать мученикам. Хотя мы и будем надеяться, что нам не придется столкнуться с такими испытаниями, но подвизаться мы должны так, будто готовимся к ним. Разве не будет для нас страшным испытанием время естественной смерти, даже если она придет к нам в глубокой старости и мы будем в окружении духовно близких нам людей? Поэтому нам необходимо стяжать помощь Божию непрестанной молитвой, трезвением, послушанием, самоотвержением, бескомпромиссным понуждением себя к жизни по Евангелию, чтобы уподобиться всем новомученикам Российским недавнего времени и древним мученикам в их решимости следовать за Господом, а также мученикам Маккавеям, пострадавшим за Христа еще до Рождества Христова. Аминь. 14 августа 2006 года Истина – в православии Слово в день памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца Сегодня мы совершаем память преподобного Антония Римлянина, великого угодника Божия, который попал к нам в Россию в начале XII века. По происхождению он был либо действительно римлянином, либо происходил из какого-то другого города в Италии. Воспитывался он в западном христианстве, которое еще в середине XI века отделилось от Вселенской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Синодик, переписанный в 1765 году из двух старых синодиков 1718 и 1732 годов. – Синодик этот замечателен потому, что в нем записаны роды многих святых, а именно: преподобного Александра Свирского ; святителя Петра, Митрополита; святителя Алексия, Митрополита; святителя Ионы, Митрополита; святителя Филиппа, Митрополита; преподобного Варлаама Хутынского; преподобного Саввы Вишерского; святителя Моисея, Архиепископа Новгородского; святителя Иоанна, Архиепископа Новгородского; святителя Ионы, Архиепископа Новгородского; преподобного Сергия Радонежского; преподобного Кирилла Белоезерского; преподобного Антония Римлянина; преподобного Мартирия Зеленецкого; преподобного Пафнутия Боровского; преподобного Иосифа Волоколамского; Святителя Николая Чудотворца; преподобного Макария Калязинского; преподобного Михаила Клопского; преподобного Арсения Новгородского; Феодора Блаженного; преподобного Зосимы Соловецкого; Николы Качалова, Новгородского чудотворца. Роды замечательных фамилий: Фельдмаршала Генерал-Прокурора Князя Никиты Юрьевича Трубецкого. Князя Якова Федоровича Долгорукова. Адмирала Князя Михаила Михайловича Голицына. Болярина Федора Матвеевича Апраксина. Сенатора Князя Ивана Васильевича Одоевского. Графа Петра Антоновича Манойлова. Графа Гавриила Ивановича Головкина. Графа Чернышева. Сенатора Бориса Григорьевича Юсупова. Князя Григория Путятина. На половине книги встречается следующая надпись: «1782 года, иуния 22 дня, от сего числа началися писать роды при строителе иеромонахе Назарии с братиею, при заведении им общежительного устава. Собирая с каждаго имени на церковныя потребы по пятидесяти копеек». Житие преподобного Авраамия, писанное уставом в лист. Из надписи, сделанной в конце, видно, что она переписана в Ростовском Авраамиевом монастыре иеродиаконом Аминадавом в 1825 году. Житие преподобного Александра Свирского с 62 картинами, сходное с печатным, писано уставом в лист. Житие преподобного Феодосия Тотемского, с присовокуплением сказания об открытии мощей его, службы ему, его завещания, чудес, бывших при мощах его, и похвального ему слова; писано уставом в лист.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

2) ЧАСОВНЯ, в которой почивают под спудом мощи преподобного Антония (память его совершается Января 17); 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) ОГРАДА; 5) несколько КЕЛИЙ, в которых ныне живут священник с причётниками, довольствуются же они доходами, получаемыми с пахотной и сенокосной земли, которой за пустыней сей считается да 130 десятин. Антониева Мужская пустынь Вологодской Епархии, упразднённая ещё до Духовных Штатов 1764 года. Находилась в Вологодском уезде, на северо-западном конце Кубенского озера, при береге, расстоянием от Губернского города Вологды в 75 вёрстах к северо-западу, по Кирилло-Белоезерской дороге. Она была вся деревянного здания, а когда и кем построена, не известно. Ныне там две деревянные ЦЕРКВИ, тёплая Введенская с приделом, и холодная Спасская. При них белый священник с двумя причётниками, имеющие в приходе 12 окрестных деревень, и владеющие прежними монастырскими землями. Антониев Бежецкий Николаевский монастырь См. Бежецкий Николаевский. Прибавление из VI тома Антониев Городецкий монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии в местечке Городце; упоминается в конце XVII столетия. Антониевский на Ваге (реке) монастырь Мужской. То же что Антониева пустынь Вологодской Епархии. Антониевский Покровский монастырь Находился во Владимирской Епархии в уездном городе Покрове, и существовал в 7192/1684 году (см. Географический Словарь Российского Государства, изданный Щекатовым, т. IV, стр. 1202). Антониев Дымский монастырь См. Дымский Антониев. Антониев Краснохолмский Николаевский монастырь См. Краснохолмский Антониев Николаевский. Антониев Любецкий монастырь См. Любецкий Антониев. Антониев, Антониевский монастырь Или Антония Римлянина Новгородский , 2 класса мужской монастырь, находящийся в Великом Новгороде от Кремля в трёх вёрстах, вниз по течению реки Волхова, на правом берегу оной, построен преподобным Антонием Римлянином, прибывшим в Новгород в 6614/1106 году, при Новгородском Князе Мстиславе Владимировиче и при Епископе св. Никите; по имени сего основателя своего и называется этот монастырь Антониевым, Антониевским или Антония Римлянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010