Рекут: яко титла на кресте, юже возложи Пилат, та исполнила есть осмоконечие крестное. То глаголющии да поведят нам, на чем бяше та написана титла? на хартии ли, якоже ту от иконописцев пишему видим (и якоже меж сосудами преподобного Антония Римлянина на святом потире изображен крест Христов зрится, имый титлу Христову на хартии написану), или на жести поведят быти Христовой титле, или на меди, или на древе? В наших бо Российских книгах не обретается подлинное известие, на чем написана бе та Христова титла. Есть негде о том известие, но не в наших Российских книгах, но в иностранных, о чесом речется ниже. Зде же глаголем, аще на хартии, или на жести, или на меди написана бе титла; то при шести концах троедревесного креста не можаху два концы знатны быти, ни исполняшеся осмоконечие крестное. Аще же на древе титла бяше, то на коем древе? И подобает к трием преждереченным древесам всячески четвертое некое древо приложити, да будет крест осмоконечный. Приложившужеся к трием четвертому древу, не будут (да тако противу раскольнического умствования реку) истинствовати преждепомянутая в Октоихе написанная церковная словеса, на триех токмо древесех распятию Христову быти глаголющая: уже бо четвертое некое древо в кресте станет. Неведомо убо чесому раскольщики станут наровити, осмоконечию ли, или троедревесию. Аще бо от триех токмо древес рекут кресту Христову быти; убо не будет по их умствованию крест осмоконечен, разве шестероконечен. Аще же титл рекут осмоконечие крестное исполняти; убо не будет троедревесный крест Христов, но четверодревесный. И тако их вера, ово в троедревесие, ово в осмоконечие крестное, аки в Бога верующая, не будет своего твердого основания имети. Мы в едином Христе Спасителе нашем, четвероконечне, (а не осмоконечне) крестообразно на кресте распятом бывшем, веру и надежду полагающии, а не в троедревесие или в осмоконечие верующии, вемы, и глаголем со святою Церковию, яко и троедревесен крест Христов бе, и титла на кресте, бе: но то троедревесие и осмоконечие четвероконечного креста Христова не отметает, ниже претворяет того во идола антихристова, в мерзость запустения, и в печать антихристову. Которое писание где хулит сице крест Христов четвероконечный? которые Апостолы и вселенной учители отмещут крест Христов четвероконечный? Никтоже; едини токмо раскольщики то безумным своим умствованием вымыслили, более во осмоконечие крестное, неже в самого Христа верующии, и о осмоконечии крестном весь труд мудрствования своего, и всю веру полагающии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А после каникул я уже свыкся с трудною инспекторскою должностью и с самого начала установил надлежащий порядок. Но недолго пришлось мне быть инспектором. 8-го сентября вечером призывает меня преосвященный Феогност, благостнейший Владыка, и после разговоров о состоянии Семинарии предложил мне быть ректором ее ввиду того, что нынешнего ректора Аркадия назначают епископом Балахнинским, викарием Нижегородским. Инспектором же предложил мне о. Евдокима, сказав при этом: «Боюсь я за него». Я согласился, но с условием, чтобы Владыка внушил ему бросить его заигрывания с учениками и во всем слушаться меня. Назначение наше состоялось 2-го октября. Владыка, при представлении нашем ему, довольно резко сказал моему инспектору относительно отношения его к ученикам и ко мне. Инспектор дал слово все исполнить. 13-го октября я был произведен в сан архимандрита в соборном монастырском храме преосвященным Феогностом, который и благословил меня прекрасною иконою Спаса Нерукотворенного 760 . Благодарение Богу, что я в скором времени достиг такого великого поста. Я и думал всецело посвятить себя в течение нескольких годов Новгородской семинарии, которую я успел уже полюбить, а также и обители преподобного Антония Римлянина, к которой я привязался всею душою. Инспектор, о. Евдоким, действительно сдержал свое слово, так что у нас дела по Семинарии пошли очень хорошо. В это время я много работал и по Семинарии, и по монастырю и чувствовал себя пре красно. Но... видно, я оказался недостойным пред святым Антонием, который и не пожелал иметь меня настоятелем его обители. На рождественские праздники выписал я к себе братьев; из Полтавы – преподавателя Семинарии, и из Ярославля – старшего военного врача. По-братски провели мы несколько дней. Я не мог нахвалиться пред ними своим монастырем, Семинарией и благодарил Бога за Его милости ко мне. Они также были рады всему виденному. В таком радостном настроении решили мы вместе проехаться денька на два в Питер, тем более что старший брат не был еще в столице.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

III. Памятники древнерусской духовной письменности (По поводу журнала: «Православный Собеседник», издаваемого при Казанской Духовной Академии. 1858 год). С изменением и улучшением в своем плане и составе, Православный Собеседник в 1858 году предложил занимающимся историей русской словесности целый ряд любопытных памятников, изданных по рукописям Соловецкой библиотеки. Эти письменные памятники содержат в себе жития русских святых и поучения или слова. Из житий изданы: Леонтия, епископа ростовского, со словом в память его, житие Исайи, тоже епископа ростовского, сказание преподобного Нестора о житии и убиении князей Бориса и Глеба, житие Антония римлянина и Авраамия смоленского (по рукописям XVI и частью XV в.). Занимающимся русской стариной хорошо известно, как разнообразны редакции житий русских святых. Житие краткое, как летописная основа, впоследствии распространялось различными подробностями, интересными для истории русского быта и литературы. Очень часто простая речь краткого первоначального жития принимала характер витиеватый и даже напыщенный под пером искусного книжника. Потом для потреб русских читателей распространенное житие вновь сокращалось, и, за выпуском интересных бытовых подробностей, удерживало позднейшую витиеватость. Особенно разнообразны редакции тех сказаний, в которых к историческому факту уже в раннее время народная фантазия присоединяла поэтические плоды своего творчества. Кроме того, жития осложнялись похвальными словами в память угодника и целым рядом чудес его, совершенных по его кончине в различные времена. Похвала помещалась иногда после самого жития, иногда после описания чудес. Из всех этих элементов, с присоединением службы угоднику, составлялось полное целое, части которого следующие: служба угоднику, самое житие, похвала, обыкновенно по случаю открытия мощей, потом чудеса, заключаемые тоже похвалою. Есть сборники, содержащие в себе только жития русских святых без прибавления; есть также сборники только одних служб русским святым, как например рукопись XVI в. в библиотеке Графа Уварова под 681 (по каталогу библ. Царского 563).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

И тако водруженъ бысть въ стну церковную извне...» 192 . На камне красками написали изображение Антония, держащего в руках модель Рождественского собора 193 . Перенесение камня было осуществлено в царствование Ивана Грозного, то есть не раньше 1547 г., но и не позже 1552 г., поскольку в этом году игуменом в монастыре был уже не Вениамин, а Варлаам Царица 194 . Следующий этап почитания камня отражён в рассказе «О преложении тела», созданном до 1598 г 195 . Здесь говорится о сооружении над камнем гробницы, поскольку написанное на камне изображение Антония размывается дождём, и приводится ряд чудесных исцелений, предшествовавших открытию мощей Антония. Примечательно, что если до перенесения мощей чудесные исцеления происходили только от камня и тростей Антония Римлянина 196 , то после – уже только от мощей святого 197 . Первое из чудотворений камня, связано с исцелением игумена Кирилла, отравленного ядом. Спасённый от смерти игумен, придя к камню Антония, «...возда ему честь велию – не бездушну каменю честь воздая, но стоящему на немъ преподобному и богоносному отцу нашему Антонию чудотворцу. И повел на немъ написати образъ, как б и прежде, и Пречистую Владычицу нашу Богородицу, яже на руку Христа держитъ, да преподобного Антония чудотворца образъ, имя же на руц воображенну чудную церковь Богоматери Пречистая Богородицы...» 198 . В 1655 г. Павел Алеппский, посетивший Новгород, побывал в Антониевом монастыре, отметил приверженность новгородцев культу этого святого, и упомянул о камне в числе других реликвий монастыря 199 . Традиция, связывающая камень с именем Антония, существовала и в более позднее время. Первое обстоятельное описание камня относится к 1696 г 200 . В XIX в. гр. М.В. Толстой и А.Н. Муравьев упоминали о камне в числе других достопримечательностей монастыря 201 . Одно из современных описаний камня Антония Римлянина, принадлежит исследователю этой реликвии Н.А. Макарову: «Камень Антония Римлянина лежит в западном притворе собора Рождества Богородицы Антониева монастыря, справа от входа в собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тропарь и Кондак общие. Сведения о преподобном отце нашем Анании Новгородском 12, 29 иконописце Память его празднуется месяца июня в 17-й день и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице † 1581 «Преподобный Анания иконописец бысть в Антониеве (Новгородском) монастыре, преставися в лето 7089 (1581) июня в 17 день», – так сказано в рукописных святцах. Преподобный Анания был подражателем святого апостола Луки не только в искусстве иконописания, но и в различных добродетелях. Добродетельный и блаженный старец жил в Новгородском Антониевом монастыре и там писал дивные иконы многих святых Занимаясь иконописанием, он так строго выполнял иноческие обеты, что в продолжение 33-х лет ни разу не выходил за ограду своей обители. Преподобный Анания много приносил добра своей душе и многим христианским душам, занимаясь написанием святых икон, и имел у себя ученика именем Нифонт. По слову Григория Двоеслова : «Иконы доставляют неученым, смотрящим на них людям то же, что писания доставляют умеющим читать их. Блажен иконописец, благоговейно посвящающий на служение Богу талант, полученный от Его благости!» Преподобный Анания скончался 17 июня 1581 г. и погребен в Новгородском Антониевом монастыре. Место могилы его забыто. История обители и ее основателя преподобного Антония Римлянина подробно освещена в новгородских летописях (Первая Новгородская летопись старшего и младшего изводов и позднейшая, Третья Новгородская летопись XVII в.). Дополнительные сведения Андроник (Трубачёв) , игумен. Анания// 55 С. 221–222. Анания – († 17.06.1581) преподобный, инок Антония Римлянина Новгородского монастыря, иконописец. Упоминается в повести «О преложении честного и многочудесного тела» святого Антония Римлянина и в рассказах о посмертных чудесах святого Антония, записанных Нифонтом – иноком Антониева монастыря в 70–80-х гг. XVI в. В повести Нифонт рассказал о себе, что был учеником Анании, почитавшего преподобного Антония Римлянина задолго до прославления последнего в лике святых. После совершения иноческого правила Анания имел обыкновение молиться преподобному. Свою веру в святость преподобного Антония Анания передал и иноку Нифонту, благодаря которому в 1597 г. состоялось обретение мощей преподобного Антония. По словам Нифонта, Анания отличался терпением и строгой подвижнической жизнью. В 1570 г. Анания стал свидетелем разгрома монастыря войском царя Uoahha IV Васильевича Грозного и мученической кончины игумена Геласия с 20 братиями. В «Сказании о святых иконописцах» (конец XVII в.) Анания назван преподобным, «писаше дивныя иконы многих святых чудотворцов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

лица: Амвросий Юшнекевич, архиепископ Новгородский, основатель Семинарии (17-го мая 1758 г.), Варлаам, Архиепископ Крутицкий (1588г.), епископ Иоиль, Викарий митрополита Иова (1714г.), Михаил Иванович Татищев (1609 г.), князь Василий (1612 г.) и Иван (1616 г.) Ивановичи Одоевские; стольник Иван Самуилович Салтыков (1700 г.), и многие другие из дворян новгородских. Память преп. Антония Римлянина совершается 3 августа, в день кончины его повсеместно, а в монастыре, сверх сего, 17-го января, в день памяти тезоименитого преподобному Великого Антония, и в первую пятницу после праздника св. Апост. Петра и Павла. В эту пятницу, с 1860 года, в который переложены св. мощи преп. Антония Римлянина в настоящую серебряную раку, каждогодно, по окончании литургии, совершается обнесение сих мощей вокруг главного храма монастыря, в сопровождении того, ведущего свое начало с самого явления или открытия мощей, крестного из Софийского собора хода, состоящего из духовенства всех соборов и церквей градских, который приходит к началу литургии. Обнесение мощей преп. Антония Римлянина в этот день Высочайше разрешено по ходатайству Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Новгородского, Санктпетербургского и Финляндского. В этот день всегда бывает большое стечение народа. С 1740 года в Автониевском монастыре существует Духовная Семинария, основанная Амвросием, архиепископом Новгородским, который, как было уже упомянуто выше, покоится в соборной паперти Богородице-Рождественской церкви. Нельзя при этом не посетовать и не поскорбеть духом о том, что этому рассаднику духовного просвещения не долго, кажется, придется существовать под ближайшим кровом препод. Антония Римлянина, в мирной его обители, по случаю утверждения проекта об устройстве здания для Семинарии в самом Новгороде. См. прол. и чет.мин. 3 авг., опис. Ант. мон. 1860 г. Истор. разг. о древ. Новг. стр. 59, ист. Кар. П примеч. 210 и жит. Русс. святых за авг. месяц. Сентябрь 11-го числа Святого Иоанна (Илии) архиепископа Новгородского Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ († 17.06.1581), прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря , иконописец. Упоминается в повести «О преложении честного и многочудесного тела» св. Антония Римлянина и в рассказах о посмертных чудесах св. Антония, записанных Нифонтом - иноком Антониева мон-ря в 70-80-х гг. XVI в. (ГИМ. Хлуд. 199. Востряк. 1053, нач. XVII в.). В повести Нифонт рассказал о себе, что был учеником А., почитавшего прп. Антония Римлянина задолго до прославления последнего в лике святых. После совершения иноческого правила А. имел обыкновение молиться преподобному. Свою веру в святость прп. Антония А. передал и иноку Нифонту, благодаря к-рому в 1597 г. состоялось обретение мощей прп. Антония. По словам Нифонта, А. отличался терпением и строгой подвижнической жизнью, в течение 33 лет он не выходил за ворота обители. В 1570 г. А. стал свидетелем разгрома мон-ря войском царя Иоанна IV Васильевича Грозного и мученической кончины игум. Геласия с 20 братиями. В «Сказании о святых иконописцах» (кон. XVII в.) А. назван преподобным, «писаше дивныя иконы многих святых чудотворцов». Иконы, принадлежащие кисти А., неизвестны, но можно предполагать, что он исполнил первый образ прп. Антония на камне, на к-ром тот, по преданию, приплыл по Волхову. В 1547-1552 гг. камень был вложен в зап. стену Рождественского собора, изображение неоднократно поновлялось. Нет сомнений, что А. был погребен в родной обители, но где именно, неизвестно. Время местной канонизации А. также неизвестно, но уже в кон. XVII в. имя его входило в число святых Вел. Новгорода в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.; здесь указан день преставления А.). Канонизация А. была подтверждена включением в 1831 г. его имени в Собор Новгородских святых. В службе всем Новгородским святым А. прославляется как чудотворец: «Анания, добре соблюдый образ Божий в души твоей, из раки изобразуя святых и немощныя исцеливый тростию твоею, изобрази и в нас добродетельныя виды, всеславне» (3-й тропарь 6-й песни канона). На прориси с иконы «Новгородские чудотворцы» XVIII в. он представлен в правой группе в 5-м ряду 2-м слева, с надписью на нимбе: «Ahahiu» (Маркелов. Т. 2. С. 399).

http://pravenc.ru/text/114732.html

апостолов Петра и Павла. В записях монастырских значится до 40 чудес, совершившихся по предстательству пред Богом преподобного Антония Римлянина, сущность коих состоит в том, что расслабленным возвращались силы их и слепым – зрение, покрытые жестокими язвами, повидимому неисцельными, совершенно освобождались от сих тяжких недугов, как бы никогда не болевшие, беснуемые внезапно избавлялись от злых духов или бесов. И все это совершалось не только тогда, когда страждущие различными недугами приводимы или приносимы были к священной раке преподобного, но и когда мысленно издали призывали имя его. Св. мощи преп. Антония Римлянина почивают открыто – в богатой серебряной раке, стоящей в арке стены, отделяющей придельный во имя преподобного храм, от соборного Богородице-Рождественского храма в Антониевском монастыре. Антониев же или Антониевский 2-го класса мужской монастырь находится близ Новгорода, в 3-х верстах от кремля, на правом берегу реки Волхова. Он основан в начале 12 века почивающим в нем преп. Антонием Римлянином. В монастыре две церкви: 1) Соборная – Богородице-Рождественская с приделами: св. Антония Римлянина, св. Иоанна Богослова, Грузинской иконы Богоматери, что позади Богословского и Афонских преподобных Петра и Онурия, что вверху башни, возвышающейся у угла церкви с северо-западной стороны её; 2) Сретенская, двухэтажная, трапезная, церковь , окруженная братскими кельями. Обе церкви воздвигнуты преп. Антонием и сохраняются в древнем виде своём. К достопримечательностям сих церквей относится особенно утварь преподобного Антония Римлянина, которая есть следующая: 1) шесть мозаических (муссийных) икон; 2) каменный крест; 3) ветви морской травы – осоки, или морские трости; 4) камень, на котором приплыл преп. чудотворец; 5) небольшой колокол весом в 1 пуд 10 ф., почитаемый современным преп. Антонию; 6) два медные паникадила; 7) две древние Фелони. Кроме сего, много достойных внимания предметов находится в ризнице и немало замечательных рукописей в библиотеке. На паперти же соборной церкви погребены след.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), прп. (пам. 17 янв., 3 авг. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря в Новгороде. Немногочисленные сведения о преподобном содержатся в НПЛ и дополняются данными жития («Сказание о житии преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород»), известного в списках начиная со 2-й пол. XVI в. Не исключено, что в основе жития лежит более ранний несохранившийся агиографический текст (проложное житие), возможно написанный Андреем, 2-м игуменом Антониева мон-ря (1147-1157), к-рый в сохранившемся житии назван его автором. Вместе с житием А. Р. в рукописных сборниках обычно помещаются предисловие, «Слово похвальное на пречестную память преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина» (написаны ок. 1591 г., список: ГИМ. Муз. 1236, кон. XVI в.) и сказание о чудесах и обретении мощей («О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598), список: ГИМ. Востр. 1053, нач. XVII в.), принадлежащие перу Нифонта, постриженика Антониева мон-ря, работавшего в 80-90-х гг. XVI в., к-рому иногда приписывают также составление жития. По крайней мере в 2 списках XVI-XVII вв. известна духовная грамота А. Р. (сомнения в ее подлинности не имеют под собой достаточных оснований, наиболее вероятная датировка грамоты - до 1131/32). В тех же рукописях, где встречается духовная грамота, сохранилась купчая А. Р. на землю для мон-ря у р. Волхов; в описании границ участка купчая, по всей вероятности, является фальсификатом 2-й пол. XVI в., но в своей основе (формуляр, факт покупки земли преподобным) восходит к подлиннику XII в. Прп. Антоний Римлянин. Икона. XVII в. (ГМИР) Прп. Антоний Римлянин. Икона. XVII в. (ГМИР) В житии преподобный именуется «римлянином», т. е. уроженцем Рима. Когда там начались гонения на православных, А. Р., будучи уже монахом, поселился на берегу моря и, стоя на камне, день и ночь молился Богу. Однажды на море поднялась буря, волна сдвинула камень, на к-ром стоял А. Р., и святой поплыл на камне, «якобы на корабли легце». Через 2 дня камень пристал к берегу Волхова, в житии указывается точная дата - 5 сент. 1106 г. От купца-грека А. Р., не понимавший рус. языка, узнал, что попал в Новгород. Купец представил А. Р. Новгородскому еп. свт. Никите , к-рый поехал на берег Волхова, чтобы увидеть камень и удостовериться в чуде. По благословению святителя А. Р. основал мон-рь там, где пристал его камень.

http://pravenc.ru/text/116106.html

В том же году открыты мощи преподобного Антония Римлянина. Скажем несколько подробнее об их открытии. Одному иноку обители Антониевой, по имени Нифонту, после вечерней келейной молитвы было видение во сне. Нифонту казалось, что он находится в храме Рождества Богородицы, устроенном стараниями преподобного Антония, где и был погребён преподобный. Он увидел мощи Антония лежащими наверху у церковного помоста в раке подле святителя Никиты. Храм был исполнен света. Пробудившись после видения, Нифонт поведал о нём отцу своему духовному и некоторым из братии. Спустя несколько времени, благочестивому Нифонту захотелось поклониться мощам преподобного. По обычаю монастырскому он поднял деку раки, поставленной над гробом преподобного, и увидел мощи Антония нетленными, как бы живыми, от них исходило благоухание. Нифонт сердечно желал облобызать их, но от помоста церковного было далеко до мощей, так что даже рукой нельзя было осязать их; покров, которым одеты были мощи, оставался невредим. Благочестивый Нифонт сказал обо всём игумену Кириллу. Он с некоторыми из братий поспешил в церковь ко гробу преподобного и увидел тоже. Тогда игумен возвестил обо всём виденном митрополиту Новгородскому Александру. Митрополит хотел довести это до сведения царя и патриарха Иова, но вскоре скончался. Вскоре и игумен Кирилл переведён был в Троицкий Сергиев монастырь. При новом настоятеле и сам Нифонт, неизвестно по каким причинам, удалён был из монастыря. Он пришёл в Сергиеву обитель к своему прежнему игумену и просил походатайствовать у царя и патриарха об открытии мощей преподобного Антония. При личном свидании с царём и патриархом Кирилл возвестил им о чудесах, исходящих от гроба преподобного Антония и о том, что он сам видел их нетленными. По совету с царём, Иов послал грамоту к митрополиту Новгородскому Варлааму и повелел ему открыть мощи преподобного. Варлаам отправился в монастырь Антониев и, вместе с братией, исполнил наказ патриарший. В правление Иова причислены были церковью к лику святых: Иоанн юродивый Московский (1589), Игнатий Вологодский (1592) и Мартирий Зеленецкий (1603).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010