По окончании Литургии владыка Антоний произнес проповедь на тему Евангельского чтения, после чего тепло приветствовал духовенство и прихожан, передав им благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Иерарх вручил медаль святителя Иннокентия Московского В.А. Зыкову, администратору русского православного образовательного центра в Ларнаке. В ответном слове отец Георгий поблагодарил архиепископа Антония за визит и совместную молитву. На память о посещении прихода священник вручил архипастырю палицу с изображением его небесного покровителя — преподобного Антония Римлянина. В тот же день состоялась встреча архиепископа Антония с митрополитом Лимассольским Афанасием. В ходе беседы руководитель Управления по зарубежным учреждениям поблагодарил главу Лимассольской митрополии за гостеприимство и внимание, оказываемое русской православной общине со стороны местной епархии Кипрской Церкви. Участники встречи обсудили различные вопросы, касающиеся жизни русского прихода и строительства Николаевского храма в Лимассоле. По окончании встречи на месте строительства русского храма святителя Николая Чудотворца владыка Антоний освятил колокола для строящейся церкви. В тот же день архиепископ Антоний ознакомился с ходом работ по возведению Николаевского храма и провел рабочее совещание на строительной площадке, в ходе которого обсудил вопросы организации внутреннего убранства церкви. 19 марта, в завершение поездки на Кипр, руководитель Управления по зарубежным учреждениям провел рабочее совещание по вопросам строительства Николаевского в Лимассоле, в котором приняли участие священник Георгий Видякин и члены совета фонда, курирующего строительные вопросы. В тот же день владыка Антоний посетил монастырь Ставровуни, где поклонился хранящейся в обители частице Животворящего Креста Господня, после чего вылетел в Москву. По материалам сайта храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москвы Патриархия.ru за темою Финансово-хозяйственному управлению Русской Православной Церкви — 15 лет [Стаття] благородних до конкретних справ».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5165703...

Святые мощи Новгородского чудотворца почивают под спудом в нижнем приделе Никольского собора, им же построенного и благоукрашенного. Богослужения здесь совершаются в зимний период. Каждую неделю служится молебен у мощей святителя Евфимия небесным покровителям монастыря. А с мая по октябрь службы проходят в верхнем приделе монастырского собора. Святитель Евфимий стал для нас таким же родным, как Николай Чудотворец. В его житии особо обращают на себя внимание два момента: великое смирение при несении многих скорбей и — неутомимость, большое усердие в деле обновления ветхих церквей и возведения новых домов Божиих на Новгородской земле. В 15-летнем возрасте вымоленный сын благочестивых родителей — священника одной из новгородских церквей, долго не имевшего с супругой детей, — отрок Иоанн решил отречься от мира и сделаться иноком. Иноческий постриг он принял в Николо-Вяжищском монастыре. И потом, возглавив Новгородскую кафедру, владыка имел обыкновение проводить в любимом Вяжищском монастыре — тихой обители — всю первую седмицу Великого поста, уединяясь здесь от житейской молвы. В 1458 году святитель отошел ко Господу. Отпевали любимого архипастыря в соборе святой Софии Премудрости Божией. Затем, согласно его завещанию, тело отнесли для погребения в Вяжищский монастырь. Вскоре после кончины стали истекать чудеса от его гроба и начала праздноваться память святителя Евфимия.  — Матушка Антония, в этом месяце, 16 августа, Церковь будет отмечать память преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, в честь которого Вас нарекли в монашестве. Некоторые факты из жития святого, которого часто называют «русским итальянцем», приплывшим на берег реки Волхов на камне, когда этот камень во время страшной бури откололся от скалы на его родине в Италии, люди неверующие сочтут чем-то из области фантастики. Верующее сердце с полным доверием отнесется к тем знамениям, которыми прославил Господь одного из Своих угодников. Как Вы восприняли свое монашеское имя? Как собираетесь отпраздновать день тезоименитства?  — До пострига я об этом удивительном святом даже не знала.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4982784...

617. АнтониевРимлянина – Рождество – Богородицы, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), в Новгороде, вниз по течению р. Волхова, на прав. берегу его. В Новгород. летоп. о начале монастыря значится: «В лето 6614 (1106 г. по Р. Хр.). Приплыл в Великий Новград из Рима преподобный отец наш Антоний; жил 40 лет, и преставися в лето 6655, августа в 3 день». Далее говорится: «В лето 6624 (1116 г.). Заложи в Великом Новегороде Антоний Римлянин церковь каменну Рождества пресвятой Богородицы, и монастырь устрои; а совершиша тое церковь 6630 году, при епископе Иоанне Попыне». Из жития преподобного видно, что он приплыл на камне, который остановился у нынешнего монастыря, на урочище, называвшемся сельцом Волховским. Преподобный преставился в 1147 г., память его совершается 3 августа. С 1708 по 1723 г. монастырь был кафедральным, викариев Новгородской митрополии; в 1740 г. в нем учреждена семинария. Здесь 2 церкви: древний собор Рожд. Богородицы с приделами преп. Антония, св. Иоанна Богослова и в честь Грузинской Бож. Матери; в арке, отделяющей Ан- тониевский придел от собора Рожд. Богород., покоятся открыто мощи пр. Антония, обретенные в 1597 г. и переложенные в 1860 г. в богатую серебр. раку; при раке за стеклом находятся ветви морской травы или морские трости, которые держал преп. Антоний во время чудного прибытия его в Новгород, а в Богословском приделе почивают под спудом мощи св. братий Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Алфановых чудотворцев, перенесенных сюда из сгоревшего Сокольницкого мон. в 1775 г. Сретенская трапезная церковь построена в 1127 г. самим преп. Антонием; здесь находится древний образ преподобного. Камень, на котором приплыл пр. Антоний, игум. Вениамин при ц. Иоанне Васильевиче, водрузил его в зап. стену соборной церкви снаружи и приказал на нем написать икону, потом Кирилл поставил над ним часовню или навес, впоследствии замененный папертью. “Жизнь Антония Римлянина, Новгор. чудотв., с прилож. кратк. ист. свед. Новгор. Антониев м-ре», Спб., 1860 г.; “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В церковную историю архиепископ Антоний также войдет как главный вдохновитель прославления великого святителя ХХ века — св. Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Владыка Антоний возглавил освидетельствование останков святителя Иоанна в 1993 году, а также провел все подготовительные работы к прославлению, в том числе и составление большей части самой службы св. Иоанну. В конце 1999 года здоровье архиепископа Антония начало ухудшаться. Не щадя себя ради Церкви и паствы, Владыка не обращал внимание на свои недуги, пока он не начал передвигаться и читать с большим трудом. С 1 января 2000 года Архиерейским Синодом был дан отпуск архиепископу Антонию для лечения, а временное управление Западно-Американской епархией было возложено на викарного архиерея, епископа Сеаттлийского Кирилла. Во время своего лечения Владыка Антоний, тем не менее, старался посещать все главные богослужения. Он совершил все службы Страстной седмицы и Пасхи 2000 года. Несмотря на слабое зрение, он во время служб читал богослужебные тексты, нередко наизусть. После Пасхи Владыка Антоний попал в больницу на длительное лечение и с тех пор неоднократно лежал в больнице или лечился дома. Последнее свое богослужение он совершил в день Преображения Господня – врачи разрешили ему приехать в храм из больницы в этот день. Он всю неделю готовился к этой службе, обдумывая как он будет совершать литургию в инвалидном кресле (к тому времени он уже не мог больше ходить) и в какие моменты он будет вставать. Соборный приход решил в день Преображения отметить только что прошедший день ангела Владыки. Нет слов передать ту радость, которую Владыка Антоний испытывал видя свою паству и служа Божественную литургию. После литургии и молебна преподобному Антонию Римлянину состоялась трапеза, за которой Владыка принимал поздравления. К вечеру того дня он вернулся в больницу. В начале сентября архиепископа Антония отпустили домой. 10 сентября, в день памяти преподобного Иова Почаевского, архиепископ Антоний последний раз был в Кафедральном соборе. Он за ранней литургией молился и приобщился Святых Христовых Таин, затем приложился к иконе преподобного Иова и мощам святителя Иоанна, обратился лицом к верующим и покинул собор. После литургии врач, осмотрев ноги Владыки Антония, сказал ему, что надо немедленно ехать в больницу, иначе Владыка может от гангрены умереть. Владыка Антоний решил день задержаться, чтобы прослушать через проведенный в его келью громкоговоритель службу Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, и 11 сентября, после литургии, которую Владыка также прослушал, его отвезли в больницу.

http://pravoslavie.ru/39298.html

Продвигаясь далее по основной духовной оси Древней Руси — из Киева в Великий Новгород, Сергий (Шелонин) достаточно кратко описывает подвиги основателей новгородских монастырей — преподобных Варлаама Хутынского, Антония Римлянина и Саввы Вишерского, а также Михаила Клопского и Евфросина Псковского. Значительно большее место автор Слова уделяет фигуре преподобного Сергия , которого он называет “населителем пустыни” и “отцом многих иноков”. Среди учеников преподобного Сергия писатель прославляет преподобных Никона Радонежского , Федора Симоновского , Савву Сторожевского, Андроника Московского , Стефана Махрищского и Афанасия Высоцкого . А в ряду “собе­седников” Сергия он особенно выделяет Димитрия Прилуцкого и Павла Обнорского 32 . Продвигаясь дальше на север, в пустынные места Вологодского края, Сергий (Шелонин) вспоминает имена прославленных подвижников Спасо-Каменного острова и Комельского леса: преподобных Корнилия Комельского, Геннадия Костромского, Сергия Нуромского, Григория Пельшемского, Григория и Кассиана Авнежских, Евфимия и Харитона Сянжемских, Дионисия и Амфилохия Глушицких (в одном ряду с которыми он называет также Антония Сийского — основателя одной из самых северных русских обителей). Вместе с ними он прославляет и двух Белозерских святых — Кирилла и Ферапонта — создателей крупнейшего центра русского монашества в северном крае, именуемом “Се­вер­ной Фиваидой”. Затем, несколько уклонившись от основного направления своего пути на север, Сергий (Шелонин) вспоминает нескольких знаменитых основателей монастырей средней полосы России — преподобных Авраамия Ростовского, Макария Калязинского, Макария Унженского и Никиту Переяславского. Но потом он снова устремляется на север — в Соловецкий монастырь, где прославляет его святых создателей: Савватия, Германа и Зосиму Соловецких (причем о последнем он повествует особенно подробно, описывая его пророческие видения и посмертные чудеса). Дойдя в своем путешествии на север до “варяжских пределов”, автор Слова возвращается назад — в пределы своей Русской земли. Здесь он вспоминает великого тайновидца преподобного Александра Свирского (удостоившегося видения Пресвятой Троицы), и двух чудотворцев — преподобных Евфимия Суздальского и Пафнутия Боровского.

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

11. Успение Максима, Христа ради юродивого, Московскаго чюдотворца. 17. Преподобнаго отца нашего Никона, ученика святаго Сергия Радонежскаго. Есть, но между строк позднейшей рукой написано: «в соборе не празднуют». «176-го (1667) по указу святейшего Иосафа патриарха в 17 день празновали Никону чюдотворцу Радонежскому. 185 (1677) преподобному праздновали. 186 (1677) праздновать не указано, а указано петь рядовому Григорию (Неокесарийскому)». 22. Убиение святого великаго князя Михаила Ярославича Тверскаго, новаго чюдотворца. 23. Успение святого великаго князя Александра Ярославича Невскаго. Празднуют в соборе, посвященном имени св. Александра Невского, «а в (Успенском) соборе празднуют рядовым». 28. Успение иже во святых отца нашего Феодора архиепископа. Ростовскаго чюдотворца. Аще изволит церкви начальник..., поют во уставу с полиелеосом. Декабрь. 3. Преподобного отца нашего Савы Сторожевского, нового чюдотворца. 7. Преподобного отца нашего Антония Сийскаго, новаго чюдотворца. 21. Успение иже во святых отца нашего Петра, митрополита, Киевского и всеа Руси нового чюдотворца. 23. …………….. ……………….. На поле позднейшей рукой: «23 день праздникь Филиппу Московскому», т. е. митрополиту. Январь . 9. Преподобного отца нашего Михаила Клопскаго, иже в Великом Нове граде. «В 9 день празновали Филиппу чюдотворцу (митрополиту Московскому)». 10. Преподобнаго отца нашего Павла, Обнорского чюдотворца. ЗАПИСЬ 1621-ГО ГОДА. Запись до 1634 г. Запись между 1636–1639 г. г. Запись между 1666–1743 г. г. 17. Преподобнаго отца нашего Антония Римлянина, Великаго Нова града чюдотворца. 24.     Святаго мученика Иоанна, пострадавшаго во гради Казани, родом же Нижеградец. 26.     Преподобнаго отца нашего Ефрема Новоторжскаго, новаго чюдотворца. 31. Успение иже во святых отца нашего Никиты, епископа Великаго Нова града. Февраль . 4............................ «Празднуют великомученику, благоверному князю, Георгию Всеволодовичу Владимерскому». 10.     Успение святаго великаго князя Всеволода Псковскаго, новаго чюдотворца, нареченного во святом крещении Гавриль (sic).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В этом году вышли два первых переводных труда Феофана, под заглавием: «Несколько слов о жизни и писаниях св. Антония», труд сошедший потом с 1-ю часть его же «Добротолюбия», и «Псалтирь или богомысленные размышления св. Отца нашего Ефрема Сирианина». А с 1875 года началось составление самого «Добротолюбия» – этого замечательного, огромного труда святителя Феофана, потребовавшего для своего составления и издания целых 15 лет. Издано оно было иноками русского афонского Пантелеймонова монастыря, под заглавием: «Добротолюбие в русском переводе, дополненное». При издании этого труда святитель Феофан писал к Елагину: «О составителе Добротолюбия не надо писать и поминать. Пусть идет, – будто труд Афонских старцев. Это будет впечатлительнее» 263263 . «Добротолюбие заключает в себе 5 томов. В состав 1-го тома сошли писания св.отцев: Антония Великого , Макария Великого , аввы Исаии отшельника, Марка подвижника и аввы Евагрия. Во 2-й-писания: Иоанна Кассиана Римлянина , Исихия пресвитера Иерусалимского, Нила Синайского , Ефрема Сирианина, Иоанна Лествичника , Варсонофия и Иоанна, аввы Дорофея и Исаака Сирианина. В 3-й-писания: Диадоха , Иоанна Карнафского, аввы Зосимы, Максима Исповедника , Фалассия, Феодора, Феогноста, Филофея Синайского, Илии пресвитера, сказание об авве Филимоне. Четвертый том составляют извлечения из всех, известных теперь н в печати и с рукописях, поучений преподобного и богоносного отца нашего Феодора Студита . Книга эта, говорится в предисловия Феофана, «для монастырских братий неоцененная, но и для мирян найдется в ней не мало полезного». В состав 5-го тома вошли писания св.отцев: Симеона Нового Богослова , старца Симеона Благоговейного , Никиты Стифата , Григория Синаита , Никифора Уединенника, Григория Паламы , Каллиста патриарха и его сподвижники Игнатия Каллиста Тиликуды, Симеона, архиепископа Солунского и др. Далее идут следующие главные переводные произведения святителя Феофана: «Слова преподобного и богоносного отца нашею Симеона Нового Богослова , в переводе с новогреческого», – напечатаны были первоначально в «Душеполезном Чтении» за 1877–1881 гг.: «Слова преподобного отца нашею аввы Исаии отшельника» – Афонское издание 1883г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В суровом подвиге преподобные Герман и Савватий провели около шести лет. В 1435 году преподобный Герман уехал на Онегу за припасами, а преподобный Савватий в его отсутствие отошел ко Господу. Однако в скором времени Господь привел к преподобному Герману другого пустынника – юного отшельника Зосиму (†1478; память 17 апреля), который соорудил келлию на берегу пресноводного озера в полуверсте от келлии преподобного Германа. Когда на острове собралось несколько отшельников, был основан монастырь. Более пятидесяти лет провел преподобный Герман на суровом, холодном острове, проводя жизнь в непрестанной Иисусовой молитве и трудах. Часто путешествовал он с острова на материк по различным нуждам возникшей обители. В 1479 году игумен Арсений послал преподобного Германа в Новгород. Там, в обители преподобного Антония Римлянина, исповедовавшись и причастившись Животворящих Таинств, святой Герман мирно отошел ко Господу. Соловецкие иноки хотели перевезти тело святого старца в родную обитель, но ввиду распутицы погребли его на берегу реки Свири, рядом с часовней в деревне Хавроньино. Через пять лет, в 1484 году, игумен Исаия благословил перенести мощи преподобного Германа в Соловецкую обитель. Честные мощи святого были обретены нетленными. Святые мощи преподобного с честью положили с правой стороны алтаря в монастырском храме во имя Святителя и Чудотворца Николая, рядом с мощами преподобного Савватия. Впоследствии над местом погребения преподобного Германа была устроена часовня, а в 1860 году в обители был освящен каменный храм его имени. Около 1602 года преподобный Герман явился пресвитеру Григорию, служившему в городе Тотьме, и повелел ему написать его образ вместе с преподобными Зосимой и Савватием и составить ему тропарь. Пресвитер Григорий исполнил повеление святого. Все с верою приходившие к иконе преподобного Германа получали исцеления от недугов. Празднование преподобному, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иоакима (1674–1690) и архиепископа Холмогорского Афанасия, совершается с 1692 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1881 году, вопреки воле отца, Алексей Храповицкий поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Там он познакомился и сдружился с Михаилом (Грибановским) (еще до завершения академического курса тот принял монашество; как один из лучших выпускников был оставлен в академии преподавателем; впоследствии стал епископом Таврическим). 18 мая 18 85-го, под воскресенье Всех Святых, ректор академии епископ Арсений (Брянцев) совершил в академической церкви монашеский постриг двадцатидвухлетнего Алексея Храповицкого с наречением его в честь преподобного Антония Римлянина. 12 июня того же года монах Антоний был рукоположен во иеродиакона, а 30 сентября — в иеромонаха. Оставленный при академии профессорским стипендиатом, он был назначен субинспектором. В 1886–1887 учебном году отец Антоний преподавал в Холмской семинарии — вел курсы гомилетики, литургики и каноники. После назначения архимандрита Антония (Вадковского) ректором столичной академии отец Антоний был приглашен туда вновь — сначала и.о. доцента, а затем доцентом по кафедре Священного Писания. Знание Ветхого и Нового Завета у него было поразительное. На конец 1880-х годов приходится знакомство отца Антония со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Общение с великим прозорливцем послужило толчком к созданию отцом Антонием курса пастырского богословия, рассматривавшим само пастырство как путь любви и сострадания. Он был прирожденным педагогом, наставником будущих пастырей. Своими лекциями он не просто просвещал, но звал на подвиг во имя Христа. Спустя годы владыка напишет своим бывшим студентам: «...Я любил вас не обычной человеческой привязанностью, но прозирал каждого из вас в борьбе с грехом и порождаемыми грехом сомнениями, в его постепенном восхождении к совершенству. Я вдохновлялся надеждою не только нашего собственного спасения, но через вас, как благовестников Евангелия, чувствовал свое единение со всей Кафолическою Церковью». Помимо преподавания отец Антоний занимался активной благотворительной деятельностью: посещал тюрьмы, больницы, был членом Общества религиозно-нравственного просвещения, где выступал с докладами. Некоторые из его выступлений, особенно полюбившиеся слушателям («Что следует разуметь под спасающей верой», «Учение Божественного откровения о спасительном значении слова Божия»), были изданы отдельными брошюрами.

http://pravoslavie.ru/6114.html

Итак, в исходе XII века, гораздо после патриарха Керулария, еще существовало латинское братство на Афоне и пользовалось всеми преимуществами наравне с греческим; не есть ли это ясное свидетельство того, что не патриархи Фотий и Михаил, а крестовые походы расторгли общение Запада с Востоком» 407 . Подтверждением этому суждению служит житие преподобного Антония Римлянина. Разделение Церквей произошло при жизни преподобного Антония (который был родом из Рима). Это потрясло его, и он 19-летним юношей решил удалиться от мира с его раздорами. По преданию, в 1106 году он чудесным образом оказался в Великом Новгороде, основал обитель, просвещал иноков. Важно подчеркнуть, что преподобный Антоний Римлянин не был на Руси осужден как схизматик, хотя после разделения в 1054 г. прошло уже более полувека. Скончался он в 1147 г.; в Новгороде преподобный Антоний почитался святым с XIII в. К началу XVI века относится письменное упоминание о Каракалльском монастыре, появившееся на Руси, здесь сообщается о числе его насельников: «Монастырь Каракул (Каракалл) Орнаоутский, а церковь Петр Апостол, а братии 30» 408 . В XVII веке грузинский царь Артчил и его брат Георгий Вахтанг (1674) оказали помощь монастырю Каракалла. Около этого времени Каракалл получил в свое ведение обитель святителя Николая в Измаиле. «Монастырь Каракалльский имеет в Москве часовню, и в Измаиле монастырь святителя Николая, – отмечал архимандрит Порфирий (Успенский) . – Мы не знаем, когда и с чьего дозволения Каракалл устроил часовню, но об Измаильском монастыре сказано в грамоте Цареградского патриарха Иоанникия 1648 г. июня индикта 1-го, что этот монастырь находился тогда в епархии митрополита Браиловского, что храм в нем почти разрушился совсем, и что монахи афонской Каракалльской обители взялись перестроить его с основания с тем, чтобы этот монастырь отдан был им, как метох, и был бы почтен достоинством ставропигии. Патриарх благословил их на сие дело и возвел возобновленный ими монастырь в ставропигию» 409 . К первой половине XVHI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010