Руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям посетил Кипр 21 марта 2018 г. 10:27 С 17 по 19 марта 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась рабочая поездка руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Венского и Будапештского Антония на Кипр. 17 марта, по прибытии в международный аэропорт Ларнаки, архиепископа Антония встречал настоятель русского прихода святителя Николая Чудотворца в Лимассоле священник Георгий Видякин. Из аэропорта архиерей направился в храм святого Лазаря Четверодневного в Ларнаки, где поклонился мощам первого епископа Китийского. Затем архиепископ Антоний посетил Киккский монастырь, где побывал в главном храме обители и вознес молитву у чудотворного Киккского образа Пресвятой Богородицы. В тот же день в местечке Трони владыка Антоний совершил литию у могилы приснопамятного Архиепископа Макария III, Предстоятеля Кипрской Православной Церкви и Президента Республики Кипр. 18 марта руководитель Управления по зарубежным учреждениям возглавил Литургию святителя Василия Великого в храме Христа Человеколюбца в Лимассоле, где совершаются богослужения для русскоязычного Николаевского прихода. Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Савва Михалидис, иерей Георгий Видякин и диакон Сергий Калашников. По окончании Литургии владыка Антоний произнес проповедь на тему Евангельского чтения, после чего тепло приветствовал духовенство и прихожан, передав им благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Иерарх вручил медаль святителя Иннокентия Московского В.А. Зыкову, администратору русского православного образовательного центра в Ларнаке. В ответном слове отец Георгий поблагодарил архиепископа Антония за визит и совместную молитву. На память о посещении прихода священник вручил архипастырю палицу с изображением его небесного покровителя — преподобного Антония Римлянина. В тот же день состоялась встреча архиепископа Антония с митрополитом Лимассольским Афанасием. В ходе беседы руководитель Управления по зарубежным учреждениям поблагодарил главу Лимассольской митрополии за гостеприимство и внимание, оказываемое русской православной общине со стороны местной епархии Кипрской Церкви. Участники встречи обсудили различные вопросы, касающиеся жизни русского прихода и строительства Николаевского храма в Лимассоле.

http://patriarchia.ru/db/text/5165057.ht...

Тексты многих житий вошли в ВМЧ. Некоторые писались специально для них. Инициатор и один из создателей ВМЧ – митрополит Макарий, долгое время был новгородским епископом, и не мог не знать о существовании легенды об Антонии. Однако житие его не было написано, а Антоний Римлянин не был канонизирован» 8 . Н.В. Рамазанова, полагает, что составление Жития Антония Римлянина могло быть приурочено ко времени освидетельствования мощей св. Антония в 60 гг. XVI в. 9 . Что касается событий 1597 г., которые в исследовательской литературе традиционно связываются с канонизацией святого, то они «в действительности являются учреждением празднования переложения его мощей „из гроба на верх земли“ 1 июля. К этому времени Антоний уже именовался Римлянином и почитался как святой, скорее всего, общецерковно, так как служба ему была включена в образцовые стихирари с подзаголовком „Дьячее око“, которые, как и месяцесловная часть Устава „Око церковное“, регламентировали годовой круг богослужения» 10 . Нам близка мысль В.Н. Топорова, который полагает, что «правдоподобна идея постепенного (до конца XVI в.) складывания текста „Сказания“» 11 . «Можно думать, – пишет исследователь, – что отдельные части „Сказания“ отсылают к разным датам. При формировании „окончательного“ варианта текста, учитывались и в том, или ином виде, включались в него подлинные фрагменты весьма разных эпох, начиная с XII в. В XVI в., когда возникла проблема создания канонического текста „официального“ жития. Быстро меняющаяся ситуация требовала поправок и дополнений в соответствии со злобой дня» 12 . Мнение относительно постепенного складывания текста Жития, «предполагает гораздо более ранние подлинные тексты, так или иначе связываемые с именем Антония, его духовную и его купчую, отражённые в тексте „Сказания“, и относившиеся по традиции ко времени не позже 1147 г., года смерти Антония. И легенду, возникшую, конечно, задолго до XVI в. и, видимо, продолжающую некую народную традицию (молву), которая могла возникнуть сразу же после смерти преподобного, и в течение трёх с половиной веков то затухать, то разгораться, откликаясь на изменяющуюся ситуацию...» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Андрей стал игуменом после смерти Антония, последовавшей в 1147 г. 114 Впоследствии редакция Жития, составленная Нифонтом, дополнилась рассказами о чудесах, случившихся от мощей святого Антония в XVII в. Кроме этих основных трех частей отдельные списки включают Слово похвальное святому Антонию, Службу преподобного Антония на малой вечерне, тексты купчей и духовной. 115 Для изучения начального периода в истории монастыря важна первая часть Жития, посвященная земной жизни святого Антония, которая приписывается игумену Андрею. Некоторые исследователи ( Е.Е. Голубинский , П.М. Строев) сомневались в существовании первоначальной редакции и полагали, что автором и этого текста мог быть сам Нифонт, составивший Житие в конце XVI в. П.М. Строев называет Андрея «мнимым сочинителем». 116 Митрополит Макарий (Булгаков) и В.О. Ключевский не подвергали сомнению тот факт, что автором первой редакции являлся Андрей. По словам митрополита Макария, Житие, «еще сохранившее следы своего первоначального происхождения, в конце XVI в. подверглось новой редакции». 117 Мы присоединяемся к этому мнению. Нифонт, без сомнения, использовал хранившиеся в архиве монастыря рукописные материалы, о чем свидетельствуют содержащиеся в тексте, приписываемом Андрею, исторические факты, а также конкретные реалии, которые не могли быть придуманы в конце XVI в. Во всех списках Житие Антония в своей первой части начинается с предисловия, которое отличается пространностью изложения. В нем утверждается авторство Андрея: «Сеи же Андреи поведа архиепископу Нифонту и князем града того, всем людем, еже слыша от преподобнаго о чюдесах сих. Архиепископ же и вси людие, велми подивишеся и раздаша хвалу Богу и Пречистей Богородици и великому чюдотворцу Антонию. И от толе начат зватися Антоний Римлянин. И повеле архиепископ Нифонт сие житие преподобнаго изложити и написати и церкви Божии предати на утвержение вере християнстеи и на спасение нашим христианам, еже отступиша от православный греческия веры и преложишася в латыньскую веру на посрамление». 118 В тексте особо подчеркнута назидательная роль Жития в борьбе с отступниками от православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Великий Новгород. Антониев монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1106. Ссылки:   Адрес: Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, район Антоново, д. 3 Координаты: 58.539847, 31.286794 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рождество-Богородицкий Антониев монастырь, 2 класса, в Новгороде, на берегу реки Волхова. Основан преподобным Антонием Римлянином (см. 3 августа). Каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы построен преподобным Антонием, освящен в 1119 году и сохранился до наших дней. Здесь в серебряной раке, сооруженной в 1860 году, открыто почивают мощи преподобного Антония и под спудом почивают мощи святых 5-ти братьев Алфановых: Никиты, Никифора, Климента и Исаакия (см. 4 мая). К числу достопримечательностей монастыря относится: колокол (весом в 1 пуд 10 фунтов) и 6 мазоичных икон XII века, каменный шестиконечный крест, ветвь морской травы или морская трость, которую преподобный Антоний, по преданию, держал в руке, во время чудесного прибытия в Новгород, камень, на котором приплыл он, два медных паникадила и две фелони, по преданию, принадлежавшие преподобному Антонию. В память открытия мощей преподобного Антония ежегодно совершается в первую пятницу после Петрова поста крестный ход из Софийского Новгородского собора в монастырь; по окончании литургии святые мощи обносятся с крестным ходом вокруг монастырского соборного храма. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» На живописном берегу реки Волхов расположился один из древнейших новгородских монастырей - Антониев. История основания этой обители преподобным Антонием Римлянином в самом начале XII столетия настолько любопытна, что не будет лишним её упомянуть. Преподобный Антоний родился в Риме в 1067 году от православных родителей. В 17 лет юноша осиротел, принял постриг в одном из небольших скитов, где прожил около двадцати лет. Перед этим он отдал часть своего наследства нищим, а другую часть положил в бочку и пустил на волю волн. Когда гонения со стороны латинян вынудили монахов разойтись из скита и скрываться, подвижник избрал для себя пустынное место на берегу моря, где проводил всё время в посте и молитве. Однажды на море поднялась буря, оторвавшая от берега кусок скалы, на которой находился преподобный. Спустя несколько дней, под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень этот (кстати, и сегодня пребывающий на паперти Богородице-Рождественского собора) с совершенно невредимым " путешественником " остановился близ Новгорода. Здесь преподобный Антоний основал монастырь в честь Рождества Богородицы. Но этим чудеса не кончились. Спустя год новгородские рыбаки выловили из Волхова бочку с наследством преподобного, некогда брошенную им в море. Так у святого появились деньги на благоустройство обители. Скончался он 3 августа 1147 года, а канонизирован был в 1597 году.

http://sobory.ru/article/?object=05347

Позади придела Иоанна Богослова есть еще небольшой придел в честь Грузинской Божией Матери с тремя окнами. Он устроен в начале нынешнего столетия на месте кладовой, служащей продолжением Богословского придела. В длину он 4, а в ширину 2 сажени. К западной стороне всего церковного здания примыкает паперть, устроенная в 1699 году. Длиною она 3½ саж., а шириною 3 саж. 1 арш. Северный конец ее занят частию приделом Грузинской Божией Матери, а частию кладовою. В паперть два входа с западной и южной сторон. Как главная церковь , так и приделы с папертью росписаны. Но иконопись сия не древняя, и в недавнее время возобновлена. Со вне Богородице-Рождественская церковь со стенами и пристройками в длину 12 саж. ¼ арш., а в ширину 15 сажен. Со времени основания своего Богородице-Рождественская церковь видела в стенах своих многих знаменитых лиц; но летопись не сохранила нам известия об них. Неизвестно даже и о всех тех лицах, кои в продолжении семи с половиною веков погребены были под сводами ее. Укажем по крайней мере на то, что известно. 1. Из гробниц первое место занимает кипарисная рака преп. Антония Римлянина, преставльшегося 3-го августа 1147 года. Мощи его обретены 1 июля 1597 года по 450-летнем пребывании в земле. Он погребен был у юго-западного столба на 1½ аршина от северо-западной стены; но по обретении мощи его поставлены были в северо-западном углу Антониевского придела, потом на месте погребения и наконец перенесены на нынешнее место под арку, отделяющую главную церковь от Антониевского придела. Настоящая рака устроена в 1731 году с надписями, вырезанными на семи кругах 1125 . Из прежних, современных открытию св. мощей, кругов один остался с след. надписью: «Благоизволением Божиим и милостию пречистой Богородицы ко пречестные и великие обители пречистой Богородицы честного и славного ее Рожества вздвигнуты быша честные и чудотворные мощи преподобного отца нашего и чудотворца Антония Римлянина. Лета 7105 (1597) июля в 1 день на память святых бессребренник и чудотворец Козмы и Дамиана, по четыресте по пятидесяте лете по преставлении его, повелением благочестивого и боголюбивого и христолюбивого великого государя царя и В. Князя Феодора Ивановича всея Русии Самодержца и его благочестивой царицы и великой княгини Ирине и по благословению святейшего Иова, патриарха Московского и всея России, боголюбивым преосвященным Варлаамом Богоспасаемых градов Великого Новогорода и Великих Лук в шестое лето святительства его и тоя пречестные обители при игумене Трифоне; и подай же нам молитвами его оставление грехов и получити милость и жизнь вечную, амин». Память пр. Антонию совершается церковию 3 августа: местно чтится он еще в 1-ю пятницу после Петрова поста, так как в это время было обретение его мощей, когда бывает из Софийского собора крестный ход; а в обители празднуется ему еще и 17 генваря вместе с Антонием Великим , коего он имел своим Ангелом покровителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В этом синодике между царскими именами первым поставлено имя Петра I, последним императрицы Елисаветы Петровны; потом следуют: имена всех десяти святейших московских патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов Новгородских и С.–Петербургских; преосвященных архиепископов и епископов; пречестных архимандритов и игуменов; Валаамского монастыря игуменов и игуменов Кириллова монастыря Белозерского; роды: преподобного Александра Свирского , святителей: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа митрополитов и всея России чудотворцев, преподобного Варлаама Хутынского, преподобного Саввы Вишерского, Моисея, Иоанна и Ионы архиепископов Новгородских, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Кирилла белозерского, преподобного Антония Римлянина, преподобного Мартерия Зеленецкого, преподобного Пафнутия Боровского, преподобного Иосифа Волоцкого , святителя Николая Чудотворца, преподобного Макария Калязинского, преподобного Михаила Клопского, преподобного Арсения Новгородского, Феодора Блаженного, преподобного Зосимы Соловецкого, Николы Кочанова; далее имена Валаамских братий и их роды; роды: Кирилова монастыря архимандрита Иринарха, Александро-Свирского монастыря архимандрита Александра, Валаамского игумена Ефрема, бывшего строителя монаха Иосифа Шарова и преосвященного Антония епископа Олонецкого и Каргопольского; роды царствующего богоспасаемого града С.–Петербурга, разных господ и всякого чина людей, а именно роды: Сергиевской церкви протоиерея Игнатия Васильева, Казанской церкви священника Иоанна Иоаннова, Владимирской церкви священника Иоанна Кирикова, фельдмаршала и генерал-прокурора кавалера князя Никиты Юрьевича Трубецкого, князя Иакова Федоровича Долгорукова, господина адмирала князя Михаила Михайловича Голицына, болярина Феодора Матфеевича Апраксина, генерала сенатора и кавалера князя Ивана Васильевича Одуевского, графа Петра Антоновича Манойлова, графа Гавриила Ивановича Головкина, графа Чернышева, сенатора Бориса Григорьевича Юсупова, генерал-майора Александра Кондратьевича Зыкова, бригадира Михаила Петровича Аврамова, коменданта Тимофея Чоглокова, Св

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

для новгородского князя Мстислава Владимировича,— шестиконечный; кресты в руках святых Бориса и Глеба, изображенных на окладе того же Евангелия,— четвероконечные . Каменный крест преподобного Антония Римлянина, находящийся при его гробнице,— шестиконечный . Кресты (четыре), найденные в развалинах киевской Феодоровской церкви, основанной в 1128 г.,— четвероконечные, хотя они могут быть относимы и к последующему времени . Не можем при этом не заметить, что в то время у нас православные изображали на себе крестное знамение тремя перстами и пастыри Церкви крестообразно благословляли православных перстосложением именословным. Доказательствами первой мысли служат мощи некоторых угодников Киево-Печерских, подвизавшихся в XI и в 1-й половине XII в. Правые руки преподобных Илии муромца и Иосифа многоболезненного имеют три первые перста соединенными, хотя неравно, но вместе, а два последние — безымянный и мизинец пригнутыми к ладони . У руки преподобного Спиридона три первые перста сложены даже совершенно ровно, а два последние пригнуты. Подобное же перстосложение представляют руки преподобного Алипия иконописца и Пимена многоболезненного . Очевидно, что все эти угодники скончались с тем самым перстосложением, каким они хотели ознаменовать себя в минуту смерти. Именословно благословляющими изображены святой Василий Великий в Святославовом Сборнике 1073 г. и святой Иоанн Златоустый в Служебнике преподобного Антония Римлянина († 1147) . Такое же изображение благословляющей руки можно видеть в нотном Стихираре XI–XII вв. в императорской Публичной библиотеке; на бармах и скиптре великого князя Владимира Мономаха в московской Оружейной палате . Святые мощи по временам были приносимы в Россию из Греции. Зодчие, пришедшие из Константинополя (1073) для сооружения Великой киево-печерской церкви, принесли с собою мощи семи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора . Мощи положены были в разных местах под стенами церкви в основание ее, а над мощами по стенам изображены были самые лики этих угодников. Дочь греческого императора Алексия Комнина, по имени Варвара, бывшая в супружестве за великим князем киевским Святополком—Михаилом, принесла из Царьграда мощи своего ангела, святой великомученицы Варвары, которые положены были в Киево-Михайловском монастыре, в церкви, сооруженной Святополком (в 1108 г.), где открыто почивают и доселе . Одна из поздних наших летописей упоминает, будто в 1091 г. принес к нам много мощей из Рима какой-то грек митрополич, по имени Феодор . Кто был саном этот грек митрополич (т. е., вероятно, прибывший с митрополитом из Греции и при нем живший), зачем был он в Риме и от кого приобрел он там мощи, которые принес в Россию, неизвестно. Не посылал ли его митрополит Иоанн со своим ответным посланием к папе Клименту III, подобно тому как Климент еще прежде прислал к нашему первосвятителю своего епископа? Дело возможное.

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Новгородский монастырь Антония Римлянина. Дореволюционная фотография Мужской монастырь Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы (недейств.) Расположен вниз по течению реки Волхова, на правом берегу. В Новгородской летописи о начале монастыря значится: " В лето 6614 ( 1106 г. по Р. Хр.). Приплыл в Великий Новград из Рима преподобный отец наш Антоний ; жил 40 лет, и преставился в лето 6655, августа в 3-й день " . Далее говорится: " В лето 6624 ( 1116 г.). Заложи в Великом Новегороде Антоний Римлянин церковь каменну Рожества Пресвятыя Богородицы, и монастырь устрои; а совершиша тое церковь 6630 году, при епископе Иоанне Попыне " . Из жития преподобного видно, что он приплыл на камне, который остановился у нынешнего монастыря, на урочище, называвшемся сельцом Волховским. С 1708 по 1723 года монастырь был кафедральным для викариев Новгородской митрополии; в 1740 г. в нем была учреждена семинария. При секуляризационной реформе в 1764 году монастырь был причислен ко второму классу . Здесь было две церкви: древний собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделами в честь прп. Антония, св. ап. Иоанна Богослова и Грузинской иконы Божией Матери; в арке, отделяющей Антониев придел от собора Рождества Богородицы, покоятся открыто мощи прп. Антония, обретенные в 1597 г. и переложенные в 1860 г. в богатую серебряную раку; при раке за стеклом находятся ветви морской травы или морские трости, которые держал прп. Антоний во время чудного прибытия его в Новгород, а в Богословском приделе почивают под спудом мощи свв. братий Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия Алфановых чудотворцев, перенесенных сюда из сгоревшего Сокольницкого монастыря в 1775 г. Сретенская трапезная церковь построена в 1127 г. самим прп. Антонием; здесь находится древний образ преподобного. Камень, на котором приплыл прп. Антоний, игумен Вениамин при царе Иоанне Васильевиче, водрузил его в западную стену соборной церкви снаружи и приказал на нем написать икону, потом Кирилл поставил над ним часовню или навес, впоследствии замененный папертью.

http://drevo-info.ru/articles/10389.html

Преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и благословил исполнить повеление Патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуханием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых. Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие святого, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также Сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист преподобному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря архимандритом Макарием. Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) совершалось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора в обитель шел крестный ход. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония. Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде находится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима. «Жития русских святых»   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023

http://pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-ri...

Вместе с тем Андрей говорит о самом себе в первом лице, что он принял ангельский образ в обители Антония и сначала был его послушником и учеником, а потом удостоился быть его отцом духовным, что от него самого слышал все, изложенное теперь в его житии, которое и написал по его же завещанию и по воле Новгородского архиепископа Нифонта. Должно, однако ж, сознаться, что это житие, еще сохранившее следы своего первоначального происхождения, подверглось новой редакции в конце XVI в. По открытии мощей преподобного Антония Римлянина (1597) один инок основанной им обители по имени Нифонт, которому поручено было описать чудеса новоявленного угодника, написал вместе и житие его, уже существовавшее, придав житию такой вид, чтобы оно могло быть с большим благоприличием читано в церкви в день его праздника. Для этого в начале жития Нифонт поместил обширное витиеватое вступление, в котором приглашает всех верных светло праздновать новое торжество, учит, как должно праздновать его, и кратко восхваляет преподобного Антония; в конце жития прибавил целое похвальное Слово угоднику и в самом житии, отнюдь не усвояя его себе, напротив, предоставляя говорить в нем от собственного лица Андрею, сделал, однако ж, некоторые свои соображения, которые никак не могли принадлежать ученику преподобного Антония . Житие преподобного Авраамия Смоленского сохранилось в большей целости и не представляет ничего такого, что было бы несообразно с обстоятельствами его происхождения. Сочинитель этого жития инок Ефрем, видимо, подражал, особенно в приступе, житию преподобного Феодосия Печерского, написанному Нестором, откуда заимствовал даже некоторые выражения. Подобно Нестору, он начинает свою повесть молитвою к Богу, хотя менее искусною: «О пресвятый Царю, Отче и Сыне и Святый Душе, искони сый, сотворивый веки, небо и землю, видимое и невидимое, и нас от небытия в бытие приведый! Ты не восхотел презреть нас во многой прелести мира сего, но послал для избавления нашего Своего Единородного Сына... Который родился от святой и Пречистой и неискусобрачной Приснодевы Марии бессеменно от Святого Духа, пожил на земле, как человек, потерпел страсть от твари Своей и вкусил смерть на Кресте, будучи бесстрастен и бессмертен по Божеству; был положен во Гроб, воскрес в третий день, явился Своим ученикам, уверил их многими знамениями и чудесами, вознесся на небеса, ниспослал оттуда Святого Духа на святых апостолов и чрез них просветил и научил истинной вере все народы, оставив им обетование: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века.

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010