Эпоха IV-я, до кончины государыни императрицы Екатерины II, и по возшествии на престол государя Павла I, при котором Екатеринослав переименован в Новороссийск, а архиерейская Екатеринославская кафедра перенесена в Новомиргород, с наименованием преосвященныи архиереев Новороссийскими и Днепровскими 1785 год Села Ровного, Покровская, дер. Бобр. у. В селе Ровном две церкви: Покровская и Николаевская. Первые жители сего села поселились тут около 1784 года. Все были раскольники, из которых некоторые обратились потом в православие, и построили Покровскую церковь ; а Николаевская сооружена не раньше как в 1816 году, из дубового крепкого леса, оставшегося якобы от упраздненной церкви в крепости Св. Елизаветы. Раскольники в Ровном и теперь живут. Не малая однако часть их изъявляют доброе желание оставить свое заблуждение. Села Петрова (оно же и Солониха), Петро-Павловская, кам. Одесск. у. Заложена и основана на земле, приобретенной от порты Оттоманской, по благословению Гавриила митрополита Екатеринославского, по отношению к нему из Вознесенского наместнического правления, в следствие прошения о том генерала Пассека, генерал-адъютанта генерал-фельдмаршала графа Петра Александровича Задунайского. Ныне тут церковь каменная, коея начало относится к 1808 году. Села Трояновки, Рождество-Богородицкая, дер. Бобр. у. Построена с перевезением готовой из другого села, по благословению Гавриила, митрополита Екатеринославского, по прошению поручика князя Любомирского. Ныне тут каменная церковь с 1816 года. Села Константиновки, Николаевская, дер. Бобр. у. Села Исаевки, Димитриевская, дер. Бобр. у. Села Витязевки, Николаевская, дер. Бобр. у. Основана по благословению преосвященного Гавриила митрополита, и по прошению секунд-майора Николая Нечаева. Села Сироваго, Михайловская, кам. Ананьевск. у. Церковь сия в означенном году преобразована из прежде бывшего простого молитвенного дома и освящена. Жители, прося о сей перемене, писали о себе «что они поселились тут на вновь-приобретенной от Порты Оттоманской земле». Следовательно и село основалось не раньше, как после Очаковской войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Эпоха I-я до учреждения епархии Славянской и Херсонской 1752 год Города Ново-Миргорода, соборная Св. Николаевская каменная церковь , Бобринецкого уезда 1 . Новомиргород был одним из первых и главных шанцов Сербов, вошедших в Россию под начальством генерала Ивана Хорвата, и поселившихся за р. Днепром, с наименованием «Новою-Сербией» той части земли, которая им отведена была. Прибытие Сербов в Россию последовало в 1751 году, следовательно и начало Ново-Миргородской церкви, ныне соборной, по всей вероятности должно относиться к 1752 году. Чрез многие годы церковь хотя различным и подлежала поправкам, однако вид ее и доселе остается прежний. В ней погребен генерал-аншеф Текелий, скончавшийся в 1792 году. Сия церковь была и. кафедральною Екатеринославских Архиереев до перехода их из Новомиргорода в Екатеринослав, т. е. с 1797 по июль 1804 года. В 1823 году пристроены к ней два придела: во имя Св. Апостол Петра и Павла и во имя Рождества Богородицы. 1753 год. Села Малой-Выски, С. Предтеченская, деревянная, Бобр. у. Церковь сия, современная Ново-Миргороду, обветшала и упразднена, а вместо старой помещицею княгинею Екатериною Кудашевою построена в 1794 году, на другом удобнейшем месте, новая во имя Покрова Пресв. Богородицы. 1754 год Села Липняжки, Успенская, деревянная, Бобр. у. О сей церкви в 1798 г. доносимо было, что Фундамент под ней, по давности, пришел уже в крайнюю ветхость. Почему вместе с сим и просимо было дозволение сделать новый каменный фундамент. Посада Петриковки, Св. Николаевская, деревянная. Бобр. у. Селение это теперь именуется «Новою Прагою» и принадлежит ведомству военного поселения 2 резервного кавалерийского корпуса; в нем помещается штаб 2-й Кирасирской дивизии. 1755 год Города Елисаветграда, Успенская, что «на подоле», прежде деревянная, ныне же каменная. Церковь сия была однопрестольная, куплена и перевезена на подол Елисаветградской крепости, из слободы Федоровки в 1755 году. Обветшала и вместо оной в 1774 году заложена, по благословению преосвященного Иова, епископа Переяславского, новая трех-престольная, также деревянная, во имя Успения Пресвятой Богородицы, Св. Христова Николая и Св. Великомученицы Варвары, которая освящена в 1781 году, по благословению Пики- Фора, архиепископа Славянского и Херсонского. В 1788 году, во время бывшего в Елисаветграде пожара, она сгорела, и вместо ее сооружена настоящая пяти-престольная, каменная, иждивением полковника Красноглазова.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

ред. Н.Ф. Дубровин 5) Чрезвычайные ревизии епархий лицами, посылавшимися от синода Для возбуждения заснувшей или ослабевшей деятельности некоторых архиереев, а также для направления деятельности, уклонившейся от своего прямого пути и истинного назначения, синод посылал от себя доверенных лиц, с поручением поверить на месте распоряжения архиереев по епархиальному управлению и обследовать характер и образ их иерархических поступков. Если-же синод, зная о беспорядках по епархиальному управлению, почему-либо медлил производством следствия над известным архиереем, а между тем о них помимо синода было доводимо до сведения Государя, в таком случае нередко сам Государь приказывал произвести ревизию. Заметим вообще, что синод приступал к такой гласной и торжественной мере исправления архиереев, какова ревизия, только в самых крайних случаях, побуждаемый к тому слишком многочисленными беспорядками, замеченными им по епархиальному управлению. Обыкновенно-же он довольствовался отобранием объяснений от того архиерея, в епархии которого замечались беспорядки по управлению, или о неправильном образе действий которого доходили неблагоприятные слухи. С какою осторожностью синод приступал к этой крайней мере исправления архиереев, можно видеть из следующего случая: 8-го января 1848 г. гр. Протасов предложил синоду донос чиновника IX-ro класса Костенского на херсонского архиепископа Гавриила, состоявший в том, что этот архиерей, по прибытии своем в Одессу, отдал состоящие при церквах лавки свечной продажи в аренду первоначально одесским купцам Владимиру Харламову и Семену Маркову, а впоследствии, по взаимному их соглашению, утвердил эту аренду за одним Марковым, который, таким образом, сделался монополистом свечной торговли в Одессе. За право такой монополии Марков был обязан вносить в епархиальное одесское ведомство 6.000 рублей ассигнациями в год, тогда как эта операция, по словам Костенского, приносила 100.000 рублей ассигнациями. Такое право куплено было подарком архиерею двухтысячной кареты купцом Харламовым. Тот же преосвященный, отобрав во всех церквам от икон серебряные и золотые привески в значительном, по выражению Костенского, числе пудов, а равно драгоценные камни и жемчуг и церковную сумму, публиковал в газетах, что все это пожертвовано ему от неизвестного. Затем послал эконома своего дома, иеромонаха Антония, в Москву с одним священником, чтобы там из означенных вещей устроить архиерейскую ризницу со всеми к ней принадлежностями. Здесь иеромонах Антоний признан был своею законною женою, по её доносу взят под арест, а потом, по ходатайству преосвященного Гавриила, препровожден в Одессу и за прелюбодейство подпал суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый Архиепископ Херсонский и Таврический – Преосвященный Гавриил, в миру Василий Федорович Розанов, родился 26-го января 1781 года. Отец его был священником одного из глухих сел Костромской губернии. Известий о его раннем детстве, о первых впечатлениях, вынесенных из семейной обстановки, о влиянии отца и ближайших родственников, о начальном обучении, никаких не сохранилось. В своей автобиографии он вспоминает только молодые юношеские годы и первые служебные шаги. «Первоначальное образование получил я – пишет он – в Костромской семинарии, питал всегда пламенное рвение к учению, и страх к наставникам, от своих сверстников поэтому никогда не отставал. За то и наставники меня отменно любили. Ученье семинарское кончил при преосвященном митрополите Платоне в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 1803 года. Выбыл оттуда с аттестатом, в коем назван примерным, в Костромскую семинарию, из которой и в лавру поступил, и определен учителем, с преподаванием первой части риторики, собственно поэзии, и других предметов, приватными именовавшихся. Жалованья получал на первый раз не более 90 рублей. Был потом учителем-же риторики, наконец и философии и физики, с прохождением между тем должности префекта, соответствующего, по теперешнему разряду, инспектору, с таким прибавлением, что на префекте лежала тогда главная по экономии семинарской ответственность. До 1811 года шел я сим поприщем; в 1811 отправился в вакациальное время в Санкт-Петербург, почти без особой цели. Но особое участие во мне возымели преосвященные покойные, Санкт-Петербургский митрополит Амвросий и епископ Вологодский Евгений, бывший потом митрополитом Киевским. Лишь только появился я в С.-Петербурге, представился преосвященному митрополиту Амвросию, с письмом от преосвященного Евгения, бывшего после митрополитом Киевским, и с поднесением слабых своих опытов труда на поприще наук, предложено мне было поступить в монашество. По согласии моем, к которому я убежден был другими благодетелями моими, каковы, на при­мер, о. архимандрит Сергий, бывший тогда ректором академии С.-Петербургской, а потом и епископом Костромским, и Филарет, митрополит Московский, бывший тогда бакалавром академии и архимандритом, покойный главный благотворитель мой Амвросий митрополит сам на себя принял труд снестись с Костромским преосвященным Евгением об отпуске меня из Костромской семинарии в Невскую лавру. Сие беспрекословно и сделано было. Я из Костромы уволен с самым благодетельным от преосвященного Костромского засвидетельствованием, в коем сказано было: поведения благородного и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

1 Правильнее назвать это сочинение не «вопросами», а «Омышлением о новоизданных книгах», т.к. в письме к православному архипастырю, предпосланном сочинению, именно говорится: «(Мы) осмелились всепокорнейше поднесть на рассмотрение Вашему Архипастырству наше омышление о новоизданных от лета сотворения мира 7164-го грекороссийской церкви книгах, яко то Скрижали, Соборном Свитке, Жезле, Увете, Розыске, Пращице, Обличении и о прочих» 2 О спорах инока Никодима с московскими перемазанцами в конце 1779 г. см. у прот. Андрея Журавлева 3 Имя автора в сочинении не означено: но судя по его характеру и литературным особенностям, какие встречаем и в подлинных письмах Никодима (см. Книжку «Искание старообрядцами в 18 в. законного архиерейства»), оно справедливо приписывается последнему 4 В письме к православному архипастырю, предпосланном сочинению, не названо также и имя этого архипастыря, к которому Никодим обращается и с письмом и с сочинением, но с полной вероятностью следует полагать, что это был именно митрополит Гавриил, с которым Никодим действительно находился в сношениях, когда начал дел об учреждении Единоверия. Кроме м. Гавриила Никодим мог бы только обратиться с подобным письмом и сочинением к Московскому митрополиту Платону, с которым он также состоял потом в сношениях, но если бы он обращался здесь к м.Платону, то, говоря в письме о «новоизданной книжице, именуемой Увещание» и приводя при этом некоторые из нее места в основание и объяснение того, почему решился приступить к составлению сочинения и представить оное на архипастырское рассмотрение, равно как в самом сочинении неоднократно делая из нее извлечения, он непременно упомянул бы, что эта книжица самим тем архипастырем и составлена, как это он и делает действительно, например, в письме к м.Платону от 20 дек.1783 г (Ист.старообряд.архиер.стр.19) А так как здесь, и в своем сочинении и в предпосланном ему письме, он об этом не упоминает, то и надобно полагать, что он обращается не к м.Платону, а к м.Гавриилу. Тоже, и еще яснее, видится из того, что во втором показании, делая ссылку на Богословие м.Платона, он не сказал: в изданной вашим преосвященством, а выразился так: «в изданной от преосвященного Платона архиепископа Богословии»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

29 июля 1913 г. исполнилось семьдесят пять лет существования одесской духовной семинарии. Если жизнь одного человека, прожившего означенный период, не редко полна фактами захватывающего интереса, то, что сказать о целом учреждении, где суммируется жизнь тысячи лиц. Одесская дух. семинария, три четверти века с честью служившая духовной науке и святой Церкви, стяжала полное право на внимание к ее истории. Автор настоящей летописи решил раскрыть архив семинарии и, по мере своих сил, представить читателю более крупные факты из жизни рассадника пастырства земли херсонской с начала его основания. Насколько удалась эта работа, судить не мне, но читатель всегда должен иметь в виду, что поднимать события со дна седой старины при помощи архивных данных – труд не из легких. 1838 3-го июля 1838 г. высокопреосвященный Гавриил, архиепископ херсонский получил следующее отношение обер-прокурора св. синода графа Протасова. «Преосвященнейший владыко, милостивый государь и архипастырь. Комиссия духовных училищ, рассмотревотношениевашего преосвященства от 6-го июня положила: 1) Ректором вновь учреждаемой в г. Одессе херсонской семинарии и профессором богословских наук назначить законоучителя одесского ришельевского лицея магистра архимандрита Порфирия; на инспекторскую должность переместить инспектора полтавской семинарии соборного иеромонаха Пантелеимона, с поручением ему преподавания церковной истории и еврейского языка, для занятия экономской должности предоставить вашему преосвященству избрать, хотя на время, до полного состава чинов семинарии, кого либо из блогонадежных лиц местного духовенства, назначение же прочих наставников в семинарию иметь в виду при распределении к учительским должностям воспитанников московской духовной академии. 2) Определение в низшие училища, имеющие учредиться при семинарии, блогонадежных учителей предоставить распоряжение местного училищного начальства на общих существующих на сей предмет правилах. Комиссия духовных училищ поручила мне сообщить о сих положениях ее вашему преосвященству и просить вас объявить по надлежащему архимандриту Порфирию об определении его в училищную службу по духовному ведомству и сделать с кем следует сношение об увольнении его от занимаемых им должностей в одесском ришельевском лицее; по увольнении архимандрита Порфирия от службы в лицее, а равно по прибытии в Одессу назначенного комиссиею инспектора семинарии, о немедленном отправлении которого ныне же сообщено преосвященному полтавскому, и по определении эконома, распорядиться без потери времени в открытии семинарского правления для необходимых распоряжений к полному открытию семинарии в назначенный срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

LII. Донесения, представления, рапорты Иннокентия, архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Святейшему Синоду 1) Донесение, касательно обстоятельств При–Амурских мест в духовном отношении об определении туда особого священника и о прочем. ( Якутск, 10 сентября 1854 г. ) Господин Генерал Губернатор Восточной Сибири, отношением своим от 1 сентября сего года, за (при сем в копии прилагаемом), уведомляя меня о похвальных действиях находящегося в Амурской экспедиции священника Гавриила Вениаминова сообщая мне, между прочим, что между туземцами При-Амурских мест проявляется счастливое направление к принятию Святого Крещения, – просить меня принять сии места в мое ведение и распоряжение. При том он прилагает подлинное донесение Фрегатского священника Василья Махова о крещении Гиляков (также при семь прилагаемое в копии). Принимая во внимание настоящие обстоятельства При-Амурского края и сведения, сообщенные мне г. Генерал-Губернатором, я, основываясь на том, что вследствие Высочайшего повеления назначить особого священника для исполнения духовных треб в морских командах, находящихся в При-Амурских зимовьях, Святейший Синод предписал назначить туда мне, а не Иркутскому Преосвященному, к епархии которого принадлежит весь Забайкальский край, – не мог отказаться от принятия в свое ведение новозанятых на устье Амура мест, впредь до особого по сему предмету предписания Синода, о чем, между прочим, н сообщил ему отношением моим. Имея в виду указ Святешего Синода, от 24 января 1852 года. коим дано знать, что на учреждение миссии в земле Гиляков не последовало Высочайшего соизволения, я, при определении священника Вениаминова к настоящей должности, не мог дать ему разрешения действовать в том крае как миссионеру; но так как желающих креститься из тамошних туземцев является более и более, а главное потому, что их крестят и помимо священника Вениаминова, как напр., сделал священник Фрегата «Диана» Махов, без всякого сношения со священником, которого можно считать местным, а быть может, он, при втором своем посещении тех мест, сделает и еще; а потому я решился дать дозволение и священнику Гавриилу Вениаминову, поколику дозволяют ему настоящие его обязанности, действовать в отношении туземцев вполне как миссионеру, т. е., кроме, беседований и наставлений, как он делал поныне, сподоблять Святого крещения всех тех из туземцев, кои изъявят искреннее желание принять христианскую веру, и это желание станут доказывать своими поступками, но входя в дальнейшее разбирательство, кто откуда просящий крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

На обширных водах Ладожского озера, в северо-западной части их, разнообразными горами, возвышается группа островов, покрытых лесом, – это о. Валаам и его дети. Образованные из кряжей темно-серого гранита, эти острова в громадных, обнаженных скалах, в гигантских, отвесных, растрескавшихся стенах, покрытых вековыми сединами моха, в зеркальных водах своих заливов и проливов, окаймленных развесистыми соснами и елями, громоздящимися уступами по склонам гор, в сумраке лесов, при глубокой тишине пустынной, повсюду представляют картины поразительного величия, повсюду возбуждают в душе мысли благоговения перед Создателем и невольно влекут и сердце, и ум к Предвечному. Запечатленные таким высоким характером, острова Валаамские, при своей совершенной отдельности от селений мирской суеты 1 , по глубокомысленному выражению Преосвященного Гавриила, Митрополита Новгородского, «Промыслом Спасителя мира назначены для селения иноков» 2 . И в самом деле, при обилии религиозного элемента, необходимого для сердца чувствующего, как напротив скудна Валаамская природа вещественными благами, за которыми так гонится душа, погрузившаяся в пустоту земных наслаждений. Единственное, бросающееся в глаза богатство Валаама, это его лес; но этот лес – вовсе не продукт для торговли. Украшает он острова и хранит их от бурь северной непогоды только единственно потому, что тщательно хранит его рука бережливости, почти не допускающая к корню его топора. При каменистом грунте, при северных холодах, едва во 100 лет достигает на Валааме дерево естественной своей величины, преодолев в своей молодости тягости северной жизни, оно почти всегда заболевает сердцем и в старости, а не редко и в зрелом возрасте сокрушает его сильная Ладожская буря. Благодаря только тому, что буря, а не топор заготовляет для Валаама топливо, сохраняют острова его свою величественную, вечнозеленую, мохнатую одежду; иначе же, если допустить к ним промышленника, в короткое время обнаженные представят они такую же печальную картину опустения, какою поражает путника противолежащий им, нагой, безжизненный, северный берег Финляндии. Луговой земли на Валааме – несколько лоскутков; собираемое на них, можно сказать, горстями сено достаточно для продовольствия скота собственно потому, что для скота не отведено пастбищ. Пахатной земли почти вовсе нет; вообще вся почва, как образовавшаяся из выветрившегося гранита, дика, малопроизводительна и негостеприимна. Ловимой рыбы, не то что для промысла, не хватает даже и для себя. Одним словом, вещественную скудость Валаама ясно очерчивает тот факт, что до последнего возобновления, на горах его монастыря, при общем его запустении, только в одной лучшей его местности, около Кукинского залива, в ветхих лачугах гнездилось несколько убогих финских семей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недавно в одном из номеров наших епархиальных ведомостей 1 за текущий год напечатано было солидное письмо, под заглавием: Письмо отца к сыну о дружбе. Оно писано было одним из достопочтенных священников, и показывает в авторе прекрасную душу, жаждавшую истинной дружбы и истинного товарищества. В этом письме изображен идеал истинного друга и товарища, предносившийся пред мысленными очами почтенного автора – и изображен теоретически, т. е. каков должен быть истинный друг и товарищ. В настоящей статье нашей 2 мы имеем возможность показать осуществление этого идеала в жизни и на практике, – осуществление столь полное и жизненное, что, когда мысленно взираешь на этот идеал, невольно благоговеешь пред ним и удивляешься ему. Идеал этот осуществился во всей полноте в лице высокопреосвященнейшего митрополита Филарета и в его отношениях к товарищу и другу его, преосвященному Гавриилу, архиепископу Тверскому и Кашинскому. Для духовенства Тверской епархии эти дружеские отношения первосвятителя Московского, нравственный лик которого столь возвышен и чист, тем драгоценнее, что преосвященный Гавриил, заслуживший истинную дружбу столь великого святителя, долго управлял Тверскою епархией и приобрел от духовенства наименование «добрейшего» архипастыря. Многочисленный ряд писем Филарета к Гавриилу, начавшийся чуть не со скамьи Троице-Сергиевой семинарии и обнимающий почти всю жизнь Гавриила, рисует личность Филарета, как истинного друга и товарища, во всей полноте, во всем величии его непоколебимой верности и неизменности, отеческой мудрости и благоснисходительности. С другой стороны, письма и действия Гавриила изображают пред нами самого Гавриила, как человека хотя любящего изысканность и не всегда твердого в дружбе, но с младенчески преданною душою. Оба друга как бы живые стоят пред нами с своими отличительными чертами; – один, как любвеобильный старший брат, – сильный и могучий, – как мудрый наставник, руководитель, помощник и благодетель; – другой, – как меньший брат, младенчески добрый и любящий, но не всегда идущий по прямому пути, спотыкающийся и сбивающийся с него и даже своевольный, думающий подражать своему старшему брату, но или неудачно, или с опасностью для себя; за то всегда находящий в старшем брате своем помощь и заступление, хотя и не без строгих выговоров и вразумлений за свои погрешности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Члены Синода Русской Православной Церкви рассмотрели ситуацию, связанную с переходом епископа Василия (Осборна) в юрисдикцию Константинопольского Патриарха 6 октября 2006 г. 15:28 В своем постановлении ( Журнале ) Священный Синод «выразил сожаление в связи с заявлениями и действиям руководства Экзархата русских православных приходов в Западной Европе ( Константинопольский Патриархат ), свидетельствующими о фактическом отказе от духовного наследия Преосвященного митрополита Евлогия (Георгиевского) и иных деятелей русской церковной эмиграции в Западной Европе, почитавших себя чадами Русской Церкви, не прекращавших своего единения с нею и прервавших свое пребывание в канонической юрисдикции Патриархата лишь временно и в связи с известными политическими обстоятельствами». Как известно, 8  июня 2006 года Священный Синод Константинопольского Патриархата вынес решение о принятии Преосвященного епископа Василия (Осборна) , бывшего Сергиевского, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и о его назначении   викарием Преосвященного архиепископа Команского Гавриила в составе Патриаршего экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 июля 2006 года ( журнал 75 ) епископ Василий (Осборн) был запрещен в служении и вызван на следующее заседание Священного Синода, о чем ему и был послан соответствующий указ. Несмотря на это, епископ Василий не явился на заседания Священного Синода. В Журнале Синода также отмечается, что со времени назначения архиепископа Команского Гавриила главой Экзархата русских православных приходов в Западной Европе в состав Экзархата были приняты без запроса на то отпускной грамоты от их канонического Священноначалия 18 клириков Русской Православной Церкви. Священный Синод постановил вновь вызвать епископа Василия на заседание Священного Синода и предупредить, что в случае игнорирования призыва Священноначалия он подлежит суду архиереев. Члены Синода Русской Православной Церкви выразили «глубокую озабоченность в связи с неканоническими действиями Преосвященного архиепископа Команского Гавриила, выразившимися в неоднократном принятии в клир Экзархата русских западноевропейских православных приходов клириков Русской  Православной Церкви без обращения к Священноначалию Русской Православной Церкви с просьбой о предоставлении им отпускной грамоты».

http://patriarchia.ru/db/text/149649.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010