Карачев. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В середине XVII столетия, во время возстановления Карачева после разорения поляками в эпоху Смутного времени, «на посаде, за древней осыпью» был сооружен новый деревянный храм во имя особо почитаемого на Святой Руси Святителя Николая, с приделом Святого Иоанна Воина. Храм этот, как сообщают исторические источники, был построен общими силами причта и прихожан. Около храма существовало приходское кладбище, церковные усадебные места. Кроме того, храму принадлежала пашня в верховьях речки Горе-Грязи. В 1806 году придел Святого мученика Иоанна Воина был заменен приделом Святого Пророка Илии. По преданию, причиной этого послужило событие, произошедшее в 1805 году. По случаю продолжительной засухи по городу был устроен Крестный ход с молебным пением о низпослании дождя. Во время молебна перед Никольским храмом светлое солнечное небо мгновенно покрылось дождливыми тучами, из которых полил обильный дождь. То лето было особо урожайным. В ознаменование этой милости Божией горожане решили соорудить придел во имя Святого Пророка Илии. Ведь до Смутного времени в городе существовал храм Пророка Илии, сожженный вместе с городом поляками. Именно на этом месте и был построен храм Святителя Николая. В 1860 году вместо деревянного Никольского храма был выстроен новый каменный пятиглавый храм при большой Орловской дороге. Его строителем был крестьянин деревни Масловка Гавриил Васильевич Болдырев. Началось строительство храма в 1855 году, а в 1860 году он был освящен по благословению Преосвященного Поликарпа. Вначале храм был устроен без трапезной части, с тремя Престолами: во имя Святителя Николая, Святого Пророка Илии и в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1862-1863 годах была пристроена трапезная часть и каменная колокольня, были сооружены еще два Престола: во имя Святителя Тихона Задонского и Святого мученика Иоанна Воина. В 1871 году произошла перестройка верхней части храма: из-за непрочного грунта, на котором некогда был возведен храм, дали трещины его капитальные стены, и было решено облегчить его верхнюю часть. Вместо прежних пяти глав был устроен один купол. Это один из ранних на Брянщине образцов русско-византийского стиля середины XIX столетия.

http://sobory.ru/article/?object=07421

Мотохово. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Мотохово, Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Приделы вмч. Георгия и Покрова. Закрыта в 1938 г. Село Мотохово находится в 150 верстах от Петербурга и в 70 от Новой Ладоги, в лесу, среди болот, у ручья Ключно и у речки Черной, впадающей в Волхов. Как окруженное болотами и лесами, оно иногда называется " островом " ; называется также " Захожи " , так как при набегах шведов народ " заходил " сюда и скрывался в лесах. Название Мотохово производят от того, что здесь когда-то живали " мотали " или ворожеи. Из хранящихся при церкви двух указов преосвященного Феофана, архиепископа Новгородского и Великолуцкого, от 2 октября 1780 г. за 807 и от 28 ноября 1782 г. за 168 видно, что прежняя деревянная, во имя Рождества Иоанна Предтечи, построенная в 1701 г. церковь в июле 1730 г. сгорела от пожара, перенесенного из ближайшего леса и что на ее месте в 1731 г. построена другая, во имя того же святого, деревянная церковь, существующая до ныне. По сказаниям старожилов церковь эта уцелела от пожара, бывшего в 1818 г., сгорели только некоторые церковные вещи и почти все церковные документы. Вместо этой обветшавшей церкви был в 1851-1852 гг. построен каменный храм во имя Иоанна Предтечи при участии священника Василия Алексеева и усердием прихожан. Постройка стоила 16 198 руб. 50 коп. В 1858-1859 гг. усердием священника Иоанна Любимова и прихожан построена вокруг церкви и кладбища каменная, на пространстве 140 саж. ограда с деревянною решеткою, на сумму в 2 286 руб. 37 коп. В 1860 г. усердием тех же лиц церковь украшена священными изображениями на стенах и купол. Эта работа стоила 600 руб. сер. В ветхой деревянной церкви антиминс освящен епископом Венедиктом 1842 г. апреля 5, подписан митрополитом Серафимом. В ней замечательны: бывшие Царские двери, с ликами Богородицы с веретеном в руках, Архангела Гавриила с жезлом и 4 евангелистов с пером и книгою, но без символических животных; бывшие боковые двери, с изображениями " двуличными " Михаила и Гавриила; продолговатый образ Тайной Вечери; картина страшного суда; поясной образ Иоанна Предтечи с крыльями.

http://sobory.ru/article/?object=02425

Отдел XI. Богослужение. Церковный службы и требоисправления 346. О правильном чтении всего положенного по чину богослужения православной церкви. Святейший Правительствующей Синод, по доходящим до него сведеньям, что церковнослужители некоторых церквей, а равно и священнослужители при чтении шестопсалмия, кафизм и прочего, положенного по чину православного Богослужения, произносят некоторые славянские слова русским наречием, и что таким произношением соблазняются многие благочестивые прихожане, определением своим постановил: циркулярно предписате (и предписано указом Святейшего Синода от 28 марта 1862 года за 1398) о подтверждении духовенству, чтобы положенное в церквах чтение производимо было не только благоговейно и неспешно, но и с правильным произношением славянских слов. 347. О неупотреблении при богослужении выдуманных стихов. По Именному Его Императорского Величества Высочайшему указу, данному Синодальному Члену, Преосвященному Гавриилу, Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому и Кавалеру, минувшего мая в 10 день в Минске, вовремя Высочайшего Его Величества путешествования чрез оный город, за Собственноручным Его Величества подписанием, в котором изображено: «Преосвященный Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил! Нашед в нынешнее Мое путешествие, что в некоторых церквах во время причастия вместо концерта поют стихи, сочиненные по произволению, желаю, чтоб от Синода предписано было всем епархиальным Архиереям, дабы никаких выдуманных стихов в церковное пение не употребляли, но вместо концерта пели бы или приличный псалом, или же обыкновенный каноник». Свят. Правительствующий Синод приказали: для должного по сему Его Императорского Величества Высочайшему указу исполнения, куда следует, послать указы, предписав в них, дабы как Преосвященные Архиереи, так и настоятели монастырские о непременном сего Высочайшего повеления исполнении во вверенных им епархиях и монастырях имели неослабное наблюдете, Июня 8-го дня 1797 года. 348. О мерах улучшения церковного пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Назарий Валаамский (1735–1809) Преподобный Назарий начинал свое служение в Саровской пустыни. Слава о нем, как об одном из великих светильников Сарова, разливаясь всюду, дошла и до преосвященного Гавриила, митрополита Новгородского и Петербургского. Святитель, желая восстановить на пустынном Валааме «селение святых и тем принести Спасителю мира Иисусу Христу благоугодную жертву», искал мужа, способного «утвердити иночествующих в спасительной жизни», чтобы определить его строителем в Валаамский монастырь. Узнав о старце Назарии, он и вызывал его тогда в Санкт-Петербург. Сначала настоятель пустыни и сам местный преосвященный Феофил, стараясь удержать у себя знаменитого отшельника, представили о нем высокопреосвященному митрополиту письмо, как о человеке малоумном и неопытном в духовной жизни; когда митрополит, проникая в тайну смирения Назариева, ответил, что «у меня много своих умников, пришлите мне вашего дурака», тогда невольно отпустили отца Назария из Сарова, – и он был определен строителем на Валаам. Это было в 1782 году. В печальном состоянии была в то время Валаамская обитель. Она состояла за штатом и не имела никаких средств к содержанию; здания ветшали и разрушались; братство составляли все люди престарелые: некому было исправлять чреду священнослужения, некому было состоять в клире. В Валаамском монастыре введен был старцем Назарием общежительный устав Саровской пустыни; на основании этого устава, под руководством опытного наставника, братья начали преуспевать здесь во всех трех родах подвижничества: в общежитии, жизни скитской и отшельничестве. Тогда подвизались на горах Валаама знаменитые впоследствии ученики отца Назария: игумен Иннокентий, игумен Варлаам, духовник иеросхимонах Евфимий, монах Герман и другие. Тогда с удивлением стали смотреть на Валаам приходившие афонцы и, по его внутреннему устройству, предпочитали его даже монастырям Афонской горы. В несколько лет своего управления старец Назарий упрочил внешнее и внутреннее благосостояние Валаамского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При начале возобновления Валаамский монастырь не имел своей самостоятельности и был приписан к Кирилло-Белозерскому монастырю, по участию архимандрита сего монастыря Иринарха в обновлении Валаама. С 1720 Валаам получил самостоятельное существование, управляясь сперва строителями, из коих первым встречается Савва, а потом – игуменами, в каковое звание первым произведен строитель Ефрем, в 1757 году. С тех пор Валаамский монастырь ненарушимо хранит сей образ иноческого правления, хотя сами Венценосцы предлагали возвести Валаамскую обитель на степень архимандрии. Так Государь Император Александр в бытность свою на Валааме, изъявлял готовность учредить в Валаамском монастыре архимандрию: старцы, по любви к простоте, просили его утвердить здесь навсегда игуменство. Тогда, как бы в замен непринятой по глубине смирения архимандрии, Государь пожаловал в монастырь, в 1820 году, украшенный брильянтами наперсный крест для всегдашнего ношения его настоятелями обители при священнослужениях 85 . Самый монастырь, по Высочайшему повелению 2 апреля 1822 г., возведен был в первый класс, по уважению древнего его существования и благоустройства, с тем, чтобы обитель Валаамская сохраняла принятые ею общежительныя правила и настоятелями ея были бы всегда игумены. Сверх того, постановлено было, чтобы игумены избираемы были из Валаамских братий. Это было так. Живо помня труды блаженного о. Назария и высоко ценя достоинство общежительного устройства Валаамской обители, игумен Иннокентий желал утвердить навсегда это прекрасное устройство на Валааме, и с этою целию просил высокопреосвященного митрополита Михаила исходатайствовать от Святейшего Синода дозволение, чтобы в настоятели Валаамского монастыря были избираемы непременно лица из подвижнейшей братии здешней обители. Хотя указ о таком избрании последовал в монастырь еще в 1799 году от преосвященного митрополита Гавриила, но старец, опасаясь, может быть, чтобы благодетельное предписание святителя как-нибудь по времени не пришло в забвение, просил подтверждения его от Святейшего Синода. Вследствие его прошения, по представлению владыки, Святейший Синод утвердил, чтобы настоятели в Валаамский монастырь, в случай вакансии, были определяемы навсегда из тамошних монашествующих достойные и способные к содержанию в непоколебимости общежительного устава; о чём дано было знать монастырю указом С.-Петербургской Духовной Консистории от 23 июля 1818 года за Настоятели Валаамской обители в это время были следующия лица: архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх (1718), возобновитесь Валаамской обители после разорения Шведами в 1611 году; строители: иеромонах Савва (1720 г.), иеромонах Иосиф Шаров (1723 г.), иеромонах Тихон (1724 г.), игумены: Ефрем (17541782 г.), Назарий (17821801 г.), Иннокентий (1801 г.), Ионафан, Варлаам и Вениамин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Протокол торжественного собрания Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, 1/14 августа 1938 года Заседание открывается в 4 часа дня в большом зале Русского Дома имени Царя-Мученика Hukoлaя II в Белграде. После молитвы «Днесь благодать Святого Духа нас собра», Председатель Собора, Высокопреосвященный Митрополит Анастасий, открывая заседание Собора, произносит следующую речь: «То, что подготовлялось в течение некольких лет и чего мы ждали сь таким волнением и надеждою, ныне, благоволением Божиим совершилось: Второй Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян созван, и я счастлив объявить его открытым. Вознесем же горячее моление Небесному Кормчему Русской Православной Церкви, давшему нам осуществить это великое историческое дело, во исполнение заветов нашего незабвенного блаженнопочившего Митрополита Антония, основателя и собирателя воедино нашей Русской Зарубежной Церкви. Этот Собор, как и первый в 1921 г., собрался на братской Югославянской земле, под покровительством и державной защитой Благоверного Государя Короля Петра, сына великого и верного друга Русского народа и национальной России – Короля-Мученика Александра I-ro. Принесем нашу глубокую благодарность Его Величеству Королю, также как и Его Королевскому Высочеству Князю Наместнику Павлу, так мудро ведущему государственный корабль по пути завещанному Королем Александром на благо Югославянского народа и всего славянства. (Собор встает и поет гимн югославянский и затем русский). Вознесем наши молитвы о здравии и благоденствии Главы, столь дорогой и близкой нам братской Сербской Церкви, достойного преемника незабвенного Патриарха Варнавы, Святейшего Патриарха Гавриила, благословившего созыв нашего Собора в пределах Сербской Церкви и с отеческой любовью открывшего нам двери своего дворца и других зданий в Сремских Карловцах для работ и размещения Членов Собора. Я глубоко сожалею, что нездоровье помешало Его Святейшеству почтить своим присутствием это историческое заседание, но я радуюсь, что имею возможность приветствовать здесь представителя Его Святейшества в лице Преосвященного Серафима, епископа Призренского. Я уверен, что выражу общее желание, когда буду просить его Преосвященство передать Его Святейшеству наши чувства глубокой признательности и пожелания здравия и благодатной помощи Божией, по исполнению возложенной на него высокой обязанности Кормчего Сербской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялось заседание Архиерейского Синода РПЦЗ Сан-Франциско, 8 сентября 2008 г. Заседание Архиерейского Синода состоялось 4-6 сентября 2008 г. в епархиальном доме святителя Тихона Задонского, в г. Сан-Франциско, в присутствии Курско-Коренной иконы Божией Матери, и началось пением «Царю Небесный» в 10 ч. 30 мин. утра, сообщает официальный сайт РПЦЗ .  В работе нынешнего заседания, прошедшего под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, участвовали Высокопреосвященные: Марк, архиепископ Берлинский и Германский; Кирилл, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский – Секретарь; Преосвященные: Гавриил, епископ Монреальский и Канадский; Михаил, епископ Женевский и Западно-Европейский; Иоанн, епископ Каракасский, Управляющий приходами Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке. В последний день работы Архиерейского Синода участвовал епископ Кливлендский Петр, Управляющий Чикагской и Средне-Американской епархией.  Открывая заседание, Председатель приветствовал Преосвященных архипастырей и, особенно, Преосвященного епископа Иоанна, который впервые участвует в работе Архиерейского Синода. Председатель выразил глубокую благодарность Высокопреосвященнейшему архиепископу Кириллу за оказанный Преосвященным членам Архиерейского Синода теплый прием.  Утвердив журнал предыдушего заседания и приняв повестку, члены Архиерейского Синода выслушали доклад Первоиерарха о церковной жизни. Наиболее важным событием церковной жизни Его Высокопреосвященство назвал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в Москве в конце июня. Далее, Председатель сообщил о хиротонии епископа Каракасского Иоанна, в которой, помимо Председателя Архиерейского Синода, участвовали епископы Ирийский Даниил и Кливлендский Петр. По окончании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Председатель направился в Австралию, где возглавил работу очередного церковно-певческого съезда, в котором приняли участие певчие праздничного хора московского Данилова монастыря. Затем Председатель посетил приходы Австралийско-Новозеландской епархии с десницей преподобномученицы Елизаветы. Эта архипастырская поездка по церквам Австралии и Новой Зеландии прошла торжественно и с большим духовным подъемом. 

http://pravoslavie.ru/27556.html

Тула. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Вознесенская церковь - приходский храм (ул. Герцена/Оружейный пер.) во имя Вознесения Господня. О существовании деревянной Вознесенской церкви «на оружейной стороне» г. Тулы упоминается в Строенной книге Тульского посада под 1646 г. В начале XVIII в. она была разобрана и в 1712 г. на ее месте был возведен каменный храм того же наименования «тщанием и радением прихожанина Андрея Федорова Владимирова с протчими прихожанами». Церковь простояла 3 десятилетия «в благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием», а затем ее снесли и на ее месте возвели новую, 2-этажную, причем 1-й этаж — во имя Введения во храм Пресв. Богородицы, а 2-й -во имя Вознесения Господня. Прихожанами церкви были посадские люди - кузнецы и слободские казенные крестьяне. Строительство существующего ныне здания, начатое в 1755г., продолжалось более тридцати лет. В 1774г. здание пострадало от пожара. Верхнюю церковь(во имя Вознесения Господня) освятили только в 1787г. Завершение строительства храма производилось по проекту архитектора К.С.Сокольникова. В 1824г. был основан придел во имя Великомученицы Варвары, в 1883г. при церкви открыли церковно-приходскую школу. В советское время храм был занят под склад, теперь передан верующим. Первое упоминание о церкви Вознесения, точнее о «Вознесенском попе Борисе», относится к 1646 году. Какой в то время была церковь – каменной или дере­вянной – неизвестно. Первыми ее прихожанами были кузнецы и слободские казенные крестьяне. В 1712 году на деньги Андрея Федоровича Володимерова (встречается написание фамилии «Владимиров») и других прихожан было построено новое каменное здание храма. До 1744 года церковь была «в благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием». Только в ней не было придела, в котором можно было бы служить раннюю литургию, и прихожане сочли нужным просить преосвященного Савву о храмозданной грамоте на построение придела во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Получив грамоту и начав строительство придела, прихожане обнаружили, что здание храма сильно обветшало. В 1754 году они сообщили преосвященному Гавриилу, что их церковь «стенами, сводами и кровлею находится в большой ветхости, так что служение совершается в ней с великим опасением» и предложили сломать всю церковь вместе с недостроенным приделом и построить новую, двухэтажную.

http://sobory.ru/article/?object=00882

ЦВ 1-2 (447) январь 2011 /  26 декабря 2010 г. Состоялась хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского 26 декабря 2010 года, в неделю 31-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского.   И з слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла преосвященному Никодиму, епископу Единецскому и Бричанскому Преосвященный владыка Никодим! Силою, действием и наитием Святого Духа, через возложение рук архипастырей, их сугубые молитвы и братскую любовь принят ты ныне в соработничество на ниве Христовой в епископском достоинстве. С сего дня тебе указуется определенный Божий удел. Ты призываешься к архипастырскому служению на своей родине, своему народу в непростой политической ситуации, требующей приложения больших усилий по противодействию раскольническим настроениям. Пребывай непрестанно в послушании священноначалию и в солидарном соработничестве с собратьями архипастырями. Храни верность архиерейской присяге. Всегда помни о необходимости твердо следовать каноническим правилам, сохранять церковное единство, которое не зависит ни от каких политических изменений и стихий мира сего (ср.: Кол. 2, 8). Тебе предстоит нести свое служение в Православной Церкви Молдовы, которая составляет органическую и неотделимую часть Московского Патриархата, на земле с многовековой историей христианства. Благочестие и твердость веры молдавского народа не может не вызывать радости. Этот народ традиционно укоренен в православии, издавна славится сочетанием духовной стойкости, любви к Отечеству и радушного отношения к своим соседям. Православный народ независимой Молдовы сохраняет свое единство с братскими народами Белоруссии, России, Украины и других стран, причастных к духовному наследию Святой Руси, осуществляя это единство через принадлежность к одной Церкви-Матери. Наша общая церковная традиция складывалась одновременно с формированием национального самосознания наших народов. Со временем она процвела подвижническими трудами таких выдающихся церковных светильников, как преподобный Паисий (Величковский), митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила), митрополит Киевский и Галицкий, а впоследствии Кишиневский и Хотинский Гавриил (Банулеску-Бодони). Она обогатила наши самобытные национальные культуры, питаясь благодатью, которую мы черпали от одного источника, от единой Чаши Христовой.

http://e-vestnik.ru/docs/447_sostoyalas_...

Эпоха III, с переименования Славянской епархии в Екатеринославскую 1787 год Бизюкова монастыре, священномученика Григория Великия Армении, вам. Дело основания и построения сей церкви происходило таким образом: 1782 года Сентября в 30 день, Севской епархии, Софрониевской пустыни игумен Феодосий, явясь к преосвященному архиепископу Никифору, подал ему донесение, в котором изложил, что епархии Славянской, в Кизикерменском уезде близ реки Днепра, по повелению князя Г. А. Потемкина, отведено ему для скотоводства и рыбной ловли три тысячи десятин земли, и что он на сей земле построил, принадлежащее Софрониевской пустыни, подворье. По сим обстоятельствам просил он, дабы как для монашествующих, так и для светских послушников, живущих на подворье, для рыболовства, позволено было построить там деревянную церковь , во имя Св. священномученика Григория Великия Армении. В подкрепление просьбы, Феодосий поднес преосвященному от князя Потемкина письмо, которое писано 5-го Сентября 1781 года и заключалось в следующих выражениях: «Преосвященнейший владыко, милостивый мой архипастырь! вручитель сего, отец игумен Феодосий будет иметь нужду в милостивом вашем вспоможении; а потому покорнейше вашего преосвященства прошу, принять его в милость и благоволение ваше, как человека достойного. Всякое благодеяние, показанное ему, приму я с истинным признанием, не преставая иметь честь быть с истинным почтением и нелестною преданностью, милостивый мой архипастырь, вашего высокопреосвященства покорнейшим слугою, Князь Потемкин. Р. S. Я приказал отвести в Новороссийской губернии землю для монастыря его, на которой желает он основать пустыню; а как сие зависит от соизволения вашего, то покорнейше вашего преосвященства прошу дать ваше на то позволение Князь Потемкин». Ходатайство сие не могло быть не уважено. По оному в самом скором времени, именно Октября 1 дня 1782 года, вручена была игумену Феодосию благословительная грамота на заложение упомянутой церкви от преосвященного Никифора, с тем, чтобы просил он нового благословения на освящение церкви, по построении оной.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010