Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Русская Православная Церковь под управлением митрополитов 988 — 1589 К оглавлению Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.) Канонический статус Русской Православной Церкви как Митрополии Константинопольского Патриархата был определен при Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром (36). Первым Митрополитом Киевским и всея Руси был святитель Михаил, по прозванию Сирин (сириец) (37). Затем Митрополитом Киевским, вероятно, стал Преосвященный Феофилакт, перемещенный в 990 г. из митрополии Севастийской (в Армении) (38). Следующим Митрополитом некоторые церковные источники называют Преосвященного Леона (или Леонтия), занимавшего Киевскую кафедру в 992—1008 гг. (14, с. 282). Вслед за ними, по русским источникам, за период до монголо-татарского нашествия, следуют 24 Митрополита: Иоанн I (1008—1035), Феопемпт (1037—1043), Кирилл I (1043—1046), Иларион (1051—1053), Ефрем (1055—1061), Георгий (1062—1072), Иоанн II Продром (1077—1088), Иоанн III (1088—1089), Николай (1097—1104), Никифор I (1104—1121), Никита (1122—1126), Михаил II (1127—1145), Климент (Смолятич; 1147—1155), Константин I (1156—1158), Феодор (1161—1163), Иоанн IV (1164—1166), Константин II (1167—1170), Михаил III (ок. 1171—1181), Никифор II (1182— 1197), Гавриил, Матфей (ок. 1210—1220), Дионисий, Кирилл II (1224—1233), Иосиф (1237—1240) (14, с. 285—289). Все они, за исключением двух, были посвящены в Константинополе, но не все они были греками. Епископы русских епархий преимущественно были по происхождению русскими (предполагают, что среди них были и выходцы из Болгарии). Митрополит Макарий за первые сто лет русской иерархии, по прямым летописным указаниям, называет только трех епископов-греков (39). Иначе и не могло быть. «В первые века истории Русской Церкви епархиальные епископы избирались на местах, причем право выбора принадлежало князьям (в епархиях, принадлежащих тому или иному удельному княжеству) или народному вечу (как это было в Новгороде начиная с середины XII в.). В том и другом случае избирались русские епископы» (40, с. 6).

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

А.Н. Маюров, Г.Э. Щеглов Скачать epub pdf По окончании курса в минской духовной семинарии рукоположен в 1869 в сан священника. Спустя 33 года, по внутренним побуждениям, снял с себя в 1902 сан. Б. напечатал: «Пинчуки» (этнографический сборник, СПб., 1890); «В стороне от жизни» (повесть, СПб., 1909; в ней рисуется драма священника, снимающего с себя сан); «Близнецы» (СПб., 1903; роман из московской жизни семидесятых годов). Кроме того, Б. были издаваемы народные брошюры религиозно-нравственного содержания: брошюры по вопросу борьбы с алкоголизмом. С 1912 Б. – редактор-издатель двухлетнего журнала «Всероссийский вестник трезвости». Б. родился в городе Елец Орловской губернии в семье псаломщика местной Предтеченской церкви, Гавриила и Екатерины Булгаковских. Свое духовное образование он начал в Орловской Духовной Семинарии, однако, лишившись отца, а вместе с тем и средств к существованию, вынужден был оставить учебу. С этого времени начинаются его жизненные скитания. В 1864, в поисках средств к жизни, Димитрий прибыл по вызову Главного начальника Северо-Западного края графа М.Н. Муравьева в Минскую губернию на должность наставника Зачистского народного училища. Это было время как раз после подавления в Западных губерниях польского восстания (1863–64 гг.). В целях укрепления православно-русского элемента в крае М.Н. Муравьев предпринял ряд мер, одной из которых было приглашение выпускников духовных семинарий из центральной России на преподавательские должности в Западные губернии. Вот именно по такому приглашению и прибыл в Белоруссию Б. Но Димитрий все же желал завершить духовное образование. После года преподавательской деятельности он, благодаря личному участию Минского архиепископа Михаила (Голубовича), продолжил учебу в Минской духовной семинарии, куда был принят на полное казенное содержание. Во время учебы в семинарии Димитрий поступил в число иподиаконов Преосвященного Михаила, выполняя в течение двух лет обязанности «книгодержца». В 1869 Б. благополучно окончил полный семинарский курс с почетным званием студента.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

В 1797 году Александроневская Главная семинария переименована Александроневской академией. «Попечение о благоустройстве церкви и призрение к служащим ей почитая одной из главнейших обязанностей царствования,» сказано в Высочайшем именном указе от 18 декабря 1797 г., «признали Мы за благо, на пользу оной, следующие распоряжения: как просвещение и благонравие духовного чина способствуешь просвещению и утверждению добрых нравов и в мирских: то и полагаем начальнейшей надобностью устроение в лучшем, по возможности, виде духовных училищ, и для этого повелеваем: сверх бывших до ныне двух духовных академий в Москве и Киеве, учредить таковые же духовные академии в С.-Петербурге при Александроневском монастыре и в Казани, вместо находящихся там семинарий, снабдя их всем, званию этому соответствующим и для преподавания наук потребным» 97 . Другим Высочайшим указом, от 11 января 1798 г. на имя преосвященного митрополита Гавриила, повелено было: «потребный для благоустройства академии и семинарии порядок учредить во-первых в Невской академии, с тем, чтобы, применяясь уже к тому, и в прочих академиях и семинариях таким же образом учение происходило, и чтоб во все показанные четыре академии были присылаемы из епаршеских семинарий отличившие себя успехами ученики для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям» 98 . Для приведения Высочайшей воли в исполнение св. Синод нашел нужным собрать от всех епархиальных архиереев сведения: каким порядком и какое учение преподается в каждой семинарии и можно ли впредь продолжать его таким же образом или нужно еще что к тому прибавить. Собранный таким образом сведения о состоянии епархиальных семинарий показали крайнее разнообразие в числе и пространстве преподаваемых наук, в учебных книгах и руководствах, в распределении наук по классам и в способах учета и – настоятельную нужду в опытных и благонадежных учителях. По соображении этих репортов и мнений, представленных синодальными членами Гавриилом, митрополитом Новгородским и Иринеем, архиепископом Тверским, о лучшем и однообразном устройстве духовных училищ, св. Синод определил:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В конференции сената и синода 18 июля 1762 года, по делу о монастырских крестьянах, преосвященный Вениамин, тогдашний архиепископ с.-петербургский, выразил мысль, что монастырских крестьян нужно оставить в ведении духовенства. Повидимому, эту мысль разделяла сама Императрица. Вот что говорить она, между прочим, в своем указе от 12-го августа 1762 года: «Из числа тех (т. е. не порядков и не полезных установлений) почитаем мы отнятие из ведомства духовного чина деревень и прочих имений, тем с большим сожалением, что оное учинено без всякого предыдущего порядка и рассмотрения. Кажется надобность состояла только в том, чтобы отобрать у духовных имения, а чтобы осмотрительные взять меры о порядочном и как для церкви и духовного чина безобидном, так и для отечества полезном управлении, о том и не думано. Бесспорно то мы признаем, что почивающие в Бозе предки наши и прочие доброхотные люди, любя благолепие церкви Божией и чин духовный, дали оному в разные времена довольный имения, однако никто сего отрицать не может, чтобы при том не было их желания и надежды, что духовный чин, следуя закону Божию и святых отец правилам, употребить оные к прославлению имени Божия не меньше как и к пользе тех, которые церковного имения должны быть ближайшие участники. Дед наш Император Петр Великий, в 1701 году, указом повелел: все духовный имения описать и приставить к ним светских управителей, а духовным, для их содержания, давать определенное жалованье, хлеб и прочие нужные вещи; достальные же доходы употреблять на Богоугодные дела. При установлении св. синода Петр Великий возвратил имения духовенству и повелел сенату и синоду, в конференции, сочинить штат церковный... Не имеем мы намерения и желания присвоить себе церковные имения; но только имеем, данную нам от Бога, власть предписывать законы о лучшем оных употреблении на славу Божию и пользу отечества». (Пол. Соб. Св. Зак. 11,643). Из этих слов указа нельзя было, повидимому, заключать, что Императрица порешила отобрать имения у духовенства и обеспечить его определенным жалованьем, а между тем эта мера уже готовилась. И так как на конференции 18-го июля, в числе лиц, желавших, чтобы духовные имения оставлены были духовенству, явил себя преосвященный Вениамин, архиепископ с.-петербургский, то его 25-го июля перевели в Казань, на его место назначен преосвященный Гавриил Кременецкий, епископ Казанский; назначение его членом святейшего синода, по указу 25-го июля, отлагалось впредь до усмотрения. Императрица знала преосвященного Гавриила когда он был ректором с.-петербургской семинарии, знала как человека кроткого, уступчивого и потому назначила на с.-петербургскую кафедру, но хотела сперва ближе узнать его во время коронации в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вологда. Храмовый комплекс Владимирского прихода. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс.    Год постройки:Между 1684 и 1764. Адрес: Г. Вологда, Октябрьская ул., 46 и 46а Координаты: 59.221959, 39.870006 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Под этим названием (Владимирская церковь) подразумеваются в Вологде собственно две церкви: Владимирская (теплая) и Гавриила Архангела (холодная), живописно расположенные на обширном незастроенном пространстве, огороженном решеткою. Время основания теплой церкви не известно. По надписи на иконе Владимирской Божией Матери видно, что в 1549 году деревянная церковь уже существовала. В XVI и XVII столетиях она называлась посадской, в XVIII и в начале XIX писалась в документах так: " что у Пороховой башни " Башня эта, очевидно остаток крепостной стены, была уничтожена в 1821 году). По писцовой книге 1627 года известно, что: " В Коровине улице церковь Пречистые Богородицы Владимирские - деревяна вверх, другая церковь преподобного Феодосия Печерского деревянаж клецки с трапезою, а в церквах Божие милосердие образы свечи и книги и на колокольнице и всякое церковное строение приходных людей " . О существовании при Владимирской церкви двух отдельных храмов: холодного и теплого сохранилось документальное свидетельство. " В 7160 (1652) году с Вологды с посаду церкви Пречистые Богородицы Владимирские поп Яким Федоров, да прихожана вологжаня посадские люди церковный староста Павел Семенов, а прихожане Федот Патрикеев, Самсон Белоусов, Гаврила Мартынов и все прихожане той церкви " били челом Маркеллу архиепископу Вологодскому и Великопермскому " чтоб их пожаловать лес ронить и из того лесу воздвигнуть новый холодный храм во имя Сретения Пречистые Богородицы Владимирские с пределом во имя преподобных отец Антония и Феодосия Печерских чудотворцев вместо прежнего обветшавшего во имя Пресвятые Богородицы Владимирские " . От 1697 года осталась Вот полный текст этой челобитной: " Государю Преосвященному Гавриилу архиепископу Вологодскому и белоозерскому бьют челом богомольцы твои вологодского уезду Тошенской волости храма Благовещения Христова попы Федор Ларионов, да Иван Ларионов, да мирской староста Ефимко Алексеев и все того храму приходские люди.

http://sobory.ru/article/?object=49826

Вступление. Московский период (1821–1867 годы) проповеднической деятельности митрополита Филарета (Дроздова) В 1821 году, когда святитель Филарет был еще архиепископом Ярославским, вследствие кончины митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) , последовавшей 24 марта сего года, естественно возникли слухи о предстоящих переменах в Российской иерархии, причем в числе кандидатов на одну из имевших открыться вакансий называли и Филарета. Об этих слухах между прочим в частном письме известил Филарета товарищ его по Троицкой лаврской семинарии, а теперь подчиненный ему ректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Толгского монастыря архимандрит Гавриил (Розанов). На письмо Гавриила Филарет от 22 апреля означенного года отвечал между прочим следующее: «Не искушайте меня никакими предсказаниями. Долго ли между бурь? Надобно спешить к пристани» 1 . В последних словах этого ответа как бы сказалось некоторое предчувствие имевшего скоро последовать перемещения святителя Ярославского на кафедру его родины – Москвы, где и обрел он себе «тихую пристань» после долгих лет скитальчества по местам, чуждым Московской епархии, на которую готовил его в святители духовный отец и первый рукоположитель его, митрополит Московский Платон (Левшин) , и в которой вообще было для него так много дорогого. Несмотря на интриги, с помощью которых завистники Филарета усиливались устроить перевод его в отдаленную от столиц Грузию на место Феофилакта (Русанова) 2 , давний покровитель Филарета, министр духовных дел и народного просвещения, князь А. Н. Голицын, устроил перевод Московского митрополита Серафима (Глаголевского) на место покойного Михаила в Петербург, а Филарета – на место Серафима в Москву 3 . В 64 Московских Ведомостей за 1821 год (от 10 августа) читаем: «На поднесенном от Святейшего Правительствующего Синода докладе, в котором представлены были кандидаты на открывшуюся в Московской епархии архиерейскую вакансию, с присутствованием, кто из них Высочайше утвержден будет, в тамошней синодальной конторе и с получением положенного по штату оной жалования, собственного Его Императорского Величества рукою в 3-й день июля 1821 года написано тако: быть Московским архиепископом и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом преосвященному Филарету Ярославскому. Александр». С тех пор и по день блаженной кончины своей, последовавшей 19 ноября 1867 года, святитель Филарет, до 1826 года в сане архиепископа, а с 1826 года в сане митрополита, твердо держал кормило правления церковного, как бы зная только одну эту пристань, к ней поспешая и в ней находя успокоение от бурь и треволнений жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Документы Сообщение Архиепископии Западноевропейских православных русских церквей (Экзархат Вселенского Патриарха) от 9 июня 2006 13.06.2006 01:18 Сообщение N° 12-06 Совета Архиепископи Собрание 9 июня 2006 9 июня 2006 года Совет Архиепископии провел чрезвычайное расширенное заседание под председательством Его Высокопреосвященства архиепископа Гавриила для того, чтобы ознакомиться с решением Святейшего Синода Вселенского патриархата от 8 июня 2006 г. относительно зачисленния Его Преосвященства епископа Василия Амфипольского в юрисдикцию Экзархата и обсудить детали его применения. По окончании собрания Совет Архиепископии принял следующее заявление. Заявление Совета Архиепископии Столкнувшись  с серьезными потрясениями внутри своей епархии и c примененными к нему карательными мерами, которые он признал «неканоничными и недействительными», Преосвященный епископ Василий Сергиевский, до недавнего времени управлявший Сурожской епархией, кафедра которой находится в Лондоне, направил 16 мая 2006 г. прошение Святейшему Вселенскому патриарху Варфоломею I в соответствие с 9 и 17 канонами 4-ого Вселенского (Халкидонского) Собора, признающими за Константинопольским архиепископом прерогативу « рассудить каждого епископа или клирика », имеющего разногласия со священноначалием своей Поместной Церкви. Во время заседания 8 июня 2006 г. Святейший и Священный Синод Великой Церкви Константинополькой принял прошение Преосвященного епископа Василия к патриарху Варфоломею I о приеме его и тех церковных общин, которые готовы последовать за ним, под юрисдикцию Вселенского Престола для того, чтобы эти церковные общины и их архипастыря не лишились единства со Святой Церковью. Патриаршим и синодальным решением епископ Василий принят под омофор Вселенского Патриарха и с титулом епископа Амфиполького назначен викарием для пастырского окормления приходов русской традиции на территории Великобританских островов в канонических рамках Патриаршего Экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Документы Сообщение Совета архиепископии православных Русских Церквей в Западной Европе (экзархат Вселенского патриарха) 24.10.2006 17:45 Сообщение N° 18-06 18 октября 2006 г. состоялось заседание Совета Архиепископии под председательством Высокопреосвященного архиепископа Гавриила. На нем были рассмотрены следующие вопросы: 1. Взаимоотношения с Московской патриархией: Совет Архиепископии ознакомился с Журналами заседаний Священного Синода Московской патриархии от 6 октября 2006 г.  a) Совет Архиепископии принимает к сведению предложение Московской патриархии рассмотреть проблемы, возникшие в последнее время между Экзархатом и Московской патриархией, в рамках собеседований между Московским и Константинопольским патриархатами ( Журнал 104 п.3 ). Совет приветствует такое начинание, поскольку создалась тягостная для всех нас ситуация, и мы, живущие здесь, переживаем эти раздоры с болью и огорчением. Поэтому Совет Архиепископии надеется, что собеседования между ответственными лицами обоих Патриархатов - с учетом различных аспектов настоящей ситуации - позволят снизить напряженность и восстановить мир при соблюдении экклесиологических и канонических норм православного Предания.  б) Совет Архиепископии считает нужным дать некоторые уточнения относительно канонического положения Преосвященного епископа Амфиполийского Василия, а также клириков, перечисленных в журнале заседаний Священного Синода РПЦ от 6 октября 2006 г., которые, как говорится в постановлении Синода, «в состав Экзархата были приняты без запроса на то отпускной грамоты от их канонического священноначалия» Русской Православной Церкви. С этими уточнениями можно ознакомиться в приложении .  в) Совет Архиепископии считает также нужным отметить, что вопреки утверждениям, приводимым в «справке», содержащейся в том же журнале 104 : Высокопреосвященный архиепископ Гавриил не был «назначен во главе Экзархата» (как читается в справке), а был - как и все его предшественники во главе Экзархата - избран свободным соборным волеизъявлением Общего Епархиального собрания, состоявшегося 1 мая 2003, в согласии с постановлением Московского Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. и действующим уставом Архиепископии. Избрание его было затем подтверждено Священным Синодом Вселенского престола.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Жизнеописание старца-затворника иеросхимонаха Александра Содержание Старец Гефсиманского скита Предисловие издателя и записавшего беседы Иеросхимонах Александр (Стрыгин) положил начало своей монашеской жизни в Оптиной пустыни, где вместе с будущим преподобным Амвросием Оптинским проходил одно послушание и вместе с ним ходил для духовного наставления к преподобному Леониду Оптинскому. Эта духовная дружба не прекратилась и впоследствии: когда отец Александр принял старчество в Гефсиманском скиту, преподобный Амвросий нередко присылал к нему своих духовных чад на исповедь. Беседы с отцом Александром, которые публикуются в нашем издании, были записаны его келейником Гавриилом (будущим великим старцем Зосимовой пустыни схиигуменом Германом), который поступил в Гефсиманский скит в феврале 1868 года и прожил в послушании у отца Александра семь лет. «Я не решился бы их напечатать, если бы не преосвященный Феофан Вышенский, — рассказывал старец Герман. — Когда я еще в Гефсиманском скиту жил, я о себе возомнил много, по гордости: и наставлял, и учил кое-кого, и даже старцем прикинулся; ко мне даже приходили за советом из братии, да и миряне тоже. Так вот я и писал тогда преосвященному Феофану о своих сомнениях. И он меня наставлял. Послал я ему и свои записки о старце моем, отце Александре, и он мне на это ответил, что советует напечатать, потому что скрыть это от могущих почерпнуть в них назидания было бы «небезгрешно». О молитве и как ею заниматься Ученик . Батюшка, назначьте мне какое-нибудь келейное правило. Старец . По словеси Господню: «Бдите и молитесь, чтобы не впасть в искушение». (Мк. 14; 38). И Апостол говорит: «Непрестанно молитесь» (I Сол. 5; 17). Вот тебе правило. Ученик . Другие старцы налагают на учеников своих различные келейные правила, заставляют их полагать много поклонов, а Вы даете мне свободу и не устанавливаете никакого правила. И я очень скорблю об этом, потому что желаю спастись. Старец . Брате мой, и я желаю тебе спастись так же, как самому себе. Но зачем мне возлагать на тебя бремя, которое ты не в силах понести? Ты несешь теперь один пуд, возложи на тебя два пуда, ты бросишь оба. Разве ты не знаешь, что, когда объезжают молодую лошадь, то сначала на нее кладут немного тяжести, а когда она втянется в работу, тогда возлагают много? Знает хозяин лошади, что она привыкла к труду. Так и в духовной жизни поступают. Смущаться этим не надо. Скажу тебе главное: храни ум твой в смирении и самоукорении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2633...

иеромонах Авель 10. Валаамский Игумен Назарий Во время управления Саровскою пустынею Игумена Нифонта жил в ней на покое игумен Назарий, муж добродетельный, любивший проходить уединенное, пустынное, безмолвное житие. По желанию пустынножительства, он оставил Игуменство и проживал в пустыне в трех верстах от монастыря, где подвизался, провожая время в молитвах, и служа для братии примером добродетельной жизни. В своей пустынной келлии, угождая Богу подвигом совершенного отшельничества, он, в восхищении духа говорил, последуя за Святым Василием Великим : «О уединенное житие, дом небесного учения и божественного разумения; училище, в нем же Бог есть вся, чему учимся. Пустыня, рай сладости, где и благоуханные цветы любви то пламенеют огненным цветом, то блистают снеговидною чистотою; с ними же мир и тишина; живущие в низменных пребывают не движимы от ветра. Там фимиам совершенного умерщвления, не только плоти, но и, что славнее, самой воли, и кадило всегдашней молитвы, непрестанно горит огнем любви Божественной; там различные цветы добродетели, блистая различными украшениями, процветают благодатию неувядаемой красоты. О пустыня, услаждение душ святых, рай неисчерпаемый сладости! ты пещь, в ней же силу горящего пламени отроцы Святые устужают молитвою, и горением веры угашают окрест себя ярящееся пламя, в котором и стрелы и оковы горят, но окованные не сгарают, только узы греха разрешаются и к пению божественных хвалений душа возводится, вопия: расширил еси уста моя. Тебе пожру жертву хвалы». Игумен Назарий родился в Тамбовской губернии в селе Аносове, отстоящем от города Кадома в 15 верстах, от отца именем Кодрата, а званием причетника, и матери Мавры. В мире имя его было Николай. Возлюбив Бога, он оставил мир в самых юных еще летах своего возраста. В Саровскую пустынь пришел он в 1752 году при пятом Строителе Иеромонахи Исаакие. В монашество пострижен 1760 года сентября 23, в Астрахани, тамошним Преосвященным Епископом Мефодием. Во Иеродиакона посвящен там же и в том же году Октября 22; а в 1765 году опять возвратился в Саровскую пустынь. Причиною, побудившею старца Назария быть в Астрахани, полагать должно не иное что, как душевное его уважение к высокой жизни вышеупомянутого Святителя Мефодия, который желал и сам переселиться в Саровскую пустынь на покой, как это видно из собственноручных писем Архипастыря, хранящихся в сей пустыни. В иеромонаха отец Назарий посвящен 1776 года, декабря 6 дня, Преосвященным Иеронимом, Епископом Владимирским. В 1781 году указом Святейшего Синода потребован в С. Петербург, где в 1782 году по убеждению Преосвященного Митрополита Гавриила определен в Строителя в Валаамский монастырь для заведения в оном общежития и порядка по правилам и примеру обителей Саровской 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010