На Утрени , на Бог господь, тропарь праздника, дважды. Слава, и ныне, егда славнии ученицы: таже полиелей, и седален: и чтение праздника. Степенна, 1–й антифон 4–го гласа. Прокимен: Всякое дыхание: и евангелие праздника. псалом 50. Стихира праздника. Канон праздника со ирмосом на 8: ирмос по дважды: и дне со ирмосом на 8. Катавасиа, ирмос дне: оба лика вкупе. По 3–й песни, кондак и икос дне, и седален дне: Слава, и ныне, праздника: и чтение праздника. По 6–й песни, кондак и икос праздника, и пролог, и синаксарий. На 9–й песни, честнейшую не поем: но поем припев праздника, якоже предуказася, последи ирмос: Странствия владычня: таже припев праздника, и ирмос. Светилен праздника: Слава, дне: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры праздника, на 4: Слава, праздника, И ныне, дне. Посем, Слава, в вышних, и ектениа. Таже на стиховне стихиры дне с припевы их: Слава, дне: И ныне, праздника. По благо есть, и по Отче наш: тропарь дне: Слава, и ныне, праздника: и ектениа: Помилуй нас Боже: Таже, Приидите поклонимся: трижды: и час 1–й, на немже тропарь, и паремиа дне, и оглашение праздника, и отпуст. [Смотри] При часе же 5–м дне бывает исхождение вне монастыря: и возвращшеся поем часы в притворе, 3–й, 6–й, и 9- й: на нихже глаголем тропарь праздника: Слава, дне: И ныне, богородичен часов. По Отче наш: кондаки пременяем. Помяни нас Господи: и прочая. Лик небесный: По Отче наш, кондак праздника: Господи помилуй, 40. и молитва: Всесвятая Троице: и отпуст. благословлю Господа на всякое время, не глаголем.   Вечер же знаменает в великий и во вся тяжкая, в и час дне, и поем вечерню.   На Господи воззвах стихиры самогласны дне 5, и праздника 5. Слава, дне: И ныне, праздника. Вход со евангелием. Свете тихий: и чтения дне: и праздника два. ектениа малая: таже трисвятое. Прокимен дне, и праздника. Апостол дне, и праздника, и прочая литургиа великаго василиа. [Смотри] Вместо Достойно, ирмос: Странствия владычня: В храме же благовещения пресвятыя Богородицы, ирмос: яко одушевленному: Вместо же херувимския песни поем тропарь, глас 6: Вечери твоея тайныя: трижды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Страстное взыграние, томящее плоть, любомудрия желанием наказал еси,/темже в нетленных водворяешися Царствиих,/отче Василие. Плоти самовластной страстное восстание/ты любовью к истинной философии воспитал,/потому в нетленных чертогах царских/водворяешься, отче Василий. Душевныя страсти благопотребно, Василие,/вкупе же и телесныя, духовным посекл еси мечем,/себе же Владыце жертву принесл еси. Страсти душевные,/а вместе – и телесные, Василий,/с пользой ты Духа мечом отсек,/себя же самого принес/в жертву Владыке. Ты, быв неизреченных таинник, Василие,/Христову Царствию тайнонаучил еси, священне отче,/яве Тройческий свет облистал еси нам. Став служителем неизреченных таин,/ввел ты верных в таинственное священослужение/Христова Царства, отче, Василий,/Троицы свет нам блистательно явив. Богородичен: Кто изрещи Твое по достоинству возможет, еже паче слова зачатие? Бога бо родила еси плотию, Всечистая,/нам явльшася Спаса и Господа. Богородичен: Кто сможет по достоинству возвестить/о Твоем, высшем слова, зачатии?/Ибо Ты Бога родила во плоти, Всесвятая,/нам явившегося, Спасителя всех нас. Катавасия: первый лик поет ирмос: Глубины открыл есть дно/и сушею Своя влечет,/в ней покрыв противныя,/крепкий во бранех Господь,/яко прославися. Катавасия: первый хор поет ирмос: Открыл дно пучины морской/и по суше Своих людей влечет,/покрыв в ней противников,/сильный в битвах Господь,/ибо Он прославился. Другий лик, ирмос: Шествует морскую волнящуюся бурю,/сушу абие Израиль явльшуюся./Чермный же понт тристаты египетския покры купно,/водостланен гроб,/силою крепкою десницы Владычни. Другой хор, ирмос: Проходит Израиль волнами колышущееся море,/сушею внезапно оказавшееся,/а египетских всадников пучина мрачная/совершенно покрыла, как водная могила,/крепкою силою десницы Владыки. Песнь 3. Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи,/Древом умерщвлей грех,/и страх Твой всади/в сердца нас, поющих Тя. Песнь 3 Канон праздника. Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи,/Древом умертвивший грех,/и страх Твой внедри/в сердца нас, воспевающих Тебя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

В рукописях, в составе циклов, написанных тем или иным песнотворцем, также сохранились и др. каноны на эти дни. Прп. Феодор Студит составил трипеснцы на всю Страстную седмицу, в частности на Вел. понедельник (2-го гласа, ирмос: «Εν βυθ κατστρωθε» (      ), нач.: «Απαρχ γων μερν» (Начатки святых дней)), на Вел. вторник (1-го гласа, ирмос: «Ιδετε, δετε, τι γ εμι Θες δουλωθντα» (              ), нач.: «Πλιν πανγυριν τν ταθημτων» (Снова торжество гробниц)) и на Вел. среду (2-го плагального (6-го) гласа, ирмос: «Εν τ στε, τς πστες σου» (        ), нач.: «Τ πονηρν συνδριον» (Лукавый синедрион)). В рукописях X-XI вв. сохранились 3 полных канона Иосифа: на Вел. понедельник (4-го плагального (8-го) гласа, акростих: «Μγιστος ανος τ μεγστ δευτρ. Ιωσφ» (Величайшая хвала величайшему понедельнику. Иосиф), ирмос: «Αρματηλτην Θαρα» (    ), нач.: «Μετ τν παδων Ιησον μνσαντες» (С детьми поюще Иисуса)); на Вел. вторник (2-го гласа, акростих: «Σεπτς πφυκεν μνος ες σεπτν τρτην. Ιωσφ» (Священный произвести гимн на Священную Троицу. Иосиф), ирмос: «Εν βυθ κατστρωθε» (      ), нач.: «Συνελθντες δετε τ Χριστ» (Собравшись придем ко Христу)); на Вел. среду (2-го гласа, акростих: «Τν παμμγιστον ανσωμεν τετρδα» (Всевеличайшую да хвалим среду), ирмос: «Δετε, λαο» (    ), нач.: «Τ πονηρν ρτι συνχθη συνδριον» (Лукавый недавно собрался синедрион)) ( Карабинов. Постная Триодь. С. 152). В древнем груз. Иадгари выписаны трипеснцы на каждый из 3 дней (в Вел. понедельник 5-го гласа, нач.: «Бог явися во плоти»; в Вел. вторник 6-го гласа, нач.: «Воздадите, люди, славу Христу Богу нашему»; в Вел. среду 1-го гласа, нач.: «Крестом спасение наше устроить Ты благоволил»), относящиеся к более ранней стадии развития жанра канона и имеющие более архаичную форму, чем трипеснцы и каноны совр. Триоди, в частности, в них отсутствует четкое разделение на ирмосы и тропари. Кроме того, в рукописях встречается еще неск. десятков самогласных и подобных стихир на эти 3 дня, отсутствующие в совр. Триоди. ( Карабинов. Постная Триодь. С. 274-280).

http://pravenc.ru/text/150085.html

В четверг на вечерне я тоже не указал никакой кафизмы. Почему? В четверг – праздник Благовещения. Но, согласно уставу, Литургия Благовещенская ( Иоанна Златоустог о, которая бывает по будням Великого Поста) тоже начинается с вечерни, а вечерня тоже без кафизмы. И вот тут во время пения 11 стихир на «Господи,воззвах» иерей должен успеть совершить полную проскомидию. В прошлый раз я успел вам рассказать устав о чтении кафизм в период Великого Поста и начал излагать способ соединения канонов Минеи с трипеснцами Триоди. Мы успели разобрать те песни канона, которые не содержат в себе трипеснца. Так, согласно ныне действующей редакции Богослужебного устава, поется только Минея (без Триодей и без Октоиха), в результате чего библейские песни оказываются до предела урезанными – от них остается всего два стиха. Сегодня мы разберем способ исполнения тех песней канона, которые имеют в себе трипеснец. Песни с трипеснцами Напомню структуру каждой песни канона Минеи: ирмос, три тропаря святому, тропарь Богородице. Как устроены трипеснцы Триоди (их два на каждый день): ирмос 1-го трипеснца, три тропаря, Богородичен, снова ирмос, три тропаря (из которых последний, как правило, Троичен), Богородичен, а дальше еще один дополнительный, как бы «лишний» тропарь. По содержанию он соответствует дню седмицы (понедельник – Ангелам, во вторник – Предтече, в среду – Кресту и т.д.). Дополнительный он в том плане, что идет даже после Богородична (ведь обычно Богородичен все заканчивает). 1-ю часть следует отнести к 1-му трипеснцу (Иосиф Студит), а 2-ю – ко 2-му трипеснцу ( Феодор Студит ). Имея такую схему, можно легко понять, как глаголятся песни с трипеснцами. Сначала поется библейская песнь (по Ирмологию) – до метки «на 14». Сколько там будет стихов, зависит от песни – сами библейские песни очень сильно разнятся по объему (1-я песнь достаточно длинная, 3-я короче, 4-я длинная, 5-я краткая, 6-я и 10-я вообще не имеют преамбулы и настолько коротки, что весь текст проходит в качестве запева тропаря). Давайте запишем: кроме 6-й и 10-й (10-я – это песнь пророка Захарии, которая идет после «Честнейшую»). Затем – еще один стих библейской песни и ирмос Минеи. Итак, мы начали петь библейскую песнь по Ирмологию, дошли до метки «на 14», пропели еще один стих и поем ирмос один раз. Далее – стихи библейской песни, чередуя с тропарями Минеи, а затем Триоди. Очередность простая: ирмос Минеи – стих библейской песни – тропарь Минеи – стих библейской песни – тропарь Минеи – стих библейской песни – тропарь Минеи и т.д. Когда тропари Минеи закончатся, вместо них читаем тропари Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

далече нас отвержим,/и светлыми свещами безсмертнаго Жениха Христа пением усрящим,/благословите, вопиюще, дела Господня Господа. Нерадение далеко от себя отринем/и со светлыми светильниками/бессмертного жениха-Христа/встретим песнопениями, взывая:/“Благословляйте, творения, Господа!” удовлеет общительный души нашея елей в сосудех,/яко да не на куплю положше время почестей, поем:/благословите дела Господня Господа. Да будет достаточно елея/общительности в сосудах нашей души,/чтобы не потратив времени наград на куплю,/нам воспевать: “Благословляйте,/творения Господни, Господа!” елицы от Бога приясте, равносильную благодать,/помощию давшаго Христа возрастите, поюще:/благословите дела Господня Господа. Все вы, кто получили талант от Бога,/в равную меру умножьте благодать/с помощью даровавшего его Христа,/воспевая: “Благословляйте,/творения Господни, Господа!” Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще, и превозносяще во вся веки. Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века. И паки ирмос: Велению мучителеву:  Честнейшую не поем. И снова ирмос: Приказу тирана:  Честью высшую: не поем. Песнь 9. Ирмос: Невместимаго Бога/во чреве вместившая,/и Радость миру родившая,/Тя поем, Богородице Дево. Песнь 9 Ирмос: Невместимого Бога во чреве вместившая/и радость миру родившая,/Тебя мы воспеваем, Всесвятая Дева. Благий, бдите, рекл еси,/воньже час приидет Господь, не разумеете,/отдати комуждо. “Бодрствуйте”, — сказал Ты, Благой, ученикам, –/“ибо не знаете, в который час придет Господь –/воздать каждому!” втором Твоем и страшном пришествии Владыко,/десным овцам мя сопричти,/прегрешений презрев моих множества. При втором Твоем страшном пришествии, Владыка,/сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим,/презрев множество моих согрешений. И паки вместо, Достойно, ирмос: Невместимаго Бога: И снова вместо Достойно: ирмос: Невместимого Бога: Ексапостиларий, трижды: Ексапостиларий Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный,/и одежды не имам, да вниду вонь:/просвети одеяние души моея/Светодавче, и спаси мя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Плащаница.] Таже Ныне отпущаеши:  Трисвятое. По Отче наш: Ныне отпускаешь:  Трисвятое по Отче наш: Тропарь, глас 2: Благообразный Иосиф/с древа снем Пречистое Тело Твое,/плащаницею чистою обвив,/и вонями, во гробе нове покрыв положи. Тропари, глас 2 Благородный Иосиф,/с древа сняв пречистое тело Твое,/чистым полотном обвив/и помазав благовониями,/в гробнице новой положил. Слава, и ныне, другий тропарь:  Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше:/мира мертвым суть прилична./Христос же истления явися чуждь. Слава, и ныне:  Женам-мироносицам/представ у гробницы, Ангел восклицал:/“Миро приличествует мертвым,/Христос же явился тлению неподвластным”. [Во время пения тропарей св. Плащаница выносится из алтаря северными вратами и полагается в центре храма; затем совершается её каждение и, по обычаю, произносится проповедь ] Премудрость. Священник: Премудрость.  И далее как обычно. И отпуст: Иже нас ради, человеков, и нашего ради спасения страшныя Страсти и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Отпуст Ради нас, людей, и нашего ради спасения страшные страдания, и Животворящий Крест, и добровольное погребение по плоти принять благоволивший Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасёт нас, как благой и Человеколюбец. Первый же час не совокупляем ныне, но о втором часе дне. ВО СВЯТЫЙ И ВЕЛИКИЙ ПЯТОК ПОВЕЧЕРИЕ ПОЕМ В КЕЛЛИАХ, В СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ НА ПОВЕЧЕРИИ на немже поем канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы. Ирмос по дважды, тропари на 4: последи же ирмос оба лика вкупе. Творение Симеона Логофета. Глас 6. Повечерие же малое совершаем в кельях и на нем поем канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы. Ирмос дважды, тропари на 4, в конце же песни тот же ирмос оба хора вместе. Творение Симеона Логофета. Глас 6. Песнь 1. Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль/по бездне стопами,/гонителя фараона/видя потопляема,/Богу/победную песнь/поим, вопияше. Песнь 1 Ирмос: Как по суше прошел Израиль/по бездне стопами,/и взывал, гонителя фараона видя утопавшим:/“Богу победную песнь воспоем!” Запев:  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Запев:  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Обешена яко виде на Кресте, Сына и Господа,/Девая Чистая, терзающися, вопияше горце,/со другими женами, стенящи, глаголаше. Когда увидела повешенным на Кресте/Сына Своего и Господа/Дева Чистая, терзаясь, взывала горько/с другими женами/и со стоном возглашала.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

26 марта происходит отдание праздника Благовещения; согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам, поются последования праздника и Г. В рус. Типиконах с XVI в. этот день отмечается знаком «3 точки в полукруге», что соответствует малому празднику месяцеслова (см. ст. Знаки праздников месяцеслова). 13 июля, согласно иерусалимским Типиконам, соединяются последования Г. и Стефана Савваита или прп. Иосифа Солунского. В рус. Типиконах с XVI в. отмечается знаком «3 точки в полукруге» как малый праздник месяцеслова. Совр. последование 26 марта, помещенное в богослужебных книгах, содержит следующие посвященные Г. песнопения: тропарь 4-го гласа (в греч. Минее отсутствует): «Небесных воинств Архистратиже», кондак 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «Взбранной» (в греч. Минее отсутствует): «Пресветлыя, и честныя, и вседетельныя», канон 4-го гласа, творение Иосифа, с акростихом: Ως παμμϒιστον τν Γαβριλ ανσω. Ιωσφ (Гавриила, как превеликого, хвалю. Иосиф), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (Отверзу уста моя), нач.: Ως φς χρηματζοντα (Яко света суща); цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах». По рукописям известен не вошедший в печатные издания канон 4-го гласа с акростихом: Χαρων σε τν κρυκα τς χαρς σβω (Радостями тебя, глашатая благодати, почитаю) и именем Георгий в богородичнах, ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαϒος (Моря чермную пучину), нач.: Χαρτων τν πρ νον βυσσος (Благодатей, превосходящих ум, бездна) (Ταμεον. Σ. 180-181). В совр. последовании 8 нояб. 1-й канон на утрене посвящен в основном архангелам Михаилу и Г., творение Иоанна Монаха, 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих, указанный в рус. Минее, в каноне отсутствует), ирмос: ρδβλθυοτεΑισμα ναπμψωμεν: (Песнь возслем), нач.: Πντες νυμνσωμεν πιστο (Вси воспоим вернии); 2-я группа стихир на «Господи, воззвах». По рукописям известны и др. каноны на 8 нояб., посвященные архангелам Михаилу и Г.: 2-го гласа, творение Иоанна Евхаитского, акростих: Σ μου τν νον σαι δς θη σου νας Θες (Ты мне ум воспевать дай множество Твоих помышлений, Боже), ирмос: ετε, λαο: (Приидите людие), нач.: Σθνος Πατρς κα δεξι παναλκς το Θεο (Сила Отца и всемогущее уверение Бога); 4-го гласа, акростих: Σν Γαβριλ με, Μιχαλ, φρουρν σκπε. Γεωρϒου (С Гавриилом меня, Михаил, сохраняя, защити. Георгия), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (Отверзу уста моя), нач.: Σαλπσας ξκουστον ρχιστρτηϒος σμερον (Вострубил слышимое архистратиг сегодня); плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с алфавитным акростихом (богородичны в акростих не включены), ирмос:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

В день праздника поется тропарь 4-го гласа, составленный на подобен тропаря Благовещения: «        » (указание на подобен см. в последовании праздника по Евергетидскому Типикону - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 322); кондак 4-го гласа: «              »; 2 канона. 1-й канон 4-го гласа, творение св. Георгия Никомидийского, с акростихом в 1-7-й песнях «Σ τ[ν χρι]ν, Δσποινα, τ λγ δδου» (Ты благодать, Владычица, дай слову) - лакуна в акростихе указывает на изначальное присутствие в каноне 2-й песни, не приведенной в совр. изданиях; в 8-й и 9-й песнях акростих алфавитный (в 8-й песни в прямом, в 9-й - в обратном порядке), составленный по тому же принципу, что и в каноне предпразднства (и подражающий 8-й и 9-й песням канона Благовещения); ирмос: «Ανοξω τ στμα μου» (      ), нач.: «Σοφας πανχραντε, σ θησαυρν πιστμενοι» (          ). 2-й канон 1-го гласа, творение Василия , с именем автора в богородичнах («Β σιλεου» - пропуск 2-й буквы акростиха указывает на то, что первоначально канон имел 2-ю песнь) ирмос: «Ωδν πινκιον, σωμεν πντες Θε» (          ), нач.: «Συνδρμωμεν σμερον, τ Θεοτκ, τιμντες ν σμασι» (          ); 8 самогласнов (в т. ч. творения св. Георгия Никомидийского, Леонта маистра (т. е. Льва Бардалиса, гимнографа 1-й пол. XIV в.- см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 360-361), Сергия Агиополита), большая их часть употребляется также в последованиях пред- и попразднства. Паремийные чтения на вечерне накануне праздника - общие богородичные, как и новозаветные чтения утрени и литургии. По греч. рукописям известны также иные каноны праздника: 1-го гласа, с алфавитным акростихом и именем «Иосиф» в 9-й песни, со 2-й песней, ирмос: «Χριστς γεννται, δοξσατε» (      ), нач.: «Αγλλου, γ, κα ορνια» (Радуйся, земля, и небо); 3-го гласа, с именем «Георгий» в богородичнах, со 2-й песней, ирмос: «Θαυμαστς νδξως» (    ), нач.: «Η λαμπρ πστη δο πανγυρις τς Θεοτκου» (Вот светлый устроился праздник Богородицы); 4-го гласа, с именем «Георгий» в 9-й песни, со 2-й песней, с акростихом «ρδβλθυοτεΑνο μν τς πλας σου, παρθνε. Γεωργ» (Да отверзеши нам двери Твои, Дево. Георгию), ирмос: «Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος» (      ), нач.: «Ανογονται τος νθρποις σμερον» (Отверзаются людям днесь) (Ταμεον. Σ. 100-101); канон предпразднства 1-го гласа, с акростихом «Πλας νογει τ Θεο νας πλ χαρων» (Дверь отверзает Божественный храм двери благодати), ирмос: «Σο τροπαιοχος δεξι» (      ), нач.: «Πλας κα εσδους νας» (Дверь и вход во храм) (AHG. T. 3. P. 466-477).

http://pravenc.ru/text/149979.html

Ирмос начинает целый ряд тропарей, ирмосом же заканчивается и чтение их. Такое возвращение (повторение) песни канона к ирмосу называется катавасией. В великие праздники катавасия состоит в повторении начального ирмоса, в меньшие праздники, в том числе в воскресенья, в катавасии участвует ирмос другого, сродного или близкого (календарно) праздника; в будни – ирмос последнего канона, и катавасия бывает только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней; иногда в пост ирмос поется только в катавасии. На воскресной утрени катавасия поется после каждой песни канона. Величайшие из Господских двунадесятых праздников и Успение Пресвятой Богородицы имеют самую торжественную катавасию: в ней повторяются ирмосы самого праздника; если праздник имеет два канона,– то ирмосы обоих. Катавасии всех других праздников обычно содержат ирмосы ближайшего (календарно) великого праздника. Например, на утрене Введения во храм Пресвятыя Богородицы в катавасии поется ирмос «Христос раждается, славите...» Седален и чтение после 3-й песни После 3-й песни канона следует седален, после 6-й песни – кондак с икосом. Но на воскресной утрени, в связи с тем, что кроме воскресного кондака и икоса, на каноне положено петь еще кондаки и икосы Минеи, кондак и икос Минеи переносятся на 3-ю песнь (двум святым кондаки и икосы исполняются после 3-й песни; см. Типикон под 8 сент.). Кондак и икос после 6-й песни обычно наиболее полно изображают суть празднуемого события. 8-я песнь канона выделяется как заключительная среди ветхозаветных и ближайшая к новозаветной, 9-й песни и по времени, и по духу. Заканчивающее 8-ю песнь малое славословие звучит несколько иначе: вместо «Слава» поется «Благословим Отца...» «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви...» Итак, песни Священного Писания и тропари канонов на утрене почти всегда связываются ирмосами: поется ирмос, потом – тропари (иногда и второй канон поется с ирмосом, тогда в богослужебных книгах бывает указание: «со ирмосом»). Предначинательные ирмосы канонов Октоиха поются один раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Приложение Андреевский скит Андреевский скит Ватопедского монастыря со времени своего открытия в 1849 г. на протяжении последующих более чем ста лет оставался самым «русским» монашеским учреждением на Афоне «единственный на Афоне русский в полном смысле слова питомник иноческий», как писали о нем в церковной печати конца XIX века. 1139 созданный трудами уроженца Малороссии прп. Паисия (Величковского) Ильинский скит по составу своих насельников был по преимуществу малороссийским, если в жизни Пантелеймонова монастыря в разные периоды его долгой истории лидирующую роль играли и сербы, и греки, то Андреевский скит вплоть до кончины в 1971 г. своего последнего русского инока сохранял ярко выраженный русский характер, что сказывалось не только в составе его братии, но и в особенностях монастырского уклада и в архитектурном облике обители. Достопримечательностью Святой Горы стал огромный собор Андреевского скита, вместимостью в 5000 человек – крупнейший на Афоне и второй по величине в Греции (после собора в Патрах), почему сами греки назвали этот скит – «Кремль Востока». История возникновения собора Андреевского скита также связана с Россией, с русской духовной культурой второй половины XIX в. Основание Андреевского скита было положено двумя друзьями, – выходцами из московской купеческой среды – Василием Толмачевым (1808–1862) и Василием Вавиловым (1797–1850 ). Имея сильную тягу к монашеству, они четыре года подвизались в России, в Белобережской Предтеченской пустыни, где были пострижены в рясофор с именами Виссарион и Варсонофий. Общение с посещавшими Москву афонскими монахами породило в них стремление на Афон, и, получив благословение игумена и старцев обители, они навсегда уезжают на Святую Гору. 3 июня 1829 г. они прибыли в Иверский монастырь для поклонения главной афонской святыне – иконе Божией Матери «Вратарница». По прошествии нескольких лет, проведенных в разных келлиях и скитах Афона, братья решили просить греческие монастыри о выделении им особой келлии для создания в ней новой обители для великороссов, поскольку в этот период Пантелеймонов монастырь был заселен преимуществен греками, а в Ильинском скиту происходили нестроения, связанные с разразившейся там эпидемией чумы и недовольством братии своими начальниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010