пространной редакции по сравнению с О. основной редакции дополнены рядом песнопений, впервые распетых в сер. XVII в. (преимущественно с использованием попевок столпового знаменного распева) и не получивших широкого распространения; они также характеризуются наличием максимального количества мелодических версий каждого песнопения (напр.: РГБ. Ф. 354. 144; ГАТвО. Ф. 1409. 1044, 1648 г.- нач. 50-х гг. XVII в.). Количество песнопений, отсутствующих в кратких О. и, наоборот, имеющихся в пространных, варьируется от списка к списку. Во 2-й пол. XVII в., и особенно к концу этого столетия, после церковных реформ патриарха Никона увеличивается количество списков, в к-рых отсутствуют не только 2-й и 3-й антифоны 1-й кафизмы, но и стихи 2-й и 3-й кафизм, непорочны, «Достойно есть» по каноне, хвалитные псалмы. За исключением «Достойно есть», перечисленные песнопения достаточно сложны как по напеву, так и по тексту, чтобы существовать устно; при этом выборки стихов из псалмов, соответствующих данным песнопениям, но не снабженных нотацией, также не обнаружены. Можно предположить, что кафизмы, непорочны и хвалитные псалмы стали либо читать, либо совсем опускать (как в совр. практике богослужения). Вероятно, исключение данных песнопений из О. связано с намерением реформаторов удалить из богослужения все элементы студийской традиции, каковыми были припевы к стихам указанных псалмов. Если же верно предположение, что данные песнопения опускали в богослужении, то поздние О. отражают тенденцию к закреплению в письменных источниках не уставной, а реально принятой практики служения с сокращениями, вновь подтверждая этимологию названия книги. Во 2-й пол.- кон. XVII в. в соответствии с пореформенной практикой богослужения в последовании литургии появляется стихира Пятидесятницы «Видехом свет истинный», в последовании венчания - ирмос «Исаие, ликуй», в последовании всенощного бдения (в весьма малом количестве списков) - песнопение «Ныне отпущаеши». С самого начала своей истории О. объединяет в себе песнопения различных певч. стилей. Наибольшую долю составляют песнопения знаменного распева, среди к-рых можно выделить 2 стилевых пласта: 1) внегласовые песнопения всенощного бдения и литургий; 2) песнопения столпового знаменного распева (модели для распевания псалмов на «Господи, воззвах», запевы к стихирам, самогласны и подобны, концовки тропарей на «Бог Господь», подборки строк «Бог Господь», «Аллилуия», «Хвалим, благословим», «Свят Господь Бог»; воскресные тропари на блаженнах, ряд песнопений Страстной седмицы и Пасхи). Ряд внегласовых песнопений имеет не одну, а неск. мелодических версий: дополнительными версиями являются различные редакции знаменного распева, к-рые в рукописях именуются «ино», «преводне», «ин перевод», «произвол» или «ино знамя». Дополнительные мелодические версии могут быть также в стилистике столпового осмогласия - это многогласники и гласовые версии изначально внегласовых песнопений.

http://pravenc.ru/text/2578051.html

Однако несмотря на все эти призывы практическая постановка преподавания церковнославянского языка на протяжении предреволюционного периода оставляла желать лучшего. Преподаватели жаловались, что все еще не подготовлен полный круг необходимых пособий по объяснению молитв и церковных песнопений для школы и для внебогослужебных собеседований 176 . В земских школах преподаванию славянского языка уделялось мало времени, а учителя постоянно возбуждали вопрос об исключении его из программы 177 . 3. Многие участники дискуссии обращали внимание на особые достоинства церковнославянского языка, которых, по их мнению, лишен язык русский. Так, профессор СПбДА по кафедре церковной археологии и директор Императорского археологического института Н.В. Покровский (1847–1917) считал, что в русском переводе богослужебное слово утратит неизбежно по местам силу экспрессии и возвышенность характера, подобно тому, как это бывает в случаях переложения стихотворно-поэтической речи на обыкновенную прозаическую речь. Последовательная точная замена славянских слов и выражений русскими повлечет за собой нежелательную тривиальность речи 178 . В качестве примера, подтверждающего невозможность перевода богослужебной поэзии на русский язык, епископ Прилуцкий Сильвестр 179 указывал на тексты, которые в русском переводе, по его мнению, звучали бы неприлично: Как, например, передать разговорной речью следующие выражения: «Блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» ( Лк.11:27 ); «ложесна бо Твоя престол сотвори, и чрево Твое пространнее небес содела» (Задостойник); «всяк мужеский пол ложесна разверзая, свят Богу» (Канон Сретения, ирмос 9) 180 . Преимущественно эстетическими соображениями обосновывали невозможность или нежелательность богослужения на русском языке и другие авторы. Священник Владимирской епархии Владимир Побединский указывал на следующие преимущества славянского языка перед русским: Его красота, глубина мысли, его церковность и умилительность – все это в высшей степени благотворно и религиозно действует на душу христианина, чего вряд ли можно ждать от русского текста богослужения 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иногда, вместо песни Богородице: «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу», поется ирмос 9-й песни утреннего канона с праздничным припевом, иногда же один ирмос 9-й песни. И этот ирмос один или вместе с припевом называется «задостойником» («за» – «вместо» – Достойно). В последовании Типикона на 8-е сентября сказано: «вместо Достойно» поем ирмос: «Чужде матерем», и до отдания, с припевом праздника (См. эти припевы в 50-й гл. Типикона и Ирмологионе). «Сице поем во вся праздники Владычны и Богородичны» (именно двунадесятые), т. е. поем в попразднства и до отдания праздников. Дни, в которые поется, вместо «Достойно», ирмос 9-й песни или ирмос с припевом, суть те же, в которые они поются на утрени по 9-й песни канона (См. выше). Различие пения на утрени и литургии, во 1-х, в том что на утрени припев и ирмос, заменяют собою песнь «Честнейшую» только в самый праздник и отдание его. В дни же попразднства поется «Честнейшая» (Тип., гл. 20). На литургии же припев и ирмос заменяют «Честнейшую», кроме дня праздника и отдания его еще в дни попразднства. Во 2-х, в том, что в великие Богородичные праздники, случившиеся в воскресение, на утрени по 9 песни поем не ирмос, а Честнейшую. И на литургии этого дня поется ирмос, или с припевом ирмос (Тип., послед. 25 марта, аще в Неделю). На литургии св. Василия В. поется задостойник – Богородичен: «О Тебе радуется Благодатная всякая тварь» 698 . Он указан, во 1-х, в Недели (воскресения) Великого поста 1-ю, 2-ю, З-ю, 4-ю и 5-ю, если в них не случится Благовещения (тогда вместо него поется ирмос 9-й песни канона с припевом), во 2-х, в день памяти св. Василия Великого , 1-го января, в 3-х, на литургии св. Василия Великого , совершаемой накануне праздников Рождества Христова и Богоявления. Если же литургия св. Василия Великого совершается в самый праздник, то поется на ней задостойник праздника – ирмос 9-й песни канона праздника (Тип., 24 дек. зри – и 6 генваря, зри и в особ. кн. Служба Рожд. Хр.). В великий четверток на литургии св. Василия Великого поется ирмос 9-й песни: «Странствия (странноприимства – ξενας – Мф.25:35 . Рим.16:23 ) Владычня», а в Великую субботу поется ирмос 9-й песни: «Не рыдай мене, Мати». В Неделю Ваий на литургии Златоуста «Бог Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Последование 3 нояб. включает тот же тропарь, что и 23 апр. (Μηναον. Απρλ. Σ. 164-175; Минея (МП). Апрель. Ч. 2. С. 136-154); кондак 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа на подобен «Взбранной»: Τ περμχ κα ταχε ντιλψει (          ); канон 4-го гласа с акростихом: Τν σεπτν ν Μρτυσιν μν προφρνως (Чистого в мучениках пою охотно), ирмос: Τ δηγσαντι (  ), нач.: Τ δυσχερς το νος μου κα δρανς, γιε (Несносный ум мой и немощь, святе); цикл стихир-подобнов и 2 самогласна. В слав. Минее под 3 нояб. помещен др. канон (он встречается в греч. рукописях, но не помещен в типичную греч. печатную Минею), 4-го гласа, с акростихом: Γεργιον Θεο σε δοξζω, μκαρ. Ιωσφ (Делателя Божия тебя славлю, блаженне. Иосиф; в слав. Минее акростих переведен неточно), ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Γεργιον Θεο εθηνομενον φθης (          ). Последование 26 нояб. по слав. Минее включает: тропарь 4-го гласа          , кондак 2-го гласа на подобен «Твердыя»:          ; канон 2-го гласа из последования 23 апр.; 3 цикла стихир-подобнов и 4 самогласна, в основном заимствованных из последования 23 апр. В греч. рукописях сохранились и др. каноны в честь Г. Для последования 23 апр.: 1) 1-го гласа, с именем Германа в богородичнах, ирмос: Αναστσεως μρα (    ), нач.: Ανατελαντι τς δξης τ λ Χριστ (Славы восшедшему солнцу Христу); 2) 1-го гласа, без акростиха, творение патриарха Филофея, ирмос: Αναστσεως μρα (    ), нач.: Αναστσεως μραν κατιδντες λαμπρν (Воскресения день увидев светлый); 3) 1-го гласа, с акростихом: Καππαδοκν ρεισμα, τος μνους πλκω (Каппадокийцев опора - гимны плету), ирмос: Αναστσεως μρα (    ), нач.: Κοινωνς τν παθημτων (Участник страданий); 4) 4-го гласа, творение Андрея, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Αγαλλισθω κτσις πνευματικς σμερον (Да возрадуется тварь духовно сегодня); 5) 2-го, плагального (т. е. 6-го) гласа, с акростихом: λδβλθυοτεΕκτην δησιν μαρτρων δχου κλος Ιωσφ (Шестое моление мучеников прими. Иосиф), ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Εν τας λαμπρτησι πντων τν κλεκτν (Во светлостях всех избранных). Для последования 3 нояб.; 6) 2-го гласа, с акростихом: Στφος πορζ τ λθρ, Γεργιε (Венец, кровью приготовленный, Георгий; акростих включает ирмосы), ирмос: Συνεπγη πρς αυτν συσταλεσα (Сгустилась сама к себе стесненная; см.: Σοφρνιος (Εστρατιδης). Ερμολγιον. Σ. 40; в слав. Ирмологии этот ирмос отсутствует), нач.: Τ τυθντι θεοπρεπς ερε (Принесенной жертвой, достойной Бога); 7) 4-го гласа, без акростиха, ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Κροτσωμεν, λαο, λαλξωμεν μνον (Да рукоплещем, люди, да восклицаем гимн); 8) 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Ναμτων πηγν μοι μελδιν (Вод мелодических для меня источник) (Ταμεον. Σ. 76-77, 190-191; AHG. T. 8. P. 250-288).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Песнь 3я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов) . На катавасию – ирмос 2го трипеснца, глас 2й: «Неплодствовавший мой ум…». По 3й песни – малая ектения; ин кондак мч. Никифора, глас 1й; седален мч. Никифора, глас тот же. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Зрящи Тя, Христе…». Песнь 4я – Октоиха 1й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 4 (без ирмоса, песнь 4я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4я). Песнь 5я – Октоиха 1й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 4 (без ирмоса, песнь 5я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 5я). Песнь 6я – Октоиха 1й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 6 (без ирмосов, песнь 6я и 8я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6я). На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4й: «Якоже пророка Иону…». По 6й песни – малая ектения; кондак и икос мч. Никифора, глас 3й. Песнь 7я – Октоиха 1й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 6 (без ирмосов, песнь 7я и 9я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7я). Песнь 8я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим…». На катавасию – ирмос 2го трипеснца, глас 2й: «В купине Моисею Девы чудо…». На 9й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) Песнь 9я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). На катавасию – ирмос 2го трипеснца, глас 2й: «Преестественно плотию заченшую…». По 9й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом). «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 1й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Вознесена яко виде…». «Благо есть…» (единожды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1й час.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 16 января 2023 года 3. Понедельник. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия. Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4й: «О, преславнаго чудесе!..». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) . Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5й: «На Иорданскую реку…». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…». На малом повечерии поем трипеснец и двупеснец предпразднства (предыдущего дня; см. в Минее, 2 января, на повечерии) , глас 2й, и трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2й и глас 6й. На повечерие этого дня может быть перенесена служба свт. Сильвестра, папы Римского (с 2 января). Примечание. Предлагаем схему пения на повечерии данного дня канонов предпразднства в соединении со службой свт. Сильвестра, папы Римского (с 2 января). Песнь 1я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2й: «Непроходимое волнящееся море…» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 2 января, глас 2й: «Непроходимое волнящееся море…». Песнь 3я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2й: «На камени мя веры…» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 2й: «На камени мя веры…». Песни 4я, 6я и 7я: тропари канона святого (с 2 января) – без ирмосов и катавасии. Песнь 5я: ирмос трипеснца 3 января, глас 6й: «К Тебе утренюю…» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6й: «К Тебе утренюю…». Песнь 8я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2й: «Устрашися отроков…» – дважды; тропари трипеснца и двупеснца 2 января; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона святого (с 2 января); «Хвалим, благословим, поклоняемся…» и катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6й: «Столпу злобы…». Песнь 9я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2й: «Возвеличил еси, Христе…» – дважды; тропари трипеснца и двупеснца 2 января; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6й: «Честнейшую Херувим…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

467 Так, в Уставе, например, в последованиях на Рождество Христово и Богоявление, читаем: «Ирмосы обою канонов, кийждо лик свой ирмос». Для каждого лика и полагается по своему ирмосу и по своему канону. В Октоихе, Триоди, Минее на один день нередко полагается по два канона, как бы для каждого лика свой канон. 468 Иногда и второй канон поется с ирмосом. В таком случае в богослужебных книгах пред сим каноном печатаются следующие слова: «со ирмосом». 469 В Недели сперва поется ирмос Октоиха однажды; затем, как бы заменяя ирмос, поется припев: «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», засим вместе с припевами следуют тропари (Ирмологион). 470 Например, в праздники: Рождество Христово и отдание его, Богоявление и отдание его, Преображение (но не отдание), Пятидесятницу и отдание, Рождество Богородицы и отдание, Введение во храм (но не отдание его), Успение и отдание его, в понедельник Св. Духа, в Благовещение, случившееся в четверток и субботу страстные, и в Благовещение, случившееся в дни Светлой седмицы. 471 Так, ирмосы канона Триоди, заменяя собою Октоих, в сырную среду – в 3-й, 8-й и 9-й песнях, в сырный пяток – в 5-й, 8-й и 9-й песнях поются по однажды. 472 Так, в последовании отдания Рождества Христова сказано: «катавасия, ирмос поем первого канона, оба лика вкупе». И о дне Пасхи читаем: «Посреди на сходе катавасия ирмос той же (Ирмологион, канон в св. неделю Пасхи). Но есть дни, в которые назначается ликам петь ирмосы катавасий, не сходясь вместе. Так, в праздники: Рождества Христова и Богоявления предписано петь: ирмосы обою канонов кииждо лик свой ирмос (Тип., послед. 25-го декабря, 6-го января). И в последовании праздника Успения Пресвятой Богородицы читаем: «катавасия кииждо лик свой ирмос» (Тип., послед. 15-го августа). 473 В Ирмологионе читаем: «Таже ноем ирмос третия песни, последняго канона, в которой либо день случится; подобне и в седмую (песнь) шестыя песни ирмос, и в девятую осьмыя, и по девятой девятыя. По прочих же песнях, рекше по первой, но четвертой, по пятой, по седьмой, егда поется Осмогласник с Минеею, во псе лето не глаголется ирмос от Минеи, кроме сих, яже зде указашася» (Ирмол., см. о стихословии песней Св. Писания в седмичные дни по 3-й песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

3. Понедельник. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия. Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, преславнаго чудесе!..». Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) . Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорданскую реку...». По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне...». На малом повечерии поем трипеснец и двупеснец предпразднства (предыдущего дня; см. в Минее, 2 января, на повечерии) , глас 2-й, и трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2-й и глас 6-й. На повечерие этого дня может быть перенесена служба свт. Сильвестра, папы Римского (с 2 января). Примечание. Предлагаем схему пения на повечерии данного дня канонов предпразднства в соединении со службой свт. Сильвестра, папы Римского (с 2 января). Песнь 1-я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2-й: «Непроходимое волнящееся море...» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 2 января, глас 2-й: «Непроходимое волнящееся море...». Песнь 3-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «На камени мя веры...» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «На камени мя веры...». Песни 4-я, 6-я и 7-я: тропари канона святого (с 2 января) – без ирмосов и катавасии. Песнь 5-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «К Тебе утренюю...» – дважды; тропари трипеснца на 6; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «К Тебе утренюю...». Песнь 8-я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2-й: «Устрашися отроков...» – дважды; тропари трипеснца и двупеснца 2 января; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона святого (с 2 января); «Хвалим, благословим, поклоняемся...» и катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «Столпу злобы...». Песнь 9-я: ирмос трипеснца 2 января, глас 2-й: «Возвеличил еси, Христе...» – дважды; тропари трипеснца и двупеснца 2 января; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона святого (с 2 января); катавасия – ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «Честнейшую Херувим...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-16/

Песнь 4-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи на 6 (без ирмосов, песнь 4-я и 5-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4-я). Песнь 5-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов) . На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «Вскую мя отринул еси...». Песнь 6-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи на 6 (без ирмосов, песнь 6-я и 8-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6-я). На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 8-й: «Очисти мя, Спасе...». По 6-й песни – малая ектения; кондак священномученика, глас 3-й. Песнь 7-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи на 6 (без ирмосов, песнь 7-я и 9-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7-я). Песнь 8-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим...». На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «Ангели и Небеса...». На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) Песнь 9-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «Чужде матерем девство...». По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Всечистая яко виде Тебе на Кресте повешена...». «Благо есть...» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1-й час.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-15/

Песнь 4-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (прп. Кассиана) на 4 (без ирмоса, песнь 4-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4-я). Песнь 5-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (прп. Кассиана) на 4 (без ирмоса, песнь 5-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 5-я). Песнь 6-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (прп. Кассиана) на 6 (без ирмосов, песнь 6-я и 8-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6-я). На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4-й: «Якоже пророка Иону...». По 6-й песни – малая ектения; мученичен Октоиха, глас 7-й: «Радуйтеся, праведнии, да веселятся небесная...» (см. в Октоихе, в седальнах по 2-м стихословии) . Примечание. Типикон умалчивает о кондаке прп. Кассиана, глас 4-й: «Преподобен быв...», текст которого совпадает с седальном святого по 3-й песни канона. В Минее синодального периода (см.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 207 об.) этот кондак также отсутствует. Песнь 7-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (прп. Кассиана) на 6 (без ирмосов, песнь 7-я и 9-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7-я). Песнь 8-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим...». На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине Моисею Девы чудо...». На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) Песнь 9-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преестественно плотию заченшую...». По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Вознесена яко виде...». «Благо есть...» (единожды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1-й час.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-13/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010