субботние дни Если случится в седмичные и субботние дни, то вся служба праздничная. На бдении: «Блажен муж...» – 1-й антифон. Стихиры на «Господи, воззвах...» праздника на 8, «Слава, и ныне», праздника. На литии – литийные стихиры праздника из Минеи, «Слава, и ныне», праздника. На стиховне стихиры праздника с припевами, «Слава, и ныне», особое праздничное песнопение. По «Нине отпущаеши...» и Трисвятом – тропарь праздника (3). На «Бог Господь...» – тропарь праздника (3). Каноны праздника два. Ирмосы обоих канонов по 2, тропари на 12. По 8-й песни «Честнейшую...» не поется, вместо того – особые праздничные припевы (см. 48, 59 гл. Типикона и в Ирмологионе). Например, 8 сентября (Рождество Богородицы) поется так: Припев праздника: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере», и ирмос: «Яже прежде Солнца...», снова тот же припев и тот же ирмос. Тропари первого канона на 6 и перед каждым тот же припев на оба лика. Второй припев: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию» и ирмос: «Чужде Матерем девство...», снова тот же припев и тот же ирмос. Тропари второго канона на 6 и перед каждым тот же припев на оба лика. Наконец оба лика сойдясь вместе, поит припев первого канона и ирмос: «Тайн еси Богородице рай...», также – припев второго канона и ирмос: «Снедию древа...» (В Богородичные праздники эти припевы поются только когда они случаются в седмичные дни и субботы, но не в воскресенье. Исключением служит праздник Сретения, если он случится в сырную субботу, то на 9-й песни поем «Честнейшую...» После 9-й песни малая ектения. Светилен праздника (2), «Слава, и ныне», праздника. Стихиры на хвалитех на (4), «Слава, и ныне», праздника. По Трисвятом – тропарь праздника (3). Отпуст великий, (На Сретение – праздничный) Многолетие. Стихира праздничная (по выбору предстоятеля). Целование иконы и помазание. На часах: «Слава», тропарь святого (?), «и ныне», Богородичен часов. По «Отче наш...» кондак праздника. На литургии: Блаженна от канона праздника песнь 3 на 4 и песнь 6 на 4. По входе – тропарь праздника, «Слава, и ныне», кондак праздника. Прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие, причастен – праздника. Вместо «Достойно есть...» – ирмос 9-й песни праздничного канона (до отдания). (В Покров «Достойно есть...») В воскресные дни, если отдание господского или

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Божественным судом предызбраннии, веселитеся,/христианстии вернии царие,/хвалитеся победоносным оружием,/приемше от Бога Крест честный:/в сем бо колена браней, дерзости ищуще,/разсыпаются во веки. Веселитесь, избранные волей Божественной/верные цари христианские:/получив от Бога священный Крест,/хвалитесь этим победоносным оружием:/ибо им племена, дерзко ищущие войн,/рассеиваются навеки. На 9й песни Честнейшую: не поем, но поем припев праздника: Величай, душе моя,/пречестный Крест Господень. Таже ирмос 1го канона: Таин еси, Богородице, рай: И другий лик подобне, припев и ирмос. И к прочим 6ти стихом тойже припев поем. На 9ой песни Честью высшую Херувимов: не поем, даже в воскресенье, но поем припев праздника: Величай, душа моя,/всесвященный Крест Господень. И ирмос: Ты, Богородица, – таинственный рай: Затем второй хор поет тот же припев и ирмос. И к прочим шести стихам поем тот же припев. Песнь 9. Ирмос: Таин еси, Богородице, рай,/невозделанно возрастивший Христа,/Имже крестное живоносное на земли насадися Древо./Тем, ныне возносиму,/покланяющеся Ему, Тя величаем. Песнь 9 Ирмос: Ты, Богородица, – таинственный рай,/невозделанно произрастивший Христа,/Которым на земле насаждено/Креста живоносное древо;/потому ныне, при воздвижении его,/поклоняясь ему, мы Тебя величаем. Да возрадуются древа дубравная вся, освятившуся естеству их,/от Негоже изначала насадишася,/Христу распростершуся на Древе;/тем, ныне возносиму,/покланяющеся Ему, Тя величаем. Да возрадуются все деревья дубрав;/ибо освятилось естество их/Тем, Кто насадил их в начале – Христом,/распростертым на Древе;/потому ныне, при воздвижении его,/мы поклоняемся ему и величаем. Священный воста рог/и глава всем богомудрым, Крест,/имже грешных мысленно стираются рози вси;/тем, ныне возносиму, покланяющеся ему, Тя величаем. Поднялся для богомудрых/рог священный Главы всего/– Крест, о который сокрушаются/все роги невещественных грешников;/потому ныне, при воздвижении его,/мы поклоняемся ему и величаем. Другий припев: Величай, душе моя,/животворящаго Креста Господня воздвижение. И ирмос: Снедию древа:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozdvizhe...

Канон 2-й, творение преподобного Иоанна Дамаскина . Глас 4-й. Песнь 1-я. Ирмос. Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою, почитая Тоя успение. Ирмос «Отверзу уста моя...» знает наизусть, наверное, любой постоянный прихожанин православного храма. Его можно услышать в течение большей части церковного года. В каноне Успению он лишь несколько видоизменен в конце. Есть мнение, что этот ирмос был первоначально написан именно в этом «успенском» варианте и лишь впоследствии получил свою «обычную» форму. Это мнение основывают на том, что первый по времени канон, где ирмос «Отверзу уста моя» оканчивается словами: «…и воспою, радуяся, Тоя чудеса», представляет собою сочинение прп. Иосифа Песнописца, жившего более чем на сто лет позже Дамаскина. Но критерий внутренней целостности произведения, напротив, склоняет к мысли, что первоначальной была именно эта «обычная» форма, и что на праздник Успения ирмос «Отверзу уста моя» пелся так же, как он поется ныне в обычное время, а переделан был лишь позднее. Как правило, ирмосы 1-й песни по содержанию или по некоторым ключевым словам связаны с Песнью пророка Моисея «Поем Господеви». Но в рассматриваемом нами ирмосе эта связь внешне мало заметна. Единственное, в чем он перекликается с Песнью Моисея, – слово «чудеса», которым заканчивается ирмос в той своей «обычной» форме, в которой он употребляется в службах всего церковного года: «и воспою радуяся Тоя чудеса». Сравним в Песни Моисеевой: «дивен в славах, творяи чудеса» (Исход, 15, 11). В остальных вариантах ирмоса (т.е. как он поется на Успение и Благовещение) эта связь начисто пропадает. Поэтому их надо считать вторичными. И, вероятно, к этой переделке сам прп. Иоанн не имеет никакого отношения. Отверзу уста моя, и наполнятся Духа. – Данные слова перифразируют стих псалма 118: " Уста моя отверзох и привлекох Дух, яко заповеди Твоя желах». Вообще, как мы увидим дальше, ирмос до предела насыщен заимствованиями из псалмов. И слово отрыгну Царице Матери. – Строка напоминает нам начало псалма 44: " Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви...» О пророческом истолковании этого псалма уже говорилось при разборе ирмоса 1-й песни канона прп. Козмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Песнь 8 Ирмос: Благословляйте, отроки,/Троице равночисленные,/Бога Отца Создателя,/воспевайте Слово, сошедшее/и огонь в росу претворившее,/и превозносите всем жизнь подающего/Духа всесвятого, вовеки! При воздвижении Древа,/окропленного кровью воплотившегося Слова Божия,/пойте, Небесные Силы,/восстановление смертных празднуя;/люди, поклоняйтесь Христову Кресту,/чрез который воскресение мира навеки. Земные управители благодати,/воздвигайте руками, как прилично святыне,/Крест, на котором стоял Христос Бог,/и копье, тело Бога Слова пронзившее;/да увидят все народы спасение Божие,/прославляя Его вовеки. Веселитесь, избранные волей Божественной/верные цари христианские:/получив от Бога священный Крест,/хвалитесь этим победоносным оружием:/ибо им племена, дерзко ищущие войн,/рассеиваются навеки. На 9–ой песни «Честью высшую Херувимов» не поем, даже в воскресенье, но поем припев праздника: Величай, душа моя,/всесвященный Крест Господень. И ирмос: Ты, Богородица, – таинственный рай: Затем второй хор поет тот же припев и ирмос. И к прочим шести стихам поем тот же припев. Песнь 9 Ирмос: Ты, Богородица, – таинственный рай,/невозделанно произрастивший Христа,/Которым на земле насаждено/Креста живоносное древо;/потому ныне, при воздвижении его,/поклоняясь ему, мы Тебя величаем. Да возрадуются все деревья дубрав;/ибо освятилось естество их/Тем, Кто насадил их в начале – Христом,/распростертым на Древе;/потому ныне, при воздвижении его,/мы поклоняемся ему и величаем. Поднялся для богомудрых/рог священный Главы всего/– Крест, о который сокрушаются/все роги невещественных грешников;/потому ныне, при воздвижении его,/мы поклоняемся ему и величаем. Другой припев праздника: Величай, душа моя,/животворящего Креста Господня воздвижение. И ирмос: Смерть, постигшая род наш: Затем второй хор поет тот же припев и ирмос. И к прочим шести стихам поем этот же припев. Ирмос: Смерть, постигшая род наш через вкушение от древа,/в сей день упразднена Крестом;/ибо всеобщее проклятие за вину праматери/разрушено Отраслью чистой Богоматери,/Которую все Силы Небесные величают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

В полиелее, особенно в воскресные дни, мы переживаем Пасхальную победу над смертью. После избранных псалмов поются воскресные тропари. Тропарь (τροπαριον, от греч. τροπος – «нрав, образец», или τροπαια – «трофей, знак победы», или τρεπω – «обращаю») – это песнь, в кратких, но выразительных чертах изображающая событие праздника или жизнь святого . Затем читается Евангелие о Воскресении Христа и поется воскресная песнь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу…» Следствием Воскресения Христова является преображение человечества, которое мы наблюдаем в святых. В каноне (с греч. – «правило») мы слышим, как в воскресении, домостроительстве нашего спасения, Божьей Матери и святых исполняется воля Божия о человеке. Мы реально переживаем этот процесс преображения человека, сначала во Христе, потом в человеке. Канон разделяется на девять песней. Первый стих – ирмос (связь) – поется, а остальные стихи (тропари) читаются. В составлении канона руководствовались молитвами священных лиц: пророка Моисея (1й и 2й ирмосы), пророчицы Анны, матери Самуила (3й ирмос), пророка Аввакума (4й ирмос), пророка Исаии (5й ирмос), пророка Ионы (6й ирмос), трех отроков (7й и 8й ирмосы) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (9й ирмос). Особенно прославляется Пресвятая Богородица пением ее песни: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…» Богослужение завершается выражением благодарности Господу в хвалительных псалмах: «Всякое дыхание да хвалит Господа» ( Пс.150:6 ) и Великим славословием. Утреня, как и любое богослужение, заканчивается отпустом, исповедующим важнейшую христианскую истину: «Христос истинный Бог наш». Однако всенощное бдение – это наши молитвенные переживания, приуготовляющие нас к главному действу, восхождение со Христом и во Христе в Царство Небесное, актуализация эсхатона (от греч. escatoV  – «конечный, последний») в нашей реальности. Это происходит в Божественной литургии. Чтобы лучше понять литургию, нужно рассматривать чин архиерейской службы.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

В четверг на вечерне я тоже не указал никакой кафизмы. Почему? В четверг — праздник Благовещения. Но, согласно уставу, Литургия Благовещенская (Иоанна Златоустого, которая бывает по будням Великого Поста) тоже начинается с вечерни, а вечерня тоже без кафизмы. И вот тут во время пения 11 стихир на «Господи, воззвах» иерей должен успеть совершить полную проскомидию.   В прошлый раз я успел вам рассказать устав о чтении кафизм в период Великого Поста и начал излагать способ соединения канонов Минеи с трипеснцами Триоди. Мы успели разобрать те песни канона, которые не содержат в себе трипеснца. Так, согласно ныне действующей редакции Богослужебного устава, поется только Минея (без Триодей и без Октоиха), в результате чего библейские песни оказываются до предела урезанными — от них остается всего два стиха. Сегодня мы разберем способ исполнения тех песней канона, которые имеют в себе трипеснец. Песни с трипеснцами Напомню структуру каждой песни канона Минеи: ирмос, три тропаря святому, тропарь Богородице. Как устроены трипеснцы Триоди (их два на каждый день): ирмос 1–го трипеснца, три тропаря, Богородичен, снова ирмос, три тропаря (из которых последний, как правило, Троичен), Богородичен, а дальше еще один дополнительный, как бы «лишний» тропарь. По содержанию он соответствует дню седмицы (понедельник — Ангелам, во вторник — Предтече, в среду — Кресту и т. д.). Дополнительный он в том плане, что идет даже после Богородична (ведь обычно Богородичен все заканчивает). 1–ю часть следует отнести к 1–му трипеснцу (Иосиф Студит), а 2–ю — ко 2–му трипеснцу (Феодор Студит). Имея такую схему, можно легко понять, как глаголятся песни с трипеснцами. Сначала поется библейская песнь (по Ирмологию) — до метки «на 14». Сколько там будет стихов, зависит от песни — сами библейские песни очень сильно разнятся по объему (1–я песнь достаточно длинная, 3–я короче, 4–я длинная, 5–я краткая, 6–я и 10–я вообще не имеют преамбулы и настолько коротки, что весь текст проходит в качестве запева тропаря). Давайте запишем: кроме 6–й и 10–й (10–я — это песнь пророка Захарии, которая идет после «Честнейшую»). Затем — еще один стих библейской песни и ирмос Минеи. Итак, мы начали петь библейскую песнь по Ирмологию, дошли до метки «на 14», пропели еще один стих и поем ирмос один раз. Далее — стихи библейской песни, чередуя с тропарями Минеи, а затем Триоди. Очередность простая: ирмос Минеи — стих библейской песни — тропарь Минеи — стих библейской песни — тропарь Минеи — стих библейской песни — тропарь Минеи и т. д. Когда тропари Минеи закончатся, вместо них читаем тропари Триоди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Священник помазует их елеем. Если священник служит один, а молящихся много, священник для каждения на «Честнейшую Херувим…», может сделать перерыв, после чего продолжает помазание. Когда положено целование Евангелия и праздничной иконы, то после целования их всеми молящимися, (Евангелие, в преднесении свечи, уносится в алтарь. Священник осеняет народ им из царских врат) царские врата закрываются. На практике: Евангелие полагается после чтения рядом с праздничной иконой. Целуется Евангелие и икона, священник благословляет или помазывает молящихся елеем, освященным при благословении пяти хлебов, и всем раздается освященный хлеб (если была лития). Хор: «Аминь». Хор: Канон Богородицы с ирмосом на 6 (ирмос по 2) (Находится в Минее на ряду, если нет, то берётся из доп. части Октоиха или След. Псалтири: «Воду прошед…»), канон святого на 8. В субботу: в храме святого: Богородицы на 6 (ирмос 2, тропари 4), святого на 8. В храме Спасителя и Богородицы: канон храма на 6 (ирмос 2, тропари 4), канон святого на 8. В воскресенье без знака: канон воскресный на 4 (ирмос 1), крестовоскресный на 3, Богородицы на 3, все из Октоиха, святого из Минеи на 4. В воскресенье при святом с бдением канон: воскресный на 4 (ирмос 1), Богородицы на 2, святого на 8. В воскресенье при полиелейном и шестеричном святом канон: воскресный на 4 (ирмос 1), крестовоскресный на 2, Богородицы на 2, святого на 6. (Если у святого 2 канона, то святого на 8, а крестовоскресный оставляется). Катавасия по уставу. Катавасия после каждой песни канона, называемая рядовою, положена: в дни воскресные, в праздники двунадесятые и их отдания и в дни святых с бдением, полиелеем и великим славословием, а также в субботы: мясопустную и пред Пятидесятницей. По 3-й песни: Диакон: «Паки и паки…» Священник: «Яко Ты еси Бог наш…» Хор: Седален святого (2), «слава, и ныне», богородичен его. Или седален, «слава», другой седален, «и ныне», богородичен седальна. В воскресенье без знака – кондак святого (напечатан после 6-й песни) и седален.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, и ныне, Богородичен: Всесвятая Богородице,/во время живота моего не остави мене,/человеческому предстательству не ввери мя,/но Сама заступи и помилуй мя. Слава, и ныне, Богородичен: Всесвятая Богородица,/во все время жизни моей не оставь меня,/человеческому покровительству не вверяй меня,/но Сама защити и помилуй меня! Песнь 4 Ирмос: Христос моя сила,/Бог и Господь, честная Церковь/боголепно поет, взывающи/от смысла чиста, о Господе празднующи. Ирмос: “Христос – моя сила,/Бог и Господь”,/– святая Церковь благоговейно поет,/возглашая от чистого разума,/в Господе торжествуя. Запевы: Покой, Господи,/души усопших раб Твоих. Слава Отцу и Сыну,/и Святому Духу. И ныне и присно,/и во веки веков, аминь. Припевы: Упокой, Господи,/души усопших рабов Твоих. Слава Отцу, и Сыну,/и Святому Духу. И ныне, и всегда,/и во веки веков. Аминь. Песнь 5 Ирмос: Божиим/светом Твоим, Блаже,/утренюющих Ти души/любовию озари, молюся,/Тя ведети, Слове Божий,/истиннаго Бога,/от мрака греховнаго взывающа. Ирмос: Божественным светом Своим, Благой,/души с рассвета к Тебе стремящихся/любовью озари, – молюсь я, –/чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога,/от мрака грехов/к Себе призывающего. Запевы: Покой, Господи,/души усопших раб Твоих. Слава Отцу и Сыну,/и Святому Духу. И ныне и присно,/и во веки веков, аминь. Припевы: Упокой, Господи,/души усопших рабов Твоих. Слава Отцу, и Сыну,/и Святому Духу. И ныне, и всегда,/и во веки веков. Аминь. Песнь 6 Ирмос: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой,/Многомилостиве. Ирмос: Житейское море видя/поднимающееся волнами искушений,/я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе:/“Возведи от гибели жизнь мою,/Многомилостивый!” Запевы: Покой, Господи,/души усопших раб Твоих. Слава Отцу и Сыну,/и Святому Духу. И ныне и присно,/и во веки веков, аминь. Припевы: Упокой, Господи,/души усопших рабов Твоих. Слава Отцу, и Сыну,/и Святому Духу. И ныне, и всегда,/и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Ирмос: Велению мучителеву: Лености сон от нас отложим/и душевным бодрством раждающагося от Отроковицы Чистыя Христа срящим, зовуще:/благословите, дела Господня, Господа. Довольно буди деяние благое, наше душевное сокровище,/яко да светлым лицем Христу раждаемому поем:/благословите, дела Господня, Господа. Талант делы благими возрастивше, якоже дары давшему,/вместо злата, и ливана, и смирны принесем Христу,/грядущему родитися из Девы Богоотроковицы. Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки. Ирмос: Велению мучителеву/преподобнии трие отроцы не повинувшеся,/в пещь ввержени, Бога исповедаху, поюще:/благословите, дела Господня, Господа. И поклон. Песнь 9 Ирмос: Возвеличил еси, Христе, рождшую Тя Богородицу,/от Неяже, Создателю наш,/в подобострастное нам облеклся еси тело,/наших прегрешений решительное:/Сию ублажающе, вси роди,/Тебе величаем. Кийждо лик, пропев ирмос, творит поклон. Скверну всю страстную отринувше,/достойно пришествие Христово разумом восприимем целомудрым,/ибо нескверно предгрядет плоть понести/и всем даровати Божественное Духом обновление. Взирающе на Христа смиряющагося,/возвысимся от долеретных страстей;/ревностию же доброю не мудрствовати высокая,/вере научившеся, в дусе да смиримся,/яко да раждаемаго высокотворными делы возвысим. Ин Ирмос: Невместимаго Бога: Благоразумным Христос бодрствовати заповедает/Того надеющимся пришествия из Девы:/се бо приходит родитися. Во втором Твоем, Христе, пришествии,/сожителя десным мя причти овцам Твоим,/Твое чтущаго в плоти пришествие. Ирмос: Невместимаго Бога/во чреве вместившая/и Радость миру родившая,/Тя поем, Богородице Дево. И поклон. НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь предпразднства дважды: Слава: святаго. И ныне: предпразднства. По 1-й стихологии, седален, глас 1. Подобен: Гроб Твой, Спасе: Веселися, Вифлееме, Евфрафо, готовися:/се бо Агница, Пастыря великаго в ложеснах носящи, родити грядет,/и, предвидяще Божественную звезду, волсви радуются,/с пастырьми поюще сердца правостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Канона два: ирмосы обою канонов по дважды, тропари на 12. Последи же первый лик перваго канона ирмос: вторый лик 2-го канона ирмос. Канон первый, творение кир Космы монаха, [егоже краестрочие: Крещение очищение земнородных грехов.] Глас 2. Песнь 1. Ирмос: Г лубины открыл есть дно, и сушею Своя влечет, в ней покрыв противныя, крепкий во бранех Господь, яко прославися. А дама истлевшаго обновляет струями Иорданскими: и змиев главы гнездящихся сокрушает Царь веков Господь, яко прославися. О гнем Божества невещественным, в плоть вещественну одеявся, Иорданскою облагается водою, воплощейся от Девы Господь, яко прославися. С кверну омываяй человеков, сим очищься во Иордане, имже восхотев уподобися, еже бе пребыв, сущия во тьме просвещаяй Господь, яко прославися. Ин канон, творение Иоанна Дамаскина, глас тойже. Ирмос: Ш ествует морскую волнящуюся бурю, сушу абие Израиль явльшуюся: Чермный же понт тристаты Египетския покры купно, водостланен гроб, силою крепкою десницы Владычни. У тру явльшуся человеком светоносну, ныне из пустыни к водам Иорданским, царю преклонил еси солнца твою выю, лика мрачна родоначальника исхитити, скверны же всякия очистити тварь. Б езначальне струям спогребшася Тебе Слове, новаго преводиши истлевшаго лестию: сего несказанно от Отца прием глас державен: Сей возлюбленный, равен же Мне Отрок естеством. Песнь 3. Ирмос: К репость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы раждается, грядет же ко крещению. Тому вернии возопиим: несть свят, яко Бог наш. Н еплодная древле и безчадная люте, днесь веселися Христова Церковь, водою бо и Духом сынове тебе родишася, верою взывающе: несть свят, якоже Бог наш. В елиим гласом в пустыни вопиет Предтеча: Христу уготовайте пути, и стези Богу нашему правы соделайте, верою взывающе: несть свят, якоже Бог наш. Ин. Ирмос: Е лицы древних изрешихомся сетей, брашен львов сотренных членовными, радуимся и разширим уста, слово плетуще от словес сладкопения, имже к нам наслаждаетеся дарований. У мерщвление первее насадивый твари, зверя злодейственнаго воображься в естество, омрачается плотским пришествием: утру явльшуся приразився Владыце, сокрушити свою враждебную главу.

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010