Вот и Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн совершал великие дела, совсем не думая о том, чем все это может закончиться, и нет никакой бессмыслицы в том, что он совершил. Страшная смерть на пиру по повелению пьяного правителя не была фиаско. Это был не бессмысленный конец праведной жизни, а великий подвиг, мученическая кончина во имя Божией правды, которая обретает смысл только в перспективе вечности, как и все, что мы совершаем в этой жизни, и хорошее, и плохое. Там, в вечности, все это обретает свой конечный смысл и свое конечное значение. Наша Церковь установила особые молитвы в этот день за тех, кто страдает пьянством. Не только Иоанн Предтеча был невинной жертвой этого греха. Как много людей погибает на улицах от пьяных водителей! Ничего более страшного представить нельзя, как человек, нарушая все законы — и закон совести, и государственный закон, — наносит непоправимый ущерб здоровью или уносит жизнь других только потому, что не может удержаться от пьянства, а выпив, не может удержаться от того, чтобы сесть за руль автомобиля. А распад семей, а измены, а несчастные дети, сироты при живых родителях, и все только потому, что кто-то — он или она — не могут остановиться, сил не хватает. Но сил в первую очередь не хватает именно потому, что нет перед человеком видения перспективы, нет смысла в жизни. А если нет смысла в жизни, то ведь нужно эту жизнь чем-то наполнить. Вот и впадает человек в то, что сегодня психологи называют взрывчатой релаксацией, — отдых посредством некоего эмоционального потрясения. И это потрясение приносят алкоголь, наркотики, даже совершение преступления… Обо всем этом мы бы сегодня не говорили, и, наверное, Церковь не установила бы этого дня и не учредила специальную молитву, если бы все это не было так опасно для жизни нашего народа, да и для жизни всего рода человеческого. И поэтому наша молитва сегодня была от сердца. И я призываю всю нашу Церковь не только молиться, но и работать вместе с системой здравоохранения, вместе с добровольцами, вместе со многими и многими людьми, которые понимают, что дальше так нельзя. А иначе ради кого мы строим города, прокладываем дороги, прилагаем усилия, чтобы развивать нашу экономику, поддерживать культуру, упорядочивать социальные отношения, — если большая часть людей будет подвержена этому страшному пороку?

http://pravoslavie.ru/82067.html

Месяцеслов вс. св. Мес. В. Преп. Мины, монаха горы Синайской. Подвизался в иночестве 50 лет, во второй половине 6 века. Во время отпевания, из ног его истекло благовонное миро. Пролог. ( Иоанн Лествичник в З4 статье 4 степени). 7 Собор пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. На другой день великих праздников церковь , большей частью, воспоминает те лица, которые ближайшим образом послужили таинству, прославляемому в предшествующий день. Мес. В. Зачатие Предтечи 23 сент. Рождество 24 июня. Усекновение 29 авг. 1 и 2 Обретение главы 24 февр. 3 Обретение 25 мая. Пренесение десной его руки из Мальты в Гатчино 12 окт. В службе канон Феофана. 8 Препп. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника. След. Псалтирь относит обоих ко временам Никифора Геника (802–811 г.) – В рукописи X века, находящейся в Пар. Имп. Библиотеке (Cod. Coisl. 303.) есть пространное житие преп. Георгия, писанное, как кажется, учеником его Антонием. В нем сказано, что преподобный был родом из Кипра, по смерти родителей удалился сперва в обитель, где игуменствовал его дядя, потом в лавру Каламона, близ Иордана, к брату своему Ираклиду; сей перевел его, еще безбрадого, в обитель Пресв. Богородицы, именуемой Хозевитскою, в которой он и скончался, незадолго до нашествия Персов. – Обитель Хозевитская находилась между Иорданом и Иерусалимом, и основана преп. Иоанном. (3 окт.). Св. матери Домники. Родилась в царствование Феодосия Великого, в Карфагене. Приняв крещение от патриарха Нектария в Константинополе, подвизалась диакониссою в монастыре Захарии пророка до времен Зинона (474–491). Чет. Минея по Прол. и службе. (Act. SS. iann. 1in notia ad Kal. gr. Мес. В. 10 янв.). В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Иулиана и Василиссы, и прочих с ними. Пострадали при Диоклетиане и Максимиане, по одним в Антиное египетском, по другим, в Антиохии сирийской. К дружине их принадлежат: Келсий, сын Маркиана игемона, производившего суд, Марионилла, мать Келсия, пресвитер Антоний, Анастасий, воскрешенный Иулианом, 20 воинов и 7 отроков братий, родственников импер. Карина (уб. 285 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Евангелии от Марка мы читаем о пророке Иоанне Предтече, что он до тридцати лет аскетично жил в пустыне и носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. Акриды — это съедобная саранча, которая водится в Палестине и Аравии. Саранча, согласно закону Моисееву, считалась чистым насекомым и принадлежала к разряду пресмыкающихся крылатых, ходящих на четырех ногах (Лев 11:21 ). Хотя существует и другая версия значения слова «акриды»: растительная пища, стручки, которые можно было перетирать и печь из них лепешки. 8. Иоанн был последним пророком среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля. 9. Лейтмотивом проповеди Иоанна Предтечи было покаяние. После долгих лет аскетической жизни в пустыне пророк пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом. 10. Иоанн Креститель был жестоко казнен — ему отрубили голову. Произошло это так. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздникУсекновение главы Иоанна Предтечи. 10 фактов о пророке Захарии и праведной Елизавете — родителях Иоанна Крестителя 1. Праведная Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. 2. Пророк Захария, отец Иоанна Предтечи, служил священником в Иерусалимском храме. 3. До самых преклонных лет Захария и Елизавета были бездетны, а неплодие считалось в древней Иудее карой за грехи. Это было причиной многих печалей четы и перетолков в народе (они претерпевали поношение между людьми (Лк 1:25)). Супруги недоумевали:т они поступали по всем заповедям Господним беспорочно (Лк 1, 5 — 25) и тем не менее не могли зачать ребенка. 4.

http://foma.ru/rozhdestvo-ioanna-2014.ht...

Святой Иоанн в темнице пробыл долгое время; его ученики собирались к нему; Иоанн часто поучал их добродетельной жизни, согласно закону Божию, и возвещал им об уже пришедшем в мир Мессии, к Коему он и посылал их, как об этом сказано и в Евангелии: «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» ( Мф.11:2–3 ). Он посылал вопросить не потому, что сам не знал; ибо как он мог не знать Того, Кого сам крестил и над Кем он видел Духа Святого, сошедшего с небес, относительно Которого слышал и голос Отца, свидетельствовавшего, и на Которого, наконец, сам указывал перстом, говоря: – «Вот Агнец Божий» ( Иоан.1:36 ). Иоанн посылал учеников своих вопросить Господа для того, чтобы ученики его своими очами увидели славные чудеса, которые творил Господь и дабы окончательно убедились в том, что Он (Иисус Христос) пришел спасти род человеческий. Спустя некоторое время наступил день, в который Ирод имел обыкновение совершать празднование своего рождения. Собрав всех князей своих, воевод, старейшин и тетрархов 5294 Галилеи, Ирод устроил для них великое пиршество ( Мк.6:21 ). Во время этого пиршества дочь Иродиады плясала и своею пляскою весьма угодила Ироду и возлежавшим вместе с ним; по научению своей жестокой матери она попросила у Ирода главу святого Иоанна Крестителя и получила просимое, ибо Ирод поклялся ей дать всё, что бы она ни попросила, хотя бы даже полцарства его. Окаянный не пожелал нарушить клятву свою, не пожелал огорчить мерзкую мать плясавицы, но забыл о том страхе, в силу которого он не решался до сих пор умертвить Иоанна, забыл также и о святой жизни его и, как упившийся вином, распалился намерением пролить кровь неповинную. И тотчас он послал палача в темницу, приказав усечь главу Иоанна и принести ее на блюде. Таким образом Предтеча Христов, за обличение беззаконного сожительства Ирода и Иродиадою, был усечен в темнице, уже поздно ночью; ибо то мерзостное пиршество святым Евангелистом Марком названо вечерей: " делал пир (говорит Евангелист) вельможам своим» ( Мк.6:21 ); эта вечеря затянулась далеко за полночь, и когда все уже сильно упились вином и достаточное время утешались пляскою упомянутой бесстыдной девицы, тогда-то и было учинено то неправедное убийство. И принесена была глава святого Иоанна на блюде посреди пиршества, причем кровь еще капала и (как сообщают некоторые) глава изрекала те же обличительные слова и после усечения, сказав Ироду:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: " Ты ли Тот? " , Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: " Да, Я Тот, иди с миром! " Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, - ничего, кроме одного грозного предупреждения: " Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну " . И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех - самый великий. Сегодня мы празднуем день усекновения... Празднуем... Слово " праздновать " мы привыкли понимать как радость, но оно же значит " оставаться без дела " , а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии? И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: " Верь до конца, и будь верен до конца! " . Аминь.

http://sedmitza.ru/text/1219593.html

Еще не пробили к утрени, как он отправился к игумену. - Что привело тебя в столь ранний час, отче? - Старче, мне только что было Божественное видение! Моя келия наполнилась ярким светом, и не успел я прийти в себя, как увидел перед собой Богородицу. Она смотрела на меня строго, но с любовью. Ее взгляд выражал печаль и одновременно покой. Она мне сказала: " Передай игумену и братии, чтобы в этом году Мой праздник праздновали торжественно, так как для людей нет большей потери, чем утрата веры. Пусть на Мой праздник соберутся жители всех деревень, и Я буду с ними " . Сказав это, Она исчезла. Игумен внимательно выслушал престарелого монаха и отправился в церковь. На праздник Успения из близлежащей деревни пришло множество паломников. Видение монаха передавалось из уст в уста, и вскоре о нем уже знали все деревни в округе. Святость жизни престарелого монаха была лучшим доказательством его подлинности. Даже епископ ставил этого монаха в пример для подражания. Многие монахи приходили к игумену и просили его исполнить волю Богородицы. И вот, через неделю после отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, монахи и деревенские жители услышали из игуменских уст радостную весть: - По благословению и благодати Пресвятой Богородицы, в этом году наш монастырь будет праздновать свой престольный праздник с торжеством, с которым мы не праздновали его уже на протяжении многих лет. Вы прекрасно знаете, что для нашего монастыря сейчас настали тяжелые времена. Поэтому мы и на сей раз не будем закалать тельца. Однако мы соберемся, чтобы торжественно отметить наш праздник. Новость быстрой птицей облетела горы и долины и распространилась по всем близлежащим деревням. Наконец у всех снова будет светлое торжество в честь Пресвятой Девы, все вновь соберутся вместе под сенью Ее благодати. Это событие могло быть только предзнаменованием хороших перемен. Быть может, Господь предвещал скорое наступление лучших времен. Еще накануне праздника монастырский двор начал заполняться народом. Большими группами приходили паломники из разных деревень, собрались все местные священнослужители, и началось торжественное богослужение.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/bo...

Как это было дико! Неожиданно и глупо, по человеческим меркам, все получилось: их учитель нес великое служение, он обличил царя в неправде (что это было со стороны св. Иоанна не «вторжением в чужую личную жизнь», а естественным продолжением его проповеди покаяния – этого ученикам объяснять не надо было). Было бы понятно, если бы царь велел обезглавить его за дерзость, так ведь нет: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6; 20). Стать жертвой придворной интрижки?!.. Быть обезглавленным по причине легкомыслия подвыпившего царя, бездумно давшего безумное обещание, и по тщеславию не посмевшего отказаться? Попасть во власть какой-то глупой, жестокой девчонки, разгорячившей своим танцем кровь Ирода? Умереть и даже по смерти подвергнуться надругательству торжествующей злодейки – ее матери? – как это все… мелко! Как это все, на первый взгляд, несопоставимо с его служением… После такой славы, такого непререкаемого авторитета (фарисеи боялись, что народ их побьет камнями, если они скажут, что крещение Иоанново было от людей, а не с небес (Лк. 30 – 33)), и такая нелепая смерть ! Да, именно так. Только не смерть его нелепа, а мы… Предтеча Господень обличает мир не только словами, не только своей праведной, аскетичной жизнью и, соответствующим ей, внешним видом, но и самой смертью. Его смерть нелепа?.. Нет, не смерть его нелепа, а наша жизнь с ее предпочтениями, пристрастиями, страхами. Вся абсурдность ситуации, когда жизнь и смерть пророка зависят не столько от царя, сколько от тех, кто умеет им манипулировать, играя на самых примитивных его чувствах и слабостях – это обличение абсурдности нашей жизни, нас с вами. Громадные по значимости события нередко происходят от чьих-то капризов и подлейших нравов. Не стоит всякий раз искать в решениях «сильных мира сего» солидных мотивов: «большие» люди зачастую руководствуются мелочными, низменными основаниями, но последствия их решений, продиктованные будь то трусостью или глупостью, жадностью, завистью или мстительностью – масштабны в силу их высокого положения.

http://pravmir.ru/prazdnik-useknoveniya-...

Мир не любит чуждое ему, сопротивляется всему, что не от него, всеми путями удерживая своих чад и, по возможности, засасывая в себя тех, кто дерзает называть себя чадами Божиими. Засасывая разными путями и многообразными приманками: кого банальной жаждой земных благ, а кого-то, например, благими намерениями создания общества победившего Православия, иных же первым под предлогом второго. Ирод, «по понятиям» своего времени, не совершил ничего особенного: он остался верен данному, хоть бы и спьяну, слову; казнил того, над чьей жизнью был властен в соответствии со своим положением и действующим законодательством; он даже не стал придумывать в свое оправдание никаких искусственных обвинений в адрес Проповедника покаяния и не начал кому бы то ни было объяснять, что обличителю царственной особы лучше быть усекнутым, нежели попасть в руки его супруги, а так он, «как царь земной, преподнес Царю Небесному» Его Предтечу… Эта казнь не привела к народному восстанию, как Ирод опасался (отчасти из-за чего не убил его раньше). Не потому ли, что «по понятиям» мира сего он был прав? Он, если «по понятиям», получается, а вот с Предтечей – неувязочка. Так хорошо начал: жил годами в пустыне, поражая всех своим аскетизмом, затем проповедовал покаяние народу, наконец, был заточен в темницу за обличение царя, что, опять же, вполне логично вписывается в контекст пророческого служения, и теперь не хватает лишь финальной сцены хрестоматийного диалога между царем-мучителем и пророком-мучеником, в итоге которого мученик отказывается поступиться своей верой и подвергается казни конкретно за пророчество и в ответ на обличение… Так нет же! Пророческие поучения были Ироду в удовольствие, или как в славянском тексте – «в сладость», и в темнице-то он его хоть и держал (непорядок иначе, всё ж царской особе посмел «досадить»), однако же охотно с ним советовался и по совету его поступал. Казалось бы, пророк пострадал не «при исполнении», а по недоразумению, из-за трагичного стечения обстоятельств. Не за пророчество ведь или обличение Ирод велел его казнить, а ни за что… Просто «так получилось»: если бы не спьяну данное Иродом обещание при скоплении по случаю дня его рождения знатных и уважаемых людей, да не «понятия», да не привычка падчерицы (хорошая, кстати, привычка) обо всём с мамой советоваться, да если бы не ненависть Иродиады (единственная, кто из всех упомянутых имела что-то против Иоанна, да и то не по идейным соображениям, но исключительно по… как бы так политкорректней выразиться… по соображениям реализации половой свободы и осуществления социальных амбиций ,  а до его учения там никому дела-то и не было) – если бы не всё это, никакого отношения к пророческому служению Иоанна Крестителя не имеющее, то не исключено, что Ирод еще и освободил бы его со временем.

http://pravmir.ru/na-chto-posyagnul-ioan...

На левом клиросе — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», «Достойно есть», образ святого Серафима Саровского. На правом клиросе — «Иверская» икона Божией Матери, иконы святого Питирима Тамбовского и великомученицы Варвары. В южном приделе — икона святого преподобного Сергия Радонежского, на иконе надпись: «Икону сию сооружили православные воины действующей Армии на дальнем Востоке прихожане - родичи села Ивановка и деревни Анновка» — икона написана во времена русско-японской войны. Над царскими вратами икона «Тайная вечеря», на иконостасе — храмовая икона Иоанна Предтечи. На территории храма захоронен священник Александр Адамов, служивший в 20-е годы. Святыни [ править править код ] В храме Иоанна Предтечи села Ивановка находится чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте». Икона в 1995 году замироточила, чудо произошло 10 октября. Это событие задокументировано официально — в храме в это время находилось 24 человека. Миро источалось в различных местах иконы. Иногда оно появлялось в виде испарины, иногда большими маслянистыми каплями стекало вниз по иконе. Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений свидетельствовал о чуде мироточения иконы. В храме хранятся письменные свидетельства людей, получивших благодатную помощь и исцеление. Образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» размером 62х102 см написан на дереве по левкасу, приблизительно относится к XVIII-XIX векам. Места на образе, где краска от времени потрескалась и облупилась, заполнились застывшим миром, которое выравнило поверхность иконы. При мироточении сам образ стал светлее и обновился. 9 июля 2002 года в храме произошел пожар, который уничтожил купол и почти весь интерьер, но икона «Всех скорбящих Радость» необъяснимым образом осталась цела и невредима. Престольные праздники [ править править код ] Иоанн Предтеча, пророк - 7 июля (Рождество), 11 сентября (Усекновение главы), 6 октября (Зачатие), 20 января – Собор Контакты [ править править код ] Адрес: Тамбовская область, Сампурский район, село Ивановка, улица Дорожная, 12

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Иоанна_Пр...

Он стал аскетом, удалился в дикую и бесплодную пустыню, приготовляя себя к этому служению строгой жизнью, усиленным постом, молитвой и благоговейным размышлением о путях Божественного Промысла. Призванный особым глаголом Божиим на дело общественной проповеди, он пришел на берега Иордана и, действуя «духе и силе Илиив » ( Лк. 1:17 ), стал великим проповедником покаяния и смирения пред Богом. Здесь же он был удостоен стать Крестителем Господа нашего Иисуса Христа и возвестить о Нем, как об Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира. Святость Предтечи не только нашла себе всенародное признание, но и была засвидетельствована Самим Господом, Который сказал однажды Своим слушателям: «истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф. 11:11 ). Верный своему призванию – пробуждать человеческую совесть, отвращать людей от рабского служения греху и призывать их к духовному очищению чрез покаяние, св. Иоанн Предтеча был нелицеприятен. Он не останавливался – если это было необходимо – пред суровым обличением тех сильных и властных людей, которые, вопреки требованиям религии, которую они формально исповедывали, проводили свою жизнь в самодовольной праздности и нравственной распущенности. Евангелист говорит нам, что под такое суровое обличение Предтечи подпал и галилейский царь – четвертовластник Ирод Антипа, бросивший законную жену и вступивший в преступную связь с невесткой и племянницей – Иродиадой. Ирод предан был и другим порокам, потому что евангелист Лука свидетельствует, что Иоанн обличал его не только »за Иродиаду, жену брата его», но и " за все, что сделал Ирод худого» ( Лк. 3:19 ). Св. Иоанн Златоуст , имея в виду эти обличения и сравнивая ревность св. Иоанна Предтечи в защите попранной Правды Божией с ревностью великого пророка Божия Илии, говорит: «Кто обличил тирана? Кто защищал оскорбляемые законы Божии? Из богатых никто, а бедный и нищий, не имевший ни ложа, ни крова, житель пустыни Иоанн» (Полное собрание творений. СПб. Слово 2-е об Акиле и Прискилле, п. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010