Мы не знаем, каким образом Господь призвал Иоанна Крестителя. Нам известно только о том, как он родился, а вот каков был момент его призвания, как он вышел на проповедь — мы не знаем. Евангелие, в частности, Евангелие от Марка, отрывок из которого мы сегодня слышали, начинается с того, что «явился Иоанн, крестя в пустыне» (Мк.1:4), а откуда и как он явился, как Господь его готовил к этому служению, мы не знаем. Но евангелисты донесли до нас драгоценные свидетельства о его проповеди. И проповедь Господа Иисуса Христа начиналась с тех же самых слов, которые впервые прозвучали из уст Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3. 2). Господь Иисус Христос приходил на Иордан к Иоанну Крестителю не один и не два раза. Он приходил не только для того, чтобы принять от него крещение, но и еще несколько раз, о чем мы узнаем из Евангелия от Иоанна. И, опять же, евангелист не поясняет нам, почему Иисус приходил к Иоанну. Но Сын Божий слушал слова этого пророка, впитывал их, и потом приводил их и в Своей проповеди, по крайней мере, на начальном этапе. Проповедь Иоанна Крестителя оставила неизгладимый отпечаток на проповеди Иисуса Христа. И многие выражения, которые впервые произнес Иоанн, Христос потом применял в Своей проповеди, например, когда называл фарисеев и книжников «змиями и порождениями ехидниными» (Мф. 12:34). Есть некая таинственная связь между Иоанном Предтечей и Иисусом Христом. Эту связь можно проследить по всем четырем Евангелиям. И мы знаем, что когда Господь Иисус Христос узнал о смерти Иоанна Крестителя, Он удалился от учеников и молился Своему Отцу. О чем и о ком Он молился? О том ли, кто предуготовал Ему Его собственный путь, или Он молился о Самом Себе, предвидя то, что Его ожидает? Об этом мы не знаем. Но нам известно, что между Господом Иисусом Христом и Его Предтечей существовала глубокая духовная связь. И святая Церковь сумела эту связь распознать. Иоанн Предтеча — один из самых почитаемых святых в нашей Церкви. Не один и не два раза, а несколько раз в году мы совершаем празднование в его честь: мы вспоминаем его рождество, три обретения его мощей, усекновение его честной главы. Иоанн Предтеча незримо присутствует с нами в течение всего церковного года. И когда мы вспоминаем о Господе, о Его жизни, о Его искупительном подвиге, то рядом с Ним мы всегда видим Его Предтечу — того, кого Господь призвал, чтобы он уготовал Его путь.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В благодарность за труды по возрождению Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы Предстоятель Русской Церкви вручил настоятельнице обители игумении Афанасии (Грошевой) юбилейный крест, изготовленный по случаю празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В дар Иоанно-Предтеченскому монастырю Святейший Владыка передал старинный список Тихвинской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил высокие церковные награды. Во внимание к многолетнему служению на благо Церкви и усердным миссионерским трудам, а также за значительный вклад в развитие духовного просвещения и в связи с 70-летием со дня рождения председатель общества «Скиния» А.В. Бугаевский удостоен ордена свт. Иннокентия, митрополита Московского, I степени. А.В. Бугаевский — известный российский агиограф, церковный и общественный деятель. Им были составлены жития особо почитаемых византийских святых, организованы международные конференции, посвященные агиографии, гимнографии и иконографии святых IV-V bekob. При активном участии А.В. Бугаевского Церкви был возвращен Ипатьевский монастырь в Костроме, комплекс храмов и зданий Рязанского кремля, Иоанно-Предтеченского и Покровского монастырей в Москве, множество храмов и церковных строений в Московской, Рязанской, Костромской, Пермской и других епархиях Русской Православной Церкви. Во внимание к трудам на благо Церкви казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы монахиня Анувия (Виноградова) награждена орденом прп. Серафима Саровского III степени. Во внимание к помощи Иоанно-Предтеченскому ставропигиальному женскому монастырю г. Москвы председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции И.А. Яровая удостоена ордена прп. Евфросинии Московской III степени. По завершении богослужения Святейший Патриарх Кирилл посетил северный двор Иоанно-Предтеченского монастыря, где в прошлом располагался главный вход в обитель. Предстоятель Русской Церкви ознакомился с планами ремонтно-реставрационных работ по восстановлению исторического облика обители. Пояснения давали заместитель генерального директора музеев Московского Кремля по научной работе А.Л. Баталов, архитектор-реставратор монастыря А.В. Петрова и казначея монастыря монахиня Анувия (Виноградова). В 2015 году с ряда строений монастыря было снято оперативное управление Московского университета Министерства внутренних дел РФ, что позволило приступить к реставрации святых врат и северного двора. В советское время в северном дворике размещался спортзал университета МВД. В настоящее время спортзал демонтирован, планируется восстановление северной галереи, соединяющей святые врата с собором обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4215675.ht...

Когда Иисус Христос пришел из Галилеи на Иордан креститься: Иоанн всенародно исповедал Его Агнцем Божиим, указуя на Него и говоря: се агнец Божий, вземляй грехи мира. По крещении Спасителя Предтеча опять всенародно исповедал Его Сыном и Агнцем Божиим, свидетельствуя, что Спасителя, Которого он прежде не знал, узнал по особенному откровению Божию, по сошествию на Него Св. Духа в виде голубя и по гласу Бога Отца. Аз видех, говорит Предтеча о Иисусе Христе, и свидетельствовах, яко сей ест Сын Божий. На другой день, когда Иоанн опять видел идущего Иисуса, объявил своим ученикам: се Агнец Божий. Двое из учеников Иоанновых, по указанию учителя своего, пошли за Христом ( Ин.1:29–37 ). Впоследствии Иоанн и еще неоднократно свидетельствовал ученикам своим и народу о Спасителе, что Он есть грядый свыше, с небесе, над всеми есть ( Ин.3:31 ). Так Иоанн предшел пред лицем Господним, уготовляя пути Ему и дая уразуметь людям спасение во оставлении грехов их ( Лк.1:76–77 ); и посему назван Предтечею Христа Спасителя. Исповедавших грехи свои Иоанн крестил в Иордане, посему он называется и Крестителем. Дело своего великого пророческого служения Иоанн совершил так, что он, по словам Господа, есть болий всех рожденных женами: бе светильник горя и светя: Иудеи радовались в час светения его ( Uh.V:35 ). Прииде Иоанн путем праведным ( Мф.21:32 ). Все почитали Иоанна, яко Пророка, мужем праведным и святым. Некоторые, видя великие чудеса Иисуса Христа, считали Его за Предтечу ( Мф.16:14 ), и враги Христовы боялись сказать, что крещение Иоанново было от человек ( Мф.21:26 ). Предтече Господа, предварившему Его своим рождеством и проповедию, надлежало предварить и добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, своими страданиями, смертию и сошествием во ад для проповеди евангелия и во аде содержимым душам праотцев, о явлении в мир чаемого Мессии. Христос пострадал за грехи человеческие: так Предтеча Его, по беззаконию Иродову, предварил Спасителя своею мученическою смертию. Ирод Антипа, властитель Галилеи, сын старшего Ирода, избившего своих родственников и детей вифлеемских, злого корня злая отрасль, четверовластник Галилеи, поял себе в супружество сначала дочь Арефы – царя аравийского, но, прельстившись красотою Иродиады, жены Филиппа, брата своего, беззаконно оставил свою первую жену и поял братнюю. Даже и тогда Ирод не должен был принять ее к себе в жену, если бы умер Филипп, потому что она имела дочь: а закон Моисеев повелевал брать в жену только ту братнюю вдову, которая после мужа своего оставалась бездетною ( Втор.25:5 . Мф.22:24–25 ). Беззаконие же Ирода было тем тягчее, что Филипп, по свидетельству истории, был жив. Такого беззакония не стерпел ревнитель закона, обличитель неправд человеческих, проповедник покаяния и царствия Христова, св. Иоанн Предтеча Господень, и обличал Ирода пред всеми: не достоит ти имети жену Филиппа брата твоего. Негодуя на обличителя, Ирод повелел заключить его в оковы и крепость Махерунт, близь аравийской границы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Однако имеет ли это отношение к нам – «простым смертным»? Если мы не цари, не правители, не олигархи, то в чем обличение именно нашей жизни? А в том, что или мы, «соработники у Бога» (1 Кор. 3; 9) в Его правде, или мы соучастники маразма мира сего. В зависимости от того, чем живем, какие ценности исповедуем. Причем под «исповеданием» следует понимать не одну лишь декларацию своей приверженности тем или иным идеалам, но образ мыслей и действий. Но как мы норовим свою приверженность миру сему прикрыть мнимой «ревностью по Бозе»! Вспомним, как еще недавно было взбудоражено общество психозом по поводу штрих-кодов и грядущего клеймения на лоб и десницу. Оставив в стороне лозунг «жидомасонство – это либерализм плюс всеобщая микрочипизация», обратим внимание, что в технических средствах нуждается только «кровь и плоть», но «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6; 12). Согласно святоотеческому мнению, «начертание» на лоб – это обмирщенный, лукавый образ мыслей, а на руку – соответствующий образ действий. И вот это наиболее серьезно, потому что будут вживлять чипы, не будут – пока мы суетимся по этому поводу, отвлекаясь на неактуальное, на нас мало-помалу безо всяких ультрасовременных технологий проступают печати антихристовы: в искажении учения Христова и ложном благочестии. Смерть Предтечи Спасова Иоанна, как и жизнь его – призыв к покаянию. Призыв обличающий, т.е. выявляющий, вскрывающий абсурдность подоплеки как «исторических решений», так и культа «богатых и знаменитых», а равно и ненависти к слою преуспевающих – продиктованной банальной завистью, усиленно прикрываемой реверансами в сторону добродетелей бескорыстия и нестяжательства – все это единое пространство суеты, поглощающей человека, подчиняющей себе его волю, пригибающей к земле его дух (в том числе и под предлогом возвышенных идеалов). «Что всуе мятемся?» – вздыхаем мы с прп. Андреем Критским. Пожалуй, в этих словах – весь смысл постничества. Дни, посвященные памяти Иоанна Крестителя, всегда постные. Но аскетизм Предтечи не исчерпывается простотой и жесткостью жизни. Это лишь средство. Цель – освобождение от суетного: прельщающего, неволящего, мертвящего.

http://pravmir.ru/prazdnik-useknoveniya-...

После закрытия храма в конце 1930-х годов с него сбили кресты, переоборудовали внутри. В 1980 г. помещение занимало специализированное управление 56 Главмосстроя. В 1992 г. храм возвратили Русской Православной Церкви. За его восстановление взялась община церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. В 1992 г. водрузили восстановленный крест. В праздник Вознесения Господня 3 июня 1992 г. вновь освятили главный алтарь. В 1991 г. художник Ирина Старженецкая и скульптор Анатолий Комелин приняли участие в украшении храма. Стены Прокопьевского придела были покрыты новой росписью, где, наряду с традиционными изображениями на сюжеты Евангелия, были введены сюжеты Крещения Руси и Успения Прокопия Устюжского. Снаружи в устои восстановленной церковной ограды и стены храма вмонтировали небольшие плиты, на которых в невысоком рельефе и своеобразной стилистике представлены столпники, святые, Распятие и Усекновение главы Иоанна Предтечи, Прокопий Устюжский и Устюжское Благовещение, Семь спящих отроков эфесских и другие композиции. В 1997 г. был открыт дом причта, в котором находятся трапезная и воскресная школа. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и и часовни С 1830-х г.г. в народе широко распространилось название храма «Малое Вознесение», в отличие от «Большого Вознесения» - более новой церкви Вознесения за Никитскими Воротами (1827-1848). Первое упоминание о деревянной церкви относится к 1584 г. В 1629 г. здание было уничтожено пожаром. Каменный храм возвели в 1634 г. В 1680-е г.г. он перестраивался, к нему был добавлен южный придел святых Прокопия и Иоанна Устюжских. В 1737 г. здание пострадало от пожара и было восстановлено в 1739 г. При этой реконструкции к нему пристроили северный придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1764 г. храм был надстроен восьмиугольным барочным барабаном, увенчанным одной главкой. В начале XIX в. увеличен южный придел, сооружена арочная галерея, примыкающая к северному приделу, построена теплая паперть. В 1831 г. храм был украшен новым иконостасом. В 1876 г. церковь была перестроена по проекту архитектора А.А. Мартынова. В 1902 г. в храме проведены реставрационные работы.

http://sobory.ru/article/?object=02266

Сын Божий естественный, желая, чтобы сыны Божии приобщенные были сообразны Ему на земле не в чем-либо ином, как в страданиях, показал это Свое хотение при Своем рождестве. Ибо, сойдя с неба в землю, чтобы возвести от земли на небо род человеческий, и родившись от Пречистой Девы в Вифлееме, тотчас же дарует спасение четырнадцати тысячам младенцев, подобных Ему в младенчестве, и дарует его не иначе, как только мученичеством, чтобы те, которые будут сообразны Ему в небесной славе, прежде всего были сообразны Ему на земле в страдании. Ныне празднуемый святой Иоанн Предтеча явил себя сообразным Спасителю в страдании, на что хорошо указывает и самый настоящий день пятничный – день воспоминания о двух тех смертях. И когда воспоминание о двух смертях соединяешь в одно место, то видишь как бы одну истину. Взят и связан Христос: «Взяли и связали Его» ( Ин. 18:12 ). Взят и связан святой Иоанн, ибо «Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду» ( Мф. 14:3 ). Умирает Иоанн в темнице; и во время смерти Христовой тьма была по всей земле ( Лк. 23:44 ). Христос преклонил на Кресте главу Свою, Иоанн преклонил главу свою под меч; и оба проливают кровь свою. Иоанн пострадал за истину с радостью. Христос, Сама Истина, пострадал за наши неправды: «Тот грехи наши понес» ( Ис. 53:4 ). Так, сообразуясь между собой в смерти, Господь и раб, Христос и Предтеча беседуют друг с другом по Писанию: «Возлюбленный Мой Мне, и Я ему» ( Песн. 2:16 ), Христос говорит: «Возлюбленный Мой Иоанн, раб Мой и Предтеча Мой подобен Мне, а Я ему». Иоанн же отвечает: «Иисус Христос, Господь Мой, «у Которого я недостоин развязать обувь на ногах» ( Деян. 13:25 ), сообразен мне, ибо принял на Себя образ мой, и я подобен Ему, умирая от беззаконного Ирода, как Он от синагоги иудейской». Разве только в том можно усмотреть между ними разницу, что Христос умер на Кресте, а Иоанн усечен мечем. Но это случилось для того, чтобы сбылись слова, сказанные Иоанном: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин. 3:30 ). Христос возрос высоко, вознесенный выше всех на Кресте, Иоанн же умалился мечом и отпавшею от тела на землю главой поклонился до ног Христу Господу своему, до ног, стоящих на Кресте, что он предвидел пророческими своими очами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В наст. время известны 30 О. в рукописях и нотных изданиях с XII по XX в., в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники и Обиход, а также не включенных в певч. книги. По литургической принадлежности это песнопения будничного и воскресного богослужений: «Верую», «Свете тихий», тропарь «Воскресение Христово видевше» , богородичны «Преблагословенна еси» и «Достойно есть» , песнопения чина заздравной чаши «Днесь возгреме» и чина «мефимон» (т. е. великого повечерия (см. ст. Повечерие )) «Бесплотное естество херувимское», а также стихиры на «Слава, и ныне:» и на целование иконы в двунадесятые, великие и средние праздники: Сретение Господне, Успение и Покров Пресв. Богородицы, явление Ее икон Колочской и Владимирской, на памяти вост. святых (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, вмч. Пантелеимона, мучеников Маккавеев, вмч. Артемия) и рус. святых (св. блж. Прокопия Устюжского, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, блгв. князей Феодора Ростиславича, Давида и Константина Ярославских). Известны и внебогослужебные песнопения: «Трудолюбивый о Бозе песнорачителю…» на текст Тихона Макариевского под заголовком «Поучение учителево ученикам на виршу», а также покаянный стих «Милая моя братия». О. были заимствованы из Византии. В рукописях XII-XIII вв. содержится 3 О.: Успению Пресв. Богородицы «Богоначальным мановением», Усекновению главы св. Иоанна Предтечи «Днесь беззаконообразная мати», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господе». К сер. XVII в. их число достигает 17, а затем уменьшается. Наибольшее число О.- в 4-м томе Стихираря «Дьячее око» (РГБ. Ф. 379. 63-66). Одни О. присутствуют практически в каждой певч. книге Стихирарь или Праздники (напр., песнопения двунадесятым праздникам - Успению Богородицы и Сретению Господню), другие известны только по одному списку (О. сщмч. Ипатию, еп. Гангрскому - РНБ. ППК. С. 40. Л. 492 об.). Вместе с др. песнопениями знаменного распева О. пережили смену редакций в 3-й четв. XV в. и в 1669 г. На протяжении 3 веков постепенно происходило становление формы О. Первоначально О. не отличались от многогласников: терминология еще отсутствовала, гласовые обозначения проставлялись мелко, черными чернилами в крюковой строке. Чередование гласов может быть как регулярным, так и нерегулярным, притом что муз. текст имеет не больше разночтений, чем любые списки песнопений этого периода.

http://pravenc.ru/text/2581629.html

Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Рождество 8 сентября 12 сентября Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 25 ноября Благовещение 25 марта 26 марта Пресвятой Двунадесятые неподвижные праздники (продолжение) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Сретение 2 февраля от 2 до 9 от до 7 3 февраля до 9 февраля Успение 15 августа 23 августа Пресвятой Богородицы Рождество 25 декабря 31 декабря Христово Богоявление 6 января 14 января Преображение 6 августа 13 августа Господне Воздвижение 14 сентября 21 сентября Креста Господня Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Вход Господень в Иерусалим Вознесение в пятницу 7-й седмицы Господне в субботу, следующую за праздником В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники: Обрезание Господне (1 января). Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня). Св. апостолов Петра и Павла (29 июня). Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа). День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Праздники, особо чтимые Св. Церковью : Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября). Апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября). Собор Архистратига Михаила (8 ноября). Святителя Николая (9 мая и 6 декабря). Пророка Илии (20 июля). Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля). Владимирской Божией Матери (26 августа). Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября). Святителей Московских (5 октября). Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля). Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Изящные по внешней своей форме, песнопения эти отличаются обилием глубоких богословских мыслей и назидательностью, причем во вдохновенных песнопениях на основании древнейшего общецерковного предания, дополнительно к евангельскому сказанию, изображено и последовавшее по усекновении главы Иоанна Предтечи служение его в загробном мире или во аде. Представить с возможной полнотой таинственное событие служения святого Иоанна Предтечи во аде по богослужебным песнопениям, которые заключают в себе великие духовные сокровища, но по разным причинам остаются малоизвестными для огромного большинства чад Православной Церкви, и составляет задачу последующего изложения. О содержании этой проповеди Иоанна Предтечи так говорится в церковных песнопениях: «и сущым во аде проповедуеши душам, глаголя: спасение наше приближися» (служба 29 августа, [второй канон,] песнь 4, тропарь 3); «глас бо вопиющаго воззва… во адовых жилищах: врата возмитеся, Царь бо всех внидет» (песнь 9, тропарь 2); «проповедавый Христово пришествие сущым во аде, верою возвещая: болезни решаяй приходит Господь славы» ([второй канон,] песнь 8, тропарь 1); «возвещая сущым во аде веры сияние, призывающи светяще» (слава, глас 8 на малой вечерни). Предтеча Господень «умирает во главу усечен: яко да и сущым во аде со дерзновением благовестит, яко Бог сходит тамо пленити смерть» (на полиелеи седален, глас 8), или «да благовествует сущым во аде из мертвых воскресение» (там же). Так видим, что по основному предмету своему проповедь Предтечи во аде была тождественна с проповедью его во время земного служения: «да якоже на земли проповеда пришествие Его (Иисуса Христа), еще и во аде держимым бывшим душам проповесть Господне пришествие» (синаксарь праздника). На основании церковных песнопений следует заключить, что Предтеча Иоанн возвестил адским узникам, что уже пришел на землю Мессия как Искупитель, еще продолжает Свое общественное служение роду человеческому, что Он есть Сын Божий, вочеловечившийся ради нашего спасения, для того чтобы, взявши на Себя грехи всего мира, примирить и воссоединить людей с Богом Отцом Своим. Такая проповедь Иоанна Захариина во аде была действительно проповедью Предтечи Господня, ибо она предваряла проповедь здесь Самого Иисуса Христа («предвари бо во аде жизнь, проповедати сущым во тьме и сени смертней седящым»; на литии, стихира самогласна, глас 4), Который по смерти Своей, будучи телом во аде, душой яко Бог сошел в преисподняя земли (тропарь на часах Пасхи) и находившимся во аде душам провозвестил ( 1Пет. 3, 19; 4, 6 ) об открытии Его Царства, о необходимости покаяния и веры в Него как Сына Божия, Искупителя мира, о совершенном Им деле спасения людей, о Своей победе над смертью и адом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

А. также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов , самогласных тропарей и самогласных стихир , сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник ). Н. Томадакис связывает имя А. с созданием жанра 9-песенного канона , вытеснившего собой в литургической практике кондак . Самый известный канон А., шедевр визант. духовной поэзии,- покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в ВЗ и НЗ (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны свт. Григория Богослова, прп. Романа Сладкопевца. После 1204 г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу имп. Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завоевании К-поля латинянами ( Richard M.//ΕΕΒΣ. 1965. T. 34. Σ. 304-311). Также существует анонимный комментарий в рукописи ГИМ. Син. греч. 2/II (Влад. 312). А. писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы свт. Германа, прп. Иоанна Дамаскина, прп. Космы Маиумского. Кроме Великого канона А. принадлежат каноны на главные визант. церковные праздники, большинство из них включено в состав совр. богослужебных книг: каноны Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие св. Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам ап. Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, вмч. Георгия, мч. Кодрата, свт. Игнатия Богоносца, св. Феклы, свт. Николая, св. Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триодей (напр., трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресв. Богородицы, по Евергетидскому уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в слав. списках (ГИМ. Хлуд. 156, кон. XIII - нач. XIV в., Хлуд. 160, нач. XIV в.). Известно ок. 70 канонов, приписываемых А. ( Τωμαδκης. Σ. 206-209; там же список инципитов канонов, самогласных тропарей и стихир А.). Отличительные черты канонов А.: отсутствие акростиха , наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

http://pravenc.ru/text/115200.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010