Особенно Иродиада пылала на него яростию и хотела бы тотчас погубить его, но не могла, потому что сам Ирод хранил узника от жены, дышавшей против него злобою и убийством. Ирод, считая Иоанна мужем праведным и святым, которого он прежде слушал с удовольствием, я внимая словам его, делал много добра, боялся предать его смерти. Впрочем боялся не столько Бога, сколько народа, потому что все почитали Иоанна пророком ( Мф.14:5 . Мк.6:18–20 ). Итак, желая заградить праведные уста обличителя, Ирод томил его в темнице. «Иоанн обличая, говорит Златоуст, хотел разрешить душу Ирода, связанную грехом; а Ирод связывает того, кто хотел разрешить его. Но Иоанн связанный не преставал говорить, и заключенный в темницу продолжал обличать и учить». Иоанн долго содержался под стражею; к нему собирались ученики его. Поучая их жизни добродетельной и благочестивой, он не переставал свидетельствовать им о пришедшем в мир Мессии, и чтобы утвердить их в спасительной вере в Него, посылал их вопросить Господа: ты ли еси грядый, или иного чаем ( Мф.11:2–3 ). В 32 лето по Р. X., в день рождения Иродова, великий провозвестник и очевидец пришествия Христова и проповедник правды потерпел усекновение главы своей. Племянница Ирода – дочь нечестивой Иродиады, своею пляскою во время пира пред собранием вельмож, тысященачальников и старейшин, так угодила Ироду и гостям его, что он с клятвою обещал ей дать все, чего ни спросит она, даже до половины царства. Плясавица, по наущению матеря своей, просила дать тогда же на блюде главу Крестителя. Имея великое к нему уважение, но ради клятвы, хотя и неправой, и ради гостей своих не хотел отказать в беззаконном требовании. Отсеченную главу обличителя принесли на блюде и подали девице, а она вручила матери своей. Эта бесстыдная женщина колола иглою язык, обличавший ее нечестие ( Мф.14:6–12 . Мк.6:21–29 ). В 38 году вся армия Ирода разбита была в войне с Арефою за бесчестие его дочери. Иудеи это поражение приписывали наказанию Божию за смерть св. Предтечи, которого Ирод приказал обезглавить в темнице ради Иродиады. В 39 году Ирод Антипа сослан был Калигулою в заточение в Галлию, а потом в Испанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С марта же 1862 г. богадельня поступила под ближайшее управление особого заведывающего, каковым был сперва коллежский советник Дандре, а ныне действ. стат. совет. Сороченков. 17 августа 1808 г. помощник главного попечителя человеколюбивого общества поручил заведывающему учреждениями общества пересмотреть все уставы этих учреждений и исправить их, соответственно современным потребностям и средствам каждого учреждения. По сему г. Сороченков составил утвержденный 11 ноября 1868 г. устав богадельни. По этому уставу богадельня должна принимать бедных женщин, не могущих пропитываться собственными трудами. В заведении содержатся 100 призренниц всякого звания; сверх того, принимаются пенсионерки частных лиц, сколько окажется возможным поместить, с платою по 100 руб. в год. Ныне взимается по 300 руб. единовременно. Призреваемые, кроме квартиры с отоплением и освещением, пользуются столом, одеждой, обувью и медицинским пособием. Для управления заведением изданы в 1871 г. особые наставления. Церковь устроена одновременно с богадельнею, в одном из флигелей бывшей раскольнической молельни, и 11 августа 1857 г. освящена митрополитом Григорием, во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Она имеет вид продолговатой залы с овальным потолком и освещается 6 окнами. Потолок и стены окрашены разною краскою, пол в алтаре обшитъ красным сукном, а в церкви окрашен масляною краскою. Клиросы ограждены деревянной, вызолоченной решеткой. Иконостас вызолочен. Снаружи церковь отличается небольшим куполом и крестом. Престол и жертвенник деревянные; за престолом - образ Господа Саваофа и деревянный крест; пред жертвенником - распятие. В иконостасе, устроенном в 2 неполных яруса, кроме икон Спасителя, Божией Матери и храмового праздника, находятся иконы апостола Никанора, мученика Иакинфа и Павла исповедника. По сторонам Тайной вечери - образ Рождества Христова и Богородицы. Причт церкви состоит из священника и вольнонаемного причетника. С 1861 г. жалованья священнику полагалось 250 руб. сер. в год; в 1863 г. прибавлено на квартиру 180 руб., с 1864 г. жалованье увеличено до 300 руб. и квартирные деньги до 240 руб.; в 1877 г. положено на отопление 20 саж. дров или деньги, по соответственной цене. Причетник, при готовой квартире со столом, получает жалованье 100 руб. в год. Церковным хозяйством заведует совет человеколюбивого общества, через церковного старосту, на должности которого ныне состоит купец Александр Иванов.

http://sobory.ru/article/?object=11211

Только 4 М. переходят в категорию осмогласников: славники Сретению Господню «На херувимехо седяи/Иже на херувимех носимый», Успению Богородицы «Богоначальным мановением», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господи» и Усекновению главы Иоанна Предтечи «Днесь безаконообразеная мати». Остальные осмогласники и четверогласники были распеты заново. Первый четверогласник - славник Успению Богородицы «Придете празднолюбных собор» - впервые встречается в рукописях кон. XV - нач. XVI в., к нач. XVII в. их известно уже 4, к середине столетия - 12. Четверогласники находятся в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники, Обиход. У большинства из них порядок гласов 5, 6, 7, 8, пять из них созданы по образцу славника свт. Николаю Мирликийскому «Вострубим трубою песнеи» и имеют тот же инципит. В единичных случаях четверогласники распеты на нечетные гласы (тропарь «Днесь спасение» - на гласы 1, 3, 5, 7, славник св. Василию Блаженному «Придете рустии собори» - на гласы 5, 7, 3, 1 и богородичен «Достойно есть») или на четные гласы (тропарь «Воскрес из гроба» и «Достойно есть»). Наибольшее количество четверогласников наблюдается в рукописях РГАДА. Ф. 381. 319 и РГБ. Ф. 379. 64-66. Лишь немногие песнопения сохранили нерегулярную смену гласов внутри текста, и только в одном случае использован термин «троегласен» (ипакои по 3-й песни пасхального канона «Предвариша утро яже с Мариею» в ркп. РНБ Погод. 424. Л. 429 - гласы 4, 5, 6). В XVI в. М. встречаются редко, в большинстве случаев те же тексты не имели гласовых обозначений. Однако традиция не была забыта. Примером может служить рукопись РНБ. Q.I.184, известная своей архаичностью. В ней записаны М. Усекновению главы Иоанна Предтечи «О дивное чюдо как глава носима на блюде» (Л. 192, гласы 8, 2, 8) и чина нощи Великого пятка «Тебе одеющагося светом яко ризою» (Л. 273 об., гласы 5, 4, 1), зафиксированные ранее соответственно в Стихираре XII в. БАН 34.7.6 (Л. 198) и в рукописи XV в. РГБ. Ф. 304. 408 (Л. 277 об.) с тем же порядком гласов. В кон. XVI - нач. XVII в. М. вновь появляются в певч. книгах. Смены гласов уже не варьируются от списка к списку; напр., стихира святым Константину и Елене (21 мая) «Свете пресветелыи» содержит смену гласа с 5-го на 1-й (РНБ. Q.I.512. Л. 546; Кир.-Бел. 586/843. Л. 576; 665/922. Л. 290 об.). Некоторые песнопения сохраняют традиц. порядок, установившийся в предшествующий период. Напр., стихира на Воздвижение Креста «Глас пророка твоего Моисея» в рукописях сер. XV в. РНБ Кир.-Бел. 637/894 (Л. 6) и 1-й пол. XVII в. РНБ. Кир.-Бел. 593/850 (Л. 60) имеет один порядок гласов: 8-й глас сменяется 4-м. Однако встречается и другая практика. В стихире Рождеству Богородицы «Неплоды бесчадена Анна» порядок гласов нестабилен: в рукописи РНБ. Кир.-Бел. 637/894 (Л. 3 об.) - 4, 4, 2, в рукописи XV в. РНБ. Кир.-Бел. 9/1086 - 4, 2, 4, 2, 4, а в РНБ Кир.-Бел. 593/850 (Л. 589) - 4, 5. В некоторых списках гласовые обозначения могут отсутствовать притом, что крюковая строка остается неизменной.

http://pravenc.ru/text/2563868.html

11 сентября в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла у восточной стены Новодевичьего монастыря я совершил освящение закладного камня восстанавливаемого храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Глубоко символично, что решение о воссоздании Предтеченского храма, взорванного в 1812 г. захватчиками, принято в год 200-летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне 1812 года. 16 сентября в Троицком соборе города Подольска, построенном в честь победы над Наполеоном, я с Преосвященными викариями и духовенством совершил Божественную литургию. В городском районе Кутузово был открыт и освящен памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову, увенчанный изображением Архистратига Михаила — небесного покровителя великого полководца. Ряд священнослужителей и мирян, принявших участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, были удостоены Его Святейшеством награждения памятными медалями. 6 декабря, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Кирилл посетил с Первосвятительским визитом Подмосковье и совершил богослужение в Александро-Невском храме города Егорьевска, в котором были проведены широкомасштабные реставрационные работы, и храм принял участников торжеств во всем своем великолепии. Я благодарю за организацию Первосвятительского визита и усердные труды благочинного церквей Егорьевского округа, настоятеля Александро-Невского собора игумена Никодима (Лунева). О Подмосковном правительстве Уходящий год принес перемены в руководстве Московской области. Завершил свою деятельность в должности губернатора Борис Всеволодович Громов. 11 мая в должность главы области вступил Сергей Кужугетович Шойгу. За небольшой срок его губернаторства между епархией и администрацией сохранялись доброжелательные отношения. В ноябре на должность исполняющего обязанности губернатора Московской области был назначен Андрей Юрьевич Воробьёв, с которым установились отношения в духе ранее сложившегося конструктивного соработничества.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2662607...

Сегодня, 07 июля 2016 года, когда православное христианство празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, у стен храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, что находится у восточной стены Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря, с утра собрались многие видные богослужители, меценаты, представители государственной власти, СМИ, строители, паства. Вскоре прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По русскому обычаю, хлебом-солью у входа в храм его встретил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Все проследовали в храм, где отслужили праздничный молебен. Затем Патриарх Кирилл крестным ходом проследовал вокруг церкви и у её входа сотворил молитву, освятив таким образом восстановленный Иоанно-Предтеченский храм. Новоосвященному храму Патриарх Кирилл подарил Шестоковску икону Божией Матери (в репродукции). Перед всеми собравшимися Патриарх Кирилл сказал слово:«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и с освящением в честь этого великого Божиего угодника сего святого храма! Храм восстановлен у стен Новодевичьего монастыря - в центре нашей столицы. После того, как храм предстал пред всеми, кто имел желание его увидеть, в этом замечательном виде, в окружении прекрасного парка, наверное ни у кого не возникает мысли о том, что храм каким-то образом нарушил гармонию этого места. Мы знаем, что нередко ныне строительство храмов сопровождается протестными действиями. Кто-то, может быть, делает это по злому умыслу, а кто-то по неведению. И тем, кто протестует иногда против строительства храма в местах, подобных тому, на котором воздвигнут этот храм, я бы очень рекомендовал приехать к стенам Новодевичьей обители и увидеть, насколько гармонично, прекрасно вписывается храм в окружающую среду. А иначе и быть не могло. Недаром наши благочестивые предки всегда для строительства храмов избирали самые красивые, самые высокие места. Что было бы с Россией, каким был бы ее лик, если бы не сохранились хотя бы немногие из тех замечательных храмов, которые сегодня украшают наши города и села?

http://sobory.ru/article/?object=34914

Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

В 1812 году, когда в Москву вошел Наполеон, монахини тайно ушли в Хотьков монастырь. Имущество монастыря было разграблено и сожжено. Решением Священного Синода 1813 года Ивановский монастырь был упразднен, а в 1859 году по ходатайству Московского митрополита Филарета (Дроздова) государь император Александр II утвердил проект восстановления обители. В начале 1860 года началась ломка ветхих зданий монастыря. Однако строительство затянулось почти на 20 лет. С возобновлением в 1879 году монастыря при нем были организованы церковное училище для девочек-сирот и больница для монахинь всех московских монастырей, иконописная школа для сестер обители, ясли для детей-подкидышей. К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом Первой Мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, шили белье для русской армии. Уже в 1918 Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь – «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елисаветинская церковь продолжали действовать как приходские, при них проживали около ста насельниц. В 1926 году храмы были отобраны. Монастырский Собор святого Иоанна Предтечи присмотрело для своего хранилища Губернское архивное бюро, а Елисаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства. Затем в монастыре находилась школа НКВД, позднее МВД. В 1992 году монастырь был передан Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II монастырь был приписан к храму святого князя Владимира. В его восстановлении активно участвует Московское благотворительное братство святого равноапостольного князя Владимира. Сейчас в монастыре силами Братства открыта часовня Усекновения главы Иоанна Предтечи, реставрирован больничный корпус, восстановлен и освящен больничный храм преподобной Елисаветы. Первая служба в храме состоялась 28 апреля 1995 года, в пятницу Светлой седмицы, когда празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный Источник». 8 сентября 2002 года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, в котором воссоздана уникальная живопись.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В XIX веке вместо обветшавшего храма был построен новый, ныне существующий собор с приделами Покровским и Предтеченским. Начало его строительству было положено 25 июня 1854 года, а окончен и освящен полностью в 1867 году. План собора был снят с плана собора в Гатчине, о чем было написано в Рязанских епархиальных ведомостях за 1897 г. Из древних и ценных реликвий, которые находились в соборе, были: Евангелие печати 1677 года, подаренное царевичем Алексеем Михайловичем с собственноручной надписью, а также ружная грамота царя Алексея Михайловича 1672 года на выдачу годового жалованья соборному причту и икона Иоанна Предтечи, присланная Иоанном Грозным (или Алексеем Михайловичем - по мнению других историков прошлого) для молитвы о сыне. В 20-х годах ХХ столетия был закрыт; перед этим некоторое время находился в распоряжении обновленцев. В 1936 г. по ходатайству филиала рязанского Аэроклуба горисполком решил  устроить парашютную вышку на бывшей колокольне собора. В 1960 году соборная колокольня была разобрана. Вознесенский собор возвращён Церкви в 1998 году. В 2001 году с помощью благотворителей началось восстановление Вознесенского собора. Торжественное освящение его состоялось 1 июля 2002 года. Его возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении пяти иерархов: Рязанского и Касимовского Симона, Нижегородского и Тамбовского Евгения, Шацкого Иосифа, Дмитровского Александра и Сергиево-Посадского Феогноста. Среди сонма священнослужителей в сане архимандрита был ныне здравствующий Нижегородский архиепископ Георгий. Боковые приделы собора: правый – Покрова; левый – Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В настоящее время освящен только правый придел. С 2006 года в праздник Вознесения Христова в Воскресенском соборе со всех храмов собираются Крестные ходы на молебен. http://www.ryazeparh.ru В центре Соборной площади Касимова возвышается громадный Вознесенский собор, возведённый в 1854-1862 гг. по проекту рязанского губернского архитектора Н. И. Воронихина. Его колокольня, бывшая самой высокой вертикалью города, разобрана в 1960-х гг. Собор построен в стиле архитектуры второй пол. XIX столетия с применением в декоративной обработке фасадов не только ложнорусских мотивов, но и татарских. Несмотря на то, что настоящий собор был построен в XIX в., его история началась значительно раньше. В 1571 г. Касимов вошёл в состав окраинных укреплений на востоке Московского княжества и описывался в писцовых книгах Петра Воейкова и Постника Ракова, составленные в 1627 г., как деревянный город, в котором имеется " соборная церковь Вознесения Христова, древяна клецки, да у той церкви придел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, а в церкви образ местной Вознесения Христова в киоте на краске, а пред образом свеча поставная, двери царския и сень и столпцы на краске, перед деисусом шесть подсвечников деревянных, паникадило медное... "

http://sobory.ru/article/?object=00860

Храм строится всегда с молитвой, во благо людей, с надеждой на то, что через молитву в храме люди будут жить более полной и счастливой жизнью. Храм — это всегда святыня, это место духовного успокоения людей, место их встречи с Господом. Дай Бог, чтобы в нашем Первопрестольном граде успешно продолжалось строительство новых храмов, и чтобы по всей Руси продолжалось созидание храмов — везде, где в них есть потребность. И мы верим, что этот обновленный лик исторической Руси долгие-долгие годы, дай-то Бог, чтобы столетия, продолжал вдохновлять людей и помогал обращать им взор к небу. Хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Ювеналий, всех, кто принимал участие в решении вопроса о строительстве на этом месте храма святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, наши государственные городские власти во главе с мэром Собяниным Сергеем Семеновичем и его команду, которая содействовала строительству на этом святом месте. Также хотел бы выразить благодарность строителям, благоукрасителям и всем, кто сегодня здесь присутствует, за труды и молитвы». Это был репортаж с места события. И ещё небольшой комментарий. В 2012 году, когда Россия праздновала 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, Президент России Путин В.В. и Патриарх Кирилл приняли решение восстановить взорванную в ходе той войны французами Иоанно-Предтеченскую церковь. В сентябре 2012 года, во исполнение решения митрополит Ювеналий освятил закладной камень на начало строительства, а спустя 3 года - 18 сентября 2015 г. он освятил и кресты на купола церкви. Восстановление храма осуществил по собственным проектам Московский архитектор Уткин Илья Валентинович. Сегодня в Москве восстановлен древний храм Усекновения главы Святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна на Девичьем поле. Этот храм- современник Новодевичьего монастыря. Как и весь монастырь, его возведение стало исполнением обета великого князя за присоединение Смоленска, древней отчины русских князей. Концепция возрождения Иоанно-Предтеченского храма

http://sobory.ru/article/?object=34914

Первый и главный пещерный храм Лядовского монастыря посвящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. С внешней стороны этого храма возвышается огромный монумент - неотесанная глыба известняка, которая сверху донизу покрыта многочисленными древними надписями на разных языках и разными эмблематическими изображениями, которые делались посетителями и паломниками этого монастыря. Это можно считать единственной известной нам древней монастырской летописью, сохранившейся до наших дней. Внизу под храмом и слева от него также сохранились древние крипты-костницы. Второй храм соединен с первым переходом в толще меловой скалы, и посвящен в честь Святой великомученицы Параскевы названой Пятницей. Третий храм был создан в память самого основателя этого монастыря, преподобного Антония, и находится рядом с кельей преподобного, соединяясь с ней пещерным переходом. Предметом особого поклонения православных верующих на монастырской горе и в лядовских храмах снова стали две святыни. Первая - каменный крест для обозначения, что территория монастырская, находится под защитой Бога. Второй святыней является старинная, очень почитаемая икона Усекновения честной главы Крестителя Господня Иоанна. Она с давних времен считалась чудотворной. А между тем в Лядово церковь жила единственным - жизнью со своими прихожанами. С 45-х годов XIX в. два лядовских священнослужителя - Григорий Янковский и Владимир Стефановский, внесли значительный вклад не только в развитие душепастырской, но и просветительско-образовательного дела в своем крае. Именно тогда Лядовский монастырь стал превращаться в заметный хозяйственный центр Подолья. Лядовскому церковному приходу принадлежало более 50 десятин земли в долине у Днестра, особую экономическую значимость приобрели знаменитые Лядовское ярмарки, которые ежегодно проводились под покровительством Лядовской обители в ее главный престольный праздник - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1938 году по Днестру проходила граница с Румынией. Под командованием генерала Карбышева здесь строилась секретная линия обороны. Один из дзотов, согласно плану, расположили у подножия монастыря. Советская власть, которая объявила прихожан врагами народа и контрабандистами, приказала взорвать монастырь. Церкви и колокольня взлетели в воздух. Сила взрыва была такой, что часть купола церкви Иоанна Предтечи люди видели в Днестре.В реке же, по свидетельству очевидцев, оказался и главный колокол Лядовского монастыря. Уничтожены были также все пристройки: двухэтажная галерея, восьмикупольная церковь - пристройка к большой и маленькой церкви, все иконостасы, колодцы. После того варварского действа часть старинных книг и икон, которые были в церквях, передали в Слободу-Яришевскую церквь, а часть, в том числе уникальные иконы, написанные на цинковых пластинах киевским художником Дудкевичем, были разворованы и безвозвратно потеряны.

http://sobory.ru/article/?object=23607

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010