Возрождение обители началось в 1998 году с приходом братии из Почаевской Лавры. Их появление стало словно знамением, воскресением почти через десять веков деяний Преподобного. Игуменом монастыря был назначен иеромонах Антоний. В 2013 году, когда будет праздноваться 1000-летие Лядовского монастыря, он может появиться возрожденным в полной своей красе. В честь Ватопедской иконы Божьей матери в Лядовский обители в 2009 году был построен и освящен храм на третьем этаже братского корпуса. Престольные праздники Лядовского обители: 11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 10 ноября - Святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей 3 февраля - Иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение» 23 июля - Преподобного Антония Печерского Убранство храмов в монастыре, иконостасы, киоты, иконы изготавливаются из долговечного материала - камня и смальты. Братия монастыря, строители, каменотесы и иконописцы освоили искусство резьбы по камню и мозаику. Источник: Винницкая епархия Украинской Православной Церкви Комплекс расположен на скальной террасе 90-метровой горы, возвышающейся над Днестром. К нему ведет каменистая крутая тропинка. В первой половине XVIII в. в гротах находился василианский монастырь, упраздненный в 1745 г. Ансамбль памятника состоит из трех пещерных церквей: Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы Пятницы и Антония Печерского. Церкви Иоанна Предтечи и Параскевы Пятницы размещены в двух смежных гротах (теперь значительно разрушены) со сложной в плане конфигурацией и соединены проходом. В 1848 г. к церкви Иоанна Предтечи был пристроен придел, верхний ярус которого служил колокольней. На небольшом расстоциии от этих церквей расположен грот-церковь Антония Печерского (1894 г.). «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Строитель», 1985 г., т. 2. Церковь монастыря пещерная. В церкви Иоанна Предтечи была икона «Обретение главы Иоанна Предтечи» - не старше 16-17 в.в. (Широцкий К. «На развалинах Бакоты». - Литературно-научный вестник, 1912 г., 1, с. 79).

http://sobory.ru/article/?object=23607

Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился со словом к участникам богослужения: «Только что мы вознесли особые прошения на сугубой ектении о тех, кто страдает страшным недугом винопития, недугом, разрушающим здоровье, саму жизнь нашего народа. Священный Синод Русской Церкви постановил день 11 сентября, посвященный памяти злодейского убиения через отсечение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которое было совершено на пиру пьяным Иродом, посвятить особой молитве о тех, кто страдает этим пристрастием. Призываю всех помолиться сейчас. Я прочитаю особую молитву, которая сегодня возносится во всех храмах нашей Церкви. Верим, что благодать Божия способна из камней сих соделать  детей Аврааму (см. Мф 3, 9) , исцелить самый страшный недуг и поставить людей на путь духовного и физического возрождения, без которого не может быть и возрождения нашего Отечества. Помолимся». После молитвы о страждущих недугом винопития Святейший Патриарх Кирилл вознес у Престола молитву о мире на Украине. За Божественной Литургией Святейший Владыка рукоположил во пресвитера диакона Михаила Кривошеева, клирика храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино. Проповедь перед Причастием произнес священник Николай Мальцев, клирик Иоанно-Предтеченского монастыря. Затем епископ Солнечногорский Сергий огласил Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости . По окончании Литургии настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы игумения Афанасия (Грошева) приветствовала Предстоятеля Русской Церкви и преподнесла Его Святейшеству образ небесного покровителя обители Иоанна Предтечи. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Затем Святейший Владыка огласил указ, согласно которому в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, в связи с празднованием в 2015 году 600-летия основания обители, благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш...».

http://patriarchia.ru/db/text/4215675.ht...

По такому принципу, очевидно, установлен срок празднования Преображения Господня. В нынешнем году к 1-го августа заканчивается чтение той главы Евангелия от Матфея, где содержится повествование о Преображении Господнем, а именно, главы 17-ой. Устав и приурочил праздник в честь этого события к постоянному числу месяца: к 6-му августа. То же нужно сказать и о празднике Усекновения главы Предтечи. Скорбное повествование о мученической кончине св. Иоанна Предтечи изложено наиболее полно в сравнении с другими евангелиями у евангелиста Марка. Последовательное чтение евангелия от Марка в нынешнем году начинается 22 августа; а в минувшем, 1966-м году, чтение его начиналось 2-го августа, и в последние дни августа прочитывалась шестая глава этого евангелия, в которой находится рассказ о пире у Ирода и убиении Предтечи. В связи с этим, несомненно, праздник Усекновения приурочен к концу августа, именно, к 29-му числу этого месяца. Какое значений имеет вынос Креста, с поклонением ему и особым богослужением в августе, и почему он приурочен к 1-му августа? Прямое основание для ответа находим снова в Евангелии. После насыщений четырех тысяч человек семью хлебами и двумя рыбами в пустыне и после исповедания ап. Петром Иисуса Христа Сыном Божиим, – читаем в Евангелии – «с того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему Нужно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, и первосвященников и книжников, и быть убиту и в третий день воскреснуть»; вслед за сим Господь прибавил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Эта беседа была за шесть дней до события преображения Господня. «По прошествии шести дней», сказано у Ев. Марка, Господь возвел своих ближайших трех учеников на высокую гору и «преобразился пред ними». Потом, сойдя с горы, Господь исцелил бесноватого отрока, указав ученикам при этом на необходимость для совершения исцелений не только веры и молитвы, но также и поста: «сей же род ничимже может, изыти, токмо молитвою и постом». Многократно с той поры стал Господь говорить ученикам о будущем осуждении Его на смерть в Иерусалиме, о распятии Его и о своем воскресении в третий день, особенно тогда, когда он направил свой путь с учениками в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Из обыкновенного рассказа гида я никогда бы не узнал о том, что, например, Пантеон — это вовсе не Пантеон, а храм святой Геновефы Парижской, построенный по обету Людовиком XV, на месте древней церкви, где находились мощи покровительницы города на Сене и гробницы первых христианских короля и королевы Галлии. Гора Монмартр (гора Мучеников) называется так потому, что на ней пострадал святой Дионисий Ареопагит, первый епископ Лютеции (Парижа), вместе со своими спутниками. Для меня было открытием, что во Франции хранятся Терновый Венец и Туника Спасителя, гвоздь от Распятия, частицы Креста Господня, часть одеяния Пресвятой Богородицы, мощи святой Марии Магдалины, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святой царицы Елены и многие другие древние христианские святыни, каждая из которых заслуживает отдельного исследования. Наконец, я узнал, что в городе Амьен к северу от Парижа, в кафедральном соборе со времен крестовых походов хранится честная глава святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Именно об этой святыне и пойдет речь в моей статье. Из церковной истории нам известно о трех обретениях главы святого Иоанна Предтечи. Первое совершилось в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Эти события отмечены праздничными датами в святцах: 24 февраля (9 марта) — первое и второе обретение, а 25 мая (7 июня) — третье обретение. Святитель Димитрий Ростовский, опираясь на Священное Предание и труды ранних церковных историков, приводит множество сведений о честных мощах великого Предтечи под соответствующими датами в Четьях-Минеях. После усекновения честной главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада надругалась над ней и не позволила предать ее погребению вместе с телом святого. Вместо этого Иродиада закопала ее в своем дворце в «бесчестном месте» 1 . Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Упоминаемая евангелистом (Лк. 8, 3) Иоанна, жена Хузы, приставника царя Ирода, знала, где Иродиада закопала честную главу. Она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

http://pravmir.ru/neobychnaya-franciya-i...

Не менее интересен и интерьер здания. Он разделен сводами на два яруса: в высоком нижнем находился храм, низкий верхний служил колокольней и позднее был переделан в ризницу. Именно в этом храме впервые на Севере были широко использованы «итальянизмы», в том числе и зальный принцип построения всего внутреннего пространства, очень редкий в древнерусском зодчестве. Высота сводов церкви везде одинакова, а подпружные арки даже чуть-чуть понижены. В сочетании со стройными колоннами, удачно расположенными оконными проемами и открытым средним барабаном главы, высокий цилиндр которого «прорезает» верхний ярус, такое решение создает светлое и просторное помещение. Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910 Храм-колокольня собора во имя Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре Кирилло-Белозерский монастырь на Сиверском озере с момента своего основания в 1397 году находился под покровительством знатнейших боярских фамилий Руси. В начале XVI века сюда приезжали молиться о чадородии великий князь Василий III с супругой Еленой Глинской. В 1530 году в семье великого князя, наконец, происходит долгожданное радостное событие - рождение сына - наследника. В благодарность за дарованное чудо, великий князь делает щедрые пожертвования в храмы и монастыри. На один из таких вкладов в 1531-1534 годы в Кирилло-Белозерском монастыре были возведены два храма. Один - «иже под колоколы» во имя собора Архангела Гавриила с приделом равноапостольных Константина и Елены Второй во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Посвящения всех трех престолов не были случайными. Великий князь Василий III по традиции считал Архангела Гавриила своим святым покровителем, так как родился в день его памяти. Святые равноапостольные Константин и Елена являлись покровителями великой княгини Елены, а в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи позже будет «творить именины» сам государь Иоанн IV Грозный.

http://sobory.ru/article/?object=05132

Через много лет после казни св. Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте. Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. В дни имп. Константина двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился св. Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь. В 452 г. архимандриту монастыря Маркеллу св. Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 24 февраля (9.111) Около 850 г., когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой св. Иоанна Златоуста, глава св. Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин,— в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи — 25 мая (7.У1).

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-pror...

Сделав вступление, я думаю справедливо прояснить по силе цель этого дня, чтобы нам не уйти домой, не совершив дело, и лишенными плодов. Она заключается в дерзновении, которое проявил Креститель по отношению к Ироду, о котором громко восклицает сегодняшнее евангельское чтение. Я говорю о таком дерзновении, которое не свойственно никому из порочных, совершенно чистом и безукоризненном по сравнению с тем дерзновением, которое свойственно творению. В дерзновении Предтеча имел такое превосходство, что не сделал никакого различия между обычным человеком и царем. Ведь и того и другого следует одинаково порицать за одни и те же деяния, как и подобает пророку Божию. Ревнуя о Его заповедях, Предтеча презирает порфиру и трон, и корону, и все то, что имеет вес и вызывает гордость у суетных людей. Он дерзновенно высказал истину без всякого сокрытия, желая явить подлинную свободу закона. Как же может посредник закона и благодати пренебречь славой закона, будучи защитником закона? И если Креститель Владыки – защитник закона, то кто будет столь глупым, чтобы не понять, что усекновение главы является важнейшим из его деяний. Какова же в действительности была его ревность и как сильно она горела, показывает Евангелие: « В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а девица отнесла матери своей» .

http://bogoslov.ru/article/4763356

   Да, сегодняшний праздник — это вторая Великая Пятница. Почему? Потому что нет большего преступления, нежели совершенное в день Великой Пятницы и совершенное ныне, когда Ирод погубил наибольшего рожденного женами. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Почему? Потому, братья, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Смотри, сегодня мы прославляем погубление, усекновение первого апостола среди святых апостолов, ибо Предтеча Господень первым был послан от Бога, чтобы видеть и объявить миру Спасителя мира. Намного раньше апостола Петра, раньше апостола Нафанаила, раньше кого бы то ни было, он засвидетельствовал и объявил миру Бога, Который воплотился и явился как Господь Иисус Христос. Первый апостол, узревший Духа Святого, сходившего с неба на Господа Иисуса, когда крестил Его во Иордане, объявляет Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Он — и первый евангелист среди евангелистов. Он первый объявил миру и указал на Носителя всех благих вестей для рода человеческого — на Господа Иисуса Христа.    Сам Господь Иисус Христос — вот Евангелие неба и земли, Евангелие Божие для людей в этом мире. — «Вот Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Все Евангелие Святой Предтеча выразил в нескольких словах.    Взглянув на восток, он всему роду человеческому от Адама до наших дней, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). Царство Небесное? — Вот Оно — Господь Иисус с неба. В Нем Царство Небесное. Оглянувшись на запад и увидев людей, потопленных грехами и смертью, он и к ним воззвал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Посмотрел и на север, и на юг — те же люди, все рабы греха, рабы смерти, рабы дьявола. Всем возвестил славное, святое и спасительное Евангелие: «Люди покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Такой Евангелист, имеющий силу великую, — такой!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3467...

День Усекновения главы Иоанна Предтечи — день строгого поста. Строгий пост связан с тем, что мы вспоминаем совершившееся преступление, в котором участвовали несколько человек — члены семьи тогдашнего правителя Иудеи Ирода. Но в то же время это и праздник, потому что мы вспоминаем подвиг человека, который был верен Богу до конца, и который проложил путь к Спасителю не только своей жизнью и своей проповедью, но и своей смертью. Господь на протяжении многих веков готовил человечество к приходу Спасителя. И в каждом поколении людей Бог избирал на пророческое служение тех, через кого Он передавал людям Свое слово. Это были самые разные люди. Они не отличались светским образованием или философской начитанностью. Многие из них имели простое происхождение. О многих мы ничего не знаем, кроме того, что они сами пожелали о себе рассказать в своих пророческих книгах. Но мы знаем, что каждого из них Господь призывал на служение, и не всегда они сразу же откликались на этот зов. Бывало так, что Господь призывал человека на служение еще в отроческом возрасте, как это было с пророком Самуилом. Он слышал голос Бога, но не мог распознать, что это Бог с ним говорит. Он думал, что это наставник с ним говорит. И только после того, как несколько раз Господь его позвал, и его наставник понял, что это голос Божий, Самуил научился распознавать этот голос и ему следовать. А были такие, которых Господь призывал на служение, но они пытались отказаться и сопротивлялись, как, например, Моисей, который говорил: «Я человек косноязычный, избери другого». Но Господь все же избрал именно этого человека, ибо на нем Он поставил Свою печать. Были такие, которые говорили, что у них сил нет или что слишком молоды, или искали какие-то другие причины для отказа. Но все равно Господь призывал именно их человека и добивался от них того, чего хотел. В Библии есть книга пророка Ионы, в которой рассказывается о том, как Господь повелел Ионе проповедовать в Ниневии, призывать к покаянию и угрожать погибелью этого города. Иона не хотел исполнить эту миссию и отправился в далекое путешествие, чтобы убежать от лица Божия. Это путешествие плохо для него закончилось. Началась буря, он понял, что буря из-за него, что из-за него могут погибнуть люди, и он сказал, чтобы его бросили в море. Когда его сбросили с корабля в бушующее море, его поглотил кит, который через три дня и три ночи изверг его на землю. И после этого Иона выполнил то, что Бог от него требовал. То есть сопротивление этого человека не имело никакого смысла и никакого значения, ибо, если Бог предопределил человека на служение, Он обязательно добьется того, чего Он хочет.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010