Какая причина поминовения в субботу Мясопустную? В воскресенье мясопустной недели совершается церковью воспоминание второго пришествия Христова для страшного суда, и потому накануне сего дня, в субботу мясопустную, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, церковь молится перед Судьею Богом о помиловании умерших чад своих в самый день нелицепрятного всем воздаяния. Какая причина поминовения в Троицкую субботу? Спаситель восторжествовал победу над смертью – воскрес и вознесся на небо. После празднования сей победы в праздники Светлого Христова воскресения и Вознесения, перед праздником Св. Троицы прилично помолиться за усопших в вере во Христа, но во грехах, чтобы они удостоены были воскресения для блаженства со Христом на небе. Какая причина поминовения в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста? В субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста совершается поминовение по следующей причине: так как в обыкновенное время поминовение усопших совершается ежедневно, а в Великий пост этого не бывает, потому что полной литургии, с совершением которой всегда соединяется оно, во время Вел. поста не бывает ежедневно; то св. церковь , чтобы не лишить умерших спасительного предстательства своего, установила, вместо ежедневных поминовений, совершать трижды всеобщие в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Вел. поста, – и именно в эти субботы потому, что прочие посвящены особенным празднованиям: суббота первой недели посвящена св. Феодору Тирону, пятой – похвале Божьей Матери, а шестой – воскресению праведного Лазаря. Какая причина поминовения в день Усекновения главы Иоанна Крестителя Господня? В день Усекновения главы Иоанна Крестителя Господня, 29-го августа, совершается поминовение одних правосл. воинов, на брани (войне) за веру и отечество живот свой положивших, подобно тому, как св. Иоанн Предтеча и Креститель Господень положил главу свою за истину, – за обличение в беззаконной жизни царя Ирода. Учреждено оно в 1769 г. при императр. Екатерине II во время войны с Турками и Поляками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

   Когда Господь начал проповедовать Свое Евангелие, проповедовать с силою, Он эти слова взял как начало и совершение Своего Евангелия. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Потому святой Предтеча и есть первый евангелист между евангелистами Христовыми.    Сегодня люди почувствовали Ангела во плоти, земного Ангела и небесного человека, — святого Иоанна Крестителя. Не только ветхозаветный пророк назвал Предтечу Ангелом Господним, но и Сам Господь сказал, что это Ангел, посланный пред Ним чтобы Ему приготовить путь (Ис. 40:3; Мф. 11:10). Не только пророк, сказал Спаситель о Крестителе, но и больший пророка — Ангел Господень. И его, его люди не хотят, гонят его из этого мира! Итак, святой Предтеча — это поистине первый Ангел во плоти, среди будущих многочисленных Ангелов во плоти, светильников Божиих, которые на земле жили, как Ангелы небесные, и были на земле Ангелами, и небе остались людьми Божиими, людьми святыми.    Сегодня мы прославляем великий праздник первого между новозаветными пророками. Он объявил людям, что Господь Иисус Христос является миру не только как Спаситель, но и как Освятитель и как Судия мира. В Его руке и секира, и лопата: очистит Господь гумно земное в день Страшного Суда и отделит пшеницу от плевел, праведников от грешников. Все это провидел великий и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень. Потому сегодня и славим его как святого новозаветного пророка, убитого злочестивым и преступным царем Иродом.    Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками. Смотри, как он пострадал за правду Божию в этом мире! Радостно пострадал! В сегодняшнем главном церковном песнопении и молитве к нему говорится, что он, радуясь, отошел в смерть и пострадал, радуясь. И этим стал первым примером и первым вдохновителем всех святых новозаветных мучеников, от первомученика Стефана до сего дня. Все святые мученики идут на смерть, радуясь о Господе Иисусе Христе, идут на смерть, зная, что их смерть не может удержать в своих узах, зная, что смерть — это лишь врата, раскрытые врата в Царство Небесное для их святых душ. Как иначе, братья и сестры, объяснить радость святого великомученика Георгия, когда разрывают его тело, в колесе перемалывают кости, а он восклицает от радости в Господе, ибо зрит Его, зрит Ангелов Божиих, стоящих вокруг Него, и Ангелы останавливают колесо. Смотри, какая радость в этих страшных муках! И святой великомученик встает целым и невредимым перед безбожным царем Диоклитианом. Тот первый открыватель святой радости в мученичестве и есть святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3467...

Успенский пост С 14 августа (1 августа старого стиля) по 27 августа (14 августа старого стиля) Рождественский (Филиппов) пост С 28 ноября (15 ноября старого стиля) по 6 января (24 декабря старого стиля) О трапезе в праздники По церковному Уставу: в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет; в Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом; в праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба. Однодневные посты Среда и пятница В течение всего года, за исключением сплошных недель и Святок Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) 18 января (5 января старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Сплошные недели Святки С 7 января (25 декабря старого стиля) до 18 января (5 января старого стиля) Мытаря и фарисея Неделя, начинающаяся за 21 день перед началом Великого поста Сырная (Масленица) Последняя неделя перед началом Великого поста Пасхальная (Светлая) Со дня Пасхи до Светлой Субботы (субботы первой недели по Пасхе) Троицкая С понедельника первой недели по Пятидесятнице Дни особого поминовения усопших Суббота мясопустная Последняя суббота перед сырной неделей Суббота 2-й недели Великого поста Суббота 3-й недели Великого поста Суббота 4-й недели Великого поста Радоница Вторник недели, следующей за Светлой неделей Поминовение усопших воинов 9 мая (26 апреля старого стиля) Суббота Троицкая Последняя суббота перед Днем Святой Троицы Суббота Димитриевская Установлена в честь победы русского войска на Куликовом поле Последняя суббота перед 8 ноября (26 октября старого стиля), праздником святого Димитрия Солунского

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Но суд Божий за это преступление не заставил себя долго ждать и совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей. Отмечать день мученической кончины Иоанна Крестителя начали его ученики. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. В этот же день в Церкви поминаются усопшие воины. Казалось бы, это древнее трагическое событие должно стать напоминанием для всех о том, что любой нераскаянный грех влечет за собой новое, более тяжкое преступление, но противнику Бога, тому, кого мы в молитве Господней называем «лукавым», подобная трактовка не нравится. Результат этого противостояния – гроздья суеверий, окружающих день 11 сентября. Наверное, многие слышали об этих «указаниях» на день Усекновения: круглое не есть, ножики убрать, ничего не резать, хлеб только ломать и тому подобное. Результат данных суеверий катастрофичен: о подвиге и исповедничестве пророка ни слова, о том, что грех убивает – ни строчки, главное – арбузы не резать, ножи в руки не брать и всё, что имеет форму круглую, – отвергать. И это отнюдь не суеверия дня нынешнего.

http://pravoslavie.ru/106312.html

Пасхальная (Светлая) неделя после Пасхи с 16 апреля по 22 апреля, Троицкая неделя после Троицы с 4 июня по 10 июня. Среда и пятница Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, рыба. Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается. Однодневные посты Крещенский сочельник 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения. Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна. Воздвижение Креста Господня 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах. Однодневные посты дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом. О трапезе в праздники По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2136...

Нелепо называть Ирода страстным поклонником танца, но разве это не так? Он был готов положить к ногам танцовщицы даже до половины царства, но услышал от неё совсем другую просьбу: «Хочу, чтобы ты дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя» - голову того, кого он, как сказано в Евангелии, любил. И выполнил эту просьбу - ради клятвы, данной в порыве чувств, порожденных искусством. Ведь искусство , как известно, требует жертв. А Искуситель - тем более. И вот спустя две тысячи лет для людей культуры именно танец Саломеи остается тайной в этом евангельском эпизоде, и они хотят видеть его. Не случайно в этом году накануне Праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в Большом театре Беларуси должна была состояться премьера оперы Рихарда Штрауса «Саломея». А в театре Романа Виктюка уже много лет идет знаменитый спектакль «Саломея» по всё той же пьесе Оскара Уайльда, и в нем «танец семи покрывал» исполняет уже не «блудная дочь», а почти обнаженный мужчина. Ведь «художник» имеет право на собственное видение мipa - так почему у царя Ирода, как и у самого Оскара Уайльда, не могло быть тяги к однополой любви? Митрополит Антоний Сурожский говорил, что, читая Евангелие, хорошо попытаться понять - как бы ты повел себя в той или иной евангельской ситуации, на чьей ты стороне, чьи слова и поступки тебе ближе. Любуясь танцем Саломеи, зрители как будто становятся гостями на пиру у Ирода. Но образ святого Иоанна Предтечи по-прежнему остается для мipa чужим, потому что кому же хочется вместо звуков музыки слышать требовательное: «Покайтесь!». Сайт Ветрово.ру Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Re: Искусство требует жертв Может хватит Сурожского пиарить? Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

5 марта – день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Святой князь Ярослав родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира. Он оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси — «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Князь Ярослав уделял много внимания христианскому просвещению, по его распоряжению были построены десятки храмов в различных городах. Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого как местночтимого подвижника началось сразу после преставления в 1054 г. В лике святых князь прославлен в 2005 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Глава св. пророка Иоанна Предтечи Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи празднуется 9 марта. После усекновения главы Предтечи , тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии. Иоанна, жена царского домоправителя, тайно взяла скрытую Иродиадой главу пророка, положила в сосуд и погребла на Елеонской горе. В IV в. благочестивый вельможа Иннокентий при постройке церкви обнаружил сосуд с главой, но перед смертью снова укрыл его в том же месте, опасаясь поругания святыни неверными. Через некоторое время Иоанн Предтеча явился во сне двум инокам и указал им место нахождения своей главы. Святыня несколько раз переходила из рук в руки, пока не была укрыта в пещере, где впоследствии возник монастырь. В 452 г. Предтеча явился в видении архимандриту обители и вновь указал, где спрятана святыня, которая позднее была перенесена в Константинополь. Святая преподобномученица Евдокия 14 марта совершается память преподобномученицы Евдокии . Евдокия, жившая во II в. в Самарии, долгое время вела греховную жизнь. Однажды она познакомилась со старцем Германом, и ее сердце открылось для веры во Христа. После крещения Евдокия раздала свое имущество нищим и удалилась в монастырь для покаяния. Во время гонений на христиан истязавшие ее правители уверовали во Христа после того, как по молитве святой воскресла умершая жена одного из них. Однако при следующем правителе Викентии святая Евдокия была схвачена и обезглавлена. Икона Божией Матери «Державная»

http://pravmir.ru/imeniny-v-marte/

Главные святыни монастыря — иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы — святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. Ныне древний образ помещен на историческое место в Соборе, а точная копия с частицей святых мощей Иоанна Предтечи находится в монастырской часовне. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века. По материалам книги " Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории " . - М., 2005 Святыни Иоанно-Предтеченского  монастыря: Иоанно­-Предтеченский монастырь, выстроенный во имя проповедника покаяния, возвестившего явление Христа Спасителя в мир, находится в самом центре Москвы, вблизи от Кремля. Обитель расположена в части Москвы, называемой Белым городом; она дала название и самой местности — «Ивановская гора». Монастырь считается одним из древнейших в Москве. Иоанно­-Предтеченский монастырь первоначально был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы­-реки — в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится в летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного. В 1530-­е годы после рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Иоанна Васильевича, был перенесен на Кулишки. Здесь на новом месте, при сохранении старого посвящения, монастырь стал женским. На Кулишках, на нынешнем месте монастырь существовал уже в начале XVI века. Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, существовавшего до его разборки в 1859 году. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами; в его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность. Собор Ивановского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510—1530­е годы. Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен, видимо, на средства царя Иоанна Васильевича IV (Грозного). Монастырь, посвященный ангелу царя Иоанна Васильевича — св. Иоанну Предтече, не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу. При царе Михаиле Феодоровиче и царице Евдокии Лукьяновне к Ивановскому монастырю в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа совершались праздничные выходы царя. В эти годы в монастыре подвизалась блаженная схимонахиня Марфа, в миру — девица Дария. Царица Евдокия знала и почитала Марфу.

http://sobory.ru/article/?object=04846

Да, сегодняшний праздник - это вторая Великая Пятница. Почему? Потому что нет большего преступления, нежели совершенное в день Великой Пятницы и совершенное ныне, когда Ирод погубил наибольшего рожденного женами. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Почему? Потому, братья, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Смотри, сегодня мы прославляем погубление, усекновение первого апостола среди святых апостолов, ибо Предтеча Господень первым был послан от Бога, чтобы видеть и объявить миру Спасителя мира. Намного раньше апостола Петра, раньше апостола Нафанаила, раньше кого бы то ни было, он засвидетельствовал и объявил миру Бога, Который воплотился и явился как Господь Иисус Христос. Первый апостол, узревший Духа Святого, сходившего с неба на Господа Иисуса, когда крестил Его во Иордане, объявляет Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Он - и первый евангелист среди евангелистов. Он первый объявил миру и указал на Носителя всех благих вестей для рода человеческого - на Господа Иисуса Христа. Сам Господь Иисус Христос - вот Евангелие неба и земли, Евангелие Божие для людей в этом мире. - «Вот Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира». Все Евангелие Святой Предтеча выразил в нескольких словах. Взглянув на восток, он всему роду человеческому от Адама до наших дней, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Царство Небесное? - Вот Оно - Господь Иисус с неба. В Нем Царство Небесное. Оглянувшись на запад и увидев людей, потопленных грехами и смертью, он и к ним воззвал: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Посмотрел и на север, и на юг - те же люди, все рабы греха, рабы смерти, рабы дьявола. Всем возвестил славное, святое и спасительное Евангелие: «Люди покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Такой Евангелист, имеющий силу великую, - такой! Когда Господь начал проповедовать Свое Евангелие, проповедовать с силою, Он эти слова взял как начало и совершение Своего Евангелия. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). По тому святой Предтеча и есть первый евангелие между евангелистами Христовыми.

http://zavet.ru/usekn1.htm

Сегодня люди почувствовали Ангела во плоти земного Ангела и небесного человека, - святого Иоанна Крестителя. Не только ветхозаветный пророк назвал Предтечу Ангелом Господним, но и Сам Господь сказал, что это Ангел, посланный пред Ним чтобы Ему приготовить путь (Ис. 40, 3; Мф. 11, 10). Не только пророк, сказал Спаситель о Крестителе, но и больший пророка - Ангел Господень. И его, его люди не хотят, гонят его из этого мира! Итак, святой Предтеча - это поистине первый Ангел во плоти, среди будущих многочисленных Ангелов во плоти, светильников Божиих, которые на земле жили, как Ангелы небесные, и были на земле Ангелами, и небе остались людьми Божиими, людьми святыми. Сегодня мы прославляем великий праздник первого между новозаветными пророками. Он объявил людям, что Господь Иисус Христос является миру не только как Спаситель, но и как Освятитель и как Судия мира. В Его руке и секира, и лопата: очистит Господь гумно земное в день Страшного Суда и отделит пшеницу от плевел, праведников от грешников, Все это провидел великий и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень. Потому сегодня и славим его как святого новозаветного пророка, убитого злочестивым и преступным царем Иродом. Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками. Смотри, как он пострадал за правду Божию в этом мире! Радостно пострадал! В сегодняшнем главном церковном песнопении и молитве к нему говорится, что он, радуясь, отошел в смерть и пострадал, радуясь. И этим стал первым примером и первым вдохновителем всех святых новозаветных мучеников, от первомученика Стефана до сего дня. Все святые мученики идут на смерть, радуясь о Господе Иисусе Христе, идут на смерть, зная, что их смерть не может удержать в своих узах, зная, что смерть - это лишь врата, раскрытые врата в Царство Небесное для их святых душ. Как иначе, братья и сестры, объяснить радость святого великомученика Георгия, когда разрывают его тело, в колесе перемалывают кости, а он восклицает от радости в Господе, ибо зрит Его, зрит Ангелов Божиих, стоящих вокруг Него, и Ангелы останавливают колесо. Смотри, какая радость в этих страшных муках! И святой великомученик встает целым и невредимым перед безбожным царем Диоклитианом. Тот первый открыватель святой радости в мученичестве и есть святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

http://zavet.ru/usekn1.htm

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010