РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 19 (2 октября) Священномученик Константин Голубев и иже с ним два мученика С конца XVIII века пределы Саратовской губернии были заселены разного толка раскольниками, многие из которых приехали из Польши вследствие указа императрицы Ekamepuhы II. В это время здесь еще не было ни самостоятельной епархии с центром в Саратове (она была образована только в 1828 году), ни тем более достаточного числа духовенства для успешной миссионерской деятельности на обширных степных пространствах. Вольский уезд в то время состоял из полусотни сел с прилегающими к ним деревнями. Причем большинство селений было заражено лжеучениями. Православных селений не набиралось и десяти. Центр местного раскола находился в городе Вольске, где во второй половине XVIII века раскольники основали целые слободы. Рядом с Вольском впадает в Волгу река Иргыз, здесь раскольники организовали несколько монастырей. Своего расцвета раскол в этих местах достиг в конце XVIII – начале XIX столетия. В то же время, настоятели этих обителей, отличавшиеся глубоким и искренним благочестием, смогли к 1797 году заложить в Саратовской губернии начало единоверия. Однако и после принятия единоверия, благодатного священства и присоединения части раскольников к православию раскол в этих местах был еще очень силен и угрожал поглотить целые селения. Из тридцати тысяч человек, населявших Вольск, десять тысяч принадлежало к раскольникам. Численный перевес в городе имели беглопоповцы, а по богатству и общественному влиянию – последователи Белокриницкой иерархии. Село Барановка Вольского уезда не представляло исключения и в значительной степени было населено сектантами и раскольниками. В селе было даже несколько раскольничьих сект: спасовская, поморская, беглопоповская и австрийская. Больше половины было спасовцев, треть – поморцев. Как всегда бывает с расколом, он сам со временем стал разделяться на секты. Спасовская секта разделилась на четыре толка. Первый толк считал, что хотя никакие таинства не совершаются в Православной Церкви, однако креститься и венчаться следует в церкви. Второй толк в Барановке составился из стариков и старух, которые не желали ни с кем сообщаться, ни в ком не видели правости и желали спасаться уединенно, по примеру, как они считали, древних пустынников, представляя в этом отношении образцовое воплощение прелести. Третий толк утверждал, что антихрист разогнал истинное священство и оно теперь живет скрытно, в тайных местах, поэтому ради таковых обстоятельств совершать таинство крещения может простец-начетчик. Четвертый толк – спасовцев имел наименование нетовцев. Они считали, что со времени патриарха Никона антихрист уничтожил Церковь и никакие таинства не совершаются, и заставляли маленьких детей надевать кресты на новорожденных некрещеных младенцев и то не рукой, а лучинкой.

http://fond.ru/kalendar/911/konstantin/

Скачать epub pdf Протокол 5 заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием мирян, от 9/22 августа 1938 года Заседание открывается в 9 часов утра пением молитвы «Царю небесный». Присутствует 87 членов Собора. I. Слушали: протоколы предыдущих собраний 3, 4. Постановили: протоколы утвердить. II. Слушали: проэкт резолюции Миссионерско-Просветительной Комиссии по докладу прот. И. Сокаля, «Просветительная и общественная деятельность духовенства». Постановили: принять предложенную Комиссией резолюцию в следующей редакции: Резолюция по докладу протоиерея о. Иоанна Сокаля по вопросу о просветительной и общественной деятельности духовенства и воспитании молодежи 1) П о вопросу о богослужебно-просветительной деятельности: обратить исключительное внимание на религиозно-воспитательное значение богослужения и всегда совершать его уставно, благолепно и возможно чаще. 2) П о вопросу о внебогослужебной деятельности рекомендовать духовенству устройство лекций, торжественных собраний, хоров, библиотек, читален и возможно частое посещение с пастырской целью домов своих пасомых. 3) П о вопросу общественной деятельности: содействовать открытию братств и принимать участие в качестве духовных руководителей в национально-патриотических организациях, принципы которых соответствуют православному миросозерцанию и деятельность которых согласуется с церковно-православным пониманием жизни; устраивать паломничества для поклонения святыням. 4) П о вопросу воспитания молодежи – обратить особенное внимание на развитие религиозности в душе молодежи и содействовать этому сначала через непосредственное общение с нею силою своего морального авторитета и церковно-религиозного просвещения. Всячески содействовать образованию церковных организаций молодежи. 5) Д ля осуществления вышеуказанных предложений организовать при Епархиальных управлениях Миссионерские Советы с отделами на местах, с должностями разъездных миссионеров. Средства на содержание разъездного миссионера изыскиваются организациями, которыя он будет духовно окормлять, и направляются в распоряжение Епархиального Архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Социологический анализ религиозного состояния общества См. также: Религия и общество 2854–2866). 1613. Лопаткин Р. А. Конфессиональный портрет страны//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 195–205. 1614. Мчедлов М. П. Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 225–236. 1615. Цеханская К. В. Россия: тенденции религиозности в ХХ в. (некоторые статистические данные)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 170–182. См. также 2857. Религия, Церковь и культура 1616. Алабин Л. Н. Слово, богослужение и театр//РЧ, 6-е. 1998. С. 287–296. Воцерковление культуры. 1617. Балабанов В. Н. Образ души православной//РЧ, 4-е. 1996. С. 132–143. Творчество рус. художественной интеллигенции и идеалы российского государства. 1618. Доброхотов А. Л. Культура и христианство//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 3–13. 1619. Журавлев В. К. Русский язык и русский национальный характер//РЧ, 4-е. 1996. С. 316–341. Формирование национальной идеологии в России и ее отражение в языке. 1620. Зеньковский В. В., прот. Идея православной культуры//АиО. 1997. 3(14). С. 325–345. 1621. Иоанн (Экономцев), архим. Православие как первооснова и оправдание русской культуры/Игум. Иоанн (Экономцев)//РЧ, 6-е. 1998. С. 24–36. 1622. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Благовестие и культура: Докл. на Всемирной миссионерской конф. (Сальвадор, Бразилия, 24 нояб. – 3 дек. 1996)//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 15–34. 1623. Константин (Горянов), архиеп. Тихвинский. Православие и культура: [Докл. на Междунар. форуме рус. интеллигенции «Культура и общество: взаимные обязательства на пороге нового тысячелетия». Санкт-Петербург, 18–21 мая 2000 г.]/Еп. Константин (Горянов)//ХЧ. 2000. 19. С. 3–20. 1624. Круглый стол «Богословие культуры». 7 июня 1996, Москва//Страницы. 1996. 2. С. 157. 1625. Круглый стол «Богословие культуры» (июнь 1996, Ин-т искусствознания РАН)//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 103–104. Диалог богословов (ББИ) со специалистами по важнейшим проблемам мировой культуры. Обзор основных направлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь ситуация изменилась: в ряде регионов приняты законы, ставящие под контроль миссионерскую деятельность. Но, как и прежде, основная работа по разъяснению угроз духовной стабильности России лежит на общественных деятелях. В Архангельске с недавних пор действует центр «Гражданская безопасность». О том, как сегодня ведется борьба за души людей, с его руководителем Денисом Даниловым беседуют председатель регионального отделения общероссийского движения «Народный Собор» писатель Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов. Бороться и убеждать Денис Данилов: - В современной православной миссионерской традиции существует два основных направления в области профилактики сектантства и противостояния распространению ересей. Зародились они не сегодня, и даже не вчера. В России их можно персонифицировать. Первое направление представляет известный православный священник Олег Стеняев, второе - президент РАЦИРС (Российской ассоциации центров изучения религий и сект) профессор Александр Дворкин. Их специфика восходит к таким понятиям как миссия и контрмиссия. Миссионерский подход восходит к очень древней апостольской традиции. Он проверен временем, проникнут евангельским учением о любви и милосердии к сектанту. В то же время отношение миссионера к ереси и её внешнему выражению - сектантству бескомпромиссно. Это грех, который может привести к гибели души. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «...возмездие за грех есть смерть» (Рим. 6:23). Смерть вошла в мир через грех. В свете Священного Писания, первой ересью, первым уклонением от заповеди, стал разговор жены со змеем. Символическим выражением ереси стал подлог. Центром рая, древом вожделенным, жена увидела не Древо Жизни - символ Самого Бога, а другое - Древо познания хорошего и лукавого. Следствие подлога - сам грех и совращение в него самого близкого человека. Так и с любой ересью, от «атеизма до деизма». Ересь неминуемо влечет нравственное искажение, как мышления, так и поступков человека. Пример миссионерского отношения к еретикам и сектантам мы видим Евангелии. Это путь Господа через Самарию и диалог с самарянкою. Когда ученики Христа увидели, что самаряне с небрежением относятся к Господу, то вознегодовали и подобно древнему пророку Илии, были готовы призвать гнев Божий на «нечестивцев». На это Господь ответил, кротко, но с твердостью: «Не знаете, какого вы духа...». Традиционный подход Православной веры -доверительное отношение к людям, поиск пути для заблудших. Это есть прямое следование уроку, который Христос дал нам в беседе с самарянкой. Напомню, увидев во Христе великого пророка, знающего сердце и жизнь человека, самарянка благовествовала и очень многие в той земле уверовали.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/31/...

Фото из архива Сахалинской епархии ЖМП 8 август 2015 /  2 сентября 2015 г. Вера без дел мертва Сахалинская православная молодежная организация «Братство Александра Невского» существует уже около десяти лет. За это время ее организаторам удалось развить несколько направлений работы: миссионерские просветительские проекты в рамках региональных молодежных образовательных форумов, социальное служение, занятия спортом, летние и зимние молодежные лагеря, проведение уличных акций и пикетов. Главные цели Братства — приобщить молодежь к Православию и ослабить влияние сект. В храм через спорт Всё началось с молодежной секции рукопашного боя, которую при Южно-Сахалинском храме во имя святителя Иннокентия Московского организовал Антон Нарынский. «Моей целью было как- то сплотить, организовать молодых прихожан, а заодно, если получится, заинтересовать и тех, кто далек от Церкви», — говорит он. «Учиться рукопашному бою пришло почти два десятка человек. Среди них была не только церковная молодежь, но и те, кто редко посещает храм, — добавляет один из организаторов Братства Александра Невского (далее — Братство), руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии протоиерей Виктор Горбач. — Постепенно помимо тренировок мы стали включать в эти занятия и беседы на тему о православной истории России, сделав акцент на биографии выдающихся личностей и наиболее ярких исторических событиях». Со временем ребята стали всё больше интересоваться церковной жизнью, кто-то начал приходить на службы, воцерковляться. Но не зря говорят: вера без дел мертва, поэтому и участие в мероприятиях Братства стало для них естественным и осознанным. Например, в тех же крестных ходах в Южно-Сахалинске, которые полностью готовят сами ребята: информируют своих сторонников в разных районах, организуют транспорт, получают официальное разрешение у властей.  Самый многолюдный из крестных ходов посвящен Дню народного единства 4 ноября. В нем участвует свыше тысячи сахалинцев, а во главе с иконой Казанской Божией Матери идут не только представители духовенства и православных общественных организаций, но и руководители области. «Наши крестные ходы формируют у людей понимание, что они здесь — форпост православной России, что у нашего края есть своя история и традиции, от которых мы не собираемся отказываться», — говорит отец Виктор. Возможно, в Центральной России эти слова покажутся странными. Но на окраине страны, где в советский период были уничтожены все храмы, за души людей уже 25 лет активно борются секты. Цифры говорят сами за себя: из 136 религиозных организаций на Сахалине только 60 — православные, две мусульманские, один католический приход, а остальные — это мормоны, бахаисты, неопятидесятники Свидетели Иеговы и другие. Чтобы привлечь к себе новых членов, они используют разные формы. Где-то вкусно и сытно кормят на собраниях, где-то бесплатно обучают английскому языку и организуют зарубежные поездки. 

http://e-vestnik.ru/society/molodeg_saha...

ЦВ 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г. Отказ от миссии: Нитрид титана взамен разжжена злата Современные православные миссионеры существуют в контексте двух принципиально разных миссионерских традиций. К одной из них относится проповедь подвижника, который несет личный подвиг ради Христа и, начиная с себя, преображает мир вокруг. К другой — стремление к усилению власти государства, силовое «навязывание» христианства, гонка за отчетностью. Но всегда ли можно судить об успехах миссионерской работы по числу принявших крещение? О противоречиях между официальными формами миссионерства и воплощением евангельского императива «Идите, научите все народы...» (Мф. 28, 19) рассказывает известный миссионер, автор статьи «Земля и вера народа луороветлан» (ЦВ 20 (393) октябрь, 2008 г.). «Совещаю тебе купити у мене злато разжжено огнем, да обогатишися, и одеяние бело, да облечешися, и да не явится срамота наготы твоея…» Откр. 3, 17–18. Напыление желтого блестящего искусственно изготовленного вещества «нитрид титана» на купола наших новых храмов создает впечатление золотого покрытия. Смотрится издалека красиво, и очень выгодно — не в пример дешевле золота. Только все понимают, что это условность, обманка — «под золото». Но эта новая технология доступна, не отнимает много времени и легка. Покрытие же куполов золотом требует, кроме материальных затрат, еще и долгой, кропотливой ручной работы. Разницы же внешней, на первый взгляд, здесь нет, кроме одного — золото настоящее, а нитрид-титановое напыление пытается выглядеть настоящим. Этот пример, как аналогию, в немалой степени можно отнести к методике нашей миссионерской работы, так как там нередко возникает соблазн подобной замены настоящего и трудоемкого — похожим и легким. Чтобы избежать этого, важно осмыслить миссию Церкви в историческом и богословском контекстах. По мнению председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, «чтобы правильно избрать методы восстановления утраченного в тоталитарную эпоху влияния и значения Православной Церкви, ответить на вызовы современного мира, нам необходимо хранить преемственность (которую часто называют «верностью отцам»), иметь духовную трезвенность, т.е. быть “солью” современного общества».

http://e-vestnik.ru/church/missii_agafan...

9 мая 2006 г. " Голубь над Святым Престолом " . О единственном священнике-ветеране Московской епархии В Русской Православной Церкви еще служат священнослужители — ветераны Великой Отечественной войны. Протоиерей Василий Брылев, настоятель храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в селе Большое Свинорье — единственный священник-ветеран Московской епархии. В 2006 году отцу Василию исполнилось 82 года, но этот удивительный  человек до сих пор полон энергии и сил. Он регулярно ведет богослужения, участвует в миссионерской деятельности, встречается со школьниками, выступает с проповедями на массовых праздниках. Как драгоценный Божий дар расценивает отец Василий возможность активно участвовать в жизни прихода и благочиния. Но непросто досталась ему эта награда. Жизнь была для отца Василия постоянным испытанием веры. Детство на хуторе в Сумской области он вместе с матерью и несколькими братьями и сестрами провел без отца, которого посадили в тюрьму за отказ вступить в колхоз. Тогда у семьи Брылевых отобрали и зерно, и скот, и орудия труда. Летом приходилось питаться травой, а зимой с пропитанием помогали добрые люди. Но, несмотря на тяготы того страшного времени, семья Брылевых не мыслила своей жизни вне Бога и Церкви Христовой. Из воспоминаний отца Василия: «Бывало, идем на службу, от голода еле на ногах стоим, а до храма —  девять километров. Идем мимо колхозного поля, где зерно растет, а кушать хочется, мы говорим матери: можно ли нам сорвать несколько колосков? А она отвечает, что нельзя: они у нас все отняли, а мы не будем у них воровать...» Когда началась Великая Отечественная война, Василию было 16 лет. Зимой 1942 года ему исполнилось 18, и он сразу пошел на фронт. Из воспоминаний отца Василия: «Всю зиму мы ни разу не снимали с себя одежду, днем и ночью сидели в окопах, а мороз тогда был до 30 градусов. Бывало, заснешь от усталости или около костра разморит, потом просыпаешься, а встать не можешь — ноги отнимаются от холода...» Отец Василий был участником тяжелейшей битвы под Ржевом и знаменитой битвы на Курской дуге. В своей роте он был чуть ли не единственным верующим.

http://e-vestnik.ru/society/golub_nad_sv...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад председателя отдела по делам молодежи Московского Патриархата Архиепископа Костромского и Галичского Александра Ваши Преосвященства! В декабре 2000 года Священный Синод, реализуя определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о совершенствовании миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде, образовал Отдел по делам молодежи Московского Патриархата. Перед новообразованным Отделом были поставлены следующие основные задачи: 1. Осуществление организационной деятельности с целью реализации Концепции православного молодежного служения Русской Православной Церкви во всех епархиях. Содействие созданию епархиальных Отделов по делам молодежи и координация их работы. 2. Вовлечение молодежи в церковное служение. 3. Организация взаимодействия с общественными и государственными институтами, заинтересованными в воспитании детей и молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия. 4. Проведение Всецерковного Съезда православной молодежи и иных общецерковных мероприятий. 5. Организация информационно-издательской деятельности Отдела. Председателем Отдела по делам молодежи был утвержден архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) , заместителем председателя стал архимандрит Геннадий (Гоголев) , ректор Костромской духовной семинарии. Прежде чем перейти к рассказу о деятельности Синодального Отдела по делам молодежи, хотел бы отметить, что на протяжении всего периода работы, во всех своих начинаниях, мы ощущали благосклонное внимание и деятельную поддержку Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II, без мудрого руководства которого нам не удалось бы совершить очень многого. За истекший период времени в соответствии с поставленными задачами Отделом по делам молодежи были осуществлены следующие мероприятия:

http://sedmitza.ru/lib/text/429562/

I. В неделю Сыропустную за вечерней 1 От лет древних и от святых наших отцов и учителей приняли мы трогательный и спасительный обычай пред временем поста и покаяния, в этот святой вечер «прощенного» воскресения, испрашивать друг у друга прощения обид и содеянных прегрешений. Таков завет молитвы Господней: «Отче наш, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Такова и заповедь нашего Спасителя, сегодня за литургией возглашенная в Евангелии: «если вы не прощаете людям согрешений их, не оставит, – не простит и вам Отец ваш Небесный...» Слышите ли, братие, Кто оставляет грехи? Один только Бог, Один только Отец Небесный Может отпустить грехи, которые таким тяжким бременем тяготят нашу совесть. А люди, если и прощают, то прощают только во имя Божие; люди сами своею властью этого сделать не могут, ибо всякий грех есть, прежде всего и больше всего, грех перед Богом, перед Его законом. Бог же прощает нам грехи за спасительные страдания Господа Иисуса Христа, в которого мы веруем: Он, Иисус Христос , нас примирил с Богом, Он дал нам силы Святого Духа в таинствах святой церкви очищаться от грехов, уповать на Божие милосердие и прощение; Он же указал для нас и способы, условия, пособия, чтобы получить милость прощения, – наше взаимное друг другу забвение обид. Но есть еще один указанный и заповеданный Господом способ и путь получить от Бога милость и прощение наших грехов. Раскройте послание святого апостола Иакова, и там вы прочитаете трогательный и утешающие нас слова: братья, знайте, что обративший грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак.5:20 ). Пред нами теперь предлежит время поста и покаяния. Чтобы облегчить себе трудный подвиг, трудное восхождение на высоту нравственную, мы сбросили с себя тяжесть взаимных неудовольствий и обид, мы прощаем сегодня, по заповеди Христовой, друг другу согрешения. Примем же и другое пособие для спасения, которое указывает нам святое слово апостола, только что нами приведенное. Много в России и в целом мире грешников, не только прогневляющих Бога грехами и беззакониями, но и не знающих совсем о Христе, Искупителе грешных людей, не знающих, от кого нужно и можно безошибочно научиться добру, от кого научиться и познать, в чем путь правый и где путь погибельный, не знающих, у кого, и как, и чрез кого искать покаяния и очищения совести. Такими людьми являются многочисленные язычники, мусульмане, живущие в России, по Волге, на Кавказе, особенно в Сибири. Много из них есть таких, которые кланяются истуканам, идолам, почитают за божество медведя, волка и всяких зверей, которые не считают за грех убивать своих родителей в дни старости, когда они в тягость детям, не знают, что грех блудить, грех жениться на близких родственниках или иметь многих жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

I. Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом § 1. Каждый приходский священник, по долгу своего пастырского служения, есть первый миссионер в своем приходе и " обязан непрерывно вести миссионерское дело, действуя против раскольников всеми зависящими от него мерами». Поэтому «учреждение епархиального и окружных миссионеров с их помощниками, действующих в указываемых им пределах и только временно посещающих местности, зараженные расколом, отнюдь не освобождает его от миссионерской деятельности» (Прав. об устр. мис., утвержд. Св. Синодом 25 мая 1888 г.). § 2. Миссионерская деятельность священника в приходе должна быть двоякая: а) по отношению к православным и б) по отношению к раскольникам. По отношению к православным она должна быть направлена: 1) на поддержание в них чистой веры и нравственности и 2) на ограждение их от влияния раскольников и всех неправоверующих, а по отношению к раскольникам – к вразумлению и воссоединению их с православною Церковью . А. Миссионерская деятельность священников по отношению к православным § 3. Для поддержания в прихожанах чистой веры и нравственности священники обязаны: а) проводить жизнь свою честно и благочестиво, помня слова апостола: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» ( 1Тим. 4:12 ); б) «постоянно внимательно и непременно истово совершать на себе крестное знамение и преподавать благословение другим, всегда благоговейно и согласно с уставом церкви совершать общественное богослужение, а также частные церковные службы и домашние требы, с вразумительным и внятным чтением и пением молитвословий» (Прав. об устр. мис. § 8, а); в) обучать прихожан истинам православной веры и нравственности в храме при отправлении богослужений, на внебогослужебных собеседованиях, в домах прихожан, при отправлении треб и молитвословий, и при всяком удобном случае. § 4. Для ограждения православных прихожан от заражения расколом и сектантством священник должен: а) во всякое время хорошо знать не только число раскольников своего прихода, но и «лично знать их», 1 и «вести особую от исповедных росписей запись раскольников и сектантов, с подразделением её на две части: первую для внесения раскольников и сектантов, значащихся таковыми от рождения, и вторую для уклонившихся в раскол и секты, с указанием числа лет уклонения». (Ук. Св. Синода от 26 мая 1900 года за 5);

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010