1. В настоящем издании справочника помещены краткие сведения о составе Епархиального Управления, Духовной Консистории, Епархиального Попечительства, о начальствующих лицах духов.-учебн. Заведений, Епархиального Училищного совета и отделений оного, церковноучительских и второклассных школ, Тульского Отдела ИМПЕРАТОРСКОГО Православного Палестинского общества, Тульского комитета Православного Миссионерского общества, Тульского Епархиального Братства во имя Св. Иоанна Предтече, Тульского Епархиального Свечного Завода, Эмеритальной Кассы Духовенства Тульской Епархии, Тульской Епархиальной палаты Древностей, а также о монастырях, благочинных, духовных следователях и приходах епархии, с указанием почтовых адресов приходов. 2. Церкви и села, где для причтов положено казённое жалование, напечатаны курсивом. 1. Епархиальное управление Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Парфений, Архиепископ Тульский и Белевский. Его Преосвященство, Преосвященнейший Евдоким, Епископ Каширский, Викарий Тульской епархии. 2. Духовная консистория Штатные члены: протоиерей Казанской г. Тулы церкви Феодор Тихвинский, протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Феодосиевской г. Тулы церкви Александр Сенявин и священник Петропавловской г.Тулы церкви Владимир Архангельский и сверхштатный член-протоиерей Воскресенской церкви при Тульском ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО Оружейном Заводе Дмитрий Протасов. Секретарь кол. Сов. Иван Осипович Савич. 3. Епархиальное попечительство Члены попечительства: протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Пречистенской г.Тулы церкви Симеон Соколов, священник Вознесенской г.Тулы церкви Петр Зеленецкий, священник Христорождественской, что в Чулкове, г.Тулы церкви Феодор Глаголев и священник Николо-Завальской г.Тулы церкви Иоанн Смирнов . Скретарь – священник Кафедрального Собора Платон Рачинский. 4. Духовно-учебные заведения Духовная Семинария: Ректор – Архимандрит Корнилий, инспектор – ст. сов. Петр Иванович Повлушков, секретарь – священник Петр Невский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  разделы   рассылка  распечатать Михаил Тюренков " Вечные ценности " как основа русского общественного идеала Источник:  Православие и мир Не так давно на моей страничке Facebook’a один известный православный публицист оставил краткое сообщение: " Миша, самое страшное для хозяев этого мира – соединение религии и марксизма. Поэтому они постоянно опошляют то и другое... " Уже сама постановка вопроса вызвала у меня вполне закономерный когнитивный диссонанс: " Религии и марксизма?! Но позвольте!!! Ортодоксальный марксизм с неизбежностью предполагает " научный " атеизм!!!! " Дискуссия заглохла, так и не начавшись. Однако сам ход мысли о том, возможна ли конвергенция христианского социального учения и наследия социалистов различной степени ортодоксальности и левизны, показался мне интересными. Позднее, в ходе состоявшегося 25 января 2011 года на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках XIX Международных Рождественских чтений круглого стола " Духовно-нравственные ценности современного российского общества: социологический взгляд " , эти вопросы были подняты вновь. Так, руководитель круглого стола, декан социологического факультета Московского университета профессор Владимир Добреньков прямо высказал мысль о необходимости максимально активного социального делания Русской Православной Церкви по защите российского общества от " губительной для России безбожной либерально-западнической системы олигархического капитализма " . В качестве альтернативы В.И. Добреньков предложил консервативную идеологию " религиозного социализма " , базирующегося на " традиционных духовно-нравственных ценностях, общих как для православного христианства, так и для других традиционных конфессий " . В тот день профессора Добренькова поддержали многие выступавшие. Неоднократно из уст не только светских ученых, но и представителей православного духовенства предельно комплиментарно звучали два слова: " христианский социализм " . А руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов в своем ярком выступлении и вовсе дал понять, что Церковь не может смиряться с социальными беззакониями властей, но, напротив, должна бороться против беззаконий властей. В частности, батюшка напомнил, что летом прошлого года предложил депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, ратифицировавших Европейскую социальную хартию, отлучить от Русской Православной Церкви " хотя бы на год, для профилактики " ...

http://religare.ru/2_82872.html

Предисловие Более полутора месяца в последней четверти текущего года периодическая печать на Руси занималась обсуждением вопроса о «свободе совести» Этот факт заслуживает тем больниего внимания, что, не смотря на крайне слабое развитие у нас общественной и особенно русской мысли, мы все же с чужого голоса склонны считать означенную печать выразительницею общественного и даже русского мнения!.. Не соглашаясь с таким взглядом на современную нам русскую прессу, я, с своей стороны, тем не менее признаю ее могучим двигателем общественного развития и посему только считаю далеко не лишним разобраться в том движении, которое охватило и более полутора месяца не сходило со страниц наших газет и журналов, – разумею поднятый в печати вопрос о «свободе совести». Ближайшим поводом к печатному обсуждению данного вопроса послужил доклад г. Стаховича, читанный на Орловском миссионерском съезде 24 сентября текущего года и затем отпечатанный 25 сентября в «Орловском Вестнике!» 254). Этот доклад в свою очередь стоит в тесной связи с Орловским съездом, посему я признаю за лучшее изложить последовательно: деяния Орловского Миссионерского съезда 1 , доклад г. Стаховича, мнения членов съезда и периодической печати о докладе, и по поводу сего доклада, а также свой разбор доклада и свое мнение по существу поднятого в нем вопроса о «свободе совести». Введение Как известно, со времен Петра 1-го и до царствования Императора Александра III-ro закон тщательно оберегал, чтобы в недрах Русской Православной Церкви между Иерархами и пастырями последней отнюдь не происходили взаимный личные совещания по разным церковным вопросам того или другого местного края, а тем более всея Руси. Корень такого нововведения скрывался в боязни русской светской власти встретить себе в своих делах оппозицию в лице русского духовенства, – боязни, занесенной в пределы России с Запада и не имеющей у нас для себя ни почвы, ни оправдания. Между тем эта боязнь как нельзя лучше пришлась по вкусу нашей, так называемой «либеральной прессе», владеющей у нас почти 2 / 3 «интеллигенции», которая в своих целях стала усиленно развивать ее и в пылу своей публицистической фантазии изобрела даже особый род «пугала», известного под именем «русского клерикализма» и пускает его в ход при всякой малейшей попытке светской власти открыть Православной церкви доступ к сердцам народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf 4. Деятельность Зарубежной Русской Церкви на территории IIIpeйxa в 1941–1945 гг. А. Германская епархия РПЦЗ в годы II Мировой войны 25 октября 1941 – 8 апреля 1980 г. Сразу же после начала войны с СССР германские власти, нередко видевшие во всех русских врагов, начали ущемлять и церковную деятельность. Это хорошо видно в публикуемом письме бывшей звонарки православной церкви в Лейпциге. Над русскими храмами в Лейпциге и Дрездене вообще нависла угроза полного закрытия, которую удалось избежать благодаря заступничеству РКМ пресекали власти и многие благотворительные акции русский церковной эмиграции по оказанию помощи своим соотечественникам на оккупированной территории СССР 111 . Заметным этапом в истории православной Германской епархии стало первое и последнее в годы войны епархиальное собрание 29–31 января 1941 г. в Берлине. Среди его важнейших решений были постановления об организации Миссионерского комитета и преобразовании епархии в Средне-Европейский митрополичий округ. 26 мая 1942 г. архиерейский синод РПЦЗ принял решение о создании такого округа с включением в него приходов в Германии. Протектората Богемии и Моравии, Бельгии. Словакии и Люксембурга. Митрополитом был назначен Владыка Серафим (Ляде). Всевозможные трудности и стеснения – острая нехватка свечей для богослужений, вина и муки для причащений, требования властей о сдаче колоколов для военной промышленности и т. и. не смогли воспрепятствовать активной душепопечительной, миссионерской, просветительной и благотворительной деятельности духовенства епархии. 43. Письмо имперского наместника Саксонии министру церковных дел о намерении закрыть русские церкви в Лейпциге и Дрездене Дрезден, 25 октября 1941 г. Как я усмотрел из доклада обер-бургомистра Лейпцига, там еще существует так называемый Комитет по сохранению русской церкви в Лейпциге. Это зарегистрированная общественная организация, которая ставит своей задачей сохранить так называемую русскую памятную церковь 1913 г. для лейпцигской русской православной церковной общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пн Про роботи в 6 жовтня 2011 р. 18:00 Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года. 1. Необходимость и важность церковной работы с молодежью имеют своим обоснованием учение Священного Писания о многообразии форм и методов апостольского служения Церкви, которая обращается с проповедью Евангелия ко всем людям без исключения. Этот общий миссионерский принцип был сформулирован св. апостолом Павлом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Церковь в своем миссионерском и пастырском служении должна всегда искать и находить те формы проповеди, которые были бы актуальны и понятны для людей разных возрастов, национальностей и профессий. Сегодня перед Русской Православной Церковью с особенной остротой стоит вопрос о воцерковлении молодежи, духовно-нравственное состояние которой имеет определяющее значение для будущего нашей Церкви и общества. Благодаря миссионерским усилиям Православной Церкви молодое поколение должно услышать от пастырей и верующих сверстников живые и убедительные ответы на свои поиски и вопрошания, обрести в Церкви подлинные ценности и надежные жизненные ориентиры, получить необходимые условия для раскрытия своего внутреннего духовно-нравственного потенциала. 2. Церковная молодежная работа включает в себя как организацию молодых членов приходских общин, так и миссию среди городской и сельской молодежи, студентов, школьников, членов общественных молодежных объединений. Координация церковной молодежной работы осуществляется в рамках следующей структуры. Общецерковный уровень На общецерковном уровне работу с молодежью возглавляет Синодальный отдел по делам молодежи Московского Патриархата (далее Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях, и как таковой имеет право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию (Устав Русской Православной Церкви, глава VI, п. 9).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1639901...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Шкаровский М.В. " decoding="" title="" После Октябрьской революции 1917 г. возможности миссионерской деятельности Русской Православной Церкви значительно сократились, однако эта деятельность не исчезла и продолжилась, хотя и в принципиально новых, неизмеримо более сложных условиях. Вслед за первыми же открыто антирелигиозными акциями советских властей в России начался массовый религиозный подъем. В 1918 г. к Православной Церкви, гонимой, а не господствующей, как ранее, пришли тысячи новообращенных, в том числе видные представители интеллигенции. Именно с первых месяцев 1918 г. в столице, а затем по всей стране начали создаваться массовые организации — союзы, братства, комитеты мирян и т.п. Особенно заметную роль вплоть до начала 1930х гг. играли братства. Их число по сравнению с дореволюционным возросло в десятки раз. И в минувшие века, когда на Православную Церковь обрушивались гонения, братства являлись одной из самых действенных форм ее защиты. Когда же после Октябрьской революции Россию захватила волна антицерковных репрессий и преследований, традиции прошлого возродились вновь. Для сплочения священнослужителей и мирян в Петрограде, а затем и в других городах России стали создаваться объединения преданных делу Христову людей. Главным в северной столице стало Алксандро-Невское братство, образованное при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Оно было окончательно оформлено в январе 1919 г. иеромонахом Иннокентием (Тихоновым) на базе работавшего в Лавре с марта 1918 г. кружка молодежи. Без преувеличения можно констатировать, что Александро-Невское братство было уникальным явлением не только в истории Петроградской (Санкт-Петербургской) епархии, но и Русской Православной Церкви первых послереволюционных десятилетий в целом. Находясь под «дамокловым мечом» репрессий в течение всех лет своего существования, оно проявляло удивительную активность и разнообразие видов деятельности. История братства свидетельствует о том, что оно было одной из самых оптимальных форм объединения верующих в условиях безбожных гонений. Документы наглядно показывают, что Александро-Невское братство представляло собой живой, динамичный организм — конкретные виды и формы его работы и внутренней жизни неоднократно менялись с учетом изменения общественно-политических и социальных условий. В известном смысле оно представляло собой стержень жизни епархии, на протяжении четырнадцати лет играя заметную роль во всех важнейших событиях этой жизни, в частности, активно борясь с обновленческим расколом и противодействуя иосифлянскому разделению.

http://azbyka.ru/katehizacija/missioners...

Соборяне Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 4 – 11 октября. - Повестка дня. – Доклад Патриарха. – Восстановление единства. – Встреча в Кремле. – Просьбы о помощи. – Вопрос о «дедовщине». – Церковный суд. – Кому нужен Поместный Собор? – Грозный, Распутин, ИНН. – Итоги Собора. – Преподобный Сергий Радонежский. Главным событием прошлой недели, привлекшим огромное внимание светских и церковных СМИ, стал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Другие темы, если и появлялись в отдельных изданиях, оказывались фактически незамеченными, затененными одним крупным информационным поводом - Собором. Поэтому сегодняшний обзор целиком и полностью будет посвящен этому центральному событию недели. «Третьего октября произошло одно из крупных событий в жизни Русской Православной Церкви за последние годы: в храме Христа Спасителя открылся Архиерейский Собор. На данный момент он является высшим органом управления Русской Православной Церкви. Нынешний Собор проходит под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в нем принимают участие 144 архиерея из более чем 150 епархий», - так пишет о начавшемся в Москве мероприятии автор «НГ-Религий» Александр Петров в статье «Эпохальное событие поместного значения» .  Этот материал представляет собой интервью с членом секретариата Архиерейского Собора, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископом Егорьевским Марком (Головковым). В интервью идет речь о том, что значит Собор в жизни Русской Православной Церкви, о наиболее значительных проблемах, обсуждаемых нынешним Архиерейским Собором, о задачах Собора, одна из которых, в частности, «ответить на вызовы современности». Другое интервью опубликовано порталом «Страна.Ru» в этот же: о том, какие вопросы будет обсуждать Собор, обозревателю Марии Свешниковой рассказывает епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков). О начале работы Собора рассказывает сайт «Мир религий» . В частности, в сообщении кратко изложены те темы, которые намерен рассмотреть Собор: «Собор рассмотрит вопросы внутрицерковной жизни, ее отношения с государством и обществом. В повестке дня - вопросы религиозного образования и миссионерского служения, церковной благотворительности и монастырской жизни. Одними из центральных тем станут участие Церкви в профилактике и борьбе со СПИДом и демографическая проблема в России, объединение усилий по сохранению нации и ее духовно-нравственного здоровья. Участникам форума предстоит также дать оценку диалогу с Зарубежной церковью, перспективам объединения двух частей некогда единой церкви - пребывающей в Отечестве и находящейся заграницей. На Соборе будут канонизированы новые святые, жившие в XIX и ХХ веках. Предполагается обсудить проблему организации церковного суда».

http://pravoslavie.ru/4907.html

  БОГОСЛОВИЕ Игумен-обличитель О мнениях игумена Петра (Мещеринова) Роман Вершилло   На протяжении нескольких последних лет большой интерес вызывают сочинения и отдельные высказывания игумена Петра (Мещеринова), руководителя Миссионерского молодежного центра при Свято-Даниловом монастыре. Вокруг мнений о. Петра не утихают споры, к чему он сам прилагает значительные усилия. О. Петр настаивает всего лишь на нескольких вещах. Во-первых, в центре церковной жизни должна стоять личность, и только личность. Из этого следует, что отдельный христианин находится в неразрешимом конфликте со всяким народом, обществом и государством. Во-вторых, о. Петр призывает отличать суть Христианства от ее конкретного выражения в Писании и Церковном Предании. Он намерен следовать только Евангельским и чистым принципам, отвергая все внешнее и историческое, что находит в учении Церкви. Эти два положения складываются у о. Петра в по-своему цельную систему, поскольку 1) либерализм (свобода личности от государства) и 2) модернизм (отрицание исторического Христианства) хорошо сочетаются друг с другом. Следуя либеральной догме, игумен Петр с механической последовательностью уничтожает все, что поднимается над уровнем отдельного частного человека. Он приходит к единодушному осуждению русской национальной культуры (во всяком случае, допетровской), русского государства, нравственного и духовного состояния русского народа на протяжении всей его истории. Самые резкие обличения о. Петр выдвигает против Русской Православной Церкви. Сколько можно судить по его сочинениям, о. Петр непрерывно испытывает радость освобождения и хочет разделить ее с нами. Освобождение это, впрочем, не полное, поскольку о. Петр признает, что христианин находится в каких-то взаимных отношениях с Церковью, государством, народом и обществом. Но он чрезвычайно упрощает себе задачу, признавая в качестве нормы лишь непрерывную борьбу и вражду со всем, что человека окружает. Истина в другом: Церковь воинствующая состоит не только из святых, но и кающихся грешников. Но это не превращает Святую Церковь в ее противоположность – " церковь лукавнующих " . Нечто похожее можно сказать и о ненавистных о. Петру государстве и человеческом обществе. Государство, как основанное на принципе справедливости, может исчезнуть, но никогда не превратится в полную свою противоположность. И общество человеческое, пока оно основано на началах солидарности, не перестает быть самим собой. И напротив, стоит исчезнуть принципам, на месте государства появляется антигосударство (в конечном счете - государство антихриста), а в обществе начинается либеральная " война всех против всех " .

http://moral.ru/icondemn.htm

В числе прочих письмо подписали миссионер игумен Сергий (Рыбко), руководитель миссионерского отдела Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач, священники Русской Православной Церкви, православные христиане. Среди 62 подписавшихся есть также два мусульманина. 28 июня. ПРАВМИР. Представители православной общественности выступили с открытым письмом к президенту РФ Владимиру Путину с призывом защитить Церковь и патриарха Кирилла. «ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В. В. ПУТИНУ ОБРАЩЕНИЕ ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО, УВАЖАЕМЫЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ, ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ! Мы, нижеподписавшиеся граждане Российской Федерации, принадлежащие к различным традиционным для России конфессиям, обращаемся к Вам, как Гаранту Конституции России и прав граждан, с просьбой защитить честь и достоинство Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, являющегося для всех христиан православного вероисповедания, составляющих подавляющее большинство граждан нашей Великой Страны, проживающих как на территории России, так и во всем мире, — Великим Господином и Отцом, Председателя Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Протоиерея Всеволода Чаплина, всех верных чад Русской Православной Церкви — честь и достоинство, попранные людьми без чести и достоинства, людьми, для которых традиционные духовные ценности и вековые устои нашей Родины – это пустой звук. 18 июня, 2012 года, в Москве прошла ежегодная церемония вручения премии “Серебряная калоша” за самые сомнительные достижения в минувшем году. Организатором данной церемонии является радиостанция “Серебряный дождь”. Ниже приведена интернет-ссылка на видеозапись, в которой, по нашему мнению, содержатся эпизоды, оскорбляющие религиозные чувства православных верующих людей, оскорбляющие честь и достоинство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателя Синодального отдела по взаимоотношению Церкви и общества Протоиерея Всеволода Чаплина, всех верных чад Русской Православной Церкви, законно избранных действующих Властей Российской Федерации, а также скрытые призывы к свержению конституционного строя в Российской Федерации.

http://pravmir.ru/prezidenta-rf-prosyat-...

М.И. Одинцов ЛИТЕРАТУРА Архивы Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ) Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ) Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ) Российский государственный социально-политический архив (РГАСПИ) Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦА ФСБ РФ) Периодические издания Антирелигиозник. 1938. 2. Былое. 1917. 1. Владимирские епархиальные ведомости. 1917. 31. Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 29, 95. Дело народа. 1917. 31 декабря. Диспут. 1992. 3. Журнал Московской патриархии. 1943. 1, 3; 1944. 2; 1990. 5. Известия. 1918. 3 июля, 30 августа. Известия. 1922. 26 февраля, 15 марта. Известия. 1925. 15 апреля. Известия. 1927. 19 августа. Известия ЦК КПСС. 1989. 4; 1990. 4. Исторический архив. 1994. 3; 2000. 1. Красный архив. М.; Д., 1932. Т. 2. Миссионерское обозрение. 1900. 1. Наука и религия. 1987. 11; 1998. 2, 5. Отечественные архивы. 1993. 2; 1995. 2. Последние новости. Париж, 1927. 13 сентября. Правда. 1936. 26 ноября. Правда. 1941. 23 июня, 3 июля. Прибавления к «Церковным ведомостям». 1908. 2; 1906. 26, 38. Христианское чтение. СПб., 1900. Май. Церковно-исторический вестник. 1999. 2–3, 4–5; 2002. 9. Церковно-общественный вестник. 1917. 22. Церковные ведомости. 1901. 9. Церковный вестник. 1905. 2. Воспоминания, сборники, документы Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России. Позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. Аманжолова Д. А. «Горячо живу и чувствую…». Петр Гермогенович Смидович: Опыт исторического портрета. М., 1998. Бернев К. К. Православная миссия в оккупированном Пскове. Докладная записка Управления НКГБ по Ленинградской области. 1944 г.//Исторический архив. 2008. 5. Борис (Рукин). О современном положении Русской православной патриаршей церкви. М., 1927. Бухарин Н. И. Реконструктивный период и борьба с религией: Доклад на 2-м Всесоюзном съезде безбожников. М., 1929.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010