А.М. Смулов Особенности и основные проблемы миссионерской деятельности РПЦ конца XIX – начала XX вв. в соборных документах и воспоминаниях Источник Введение В настоящее время возрастает роль миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Существенная роль в православной миссии, как и в дореволюционные (1917 г.) времена, отводится монастырям, которые должны явиться образцом такого служения для приходских общин и миссионерских органов Церкви на всех уровнях. Возрождение духовного уровня российского общества, просвещение ее народа, как и возрождение самой Русской Православной Церкви, безусловно связаны с миссионерской деятельностью. После десятилетий попыток уничтожения Православной Церкви в Российской Федерации (в СССР), уничтожения священно- и церковно- служителей, просто верующих людей – мирян, с учетом истории развития России, духовное возрождение и просвещение настоятельно требует масштабных усилий всей РПЦ, сопоставимых с христианизацией Руси и получило наименование «второй христианизации». По результатам многочисленных социальных опросов, проведенных в 1991–2022 гг., к православному вероисповеданию относит себя до 85 процентов населения страны. В тоже время людей воцерковленных, истинно верующих и знающих свою веру, участвующих в Св Таинствах Церкви, в целом ряде опросов, определено всего в 2–4 процента. Налицо наличие «веры без знаний» и, более того, «веры без веры». С 1988 г. началось постепенное возрождение миссионерской деятельности на миссионерском поле СССР. Верующий народ стал восстанавливать и открывать храмы и монастыри. После окончания советского периода, понимая сложность сложившейся в России ситуации, в 1994 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Определение «О православной миссии в современном мире» Вопросы миссии регулярно обсуждались на Архиерейских Соборах (1997, 2000, 2004), и в 2007 г. Св Синодом был утвержден текст «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (далее – Концепция). В принятой Концепции были установлены фундаментальные основы миссионерского служения православных христиан, указаны актуальные направления миссионерского служения Православной Церкви. Концепция имела ориентиром «помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Отдельные сборники и жития Из раскола – в Церковь. Житие мученика Алексия Зверева. Архимандрит Дамаскин (Орловский). В этой книге публикуется житие мученика Алексия Зверева – выдающегося миссионера, члена Поместного Собора 1917-1918 годов. Житие раскрывает в полноте этапы и события его жизни – от обращения из раскола до мученической кончины. Перед читателем проходят события – начала ХХ столетия, в чем-то внутренне сходные с событиями древности, когда рыбаки становились всемирными проповедниками христианства. Так и в ХХ веке сын крестьян и рабочий фабрики Алексеева-Станиславского Алексей Данилович Зверев становится проповедником православия среди раскольников. В книге даются не только подробные сведения об исповеднической жизни мученика Алексия, но и о русском расколе – с исторической и богословской позиций. Читатель также сможет получить объективное представление о расколе, а также о многих выдающихся людях недавнего прошлого, например о настоятеле Никольского монастыря в Москве архимандрите Павле (Ледневе) и других, что свидетельствует от том, что и в наше время были великие подвижники благочестия, подобные древним.  Москва : Региональный общественный фонд " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " , 2019. - 383, с.: ил. Вместо предисловия При написании жития мученика Алексия Зверева можно было бы ограничиться описанием его жизни, присоединения к Рус­ской Православной Церкви, миссионерской деятельности, работы в составе Поместного Собора и мученической кончины. Однако было бы неразумно писать о нем и не писать, в какой религиозной обстановке он воспитывался и жил и что стало самым важным в его жизни и для него самого – о миссионерской, полной трудов и подвигов проповеди среди раскольников. Придя к Истине через слово Божие, он не мог не думать и не говорить о том, чем жил сам, – о Христе. Как не могли не го­ворить о воскресшем Христе апостолы, хотя бы окружающие и принуждали их замолчать, так не могли не говорить об основанной Христом Церкви, проповедуя о ней раскольникам, выдающиеся миссионеры того времени, к которым принадлежал и Алексей Данилович Зверев.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

Священномученик Николай Удинцев: просто сельский священник… В 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петро-Павловскую церковь села Петропавловского Верхотурского уезда. Он преподавал в церковно-приходской школе, был членом Православного миссионерского общества. 2 августа, 2012 В 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петро-Павловскую церковь села Петропавловского Верхотурского уезда. Он преподавал в церковно-приходской школе, был членом Православного миссионерского общества. Священномученик Николай Удинцев родился 4 апреля 1862 года в семье отца Александра Удинцева, священника села Скородумского Ирбитского уезда. Обучался в Пермской духовной семинарии, но по собственному прошению был уволен из нее при переходе в пятый класс. После этого Николай Александрович поступил на должность учителя народных школ в Ирбитском уезде и до 1890 года преподавал сначала в школах сел Крутихинского, Голубковского, Верх-Ницинского и поселка Ирбитский завод, а затем — в народном училище села Голубковского. В это время он вступил в брак с дочерью диакона села Ницинского Ирбитского уезда Антониной Михайловной Ласиной, и в 1890 году у них родился первенец — сын Александр, а еще через два года — сын Дмитрий. На основании указа Преосвященнейшего Афанасия, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, 15 ноября 1892 года Николай Александрович был рукоположен в сан диакона и определен для служения в церковь в честь Трех Святителей Нижне-Туринского завода Верхотурского уезда. В его послужном списке значится: «поведения очень хорошего». В 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петро-Павловскую церковь села Петропавловского Верхотурского уезда. Вскоре его перевели в Воскресенскую церковь села Верх-Ницинского Ирбитского уезда. Во время служения в этом селе он преподавал в церковно-приходской школе деревни Игнатьевой Верх-Ницинского прихода. Преподавание шло столь успешно, что  в 1903 и 1905 годах его имя неоднократно отмечалось в отчетах епархиальных наблюдателей о состоянии церковных школ епархии среди имен тех, кто «особенно ревностно относились к церковно-школьному делу и аккуратным исполнением обязанностей заявили себя».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ni...

С верой — к делу! Работа форума проходила в десяти секциях: «Как стать апостолом XXI века?»; «Формы миссионерского служения молодежи»; «Формы молодежной работы при храме»; «Легко ли быть православным на Западе?»; «Как создать и сохранить семью?», «Можно ли полюбить православное богослужение?»; «Православное молодежное движение: тусовка или деятельность?»; «Нужны ли православию патриоты?»; «Мат — не наш формат!»; 25 мая, 2010 Работа форума проходила в десяти секциях: «Как стать апостолом XXI века?»; «Формы миссионерского служения молодежи»; «Формы молодежной работы при храме»; «Легко ли быть православным на Западе?»; «Как создать и сохранить семью?», «Можно ли полюбить православное богослужение?»; «Православное молодежное движение: тусовка или деятельность?»; «Нужны ли православию патриоты?»; «Мат — не наш формат!»; В Москве открылся IV православный студенческий форум «Вера и дело». Впервые в нем принимает участие молодежь из приходов РПЦЗ и представители православных общин слабослышащих из 25 регионов России. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 22 мая в Москве в общественном комплексе «Кремль в Измайлово» открылся IV православный студенческий форум «Вера и дело». Организаторы  мероприятия — Комиссия по делам молодежи при Епархиальном совете г. Москвы,  Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы, а также студенческие и молодежные организации. Впервые в нем принимает участие молодежь из епархий Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), а также представители православных общин слабослышащих из 25 регионов России. Перед началом форума в храме св. Николая в Измайловском кремле была отслужена Божественная литургия.  Открытие форума состоялось в 11 утра на площади Измайловского Кремля в присутствии викария Московской епархии,  преосвященного  Игнатия,  епископа Бронницкого, Председателя Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете г.Москвы, которой обратился к участникам и гостям форума со словами приветствия. Выступление епископа сопровождалось сурдопереводом.

http://pravmir.ru/s-veroj-k-delu/

А. Бушев Предисловие Предвидя большие недостатки в настоящем конспекте в отношении богословской эрудиции, считаю своим долгом наперед оговориться и просить снисхождения перед ценителями миссионерских пособий. Но приступая к составлению этого руководства, я имел исключительное стремление прийти на помощь со своим немощным трудом миссионерствующим пастырям отнюдь не эрудицией, в чем пастыри достаточно обеспечены, а чисто миссионерски-практически. Я приспособил конспект, как форматом, так и расположением страниц с указанием книг, глав и текстов библии Св. Синода и Киево-Печерской лавры в ½ листа, как наиболее распространенных в церквях и народе; этото конспект желающий может вплести в книгу Библии с передней стороны и таким образом может пользоваться им, не обременяя себя объемистыми томами почти однообразного содержания существующих пособий, которые будучи отдельными изданиями, представляют не только внушительную тяжесть для миссионерствующего, но и отнимают не мало времени на отыскивание по ним желаемых мест. А. Бушев 1. О Церкви Христовой А. Краткое изложение понятия о церкви По определению православной догматики: “ Церковь есть общество верующих людей во Христа, установленное Господом, соединенное словом Божиим, таинствами и священноначалием, под управлением Святого Духа”. Это есть краткая формулировка православно-догматического изложения о Церкви. Но в полном значении и широком раскрытии этого вопроса, в особенности же с точки зрения миссионерской практики вопрос о Церкви должен представляться в следующем виде. Церковь есть столь важный и первостепенный вопрос в деле душевного спасения, что по истине может быть назван “камнем краеугольным”, т. к. по неложному завету Спасителя, вне Церкви нет и не может быть спасения: “если (кто) и Церкви не послушает, то да будет вам, как язычник и мытарь”. Мф.18:17 . Поэтому, в миссионерской полемике при собеседованиях с сектантами, он должен ставиться главным или основным аргументом обличения противников, Обходить же совсем, или только косвенно затрагивать его, есть нечто иное, как ложный и не стратегический такт в противосектантской духовной войне, со стороны миссионерствующего. Эго равносильно тому, что отдать противнику самую твердую позицию, без всякого сопротивления. Верное же и твердое изложение вопроса о истинной Христовой Церкви на земле, сразу раскрывает несостоятельность сектанта, прикрывающегося тоже авторитетом Божественной Церкви и снизводит его на степень еретика, отщепенца и богопротивника. Вместе с тем, заграждаются уста заблудшего от поползновения к критическому разглагольствованию на другие священные предметы, которые есть Божественные плоды Церкви, руководимой Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Миссионерское служение Успенской Николо-Васильевской обители Молебен на освящение школы перед 1 сентября 10 декабря 2009 года исполнилось семь лет со дня освящения закладного камня на месте будущего Успенского собора в Успенской Николо-Васильевской обители, основанной приснопамятным схиархимандритом Зосимой (Сокуром; † 2002) в селе Никольское Донецкой области. Прошедший 2009 год ознаменовался завершением строительства Успенского собора и его освящением Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Приезд Святейшего Патриарха – всегда событие неординарное, а в данном случае его можно назвать знаковым. Прежде всего, потому, что освященный патриархом Успенский собор, являясь подобием Успенского собора Московского Кремля, оказывается видимым знаком и символом церковного единства Украины и России. Вообще визит Святейшего Патриарха Кирилла имел очень большое значение для православной паствы. Он воодушевил и как бы расшевелил очень многих людей. Говорят, в минувшем году после приезда патриарха даже значительно увеличился конкурс в Киевские духовные школы. Самое главное, что многие даже не очень церковные люди, редко бывающие в храме, выходили на улицы и приходили на патриаршие богослужения. Они услышали голос своего пастыря и почувствовали себя членами Церкви. Церковных же людей и священство патриарх, как и везде он это делает, призвал к деятельному миссионерскому служению, особенно среди детей и молодежи. О том, что Православная Церковь на Украине находится в непростых условиях, написано много. Известия о новых попытках насильственных захватов храмов раскольниками то и дело мелькают в новостях. Государство не оставляет попыток навязать свою волю Церкви и сделать из Церкви инструмент своей политики. Однако необходимо упомянуть и о положительном аспекте церковно-государственных отношений на Украине. Это особенно актуально и для современного российского общества. Речь идет об относительной свободе миссии и о больших возможностях, открывающихся для работы с детьми. Школьный предмет, рассказывающий об основах нравственной христианской жизни, о Церкви и православной культуре, называется, в соответствии с украинскими нормативными документами, «Христианская этика». На общегосударственном уровне законодательная база для введения нового предмета существует уже не первый год. И дело сейчас стоит лишь за местной инициативой. Итак, закон есть, пособия по христианской этике тоже есть. Почему же еще не во всех школах введен этот предмет и мало где преподается на должном уровне? Чего же не хватает? А не хватает – и катастрофически не хватает – грамотных и церковных преподавателей.

http://pravoslavie.ru/33209.html

ЦВ 22 (443) ноябрь 2010 /  16 ноября 2010 г. Миссия должна быть делом всей Церкви. Из слова Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. То, что сегодня происходит в нашей Церкви, называется в принятой в 2007 году концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви второй христианизацией, и это вполне справедливо. Действительно, страна с 1000-летней культурной христианской традицией, явившая миру множество святых угодников Божиих, стяжавшая наименование Святой Руси, как бы отказалась от своего исторического предания и, пройдя через страшные исторические катаклизмы, разрушила собственную историческую традицию. На этих духовных развалинах выросло четыре поколения людей, и поэтому сегодня невозможно проповедовать Христа, просто апеллируя к традиции, к генетической памяти. Действительно, прошел слишком большой период времени, когда общество развивалось вне всякого участия Церкви. Конечно, это участие никогда не пресекалось на уровне отдельных людей или отдельных семей, но в общественном пространстве голос Церкви был неслышен. И для того чтобы люди приняли Христа, сегодня действительно нужны миссионерские усилия. В первую очередь местом приложения миссионерских усилий должен быть приход. Приход — это наибольшая драгоценность, которую имеет Церковь. Приход объединяет единомышленников, верующих людей — именно там люди, объединяясь вокруг престола Божия, становятся единым телом, причащающимся от единого Тела и Чаши. И сегодня нужно употребить особые усилия, чтобы помочь реализации того духовного потенциала, который существует на каждом приходе, в каждой христианской общине. Речь идет о том, чтобы на каждом приходе — конечно, в меру его возможностей, ведь некоторые приходы очень небольшие, слабые — работали образовательные, социальные, молодежные программы. К этим направлениям я бы добавил, конечно, и миссионерскую деятельность. Пока у нас не будет совершенно конкретных задач, которые мы можем сформулировать и поставить перед людьми, у нас не будет и работы. И самая первая задача, которую мы должны сегодня поставить и постараться быстро решить, — это создание миссионерской инфраструктуры в нашей Церкви, постоянно действующего механизма миссии.

http://e-vestnik.ru/church/443missiya_do...

33. Сотрудник Братства св. Гурия. 17 июня 1910 года О задачах Казанского миссионерского съезда 1910 года Речь на открытии этого Съезда 13 июня. Преосвященные Архипастыри, преподобные отцы и вы, братие и сестры, о Христе возлюбленные чада Церкви Православной! Сегодня в неделю всех Святых, когда вселенская Церковь Христова празднует завершение Божиих обетований грешному роду человеческому, наша церковь Казанская, в частности, перевивает свои великие минуты радости духовной. Днесь благодать святаго Духа нас собра, днесь и на нашем церковном обществе исполнилась песнь церковная о дарах Духа Святаго: вся подает Дух Святый, (точит) источает пророчествия, священники совершает, некнижныя премудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный«... Невольно хочется со псалмопевцем воскликнуть: сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. О, Господи, спаси же; о Господи, поспеши же». ( Пс. 117:24–25 ). И в эти святыя минуты церковной радости, только бы и хотелось молиться всесвятому Духу Божию, чтобы Он подкрепил всех служителей Церкви в служении их во спасение людей Божиих, кровию Христовой искупленных. Вот это и есть первая и главнейшая задача нашего собора церковного: молиться вкупе Господу, да изведет деятели на жатву свою, ибо жатва всё умножается, а деятелей мало: и ныне нас окружают народы смятени, яко овцы не имущыя пастыря ( Мф. 9:36 ). И если кто будет, как некогда в св. день Пятидесятницы, недоумевать и спрашивать о нашем молитвенном собрании, «что убо хощет сие быти», то пусть каждый твёрдо знает, что «днесь благодать святаго Духа нас собра» во спасение тех, кто послушает нас, ибо не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих ( 2Кор. 4:3 ). Такова первая наша задача: в радости и в смирении молиться Богу о всех и за вся. Вторая наша задача – подобна первой, – является её продолжением: мы несём всем людям Божиим только мир, по заповеди Христовой. Любя всех о Господе и желая послужить всем, во спасение, мы благодатный мир Божий хотим дать всем, кто этого мира благодатного и вместе с ним душевного обновления желает. О, если бы это услышали сердцем своим те, кто нам так мало верит! О, если бы это узнали и поняли те, кто нас даже не знает! Мы, христиане, проповедуем любовь Божию, благовествуем мир, тогда как магометане только беспокоятся, потому что не умеют любить Бога; равно и язычники тоже не знают чувства любви к Единому Богу. И в ответ на это недоверие к людям и страх пред Богом так и хочется всем сказать это святое слово Господа: мир вам, мир Божий да почиет на вас, и пусть ничто и никогда не нарушит этого святого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Неофит (Осипов). Фотография. Нач. XX в. (Осипов Николай Александрович; 9.05.1875, г. Августов Сувалкской губ.- 3.11.1937, Новосибирская обл.), прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из семьи военного фельдшера. В 1891 г. окончил за казенный счет Холмское ДУ, в 1897 г.- Холмскую ДС, после чего поступил в СПбДА. Во время обучения в академии, 19 авг. 1900 г., был пострижен в монашество с именем Неофит, 27 сент. того же года рукоположен во диакона, а 14 мая 1901 г.- во иерея. 13 авг. 1901 г., по окончании СПбДА со степенью кандидата богословия, Н. был определен преподавателем гомилетики в Холмскую ДС. 1 июля 1902 г. получил назначение в Пекинскую Духовную миссию с правом ношения золотого наперсного креста, 24 июля 1903 г. переведен смотрителем Тихвинского ДУ. 17 окт. 1905 г. Н. был назначен ректором Самарской ДС и возведен в сан архимандрита. С 1905 по 1908 г. состоял цензором «Самарских ЕВ». Во время служения в Самаре он также состоял членом епархиального комитета Православного миссионерского общества и членом Самарского епархиального миссионерского совета. 31 мая 1909 г. после неудачной пересдачи латыни воспитанник семинарии в нетрезвом виде совершил на Н. нападение с ножом. На заседании Синода от 24 нояб. 1909 г. член Учебного комитета М. И. Савваитский, ревизовавший Самарскую ДС, предложил перевести Н. на такую же должность в др. семинарию. Н. был назначен ректором Волынской ДС, однако в связи с чрезвычайным нервным напряжением и переутомлением он обратился к Волынскому архиеп. Антонию (Храповицкому ; впосл. митрополит) с просьбой об увольнении с должности, поскольку «считает себя в настоящее время физически неспособным управлять многолюдной (600 человек) семинарией и просит дать ему другое послушание по силам». 8 авг. 1911 г. Н. был назначен на чреду священнослужения и проповеди слова Божия в С.-Петербург и получил должность постоянно присутствующего члена Учебного комитета при Синоде. 28 нояб. 1912 г. Н. также стал членом С.-Петербургского Духовного цензурного комитета, а 1 мая 1915 г.- старшим членом того же комитета.

http://pravenc.ru/text/2564966.html

Нести людям радость Христа Интервью с протоиереем Георгием Зверевым, куратором пастырской работы Миссионерского духовного училища Полтавской епархии Протоиерей Георгий Зверев Интервью с протоиереем Георгием Зверевым , преподавателем «Апологетики» и «Практического руководства для пастырей», куратором пастырской работы Миссионерского духовного училища (Полтавская епархия) Украинской Православной Церкви. – Отец Георгий, расскажите, пожалуйста, как давно существует училище, кого оно готовит и сколько лет длится обучение. – Наше учебное заведение существует уже десятый год. Первоначально это были курсы, потом – двухлетнее епархиальное училище, чуть позже – трехлетнее. В 2002 году оно было преобразовано в Миссионерское духовное училище и приобрело значение всеукраинского. Отделение у нас называется не пастырско-богословское, как принято в духовных училищах, а богословско-миссионерское, и к обучению на нем допускаются девушки. Кстати, набор этого года в этом смысле рекордный: из 27 человек четверо – девушки. Есть у нас и отделение регентов-псаломщиков. Что основного в подготовке? Во-первых, классическая богословская подготовка. Было бы ошибкой отступить от устоявшихся веками традиций духовных школ. Мы ориентируемся на преподавание тех же богословских дисциплин и в том же объеме, что и в любом другом подобном учебном заведении. С другой стороны, мы стараемся совершенствовать духовное образование. На миссионерском отделении мы пытаемся вести преподавание предметов с использованием лучших светских методик, потому что, нужно отдать должное, в светском образовании накоплен огромный опыт. У нас по каждому предмету полный вузовский набор документов, связанных с организацией преподавания. Конечно, хорошо, когда есть все время экспериментирующий учитель. Бывает, что один такой человек невероятно высоко поднимает уровень учебного заведения. Однако часто при этом возникают и проблемы, связанные с постоянным изменением круга преподаваемого материала. Поэтому учебное заведение больше выигрывает, если его преподаватели хорошего среднего уровня, но умеющие правильно подать учебный материал. Исходя из этого, мы стараемся много внимания уделять методике преподавания. Тем более что некоторые наши преподаватели – приезжие, и, чтобы не было пропусков, мы вынуждены отработать систему замен, вести четкий контроль всех почасовых нагрузок. Это, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к миссионерству, но, когда учащиеся получают качественное образование, они научаются и качественно мыслить; и тогда выпускаются не просто «кандидаты на исполнение» панихид, но люди, понимающие свою роль в жизни, обществе и Церкви.

http://pravoslavie.ru/4731.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010