Троичен . Нераздельное существом, неслитное лицами богословлю Тя, троическое едино Божество, яко единоцарственное и сопрестольное; вопию Тебе песнь великую, в вышних селениях трикратно воспеваемую. Богородичен . И раждаеши, и девствуеши, и во обою пребываеши дева по естеству. Рождейся от Тебе обновляет законы естества, и утроба девственная зачинает. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет. Песнь 5я Ирмос . От нощи утреннююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления твоя и научи мя, Спасе, творити волю твою. Тропари . В нощи житие мое провождах присно: тма бо и глубока мгла бысть мне нощь греха; но яко сына дне покажи мя, Спасе. Рувиму подражая окаянный аз, содеях преступный и беззаконный совет на Бога вышнего, осквернив ложе мое, яко же он отчее. Исповедуюся Тебе, Христе Царю: согреших, согреших, яко же братия некогда продавшии Иосифа, плод чистоты и целомудрия. От сродник праведная душа связася, продася в рабство прекрасный, во образ Господен: ты же, душе, вся продалася еси злым делом твоим. Иосифу, уму праведному и целомудренному, подражай, окаянная и непотребная душе, и не оскверняйся безрассудными стремленьми, присно беззаконнующи. Аще и в рове пребысть некогда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и востания твоего: аз же что когда таковое принесу Тебе? Троичен . Тя, Троице, славим единого Бога: свят, свят, свят еси Отче, Сыне и Душе, простое Существо, единица приснопоклоняемая! Богородичен. Из Тебе, нетленная, безмужная Мати Дево, облечеся в мой состав Бог, создавай веки, и соедини с Собою человеческое естество. Песнь 6я Ирмос . Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподнего, и избави от тли живот мой. Тропари . Слезы очей моих и из глубины воздыхания искренне приношу Тебе, Спасе, вопиющу сердцу: Боже, согреших Тебе, буди милостив мне! Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон; но воззови из ада преисподнего: пощади! да не покрыет тя пропасть земная. Рассвирепевши яко юница, душе, уподобилася еси Ефрему; яко серна, от тенет спасай жизнь, окрыливши ум деятельностью и созерцанием.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-velik...

Знайте, верные, и понуждайте себя побеждать искушения Божественной силой. Не жалуйтесь на притеснения, которые вам доставляет скорбь. Не глядите на инструмент, который наносит ущерб. Не говорите, что это «судьба» или «случай», но всегда принимайте с благодарностью из руки Господа то, что Промыслом направляется к удаче. Не сердитесь на притесняющих вас людей и другие творения, но более всего любите их, как причину вашего спасения. Так и блаженный Иов, претерпевший великие страдания, не говорил, что, мол, эти блага мне оставили родители, этих детей мне родила супруга, а злые люди, пожар, буря и бесы меня всего лишили. Нет, он говорил: Господь мне это дал, Господь это взял. Как угодно Господу, так и произошло. Пусть будет имя Его благословенно. Когда он был немощен и поражен по всему телу, подобным образом говорил: Я получил хорошее из руки Господа, неужели я не перенесу плохое? Так и прекрасный Иосиф, зная, что было Божие решение, дабы он претерпел то, что сделали его братья, нисколько не расстраивался и не враждовал с ними. Несовершенные люди, любящие плоть, по причине своего малодушия никогда не имеют мира. Они не знают пользы скорби. Они не узнают ее причины. Они только сердятся на притесняющих их и восстают. Так и собака, когда в нее кто бросит камнем, хватает его и кусает от гнева. И эти бездумные люди не видят, что Бог их наказывает, а борются с инструментами – и из-за своей нетерпеливости не получают от скорбей никакой пользы. Знающий и разумный ученик, когда учитель или отец его дерет, не глядит на розгу и не вступает с ней в бой (ведь розга движется не сама по себе), но только молит и просит сжалиться и наказывать более мягко. Так и благонамеренный христианин не глядит на того, кто ему доставляет скорбь, большую или малую, праведно или несправедливо, – но просит помощи свыше, говоря так: «Тебе полагается, грешник, это и другое худшее». Да будут благословенны тебя преследующие, – так, порицая себя и молясь за ближнего, ты победишь диавола и превозношение плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Когда мы поднялись на первую высоту, нам открылся прекрасный вид гор Иудеи. Через полчаса отсюда проехали мы вброд через поток, который в летописях крестоносцев назван библейскою рекою Сорек; но это есть только отрасль Сорека, протекающего между Газою и Аскалоном. Его называют Сукрек 27 . Влево от нас видно было на отдельной горе местечко Ибне, это библейский город Иемне ( Нав 15:45 ; Иф 2:28; 1 Макк 4:15; 10:69); он имел на берегу моря свою гавань подобно Газе и Аскалону; ее сжег Иуда Маккавей; зарево этого пожара видно было из Иерусалима. При этом случае мы находим в книге Маккавейской, что гавань Иемнии, или берег моря, отстояли от Иерусалима на 240 стадий в прямую линию, это делает 42 версты (2 Макк 12:9). Этот город принадлежал прежде филистимлянам, но был завоеван царем Иудейским Озиею вместе с Азотом и Гефом ( 2Пар 26:6 ). В Иемнии было Епископство и еврейский Синедрион или Судилище, довольно знаменитое. Новейший путешественник, сопутник историка крестовых походов, Пужула, ошибся, приняв Ибне или Иемне за один и тот же город с Гефом, который был одним из пяти главных филистимских городов и находился в окрестностях Аздода и Иемне. Положение Гефа доселе не определено. В долине, которую мы проезжали, видно селение Магара, а в стороне направо селение Агер; может быть, одно из этих селений заменило Геф – отечество Голиафа, где обитали потомки Энаковы. Отсюда до Рамлы идут необработанные поля и пастбищные долины. Рамла выказывается из-за холмов вершиною минарета. От Аскалона до Рамлы восемь часов езды. Рамла живописно представляется на плоской высоте, посреди садов; несколько разрушенных башен времен крестовых походов, вместе с малым числом минаретов, высятся над городом. Все признают Рамлу за древнюю Аримафею, где родился Иосиф – тот праведный муж, который погребал пресвятое тело Спасителя. Здесь как бы затворяется перед нами Ветхий Завет , завет праведного Суда Божия, и открывается Новый – завет Его милосердия. Мы проехали обширное, запустелое предместье Рамлы, покрытое развалинами и садами, и достигли небольшого городка, который находится в их центре.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Во всяком случае, сейчас, когда ты вышел на поприще, предстоит тебе испытать искушения многих видов, и готовься терпеть. Говори непрерывно Иисусову молитву, и Господь поможет тебе Своей благодатью. Искушения никогда не бывают крепче благодати. Письмо 4 Дитя мое, если ты будешь внимателен к тому, что я тебе пишу, и будешь понуждать себя, то обретешь большую пользу. Всё это происходит с тобой потому, что ты не понуждаешь себя к Иисусовой молитве. Так вот, понуждай себя. Говори эту молитву непрестанно. Пусть она всегда будет у тебя на устах. Так ты привыкнешь произносить ее внутри себя, и затем ее примет ум. Не будь беспечным по отношению к помыслам, ибо из-за них ты ослабеваешь и оскверняешься. Иисусова молитва , постоянное понуждение естества 31  – и увидишь, сколько получишь благодати. Жизнь человеческая, дитя мое, – скорбь, ибо она проходит в изгнании. Не ищи совершенного покоя. Христос наш подъял Крест, и мы подымем. Если вытерпим все скорби, то найдем благодать у Господа. Поэтому Господь попускает нам подвергаться искушениям, чтобы испытать нашу ревность и любовь к Нему. Поэтому нужно терпение. Без терпения человек не становится делателем, не научается духовному, не достигает меры праведности и совершенства. Люби Иисуса и говори непрестанно Иисусову молитву, и она будет тебя просвещать на Его пути. Смотри, не осуждай. Ведь из-за этого Бог попускает – и благодать уходит, и оставляет тебя Господь падать, смиряться, видеть свои собственные согрешения. То, о чем ты пишешь, – хорошо. Во-первых, то, что ты чувствуешь, – это благодать Божия. Когда она приходит, человек становится духовным. И всё ему кажется добрым и прекрасным. Тогда он всех любит, у него есть умиление, слезы, душевная теплота. Но когда отойдет благодать, чтобы человек был испытан, тогда всё становится плотским и падает душа. Ты, однако, не теряй тогда своего усердия, но возглашай постоянно молитву с понуждением, с усилием, со многой болью: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» И снова, и многократно – то же самое, непрестанно. И как бы взирая мысленно на Христа, говори Ему: «Благодарю Тебя, Христе мой, за то доброе, что Ты мне дал, и за то злое, от которого я страдаю. Слава Тебе, слава Тебе, Боже мой!» И если будешь терпеть, снова придет благодать, снова – радость. Однако и снова – искушения и печаль, смятение и нервы. Но и снова – борьба, победа, благодарение. И это бывает до тех пор, пока мало-помалу не очистишься от страстей и не станешь духовным. И со временем, старея, приходишь в бесстрастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Посему, добрые мои и возлюбленные братья, если кого-то обижают в этом мире и он захочет найти справедливость, то пусть знает, что она – в несении до последнего дыхания тягот брата, своего ближнего, и в терпении всех печалей нынешней жизни. Ведь каждая скорбь, которая приходит к нам – будь то от людей, или от бесов, или от нашего собственного естества, – всегда сокровенно несет в себе соответствующее приобретение. И кто ее преодолевает с терпением – получает плату: здесь – залог, а там – всё в полноте. Итак, терпение необходимо, как соль в пище. Ибо нет другой дороги, чтобы приобрести, обогатиться, царствовать. Эту дорогу нам начертал Христос. И мы, любящие Его, должны ради Его любви последовать за Ним. Хоть и горька нам полынь, однако она очищает кровь и оздоровляет наше тело. Без искушения не познаются чистые души, не проявляется добродетель, не обнаруживается терпение. Без искушений невозможно проявиться здоровью души. Это – очистительный огонь, который соделывает душу чистой и светлой. Чуть не забыл вам рассказать один умилительный случай. Однажды, стоя на коленях, утомившись в молитве, я видел нечто чудесное: рядом с одним очень красивым юношей были две маленькие прекрасные девочки. Одна была наша Марусо, а другая – Эргина, малышки, которые умерли. И говорит им юноша: «Это ваш брат. Вы его знаете?» Марусо была старше. «Знаю его, – говорит, – но много лет прошло с тех пор». А другая сказала: «При жизни я его не видела». И он говорит им: «Поцелуйте его и пойдем». И поцеловали меня эти две малышки, как благоухающие цветы, и ушли. И я пришел в себя с полными слез глазами, вспоминая о радости, какая бывает на Небесах, когда грешные каются и когда праведные входят в рай. Письмо Перевод этого письма сделан по изданию: Θεας Χριτος μπειρες. Γροντας ωσφ συχαστς. πιστολιμαα Βιογραφα – νκδοτες πιστολς κα Ποιματα. ερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου, 2005. πιστολ 6, σ. 147–155, – с добавлением отсутствующих там фрагментов по изданию: Γροντος ωσφ, κφρασις Μοναχικς μπειρας. ερ Μον Φιλοθου, γιον ρος, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

18 Января. 299. Видел я горе человеческое, рядом с которым ничто – всякие радости житейские. Что всуе мятется всяк человек? Горе – вот в чем познается ничтожество жизни, вот в чем чуется наше небесное отечество, лучше жаждешь его, и обращаешь взор от тленного и скоропреходящего к вечному и нетленному. 18 Января. 300. Царице Небесная! Имущая державу непобедимую на наш непобедимый греховный нрав! Сломи наше тяготение к беззаконию и обрати на благоугождение наши силы, тратимые на дела бесплодные и гибельные! 19 Января. 301. Праведен еси Господи, затворяя от нас милости Твои грех ради наших и, не приемля молитв ваших, пока не сокрушим сердце недостоинством нашим. Праведен, не слушая нас, ибо и проучить ведь надо нас, окаянных, неблагодарных, злых!.. Но, Господи, призри и на немощь нашу, пощади и помилуй! Вмешайся Твоим человеколюбием и бесконечным милосердием, а нам со своими грехами дальше идти некуда! 19 Января. 302. Прекрасная мысль: на иконе Печерской Б. М. пр. Феодосий представлен касающимся ноги Божественного Младенца, как-бы лаская Его. И точно – вся жизнь Преподобного, Его труды, подвиги, бдения и молитвы – были как-бы ласкою Господу, радовали Его человеколюбивое сердце. Так и мы можем познавать сладость этих ласк, угождая Господу и во всем творя волю Его. 20 Января. 303. Никогда так живо не чувствует сердце суету всего мирского, житейского, как в переживании горя, скорби и печали от потери близких сердцу. 20 Января. 304. Праведен Господь в милости о грозе Своей на нас, ибо и гроза Его милостива: наказывая нас здесь, дает надежду, что помилует там. Жизнь одного близкого мне человека была плоха и несчастна, несчастна и кончина, вдали от родных, без покаяния и причастия Св. Таин, и даже без сознания. В этом суд праведный Божий. Но Его милость взыщет его теперь там, и, как уже искупленного горькими, предсмертными слезами покаяния и упомянутым наказанием, помилует молитвами Св. Церкви и принесением бескровной Жертвы. Даруй Господа! 20 Января. 305. Как хорошо со слезами горя или печали мешать слезы покаяния и сердечного сокрушения в своей греховности! Как это усугубляет их потоки, но и услаждает, очищает и обновляет душу! И какой поэтому смысл – желать горя, и не чуждаться его!

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

31 Августа. 800. Много я поработал сатане в моем прошедшем! Сколько же более должен поработать Господу в настоящем и будущем, если желаю, чтобы не были ложью в моих устах слова: «сподоби мя, Господи, возлюбити Тя, якоже иногда возлюбих той самый грех, и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому: наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему!» ... (Мол. утр. 9-я). Можно ли сравнивать Господа с сатаною по Его величию и значению для меня! И насколько Господь в этом отношении неизмеримее сатаны, настолько более я должен послужить теперь Ему, нежели сколько некогда служил сатане, – настолько более побуждений показать, сколь Господь неизмеримо дорог, свят и любезен моему сердцу, угождавшему сатане! 31 Августа. 801. Господи! Вся исполняяй и вся содержай! Се – все мы пред Тобою грешные, недостойные, неисправные. Все покрой Твоею беспредельною любовию. Всех обыми Твоим всеобъемлющим объятием! Все возмести Твоим безграничным совершенством! Всех осени Твоим кротким благословением! Вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец! 31 Августа. Сентябрь, 1902 г. 802. Господи! Меня самого отдаю в молитву, умилостивление и искупление за раба Твоего Сергия! Лютая грешников смерть не дала ему возможности исправить путь его к Тебе и показать себя готовым к спасению вечному! Боже праведный! Спаситель всяческих! Приими меня, вмени мою жизнь и труд в его стяжание, его искупление! Мною, моею жизнию и трудом искупи его, Господи! Наипаче же искупи Твоим вечным, всеобъемлющим, всепокрывающим искуплением, Твоими несравненными, неоцененными и единственно достойными заслугами! 1 Сентября. 803. «Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят!» ( 1Кор.16:22 ). Почему же так строго, когда Сам Господь, наоборот, называл простительною даже хулу на Сына Божия? Потому, что кто не любит Господа Иисуса Христа, тот не любит истинно достойного любви, не любит истинно прекрасного, доброго, святого и благословенного, не любит того, вне связи с Которым и близости все нечисто, Богопротивно и проклято. «Проклята земля в делех твоих!» ( Быт.3:7 ). И до сих пор это проклятие пребывает на всем, что отчуждается благодати Христа–искупителя! Господи, сподоби меня истинного и единого счастия – возлюбить Тебя всею душею моею и жизнию!..

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Приди к благодетелю чада своего, о чьем рождении известил тебя Дух святой. Приди, уподобясь человеколюбивому пастырю, который оставил не только девяносто девять в горах небесных, но оставил тысячи и тысячи и еще больше бесчисленного воска и сошел, преклонив небеса, и стал искать заблудшую овцу, нашел ее и выхватил из горла смертоносного лютого зверя, дьявола, взяв на свое раме, принес Отцу своему, и оставил ее меж стада овец своих. И ты, господин мой, приди, ведомый Духом святым по божественному пути и по малой моей тропе, постарайся и найди плод многолюбивого сердца твоего. Приди и помоги мне, и спасемся мы и примем сокровища, Господом нам обещанные, и покажем добрый путь стаду нашему и всем, кто любит Бога и желает наследовать истинную жизнь. Приди, сверстник праведников, что с самого начала угодили Богу: Авраама, Исаака, Иакова. Приди, уподобясь Богом благословленному Иакову, который пошел в Египет ради своего прекрасного чада Иосифа и который с Богом вместе накормил весь Израиль в Египте и многими слезами омыл святые его седины и утолил многодневное жалостное рыдание многолетней старости святого Израиля, который и не думал, что радости ждут его после лишений, но всегда горел Духом святым и теплыми слезами орошал святые образы Божьего самовидца, которого весь мир не был достоин ( Евр.11:38 ), чрез которого весь свет обновился, ибо Христос родился от его святого семени. Богоносные други, прекрасный Иосиф с богоизбранным отцом своим Иаковом, были раздираемы горем, еще не зная исконного Божьего смотрения любимого чада, посланного пред ним, ради возращения всего Израиля 23 . Но тот, кто живет в Иосифе, и кто отвел его в Египет пред лицо отца своего Израиля, он и меня послал пред твое святое лицо, дабы Бог в тебе прославил свои чудеса, дабы назвался ты другим новым Израилем и обновил чад своих Духом святым; и паства твоя Богом взращенная будет избранницей Божьей 24 , и Бог прославится в них ради твоего превеликого смирения, ибо ты Христа ради оставил выси, пришел на Святую Гору и всем показал добрый путь боголюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

47. Non praetereamus disciplinae alicuius profectum, sicut etiam loseph adulescentulus non praeteriuit, quia fratres suos requirebat et ad eum festinabat locum, in quo pascebant oues, et cum cognouisset quia in Dothaim sunt, perrexit eo. Significatur autem illo uerbo Dothaim defectus idoneus, id est uanarum opinionum defectus non mediocris, sed perfectus et plenus, in quo profectus est animae. Sapiens enim quando minuit addit; deficiunt enim saeculares opiniones, quae mulieribus infirmis comparantur. Vnde pulchre, quo ostenderetur Sarra ad profectum uenisse, ut generaret risum et laetitiam, defecerunt inquit Sarrae fieri muliebria. Bona ergo defectio cupiditatum, defectio uanitatis, quia ueritatis adiectio est. Vnde et sanctus ait: Defecit in salutare tuum anima mea. Paritura etenim erat quem concesserat eoque et promiserat deus, paritura laetitiam et sobriam illam iocunditatis ebrietatem, paritura ante expectatum ingenii celeritate partus, feta sapientiae. Denique et de aliis Hebraeis mulieribus habes quia Hebraeae prius pariunt quam ueniant obstetrices, eo quod animae iustorum non expectent artes et disciplinas propter inuentionum genera nec requirant adiumenta generandi, sed sponte partus suos fundant expectationemque praeueniant. Будем ревновать ко всякому делу, как старался отрок Иосиф, когда искал своих братьев и спешил к тому месту, где они пасли овец, а когда узнал, что братья его в Дофане, то пошёл туда 137 . Слово «Дофан» означает надлежащее отложение пустых мнений 138 , не просто умеренное, а окончательное, полное отложение, именно в этом преуспевание души. Ведь мудрец, когда уменьшает, увеличивает; и отпадают мирские мнения, которые можно сравнить со слабыми женщинами. Вот почему прекрасно сказано, что обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось ( Быт.18:11 ), этим обнаруживается, что Сарра достигла совершенства и родила смех и радость 139 . Хорошее дело, значит, умаление страстей, умаление тщеславия, потому что это усиление истины. Так и святой говорит: Истаяла душа моя о спасении Твоём ( Пс.118:81 ). Сарра должна была родить, кого даровал и обещал Бог, родить радость и трезвое опьянение наслаждения 140 . Благодаря быстроте ума Сарра должна была родить плод мудрости раньше ожидаемого срока. Это относится и к другим еврейским женщинам, поскольку еврейки рожают до прихода повитух 141 , потому что души праведников не ждут помощи от искусств, наук и разного рода изобретений и не ищут вспоможения для родов, но сами разрешаются от бремени ранее ожидаемого срока.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Обретя свободу, отец Иосиф поселился у родственников в родном селе. Очень скоро массы народа начали стекаться в это село. Власти установили у домика, где он жил, круглосуточный милицейский пост. Под воздействием " работы " , проведенной милицией с одним из его родственников, тот вывез отца Иосифа в глухие места, и, жестоко избив, бросил его в декабрьские холода в воду. Утром отца Иосифа чудом нашли еле живого. Надежды на то, что он доживет до утра, почти не было и его ночью постригли в схиму с именем Амфилохий. Но Богу было угодно исцелить его. Дабы не подставлять под гнев властей Лавру, отец Амфилохий уехал к родственникам. И опять люди ехали к нему из Грузии, из Молдавии, из Москвы, из Средней Азии, и Дальнего Востока. В летний период старца ежедневно посещало более 500 человек. После молебнов он всех усаживал за огромный стол, сооруженный во дворе для братской трапезы, после которой все пели церковные песнопения и духовные стихи. Имея прекрасный бархатный баритон, отец Амфилохий знал их множество и все восхищались красотой его пения. Посвящая дни трудам, он целые ночи проводил в поклонах и слезной молитве. Отец Амфилохий учил, что корень безбожия в ожесточении человеческих сердец, неспособных вместить любовь Божию: " Грех, как сеть, опутывает сердце и злоба, как оковы, сковывает его. Злые люди убили праведного царя, злые люди глумяться над православным народом. Великое счастье, говорил он, что Господь сподобил нас родиться в православной стране, от православных родителей, в православной вере, а многие народы не знают Православия. Как же нам надо благодарить Бога за эту Его милость к нам! " . Старец предвидел свою кончину. Его неоднократно пытались отравить. Однажды, он после молитвы, перекрестил тарелку с предложенным ему супом, и она тотчас треснула. Не сказав ни слова и не глядя на хозяев, он тотчас ушел из их дома. За четыре месяца до своей кончины он со слезами сказал: " Ах, как страшно будет, когда застучит мерзлая земля по крышке гроба " . 1 января 1971 г. он скончался.

http://pravoslavie.ru/put/sv/amphilohy.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010