Господь, родившись в темной пещере нашего сердца, возрастает в нас вместе с умножением в нас веры и любви… Как это удивительно! В Священном Писании мы также можем найти мысли о том, что Христа рождает в душе каждого верующего Церковь. Двенадцатая глава книги Апокалипсис рассказывает о «жене, облеченной в солнце» (см.Отк.12:1), которая имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения… и родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным (Отк.12:2,5). По толкованию некоторых святых отцов, речь идет о Церкви, болеющей муками рождения Господа в людях. «В лице крещаемых Церковь непрестанно рождает Христа… в них изображаемого даже до полного возраста Христова» – объясняет святой Андрей Кесарийский. Кстати, к теме рождения Христа в людях относится христианский взгляд на ветхозаветных праведников как на прообразы Спасителя. Какая здесь связь? Бог создал людей по образу Своему. А образ Бога Отца есть Сын Божий, Христос. Так Он называется в послании к Евреям: образ ипостаси Его (Евр.1:3). Да и Сам Христос говорил: Видевший Меня видел Отца (Ин.14:9); Я и Отец - одно (Ин.10:30), Отец во Мне и Я в Нем (Ин.10:38). Сын есть образ Отца… Но что такое образ? Мы понимаем образ как бездушную копию, имеющую некоторую ущербность по сравнению с первообразом. Так в мире людей, но не так в мире божественном. Сын, образ Отца, есть Живой Образ, ничем не отличающийся от Отца, кроме Своего ипостасного свойства – рождаемости. Этот Живой Образ отображался в праведниках Ветхого Завета, которые являли какие-то качества грядущего родиться Богочеловека: кротость (Давид и Моисей), целомудрие (Иосиф), терпение (Иов), упование на Бога (Авраам), мудрость (Соломон), мужественность (Иисус Навин), и т.д. Именно в этом смысле древние угодники Божии называются прообразами Христа. Господь, Который еще только должен был родиться, уже как бы духовно предрождался в святых дохристианской эпохи. Данную мысль прекрасно излагает митрополит Вениамин (Федченков) в своем труде «Размышления о двунадесятых праздниках»: «Если люди созданы по образу Образа, то Сей Образ, Сын Божий, живет в них, и все светлое есть отображение Его в человеке. А так как вполне, «телесно», проявившийся в человеческом лике (иконе, образе) есть Сын Божий — воплотившийся, то отсюда нужно сделать вывод такой: то, что в Ветхом Завете в каждом человеке Божьего было сокрыто, это открылось явно в Богочеловеке Христе. Тогда уже прообразы будут совершенно естественно иметь связь с Образом. Или еще лучше сказать: в Новом Завете явился Тот же Самый Христос — Образ Божий, Который жил в людях и в Ветхом Завете».

http://pravoslavie.ru/109791.html

Господь сказал: «Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» ( Ин.14:26 ). И если только родители позаботятся об очищении своего сердца и о стяжании Духа Святого Божия, то Дух Божий Сам умудрит их и будет руководить ими в деле воспитания и приведет ко спасению и самих родителей, и их детей. Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью. Духовная среда Вы – свет мира... Мф.5:14 Развитие жизни растений невозможно без солнечного света. Так же и духовное возрастание человека невозможно без духовного света. Где найти этот свет для наших детей? Ответ дает Сам Господь. Светом для мира был Он Сам, пока был на земле ( Ин.8:12 ). Уходя, Он повелел светить миру Своим ученикам: «Так да светит свет ваш перед людьми» ( Мф.5:16 ); «Вы свет мира» ( Мф.5:14 ). Итак, для духовного развития наших детей нужна среда света духоносных учеников Христовых. Взаимное влияние живых личностей чрезвычайно велико, особенно если их связывает чувство любви и доверия. «С кем поведешься, от того и наберешься» – гласит народная мудрость. «Если хочешь быть благочестивым, – говорят святые отцы, – то найди человека, боящегося Бога и служащего Ему всей душой, и живи с ним». Преподобный Иосиф Волоколамский добавляет к этому: «Если нашел ты такого человека, будь покоен: ты нашел ключ к Царству Небесному». Старец Амвросий Оптинский говорил, что когда дикая лошадь присмотрится, что прочие лошади идут спокойно, и сама пойдет в ряд. Так и человек. Особенно сильное влияние на окружающих оказывают праведники – носители света Христова. В чем тайна их влияния? Однажды ученик Пахомия Великого просил рассказать какое-либо из его видений. Преподобный отвечал: «Если ты желаешь иметь прекрасное и значительное видение, то я укажу тебе на одно из них: когда ты увидишь человека благочестивого, скромного сердцем, чистого – вот прекраснейшее из видений; ты видишь Бога невидимого в этом видимом человеке». Очевидно, здесь осуществление обетования Господа, и сейчас пребываемого с нами во святых Своих: «...се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Дитя было красиво? Но каково бы оно ни было, оно не красивее Исаака; тот был к тому же единородный. Твое родилось в старости? И тот также. Прекрасно было дитя? Но каково бы оно ни было, оно не прекраснее Моисея, который даже в варварском взгляде возбудил любовь к себе, будучи в таком возрасте, когда красота еще не раскрывается. Однако же родители бросили в реку своего возлюбленного (сына). Ты и лежащее дитя видишь, и гробу предаешь, и ходишь к памятнику; а они не знали, чьей пищей он сделается — рыб ли, собак ли, или какого–нибудь из зверей, живущих в море, и это совершили, ничего еще не зная ни о царстве (Божием), ни о воскресении. Дитя твое не единородное; но оно умерло после смерти многих (других детей)? Все же это не было так ужасно и горестно, как бедствие Иова. Не падала храмина (твоя), не во время пиршества (детей это было), пред тем не получал ты известий о своих потерях. Твое любимое было (дитя)? Не более же, чем Иосиф, пожранный зверем; однако же отец перенес горе и в этом случай и в бывшем затем. Он плакал, но не поступил нечестиво; сетовал, но не предался отчаянию; был столько тверд, что говорил: « Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, — все это на меня! » (Быт. 42:36). Видишь, как сильный голод заставил его пожертвовать детьми! А на тебя страх Божий столько не действует, сколько голод. Плачь — я не запрещаю; но не богохульствуй — ни словом, ни делом. Каков бы ни был сын твой, все же нельзя сравнить его с Авелем; но Адам ничего такого не сказал, несмотря на то, что несчастье его было весьма велико, — что, в самом деле, ужаснее братоубийства? Кстати, я вспомнил о других братоубийцах; например Авессалом убил первенца Амнона (2 Цар. 13:28, 29). Царь Давид любил отрока, сидел во вретище и пепле (во время его болезни); однако не позвал ни гадателей, ни заклинателей, — а они были тогда, как показывает Саул, — но молился Богу. Так и ты делай; что сделал праведник, то делай и ты; те же слова говори, когда умрет дитя (твое): « Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне » (2 Цар.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И в эту бездну греха Господь посылает Своего праведника, чтобы он свидетельствовал о силе Того, Кого забыли потомки Мицраима и предания о Котором составляли самую великую тайну жрецов. Когда же он приближался к Египту, то сказал Сарре, жене своей: «Вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя». «Авраам сказал сие как человек, – пишет прп. Ефрем, – а Сара отведена в дом царев, чтобы обнаружилась любовь ее к мужу, когда и в плену не променяла мужа своего на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный пример, а именно, что, как Сара не прельстилась царством египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку, и как весь дом фараонов подвергнут казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет». И, как добавляет Златоуст, Авраам сказал это, будучи одержим страхом смерти, которая в то время была еще в полной силе. «Да, лицо смерти было еще страшно: еще не были сокрушены медные врата, еще не было притуплено ее жало». К слову сказать, опасения Авраама за свою жизнь не были пустыми. Найдено описание одной истории Древнего Царства, когда к фараону приводят красивую женщину, и он приказывает казнить ее мужа. Думаю, что Авраам знал это повествование и справедливо боялся похотливости египтян. «И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды». Фараоном, к которому приходил Авраам, был Пиопи (6 династия). Это был последний правитель эпохи Древнего царства, умерший во время гибели Содома. При раскопках Библоса, погибшего вместе с проклятыми городами от страшного землетрясения и пожара, в слоях пепла содержатся предметы с именем Пиопи. Независимым подтверждением этого является предание, сообщающее имя этого правителя. Иосиф Флавий называет его в одном месте Нехао, а в другом Фараотом. Другие иудейские писатели называют его Рикайоном или Ракайоном, добавляя, что он вышел из Сеннаара и достиг царского достоинства силой и обманом. Малала называет его по имени Нарахо.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Избегай почести этого мира, подражая своему небесному Жениху. Вряд ли ты захочешь отдавать распоряжения другим и быть настоятельницей, читая: Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою ( Мф.20:26 ). Сам Спаситель не открылся, когда у Hero спрашивали перед народом, царь ли Он. Зачем земное царство Тому, Кто пребывает вместе с Отцом в Небесном? Христос учил стремиться к смирению, избегал почестей от людей и, будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого ( Флп.2:6–7 ). Тот, Кому служит все небесное и земное, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою ( 2Кор.8:9 ). Иди тем путем, который проложил твой Жених, и неутомимыми ногами следуй за Небесным Вожатым. Да не окажется, что твои поступки отличны от Его деяний и что Он не захочет дать тебе часть в Царстве Небесном. Мы стараемся, чтобы ты поняла маловажность, а не величие земных благ и чтобы ты не считала счастливцами тех, кого видишь богатыми в этом веке. Праведники должны уметь с готовностью отказываться от того, что позволительно иметь грешникам. Дает Господь временные блага грешникам, но не даст небесных. Дает Господь и праведникам, если знает, что они не возгордятся. Праведники, по милости Божьей, могут жить богато, по милости же Божьей, могут терпеть нищету, но за все они благодарят Бога и всегда с радостью принимают Его Волю. Грешникам богатство дается, как наказание, так что оно приносит им мало радости. Отнимается оно тоже в наказание, так как они сильно из-за него горюют. Итак, праведнику – во славу, грешнику – в возмездие. А что оно для тебя, принявшей обеты и хранящей их?  Посмотри, в какой скудости жила Дева Мария. Она была так прекрасна перед Господом, что стала Его Матерью, но так бедна, что когда пришло время родить, у Нее не было в помощницах ни повитухи, ни служанки, колыбелью в тесном хлеву служили ясли.  Праведный Иосиф, которому Она была обручена, тоже был беден и зарабатывал на жизнь кузнечным ремеслом, 488 как мы читаем. Выведи же правило из этих примеров. Лучше тебе не терпеть опасностей от богатства, так как желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть дьявольскую, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в пагубу ( 1Тим.6:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда оба человека истинно православные, семья не рассыпается. Распадаются не православные семьи, а полуправославные или «наполовину православные», когда одна сторона считает так, а другая - так, у каждого свое «православие». Поэтому духовник моего отца, дед ректора ПСТГУ, священник Владимир Воробьев (1876-1940), сказал: бери жену, чтобы была христианка, как кремень. И чтобы христианская семья из нее перла. То есть чтобы были христианские семейные устои. Разговор проходил в алтаре, он повел папу к Горнему месту и сказал: «Даст тебе Господь жену, которая возьмет тебя и поведет в Царство Небесное. Ты думаешь - ты идешь? Нет, она тебя ведет». Поэтому о ма¬моч¬ке - именно за ¬ее терпение, за смирение - в конце жизни папа и говорил: по имени твоему тако и житие твое. А она была Любовь. Покров - над семьей - Над многодетными семьями существует особый Покров Матери Божией? - Матерь Божия - покровительница материнства. В народе после Покрова начинались свадьбы. Покров издревле связывали с покровительством семьи - существует такое народное предание. И в обычной нашей земной жизни Матерь Божия о нас ходатайствует: Она и «Помощница в родах», и «Взыскание погибших», и «Всех Скорбящих Радость», и «Нечаянная Радость»... Деторождение всегда было благословением Божиим. А как может быть благословение Божие без благословения Матери Божией? Конечно, это неотделимо... - Можно ли сказать, что Покров в семье реализуется через женщину? - Пожалуй, теперь чаще - да, через женщину. Хотя в Ветхом Завете было немножечко по-иному: благословение преподавалось преимущественно сыновьям. Исаак благословил Иакова: «...да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множества хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!» (Быт. 27:28-29). Праведный Иосиф Прекрасный (11-й сын Иакова, проданный братьями в Египет, но занявший высокое положение при дворе фараона. - Ред.) был рабом. Но Божие благословение прошло через него на его владельцев и на весь дом. Правда враг хотел его уничтожить через жену царедворца Потифара, но Господь его прославил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Кроме того немногие, сохраненные Евангелистами и преданием черты из жизни Богоматери и ее обручника представляют нам вполне высоту нравственного их достоинства и прекрасный пример для нашего поучения. Как много людей, которых великие дары Божией благодати привели к духовной гордости и душевной пагубе: они, возмнив себя святыми я паче всех прочих людей заслужившими Божие благоволение, потеряли дух смиренномудрия, сами себя вознесли на степень учителей и осудителей, – отпали от церкви и других за собою увлекли, сделались раскольниками и еретиками. Но не то представляют нам благодатная Мария и праведный Иосиф. Никто из людей не удостоился того обилия благодатных даров и не возвеличен так, как преблагословенная Мария, удостоившаяся быть матерью Бога-Слова; но это послужило ей только к большему и большему смирению и к возвышению любви, благодарности и благоговейной преданности Творцу своему. Во всю ее земную жизнь не слышится от Ней ни похвальбы, ни учительного голоса, ни посягательства на какое-нибудь начальство или почесть, но только: «се раба Господня; буди мне по глаголу твоему»... «Величит душа моя Господа " … «Сыне и Боже мой, приими дух мой». Великое дело вверено было Самим Богом Иосифу: хранить благословенную в женах и ее Божественного Сына, но ни пред кем не похвалился он этим и не ждал за это никаких земных преимуществ, но оставался в скромной доле простого плотника и трудами рук своих питал свое семейство, в том числе и Подателя всех благ земных и небесных – Богомладенца. О, как прекрасно воспел Тебя, Преблагословенная, праотец твой Давид, в 44 псалме: „стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом. В испещренной одежде ведется она к Царю: за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее. Приводятся с весельем и ликованием, входят в чертог Царя« ( Пс.44:10–16 ). IV. Жизнь И. Христа до крещения и крещение

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Осмотритесь, что вы делаете. Христианская ли это жизнь: попечение только о житейском и почти нимало о небесном, попечение о пище и питии, одежде, обогащении, об всевозможных удовольствиях? Ложная клятва, обманы, лесть, сребролюбив. лихоимство, мздоимство или взяточничество – разве это не дела язычников? Нет, братия! Не льстите себя, не обольщайтесь, не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют [ 1Кор. 6, 9– 10 ]. Но именем Божиим умоляю вас позаботиться о наследовании Царствия Небесного, уготованного нам еще прежде, чем сложил Творец этот прекрасный мир [ Мф. 25, 34 ]; позаботьтесь всеми силами избежать вечной муки, уготованной также от сложения мира диаволу и ангелам его, а потом и грешникам нерадивым и нераскаянным. Ей, уверяем вас словом Божиим: несомненно будет блаженство верное праведных на небесах и мука вечная грешников нераскаянных во аде [ Мф. 25, 46 ; Ин. 5, 29 ], Или: верьте или не верьте – без вашей веры или неверия всё это будет. Если вы неверны, то Бог всегда верен Сам Себе, ибо Себя отречься не может [ 2Тим. 2, 13 ], и исполнит всё, что предсказал. Помяните, братия, кто вы, как вы ничтожны. Вы еще только недавно существуете в мире, и вам дан очень небольшой участок времени бытия по благости Бога Творца, и вы скоро должны будете оставить этот мир, как оставили его ваши отцы, братия, и друзья, и знаемые – вас опять не будет. Воспользуйтесь же этим данным вам от Бога мгновением жизни, употребите ее на то, на что она дана: на приготовление себя к вечному блаженству во Иисусе Христе. Не скрывайте талантов, вам вверенных от Бога для приращения и увеличения своего будущего блаженства, в земле. Чувство любви к иноверцам, говорил в своем слове преосвященный Иосиф, архиепископ Литовский 122 , есть обет всей моей жизни (несмотря на их ненависть к православным), и малодушная ненависть не коснется моего сердца даже тогда, если бы мне пришлось запечатлеть кровию это душевное расположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Смертными грехами оскорбляется вечное существо – Бог; поэтому и возмездие за оскорбление вечного Бога должно быть также вечное. Вот почему Свящ. Писание так часто напоминает нам о необходимости бороться с этими грехами, как с «врагами нашей жизни» ( Тов. 12: 10 ). «Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя» ( Сир. 4: 32 ). «Беги от греха, как от лица змия» ( Сир. 21: 2 ). Следуя этому наставлению, праведники Ветхого и Нового Завета во всех искушениях жизни говорили: лучше умереть, нежели согрешить. Искусительнице к прелюбодеянию отвечал прекрасный Иосиф: «Как же сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом» ( Быт. 39: 9 ). Поставленная в необходимость или согрешить, или попасть в руки своих преследователей и умереть, целомудренная Сусанна отвечала: «Лучше для меня не сделать этого, и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» ( Дан. 13: 23 ). Подобным образом отвечали преследователям праведный старец Елеазар и мать Маккавеев со своими сыновьями (2 Макк. 6: 24 и дал.; 7: 2 и дал.). За ними следовали христианские мученики и святые всех веков. Они терпели тягчайшие страдания и преследования, подвергались даже ужаснейшей смерти, чтобы только сохранить свою совесть чистой от грехов. Каждый христианин, желающий спасти свою душу, должен последовать их примеру 720 . Что касается грехов несмертных, иначе простительных (peccata venialia), то по противоположности со смертными они суть те, которые не погашают жизни духовной, не отдаляют человека от Бога, так что можно ему без смущения обращаться к Богу и беседовать с Ним. Таких грехов бесчисленное множество, и от них никто не свободен. Поэтому и трудно определить, какие именно эти грехи, тем более, что несмертность греха зависит не от одной только маловажности предмета его, но и от внутреннего расположения духа. Положительно только можно сказать, что все грехи невинного неведения ( 1Тим.1: 13 ), неосмотрительности ненамеренной, иногда неприличия и неблагоразумия легкого, суть грехи несмертные, извинительные, потому особенно, что в них не участвовало намерение и желание сделать что недоброе 721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Спаситель проповедовал в Назарете, Своем родном городе, в котором Он жил с детских лет и в котором был всем известен. Иудеи изумлялись, как этот человек — сын обыкновенного плотника, может говорить столь мудрые слова, поскольку заключенная в них благодать была очевидна даже для тех, кто относился к Господу неприязненно или безразлично. Им казалось, что сын простого небогатого человека не может знать столь необычайных вещей, не может так прекрасно и мудро говорить. Иудеи не обращали внимания на то, что Иосиф был праведной жизни и происходил из рода царя Давида, совсем не желали думать о святости и смирении Пресвятой Девы, которые были очевидны для всех. Смиренный человек не ищет себе славы, и некоторые бесстыдные и грешные люди пользуются этим для того, чтобы уничижать ближнего и вовсе не вспоминать о его добродетелях. Господь наш Иисус Христос был вынужден напоминанием событий из Священного Писания обличить иудеев не только в том, что они теперь Им пренебрегают, несмотря на Его слова, всеми признаваемые мудрыми, несмотря на чудеса, какие Он творил в иных местах, но каких не мог совершать в Назарете из-за неверия сограждан, — но и в том, что они вообще никогда не принимали праведников и посылаемых Богом пророков. «Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» ( Лк.4:23-24 ). Не так легко принять пророка и чудотворца, если он обличает грехи своих соотечественников. Спаситель приводит в пример пророка Илию. «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле» ( Лк.4:25 ). Для того чтобы израильский народ покаялся, по молитвам пророка Илии наступило бездождие: три с половиной года на землю не вьшадало ни одной капли дождя. В эти годы от возникшего голода люди сильно бедствовали, были даже случаи людоедства.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010